Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение о Школе здоровья
См. Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2009 г. N 01-8/4-1351 "О создании "Школы здоровья по профилактике заболеваний ЛОР-органов (уха, горла, носа)"
Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2009 г. N 01-8/4-1350 "О создании "Школы здоровья по профилактике заболеваний ЛОР-органов у детей"
1. Общие положения
1.1 Школа здоровья является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания), а также медицинской профилактической услугой.
Школа здоровья - это медицинская профилактическая технология, совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике и рациональному лечению заболеваний, профилактику осложнений заболеваний и повышение качества жизни.
Медицинская профилактическая услуга - это мероприятия или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение, определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление.
1.2. В Школу здоровья (далее Школа) для обучения направляются пациенты с факторами риска развития заболеваний, с хроническими неинфекционными заболеваниями, дети и подростки, молодежь, беременные женщины. При формировании групп учитывается однородность пациентов по степени выраженности заболевания. Численность пациентов в группе должна быть не менее 8.
1.3. Школа может быть организована на базе амбулаторно-поликлинического учреждения, диспансеров, центров (отделений, кабинетов) медицинской профилактики, реабилитационных центров, в образовательных учреждений и дошкольно-школьных учреждений.
1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор "медицинские услуги по профилактике", в форме 30 "Отчет о деятельности ЛПУ" в раздел 10, код 4809, в "Талоне амбулаторного пациента".
1.5. Школа по профилактике хронических неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, бронхиальная астма, сахарный диабет), по грудному вскармливанию, по психопрофилактической подготовке беременных к родам, больных глаукомой и по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков, молодежи открывается по ЛПУ отдельным приказом по специальностям.
1.6. Врач, проводящий занятия в Школе здоровья, должен иметь сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании по специальности.
1.7. Проведение Школ здоровья должно быть представлено в виде приказа по ЛПУ о создании Школ здоровья с приложением, расписанием Школы здоровья в регистратуре учреждения, по возможности, освещена в средствах массовой информации.
1.8. Врач, проводивший Школу здоровья, представляет отчет о своей деятельности руководителю ЛПУ ежемесячно, ежеквартально, за год. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет, представляемый ГУ РЦМП в установленном порядке.
2. Основные задачи Школы здоровья
Основная цель Школы - дать пациентам, детям и подросткам, молодежи, беременным женщинам необходимые знания, обучить навыкам оздоровления, сформировать мотивацию к устранению нездоровых привычек и поддержать стремление к оздоровлению и выполнению рекомендаций врача.
Основные задачи Школы:
2.1. Повышение информированности пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин о заболевании и его факторов риска через занятия Школ здоровья;
2.2. Обучение пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, контроль стресса, отказ от вредных привычек);
2.3. Обучение пациентов методам самоконтроля и самопомощи при обострениях хронических заболеваний и кризах;
2.4. Формирование у пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин ответственного отношения к своему здоровью, выполнению рекомендаций по лечению, повышение мотивации к оздоровлению и приверженности к лечению.
3. Основная деятельность Школы
3.1. Обучение пациентов с факторами риска развития заболеваний, с хроническими неинфекционными заболеваниями, детей и подростков, молодежи, беременных женщин по основным программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин, обучающихся в Школе через тестирование, ведение дневников самоконтроля.
3.3. Анализ эффективности обучения пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин в Школе здоровья.
3.4. Взаимодействие со Школами здоровья в других ЛПУ и муниципальных образованиях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
4. Рекомендуемое оснащение:
4.1. Кабинет для занятий Школ здоровья;
4.2. Столы и стулья в количестве, достаточном для группы из 8 человек, шкафы;
4.3. Компьютер, принтер, видео-проектор, экран, программное обеспечение (регистрация, база данных о прошедших обучение пациентах).
4.4. Аптечка для экстренной медицинской помощи.
4.5. Весы медицинские, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела (ИМТ), калькулятор для подсчетов;
4.6. Комплекты тонометров и фонендоскопов для самоконтроля АД в период проведения занятий.
4.7. Журнал учета посещаемости Школы здоровья
4.8. Методические материалы для больных (дневники, памятки и пр.).
4.9. Анкеты для оценки обучения.
4.10. Набор наглядных пособий (плакаты, муляжи, образцы, средства введения препаратов - шприцы, шприц-ручки, небулайзеры и пр.):
средства самоконтроля для каждого заболевания: при сахарном диабете глюкометры, тест-полоски для определения сахара крови и мочи; при артериальной гипертонии - аппарат для измерения давления; при бронхиальной астме - пикфлуометры.
4.11. Канцелярские товары и письменные принадлежности.
5. Организация занятий в Школе здоровья:
- План занятий Школы здоровья утверждается приказом ЛПУ;
- рекомендуемое число занятий - не менее 4;
- рекомендуемая периодичность занятий - не менее 1-2 раза в неделю;
- продолжительность занятий не менее 30 минут;
- занятия можно проводить в поликлинике, диспансерах, центрах (кабинетах, отделениях) медицинской профилактики, реабилитационных центрах, в высших и средних учебных заведениях, в средних общеобразовательных школах, в дошкольно-школьных учреждениях:
- время проведения занятия - согласно графику.
- структура занятий:
- 50% - лекционный материал;
- 20% - практические занятия;
- 20% - ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
- 10% - индивидуальное консультирование.
6. Комплектация групп:
- занятия проводятся в группах не более 8-10 человек;
- контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом на основании состояния здоровья и хронических заболеваний, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста из числа прикрепленного детского и взрослого населения, из числа диспансерных больных, а так же с учетом проведения Школ здоровья в образовательных учебных заведениях и в трудовых коллективах прикрепленной территории;
- составляется список обучаемой группы.
7. Организация самоконтроля:
Во время занятий Школы, обучаемые ведут записи и дневник самоконтроля в соответствии с направлением Школы здоровья.
8. Ведение учетно-отчетной документации:
Врач, ответственный за работу Школы здоровья:
- заполняет учетную форму N 025-12/у-вр "Временный талон амбулаторного пациента" на каждого гражданина при проведении каждого занятия (в строке "Школа здоровья" (по конкретному направлению);
- в амбулаторной карте пациента делает запись осмотра в динамике, дневники, запись о проведении каждого занятия с указанием основной темы (шифр по МКБ, рубрика Z) (Приложение 2). рекомендации врача;
- заполняет Карту учета эффективности обучения.
- ведет "Журнал регистрации граждан, прошедших обучение в Школе здоровья".
- ведет учетную форму 038/4-02 "Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике", утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003 г. N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной формы "Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике" следует читать как "038/у-02"
- ежегодно заполняет отчетные формы о деятельности Школ здоровья:
1) годовую отчетную форму N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении", утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 N 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (каб.) мед. профилактики (4809)) по законченному случаю и по посещению;
2) "Годовой отчет о работе Школ здоровья" (Приложение 5).
3) документы для оплаты по ОМС.
9. Оценка качества проведения Школы здоровья
Система оценки терапевтического обучения предполагает внешнюю и внутреннюю составляющую. К внешней относят оценку клинических и медико-социальных показателей, параметров, отражающих поведение пациентов, экономической эффективности лечения. К внутренней - формирующую оценку знаний и практических навыков, имеющую непосредственное влияние на процесс обучения, и во многом способствующую изменению поведен ия обучаемого.
Показатели, характеризующие внутреннюю составляющую оценки терапевтическою обучения пациентов, разрабатываются в соответствии с направлением Школы здоровья. Целесообразно оценивать состояние больных до проведения Школы здоровья, непосредственно после ее окончания и в динамике через 6-12 месяцев. По специальным вопросникам проводить оценку изменения в динамике показателей "качества жизни" пациентов.
Отчет о проведении Школы здоровья по конкретной патологии представляется 1 раз в год вместе с ежегодным годовым отчетом. В нем должно быть указано:
1. Количество Школ здоровья в ЛПУ за год.
2. Количество проведенных за год циклов Школы здоровья.
3. Общее число обученных пациентов, распределение их по полу.
4. Число пациентов, обученных первично и повторно.
5. Возрастной состав пациентов.
6. Стаж заболевания.
7. Стойкая утрата трудоспособности.
8. Район обслуживания пациентов.
Система оценки является интегральной частью процесса обучения, которая позволяет установить конструктивную обратную связь между пациентами и обучающим персоналом, важным элементом контроля качества терапевтического обучения пациентов в Школе. Информация, полученная в ходе оценки, может быть использована для внесения изменений в программу, что является важным условием обеспечения динамизма, необходимого в организации непрерывного лечебно-обучающего процесса.
9. Обязательным условием для работы Школы здоровья является настоящий совместный приказ МЗ РС(Я) и ТФ ОМС РС(Я) от ___ июня 2009 г. N____________.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Оплата за законченный случай обучения пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин осуществляется в соответствии генерального (тарифного) соглашения.
12. Контроль за качеством обучения пациентов, детей и подростков, молодежи, беременных женщин осуществляется МЗ PC (Я), ТФ ОМС PC (Я), СМО и ГУ РЦМГТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.