Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Правила
работы рынков в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2007 г. N 176)
1. Общие положения
1.1 Торговую деятельность и предоставление услуг на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также физические лица при реализации сельскохозяйственной и другой продукции.
Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.
Определения, используемые в настоящих Правилах:
торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания;
субъекты торговой деятельности (предпринимательской деятельности) - юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в установленном порядке;
розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования;
мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети;
оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования;
мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации;
общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанный с технологией переработки сырья, приготовлением пищи, организацией питания населения и реализацией готовой продукции и полуфабрикатов;
торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности. Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия;
стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям;
нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов;
товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания;
торговая площадь - площадь торговых помещений объекта, включающая торговый зал (специально оборудованное помещение, предназначенное для обслуживания покупателей) и помещения для оказания услуг общественного питания и (или) бытовых услуг;
площадь торгового зала - часть торговой площади, включающая установочную площадь, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей;
установочная площадь - часть торговой площади и торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей;
"ярмарка выходного дня" - торговый объект, на котором осуществляется реализация продукции фермерских хозяйств и сельхозпродукции товаропроизводителями улусов (районов) Республики Саха (Якутия) и других регионов Российской Федерации.
1.2. Зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров, схема размещения торговых объектов определяется# управляющей рынками компанией по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (его# филиалами), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) (его# филиалами) - при организации торговли продуктами питания, Государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия), управлений (отделов) внутренних дел улусов (районов) и городов республики, Государственной инспекции безопасности дорожного движения с учетом требований к условиям реализации товаров, установленных Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55.
1.3. После проведения реконструкции рынка, ликвидации объектов мелкорозничной сети на его территории и строительства торгового центра (комплекса) его деятельность осуществляется в соответствии с установленными федеральным законодательством требованиями для предприятий розничной торговли.
1.4. На территории рынка должны быть размещены в специально отведенных местах:
объекты массового питания и сервисного обслуживания (в общественных точках для организации питания населения сырье животного происхождения для приготовления пищи должно пройти лабораторное исследование в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы, иметь санитарно-эпидемиологические заключения);
демонстрационное помещение или стенд для предоставления товаропроизводителям Республики Саха (Якутия) (на договорных условиях) возможности показа перспективных товаров, проведения презентаций, рекламных кампаний по их популяризации.
1.5. На рынке проводятся санитарные дни по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) и его территориальными отделами.
1.6. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года N 371-З N 757-III "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия) запрещено размещение объектов игорного бизнеса на рынках.
2. Требования к организации торгового процесса
2.1. Организация торгового процесса на рынке должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки, разделки), хранения, реализации товаров.
2.2. На товары, реализуемые на рынке, устанавливаются свободные розничные цены (тарифы), которые определяются по взаимной договоренности между продавцами и покупателями, в соответствии с конъюнктурой (сложившимся спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товаров, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно и могут свободно изменяться по соглашению между продавцами и покупателями, за исключением регулируемых в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2006 года N 285 "Об утверждении Порядка определения органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) розничных торговых надбавок к ценам на потребительские товары#.
Цены на товары указываются в валюте Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным и республиканским законодательством, товары подлежат реализации на рынке по государственным регулируемым ценам (тарифам).
2.3. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынка.
2.4. Вход посетителей и въезд автотранспорта для завоза товаров на территорию рынка бесплатный.
2.5. На территории рынка применяется контрольно-кассовая техника в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
3. Управление рынком. Права, обязанности и ответственность компании, управляющей рынком
3.1. Управление рынком осуществляется хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности (компанией, управляющей рынком), являющимся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка, или собственником.
Управляющая рынком компания предоставляет торговые места для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (далее - арендаторы без права субаренды).
3.2. Управляющая рынком компания имеет право:
предоставлять торговые места юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке;
самостоятельно определять стоимость услуг по предоставлению торговых мест;
предоставлять дополнительные услуги на договорной основе.
3.3. Управляющая рынками компания обязана:
организовать работу рынка и связанные с её деятельностью процессы в строгом соответствии с действующими санитарными и ветеринарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе его расположения, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, по защите прав потребителей, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло- водоснабжению;
назначить приказом ответственного за работу пункта проката средств измерений и обеспечения единства измерений;
установить плату за прокат средств измерений;
содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии площадь рынка, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие, обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории;
заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, различного вида тары с предприятиями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на данный вид деятельности, с соблюдением установленных норм накопления;
расторгать договоры на предоставление торговых мест и предоставлять контролирующим органам сведения о нарушении действующего законодательства, а также настоящих Правил с целью привлечения к административной (уголовной) ответственности и недопущению# в дальнейшем подобных нарушений.
3.4. Управляющая рынком компания обязана выделить и за свой счет оборудовать на рынке:
помещение для размещения государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Саха (Якутия) (при реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения);
помещения для разруба и распиловки мясосырья;
помещение, включая помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой, для временного хранения продукции, от которой отобраны пробы для лабораторных исследований, и изъятых из оборота товаров, в том числе изъятых контролирующими органами;
камеру хранения;
помещение для хранения дезинфицирующих средств;
пункт проката тележек для доставки товара до торговых мест;
пункт проката средств измерений;
средства пожаротушения и средства оповещения населения на случаи аварийных и чрезвычайных ситуаций;
стоянки для автотранспортных средств арендаторов и покупателей;
общественные туалеты, водопровод;
мусоросборники.
3.5. Управляющая рынком компания оказывает содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки, принимает действенные меры по устранению выявленных нарушений.
3.6. Управляющая рынком компания обеспечивает:
потребности продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, соответствующем техническим требованиям, санитарным нормам и правилам;
принятие оперативных мер по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей при наличии соответствующих заявлений, касающихся деятельности отдельных предпринимателей;
мероприятия по минимальной профессиональной подготовке продавцов;
наличие книги отзывов и предложений, зарегистрированной в администрации муниципального образования улуса (района) и города (управе района), которая выдается покупателю по первому требованию;
создание условий для ведения компьютерного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (при реализации сельхозпродукции), которым предоставлены торговые места, а также продавцов, уполномоченных от их имени осуществлять продажу товара (предоставлять услуги) с использованием персональных карточек продавца, а также предоставление в установленном порядке информации в электронном виде в контролирующие органы об арендаторах (уполномоченных продавцах) с указанием индивидуального налогового номера и даты работы на рынке;
возможность размещения автотранспорта на автостоянках и парковках с досмотром транспортных средств уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
торговое место порядковым# номером, обозначенным любым обозримым как для покупателей, так и для контролирующих органов способом, с указанием данных о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице. Продавцы должны быть снабжены бейджами с указанием фамилии, имени, отчества, наименования работодателя.
4. Порядок предоставления торговых мест
4.1. Торговые места предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) на срок, не превышающий срока действия разрешений, согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
4.2. Предоставление торговых мест на сельскохозяйственном рынке осуществляется в установленном статьей 16 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" порядке, с учетом следующих особенностей, предусмотренных статьей.
4.2.1. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, но не менее чем в количестве пятьдесят# процентов торговых мест от их общего количества.
4.2.2. При формировании и утверждении схемы размещения торговых мест управляющая рынком компания также должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.
4.2.3. Торговые места предоставляются на срок, не превышающий трех месяцев.
4.2.4. Торговое место может быть предоставлено на основании коллективного обращения граждан (в том числе граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством), а также юридических лиц. Коллективное обращение подается от имени не более чем десяти лиц, и в нем указываются сведения, предусмотренные частью 3 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", о каждом включенном в коллективное обращение лице.
4.3. При заключении договоров о предоставлении торговых мест должны предоставляться следующие сведения:
4.3.1. Сведения о заявителе:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридических лиц;
б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей;
в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, личного подсобного хозяйства# или занятие садоводством, огородничеством, животноводством - для граждан.
4.3.2. Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4.3.3. Срок предоставления торгового места и цели его использования;
4.3.4. Перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке.
4.3.5. Информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в случае предоставления торгового места товаропроизводителю в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 271-ФЗ, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
4.3.6. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников (Закон РФ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"#.
Информация об арендаторах торговых мест с указанием реквизитов всех предъявленных документов хранится у управляющей рынком компании в течение всего периода функционирования торгового места в течение 3 лет после окончания срока договора.
4.4. Предоставление торговых мест/объектов осуществляется на основе договора, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его предоставления, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты.
Оплата торгового места производится до начала торговли в наличной и безналичной форме.
Получение денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
4.5. Передача торгового места третьему лицу невозможна.
4.6. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
а) накладные и другие, предусмотренные нормативными актами, документы, в том числе приложения к ним;
б) документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе гигиеническое заключение и сертификат соответствия или декларация о соответствии, зарегистрированная в установленном порядке, ветеринарные сопроводительные документы;
в) контрольно-кассовый чек, платежное поручение об оплате услуг по предоставлению торгового места или счет-фактура с квитанцией к приходному кассовому ордеру при предоставлении торгового места юридическому лицу. Реализация товаров должна сопровождаться информацией о товарах на русском языке на прилагаемых ценниках.
4.7. Продавцы, осуществляющие торговую деятельность на рынке, обязаны в течение всего периода работы иметь документ, подтверждающий личность продавца (паспорт или иной документ), иногородние лица - паспорта, документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания их в данном улусе (городе), и подтверждение на право трудовой деятельности иностранным работником# в данном улусе (городе) Республики Саха (Якутия), а также медицинские книжки установленного образца на продавца с полными данными медицинских обследований и предъявлять их по первому требованию управляющей рынком компании и контролирующих органов. Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также иметь договор (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
5. Режим работы рынка
5.1. Режим работы рынка определяется управляющей компанией самостоятельно в пределах установленных муниципальным районом (образованием) улусов (городов) Республики Саха (Якутия) часов работы для предприятий розничной торговли.
Муниципальные районы (образования) улусов (городов) Республики Саха (Якутия) могут вносить коррективы по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и республиканских мероприятий.
5.2. Время работы отдельных объектов торговли регламентируется общим режимом работы рынка.
5.3. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ управляющая рынком компания предварительно информирует продавцов, население и администрацию муниципального образования улуса (города) о причинах и периоде закрытия рынка.
5.4. В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, письменно известить об этом управляющую рынком компанию.
5.5. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и администрации муниципального образования улуса (города) доводится незамедлительно.
6. Контроль за работой рынков
6.1. Контроль за соблюдением на рынке настоящих Правил и других требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции. К проверкам, проводимым контролирующими органами, могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей и специалисты Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам и управлений (отделов) торговли (потребительского рынка), специалисты отделов защиты прав потребителей администраций муниципальных образований улусов (районов) и городов Республики Саха (Якутия).
6.2. Работники контролирующих органов в Республике Саха (Якутия) проводят проверки в соответствии с действующим законодательством при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения), подписанного руководителем контролирующей организации, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих, а привлеченные ими для совместных проверок представители общественных организаций - при предъявлении выданного им предписания (направления). По результатам проверки должен быть оформлен соответствующий акт (протокол), подписанный всеми сторонами, принимающими участие в проверке.
6.3. На рынке ведется контрольный журнал установленной формы, зарегистрированный в администрациях муниципальных образований улусов (городов) Республики Саха (Якутия), в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки.
На рынке ведется санитарный журнал установленной формы, в который территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
6.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность на рынках, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.