Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 октября 2008 года N Пр-2248 ГС (подпункт "а" пункта 1), данного по итогам совместного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления подготовить программы развития физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года.
3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту (Гуляев М.Д.) совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Пахомов А.А.), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дегтярев Н.Н.), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) на основании данной Стратегии разработать республиканские программы развития детско-юношеского спорта, студенческого спорта, инвалидного спорта, спорта высших достижений, национальных видов спорта, спортивной медицины, физической культуры и спорта исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
Исполняющий обязанности Председателя |
В. Грабцевич |
Стратегия
развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009-2020 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 г. N 524)
I. Целесообразность разработки Стратегии
В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными, но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия).
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на дальнейшее развитие физической культуры и массового спорта.
Тем не менее, если сравнить показатель регулярно занимающихся физической культурой в Республике Саха (Якутия) со статистическими данными ведущих зарубежных стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40-50 процентов населения, то наша республика значительно отстает. В настоящее время в республике занимаются физической культурой и спортом только 17,3 процента населения (164 385 человек). Показатели здоровья и физической подготовки детей, подростков, призывников и другой молодежи, распространение алкоголизма и наркомании говорят о необходимости развития физической культуры и массового спорта.
В республике недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабо развита сеть спортивных объектов по месту жительства. Требуют решения проблемы организации активного отдыха молодежи, преодоления межведомственной разобщенности в управлении детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), слабой материально-технической базы в городах и особенно в сельской местности.
Стратегия определяет пути совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, увеличения количества людей, занимающихся физической культурой и спортом, обеспечения достойного выступления якутских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
Цель разработки Стратегии - определение основных направлений, а также путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2009-2020 годы) устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), формирование здорового образа жизни и потребности населения в регулярных занятиях спортом, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, развитие национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Стратегия позволит повысить спортивное мастерство и конкурентоспособность спортсменов республики на российском и международном уровнях, обеспечит поддержку и развитие паралимпийского спорта, что в целом будет способствовать социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостояния населения Республики Саха (Якутия).
Сегодня стало очевидным, что развитие физической культуры и спорта в республике требует комплексного и научно обоснованного системного подхода. В этой связи разработка Стратегии является первым шагом в оптимальном решении проблемы в условиях совершенствования управления развитием физической культуры и спорта, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Цели, задачи и основные направления реализации Стратегии позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и определить приоритетность тех или иных мероприятий. В рамках Стратегии, помимо распределения полномочий между органами исполнительной власти на республиканском и муниципальном уровнях, предусмотренных законодательством РФ, предполагается широкое участие общественных организаций, коммерческих структур, юридических и физических лиц. Также будут определены показатели и критерии оценки, которые позволят ежегодно оценивать результаты тех или иных мероприятий на каждом этапе реализации Стратегии.
Для успешной реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009-2020 годы предлагаются следующие направления:
приоритетным станет развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;
предполагается активное развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта Якутии;
развитие спорта высших достижений будет достигнуто путем повышения квалификации тренеров, организации научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизации специализированной инфраструктуры, научно-методического и организационного обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов, налаживания сотрудничества с Федеральным антидопинговым центром;
планируется проводить мониторинг среди населения в оценке действий государства в области физической культуры, также отслеживать статистику по количеству регулярно занимающихся физкультурой и спортом.
II. Основные факторы, создающие проблемы в развитии физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)
При определении направлений развития физической культуры и спорта необходимо учитывать региональные особенности Республики Саха (Якутия): географические, климатические, транспортные и другие.
В настоящее время имеется ряд факторов и проблем, не позволяющих эффективно развивать физическую культуру и спорт в республике и требующих неотложного решения, а именно:
2.1. Характерные проблемы в работе с детьми и учащейся молодежью в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:
недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений в наслегах;
в большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры в начальной школе проводятся в актовых залах или коридорах учителями начальных классов, не имеющими специального физкультурного образования;
недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров, недостаточная организация мероприятий и мер по повышению их квалификации;
низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;
недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;
слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;
неполная нагрузка использования имеющихся спортивных сооружений;
недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;
недостаточное количество отделений по национальным видам спорта в детско-юношеских спортивных школах;
отсутствие республиканской программы развития системы детско-юношеского спорта на долгосрочную перспективу;
низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;
неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва;
недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований и, как следствие, отсутствие научно-обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва.
2.2. В работе со взрослым населением:
отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах;
слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках, наслегах;
малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям;
недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;
недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;
отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;
недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения;
слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности.
2.3. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:
практически полное отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
недостаток профессиональных кадров по работе с данным контингентом;
недостаточное финансирование развития спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
низкий уровень проводимой физкультурно-спортивной работы среди учащихся специальных образовательных учреждений (для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии);
отсутствие спортивно-оздоровительных (в том числе адаптивных) групп в детско-юношеских спортивных школах или отделениях ДЮСШ.
Решение вышеуказанных проблем будет осуществляться поэтапно, исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
III. Стратегические целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) должны стать:
разработка и принятие нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых норм;
увеличение количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия), с 17,3 процента в 2008 году до 30 процентов в 2017 году и не менее 40 процентов в 2020 году;
увеличение количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры и спорта;
подготовка и успешное выступление спортсменов республики на чемпионатах России, Европы, Азии, мира, летних и зимних Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, Всемирных интеллектуальных играх в период с 2010 по 2020 годы;
увеличение количества регулярно занимающихся адаптивной физкультурой и спортом из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
подготовка и достойное выступление спортсменов-инвалидов в составах спортивной сборной команды Российской Федерации на летних и зимних Паралимпийских, Сурдлимпийских играх в период с 2010 по 2020 годы;
увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2013 году - на 25 процентов, в 2017 году - на 30 процентов, в 2020 году - не менее 35 процентов;
проведение полного анализа эффективности использования действующих спортивных объектов и разработка на его основе республиканской программы привлечения широких слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Важнейшим достижением реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 будет улучшение качества и благосостояния жизни якутян, укрепление здоровья и развитие человеческого потенциала Республики Саха (Якутия).
IV. Приоритетные направления, пути решения задач
Считать приоритетными направлениями физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия):
развитие физической культуры и массового спорта с учетом большого разнообразия, постоянного обновления программ и современных технологий в области фитнеса по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;
развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры и спорта инвалидов;
развитие спорта высших достижений;
дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта народов Якутии.
4.1. Приоритетными направлениями в физическом воспитании учащихся и студентов должны стать:
внедрение инновационных форм, средств и методов организации физкультурно-оздоровительных занятий;
создание и реализация системы непрерывного образования (образование в течение всей жизни) в сфере физической культуры и спорта;
создание условий функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального, среднего и высшего профессионального образования;
создание системы физкультурных и спортивных мероприятий для спортивных команд образовательных учреждений по возрастам;
укрепление материально-технической базы, обеспечение инвентарем и оборудованием образовательных учреждений, а также квалифицированными педагогическими кадрами.
Для создания условий наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, подростков и молодежи в физкультурно-спортивной деятельности и укрепления их здоровья необходимо:
модернизировать систему физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях;
сохранить обязательные уроки физкультуры в школах - не менее 3-х часов в неделю, определенные государственным образовательным стандартом; рекомендовать увеличение объема физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время, для студентов - не менее 6 часов обязательных занятий в неделю, обусловленную государственным образовательным стандартом для данной категории обучающихся и недельной двигательной активности в объеме 8 часов;
создать систему спортивных соревнований для всех обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;
регулярно применять республиканские физкультурные комплексы нормативов "Кэнчээри" среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений, "Эрэл" - среди учащихся общеобразовательных учреждений;
внедрить народные игры и национальные виды спорта в программу учебного процесса по физическому воспитанию;
рекомендовать руководителям общеобразовательных школ создание детских спортивных клубов и обеспечение условий их функционирования;
ввести в образовательные учреждения систему мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, врачебно-педагогического контроля над осуществлением процесса физического воспитания;
на базе Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта организовать регулярные курсы повышения квалификации учителей физической культуры, переподготовки тренеров-преподавателей по видам спорта, открытие новых специальностей;
укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, оснастив их современным спортивным инвентарем и оборудованием;
обеспечить современными научно обоснованными и апробированными программами и методическими рекомендациями учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, реабилитационные центры и другие учреждения, предоставляющие услуги семье;
рекомендовать систему выбора учащимися направления урока физкультуры, предложить альтернативу общеобязательному уроку - урок аэробики;
внедрение аэробики-как новой формы ритмической гимнастики;
введение фитнес-зарядки на республиканском телевидении.
Для решения задач по развитию студенческого спортивного движения необходимы:
разработка республиканской программы развития студенческого спорта;
развитие на базе высших и средних учебных заведений клубной системы;
проведение раз в два года республиканских Универсиад по зимним и летним видам спорта - комплексных спортивно-массовых мероприятий учащихся, студентов и аспирантов;
участие в чемпионатах России, международных соревнованиях среди студентов по видам спорта;
проведение ежегодного республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди начальных, средних специальных и высших профессиональных образовательных учреждений;
обязательное введение республиканских физкультурных комплексов нормативов физической подготовленности учащихся, студентов, рабочей молодежи и взрослого населения;
создание общественных "Школ здоровья";
введение утренней гимнастики на всех телеканалах.
4.2. Приоритетные направления среди взрослого населения
Решение задач по расширению спортивно-массовой работы, укреплению здоровья работников и членов их семей, профилактики наркомании, алкоголизма, курения включает:
усиление роли семьи в создании мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
возрождение физкультурно-спортивных обществ "Спартак", "Водник" и других при отраслевых министерствах и ведомствах, учреждениях и организациях;
формирование отраслевого инструкторско-методического состава в зависимости от количества работников на предприятии, учреждении отрасли (компании), а также с учетом количества трудящихся и членов их семей, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом;
создание института инструкторов физической культуры и спорта в муниципальных образованиях;
внедрение новых научно-методических разработок и современных технологий в области спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;
внедрение производственной физической культуры в режим рабочего дня трудящихся;
включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договора между профсоюзами и работодателями;
обеспечение финансирования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни за счет средств бюджета муниципальных районов и образований, министерств и ведомств, хозяйствующих субъектов, учреждений, предприятий и профсоюзов, предусмотренных коллективным договором.
Решение задач по созданию условий основным категориям взрослого населения для реализации двигательной активности в объеме не менее 6 часов в неделю включает:
разработку республиканского физкультурно-спортивного комплекса норм и требований для оценки уровня физической подготовленности различных категорий взрослого населения;
содействие развитию новых видов спорта, включая аэробику, двигательной активности, спортивного самодеятельного туризма и национальных видов спорта;
подготовку общественных тренеров, инструкторов, волонтеров для работы с лицами старшего и пожилого возраста;
создание эффективной системы мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения.
Решение задач по созданию инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения включает:
разработку дополнений в "Социальные нормативы и нормы" в раздел "Физическая культура и спорт" в части установления нормативов обеспеченности населения учреждениями спортивной направленности и оказания услуг в сфере физической культуры и спорта;
создание восстановительных, рекреационных и физкультурно-оздоровительных центров на предприятиях различных форм собственности;
создание сети муниципальных спортивно-оздоровительных площадок, троп, трасс и дорожек здоровья, обеспечение их физкультурно-спортивными сооружениями для массового пользования;
создание сети спортивно-оздоровительных клубов по месту жительства населения;
разработку комплекса мер по поддержке учреждений и организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта.
4.3. Приоритетные направления в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
С целью дальнейшего развития инвалидного спорта, паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта в республике необходимо разработать и принять программу мер. В программе в первую очередь следует предусмотреть:
доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов спортивных объектов;
внедрение современных научно обоснованных методик, программ и технологий физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов;
активизацию работы по вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
проведение физкультурных и спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обобщение и распространение передового опыта по развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
организация программно-методического обеспечения физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов.
4.4. Приоритетные направления в развитии детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва
В области развития детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты:
создание и реализация необходимого нормативно-правового и программного обеспечения организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс;
повышение ответственности за результаты работы учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и прежде всего муниципальных спортивных школ всех наименований;
развитие училища олимпийского резерва, создание благоприятных условий для профессионального обучения и спортивного роста детей и подростков;
совершенствование системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния здоровья;
развитие и внедрение системы государственной поддержки спортивных школ и других учреждений спортивной подготовки, находящихся в ведении физкультурно-спортивных, общественных и государственных организаций;
обеспечение поддержки в подготовке спортивного резерва всех уровней;
открытие в ДЮСШ секции и (или) студии по спортивной и фитнес-аэробике для дальнейшего развития данных видов спорта.
С целью модернизации развития детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва необходимо:
создать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность учреждений спортивной подготовки, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, в том числе осуществить разработку проекта республиканского закона "О детско-юношеском спорте Республики Саха (Якутия)", направленного на установление правового статуса учреждений спортивной подготовки, их прав и обязанностей, принципов их функционирования и взаимоотношений со спортсменами;
разработать и ввести новую систему оплаты труда бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
разработать и реализовать программу развития республиканских учреждений спортивной подготовки до 2020 года;
обеспечить целевую поддержку научных исследований, разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва.
4.5. Приоритетные направления в подготовке спортсменов высокого класса
Для оптимизации общей стратегии подготовки спортсменов высокого класса к крупнейшим спортивным соревнованиям, включая Олимпийские игры, необходимо:
создание системы государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также заключение соглашения с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о целевой подготовке спортсменов - членов спортивных сборных команд страны с учетом приоритетных направлений развития спорта высших достижений в субъектах Российской Федерации;
осуществление эффективного планирования, программирования и оптимального управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью спортсменов высокого класса;
разработка научно-методических и медико-биологических технологий, содержание и структура тренировочного процесса спортсменов высокого класса с учетом климато-географических условий Республики Саха (Якутия).
Решение задачи по модернизации системы подготовки спортсменов высокого класса включает:
разработку программ развития олимпийских (паралимпийских и сурдлимпийских) видов спорта до 2020 года, включая создание республиканского центра спортивной подготовки, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием;
создание условий для подготовки спортивных сборных команд;
создание системы стажировки ведущих тренеров республики в спортивных сборных командах России по видам спорта;
усовершенствование системы непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, врачей-массажистов, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах России;
повышение требований к качеству судейства и организации соревнований.
Решение задачи по совершенствованию научно-методического обеспечения спортивных сборных команд включает:
создание условий для обследования спортсменов с помощью унифицированных тренажерно-исследовательских стендов, мобильных исследовательских комплексов и других необходимых оборудований и аппаратуры;
организация научных исследований и методическое обеспечение национальных видов спорта.
4.6. Приоритетные направления в области международной спортивной политики
В области международной спортивной политики определены следующие приоритеты:
расширение сотрудничества с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта;
развитие связей и укрепление позиций в международных спортивных организациях, значительное расширение связей и сотрудничества с азиатскими спортивными организациями.
С целью развития международной спортивной политики в области физической культуры и спорта необходимо:
продолжить проведение в Республике Саха (Якутия) крупных международных спортивных турниров, в том числе игр "Дети Азии";
привлечение ведущих зарубежных тренеров для работы в республике;
обмен опытом с зарубежными спортивными специалистами (обмен делегациями, проведение выставок, совместных совещаний и семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.).
4.7. Приоритетные направления в совершенствовании системы управления развития физической культуры и спорта
В настоящее время создана система организации и управления развитием физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), регулируемая Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Основной целью эффективного управления сферой физической культуры и спорта является создание системы совместного решения задач, стоящих перед республиканским органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, министерствами и ведомствами, задействованными в проведении физкультурно-оздоровительной работы с различными контингентами населения и общественными физкультурно-спортивными объединениями, а также с муниципальными органами власти.
Основными задачами совершенствования системы управления физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года являются:
совершенствование взаимодействия с Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и иными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в физическом воспитании и оздоровлении населения, развитии спорта и подготовки спортивного резерва;
совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти республики в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями;
совершенствование правовых отношений между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и физкультурно-спортивными объединениями и организациями, в том числе государственно-общественными;
совершенствование взаимодействия с муниципальными органами власти;
совершенствование финансовой политики путем внедрения бюджетного планирования, ориентированных на результат (ДРОНДы, государственное задание).
На республиканском уровне:
организация введения спортивных паспортов;
организация работы по использованию программ информатизации отрасли физической культуры и спорта;
организация введения мониторинга по эффективности использования спортсооружений;
ведение и анализ мониторинга физического здоровья и организации работ по улучшению физического здоровья населения, прежде всего учащихся образовательных учреждений.
На муниципальном уровне:
определение наиболее эффективной системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании, развитие традиционных видов спорта, имеющейся материально-технической базы и обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в занятиях физкультурой и спортом;
принятие и реализация целевых муниципальных (межмуниципальных) программ развития физической культуры и спорта;
принятие мер по повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта.
4.8. Приоритетные направления информационного обеспечения физической культуры и спорта
Используя массовые и индивидуальные коммуникации, необходимо добиться следующих целей:
заинтересовать граждан в физическом развитии и укреплении здоровья;
приобщить широкие слои населения к занятиям физикультурой# и спортом, доказав привлекательность двигательной активности;
сделать доступной информацию о событиях и перспективах развития физкультуры и спорта.
Для этого необходимо:
провести социологическое исследование, которое позволит учесть интересы и потребности различных групп населения для выстраивания оптимальной модели пропагандистской работы;
расставить акценты в общереспубликанской программе для пропаганды физической культуры и спорта, чтобы в дальнейшем добиться эффективного воздействия средств массовой информации на целевую аудиторию;
разработать краткосрочный и долгосрочный планы внедрения комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций (информация и реклама в СМИ, на наружных рекламоносителях, публичные лекции в школах и вузах, пресс-конференции, выступления на спортивно-массовых и иных мероприятиях и др.);
сформировать систему критериев и показателей оценки результативности, которая обеспечит возможность оперативного анализа мер по пропаганде, прогнозированию изменения ситуации и выявлению актуальных задач на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
организовать выпуск методических материалов и пособий, а также проведение других мероприятий, направленных на распространение передового опыта в области физической культуры и спорта;
использовать средства наглядной пропаганды, издавая настенные плакаты и наглядные пособия с набором упражнений, пригодных к выполнению на рабочем месте без отрыва от производства.
Нумерация приводится в соответствии с источником
4.9.1. Приоритетные направления в области спортивной медицины
В области спортивной медицины определены следующие приоритеты: сотрудничество с федеральными и межрегиональными спортивно-медицинскими
центрами в округах;
участие в централизованной федеральной системе медико-биологического обеспечения с вертикально-сетевой структурой управления, охватывающей региональные центры и подчиненные им организации, обеспечивающие преемственное отслеживание функционального состояния и здоровья спортсменов на всех этапах спортивного мастерства с оснащением их единообразной диагностической аппаратурой по стандартному минимуму с последующим расширением.
4.9.2. Приоритетные направления в области спортивной психологии
В области спортивной психологии определены следующие приоритеты:
сотрудничество с федеральными и межрегиональными центрами в области психологии спорта;
создание на базе ДЮСШ, СДЮСШ ОР, УОР, ШВСМ постоянного психологического сопровождения подготовки спортсменов и команд в пределах штатной численности;
использование поэтапного и ситуативного психологического сопровождения в процессе учебно-тренировочных сборов и выездных соревнований.
4.9.3. Приоритетные направления в развитии инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях, а также по месту работы и жительства
С целью модернизации материально-технической базы физической культуры и спорта необходимо:
создать информационный банк и реестр объектов и оборудования спорта независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и осуществлять контроль за целевым использованием этих объектов;
принять участие на всероссийском едином Интернет-ресурсе "Реестр объектов спорта" с основными данными по всем спортивным объектам;
разработать типовой проект дворовых спортивных площадок с последующим их применением при обустройстве и строительстве спортивных площадок и их комплексов;
при строительстве новых образовательных учреждений (школ, техникумов, вузов) необходимо включить в их состав комплексы и отдельные объекты спорта, отвечающие современным требованиям и нормативам по объектам спорта для образовательных учреждений и Рекомендациям по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования;
разработать рекомендации и проекты положений по новым типам объектов спорта, отвечающих запросам различных групп населения для занятий избранными видами спорта.
Учитывая вышеизложенное, а также в связи с тем, что отрасль физической культуры и спорта в настоящее время имеет низкий уровень инвестиционной привлекательности, остро встает вопрос о решении следующих задач:
рассмотреть и выработать действенные механизмы финансирования и софинансирования строительства объектов спорта, оснащения их современной аппаратурой, спортивно-тренировочными и научными комплексами, используя при этом средства федерального, регионального и муниципального бюджетов, способом народной стройки, с последующей передачей объектов физической культуры и спорта в муниципальную и республиканскую собственность;
рассмотреть возможность поддержки и финансирования действующих объектов спорта и спортивной инфраструктуры, находящихся в собственности физкультурно-спортивных общественных и общественно-государственных организаций;
разработать программу и реализовать систему маркетинговых исследований по выявлению потребностей населения в обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями, для чего:
а) выявить структуру потребностей по занятиям различными видами спорта на республиканском уровне;
б) определить оптимальную структуру основных, дополнительных и сопутствующих услуг спортивных центров.
4.9.4. Совершенствование нормативной и правовой базы развития физической культуры и спорта
Необходимы республиканские законы о национальных видах спорта и развитии детско-юношеского спорта.
Кроме того необходимо ввести нормирование занятий по физкультуре в образовательных учреждениях и учет этих нормативов при подготовке лицензионных и аккредитационных требований к образовательным учреждениям.
V. Этапы реализации Стратегии
I этап (2009-2013 годы)
В рамках I этапа предполагается увеличение количества граждан Республики Саха (Якутия), регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 25 процентов посредством следующих мер:
модернизация форм пропаганды и формирования здорового образа жизни;
укрепление материально-технической базы и строительство спортивных объектов;
организация и содействие работе общественной Школы здоровья;
внедрение новых технологий и форм занятий по оздоровлению населения;
разработка и принятие республиканской программы развития детско-юношеского спорта;
разработка и внедрение методических рекомендаций "Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Республике Саха (Якутия)";
совершенствование системы управления развитием физической культуры и спорта в муниципальных районах (улусах), муниципальных образованиях, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях;
реорганизация системы детско-юношеских спортивных школ путем их передачи в ведение органов исполнительной власти (муниципальной и республиканской) в области физической культуры импорта;
разработка и принятие республиканской программы развития физической культуры и спорта в северных улусах (районах);
разработка Положения и переход на новую систему оплаты труда работников физической культуры и спорта;
развитие системы грантов в области физической культуры и спорта;
усовершенствование клубной системы спорта, а также проведение районных и республиканских соревнований по клубной системе;
организация республиканской культурно-спортивной эстафеты по этапам и зонам;
совершенствование проведения Дней Госкомспорта РС(Я) в муниципальных образованиях;
дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физкультуре и спорту;
организации работы по подготовке тренеров высшей квалификации;
дальнейшая популяризация и распространение национальных видов спорта на российском и международном уровнях;
проведение в 2010 году в г. Олекминске V спортивных игр народов Якутии, в 2011 году в гг. Алдан и Нерюнгри II зимней Спартакиады Республики Саха (Якутия) и Спартакиады трудовых коллективов Республики Саха (Якутия), в 2012 году в г. Якутске V Международных спортивных игр "Дети Азии", в 2013 году XIX Спартакиады по национальным видам спорта "Игры Манчаары", Спартакиады инвалидов;
подготовка сборных команд Республики Саха (Якутия) к зимней и летней Спартакиадам школьников России, V Международным спортивным играм "Дети Азии" и членов сборной команды Российской Федерации для участия в I юношеских олимпийских играх 2010 года в Сингапуре;
подготовка членов сборной команды Российской Федерации среди студентов для участия во Всемирной Универсиаде 2013 года в г. Казани;
подготовка участников XXX летних Олимпийских и XIV Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне, Сурдлимпийских игр 2013 года;
дальнейшее развитие инфраструктуры физической культуры и массового спорта;
поддержка одаренных детей путем создания особых условий развития и занятия физической культурой и спортом;
проведение мониторинга состояния физической подготовленности и здоровья среди детей дошкольного, школьного возраста и учащейся молодежи;
разработка и внедрение вертикальной структуры деятельности системы физической культуры и спорта;
заключение договора о сотрудничестве с Федеральным антидопинговым центром.
II этап (2014-2017 годы)
В рамках II этапа предполагается достичь свыше 30 процентов среди жителей республики, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, посредством следующих мер:
развитие инфраструктуры физической культуры и массового спорта, а также осуществление программы строительства спортивных объектов;
заложение основ "спортивного стиля жизни" путем нового подхода к пропаганде физической культуры и занятий спортом;
дальнейшая популяризация и развитие национальных видов спорта на российском и международном уровнях;
проведение Спартакиады по национальным видам спорта "Игры Манчаары", Спортивных игр народов Якутии, Зимней спартакиады, Спартакиады трудовых коллективов Республики Саха (Якутия);
подготовка участников XXXI летних Олимпийских и XV Паралимпийских игр 2016 года;
проведение международных соревнований по национальным видам спорта Республики Саха (Якутия).
III этап (2018-2020 годы)
III этап подразумевает:
увеличение количества граждан Республики Саха (Якутия), регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 40 процентов;
введение общенациональной идеи "Спортивный стиль жизни";
развитие и популяризацию новых видов спорта;
введение новых форм занятий физической культурой и спортом;
организацию международной федерации по национальным видам спорта Республики Саха (Якутия).
VI. Механизмы формирования мероприятий и ход реализации Стратегии
Для обеспечения системного подхода к решению задач Стратегии разрабатывается комплекс следующих мероприятий:
развитие массового спорта по месту жительства;
организация пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
модернизация инфраструктуры физической культуры и спорта.
К разработке указанных мероприятий, а также показателей Стратегии привлекаются представители общественных объединений, научной и педагогической общественности, анализируются источники финансирования, возможность привлечения к реализации мероприятий Стратегии максимально широкого круга исполнителей. Проводится мониторинг эффективности реализуемых программных мероприятий на основе утвержденного перечня показателей. На основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий Стратегии, а также в их ресурсное обеспечение вносятся корректировки, проводится ежегодное уточнение показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Стратегии средств.
Механизмы формирования мероприятий Стратегии предусматривают активное участие общественных организаций в решении вопросов обеспечения льготного и бесплатного режима посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан. При реализации мероприятий Стратегии предусматривается активное привлечение органов государственной власти Республики Саха (Якутия), общественных организаций и заинтересованных лиц к решению ее конкретных задач.
Состав экспертной комиссии для проведения мероприятий утверждается Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту совместно с координационным советом Стратегии. Неотъемлемой частью Стратегии должно стать проведение независимой оценки как реализации Стратегии в целом, так и ее отдельных направлений и проектов, для чего предполагается привлечь республиканские и российские организации, имеющие высокий авторитет и опыт проведения мероприятий в области физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, которые могут быть разделены на направления: "Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях и детско-юношеский спорт", "Физическая культура и массовый спорт" и "Спорт высших достижений".
В рамках направления "Физическая культура и массовый спорт" разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий (Программа), обеспечивающих развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.
По направлению "Физическая культура и массовый спорт" необходимо решить следующие основные задачи:
1) повышение интереса различных категорий граждан Республики Саха (Якутия) к занятиям физической культурой и спортом посредством:
обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого возраста и др.);
создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте;
разработки и реализации программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет;
расширения сферы физкультурно-спортивных услуг и обеспечения их высокого качества.
2) развитие инфраструктуры физической культуры и массового спорта как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, в том числе:
строительство многофункциональных залов, стадионов-площадок, спортивных центров.
Направление "Спорт высших достижений" включает разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих развитие спорта высших достижений в Республике Саха (Якутия). По развитию данного направления необходимо решить следующие основные задачи:
целевая поддержка научно-методических разработок в области допинг-контроля;
развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе:
а) реконструкция баз олимпийской подготовки, строительство спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта;
б) реконструкция и модернизация спортивной базы для подготовки олимпийского резерва.
Для ведения контроля над промежуточными и конечными результатами реализации Стратегии по направлению "Массовый спорт" будут использоваться следующие показатели:
1) количество граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физкультурой и спортом по следующим категориям:
городские/сельские жители; мужчины/женщины; инвалиды;
2) количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом;
3) количество постоянных членов спортивных клубов по следующим категориям: городские/сельские жители; мужчины/женщины; инвалиды;
4) количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности.
Дня контроля промежуточных и конечных результатов реализации Программы по направлению "Спорт высших достижений" будут использоваться следующие показатели:
количество медалей, завоеванных спортсменами на российских и международных соревнованиях;
количество граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях;
количество спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля.
VII. Ожидаемая эффективность и результаты реализации Стратегии
Ожидаемая эффективность и результаты реализации Стратегии будут оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе VI Стратегии.
По показателю "количество граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физкультурой и спортом" предполагается увеличение с 17 процентов в 2008 году до 40 процентов общего количества граждан Республики Саха (Якутия) в году (ежегодное увеличение примерно на 1,5-2 процента от общего числа граждан).
Увеличение числа граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физической культурой и спортом (не менее 40 процентов в 2020 году), приведет к снижению среднего количества дней временной нетрудоспособности, по оценочным данным, на 15 процентов по сравнению с уровнем 2008 года. Увеличится экономический эффект от сокращения расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также от снижения экономического ущерба по причине недопроизводства валового внутреннего продукта с учетом существующей тенденции к увеличению численности трудоспособного населения. В дополнение к этому показателю оценка эффективности Стратегии будет производиться и по другим показателям, характеризующим повышение уровня качества и востребованности услуг в сфере физической культуры и спорта:
количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом (предполагается ежегодный прирост количества центров на 2 процента).
В качестве базового принимается 1-й год внедрения механизма сертификации:
количество постоянных членов спортивных клубов (предполагается ежегодный прирост количества таких членов на 2 процента). В качестве базового принимается 1-й год сбора данных:
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности (предполагается соответствие данного показателя социальным нормативам обеспеченности и требованиям рынка). Этот показатель является вторичным по отношению к указанным выше показателям;
уровень обеспеченности залами и плоскостными площадками на 10 тыс. человек (предполагается ежегодный прирост обеспеченности населения на 2 процента).
Следующие показатели характеризуют выполнение задач по обеспечению успешного выступления спортсменов на российских и международных соревнованиях:
количество занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (предполагается ежегодный прирост количества занимающихся на 2 процента);
количество спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля.
VIII. Формы и методы управления реализацией Стратегии
Ответственным за формирование и реализацию Стратегии от Правительства Республики Саха (Якутия) является Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту в части вопросов, связанных с развитием физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
Государственным заказчиком-координатором Стратегии выступает Государственный комитет по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 г. N 524 "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года"
Текст Постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 16 декабря 2009 г. N 75, в газете "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 22 января 2010 г. N 1-2
Настоящий документ снят с контроля