Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием народного депутата Н.Г. Захарова, как стороны обратившейся с ходатайством, народного депутата М.М. Яковлева, как представителя стороны, принявшей оспариваемый акт рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.Г. Захарова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли положение статьи 4 оспариваемого Закона о проведении выборов Президента Республики Саха (Якутия) на альтернативной основе Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав судью-докладчика, выступления сторон и участников, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)" (в редакции Закона от 25 июня 1996 года) выборы Президента Республики Саха (Якутия) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе.
Ходатайствующая сторона считает, что участие граждан в выборах Президента Республики Саха (Якутия) на альтернативой основе, как это установлено в статье 4 оспариваемого Закона, не является принципиальным и обязательным условием. Статья 67 Конституции Республики Саха (Якутия) не предусматривает альтернативность как принцип избрания Президента Республики Саха (Якутия). Альтернативность и степень ее выражения могут быть установлены в законе о выборах, принятие которого предусмотрено статьей 68 Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Конституция Республики и ее законы устанавливают принципы и условия, в соответствии, с которыми формируются органы государственной власти республики.
Статья 67 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит, что Президент Республики Саха (Якутия) избирается гражданами республики всеобщими, равными и прямыми выборами при тайном голосовании. В данной статье закреплены конституционные (политические) принципы формирования органов государственной власти. Названные принципы избрания Президента Республики закреплены на конституционном уровне. Все иные положения в соответствии с частью 3 статьи 68 Конституции Республики должны определяться на законодательном уровне. В этом смысле положение статьи 4 оспариваемого Закона, устанавливающее альтернативность выборов как обязательное условие избрания Президента Республики, соответствует статье 68 Конституции Республики.
В части 1 статьи 4 Закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)" законодатель наряду с конституционными принципами установил в качестве обязательного условия проведение выборов на альтернативной основе.
Установление такого порядка имеет самостоятельное значение. Демократический порядок выдвижения кандидатов предполагает наличие альтернативы. Число кандидатов законом не ограничивается. Тем самым обеспечивается как свободное соперничество различных политических сил, так и альтернативность выбора избирателей.
Установление в законе альтернативности выборов как обязательного условия имеет конституционную базу. Согласно части 1 статьи 68 Конституции Республики кандидаты на должность Президента Республики Саха (Якутия) могут выдвигаться политическими партиями, общественными организациями и движениями, трудовыми коллективами группами избирателей.
Регламентация альтернативности и степени его выражения на различных стадиях избирательного процесс может иметь различные решения. Причем это определяется не в тексте Конституции, а законодательным путем. Выбор того иного варианта и его закрепление в законе зависит законодателя.
Определение в статье 4 оспариваемого Закон альтернативности как обязательного условия выборе Президента Республики не является установлением нового конституционного принципа как по форме, так и по существу, потому не противоречит статье 67 Конституции Республик Саха (Якутия).
На основании изложенного и руководствуясь статьям 24, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положение статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)" об осуществлении выборов Президента Республики Саха (Якутия) альтернативной основе соответствующим Конституции республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Республика Саха" в семидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 1996 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008 Том 1"