Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия)
от 28 января 2010 года N 27
Информация
о деятельности Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) по выполнению основных задач и функций согласно Положениям о Министерстве и его коллегии
Деятельность Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в целом соответствует основным задачам и функциям, установленным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2007 года N 221 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и профессионального образования и Положения о его коллегии".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления N 221 следует читать как "24 мая 2007 г."
Министерством в части осуществления политики в области профессионального образования республики и обеспечения её реализации с участием органов государственной власти, муниципальных образований на основе действующего законодательства работа проводится ежегодно в плановом режиме, с учетом своевременного внесения в проект Плана работы Правительства Республики Саха (Якутия) на очередной год. Во исполнение правовых актов в сфере профессионального образования своевременно издаются ведомственные акты. Осуществляется в рамках своей компетенции взаимодействие и самостоятельное заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами.
В части прогнозирования и планирования развития в республике сети учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования на основании контроля и координации, анализа и прогноза своевременно вносятся проекты решений на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия). Министерство самостоятельно принимает решения по укреплению материально-технической базы учреждений в рамках выделенных средств, в т.ч. целевых программ.
Деятельность и развитие высших учебных заведений координируется на достаточном уровне в соответствии с соответствующими решениями и поручениями Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), на основании Законов Республики Саха (Якутия) "О Государственной программе развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова" на 2007-2013 годы" и "О Государственной программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" на 2007-2011 годы" согласно утвержденным источникам и размерам финансирования.
Министерство на основании решений и поручений Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) предусматривает в средствах государственного бюджета и оказывает содействие в выделении средств из внебюджетных источников на формирование материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создание республиканских центров коллективного пользования научным оборудованием.
Осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств республики по формированию и реализации республиканских научных и научно-технических программ и проектов, выполняет функции государственного заказчика на размещение заказов на НИОКР для обеспечения государственных нужд. Организует свою работу во взаимодействии с объединенными учеными советами Академии наук Республики Саха (Якутия) по экспертной оценке конкурсных заявок на выполнение НИР по государственному заказу республики и другим вопросам.
Отмечается рост доли внедренных в практику научно-исследовательских работ с 30% в 2005 году до 89% в 2009 году, финансируемых согласно Положению о порядке формирования и финансирования научных исследований в Республике Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 февраля 2006 года N 44.
В целом Министерством работа по проведению инновационной политики в области технологий управления образованием, технологий обучения, направленных на эффективную реализацию целей профессионального образования, проводится, с учетом активизации, начиная с 2007 года.
В достаточном объеме ведется работа по организации конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в соответствии с Планами работы Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства.
Министерством, в т.ч. подведомственными институтами (до 2007 года), проводится работа с представителями научных, образовательных учреждений зарубежных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Совместно с органами исполнительной власти и работодателями - заказчиками кадров ведется работа по изучению потребности рынка труда и осуществлению обеспечения отраслей экономики и социальной сферы рабочими кадрами и специалистами. Следует отметить системный подход работы Министерства в части контроля и координации трудоустройства выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, начиная с 2008 года. Так, Межведомственная комиссия по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования (председатель - Куприянов Ю.С.) создана постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2008 года N 358.
По координации деятельности министерств и ведомств республики по трудоустройству выпускников следует отметить создание в 2009 году во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.С. Куприянова Центров содействия занятости и трудоустройства выпускников во всех подведомственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
По координации работы образовательных учреждений по содействию в трудоустройстве выпускников необходимо отметить работу Министерства по обеспечению механизма социального и государственно-частного партнерства в системе начального и среднего профессионального образования и работу по закреплению образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования за крупными хозяйствующими субъектами, компаниями и предприятиями, действующими на территории республики.
Аттестация государственных гражданских служащих и руководителей подведомственных образовательных учреждений проводится планово согласно графику и Положениям о проведении аттестации. Штатные расписания образовательных учреждений утверждаются руководителем образовательного учреждения и согласовываются с министром науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия).
Повышение квалификации управленческих кадров и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования проходит согласно утвержденному годовому плану работы образовательных учреждений и Министерства. По данным за период 2007-2009 годы в целом увеличилось число обучаемых. План по повышению квалификации в целом выполняется.
В последние годы проведена значительная работа по оптимизации сети учреждений среднего и начального профессионального образования и перепрофилированию специальностей.
В целом Министерством согласно Положению ведется целенаправленная работа по реализации задач и осуществлению функций в части финансирования подведомственных учреждений и организаций, контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд подведомственных учреждений, на выполнение НИОКР в основном осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом N 94-ФЗ.
Министерством проводится работа по созданию условий для эффективного использования материальных ресурсов.
Выполняются функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Нормотворческая деятельность в Министерстве проводится в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) и пунктам 2.1-2.8, 3.2, 3.3, 3.4, 3.41, 3.42 Положения о Министерстве. На государственную регистрацию представлены все нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации.
Осуществление координации и контроля за деятельностью учреждений профессионального образования, обеспечение соблюдения законодательства в области профессионального образования в Министерстве ведется планово и систематически. Также проводятся внеплановые тематические проверки. По каждым проверкам вырабатываются рекомендации, выполнение рекомендаций контролируется тематическими проверками, отчетами директоров образовательных учреждений. По итогам комплексных проверок за проверяемый период отстранены от занимаемой должности 6 директоров образовательных учреждений, объявлено 67 замечаний и 4 выговора директорам учебных заведений.
В целом практика работы с обращениями граждан в Министерстве соответствует основным требованиям федерального и республиканского законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Следует отметить положительный опыт работы в части проведения руководством Министерства выездных приемов граждан во время плановых командировок в улусы (районы) республики, организации рубрики "Вопросы и ответы" на официальном сайте, рассмотрения обращений граждан с применением выездных и коллегиальных форм проверки, регулярного информирования населения о своей деятельности по важнейшим социально-экономическим проблемам через интернет-сайты, различные справочно-информационные электронные системы, средства массовой информации.
Работа Министерства по социальной поддержке обучающихся из числа детей-сирот, по сравнению с 2005 годом, намного улучшилась в плане нормативно-правового обеспечения реализации льгот, координации и руководства организацией плановой работы, установления ведомственного контроля за соблюдением статьи 6 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части соблюдения прав на бесплатное получение профессионального образования, полное государственное обеспечение, увеличенную стипендию, бесплатное питание и проживание, пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, обеспечение одеждой, бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном (кроме такси) транспорте, оплату проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы, бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение, проведение диспансеризации, санаторно-курортное лечение с бесплатным проездом к месту лечения и обратно, получение заработной платы в период производственной практики, единовременное пособие при выпуске из образовательного учреждения.
Проводится систематическая работа по обеспечению защиты прав и интересов учащейся молодежи и студентов, созданию условий по организации их обучения, занятости и отдыха. Проводится многосторонняя работа по реализации Доктрины здорового образа жизни в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и плановая целенаправленная работа по внедрению ЗОЖ. Дает положительные результаты совместная работа с органами МВД, работа Совета профилактики в образовательных учреждениях, работа "Наркопостов", проведение ежегодных месячников правового просвещения учащихся, комплексной спартакиады учащихся, фестиваля творчества учащихся с охватом большого количества учащихся и студентов, плановая работа кружков и спортивных секций с охватом в среднем 70% молодежи, несмотря на почти двойное увеличение количества учащихся и студентов с 2005 по 2009 годы.
Вместе с тем выявлено следующее:
Несоответствие в Положении Министерства пунктов 2.1 (задача Министерства "Осуществление государственной политики в области профессионального образования и науки, обеспечивающей условия для реализации конституционного права граждан на получение профессионального и соответствующего дополнительного образования") и 3.1 (полномочие "Определяет политику в области профессионального образования республики и обеспечивает ее реализацию с участием органов государственной власти, общественных организаций, муниципальных образований на основе действующего законодательства и Федеральной целевой программы развития образования").
Не ведется работа с участием отраслевых министерств и работодателей по разработке учебных программ, с целью улучшения качества обучения и достижения его соответствия требованиям работодателя и присваиваемой квалификации.
Ввиду того, что создание, реорганизация, ликвидация и финансирование государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования производится в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, в т.ч. Бюджетным и Гражданским кодексами РФ на основании решения Правительства Республики Саха (Якутия), утверждение создания, реорганизации, ликвидации и финансирования ГОУ НиСПО в соответствии с федеральным и республиканским законодательством не должно относиться к полномочиям Министерства. Такой Порядок на уровне Министерства не утвержден (пункт 3.4.4 Положения).
Не утвержден порядок формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания республиканских центров коллективного пользования научным оборудованием (пункт 3.4.1 Положения).
Министерством не утвержден порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов - результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно-правовой формы (пункт 3.4.2 Положения). Не утвержден данный порядок и на республиканском уровне.
Министерством не утвержден порядок создания и развития инновационной инфраструктуры по причине отсутствия достаточной правовой и финансовой базы как на федеральном, так и на республиканском уровне (пункт 3.4.3 Положения).
Есть необходимость в изменении пункта 3.5.1 Положения о координации деятельности министерств и ведомств республики по формированию и реализации республиканских научных и научно-технических программ и проектов, т.к. полномочия по организации, проведению, реализации научно-технических программ, проектов и других работ научно-технического характера присутствуют в Положениях целого ряда органов исполнительной власти республики.
Инновационная политика в сфере профессионального образования, предусмотренная пунктом 3.4.3 Положения ("Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры") в целом по России вырабатывается Минобрнауки России, в частности, с 2007 года в приоритетный национальный проект "Образование" включено направление "О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в ГОУ НиСПО". Министерством подано в течение 2007-2009 годов всего три заявки (победителей нет).
Министерством не проводится работа с органами государственной власти иностранных государств (п. 3.29 Положения о Министерстве).
В недостаточном объеме проводится работа по координации проведения работ на территории Республики Саха (Якутия) в сфере обращения с биологическими образцами человека, в том числе с участием зарубежных исследователей (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 25.08.2009 N 1103 "Об упорядочении обращения с медицинскими биологическими образцами человека в Республике Саха (Якутия)").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа N 1103 следует читать как "25 августа 2008 г."
Несмотря на то, что работа по издательской деятельности осуществляется за счет средств бюджетов учреждений, за счет средств Министерства, предусмотренных на проведение мероприятий, координация издательской деятельности подведомственных учреждений, организаций и редакций не осуществляется.
Наблюдается отсутствие реальной конкуренции между научными учреждениями ввиду специфики научного сектора в республике, и в результате фактическое распределение большинства тем государственного заказа среди научных учреждений республики исходит из направления их научной деятельности с целью сохранения уровня финансирования.
Мероприятия, предусмотренные по программам развития образования и подготовки кадров, направлены на развитие образовательных учреждений системы Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия). Вместе с тем, в республике функционируют по четыре учреждения СПО Министерств культуры, здравоохранения, одно - жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, на которых действие указанных Программ не распространяется, что позволяет сделать вывод об отсутствии единой координации деятельности учреждений профессионального образования республики со стороны Министерства науки и профессионального образования в рамках программных мероприятий.
Отсутствует утвержденный Правительством Республики Саха (Якутия) среднесрочный план Министерства по перепрофилированию специальностей с учетом проведения необходимых процедур перепрофилирования и лицензирования специальностей по учреждениям, предварительной организационной работы по подготовке профессорско-преподавательского персонала, материально-технической базы и т.д.
Слабо обновляется материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования для обеспечения образовательного процесса в современных условиях.
В полном объеме не выполнены мероприятия Плана оптимизации расходов по основным направлениям социальной сферы на 2007-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.07.2007 N 293, по подведомственным Министерству учреждениям. Исполнение мероприятия по привлечению средств хозяйствующих субъектов составило всего 8%.
Объем финансирования по Программе дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на оказание образовательных услуг по опережающему обучению работников, находящихся под угрозой массового увольнения, объявленном Центрами занятости улусов и городов в 2009 году по составленным договорам, составляет 58,2 млн. рублей. Из них заключено соглашений с учреждениями Министерства на 6,6 млн. рублей, что составляет 11,4% с привлечением 16 учреждений НиСПО.
В ходе выполнения работы по формированию задания на целевую контрактную подготовку не выполняется порядок подачи заявок на целевую контрактную подготовку, установленный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2003 года N 411. При организации выполнения плана целевой контрактной подготовки специалистов имеются трудности при наборе на целевые места, так в 2005-2009 годах выполнение плана приема в образовательные учреждения ВПО составляло в среднем 72%, СПО - 68%.
Необходимо отметить, что наблюдается увеличение из года в год отсева учащихся и студентов. Отсев в 2005 году составил 9,7%, в 2008 году - 23,0%, увеличение составило 13,3%, или 1,3 раза.
Существуют проблемы по трудоустройству выпускников образовательных учреждений всех уровней, вызванные различными объективными причинами, среди которых слабая материально-техническая база образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, которая не дает возможности готовить студентов для работы на сложной, современной технике, применяемой на крупных предприятиях республики, отсутствие на федеральном уровне механизма государственного контроля трудоустройства выпускников высшего, среднего и начального профессионального образования, слабое развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности, ограниченное число производственных предприятий, перерабатывающих заводов и цехов в сельской местности.
Работа по вопросам охраны труда в подведомственных образовательных учреждениях и обеспечения подготовки к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в Министерстве ведется одним специалистом, что не может не сказаться на итогах работы, с учетом большого объема работы по данным вопросам и большим количеством подведомственных образовательных учреждений.
Состояние охраны труда и пожарной безопасности в образовательных учреждениях НПО и СПО в настоящее время стабилизируется. Лучшее положение в настоящее время складывается в образовательных учреждениях, расположенных в г. Якутске, южных и восточных улусах республики. Напряженное состояние по этим позициям остается в северных улусах.
За проверяемый период отмечается недостаточная работа Министерства по реализации постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2008 N 596 "Об утверждении порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания" в части утверждения перечней государственных услуг, оказываемых подведомственными учреждениями, разработки регламентов предоставления государственных услуг подведомственными учреждениями, утверждения стандартов качества предоставления государственных услуг, оказываемых подведомственными учреждениями.
Ведется недостаточная работа по подготовке к переводу на нормативно-подушевое финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2007 года N 517 "Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы".
Пункт 3.22 Положения о Министерстве в части проведения тематических проверок использования имущественных комплексов исполняется эпизодически.
Не в полной мере соответствует установленным требованиям противопожарное состояние объектов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Из выявленных в 2009 году проверками государственного пожарного надзора 839 нарушений требований пожарной безопасности, устранено 597, что составляет 71,1%. За нарушение требований пожарной безопасности составлено 56 административных дел.
За 2005-2009 годы в работе Министерства по организации делопроизводства и архива не произошло существенных положительных изменений. В основном причину неналаженной работы по делопроизводству и архиву члены комиссии видят в отсутствии службы делопроизводства в структуре Министерства как самостоятельной единицы. Работу по приему, регистрации входящих и исходящих документов выполняет привлеченный работник (заведующий канцелярией) по трудовому договору. Организация работы по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Министерства возложена на заведующую архивом Объединенного ведомственного архива системы Министерства, работающей также на договорной основе. Порядок работы с документами Министерства отражен в Инструкции по делопроизводству, не согласованной с экспертно-проверочной комиссией Комитета государственной архивной службы. Инструкция по делопроизводству не конкретизирована, не адаптирована к образцам и формам документов Министерства, нет разделов об использовании АИС "Делопроизводство", не расписан порядок изготовления, хранения гербовых бланков, печатей и штампов Министерства. Оформление бланка письма Министерства не соответствует государственным стандартам. Предусмотренная подсистема "Архивное дело" в АИС "Делопроизводство" не разработана.
Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению обращений и приема граждан составлен с погрешностями, в нарушение требований к административным регламентам, неполно охватывает все вопросы, касающиеся работы с обращениями граждан, изобилует выдержками из Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
В положениях отделов, должностных регламентах специалистов отделов не отражены задачи, функции, полномочные обязанности по обеспечению рассмотрения устных и письменных обращений граждан, осуществлению информационно-справочной работы, анализу, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан структурными подразделениями Министерства.
Отсутствует практика рассмотрения состояния работы с обращениями граждан на коллегии Министерства, отсутствует ведомственный классификатор, допускаются отдельные нарушения в организации учета, регистрации, контроля и хранения дел по обращениям граждан.
Не внедряются новые информационные технологии, не ведется системная работа по развитию информатизации отрасли. Не ведется учет информационных ресурсов, анализ обеспеченности компьютерной техникой, квалифицированными специалистами в области информационных технологий по отрасли.
Организация и состояние работ по технической защите информации не соответствует требованиям нормативных и руководящих документов: отсутствуют необходимые распорядительные документы, нет квалифицированных специалистов по информационной безопасности, не проведены работы по аттестации автоматизированных систем, предназначенных для работы с информацией ограниченного доступа.
В подведомственных учреждениях не начаты работы по выполнению требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Не может не влиять на мотивацию молодежи к соблюдению здорового образа жизни недостаточное количество спортивных залов (из 44 подведомственных Министерству образовательных учреждений 10 образовательных учреждений не имеют спортивного зала).
Недостаточна обеспеченность временной жилплощадью. Официально в городских образовательных учреждениях общежитиями не обеспечены более 500 иногородних учащихся.
Недостаточно количество штатных единиц психологов, социальных педагогов, медицинских работников для всех образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Не исполнен пункт 2 постановления Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 25.10.2006, протокол N 3-2 "О проводимой учебно-воспитательной работе в учреждениях начального профессионального образования Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия)" об открытии в республике Министерством (совместно с Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия)) специального профессионально-технического училища закрытого типа для подростков, преступивших закон.
Систематически допускались случаи принятия решений на коллегиях Министерства, не предусмотренных в Положении о коллегии Министерства (утверждение ведомственных программ, планов мероприятий по направлениям деятельности Министерства, создание межведомственных советов и т.д.).
Документально не подтверждается правомочность заседаний коллегии согласно пункту 3.7 Положения о коллегии Министерства (в протоколах заседаний коллегии не отражается перечень присутствующих лиц).
В решениях коллегии допускаются поручения без указания конкретных исполнителей и сроков исполнения поручений. Контроль за исполнением решений коллегии не охватывает все пункты решений коллегии, содержащие поручения, что свидетельствует о недостаточно эффективной организации контроля.
В 2005-2007 годах заседания балансовой комиссии не проводились. При этом Министерством направлялись отчеты о работе балансовой комиссии в Минэкономразвития Республики Саха (Якутия) и Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
Не практикуется заслушивание на заседаниях балансовой комиссии отчетов руководителей действующих подведомственных организаций, ограничиваясь рассмотрением деятельности только подведомственных организаций, находящихся на стадии ликвидации.
Контроль исполнения решений, принятых на заседаниях балансовой комиссии Министерства, не ведется.
На балансовых комиссиях не осуществляется оценка деятельности подведомственных учреждений, что свидетельствует о неэффективности работы балансовой комиссии и формальном подходе к организации ее деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 января 2010 г. N 27 "О деятельности Министерства науки и профессионального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.