Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Подпрограмма
"Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)" Республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01 октября 2008 года N 418)
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)"
Наименование Подпрограммы |
"Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2010 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Подпрограммы (наименование документа) |
пункт 13 раздела II Плана реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года N 801 |
Государственный заказчик-координатор Подпрограммы |
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик Подпрограммы |
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) |
Цели Подпрограммы |
1. Рациональное использование территорий поселений Республики Саха (Якутия). 2. Рост уровня жизни населения сельских поселений. 3. Вовлечение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения. |
Задачи Подпрограммы |
1. Создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот. 2. Установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользовании. 3. Выделение массивов земель крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций. 4. Выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения. 5. Выделение зон с особыми условиями пользования землей (например: особо охраняемые территории федерального, республиканского, муниципального значений) с целью последующего установления обременении земельных участков. 6. Выявление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей. 7. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки. 8. Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов. |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
I этап -2009 год; II этап-2010 год. |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
1. Космическая съемка территории республики. 2. Создание ортофотопланов. 3. Полевые работы по инвентаризация территорий поселений. 4. Камеральная обработка и оцифровка результатов полевых работ. 5. Создание схем рационального использования территорий поселений. 6. Проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов). |
Объем и источники финансирования Подпрограммы |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия): всего на 2009-2010 годы: 367 078,3 тыс. рублей, в том числе: на 2009 год - 238 569,1 тыс. рублей; на 2010 год- 128 509,2 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
1. Переход на новые технологии и методы получения информации, изучения и картографирования земель. 2. Создание топографических и цифровых карт на территорию республики. 3. Оформление прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов). 4. Создание основ для вовлечения земли как недвижимости, в рыночный оборот, стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли. 5. Создание схем планирования и организации рационального использования земель поселения. |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Подпрограммы |
Реализация Программы должна обеспечить достижения в 2010 году следующих показателей: 1. 100%-ое обеспечение картографическим материалом территории республики; 2. 100%-ое обеспечение схемами организации рационального использования земель поселений; 3. 100%-ое обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов) |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор программы - Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия). Государственный заказчик-координатор программы направляет: ежегодно в соответствии с установленными сроками в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) бюджетные заявки для выделения ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия); ежеквартально не позднее 45 дней после отчетного периода и в срок до 1 апреля годовой отчет в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) статистическую и аналитическую информацию о реализации целевых программ Республики Саха (Якутия) согласно форме N 1-ЦП, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия); ежемесячно до 5 числа в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) информацию о реализации целевых программ Республики Саха (Якутия) согласно формам 1 и 2 приложения N 6 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2008 года N 60 "Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)" (далее - Порядок) и аналитическую записку по рекомендуемой схеме согласно форме N 3 приложения N 6 к Порядку; ежегодно до 20 января в адрес Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) годовые отчеты о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств согласно приложению N 7 к Порядку (форма N 1, форма N 2). |
1. Характеристика проблемы по созданию картографической основы и основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли
1.1. Анализ причин возникновения проблемы по созданию картографической основы и основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли
Началом масштабных земельных преобразований в России принято считать принятие Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе".
В Республике Саха (Якутия), как в целом в Российской Федерации, за период с 1990 года по 2008 год созданы основы земельных отношений, современная законодательная и нормативная база земельных отношений, платное землепользование, современная система государственного кадастра недвижимости и регистрации прав на объекты недвижимости, в т.ч. на земельные участки.
Вместе с тем, в силу специфических особенностей региона, в отличие от общероссийской практики в республике не развит институт собственности на землю и, как следствие, население практически не обеспечено правом собственности на земельные участки.
По состоянию на 01 декабря 2007 года распределение форм собственности на землю на территории Республики Саха (Якутия) выглядело следующим образом:
(рис. 1)
Как видно из представленной информации, оформление прав юридических лиц и граждан на земельные участки отстает от оформления прав публичной собственности в десятки и сотни раз.
По состоянию на 01 января 2008 года численность населения республики составила 951 436 человек, из них сельское население составляет 331868 человек (34,9%). В целом надушу населения в республике оформлено в собственность 0,009 га, т.е. по 94 кв. см.
При этом, если учесть, что одна треть населения республики занимается сельскохозяйственным производством, и считать оформленными права только у сельских жителей, то каждый сельский житель имеет оформленное право собственности на земельный участок площадью 271 кв. м. или 0,02 га.
Что касается оформления прав на земельные участки сельскохозяйственных предприятий, то у большинства из них в лучшем случае имеются свидетельства на право постоянного пользования, выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по форме утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Что касается оформления прав собственности на земельные участки юридических лиц, то следует отметить, что из 5,1 тыс. га 4,174 тыс. га составляет один земельный участок ХК "Якутуголь".
В целом по России очевидны результаты земельной реформы. Однако отмечается и отсутствие последовательной земельной политики на уровне Федерации и планов ее реализации, что привело к бессистемности в реализации задач земельной реформы, отсутствию финансирования мероприятий, как по первичному учету земель, так и землеустройства в целом, а также мероприятий по охране земель, подготовке кадров, фундаментальной и прикладной землеустроительной науки.
В Республике Саха (Якутия) Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова от 09 января 2008 года утверждена Концепция земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с планом реализации ее основных направлений (далее - Концепция земельной политики). В соответствии с Концепцией земельной политики республикой выбраны 8 (восемь) основных направлений развития земельной политики, соответствующих Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и в целом учитывающих направления социально-экономического развития республики до 2020 года.
Республика Саха (Якутия) располагает огромным комплексом природных ресурсов, не только недровых, но и на поверхности суши - огромной территорией (308 352,257 тыс. га), огромным и богатым лесным фондом (площадь лесного фонда - 249 010 тыс. га), а также впечатляющими запасами пресной воды (площадь земель под водными объектами - 2 136 тыс. га). Эти три вида взаимосвязанных и незаменимых природных ресурса из-за их дефицита выдвинуты мировой экономикой на передний план, вследствие чего одним из наиболее важных направлений развития земельной политики Республики Саха (Якутия) становится охрана земли, как основной составляющей окружающей среды.
Как отмечает профессор П.Ф. Лойко, "специфичность земли состоит в том, что она одновременно выступает в 5 (пяти) ипостасях:
земля - территория страны, главная государствообразующая составляющая;
земля - всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель;
земля - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве;
земля - основной компонент окружающей природной среды;
земля - кладовая водных, минеральных, лесных и других ресурсов".
Рациональное использование природного комплекса с учетом взаимного влияния его отдельных компонентов (население - земля - вода - лес) становится важнейшей задачей социально-экономического развития республики. Специфика земельных отношений определена своеобразием земли как объекта этих отношений.
Как уже отмечалось выше, отличием нашего региона является неразвитость института собственности на землю и, как следствие, низкий уровень обеспеченности населения правом собственности на земельные участки.
Основной объективной проблемой при оформлении прав на земельные участки, а, значит, при вовлечении земельных участков в гражданский оборот, порождающей за собой ряд субъективных причин, является отсутствие современной картографической основы на территорию республики.
Учитывая сложившуюся ситуацию, одним из основных направлений Концепции земельной политики выбрано создание картографической основы и территориальных схем землеустройства Республики Саха (Якутия). Повышение эффективности, рациональности использования и охраны земельного фонда.
Одной из причин возникновения проблемы отсутствия картографической основы является прекращение на федеральном уровне финансирования мероприятий по землеустройству.
Отсутствие картографических материалов порождает необходимость проведения мероприятий по изучению состояния земель, в число которых входит проведение космо-аэрофотогеодезических работ для создания плано-картографического материала, и проведение на их основе работ по инвентаризации земель.
Подпрограмма является одним из важнейших инструментов реализации земельной политики республики, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и включает задачи реализации наиболее важных для республики проектов, направленных на решение системных проблем земельной политики.
1.2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
По размерам Якутия занимает 18,2% всей территории России, опережая по этому показателю остальные ее субъекты. Вместе с тем, республика отличается малочисленностью населения, размещающегося на этой огромной территории. Так, к началу 2006 года численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) составила - 950,4 тыс. человек.
Данное обстоятельство также налагает дополнительные особенности регулирования земельных отношений.
Территория республики расположена в зоне распространения вечной мерзлоты, которая отличается большим своеобразием, неоднородностью и экстремальностью природно-климатических условий, а также повышенной ранимостью антропогенным воздействиям.
Кроме того, необходимо принимать во внимание огромную площадь республики и большие расстояния между населенными пунктами, а также, в целом, особенности физико-географических условий на территории практически каждого муниципального образования, что должно учитываться при создании систем управления земельными ресурсами.
Сохранение традиционного уклада жизни населения, живущего в основном в сельской местности, является одним из направлений государственной политики Республики Саха (Якутия).
Земля, как основное средство производства - главный основополагающий объект развития сельского хозяйства.
Переход к рыночной экономике объективно вызвал необходимость введения различных форм собственности на землю, платы на землепользование, законодательного признания земли в качестве объекта недвижимости и предмета правового регулирования с сохранением его главных функций - как средства производства, пространственного базиса и важнейшего ограниченного природного ресурса.
Одним из основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года является создание условий для многообразия форм собственности на землю, оценки земли, развитие рынка земли. Вовлечение в гражданский оборот земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, а также земель иных категорий, создание картографической основы и схем территориального землеустройства Республики Саха (Якутия). Повышение эффективности, рациональности использования и охраны земельного фонда.
В соответствии с Планом реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09.01.2008 N 801 предусмотрены:
поэтапное (до 2020 года) формирование частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов),
разработка и принятие республиканской целевой программы "Обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и создание схем планирования и организации рационального использования земель поселений Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы";
создание и распространение картографических материалов в электронной и бумажной форме.
Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленной цели, являются мероприятия по организации геоинформационного портала по работе с информацией природно-ресурсных искусственных спутников Земли.
Разрабатываемая Подпрограмма обеспечивает проведение землеустроительных мероприятий по организации рационального использования земель на территории всех поселений республики с одновременным проведением территориального землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в Заречной, Вилюйской и Центральной группах улусов, что создаст условия для формирования частной собственности сельскохозяйственных улусах.
Общей целью землеустройства является получение определенного экономического результата. Для этого организация территории должна быть в максимальной степени подчинена настоящим и будущим потребностям производства, а так как любое производство направлено в той или иной степени на решение социальных вопросов, то проведение землеустройства сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в указанных группах улусов также носит социальный характер.
Таким образом, данная Подпрограмма направлена не только на получение экономического эффекта от организации территорий, но и на сохранение традиционного уклада жизни населения, для которого сельское хозяйство является единственным источником дохода.
1.3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
По состоянию на 1 января 2008 года (по данным Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) в республике функционируют 3 895 крестьянских хозяйств, за которыми на различных видах права закреплено 306,7 тыс. га земель, в том числе пашни 16,98 тыс. га, 33 акционерных общества и товарищества с ограниченной ответственностью, занимающихся товарным сельскохозяйственным производством, за которыми на различных видах права закреплено 946,0 тыс. га земель, в том числе пашни 7,3 тыс. га, 159 сельскохозяйственных производственных кооперативов, за которыми на различных видах права закреплено 146,4 тыс. га земель, в том числе пашни 43,1 тыс. га, 76 государственных унитарных предприятий, за которыми на различных видах права закреплено 65,6 тыс. га земель, в том числе пашни 5,7 тыс. га.
По данным статистической отчетности данные земельные участки закреплены за пользователями на праве аренды или постоянного пользования. Большинство предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, не имеют на земельные участки оформленной землеустроительной документации ввиду ограниченности в финансовых средствах, отсутствия надлежащего современного картографического материала, отсутствия на местах землеустроительных организаций, имеющих возможность проведения межевых работ, отвечающих требованиям современного землеустройства, а также высоким уровнем тарифов на проведение межевания.
Отсутствие обновленного картографического материала, отсутствие картографических материалов, обеспечивающих требуемую точность (масштабы) проведения землеустройства масштабов, является одной из основных причин дороговизны межевых работ при землеустройстве.
Имеющиеся картографические материалы 50-60 годов XX века не отражают сложившихся изменений ситуации на местности, использование указанных материалов предполагает проведение работ по корректировке планово-картографического материала.
Проведение указанных работ дает существенное увеличение стоимости работ по созданию обновленных картографических материалов.
Органы местного самоуправления, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства в силу своего финансового состояния, обусловленной низкой доходной частью местных бюджетов, больших издержек сельскохозяйственного производства не в состоянии оплатить услуги землеустроительных организаций по составлению картографических материалов, по межеванию земельных участков.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В оставшееся время силами органов местного самоуправления, сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств проведение указанных работ не представляется возможным.
В ходе разработки Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года возник вопрос о применении возможностей станции приема спутниковой информации для решения хозяйственных задач республики.
После анализа размещения наземных станций приема спутниковой информации был выявлен неполный охват территории республики близлежащими станциями, расположенными в городах Иркутске, Магадане, Москве.
Дальнейшее изучение применения космических снимков выявило возможность их использования при реализации действующих республиканских целевых программ в области контроля за хозяйственной и строительной деятельностью, рационального природопользования, мониторинга состояния окружающей среды, сельского хозяйства.
В целом использование технологии космического мониторинга позволит значительно сократить расходы по мониторингу чрезвычайных ситуаций, контролированию ситуации без выезда на местность (при паводке, пожарах, других техногенных ситуациях).
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 07 декабря 2007 года N 1604-р предусмотрено финансирование приобретения
аппаратно-программного комплекса "УниСкан-24" и оборудования для организации геоинформационного портала по работе со спутниковой информацией.
В связи с приобретением станции приема информации с природноресурсных искусственных спутников земли в диапазоне 8 ГГц и оборудования для организации геоинформационного портала по работе со спутниковой информацией при реализации Подпрограммы предусматривается использование космической съемки.
Использование данных космической съемки даст возможность обновления имеющихся (с 50-60-х годов прошлого века) картографических материалов, отразить на них реальное состояние местности, снимет проблемы ограничения использования материалов с грифом "секретно".
Подпрограмма предусматривает применение аппаратно-программного комплекса "УниСкан-24" для получения материалов дистанционного зондирования земли со спутников IRS-P-95, SPOT-4 и MODIS.
Применение различных спутников связано с необходимостью создания ортофотопланов различных масштабов. Выбор масштабов обусловлен видами землеустроительных работ. Так, для проведения межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с соблюдением необходимой точности выполнения геодезических работ выбран масштаб 1:25 000. Для создания схем организации рационального использования земель поселений достаточен картографический план масштаба 1:50 000, а для улусов с наибольшими площадями выбран масштаб 1:100 000 (Оленекский и Булунский).
Использование материалов дистанционного зондирования земли со спутников SPOT-4 и MODIS для государственного заказчика бесплатны. Подпрограммой предусматривается оплата материалов дистанционного зондирования земли со спутника IRS-P-95 для масштаба 1:25 000.
Обеспечение картографическим материалом, пригодным к использованию органами местного самоуправления, требует координации соответствующих работ на республиканском уровне. Мероприятия по космической съемке и созданию картографических материалов на территории муниципальных поселений и в целом на республику являются весьма капиталоемкими и требуют длительных сроков исполнения и технических средств.
Указанные факторы предопределяют необходимость применения на республиканском уровне программно-целевого метода решения рассматриваемой проблемы путем разработки Подпрограммы.
Разработка и реализация Подпрограммы позволит обеспечить консолидированное участие органов государственной власти и организаций, производственных коллективов в эффективной и целенаправленной деятельности по созданию картографической основы, их применению при разработке схем рационального использования территорий поселений и межевании земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств для последующей постановки на государственный кадастровый учет.
1.4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Финансирование мероприятий по созданию картографической основы территории республики, разработки схем рационального использования земель поселений, межеванию земель сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств без использования программно-целевого метода будет осуществляться за счет средств местных бюджетов поселений, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.
При этом выделяемые средства не позволят решить комплекс намеченных в Подпрограмме задач, основными из которых являются:
1. Создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот.
2. Установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользовании.
3. Выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения.
4. Выделение зон с особыми условиями пользования землей с целью последующего установления обременении земельных участков.
5. Выявление, выделение и оформление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.
6. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки.
7. Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов.
Это может привести к тому, что:
внедрение новых технологий по созданию картографической основы территорий поселений и в целом республики будет находиться на начальной стадии, в связи с чем уровень картографических материалов, землеустроительной документации к 2012 году не будет соответствовать уровню картографических материалов в целом по России, а также требованиям Федерального закона "О кадастре объектов недвижимости";
использование земель в поселениях будет осуществляться бессистемно и хаотично;
учет земельных участков будет осуществляться без соответствующей картографической основы, что приведет к снижению доходов органов местного самоуправления от использования земельных участков;
ипотека земельных участков будет слабо развитой из-за отсутствия правоудостоверяющих документов на земельные участки;
отсутствие оформленных прав на земельные участки снизит инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных земель, что в целом скажется на развитии агропромышленного комплекса республики;
высокими темпами будет нарастать образовавшийся разрыв между уровнем жизни граждан в сельской местности.
1.5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможного решения проблемы создания картографической основы территорий, разработки схем рационального использования земель и межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств рассматриваются 2 варианта.
Отсутствие государственной поддержки, создание картографической основы территорий, разработка схем рационального использования земель и межевание земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств только на коммерческой основе является 1-м вариантом решения указанной проблемы.
Этот вариант предполагает, что финансирование Подпрограммы будет осуществляться за счет средств местных бюджетов поселений, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом приобретение космических снимков будет производиться на коммерческой основе, а также договоры оказания услуг землеустроительных организаций по проведению межевания земель также будут заключаться непосредственно сельскохозяйственными предприятиями и крестьянским (фермерскими) хозяйствами, что увеличит объем финансирования Подпрограммы на 30-100 млн. рублей. При этом ежегодное финансирование Подпрограммы будет составлять около 100-400 млн. рублей.
В то же время потребность в финансировании только мероприятий по обеспечению картографической основы составляет около 99 млн. рублей, в т.ч. по сельскохозяйственным улусам около 60 млн. рублей, а с учетом мероприятий по разработке схем рационального использования и проведения межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств - 100-400 млн. рублей в год. При существующих доходах муниципальных образований, нерентабельности сельхозтоваропроизводителей невозможно будет гарантировать выделение хотя бы 10% от намеченных объемов финансирования.
При этом выделяемые средства не позволят решить комплекс намеченных в Подпрограмме вышеуказанных задач.
В связи с этим:
не будет выполнен ряд важных работ, запланированных Концепцией государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, связанных с использованием картографических материалов;
не будут выполнены в полном объеме работы по инвентаризации земель фонда перераспределения;
не будут выделены зоны особо охраняемых природных территорий, территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.
Создание картографической основы территорий, разработка схем рационального использования земель и межевание земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом государственной поддержки является 2-м вариантом решения указанной проблемы.
Этот вариант предполагает, что финансирование Подпрограммы будет осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). При этом приобретение космических снимков будет производиться бесплатно, за исключением материалов спутника IRS-P-95 для масштаба 1:25 000, а также Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), осуществляя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет направлять средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.10.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" следует читать как "21.07.2005"
При этом ежегодное финансирование Подпрограммы будет составлять около 67-300 млн. рублей.
В то же время потребность в финансировании только мероприятий по обеспечению картографической основы составляет около 67 млн. рублей, в т.ч. по сельскохозяйственным улусам около 60 млн. рублей, а с учетом мероприятий по разработке схем рационального использования и проведения межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств - 67-300 млн. рублей в год. Представленный вариант соответствует положениям Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия), а также плану мероприятий по ее реализации и является наиболее предпочтительным. При этом будут достигнуты все цели реализации Подпрограммы и значения ее целевых показателей.
Сравнительный анализ рассмотренных вариантов решения проблемы показывает, что, с точки зрения создания картографической основы территорий, разработки схем рационального использования земель и межевания земельных участков сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, 1-й вариант является высокорискованным, так как не обеспечивается государственной финансовой поддержкой. При этом варианте возможна только частичная (менее 40 процентов) реализация мероприятий Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. При 2-м варианте решения проблемы уровень риска является низким. Этот вариант обеспечивает достижение поставленных целей и собственно решение проблемы, поэтому является предпочтительным.
2. Цели и задач Подпрограммы, целевые индикаторы и показатели
Целью реализации Подпрограммы являются:
1. Рациональное использование территорий поселений Республики Саха (Якутия).
2. Обеспечение картографическим материалом территорий поселений.
3. Вовлечение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание основы для вовлечения земли, как объекта недвижимости, в рыночный оборот.
2. Установление (выявление), межевание, разграничение, упорядочение существующих землевладений и землепользовании.
3. Выделение массивов земель крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и организаций.
4. Выделение площадей земель запаса и фонда перераспределения земель, их размещения.
5. Выделение зон с особыми условиями пользования с целью последующего установления обременении земельных участков.
6. Выявление, выделение и оформление территорий традиционной хозяйственной деятельности и природопользования коренных и малочисленных народов и этнических общностей.
7. Оформление правоустанавливающих документов на земельные участки.
8. Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков и оформление кадастровых паспортов.
Критерием достижения цели реализации Подпрограммы предполагается обеспечение территорий поселений топографическими и цифровыми картографическими материалами, повышение уровня рационального использования земель, показателем которого будут:
освоение неиспользуемых земель;
увеличение площади используемых земель;
рост доходов от использования земельных участков;
обеспечение землеустроительной документацией для регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).
3. Перечень мероприятий Подпрограммы
Подпрограмма предусматривает следующие направления:
создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки;
разработка схем рационального использования земель поселений;
межевание земельных участков сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство.
В рамках решения этих мероприятий предполагается проводить работы:
1) по космической съемке территорий республики;
2) по созданию ортофотопланов.;
3) по дешифрированию ортофотопланов сельскохозяйственных угодий;
4) по инвентаризация территорий поселений (полевые работы);
5) по камеральной обработке и оцифровке результатов полевых работ;
6) по созданию схем рационального использования территорий поселений;
7) по проведению кадастровых работ на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство.
Целью мероприятий Подпрограммы является обеспечение органов местного самоуправления современными картографическими материалами для обеспечения рационального использования земель, увеличения стабильных поступлений в бюджеты доходов от использования земельных участков, оформления прав на земельные участки сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Мероприятия осуществляются на базе применения материалов станции приема информации с природно-ресурсных искусственных спутников земли в диапазоне 8 ГГц и оборудования для организации геоинформационного портала по работе со спутниковой информацией.
Система подпрограммных мероприятий приведена в приложении N 1 к настоящей Подпрограмме.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Объем финансирования на весь период реализации Подпрограммы составляет 367 078,3 тыс. рублей за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Возможность привлечения внебюджетных средств будет решаться в ходе реализации подпрограммы путем заключения соглашений между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и муниципальными образованиями о взаимодействии с учетом реальных возможностей бюджетов муниципальных образований.
Объемы и источники финансирования мероприятий Подпрограммы приведены в приложениях N 1 и N 2 к Подпрограмме.
5. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Реализацию Подпрограммы предполагается осуществить в течение 2 лет (2009-2010 годы) в 2 этапа.
На 1-м этапе (2009 год) основными мероприятиями Подпрограммы являются: создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки.
разработка схем рационального использования земель поселений в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство, в т.ч. дешифрирование ортофотопланов сельскохозяйственных угодий на территории улуса, инвентаризация территорий поселений, оцифровка инвентаризируемых угодий.
проведение кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в районах Республики Саха (Якутия), ориентированных на сельскохозяйственное производство.
На 2-м этапе (2010 год) основными мероприятиями являются:
создание ортофотопланов на территории поселений по материалам космической съемки.
разработка схем рационального использования земель поселений в северных и промышленных районах Республики Саха (Якутия), в.т.ч. дешифрирование ортофотопланов сельскохозяйственных угодий на территории улуса, инвентаризация территорий поселений, оцифровка инвентаризируемых угодий.
6. Оценка ожидаемой эффективности и результативности Подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы в 2010 году включают в себя:
1. Переход на новые технологии и методы получения информации, изучения и картографирования земель.
2. Создание топографических и цифровых карт на территорию республики.
3. Оформление прав на земельные участки сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство (Заречная, Вилюйская и Центральная группы улусов).
4. Создание основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, для стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли.
5. Создание схем организации рационального использования территорий поселений.
Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий Подпрограммы по этапам ее реализации приведен в приложении N 3 к Подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.