Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Миронова Д.Н., судей Долгашевой В.А., Петракова А.Д., Прокопьева В.Н., Филиппова В.Т., с участием прокурора Республики Саха (Якутия) Полятинского Н.Е., обратившегося с ходатайством, представителя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), народного депутата Яковлева М.М., рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 21 вышеуказанного Закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) правовые нормы содержащиеся в пункте 1 статьи 21 рассматриваемого Закона.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения сторон, выступления участников заседания, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Установил:
1. Статьей 21 конституционного Закона "О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)" предусмотрено право Президента Республики Саха (Якутия) отрешить от должности главу улусной, городской (республиканского подчинения) администрации по согласованию с местными представительными органами государственной власти и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в случае нарушения положений Конституции и законов Республики Саха (Якутия), констатированных заключением Конституционного суда Республики Саха (Якутия), по предложению одной из палат Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Прокурор Республики Саха (Якутия) считает, что положение о согласовании отрешения главы улусной, городской (республиканского подчинения) администрации с Государственным Собранием не соответствует Конституции Республики Саха (Якутия), а представленные права обращения в Конституционный суд за заключением о нарушении главой администрации Конституции и законов Республики Саха (Якутия) одной из палат Государственного Собрания ограничивает права других субъектов обращения в Конституционный суд, предусмотренных статьями 26 и 33 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда".
2. Основанием закрепления процедуры отрешения от должности главы улусной, городской (республиканского подчинения) администрации в Законе "О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)" явилось положение статьи 101 Конституции о том, что Конституционный суд дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности должностных лиц государственных органов власти и управления.
В соответствии со статьей 85 Конституции Республики Саха (Якутия) для осуществления исполнительной власти в улусах, городах республиканского подчинения образуется соответствующий исполнительный орган - местная администрация. Глава местной администрации, выполняя свои обязанности, осуществляет функции государственного управления. Согласно статьи 70 Конституции Республики Саха (Якутия) Президент возглавляет систему органов государственного управления республики и обеспечивает их взаимодействие с высшими органами государственной власти.
Согласно статьи 21 рассматриваемого Закона в процедуре отрешения от должности главы улусной, городской (республиканского подчинения) администрации задействованы местный представительный орган, Государственное Собрание (Ил Тумэн), палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), Президент и Конституционный суд республики.
Тем самым законодатель установил для глав администрации отрешение от должности как особый вид их ответственности. Процедура отрешения от должности предусматривает участие в ней нескольких органов власти. Конституция непосредственно не определяет процедуру отрешения от должности главы администрации. Вместе с тем участие этих органов в процедуре отрешения от должности должно находиться в рамках их конституционных полномочий и не нарушать баланса властей.
Согласно статье 65 Конституции Президент является главой исполнительной власти республики и призван быть гарантом Конституции. Признание Президента главой исполнительной власти означает, что в пределах ведения государственной власти Республики Саха (Якутия) органы республиканского государственного управления и органы местного государственного управления образуют единую систему исполнительной власти в Республике Саха (Якутия). Наделение Президента правом возбуждения процедуры отрешения от должности главы улусной, городской (республиканского подчинения) администрации находится в связи с указанными положениями.
Государственная власть в Республике Саха (Якутия) действует в соответствии с принципами разделения и равновесия властей, а также разграничения полномочий республиканских и местных органов власти (статья 3 Конституции). Статьи 53, 58 и 58.1 Конституции, закрепляющие предметы ведения Государственного Собрания и его палат, не предусматривают их участие в процедуре отрешения от должности главы улусной, городской (республиканского подчинения) администрации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "58.1" имеется в виду "58'1"
Таким образом, рассматриваемые положения статьи 21 Закона не соответствуют статьям 3, 53, 58, 58.1 Конституции республики. Конституционный суд в данном деле ограничивается проверкой лишь тех положений статьи 21 Закона, конституционность которых подвергается сомнению в ходатайстве. Вопрос о конституционности других оснований прекращения полномочий главы администрации в ходатайстве не ставится.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "58.1" имеется в виду "58'1"
На основании изложенного и статьи 101 Конституции Республики Саха (Якутия), руководствуясь статьями 11, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Постановил:
1. Признать пункт 1 статьи 21 конституционного Закона Республики Саха (Якутия) "О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)" в части, предусматривающей согласование с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выражения недоверия и отрешения от должности главы улусной, городской (республиканского подчинения) администрации, не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Признать подпункт "а" пункта 1 статьи 21 конституционного Закона Республики Саха (Якутия) "О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)", определяющий предложение одной из палат Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поводом процедуры констатации нарушения главой улусной, городской (республиканского подчинения) администрации положений Конституции Республики Саха (Якутия) и законов Республики Саха (Якутия), не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Постановление вступает в силу немедленно после провозглашения.
5. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 1997 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений конституционного Закона Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1994 г. "О местных органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после провозглашения
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008 Том 6