Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2.1. Управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
1. Муниципальное унитарное предприятие (далее по тексту - предприятие) - юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и осуществляющее свою деятельность на базе муниципального имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
2. Муниципальное учреждение (далее по тексту - учреждение) - организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера на базе закрепленного за ней на праве оперативного управления имущества и финансируемая из районного бюджета полностью или частично.
3. Имущество предприятий (учреждений) является муниципальной собственностью.
Передача муниципального имущества предприятиям (учреждениям) осуществляется путем издания распоряжений главы района и Комитета, заключения соответствующих договоров:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления;
- безвозмездного пользования;
- аренды.
4. Субъектами управления предприятиями (учреждениями) являются:
- Нерюнгринский районный Совет;
- глава района;
- Комитет;
- заместители главы районной администрации;
- отраслевые (функциональные) органы районной администрации;
- органы управления предприятий (учреждений).
Основным уполномоченным органом, осуществляющим управление имуществом предприятий (учреждений), является Комитет.
5. Решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий (учреждений) принимаются исключительно главой района.
6. Учредителем вновь создаваемого предприятия на основании распоряжения главы района является Комитет, который наделяет предприятие уставным фондом и утверждает его устав.
Учредителем вновь создаваемого учреждения выступает районная администрация. Финансирование учреждения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели учредителю. Устав или Положение об учреждении утверждается учредителем и согласовывается Комитетом, а также отраслевым (функциональным) органом районной администрации.
При возникновении субсидиарной ответственности по долгам учреждения ответственность несет учредитель соответствующего учреждения, финансирующий его полностью или частично.
7. Учет предприятий и учреждений ведется Комитетом в соответствующем Реестре.
8. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Комитет согласовывает типовые нормативные документы (устав муниципального унитарного предприятия, устав муниципального учреждения), разрабатывает договоры хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, аренды муниципального имущества, доверительного управления, отчет руководителя муниципального предприятия (учреждения) и др., утверждаемые главой района.
9. Управление предприятиями (учреждениями) осуществляется главой района через заместителей главы районной администрации, курирующих соответствующую сферу деятельности, а также через соответствующие отраслевые (функциональные) органы районной администрации. Перечень предприятий (учреждений), закрепленных за соответствующими отраслевыми (функциональными) органами районной администрации, утверждается главой района.
10. Компетенция субъектов управления предприятиями (учреждениями):
Комитет:
- обеспечивает учет имущества предприятий (учреждений) в Реестре муниципальной собственности;
- утверждает (при создании учреждения - согласовывает) Уставы предприятий и учреждений;
- осуществляет оформление необходимых документов о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
- осуществляет оформление договоров безвозмездного пользования и аренды муниципального имущества;
- осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества предприятий (учреждений);
- обеспечивает оформление решений главы района о создании, реорганизации и ликвидации предприятий;
- дает разрешение на проведение сделок с муниципальным имуществом предприятиям (учреждениям);
- осуществляет подготовку документов к проведению балансовой комиссии;
- организует проведение аудиторских проверок;
- осуществляет иные полномочия по управлению предприятиями (учреждениями), определяемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами органов местного самоуправления.
Заместители главы районной администрации и подчиненные им отраслевые (функциональные) органы районной администрации:
- осуществляют оперативное управление предприятиями (учреждениями) соответствующей отрасли;
- оказывают содействие в оформлении решений главы района о создании, реорганизации и ликвидации предприятий (учреждений);
- при создании предприятий (учреждений), либо при внесении изменений в их Уставы подают в Комитет предложения, определяющие предмет и виды деятельности данного предприятия (учреждения), дают заключение о целесообразности расширения видов деятельности предприятия (учреждения);
- при подготовке предложений главе района о реорганизации предприятий (учреждений), вносят предложения по реорганизации, технико-экономические обоснования по распределению имущества, готовят предложения по погашению кредиторской задолженности, разрабатывают другие вопросы, вытекающие из процесса реорганизации;
- разрабатывают совместно с предприятиями (учреждениям) нормативы численности работников предприятия (учреждения), а также норматив фонда оплаты труда;
- участвуют в подготовке анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений) и вносят предложения по результатам балансовых комиссий на рассмотрение главы района;
- участвуют в проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений);
- определяют финансово-хозяйственную политику основной деятельности предприятий (учреждений), разрабатывают программы развития предприятий;
- осуществляют иные полномочия по управлению предприятиями (учреждениями), определяемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами органов местного самоуправления.
Заместитель главы районной администрации по экономике, финансам, торговле, Управление экономического развития, ценовой (тарифной) политики:
- осуществляют разработку планов социально-экономического развития района и инвестиционных программ;
- совместно с Комитетом и отраслевыми (функциональными) органами районной администрации участвуют в балансовых комиссиях, проводят анализ деятельности муниципальных предприятий и учреждений с оценкой эффективности их работы и вносят предложение по устранению выявленных недостатков на рассмотрение главы района;
- участвуют в разработке программ развития муниципальных предприятий.
11. Руководители предприятий (учреждений) назначаются главой района.
Заключение и расторжение контракта с руководителями предприятий (учреждений) осуществляются только при наличии акта приема-передачи имущества (основных средств) предприятия (учреждения).
В целях установления соответствия руководителей предприятий (учреждений) занимаемой должности, улучшения подбора и расстановки руководящих кадров, повышения ответственности за результаты принимаемых ими решений, совершенствования деятельности предприятий (учреждений) может проводиться аттестация руководителей предприятий (учреждений).
12. Руководители предприятий (учреждений) обязаны представлять в Комитет отчет о деятельности предприятия и копию годового бухгалтерского баланса с отметкой налоговой инспекции. Руководители предприятий обязаны отчитываться на балансовых комиссиях при районной администрации.
Состав балансовой комиссии утверждается главой района. Председателем балансовой комиссии является заместитель главы районной администрации по экономике, финансам, торговле.
Балансовая комиссия на основании отчетов предприятий проводит анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
Комитет на основании отчетов предприятий проводит анализ эффективности использования муниципального имущества.
Глава района в случае неудовлетворительной структуры баланса предприятия может принять решение о реализации следующих мероприятий:
- передача в аренду предприятия как имущественного комплекса;
- реорганизация и реструктуризация предприятия;
- смена руководителя предприятия;
- для социально-значимых предприятий разработка специальных программ оздоровления с внесением инвестиций за счет средств бюджета района;
- изменение формы собственности (приватизация);
- добровольная ликвидация предприятия.
В случае если данные мероприятия проводить экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата, Комитетом в установленном действующим законодательством порядке в арбитражном суде может возбуждаться производство по делу о банкротстве предприятия.
В случае выявления признаков банкротства руководитель предприятия вправе, по согласованию с Комитетом, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.
13. Приватизация муниципальных унитарных предприятий осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
14. Ежегодно до 01 января Комитет определяет список муниципальных предприятий, подлежащих обязательной аудиторской проверке независимым аудитором.
15. Ежегодно Комитетом направляется заявка в отдел муниципального заказа районной администрации на проведение открытого конкурса по отбору аудиторской организации.
По результатам Конкурса заключается муниципальный контракт с аудиторской организацией, в котором отражается перечень предприятий, подлежащих проверке.
Оплата независимому аудитору проводится либо Комитетом, либо предприятием самостоятельно (определяется договором).
Один экземпляр отчета в обязательном порядке предоставляется Комитету.
16. В соответствии с Уставом предприятия Комитет закрепляет за предприятием муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения.
Имущество закрепляется распоряжениями главы района и Комитета. Пределы права хозяйственного ведения устанавливаются договором между Комитетом и предприятием в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Порядком.
17. Порядок приобретения права хозяйственного ведения на имущество.
17.1. Инициатива приобретения предприятием права хозяйственного ведения на имущество может исходить:
- от главы района;
- от Комитета;
- от заместителя главы районной администрации, курирующего соответствующую отрасль;
- от предприятия, заинтересованного в приобретении права хозяйственного ведения на имущество.
17.2. В случае если инициатором приобретения права хозяйственного ведения является предприятие, то оно подает заявление, подписанное руководителем предприятия, главе района либо председателю Комитета. В заявлении должно быть указано наименование имущества, для какой цели и как оно будет использоваться предприятием в соответствии с его уставной деятельностью.
17.3. Передача имущества предприятию осуществляется после заключения соответствующего договора по передаточному акту.
17.4. Предприятие обязано зарегистрировать право хозяйственного ведения на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.
18. Порядок распоряжения имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения:
18.1. Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 161-ФЗ от 14.11.2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", другими законами и иными правовыми актами, а также настоящим Порядком.
18.2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия главы района и Комитета в форме распоряжения.
18.3. Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены Уставом такого предприятия.
18.4. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством.
18.5. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, перечисляется в местный бюджет Нерюнгринского района в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район".
18.6. Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия.
18.7. Изъятие имущества у предприятия осуществляется путем издания главой района распоряжения в установленном законом порядке.
18.8. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляется Комитетом.
19. В соответствии с Уставом учреждения Комитет закрепляет за учреждением муниципальное имущество на праве оперативного управления.
Имущество закрепляется распоряжениями главы района и Комитета. Пределы права оперативного управления устанавливаются договором между Комитетом и учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим порядком.
20. Порядок приобретения права оперативного управления на имущество:
20.1. Инициатива приобретения учреждением права оперативного ведения на имущество может исходить:
- от главы района;
- от Комитета;
- от заместителя главы районной администрации, курирующего соответствующую отрасль;
- от учреждения, заинтересованного в приобретении права оперативного управления на имущество.
20.2. В случае если инициатором приобретения права оперативного управления является учреждение, то оно подает заявление, подписанное руководителем, главе района, председателю Комитета либо заместителю главы районной администрации. В заявлении должно быть указано наименование имущества, для какой цели и как оно будет использоваться учреждением в соответствии с его уставной деятельностью.
20.3. Передача имущества учреждению осуществляется после заключения соответствующего договора по передаточному акту.
20.4. Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации учреждением в соответствии с действующим законодательством.
21. Порядок распоряжения имуществом, закрепленным на праве оперативного управления.
21.1. Учреждение, которому имущество принадлежит на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, а также настоящим порядком.
21.2. Учреждение не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия главы района и Комитета в форме распоряжения.
21.3. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
21.4. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (оказывать платные услуги), то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
21.5. Право оперативного управления прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными действующим законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения.
21.6. Изъятие имущества у учреждения осуществляется путем издания главой района распоряжения в установленном законом порядке.
21.7. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, осуществляется Комитетом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.