Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МЗ РС(Я)
от 12 ноября 2009 г. N 01-8/4-1350
Программа
"Школы профилактики заболеваний ЛОР-органов у детей"
Заболевания органов верхних дыхательных путей и уха - одна из важнейших проблем в здравоохранении, которая особенно актуальна в Республике Саха (Якутия) в силу климатических условий, низкого социально-экономического уровня жизни населения, экологической ситуации.
Общая заболеваемость ЛОР-органов в Республике Саха (Якутия) составляет 90,7 на 1 000 населения, а в структуре других болезней, заболевания органов верхних дыхательных путей составляют - 7,6% (по РФ-3-4%), т.е. в 2 раза выше.
В структуре ЛОР - заболеваемости населения детского возраста РС(Я) - 1 место занимают болезни миндалин и аденоиды, 2 место - болезни уха и сосцевидного отростка, 3 место - болезни носа и околоносовых пазух.
Одной из актуальных задач в работе детских оториноларингологов районных и городских поликлиник является профилактика заболеваний ЛОР-органов, и диспансеризация детей в решении этой задачи играет первостепенную роль. Документы, регламентирующие динамическое наблюдение больных детей, страдающих хронической и рецидивирующей патологией ЛОР-органов, устарели и требуют доработки с учетом требований современности.
Принципы данной программы заключаются в том, что дети и подростки должны научиться распознавать симптомы и знать свои действия при появившихся первых признаках заболевания. Если будет достигнуто ощущение сопричастности, можно ожидать изменения поведения, эффективного взаимодействия и сознательного сотрудничества врача и пациента. В Школе по профилактике заболеваний ЛОР-органов у детей пациенты убеждаются, что они не одиноки, что рядом много таких же людей, что им хотят помочь врачи, специалисты, и все они объединены одним желанием -предупредить и избавить от тяжелых симптомов болезни, научить управлять болезнью.
В публикациях, посвященных работе Школ здоровья в разных регионах РФ, отмечается, что обучение пациентов способствует уменьшению:
- количества обострений,
- госпитализаций,
- вызовов скорой помощи,
- пропусков учебных дней, также способствует использованию эффективных современных препаратов, снижению нагрузки на врачей.
Цели школы по профилактике заболеваний ЛОР-органов у детей:
- повысить информированность детей и подростков;
- повысить эффективность профилактических и лечебных мер при заболеваниях ЛОР-органов у детей;
- достижение контроля и самоконтроля за течением болезни;
- повышение качества жизни больных детей.
Задачи школы по профилактике заболеваний ЛОР-органов у детей:
- непрерывное образование детей и подростков;
- профилактика обострений и прогрессирования болезни.
Методический материал:
- Компьютер, принтер, видео-проектор, экран, программное обеспечение (регистрация, база данных о прошедших обучение пациентах).
- Аптечка для экстренной медицинской помощи.
- Журнал учета посещаемости Школы здоровья
- Методические материалы для больных (дневники, памятки и пр.).
- Анкеты для оценки обучения.
- Канцелярские товары и письменные принадлежности, калькулятор для подсчетов; Занятия проводятся врачом-оториноларингологом, имеющим сертификат по специальности.
Занятия проводятся отдельно для детей.
Принципы занятий практически мало отличаются, но отличается подача информации, т.е. для детей информация предлагается в доступной, игровой, несложной форме. Образовательные программы формируются с учетом региональных особенностей и специфичности факторов риска.
- Количество слушателей не должно быть слишком большим, лучше 8-10 человек.
- рекомендуемое число занятий - не менее 4;
- рекомендуемая периодичность занятий - не менее 1-2 раза в неделю;
- продолжительность занятий не менее 30 минут;
Перед первым занятием рекомендуется анкетирование взрослых и школьников с целью определения исходного уровня знаний, а после цикла Школы здоровья повторное анкетирование позволит сделать вывод о качестве проводимых занятий.
Занятие 1
Тема: "Введение в оториноларингологию"
Продолжительность занятия - 30 минут
1. Цель занятия: ознакомление слушателей с анатомо-физиологическими особенностями органов верхних дыхательных путей и уха у детей, методами обследования, основными симптомами заболеваний органов верхних дыхательных путей и уха.
2. Задачи занятия:
2.1. Информирование о морфофункциональных особенностях органов верхних дыхательных путей и уха у детей.
2.2. Обучение практическим навыкам осмотра и сбора анамнеза при патологии органов верхних дыхательных путей и уха.
3. План занятия:
3.1. Организационные вопросы:
- знакомство со слушателями, что привело его в Школу по профилактике заболеваний ЛОР-органов и т.д.;
- ознакомление слушателей с расписанием занятий;
- анкетирование с целью определения исходного уровня знаний.
3.2. Анатомо-физиологические особенности органов верхних дыхательных путей и уха у детского возраста, возникновение и течение респираторной патологии.
3.3. Особенности анамнеза:
- семейный анамнез;
- перенесенные заболевания органов верхних дыхательных путей;
- аллергологический анамнез.
3.4. Методы обследования.
3.5. Симптомы при заболеваниях органов верхних дыхательных путей и уха.
3.6. Практическая часть.
4. По окончании занятия слушатель должен:
иметь понятия об анатомии и физиологии органов верхних дыхательных путей и уха; ориентироваться в сборе анамнеза (семейного, аллергического);
различать виды симптомов при заболеваниях органов верхних дыхательных путей и уха.
Занятие N 2
Тема: Риниты и синуситы. Меры профилактики.
Продолжительность занятия - 30 минут.
1. Цель занятия: предупреждение формирования хронических синуситов у детей.
2. Задачи занятия:
2.1. Информирование населения о заболеваниях носа и околоносовых пазух, о факторах риска развития синусита у детей, об осложнениях.
3. План занятия:
3.1. Характеристика ринитов и синуситов.
3.2. Факторы риска развития синуситов.
Классификация синуситов:
1. по месту локализации
2. по течению заболевания
3. по локализации процесса заболевания
4. по характеру воспаления
5. по длительности воспалительного процесса.
3.3. Клиника синуситов:
а) гайморит
б) фронтит
в) этмоидит
г) сфеноидит.
3.4. Осложнения синуситов.
4. По окончании занятия слушатель должен:
- Знать о факторах риска развития синуситов у детей;
- Избегать осложнений.
Занятие N 3
Тема: Тонзиллиты. Меры профилактики.
Продолжительность занятия - 30 минут
1. Цель занятия: предупреждение возникновения острого и хронического тонзиллитов у детей.
2. Задачи занятия:
2.1. Информирование детей и подростков о мерах профилактики тонзиллита.
2.2. Обучение практическим навыкам оздоровления при тонзиллите (острое, хроническое).
3. План занятия:
3.1. Общая характеристика острого и хронического тонзиллитов.
3.2. Факторы развития тонзиллита (острый, хронический).
3.3. Клинические формы тонзиллита (острый, хронический).
3.4. Осложнения тонзиллита (острый, хронический).
3.5. Принципы оздоровления при хроническом тонзиллите:
- санация полости рта;
- закаливание;
- точечный массаж, дыхательная гимнастика;
- физиотерапевтические методы;
- фитотерапия.
- витаминотерапия.
3.6. Практическая часть.
4. По окончании занятия слушатель должен:
- знать методы закаливания, точечного массажа, дыхательной гимнастики.
- знать физиотерапевтические методы оздоровления.
- знать о применении иммуномодулирующих препаратов (при частых и длительных заболеваниях), иммунопрофилактике.
Занятие N 4
Тема: Отиты. Меры профилактики.
Продолжительность занятия - 30 минут.
1. Цель занятия: обучение мерам профилактики отитов у детей.
2. Задачи занятия:
2.1. Информирование населения о мерах профилактики заболеваний органов слуха у детей и их рецидивов.
2.2. Обучение практическим навыкам оздоровления детей при заболеваниях органов слуха.
3. План занятия:
3.1. Характеристика отитов у детей (острый, хронический).Факторы развития отитов.
3.2. Осложнения отитов.
3.3. Профилактика отитов у детей. Советы при лечении отитов.
3.4. Немедикаментозные методы воздействия;
- санация хронических очагов;
- точечный массаж, закаливающие процедуры;
- витаминотерапия;
- физиотерапия (УВЧ, ультразвук, УФО);
- иммунокоррегирующая терапия.
4. По окончании занятия слушатель должен:
- знать методы закаливания, точечного массажа;
- знать физиотерапевтические методы оздоровления;
- быть информированным о профилактике отитов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2009 г. N 01-8/4-1350 "О создании "Школы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.