Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение N 2)
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы
(утв. одобрены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2007 года N 366)
Основные направления бюджетной и налоговой политики подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и основываются на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2008-2010 годах".
Основные итоги бюджетной политики за 2006 год и первое полугодие 2007 года
Основными задачами бюджетной политики являлись обеспечение устойчивого роста экономики республики на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы и повышение благосостояния населения.
Поступательный рост экономики положительно сказывается на динамике роста налоговых доходов консолидированного бюджета. Так, рост налоговых доходов 2006 года по сравнению с 2005 годом составил 105,9%, объемы 2007 года прогнозируется с ростом на 19% против 2006 года.
В 2006 году произведено два повышения заработной платы работников бюджетной сферы: с 1 мая в среднем на 16,7% и с 1 октября на 11%. Повышены также выплаты денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов и противопожарной службы. В текущем году также произойдет повышение оплаты труда указанных категорий работников.
В последние годы республика не имеет задолженности по заработной плате, стипендиям и другим социальным выплатам. Обеспечивается своевременное финансирование расходов по коммунальным услугам бюджетных учреждений, расходов по ЖКХ. Это позволило снизить задолженность бюджетных учреждений по коммунальным услугам до 114,6 млн. рублей на 01 января 2007 года.
Второй год республика выполняет свои обязательства по соглашению с Минфином РФ, что позволило снизить задолженность перед федеральным бюджетом по бюджетной ссуде и централизованным кредитным ресурсам.
С 2006 года начался новый этап в развитии местного самоуправления, появился новый уровень - бюджеты поселений. Соответственно, в систему межбюджетных отношений внесены изменения. С 1 января 2006 г. вступил с силу Закон Республики Саха (Якутия) "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", произведено разграничение расходных обязательств между государственным и местными бюджетами.
С 2006 года обеспечивается финансирование приоритетных национальных проектов.
Продолжалось совершенствование казначейского исполнения бюджетов. С 01 января 2006 года в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ полномочия по кассовому обслуживанию исполнения республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований на уровне районов и поселений переданы Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия). При этом, функции по открытию и ведению лицевых счетов бюджетополучателей, оставлены за органами Республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В целях реализации принципа единства кассы был произведен переход к осуществлению всех расходов республиканского бюджета с единого счета Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В прошедшем году продолжалась реализация Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия).
В то же время недостаточно проводится работа по оптимизации расходов государственного бюджета, медленно идет процесс внедрения методов планирования, ориентированного на конечные результаты.
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2008-2010 годы
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации бюджетная политика на предстоящий период должна быть направлена на повышение качества управления общественными финансами.
Достижение указанной цели в настоящем среднесрочном периоде (2008-2010 годы) связано с решением следующих основных задач:
удлинение горизонта бюджетного планирования;
повышение качества среднесрочного бюджетного планирования, обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
совершенствование межбюджетных отношений;
формирование долгосрочной долговой политики.
Основные приоритеты бюджетных расходов на 2008-2010 годы будут соответствовать решению задач социальной направленности.
Продолжится рост заработной платы работников бюджетной сферы и денежного довольствия правоохранительных органов и сотрудников противопожарной безопасности.
Предполагается поэтапный переход на отраслевые системы оплаты труда работников учреждений образования с 01 сентября 2007 года, работников учреждений здравоохранения с 01 января 2008 года.
Сохраняется перечень основных направлений социальной поддержки населения, особое внимание должно быть уделено также финансированию мероприятий в области охраны семьи и детства.
В полном объеме будет осуществлено финансирование публичных нормативных обязательств.
Продолжится реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".
Первоочередные задачи бюджетной политики в области доходов и налоговая политика в 2008-2010 годах
В последние годы государственный бюджет Республики Саха (Якутия) формируется с дефицитом. В то же время необходимость соблюдения критериев экономической безопасности при привлечении новых заимствований, невозможность в дальнейшем сокращения участия государства в акционерных обществах ставят на первый план работу по обеспечению роста налоговых доходов бюджета, стабильности закрепленных за уровнями бюджетной системы доходных источников, осуществлению более эффективной политики планирования и исполнения бюджетов, совершенствования администрирования налоговых доходов.
В связи с тем, что существует большая зависимость бюджета республики от федерального центра, доля безвозмездных поступлений составляет свыше 45 процентов, необходимо больше внимания уделять росту собственных доходов.
Рост налоговых доходов бюджета республики будет обеспечиваться в соответствии с прогнозом развития экономики и реализацией долгосрочных инвестиционных проектов. Будет продолжена работа по снижению задолженности в бюджет, недоимки по налогам, своевременному возврату выданных кредитов.
Основная масса налоговых поступлений в государственный бюджет в настоящее время и в ближайшей перспективе обеспечивается поступлением четырех налогов: налога на прибыль (30% в общей сумме налоговых доходов), налога на доходы физических лиц (28%), налога на добычу полезных ископаемых (22%), налога на имущество (14%). Основные крупные налогоплательщики - это четыре алмазодобывающие организации, ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО ХК "Якутуголь", налоги от которых составляют 68 процентов в налоговых доходах бюджета республики в текущем году. В среднесрочной перспективе по прогнозу их доля уменьшается до 44 процентов за счет увеличения налоговых поступлений от таких отраслей, как строительство, транспорт и связь.
В рамках бюджетной политики по доходам должна быть продолжена работа по созданию системы рационального управления государственной и муниципальной собственностью.
Продолжение структурных преобразований в экономике обусловлено необходимостью повышения эффективности управления государственным имуществом, осуществления процессов по оптимизации государственной собственности Республики Саха (Якутия). В этих целях Правительством республики принята Стратегия управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 годы, которая определила на ближайшую перспективу мероприятия по совершенствованию методов управления государственным сектором экономики.
В целях формирования собственности Республики Саха (Якутия) на объекты недвижимого имущества, в том числе на земельные участки, создания условий для эффективного управления, владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества и увеличения поступлений доходов от продажи и аренды за объекты недвижимости и земельных участков необходимо продолжить работу по реализации государственной политики в области земельных отношений, для чего необходимо решить следующие задачи:
обеспечение совершенствования и развития рыночных отношений в сфере земельных отношений;
сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, определение баланса участия в управлении земельными ресурсами между государством и рынком;
совершенствование и развитие систем управления земельными ресурсами муниципального и государственного (республиканского) уровня.
Реформирование налоговой системы в Российской Федерации в целом завершено, сформированы основные условия налогообложения на долгосрочную перспективу.
Налоговая политика Республики Саха (Якутия), так же как и Российской Федерации, по основным параметрам сформирована и стабилизирована.
В рамках изменений налоговой политики республики с 2007 года предусматриваются только дополнительные льготы по налогу на имущество организаций - в отношении основных производственных фондов предприятий, используемых для производства мебельной продукции в объеме более 40 млн. рублей в год, газораспределительных сетей, а также имущества, используемого для отдыха, оздоровления и занятости детей.
В среднесрочной перспективе на уровне Российской Федерации планируются изменения налогового законодательства.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата предполагается применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами и снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, с 30% до 15%.
Планируется завершение работ по переходу к использованию современных методов налогообложения недвижимости физических лиц. Введение в дальнейшем налога на недвижимость должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения, что позволит сократить количество поимущественных налогов с физических лиц и установить единые подходы для определения налоговой базы, основанные на оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Будет продолжена работа по совершенствованию республиканского налогового законодательства, по приведению его в соответствие с потребностями экономики и требованиями федерального законодательства.
Необходимо активизировать работу по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов, оптимизации налоговых льгот. Режим льготного налогообложения будет предоставляться только в целях поддержки социально-значимых отраслей и приоритетных инвестиционных проектов, а также в случае экономической эффективности от предоставления налоговых льгот.
Бюджетная политика в области расходов
Начиная с 2008 года федеральный бюджет утверждается на 3-летний период. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ субъектам РФ предоставлено право выбора: принимать бюджет на три года либо на один с утверждением среднесрочного финансового плана на два последующих года. В настоящий момент целесообразно принять второй вариант. При этом среднесрочный финансовый план будет утверждаться в соответствии с учетом всех требований Бюджетного кодекса, чтобы он стал основой для министерств и ведомств по формированию бюджета на последующие годы. Главным распорядителям бюджетных средств основные параметры будут доведены на три года.
В основу формирования бюджета должен быть положен реестр расходных обязательств государственного бюджета, который необходимо сформировать с учетом новых требований. Новые расходные обязательства должны приниматься только при наличии уверенности в их финансовом обеспечении.
Необходимо внедрить в бюджетный процесс механизмы, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов:
главные распорядители бюджетных средств должны быть ориентированы на увязку объемов финансирования с показателями эффективности, необходимо обеспечить ежегодное представление докладов о результатах основных направлений деятельности министерств и ведомств. Предстоит продолжить реализацию мероприятий по программе реформирования финансов в части реализации стандартов качества оказания бюджетных услуг, расширения практики принятия ведомственных целевых программ. При этом ведомственные программы должны представлять собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, стоящих перед главным распорядителем бюджетных средств;
в соответствии с требованиями новой редакции Бюджетного кодекса с 1 января 2009 года вводится обязательное формирование государственных и муниципальных заданий по оказанию государственных и муниципальных услуг вплоть до каждого бюджетного учреждения. При этом задания используются для планирования бюджетных ассигнований. Здесь предстоит большая работа всех министерств и ведомств по анализу показателей деятельности всех подведомственных учреждений и внедрению данного положения в бюджетный процесс;
в целях оптимизации расходов бюджета предлагается осуществлять перевод отдельных учреждений, прежде всего в отраслях физической культуры и спорта и культуры, в автономные учреждения;
предстоит также переход на нормативно-подушевое финансирование в сфере образования.
Реализация принципа нормативного бюджетного финансирования в сфере образования осуществляется на 3-х уровнях: межбюджетном (бюджет республики - муниципальный бюджет), на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - смета образовательного учреждения), на уровне образовательного учреждения. При этом достигаются такие цели, как:
создание условий для выравнивания бюджетной обеспеченности как муниципальных образований, так и образовательных учреждений в части расходов на образование;
достижение прозрачности межбюджетных отношений;
возможность доведения новых методов до низового звена - непосредственных исполнителей, т.е. до получателей и распорядителей бюджетных средств, путем повышения ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса.
В течение трех лет не будет допущено снижение фактически сложившихся объемов субвенций на реализацию госстандарта по общему образованию. При этом, муниципальные образования должны будут принять муниципальные программы эффективности управления и использования ресурсов в сфере образования, в которых должны быть выработаны организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы управления образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже нормативной, увеличение учебной нагрузки выше установленных, в том числе и санитарных.
Высвобождаемые в ходе проводимых мер средства в части субвенций на госстандарт будут направляться, в первую очередь, на повышение размера оплаты труда и стимулирование педагогических работников, экономия средств местных бюджетов - на сокращение дефицита по материальным затратам, снижение кредиторской задолженности по все видам расходов отрасли. Соответственно, надо будет отработать четкий механизм распределения высвобождаемых средств на уровне муниципального образования, утвердить порядок.
В целях социальной защиты населения и обеспечения поэтапного перехода на 100-% оплату населением жилищно-коммунальных услуг будет сохранено дотирование жилищно-коммунального хозяйства. Увеличивать окупаемость жилищно-коммунальных услуг платежами населения предполагается с городов.
Сохраняется возмещение убытков предприятий, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров на воздушном, речном, железнодорожном транспорте по социально-значимым направлениям.
Продолжится работа по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог Республики Саха (Якутия), стратегической задачей которой является создание опорной сети транспортных магистралей.
Одной из задач бюджетной политики 2008 год и период до 2010 года является повышение уровня жизни сельского населения. В течение этого периода продолжится реализация и финансовое обеспечение:
мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" по направлениям ускоренного развития животноводства, поддержки малых форм хозяйствования, поддержки развития табунного коневодства и северного оленеводства, обеспечения доступным жильем молодых специалистов (их семей) на селе;
государственной целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".
Необходимо также уделить внимание формированию и эффективному использованию средств республиканского залогового фонда агропромышленного комплекса при ГУП ФАПК "Туймаада".
В предстоящие три года основными направлениями государственных капитальных вложений будут определены развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, социальной сферы. В основу прогноза бюджетных инвестиций на 2007-2009 годы будут положены параметры проектов, разрабатываемых в рамках реализации Схемы комплексного развития производительных сил энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года, направления федеральных и республиканских целевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований, а также реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". При этом согласно Бюджетному посланию Президента России Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на 2008-2010 годы при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" особое внимание будет уделено расширению государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства.
Реализация крупномасштабных проектов будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов и средств инвесторов.
Согласно республиканской целевой программе "Жилище" на 2006-2010 годы в 2007 году планируется ввод в действие 320 тысяч кв. м общей площади жилья, в 2008 году - 350 тысяч кв. м., в 2009 году - 370 тысяч кв. м. Продолжится политика укрепления материально-технической базы образования и здравоохранения, в рамках которой в улусах и городах республики ежегодно будут сдаваться здания 10-12 школ, 3-4 медицинских учреждений и другие объекты социальной сферы.
Приоритетной задачей в сфере расходов государственного управления на период 2008-2010 годов является реализация следующих мероприятий, которые должны быть проведены исходя из экспертизы выполняемых функций и полномочий с целью достижения задач, поставленных в Плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) в 2006-2008 годах, утвержденном распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2006 года N 123-РП:
поэтапная оптимизация численности и структуры органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в 2008-2009 гг.;
переход на новый Реестр должностей государственной гражданской службы, утвержденный Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З N 783-III;
переход на дифференцированную систему оплаты труда в органах государственной власти, введение в действие условий оплаты труда, установленных Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 214-З N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)";
реализация пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти". Принятие нормативного правового акта Республики Саха (Якутия), аналогичного Указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 1459, позволит сократить фактическую численность государственных служащих, ввести стимулирующую систему премирования наиболее квалифицированным специалистам и сохранить кадровый потенциал.
Государственную финансовую поддержку завоза грузов для обеспечения функционирования систем жизнедеятельности республики в 2008 году предлагается осуществить в виде предоставления бюджетных кредитов.
При этом меняется схема предоставления бюджетного кредита на завоз нефтепродуктов. Если в 2007 году бюджетный кредит предоставлялся ОАО "Саханефтегазсбыт" на весь объем завоза нефтепродуктов, то в 2008 году предоставляется бюджетный кредит:
ОАО "Саханефтегазсбыт" на сумму стоимости завоза переходящих товарных запасов нефтепродуктов и текущих запасов для нужд бюджетной сферы;
ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", предприятиям угольной промышленности, транспорта и дорожного хозяйства - на завоз текущих запасов нефтепродуктов для собственных нужд.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений
В целях приведения в соответствие с Федеральными законами от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, от 27 декабря 2005 года N 198-ФЗ, от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ подготовлены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) "О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". По итогам работы рабочей группы по внесению изменений принято решение о выделении из существующего Закона о выравнивании бюджетной обеспеченности тех позиций, согласно которым органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений. Исходя из этого законопроект "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений Республики Саха (Якутия)" будет содержать две методики - распределения субвенций муниципальным районам на исполнение переданных полномочий и распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений. Во вторую методику - распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений - внесены дополнительные коэффициенты, учитывающие отдаленность поселения от районного центра, а также наличие нескольких населенных пунктов в одном поселении.
Внесены также изменения в методику распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов):
1. Исходя из позиций статьи 138 Бюджетного кодекса РФ, дающего возможность устанавливать различный порядок расчета дотаций для муниципальных районов и городских округов, распределение Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) будет производиться по отдельности. Данное изменение позволило в полном объеме учесть различия в вопросах местного значения, выполняемых муниципальными районами и городскими округами.
2. Вместо доходного потенциала муниципального района (городского округа) при распределении дотации будет рассчитываться налоговый потенциал, т.е. неналоговые доходы при распределении не участвуют.
3. В расчет индекса бюджетных расходов муниципальных районов добавлены расходы на межпоселенческие функции в области культуры, включая обеспечение межпоселенческими библиотеками. Данное изменение позволит устранить разногласия между муниципальными районами и поселениями, возникшими в результате изменений федерального законодательства.
4. Внесены изменения в части расчета межбюджетных субсидий в региональный бюджет из местных бюджетов, в которых отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы превышали уровень, установленный законом Республики Саха (Якутия).
На 2008-2010 годы объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов будут распределены с учетом внесенных изменений.
Бюджетная политика на 2008-2010 годы в части местных бюджетов ориентирована на переход к среднесрочному финансовому планированию с 2009 года после окончания переходного периода по реализации федерального закона N 131-ФЗ.
В целях усиления контроля за использованием доходов, поступающих в местные бюджеты, предлагается отказаться от практики предоставления дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты по налогу на доходы физических лиц, при этом объем межбюджетных трансфертов по сравнению с 2007 годом будет соответственно увеличен.
В целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, с 2008 года планируется предоставление субсидий местным бюджетам на проведение капитального ремонта учреждений бюджетной сферы.
В целях приведения в соответствие с минимально необходимыми объемами расходов местных бюджетов, Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на 2008-2010 годы будет увеличен. В объем Фонда будут включены:
недостаток средств местных бюджетов, сложившийся по итогам трех последних лет,
объемы переданных в муниципальную собственность объектов социально-культурной сферы;
вновь возникающие полномочия местных бюджетов по выплате пенсий муниципальным служащим согласно федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ.
Будет сохранена практика выделения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
На 2008 год будут выделены средства на реализацию Республиканской программы поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы. При этом средства будут направлены на такие мероприятия, как оформление градостроительной документации, подготовка кадров для муниципальных служб, выделение Грантов в финансово-экономической сфере и в области развития агропромышленного комплекса.
Политика в области государственного долга
В соответствии с задачами долговой политики республика последовательно проводит работу по оптимизации структуры государственного долга. В результате реструктуризации существенно снизилась задолженность перед федеральным бюджетом с 35,8% от общего объема долга на 1 января 2006 года до 9,8% на 1 января 2007 года. Уменьшилась задолженность по централизованным кредитным ресурсам, выданным в 1994-1995 годах предприятиям АПК и организациям, осуществляющим завоз, и бюджетной ссуде, полученной на ликвидацию последствий наводнения 2001 года, полностью погашена задолженность по государственному кредиту, полученному Республикой Саха (Якутия) в 1995 году из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ ("золотой" кредит).
С 2006 года по настоящее время Минфин Якутии выпустил 2 эмиссии облигаций общим номинальным объемом 5 000 млн. рублей. Сроки обращения облигаций 7 лет.
Все банковские кредиты привлекаются по ставке ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ. Продолжается активная политика управления долгом - замена дорогих и коротких банковских кредитов на более дешевые и долгосрочные займы.
В результате целенаправленной долговой политики уровень государственного долга сохраняется на безопасном уровне 7% ВРП на 01 января 2006 года и 5,75% ВРП на 01 января 2007 года, что обеспечивает устойчивость бюджетной системы и способствует укреплению авторитета Республики Саха (Якутия) как субъекта с запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика.
Политика в области государственного долга Республики Саха (Якутия) на 2008-2010 годы будет являться продолжением долговой политики, проводимой ранее и будет направлена на:
обеспечение сбалансированности государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
безусловное выполнение принятых обязательств;
оптимизацию параметров государственного долга (увеличение дюрации, минимизация стоимости обслуживания займов, сглаживание графика погашения);
снижение государственного долга Республики Саха (Якутия) к ВРП;
проведение консервативной политики в области государственных заимствований;
ограничение доли государственных гарантий в структуре государственного долга;
уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного долга Республики Саха (Якутия) за счет получения дополнительных доходов и оптимизации расходов бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.