Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2013 г. N 1442-р настоящее постановление снято с контроля
В целях решения задач устойчивого развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.) с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.), Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) в срок до 01 августа 2010 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект Плана действий по реализации Концепции.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И.
Председатель Правительства |
Е. Борисов |
Концепция
развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутии) до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 года N 254)
Введение
Республика Саха (Якутия), имеющая высокую водообеспеченность, отнесена к приоритетным регионам, в том числе по размещению новых крупных водоемких производств. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость концептуального видения проблем в области водных отношений республики и разработки путей их решения.
Сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, является одной из стратегических задач социальной политики Российской Федерации. При этом принципиальное значение имеет качество питьевой воды - важнейшее условие сохранения здоровья населения. Вопрос обеспечения питьевой водой в необходимых количествах и соответствующего качества по доступной цене каждого жителя Якутии является одним из главных целевых показателей государственной социальной политики, направленной на благополучие населения.
Данная проблема не может решаться в отрыве от проблем охраны и воспроизводства водных ресурсов, от обеспечения их чистоты в естественных условиях. Необходима разработка систем эффективного управления водными ресурсами и их мониторинга. Важным является вовлечение широких масс общественности в дело рационализации водопользования.
Неотъемлемой частью государственной политики России в области рационального использования, восстановления и охраны водных объектов является защита населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод. В этом направлении необходимо создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
В соответствии с этими положениями, основными направлениями государственной политики в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) являются:
гарантированное обеспечение питьевой водой в необходимых количествах и соответствующего качества по доступной цене каждого жителя республики и объектов экономики;
осуществление мер по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод.
При разработке Концепции учтены положения Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Водного кодекса Российской Федерации, Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)". Концепция должна создать основу для завершения формирования и законодательного и нормативного правового закрепления системы ведения водного хозяйства, соответствующей современным экономическим условиям республики и перспективам ее развития.
Решение о разработке Концепции развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутии) до 2020 года было принято на республиканской научно-практической конференции "Управление водохозяйственным комплексом Республики Саха (Якутия), задачи на ближайшие 10 лет", организованной Правительством Республики Саха (Якутия) и Ленским бассейновым водным управлением с участием представителей ряда субъектов Российской Федерации и состоявшейся 28 ноября 2008 года в г. Якутске.
1. Общие положения
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
водное законодательство - система нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны вод. Водное законодательство РФ состоит из Водного кодекса РФ 2006 года, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;
водоснабжение - совокупность мероприятий и сооружений, обеспечивающих забор, подготовку, аккумулирование, подачу и распределение воды для нужд населения и промышленности;
водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
водный режим - изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;
водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных и (или) дренажных, в водные объекты;
водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;
водохозяйственная система - комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод;
водохозяйственное сооружение - сооружение, которое самостоятельно или в комплексе с остальными служит целям водного хозяйства;
водохозяйственный комплекс - совокупность различных отраслей хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна;
дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;
истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
2. Современное состояние водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) и его проблемные вопросы
По состоянию на 2008 год в Республике Саха (Якутия) объем оборотной и повторно-последовательно используемой воды составил 1092,7 млн. куб. метров; использовано воды всего 165,6 млн. куб. метров; потребление из природных водных объектов к 2015 году составит 314,5 млн. куб. метров, к 2020 году - 393,1 млн. куб. метров.
Водоотведение в поверхностные водоемы в 2008 году составило 166,9 млн. куб. метров, к 2015 году составит 230 млн. куб. метров, к 2020 году увеличится до 300 млн. куб. метров. В настоящее время почти все очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод в населенных пунктах республики (всего их 32 единицы) не обеспечивают нормативную степень очистки. Строительство новых очистных сооружений в республике практически не ведется.
Предприятиями, являющимися основными источниками загрязнения водных объектов (за 2008 год) являются: МП "Водоканал" КОС г. Якутска со сбросом 24,33 млн. куб. метров, в том числе 1,41 млн. куб. метров без очистки, 22,92 млн. куб. метров недостаточно очищенной; МП "Тепловодоканал" города Нерюнгри - соответственно: 10,96 - 0,0 - 10,96; предприятие тепловодоснабжения города Мирный: 9,84 - 0,86 - 8,98; ГОК "Удачный" (г. Удачный): 5,04 - 0,00 - 5,04; Айхальский ГОК (п. Айхал): 4,80 - 0,00 - 4,80; ООО артель старателей "Дражник": 3,93 - 0,00 - 3,93; ОАО ПО "Якутцемент" (п. Мохсоголлох): 1,55 - 0,73 - 0,82.
Населенные пункты, не охваченные водоводами ТЭО "Обводнение и водоснабжение заречных улусов", по-прежнему продолжают испытывать нехватку качественной питьевой воды в течение всего года.
Качество питьевой воды, подаваемой населению республики, остается неудовлетворительным по сравнению со среднероссийскими показателями и в целом по Дальневосточному федеральному округу. Главная причина - отсутствие зон санитарной охраны, неэффективность процессов водоподготовки, моральный и физический износ технологического оборудования, высокий износ водопроводных сетей, которые приводят к низкому качеству подаваемой питьевой воды.
В настоящее время 65% населения проживает в городах, а 35% - в сельской местности при общем количестве населения республики 950 тысяч человек. Централизованным водоснабжением охвачено лишь 12,2% населенных пунктов. Подавляющая часть сельского населения не обеспечена ни водоподготовкой, ни водопроводами, ни водозаборами.
По данным Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) из 210 зарегистрированных источников централизованного водоснабжения не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны 89 водоисточников (42,3%) и 71 водопровод (33,8%), из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений - 67 водопроводов (31,9%). Между тем, в республике за последние 10 лет не построено ни одного водозабора, который бы отвечал современным техническим требованиям.
Из 65 водопроводов, где источниками водоснабжения являются открытые водоемы, очистка и обеззараживание воды проводится только на 18 водозаборах (27,7%). Население вынуждено употреблять воду без предварительной очистки и обеззараживания, а также использовать техническую воду из системы отопления для хозяйственно-питьевых целей.
В республике каждая пятая проба питьевой воды небезопасна для здоровья человека и требует принятия неотложных мер по ее обеззараживанию.
На реках республики (Лена, Алдан, Колыма, Алазея, Яна, Амга, Таатта, Суола, Матта, Баяга, Мархинка) за последние 10 лет наблюдались самые крупные наводнения. Суммарный ущерб составил в 1998 году - 939,4 млн. руб., в 2001 году - около 7 млрд. руб., в 2004 году - 34,5 млн. руб., в 2005 году - 97,4 млн. руб., в 2007 году - 1 088,5 млн. руб., в 2008 году - 640,3 млн. рублей. Для защиты от наводнения на реке Лена построены и возводятся объекты инженерной защиты в городах Ленск, Якутск и Олекминск. По городу Олекминску объект введен в эксплуатацию в 2008 году, по городу Якутску планируется в 2010 году, а по городу Ленску - в 2011 году.
Согласно Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 годов и их влияния на отрасли экономики России, составленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам исследований 14 НИИ Росгидромета за период с 1993 по 2005 годы, к 2015 году ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена в два раза. Слабо изучены гидрологический режим, закономерности и механизм вскрытия рек в условиях возможных изменений климата и интенсивного освоения территории республики, связанного с реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Отсутствуют нормативные документы в области гидрологических расчетов, учитывающие особенности северных рек (зажоры, заторы, промерзание и наледи, пересыхания, криогенные "паводки", полыньи). Надежность проектируемых и эксплуатируемых гидротехнических сооружений может быть обеспечена только при разработке и принятии нормативного документа "Территориальные строительные нормы Якутии. Определение основных гидрологических характеристик", учитывающего специфику гидрологического режима рек Якутии.
Из 338 гидротехнических сооружений на территории республики сооружения сельскохозяйственного назначения составляют 298 единиц (78,6%), промышленности и жилищно-коммунального хозяйства 40 единиц (21,4%).
Большинство сооружений построены в 70-80 годах XX века и представляют собой гидросооружения низкого напора, в основном для обеспечения работы систем лиманного орошения лугов, водоснабжения населенных пунктов. На сегодняшний день 60% сооружений сельскохозяйственного назначения имеют 70-75% износа. Управление водохозяйственными системами с гидротехническими сооружениями на реках проводится недостаточно эффективно.
В целях решения хозяйственно-питьевых проблем был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 103-З N 209-III "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" (принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 З N 210-III). 4 мая 2008 года на парламентских слушаниях в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был констатирован факт неисполнения основных требований этого закона. Необходимо принятие государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Чистая вода", направленной на обеспечение населения качественной питьевой водой, на улучшение положения дел в этой области и эффективного использования средств.
Должна в более значимых объемах решаться задача по строительству систем канализации и очистки сточных вод.
3. Цели Концепции
Концепция направлена на обеспечение успешного функционирования водохозяйственного комплекса в условиях современного эномического# развития республики.
Основополагающие цели Концепции:
удовлетворение потребности в воде населения и объектов экономики (рост промышленного и сельскохозяйственного производства должен обеспечиваться необходимым количеством водных ресурсов соответствующего качества);
организация систем защиты территорий, подверженных подтоплению и затоплению, на основе передовых научно-технических разработок и технологий;
обеспечение сохранности водных ресурсов посредством осуществления на водных объектах хозяйственных работ, связанных с регулированием, обустройством, содержанием и охраной от загрязнения водных объектов, ремонтом, эксплуатацией и надзором за безопасностью гидротехнических сооружений.
Для достижения указанных целей необходимо:
искоренение тенденций расточительного водопользования со снижением удельного расхода воды на единицу произведенной продукции;
устранение дисбаланса между объемами производства и водопотребления, уменьшение водоемкости производства;
усиление контрольных и регулирующих функций органов исполнительной власти республики и территориальных федеральных органов власти в области водных отношений;
снижение расходов воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ на единицу продукции;
увеличение доли оборотного водоснабжения и мощностей очистных сооружений;
не допущение снижения качества воды в водных объектах;
устранение диспропорций между наличными мощностями очистных сооружений и низким уровнем их использования;
увеличение доли нормативно очищенных сточных вод за счет повышения эффективности работы очистных сооружений;
обеспечение гарантий соответствия подаваемой населению воды гигиеническим требованиям;
сокращение сброса загрязненных сточных вод;
своевременная замена изношенного оборудования, обеспечение реактивами на водоохранных сооружениях;
снижение материального ущерба от вредного воздействия вод;
обеспечение своевременных работ по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений;
обеспечение эффективной работы корпоративной системы водного мониторинга, создание ее материальной базы;
определение и корректировка значений высотных отметок уровней рек в паводковый период выхода воды на пойму, опасных явлений, критических уровней и т.д.;
обеспечение научного и информационного обеспечения водохозяйственной деятельности;
подготовка высококвалифицированных водохозяйственных кадров с обеспечением отраслевого научного потенциала;
развитие нормативной базы для проектирования водохозяйственных объектов путем разработки территориально-отраслевых нормативных документов, учитывающих особенности гидрометеорологических условий Республики Саха (Якутия);
обеспечение минимизации воздействия на качественное и количественное состояние водных объектов Республики Саха (Якутия) в условиях интенсивного промышленного освоения территории;
обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
увеличение инвестиций на обеспечение населения безопасной водой;
строительство объектов очистки хозяйственно-бытовых, промышленных сточных вод и ливневой канализации в населенных пунктах;
расширение научных исследований по оценке техногенных воздействий на водные объекты и по решению водохозяйственных задач.
Задачи Концепции
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
разработка и реализация целевых программ республики по обеспечению населения качественной питьевой водой, а также защиты населенных пунктов и объектов экономики от вредного воздействия вод;
изыскание резервных источников водоснабжения для населенных пунктов и объектов экономики;
сокращение антропогенного воздействия на водные объекты и их водосборные территории;
Решение этих основных задач потребует:
ведения водохозяйственного баланса республики;
создания эффективной системы мониторинга водных объектов;
проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности гидротехнических сооружений;
совершенствования экономических методов государственного регулирования использования и охраны водных объектов в сочетании с административными методами;
развития правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в водном хозяйстве и обеспечение государственной поддержки водохозяйственной деятельности в областях, непривлекательных для частных инвесторов;
разработки методов учета расхода и качества водных ресурсов;
модернизации дождевально-поливного оборудования систем орошения дождеванием сельскохозяйственных культур путем внедрения и использования новейших технологий и разработок;
создания механизма финансового обеспечения реализации водохозяйственных программ и мероприятий по восстановлению качества воды и охране водных объектов;
обепечения# государственной поддержки научным исследованиям в области сохранения водных объектов и рационализации водопользования;
создания систем страхования и аудита в области использования и охраны водных объектов, эксплуатации гидротехнических сооружений;
предотвращения деградации малых рек;
охраны и предотвращения загрязнения подземных водных объектов.
модернизации очистных сооружений с использованием новейших технологий очистки и оборудования;
сокращения антропогенного воздействия рассредоточенного (диффузного) стока;
восстановления самоочищающей способности рек, минимизации техногенной нагрузки на малые реки;
снижения опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях с антропогенным освоением территорий.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Механизмы реализации Концепции
5.1. Законодательное и нормативное обеспечение
В настоящее время отношения в области использования и охраны водных объектов регулируются несколькими Федеральными законами, основными из которых являются "О недрах", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Водный кодекс Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
Основные положения данной Концепции согласуются с Водной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 года N 1235-р и разработанной в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
5.2. Экономические и финансовые механизмы
Предлагается следующий комплекс механизмов для достижения целей Концепции:
применение программных методов решения водохозяйственных проблем;
создание систем учета и социально-экономической оценки водных ресурсов;
стимулирование рационального водопользования, пополнения доходов бюджетной системы, активизации инвестиционного и инновационного процессов.
Исполнение этих механизмов будет определять такие индикаторы, как безопасность жизнедеятельности и продолжительность жизни населения, безопасность, полезность и достаточность питьевой воды и т. д.
Все это является важнейшим условием реализации государственной водохозяйственной политики. Средства изыскиваются из бюджетов федерального, регионального и муниципального уровня в соответствии с обязательствами, вытекающими из действующего законодательства. Должны предусматриваться корректировка существующих программ и разработка новых, направленных на реализацию государственной политики в сфере рационального использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия), в том числе программ "Чистая вода" и "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод".
Концепция принимается во время экономического кризиса, охватившего мировую экономику. Предлагается использовать формулу, получившую в свое время широкое распространение в бывших социалистических странах (Венгрии, Польше, Чехии), также не располагавшими достаточными финансовыми возможностями в постсоветское время: "малыми средствами - большие дела". Речь идет, прежде всего, о подготовке кадров нового поколения, а также о наведении элементарного порядка в водопользовании, контроле за использованием воды, за образующимися отходами и т.д. Большой эффект может дать привлечение широких слоев общественности, включая школьников и студентов, в частности, к очистке водных объектов, контролю за использованием воды и т.д.
Необходимо реализовать комплекс экономических и административных мер, в том числе по стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования жилого фонда счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых объектов капитального строительства.
Возможно, не в полной мере, в том числе по экономическим показаниям, оправдан насаждаемый отказ от потребления населением в питьевых целях талой (ледовой) воды, как практически дистиллированной и не содержащей нужных для человека микроэлементов. Дарованная природой очистка воды вымораживанием, по своей эффективности примерно равная очистке с применением явления обратного осмоса, может дополняться специальными кондиционирующими добавками. Закупка и монтаж очистительных установок должны производиться с учетом подобной альтернативы.
Целесообразно обеспечить льготное кредитование отдельных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, оросительных систем и внедрению инновационных маловодных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования и предоставлением частичной или полной компенсации процентной ставки банковского кредита и части его стоимости за счет бюджетных средств при условии, что кредиты привлекаются на приобретение современных технологий и технических средств.
На основе новейших технологических решений возможно обеспечить реконструкцию и модернизацию находящихся в государственной собственности водопроводных систем в целях снижения потерь воды.
Реализация мероприятий по повышению рациональности использования водных ресурсов позволит обеспечить снижение водоемкости экономики республики и повышение национальной конкурентоспособности.
5.3. Государственное управление использованием и охраной водных объектов
Необходимо обеспечить целостность решения водохозяйственных проблем через углубленное изучение водных объектов, их эффективное обустройство и содержание. Особыми задачами являются:
обеспечение координации действий государственных структур федерального и регионального уровней с органами местного самоуправления;
полноценное осуществление государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных ресурсов.
Государственное управление использованием и охраной водных объектов может осуществляться через координационные советы при Правительстве или Президенте Республики Саха (Якутия).
Также возможно создание единого органа исполнительной власти, курирующего весь спектр водных отношений в республике.
Приоритетным направлением совершенствования государственного управления со стороны Республики Саха (Якутия) является реализация следующих предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации механизмов:
участие в ведении государственного мониторинга водных объектов;
участие в формировании единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом;
исполнение полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти Республики Саха (Якутия) в части полномочий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории республики.
Необходимо дальнейшее развитие вопросов повышения результативности и скоординированности деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по достижению приоритетных целей и решению задач в сфере водных отношений. В связи с этим в целях оптимизации бюджетных расходов необходима разработка долгосрочных целевых программ, направленных на приоритетное обеспечение населения качественной питьевой водой, на комплексное и рациональное использование водных ресурсов, обеспечение высоких экологических стандартов водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и повышение безопасности гидротехнических сооружений.
Совершенствование государственного управления является одним из основополагающих факторов, способствующих выработке согласованных действий, ориентированных на реализацию принципов интегрированного управления водными ресурсами.
Реализация Концепции будет осуществляться следующими участниками:
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия);
Министерство финансов Республики Саха (Якутия);
Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия);
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия);
Ленское бассейновое водное управление Росводресурсов;
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию;
Главное управление МЧС России по Республике Саха (Якутия);
ГУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
Якутский научный центр СО РАН;
органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
1.4. Участие Республики Саха (Якутия) в работе Бассейнового совета Ленского бассейнового округа
Ключевым аспектом государственной политики Республики Саха (Якутия) в сфере водных отношений будет являться решение локальных водохозяйственных проблем, начиная с уровня бассейнов малых рек.
Республика Саха (Якутия) участвует в работе Бассейнового совета Ленского бассейнового округа в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов через представителей органов исполнительной власти и научной общественности, включаемых в состав Совета в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации.
В Бассейновый совет вносятся проблемы водохозяйственного комплекса республики с учетом возможности разработки рекомендаций по:
порядку установления и определения целевых показателей качества воды в водных объектах;
формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;
определению лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности;
урегулированию трансграничного воздействия на водные объекты со стороны соседних субъектов Российской Федерации;
определению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов;
обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем;
определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий;
осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
5.5. Научное, информационное и кадровое обеспечение
Основными задачами научного сопровождения водохозяйственного комплекса должны быть:
рационализация водохозяйственной деятельности;
разработка новых технологий использования и охраны водных объектов;
разработка научных основ экономии водных ресурсов и снижения неблагоприятного антропогенного воздействия на водные объекты;
совершенствование системы и научных основ мониторинга водных объектов и прогнозирования неблагоприятного изменения их режимов;
создание многоцелевой специализированной базы данных о водных объектах;
разработка и использование комплекса математических моделей для управления водными ресурсами основных речных бассейнов;
архивное хранение информационных ресурсов в области использования и охраны водных объектов республики;
совершенствование существующих и создание новых организационных механизмов управления в водном хозяйстве;
совершенствование экономических методов и механизмов рационального водопользования;
повышение обоснованности принятия решений при комплексном управлении водохозяйственными системами на основе современных знаний о технологических процессах и экологических последствиях их реализации.
В целях повышения информированности, образования и просвещения населения об основных направлениях развития водохозяйственного комплекса и о принимаемых органами государственной власти управленческих решениях предполагается реализация комплекса информационно-коммуникационных мероприятий и пропаганды с использованием доступных и распространенных на сегодняшний день технологий по связям с общественностью и развитие многостороннего диалога всех заинтересованных участников.
В соответствии с кругом решаемых научных задач необходимо:
обеспечение подготовки высококвалифицированных научных кадров для развития научных основ водохозяйственного комплекса республики;
наращивание потенциала исследовательских и образовательных организаций, создание мотивационных стимулов для привлечения молодых научных кадров и преподавателей в целях поддержания и развития имеющихся научных школ.
Система подготовки и переподготовки кадров водохозяйственного комплекса республики должна готовить высококвалифицированных специалистов, руководителей и инженерно-технический персонал для следующих органов и организаций:
органы государственного управления в сфере использования и охраны водных объектов;
организации, занимающиеся научной деятельностью и информационно-аналитическим обеспечением;
организации, эксплуатирующие водохозяйственные системы и гидротехнические сооружения;
учреждения профильного высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;
организации, занимающиеся изысканиями, проектированием и строительством объектов водохозяйственного комплекса.
6. Приоритеты водохозяйственной политики
Основными приоритетами государственной политики в сфере рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутии) являются следующие:
первоочередное удовлетворение потребностей населения в качественной питьевой воде;
обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах;
снижение ущерба от опасных гидрологических явлений, включая наводнения;
переход от стратегии индивидуальной защиты объектов от вредного воздействия вод к комплексной системе мер, предусматривающей оценку и управление всеми рисками на основе сравнительной технико-экономической оценки вариантов защитных мероприятий и планировочных решений;
сбалансированное сочетание развития экономики и охраны водных ресурсов;
сочетание бассейнового и административно-территориального подходов в управлении водохозяйственным комплексом;
обеспечение систем забора воды очисткой сточных вод;
обеспечение платности водопользования в соответствии с положениями водного законодательства РФ;
экономическая оценка водных объектов;
экологическая обоснованность преобразований в водохозяйственном комплексе:
формирование системы водного мониторинга, изыскание резервных источников водоснабжения с применением программных средств ГИС;
открытость информации и участие общественности в принятии решений;
расширение использования подземных вод для целей водоснабжения населенных пунктов;
восстановление и сохранение водных экосистем и обеспечение стабильной благоприятной экологической обстановки в основных речных бассейнах;
формирование системы государственного надзора за безопасностью водохозяйственных сооружений, особенно крупных гидроузлов;
проведение оптимальной водохозяйственной политики с учетом состояния водных объектов и особенностей их использования основными водопользователями;
ведение работ по водному кадастру.
7. Сроки и этапы реализации Концепции
В рамках настоящей Концепции будут реализовываться две государственные целевые программы (ГЦП): "Чистая вода" и "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод".
Мероприятия Концепции в части защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод предполагается осуществлять до 2020 года - в соответствии со сроком реализации Водной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р.
Эти программы имеют различающиеся друг от друга цели, задачи, механизмы реализации и этапы.
Так, реализация разрабатываемой программы "Чистая вода" будет осуществляться в три этапа:
первый этап (2010-2012 гг.) - реализация первоочередных мероприятий по обеспечению населения питьевой водой;
второй этап (2013-2017 гг.) - достижение основных целей обеспечения населения питьевой водой с переходом к устойчивой модели развития;
третий этап (2018-2020 гг.) - завершение строительства систем водоснабжения и водоотведения.
ГЦП "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод" также предполагается осуществить в три этапа:
первый этап (2010-2012 гг.) - обеспечение научного сопровождения и методологического обеспечения, реализация мероприятий по защите населенных пунктов от наводнений и других видов негативного воздействия вод;
второй этап (2012-2015 гг.) - продолжение комплекса мероприятий по защите населенных пунктов от наводнений и других видов негативного воздействия вод, ликвидация и консервация аварийных ГТС, строительство нового жилья взамен затопляемого и т.д.;
третий этап (2016-2020 гг.) - завершение комплекса мероприятий по защите населенных пунктов от наводнений и других видов негативного воздействия вод, формирование систем прогнозирования, предупреждения и защиты от наводнений, оптимизация системы управления заторообразованием на реках и т.д.
Наличие разноплановых программ, направленных на реализацию настоящей Концепции, делает целесообразным установление для нее общих вех и этапов в соответствии с приоритетностью решаемых задач.
Выделяем два обобщенных этапа Концепции:
На первом этапе (2010-2015 гг.) будут реализованы в первоочередном порядке мероприятия по повышению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, ликвидации накопленного экологического вреда и повышению обеспеченности населения питьевой водой.
Приоритетным является решение следующих задач:
обеспечение повсеместного перехода на безводные, безотходные или малоотходные замкнутые циклы водоснабжения объектов экономики;
широкое использование локальных очистных установок;
повторное и последовательное использование сточных вод;
разработка научно обоснованной модели водохозяйственного баланса бассейна реки Лена, учитывающей антропогенные изменения стока, формируемого на водосборе: расширение урбанизированных земель, неорошаемое земледелие, осушение земель, рубка леса, создание водохранилищ, а также по отраслям водного хозяйства: хозяйственно-бытовой сектор, промышленное производство, орошаемое земледелие и т.д.;
организация системы водного мониторинга республики;
приведение в соответствие нормативным требованиям параметров сети гидрометеорологических станций и постов для проведения мониторинговых работ;
разработка территориальных строительных норм по определению гидрологических характеристик, учитывающих особенности гидрологического режима водных объектов республики;
прогноз цикличности многоводных и маловодных периодов, разработка методики долгосрочного прогноза гидрометеорологической ситуации в период весеннего половодья;
разработка и внедрение в практику научно-методических основ оценки рисков (угроз), связанных с чрезвычайными гидрометеорологическими ситуациями, реализация мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
обобщенная оценка антропогенного воздействия и возможных изменений климата на режим и ресурсы водных объектов;
разработка гидроэкологических паспортов водных объектов, картографическое обеспечение (атлас, отражающий гидрологические, экологические, экономические, паводковые и др. аспекты современного состояния водохозяйственной деятельности на территории региона);
разработка мероприятий по научно-методическому обеспечению мониторинга гидротехнических сооружений;
проведение водорегулирующих работ на водных объектах республики;
строительство берегоукрепительных сооружений;
установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками - в пределах крупных населенных пунктов республики;
предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, расчистка водоемов;
резервирование источников питьевого водоснабжения;
осуществление комплекса мер по защите поверхностных и подземных водных объектов - питьевых водоисточников от загрязнения в паводковые периоды;
реализация целевых бассейновых проектов по ликвидации смыва в паводковые периоды и наводнений наиболее опасных в экологическом отношении загрязняющих веществ;
разработка и внедрение технологий восстановления водных экосистем;
принятие мер по предотвращению разрушения гидротехнических сооружений на хвостохранилищах и отстойниках сточных вод, снижение рисков их разрушений, приводящих к экологическим катастрофам на водных объектах.
На втором этапе (2016-2020 гг.) намечается становление водохозяйственного комплекса республики на путь устойчивого развития с оптимальной системой управления.
При этом предстоит решение следующих задач:
на базе Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) создание единого органа исполнительной власти в области водных отношений, способного выполнять весь спектр принятых и намеченных к приему федеральных полномочий в условиях экстенсивного развития экономики республики;
создание основных систем водообеспечения и водоотведения;
завершение создания многоцелевой специализированной базы данных об основных водных объектах республики;
завершение создания системы управления водными ресурсами основных речных бассейнов с использованием комплекса математических моделей.
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Необходимым условием реализации Концепции на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в области водных отношений на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
Реализация настоящей Концепции будет способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию республики, поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Мероприятия по снижению антропогенного воздействия на водные объекты позволят достичь высоких экологических стандартов жизни населения, сохранения здоровья граждан, улучшить состояние водных экосистем как необходимого фактора для восстановления видового разнообразия и обеспечения условий для воспроизводства водных биоресурсов.
Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения водоемкости экономики, гарантировать питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и создать надежные условия развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала республики.
Мероприятия по снижению негативного воздействия вод и обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений обеспечат защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.
Совершенствование государственного управления, развитие науки и образования позволят совершить качественный прорыв в сфере разработки новейших технологий, сформировать научно-технический и кадровый потенциал, существенно расширить область знаний и представлений о гидрологических явлениях и процессах, изучить и реализовать новейшие подходы к управлению использованием и охраной водных объектов, укрепить базу международного сотрудничества в области водопользования.
Для оценки успешности реализации настоящей Концепции предлагается система показателей (индикаторов), предназначенных для контроля степени достижения стратегических целей на промежуточных этапах, а также оценки эффективности реализации отдельных механизмов и конкретных мероприятий.
В систему индикаторов входят следующие основные:
гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики, в том числе обеспеченность альтернативными, резервными источниками водоснабжения;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни;
обеспечение защищенности от негативного воздействия вод населенных пунктов и объектов экономики.
Могут применяться и следующие целевые индикаторы и показатели для достижения целей Концепции:
повышение продолжительности жизни населения;
безопасность и полезность питьевой воды;
достаточность питьевой воды;
бесперебойность работы систем водоснабжения и водоотведения;
доля населения, имеющего доступ к организованным системам водоснабжения и водоотведения;
потери воды в сетях водоснабжения, в том числе из-за аварий;
число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля сточных вод, удовлетворяющая нормативам сброса сточных вод;
показатели инвестиционной деятельности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля капитальных вложений в структуре расходов организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;
доля частных инвестиций в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля отечественного оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение;
количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды.
9. Финансирование мероприятий, предусматриваемых Концепцией
Ресурсное обеспечение настоящей Концепции в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и задач.
Финансирование мероприятий настоящей Концепции предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и внебюджетных источников.
Для определения стоимости средств, необходимых для реализации государственных целевых программ Республики Саха (Якутия) "Чистая вода" и "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод", разрабатываемых во исполнение положений Концепции, возможно использование следующих исходных удельных расценок:
проектирование и строительство водопроводных станций " 40 тыс. рублей за 1 куб. метр суточной производительности;
проектирование и строительство станций очистки сточных вод " 30 тыс. рублей за 1 куб. метр суточной производительности;
прокладка 1 км водопровода из стальных труб, диаметром 100 мм в городских условиях "3,75 млн. рублей.
прокладка 1 км канализационного трубопровода из полиэтиленовых труб диаметром 150 мм " 2,0 млн. рублей;
прокладка 1 км водопровода из полиэтиленовых труб диаметром 100 мм в сельских населенных пунктах " 1,4 млн. рублей;
вынесение в натуру границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос " 60,0 тыс. руб. на 1 км;
расчистка, выправление и расширение русел рек" 1,8 млн. руб. на 1 км;
устройство дамб обвалования - 0,4 млн. руб. на 1000 м3;
крепление берегов каменным материалом - 2 млн. руб. на 1000 м3. Исходя из приведенных удельных показателей оцениваются общие затраты:
В населенных пунктах с населением от 20 до 50 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - от 500 млн. до 700 млн. рублей;
восстановление и строительство трубопроводов - до 500,0 млн. рублей;
модернизация и строительство станций очистки сточных вод - от 300,0 млн. до 570 млн. рублей;
строительство коллекторов - до 300 млн. рублей;
строительство дамб обвалования и крепление берегов - 200 млн. рублей.
В населенных пунктах с населением от 10 до 20 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - от 100,0 млн. руб. до 280 млн. рублей;
восстановление и строительство систем водопроводов - 100 млн. рублей;
модернизация и строительство станций очистки сточных вод - до 200 млн. рублей;
строительство коллекторов - 100 млн. рублей;
строительство дамб обвалования и крепление берегов - 100 млн. рублей.
В населенных пунктах с населением от 5 до 10 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций - до 100 млн. рублей;
восстановление и строительство трубопроводов - 80 млн. рублей;
модернизация и строительство станций очистки сточных вод - 70 млн. рублей;
строительство коллекторов - 50 млн. рублей;
строительство дамб обвалования и крепление берегов - 70 млн. рублей.
В населенных пунктах с населением от 1 до 5 тысяч человек:
модернизация и строительство водопроводных станций " 50 млн. рублей;
восстановление и строительство трубопроводов - 35 млн. рублей;
модернизация и строительство систем канализации - 60 млн. рублей;
строительство дамб обвалования и крепление берегов - 20 млн. рублей.
Качественной питьевой водой в сельских населенных пунктах население может быть обеспечено за счет направления средств на приобретение и монтаж модульных современных установок очистки питьевой воды, стоимость поставки и монтажа которых следующая:
установка очистки воды типа УВ производительностью до 2 куб. метров в сутки - 0,55 млн. рублей;
установка очистки воды типа УВ производительностью до 12 куб. метров в сутки - 0,750 млн. рублей;
установка очистки воды типа БВПУ-5 производительностью до 5 куб. метров в час - 5,2 млн. рублей;
установка очистки воды типа БВПУ-10 производительностью до 10 куб. метров в час - 9,2 млн. рублей.
По предварительной оценке общий объем ресурсного обеспечения реализации мероприятий настоящей Концепции составляет 40 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 18 млрд. рублей, средства бюджета Республики Саха (Якутия) - 18 млрд. рублей, местных бюджетов - 2 млрд. рублей, внебюджетных источников - 2 млрд. рублей.
Приведенные объемы финансовых затрат следует рассматривать как ориентировочную оценку капиталоемкости Программ, разрабатываемых во исполнение Концепции, а не как установленные средства различных бюджетов. Объем затрат на программы будет уточнен выполнением сметно-финансовых расчетов и составлением проектно-сметной документации на конкретные мероприятия.
Определение источников финансовых средств для строительства объектов водоснабжения и водоотведения, защиты населенных пунктов должно выполняться с учетом возможностей софинансирования со стороны федерального, республиканского и местных бюджетов, а также возможности привлечения внебюджетных средств (в том числе крупных водопользователей и населения).
Республиканские инвестиционные проекты, объем финансирования которых составляет не менее 500 млн. рублей, направленные на развитие коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, могут претендовать на бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Порядок отбора региональных проектов и их финансирования из Инвестиционного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2008 года N 134 "Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации".
Структура расходов и основные направления финансирования будут пересматриваться на различных этапах реализации настоящей Концепции, что обусловлено поставленными задачами по стимулированию привлечения частных инвестиций в водохозяйственный комплекс и совершенствованию распределения полномочий.
Внебюджетные средства будут направляться частным бизнесом на внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реконструкцию очистных сооружений с применением инновационных технологий.
Стимулирование привлечения частных инвестиций в водный сектор, в том числе в целях внедрения систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реконструкции и модернизации очистных сооружений с применением инновационных технологий, будет осуществляться путем предоставления государственной поддержки в соответствии с подходами Водной стратегии РФ.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий настоящей Концепции за счет средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
10. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности мероприятий
В соответствии с программно-целевым методом цели настоящей Концепции должны быть измеряемы, достижимы и оптимальны.
При реализации положений Концепции население Республики Саха (Якутия) будет обеспечено качественной питьевой водой, услугами водоснабжения и водоотведения в количестве, достаточном для жизнедеятельности. Будет обеспечена защита населенных пунктов республики от вредного воздействия вод.
При этом средняя продолжительность жизни населения Якутии увеличится не менее чем на два года за счет качества воды.
Доля питьевой воды, не отвечающей по качеству нормативным требованиям, сократится на 15-20%. Увеличится доля населения республики, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, до 70%.
Степень обеспеченности населения услугами централизованного, автономного и нецентрализованного водоснабжения и водоотведения, отвечающими нормативным требованиям, в % к общему количеству населения достигнет 90%.
Средняя суммарная производительность водопроводных станций составит не менее 250 литров на 1 человека в сутки в каждом населенном пункте, охваченном централизованным водоснабжением.
Степень очистки сточных вод достигнет 80%.
11. Система управления реализацией Концепции
Для достижения стратегических целей, повышения эффективности механизмов реализации настоящей Концепции, а также своевременного выполнения запланированных мероприятий формируется система управления ее реализацией, которая предполагает:
разработку и принятие эффективной организационной модели по реализации мероприятий настоящей Концепции;
обеспечение согласованности положений настоящей Концепции и схем развития Республики Саха (Якутия);
создание механизма мониторинга и оценки рисков выполнения предусмотренных мероприятий, включая эффективные механизмы их адаптации и изменения в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями;
выделение на каждом этапе реализации настоящей Концепции важнейших целевых ориентиров и концентрацию имеющихся ресурсов на их достижении.
Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) рекомендуется осуществить на основе положений настоящей Концепции разработку или произвести корректировку существующих региональных программ в области использования и охраны водных объектов.
Реализация настоящей Концепции осуществляется органами государственной власти, предприятиями, органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органами государственной власти определяются должностные лица, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий настоящей Концепции, а также представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению.
Координатором реализации настоящей Концепции являются Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия). Задачами координатора являются разработка системы мониторинга, анализ хода реализации плана мероприятий и оценка достигнутых результатов, представление в Правительство Республики Саха (Якутия) сводной отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и финансового обеспечения.
Организация системы мониторинга реализации настоящей Концепции предполагает определение плана выполнения мероприятий, установление промежуточных индикаторов, формирование системы отчетности органов государственной власти - исполнителей мероприятий.
Заключение
Концепция развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутии) до 2020 года отражает совокупность представлений о роли водохозяйственного комплекса в обеспечении развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения и принятых взглядов на цели и
задачи государства в области регулирования использования водных объектов, принципы и механизмы достижения целей и решения задач. Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при принятии решений по вопросам, связанным с использованием водных объектов, в том числе при разработке законодательных и нормативных правовых актов, водохозяйственных программ, схем комплексного использования и охраны водных объектов, инвестиционных проектов и других документов.
Последовательная реализация положений Концепции позволит:
сформировать систему управления водными ресурсами, соответствующую их природным особенностям, федеральному устройству государства и рыночным условиям функционирования экономики;
создать эффективные механизмы взаимодействия между государственными органами власти Республики Саха (Якутия), территориальными подразделениями федеральных органов власти и органами местного самоуправления и водопользователями при решении водохозяйственных и водоохранных проблем;
увеличить поступление в бюджетную систему средств от платы за пользование водными объектами.
В конечном счете все это должно обеспечить рациональное использование и охрану водных объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 г. N 254 "Об утверждении Концепции развития водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2020 года"
Текст Постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 16 июня 2010 г. N 38
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2013 г. N 1442-р настоящее постановление снято с контроля