Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение
Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Городского округа "Город Якутск"
(утв. Решением Якутской городской Думы от 25 марта 2010 г. N РЯГД-24-12)
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение "Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Городского округа "Город Якутск" (далее - Положение), регламентирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления, образующимися в результате деятельности юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, индивидуальных предпринимателей и жизнедеятельности граждан на территории Городского округа "Город Якутск" и направлен на упорядочение, совершенствование организации деятельности по сбору, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, с целью соблюдения экологических, санитарных и иных требований для предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
1.2. Положение разработано в соответствии с законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации:
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ;
Федеральным законом Российской Федерации 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральным законом Российской Федерации" от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест";
Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.97 г. N 155;
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170;
См. также Закон Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2009 г. 688-З N 267-IV "Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)"
1.3. Положение действует на территории Городского округа "Город Якутск" до утверждения новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере обращения с отходами производства и потребления.
1.4. Определить в качестве наиболее важных задач, решение следующих проблем в области обращении с отходами производства и потребления:
- улучшение и совершенствование схемы санитарной очистки территории Городского округа "Город Якутск"
- снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду;
- формирование управления организацией по обращению с отходами;
- упорядоченность финансово-правовых взаимоотношений в процессе движения материальных потоков в ходе обращения с отходами;
- создание системы контроля, позволяющей выявить потери материальных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
- создание функционально согласованной территориально-организационной структуры пунктов сбора и накопления отходов, их транспортировки, утилизации (захоронения)
- повышение уровня экологического образования населения;
- ответственность каждого юридического или физического лица на территории Городского округа "Город Якутск" за деятельность или бездеятельность, которая может привести или привела к загрязнению собственной или других территорий отходами потребления, соблюдение установленного порядка сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов потребления;
- экономическая заинтересованность всех участников по обращению с отходами потребления в качественном выполнении этой задачи, при ответственности за невыполнение или некачественное выполнение своих обязанностей;
- объективный контроль за деятельностью всех участников по наведению чистоты и порядка на территории муниципального образования.
- закрепление за природопользователем, путем проведения инвентаризации, всего объема отходов, образовывающихся в результате его деятельности;
- запрещение хозяйственной деятельности всем юридическим лицам, независимо от форм собственности, и индивидуальным предпринимателям, связанным с обращением с отходами, без разрешения и лимитов на размещение отходов;
- ликвидация несанкционированных свалок на территории Городского округа "Город Якутск", рекультивация имеющихся свалок.
1.5. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы
1.6. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
1.6.1. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
1.6.2. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
1.6.3. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
2. Термины и определения.
Территория городского округа - территория, состоящая из всех земель в пределах установленных границ независимо от форм собственности и целевого назначения.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с классификацией отходов.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, влажная уборка жилых помещений, жидкие отходы нецентрализованной канализации и др.)
Ртутьсодержащие осветительные и другие приборы - отработанные осветительные и пришедшие в негодность другие приборы. содержащие ртуть и относящиеся к первому классу опасности.
Крупногабаритный мусор (КГМ) - отходы производства и потребления, загрузка которых (по своим размерам и характеру) производится в емкость более 2 кубических метров.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов- изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламох-ранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Утилизация (обезвреживание) отходов - обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели и юридические лица всех форм собственности.
Собственники отходов - физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица всех форм собственности, в результате деятельности которых образуются бытовые и промышленные отходы, а также лица, являющиеся пользователями земельных участков и/или прилегающих территорий, в границах санитарного содержания, и объектов недвижимости, находящимися в их пользовании, на/в которых обнаруживаются отходы.
Контейнер - стандартная емкость для сбора отходов производства и потребления объемом 0,75 куб.м., установленная в определенном месте.
Контейнерная площадка - ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном (0,02%) в сторону проезжей части дороги, имеющее ограждение (кирпичное, бетонное, сетчатое).
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Урны для мусора - емкости, предназначенные для сбора в них отходов и устанавливаемые на территории мест общего пользования (около административных и социальных зданий и сооружений, в парках, скверах и иных объектах).
Организации по обслуживанию жилищного фонда - управляющие организации (в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперятивы, индивидуальные предприниматели), организации, оказывающие услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, при непосредственном способе управления данным домом.
3. Управление в области организации
3.1. Муниципальное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" Городского округа "Город Якутск" (далее МУ "ДЖКХиЭ"):
3.1.1. Реализует политику администрации Городского округа "Город Якутск" в области организации централизованного сбора, транспортировки, утилизации и переработки отходов производства и потребления.
3.1.2. Осуществляет координацию деятельности на территории Городского округа "Город Якутск", специализированных организаций по централизованному сбору, транспортировке, утилизации и переработке отходов производства и потребления.
3.2. Организация, эксплуатирующая объект размещения отходов:
3.2.1. Создает и ведет базу данных об организациях, осуществляющих на территории Городского округа "Город Якутск" сбор, транспортировку, размещение отходов.
3.2.2. Осуществляет проверку наличия договоров на прием и размещение бытовых и промышленных отходов между собственниками отходов и специализированными предприятиями, занятыми транспортировкой отходов на городской полигон ТБО, формирует реестр и направляет в МУ "ДЖКХиЭ" для сведения.
3.2.3. Согласовывает маршрутные графики вывоза бытовых и промышленных отходов для всех предприятий (приложение N 2), занятых транспортировкой отходов на объект размещения отходов и направляет в МУ "ДЖКХиЭ" для сведения.
3.2.4. Осуществляет проверку исполнения маршрутных графиков вывоза бытовых и промышленных отходов для всех предприятий и управляющих организаций, занятых транспортировкой отходов на городской полигон.
3.2.5. Регистрирует дату приема справок, наименование хозяйствующего субъекта, сдавшего отходы, фамилию, имя, отчество водителя, государственный номер автотранспортного средства, доставившего отходы (приложение N 1). До 5 числа месяца следующего за отчетным кварталом месяца, направляет информацию в МУ "ДЖКХ" о поступившем объеме отходов от предприятий и управляющих организаций.
3.2.6. Обеспечивает обустройство объекта размещения отходов, техническое оснащение, содержание и контроль за их эксплуатацией.
3.2.7. Осуществляет контроль над влиянием отходов на окружающую среду.
3.2.8. Разрабатывает регламент и режим работы объекта.# Инструкции по приему и учету отходов, технике безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии при обращении с отходами, утвержденные руководителем.
3.2.9. Ведет учет поступающих отходов, контроль за их составом и распределением на объекте.
3.2.10. Участвует в разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
3.2.11. В установленном порядке осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
3.2.12. Представляет в специально уполномоченные государственные органы информацию о количестве принимаемых отходов.
3.2.13. Ежегодно разрабатывает и направляет в установленном порядке на согласование и утверждение тарифы на вывоз и размещение отходов.
3.3. Отказ собственника отходов или управляющей организации от заключения договора на прием и размещение отходов с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов, (при отсутствии своего объекта размещения либо заключенного договора с дугой организацией будет рассматриваться как факт загрязнения окружающей среды отходами потребления.
4. Обязанности хозяйствующих субъектов.
4.1. Все юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Городского округа "Город Якутск", обязаны:
4.1.1. удалять бытовые и производственные отходы в соответствии с настоящим Положением;
4.1.2. в соответствии с действующим законодательством, разрабатывать проекты нормативов образования и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);
4.1.3. ежегодно согласовывать маршрутный график вывоза бытовых отходов с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов.
4.1.4. при вывозе отходов заполнять Справку о производственных отходах, направляемых на полигон ТБО (приложение N 1)
4.1.5. проводить инвентаризацию отходов (вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц), а также размещенных отходов и обеспечить хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией;
4.1.6. организовать место сбора отходов;
4.1.7. в случаях предусмотренных законодательством, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов осуществлять на основании лицензии;
4.1.8. назначить приказом руководителя должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и обслуживание мест складирования отходов;
4.1.9. обеспечивать необходимый (раздельный) сбор отходов путем организации мест сбора и временного хранения отходов, с последующей передачей специализированным организациям для дальнейшей переработки, утилизации и захоронения;
4.1.10. соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные действующим законодательством в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
4.1.11. не допускать несанкционированного размещения отходов на закрепленных за ними территориях и принимать меры по их очистке;
4.1.12. размещать отходы только на специально оборудованных полигонах;
4.1.13. на определенные виды отходов разрабатывать паспорта опасности;
4.1.14. внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
4.1.15. проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
4.1.16. предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
4.1.17. соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
4.1.18. в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
4.2. Хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
4.3. Все хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
4.3.1. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
4.3.2. Деятельность хозяйствующих субъектов, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
4.3.3. Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
4.3.4. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации
4.4. Сброс отходов в контейнеры для обслуживания жилого фонда, хозяйствующими субъектами без договора со специализированной организацией, занимающейся вывозом отходов из мест накопления, не допускается.
4.5. Все садоводческие товарищества, дачные и гаражные кооперативы, общества индивидуальной застройки и иные организации, обязаны организовать сбор и транспортировку отходов с закрепленной территории в соответствии с требованиями настоящего Положения.
4.6. Вывоз с мест складирования отходов осуществляется специализированной организацией, имеющей лицензию и специальный автотранспорт.
4.7. Предоставлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, в области статистического отчета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
4.8. Контроль соблюдения утвержденных нормативов образования отходов производства по предприятию, осуществляется в рамках общего производственного контроля обращения с отходами и заключается в их сопоставлении с фактическими удельными показателями образования отходов и выяснения причин превышений, если они имеют место.
4.9. Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в паспорте опасности отходов, несет руководитель предприятия.
5. Организация сбора и вывоза отходов.
5.1. Сбор и вывоз отходов на территории Городского округа "Город Якутск" производится специализированными организациями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности, в соответствии с условиями заключенных и утвержденными графиками:
- в контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках;
- в специальный автотранспорт, работающий по установленному графику;
- в урны для мусора.
5.2. Сбор крупногабаритных отходов производится на оборудованных площадках, отведенных для этих целей. Вывоз крупногабаритных отходов производится по мере заполнения площадок.
5.3. Складирование отходов на территории хозяйствующего субъекта вне специально отведенных мест и превышение лимитов их накопления запрещается.
5.4. Сбор пищевых отходов производится только в специально предназначенные для этого сборники (с маркировкой "пищевые отходы", окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками) и при наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам в соответствии с заключенными договорами.
5.4.1. Откормочные хозяйства, использующие пищевые отходы для кормления свиней, обязаны получить для этого специальное разрешение Главного ветеринарного врача по Республике Саха(Якутия). При изменении эпидемической обстановки в животноводческих хозяйствах данной местности, разрешение на продолжение сбора пищевых отходов в каждом конкретном случае дает Главный ветеринарный врач по Республике Саха (Якутия).
5.4.2. Сборники, предназначенные для пищевых отходов запрещается использовать для других целей. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции раствором состава: хлорная известь 10%, гипохлорид натрия (3-5%) и др. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой.
5.4.3. Ответственность за использование и правильное содержание сборников пищевых отходов несет предприятие, собирающее данный вид отходов.
5.5. Вывоз ТБО и КГМ должен осуществляться с периодичностью не реже одного раза в три дня при температуре -5°С, а при температуре выше +5°С - ежедневно. Ответственность за герметизацию и внешний вид контейнеров во время транспортировки возлагается на субъект, осуществляющий транспортировку.
5.6. Вывоз отходов осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензии на право осуществления данного вида деятельности, специальный транспорт или приспособленный для этих целей транспорт с закрывающимся кузовом на полигон твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", согласно отдельно заключаемого договора с учетом нормы накопления на одного человека и тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.
5.7. Ответственность за вывоз отходов на территории Городского округа "Город Якутск" возлагается на специализированные организации, осуществляющие деятельность по вывозу отходов, в соответствии с заключенными договорами.
5.8. Обязанность по уборке мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера, возлагается на субъект, осуществляющий сбор ТБО и КГМ, а по пути следования к месту размещения отходов- на специализированную организацию осуществляющую транспортировку отходов.
5.9. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, металлолом, ртутные лампы подлежат обязательной передаче на утилизацию специализированным организациям.
5.10. Ответственность за сбор опасных отходов, и передачу специализированным организациям для утилизации несут хозяйствующие субъекты, управляющие компании, товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), владельцы индивидуальных домовладений.
5.10.1. Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
5.11. Требования к содержанию мест размещения (складирования) отходов:
5.11.1. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных контейнерных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются отделом архитектуры и градостроительства по заявкам организаций, осуществляющих управление жилым фондом, по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальными отделами (отделениями, инспекциями) государственного пожарного надзора.
5.11.2. Контейнерная площадка должна:
- иметь асфальтовое или бетонное покрытие, уклон 5-10% в сторону проезжей части и удобный подъезд специализированного автотранспорта;
- иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,0-1,2 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке;
- быть удалена от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м от соответствующего жилого дома. Территория контейнерной площадки должна примыкать к проездам и не мешать проезду транспорта. При обособленном размещении контейнерной площадки (вдали от проездов) необходимо предусматривать возможность удобного подъезда транспорта по дорогам с твердым покрытием для очистки контейнеров с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
- содержаться в чистоте;
- быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца территории, хозяйствующего субъекта, а также субъекта, осуществляющего вывоз ТБО и КГМ, времени вывоза;
5.11.3. Контейнеры, и контейнерные площадки должны не реже одного раза в 10 дней (кроме периода зимней уборки) промываться и обрабатываться дезинфицирующими средствами специализированными или организациями по обслуживанию жилого фонда, в соответствии с заключенными договорами.
5.11.4. В исключительных случаях допускается временная (на срок до 1 суток) установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных работ и работ по уборке территории, выполняемых юридическими и физическими лицами, при отсутствии на указанных территориях оборудованных площадок для установки контейнеров и бункеров-накопителей. Места временной установки контейнеров и бункеров-накопителей должны быть согласованы с собственником, владельцем, пользователем территории.
5.11.5. Ответственность за состояние контейнерных площадок, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление жилым фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.
5.12. На вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других мерах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках общественного пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны на рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях устанавливают на расстоянии, не превышающем 100 м одна от другой. На остановках общественного пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты - в количестве не менее двух. Очистка урн производится по мере их заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
5.13. Урны, расположенные на остановках общественного пассажирского транспорта, очищаются и промываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими уборку территории, на которой они установлены.
5.14. Покраска урн осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
5.15. Запрещается:
- установка контейнеров на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов.
- сжигание мусора в контейнерах и урнах, сжигание опавших листьев.
- вывоз отходов на поля, огороды, в леса, парки и другие не определенные для этих целей, места
- выборка вторичного сырья из контейнеров, установленных на контейнерных площадках.
- самовольная установка контейнеров без согласования с администрацией города.
5.16. Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
5.17. Для обеспечения комфортного проживания населения удалять бытовые отходы их домовладений не ранее 7 часов утра и не позднее 23 часов вечера.
6. Порядок сбора отходов, образующихся на территориях объектов, в которых осуществляется торговая деятельность, административных зданий, объектов социальной сферы.
6.1. Сбор отходов, образующихся на территории объектов, в которых осуществляется торговая деятельность, административных зданий, объектов социальной сферы производится в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего положения:
6.2. Контейнеры устанавливаются на оборудованных контейнерных площадках в специально определенных местах и содержат наименования предприятия.
6.3. Уборку территорий, прилегающих к торговым объектам (в т.ч. временным) в радиусе 5 м осуществляют данные предприятия торговли.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.3. Сбор отходов с территории объектов торговли и общественного питания осуществляется путем разделения отходов и в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" и СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособностью в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
6.4. Сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии устойчивого сбыта их откормочным хозяйствам, в соответствии с заключенными договорами.
6.4.1. Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения разложения.
6.4.2. Временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях.
6.5. Допускается сбор отходов в контейнеры других объектов торговли и общественного питания при наличии заключенного договора с владельцем контейнера и согласования со специализированной организацией, занимающейся транспортировкой и размещением отходов.
6.6. Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для складирования прилегающие к ним территории.
6.7. Все юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора информацию об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.
6.8. Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов из административных зданий и объектов социальной сферы, торговли, общественного питания в соответствии с настоящим Положением возлагается на собственника, балансодержателя здания, объекта, помещения или на пользователя земельного участка, где располагается объект торговли или общественного питания.
6.9. Сбор, хранение и удаление отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.7.728.99 "Правила сбора, хранение и удаление отходов лечебно-профилактических учреждений".
7. Порядок сбора отходов, образующихся на городских территориях общего пользования.
7.1. Сбор отходов на городских территориях общего пользования независимо от владельца этой территории производится в:
- урны для отходов, не подлежащих сортировке;
- в специальные пункты для сбора стеклотары.
7.2. Дорожный смет, снег с улиц собирается и вывозится на специализированные, объекты размещения.
7.3. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия, учреждения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.
7.4. Очистка урн производится систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в день.
7.5. Растительные остатки (обрезь, ветки и т.п.) перерабатываются на месте с помощью специальных устройств или вывозятся на полигон ТБО.
7.6. Запрещается:
- сжигание отходов и растительных остатков, листвы деревьев на территории населенных пунктов;
- размещение отходов, растительных остатков, дорожного смета и снега вне установленных специализированных площадок.
7.7. Ответственность за уборку смета, снега и других отходов в местах общего пользования несут предприятия, организации, управляющие организации, индивидуальные предприниматели, которые обязаны обеспечивать чистоту и порядок на соответствующей территории, а за вывоз отходов из контейнеров специализированная организация, занимающая вывозом отходов, имеющая соответствующую лицензию и специальный транспорт.
7.8. Организация сбора и вывоз мусора со стихийно возникших свалок(несанкционированных) в местах общего пользования, осуществляется на основании отдельно заключаемых договоров со специализированной организацией.
7.9. Ответственность за сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок несет лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, на котором размещена свалка.
8. Порядок сбора и вывоза отходов, образующихся на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов.
8.1 Для сбора отходов оборудуются:
- контейнерные площадки;
- площадки для крупногабаритных отходов.
8.2. Запрещается помещение в контейнеры для отходов отработанных горюче-смазочных материалов (ГСМ), автошин, аккумуляторов, металлолома, токсичных отходов, которые собираются в специально отведенные места и направляются на утилизацию в соответствии с действующим законодательством.
8.3. Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов с территории некоммерческих организаций (садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов) возлагается на соответствующие некоммерческие организации.
8.4. Вывоз отходов с территории некоммерческих организаций (садовых, огороднических и дачных объединений граждан, граждан строительных кооперативов) осуществляется по мере накопления, но не реже 3-х раз в месяц по договору между соответствующей организацией и специализированной организацией, осуществляющей деятельность по вывозу отходов, имеющей соответствующую лицензию и специальный транспорт.
9. Порядок сбора и вывоза отходов, образующихся на строительных площадках, объектах сноса, ремонта и реконструкции.
9.1. Сбор строительных отходов производится в специальные бункеры или места, определенные проектом организации строительства, для накопления отходов. Из образующихся отходов выделяются утильные фракции (металлолом, дерево, др.) до накопления транспортных партий.
9.2. Сгроительные отходы, не подлежащие вторичному использованию и (или) переработке, вывозятся на полигон бытовых отходов.
9.3. При проведении работ по строительству, ремонту или реконструкции объектов без отведения строительной площадки, или при отсутствии специально обустроенных мест, отходы допускается хранить в специально установленных контейнерах на улице около объекта строительства и реконструкции, при этом не допускается ограничение свободного проезда автомашин, прохода людей и захламление газонов.
9.4. Установка контейнеров, предназначенных для отходов, образующихся при проведении работ без отведения строительной площадки, осуществляется по согласованию с организацией, обеспечивающей благоустройство, чистоту и порядок соответствующей территории.
9.5. Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов, образующихся при проведении работ по строительству, ремонту или реконструкции объектов, возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при производстве работ, если иное не предусмотрено в договоре подряда с заказчиком.
9.6. Вывоз отходов, образующихся при проведении работ по строительству, ремонта и реконструкции объектов, осуществляется с территории строительной площадки не реже одного раза в неделю.
9.7. Вывоз отходов из контейнеров, указанных в пункте 9.4. настоящего положения осуществляется по мере накопления, но не реже одного раза в три дня.
10. Порядок сбора и вывоза отходов, образующихся на промышленных и производственных предприятиях.
10.1. Ответственным за работу по обращению с отходами на промышленных и производственных предприятия (далее предприятиях) является руководитель.
10.2. Деятельность по обращению с отходами на предприятии должна осуществляться в соответствие со следующими требованиями:
10.2.1. выявление образующихся отходов, их классификации в соответствии с установленной системой классификации;
10.2.2. обеспечение наличия в местах сбора отходов необходимой тары, имеющей маркировку, отвечающей конкретному виду и классу опасности отходов;
10.2.3. обеспечение сохранности свойств отходов при их сборе и хранении;
10.2.4. заполнение сопроводительных паспортов на все виды отходов, образующиеся на предприятии;
10.2.5. своевременное составление ежемесячного отчета от образовании и движении отходов;
10.2.6. ведение первичного учета отходов;
10.2.7. проведение ежегодной инвентаризации отходов;
10.2.8. регистрация сделок по отчуждению отходов;
10.2.9. разработка мероприятий по снижению объемов образования отходов и повышению их использования;
10.3. Для сбора отходов на территории промышленных предприятиях оборудуются:
- контейнерные площадки;
- площадки для бесконтейнерного сбора;
- площадки с емкостями для жидких отходов.
10.4. Образующиеся отходы должны собираться раздельно по видам, классам опасности и признакам, обеспечивающим их использование в качестве вторичного сырья, обезвреживание и экологически безопасное размещение.
10.5. Сбор и хранение отходов производства должны определяться их физическим состоянием, химическим составом и классом опасности отходов.
10.6. Промышленные отходы, относящиеся к отходам 1-4 классов, размещаются или обезвреживаются в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность по обращению с опасными отходами.
10.7. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, металлолом, ртутные лампы подлежат обязательному раздельному сбору с последующей передачей на утилизацию специализированным организациям с обязательным заключением соответствующих договоров.
10.8. Вывоз отходов с территории предприятия осуществляется по договору со специализированной организацией, занимающейся вывозом отходов, либо собственными силами предприятия при условии обязательного разрешения специализированной организации и учета вывозимых отходов.
11. Порядок сбора и вывоза отходов с территории индивидуальных жилых домов.
11.1. Для сбора отходов на территории индивидуальных жилых домов на могут использоваться:
- контейнерные площадки;
- площадки с бункерами для крупногабаритных отходов в специально оборудованных местах;
- планово-регулярная система вывоза отходов по графику бесконтейнерным способом.
11.2. Вывоз твердых бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией, осуществляющей деятельность по вывозу отходов, имеющей соответствующую лицензию и транспорт, а крупногабаритные отходы и строительный мусор - самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома с приобретением соответствующих талонов для вывоза отходов на полигон.
11.3. Заключение договора на вывоз отходов между специализированной организацией и владельцами индивидуальных жилых домов является обязательным.
11.4. Отходы, относящиеся к отходам 1-3 классов, размещаются или обезвреживаются в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность по обращению с опасными отходами.
11.5. Отработанные горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы, металлолом, ртутные лампы подлежат обязательному раздельному сбору с последующей передачей на утилизацию специализированным организациям с обязательным заключением соответствующих договоров.
11.6. Ответственность за сбор отходов с территории индивидуальных домовладений в соответствии с настоящим Положением и возлагается на собственников и владельцев индивидуальных жилых домов.
11.7. Ответственность за вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов в соответствии с настоящим Положением и заключаемым договором возлагается на специализированную организацию.
11.8. Вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией либо самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома в случае приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне.
12. Порядок сбора и вывоза отходов на территории жилых многоквартирных домов
12.1. Сбор и вывоз отходов с территории жилых многоквартирных домов, всех степеней благоустройства, в соответствии с настоящим Положением осуществляется управляющими организациями, либо организациями, оказывающими услуги по содержанию и ремонту жилого фонда при непосредственной форме управления собственниками жилых помещений.
12.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- оборудование и установку санитарной точки (контейнерной площадки) в соответствии с п. 5.11.2. настоящего положения;
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, урн а в неканализированных (неблагоустроенных) - сборники (выгребы) для жидких отходов;
- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- организацию сбора ртутьсодержащих осветительных приборов;
- свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
- своевременное оборудование и проведение ремонтных работ дворовых помойниц, строительство и ремонт дворовых уборных в неканализированных (неблагоустроенных) жилых домах;
- проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
12.3. Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические контейнеры.
12.3.1. В качестве временной меры при отсутствии металлических мконтейнеров допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.
12.3.2. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических контейнеров должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.
12.3.3. При размещении на одной площадке до шести контейнеров должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.
12.3.4. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
12.3.5. Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.
12.4. Сбор бытовых отходов в неканализированных (неблагоустроенных) домовладениях следует производить отдельно в съемные деревянные ящики без дна, устанавливаемых на бетонированной или асфальтированной площадке.
12.5. Для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканал и юванных домовладений оборудуются помойницы, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом.
12.5.1. Помойницы должны иметь открывающиеся загрузочные люки с установленными под ними решетками с отверстиями до 25 мм.
12.6. В помещениях общественных уборных должны быть гладкие стены и полы, допускающие их промывку. Уборные должны иметь естественное и электрическое освещение и вытяжную вентиляцию. Допускается устраивать теплые (внутриквартальные) уборные, а также неотапливаемые дворовые уборные.
12.7. Сбор влажных отходов и выливание помоев в контейнеры для твердых отходов не допускается. Влажные отходы, оседающие на решетках помойниц, должны перекладываться дворниками в мусоросборники только к моменту прибытия мусоровоза.
12.8. Емкость выгребов при очистке один раз в месяц следует определять из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу):
в уборных без промывки - 0,1 м;
с промывкой унитаза из ведра - 0,2 - 0,25 м;
в дворовых уборных и помойницах с общим выгребом - 0,25 - 0,30 м.
Во всех случаях следует добавлять 20% на неравномерность заполнения.
Глубину выгребов следует принимать от 1,5 до 3 м в зависимости от местных условий.
12.9. Выгреба должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными или же деревянными с обязательным устройством "замка" из жирной мятой глины толщиной 0,35 м и вокруг стенок и под дном выгреба. Выгреба должны иметь плотные двойные люки, деревянные 0,7 х 0,8 м или стандартные круглые чугунные.
12.10. Выгреба в домах, присоединяемых к канализационной сети, в последующем должны быть полностью очищены от содержимого, стенки и днища разобраны, ямы засыпаны грунтом и утрамбованы.
12.11. Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в контейнеры для КГМ и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
12.12. Сжигание всех видов отходов на территории домовладений и в мусоросборниках запрещается.
12.13. На территории каждого домовладения у каждого подъезда должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.).
12.14. В дворовых выгребных уборных, расположенных на не-канализованных участках домовладения, должна ежедневно производиться уборка и дезинфекция. Помещение уборной необходимо промывать не реже одного раза в неделю горячей водой с дезинфицирующими средствами, следующего состава: хлорная известь 10%, гипохлорид натрия (3-5%) и др. Запрещается применять сухую хлорную известь.
12.15. Сборники пищевых отходов в жилых домах следует устанавливать в местах.# Согласованных с Управлением Роспотребнадзора по PC (Якутия).
12.15.1. Сборщики отходов должны быть ознакомлены с правилами сбора и хранения пищевых отходов и обязаны следить за тем, чтобы в отходы не попадали посторонние предметы (тряпки, бумага, стекло, железо и т.п.).
12.15.2. Временное хранение пищевых отходов до момента их вывоза не должно превышать одних суток для предотвращения разложения и отрицательного воздействия на условия проживания граждан.
12.15.3. Ответственность за содержание тары для сбора пищевых отходов возлагается на сборщика отходов.
12.16. Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов с территории жилых многоквартирных домов, всех степеней благоустройства, в соответствии с настоящим положением возлагается на собственников жилых помещений, либо на управляющие организации, товарищества собственников жилья (ТОК), жилищные кооперативы (ЖК), иные специализированные потребительские кооперативы (СПК) в соответствии с заключенными договорами.
12.17. Физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в собственности или пользовании которых находятся нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, заключают договор на сбор, вывоз и размещение отходов с организацией, осуществляющей управление данным домом, либо с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома при осуществлении непосредственного способа управления собственниками жилых помещений.
12.18. Переполнение контейнеров мусором и складирование отходов на площадке под установку контейнеров и рядом с ней не допускается.
12.19. Запрещается складирование ртутьсодержащих осветительных приборов, строительного мусора, жидких отходов, веток, лиственного и уличного смета на контейнерные площадки.
13. Обезвреживание и размещение отходов.
13.1. Обезвреживание отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
13.2. Твердые бытовые отходы следует вывозить на объекты размещения отходов, поля компостирования, перерабатывающие или сжигательные заводы. А жидкие бытовые отходы- на сливные станции или поля ассенизации.
13.3. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы, вывозят на специальные полигоны.
13.4. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
13.5. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13.6. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
13.7. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
13.8. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
13.9. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13.10 Размещение отходов осуществляется при наличии:
- разрешения на их размещение;
- документа, подтверждающего оплату за размещение.
14. Финансовое обеспечение.
14.1. Финансирование расходов по организации сбора, вывоза, размещению отходов на территории Городского округа "Город Якутск" осуществляется за счет собственников отходов.
14.2. Финансирование расходов на уборку несанкционированной свалки осуществляет лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, на котором размещена данная свалка.
15. Ответственность за нарушение Положения.
15.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
15.2. 0тветственность хозяйствующих субъектов, должностных лиц, управляющих организаций и граждан за нарушение правил настоящего Положения наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Законом Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
15.3. За предоставление недостоверных сведений, связанных со сбором, хранением, вывозом, утилизацией и захоронением ОП и ТБО, природопользователи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Руководитель аппарата |
Р.П. Неустроев |
Руководитель аппарата |
Р.П. Неустроев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.