Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Т. Филиппова, В.Н. Прокопьева, А.Д. Петракова, с участием представителя ходатайствующей стороны Р.А. Еникеева, представителя Президента Республики Саха (Якутия) М.М. Яковлева, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 753 от 6 мая 1999 года и распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) N 261-РП от 24 сентября 1999 года.
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) А.Н. Дружинина.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемых актов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Петракова, объяснения представителей сторон, выступление первого заместителя министра юстиции Республики Саха (Якутия) М.И. Заморщикова, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Установил:
1. Предметом рассмотрения Конституционного суда являются пункты 2, 6, 8, 9, 10 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1999 года о регулировании сбора, заготовки и вывоза лома черных и цветных металлов. По мнению ходатайствующего, положения Указа, касающиеся деятельности государственного унитарного предприятия (ГУП) "Саха-Втормет", не соответствуют Конституции Республики Саха (Якутия). Ходатайствующий также просит признать не соответствующим Конституции пункт 1 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 1999 года о временном приостановлении на территории республики сбора, заготовки, переработки, приема и реализации лома цветных металлов.
2. В соответствии с Уставом ГУП "Саха-Втормет" учреждено как юридическое лицо с обособленным имуществом и самостоятельной ответственностью. Целью создания ГУП является осуществление предпринимательской, хозяйственной деятельности. К предмету его деятельности относятся заготовка и переработка лома и отходов черных и цветных металлов, поставка их потребителям, осуществление внешнеэкономической деятельности. В Уставе предприятия указаны и другие виды деятельности.
Заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими соответствующую лицензию. Государственное унитарное предприятие "Саха-Втормет" является одним из таких хозяйствующих субъектов. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, федеральными и республиканскими нормативными актами.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) ГУП "Саха-Втормет" определен уполномоченным предприятием Правительства республики по координации деятельности предприятий и организаций независимо от форм собственности по сбору, переработке, заготовке, реализации и вывозу за пределы республики лома черных и цветных металлов (пункт 2). На ГУП "Саха-Втормет" возложены функции по выдаче разрешения вывоза лома черных и цветных металлов за пределы республики (пункт 6). Пункт 8 Указа предписывает Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) осуществлять выдачу лицензий предприятиям только после регистрации и выдачи разрешения предприятием "Саха-Втормет". В соответствии с пунктом 9 Указа ГУП "Саха-Втормет" обязано организовать систему регистрации и выдачи разрешений на вывоз лома металла согласно установленному плану-заданию и выполнении требований ТУ.
Как видно из приведенных положений, ГУП "Саха-Втормет" было наделено функциями и правами, не соответствующими целям ее деятельности. Так, координация деятельности других предприятий по сбору, заготовке, вывозу лома металлов не является функцией хозяйствующего субъекта. Не относится к гражданской правоспособности юридического лица и выдача разрешения на вывоз лома металла, регистрация выдачи лицензии.
Законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) не предусматривают наделение отдельных государственных предприятий функциями координации и контроля в сфере заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов. Согласно статье 12 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке сбора, заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов" государственный контроль за указанной деятельностью осуществляют федеральные и республиканские органы исполнительной власти.
Возложение указанных функций на ГУП "Саха-Втормет" ставит его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ограничивает свободу экономической деятельности и противоречит антимонопольному законодательству.
Таким образом, пункты 2, 6, 8, 9 Указа Президента не соответствуют статье 122 Конституции Республики Саха (Якутия), закрепляющей самостоятельность экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях немонополизированного рынка и добросовестной конкуренции, ответственности за ее результаты.
3. В пункте 10 Указа говорится об усилении контроля государственных органов за перемещением и вывозом лома черных и цветных металлов физическими и юридическими лицами без соответствующей лицензии. Данное положение не противоречит конституционным нормам, поскольку надзор за соблюдением лицензионных требований и условий должен осуществляться государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции. Что касается указания на разрешение ГУП "Саха-Втормет" и документы на право перевозки и вывоза за пределы республики, то это положение не подлежит применению, поскольку пункты 2, 6, 8, 9 Указа Президента Конституционным судом признаны не соответствующим Конституции республики и утрачивают юридическую силу.
4. Согласно статье 13 федерального Закона от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункту 25 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года приостановление действия лицензии входит в компетенцию лицензирующего органа. В указанных нормативных актах приведены основания для приостановления действия лицензии. Решение о приостановлении действия лицензии обжалуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проверка законности распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) о временном приостановлении деятельности по сбору, заготовке, переработке, приему и реализации лома цветных металлов возможна по жалобе заинтересованных лиц. Такая проверка связана с установлением и исследованием конкретных фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию Конституционного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24, 25, 29, 31 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
Постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия) положения Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 6 мая 1999 года "О государственном регулировании сбора, заготовки, переработки, реализации и вывоза за пределы Республики Саха (Якутия) лома черных и цветных металлов":
а) об определении ГУП "Саха-Втормет" уполномоченным предприятием Правительства Республики Саха (Якутия) по координации деятельности предприятий и организаций независимо от форм собственности по сбору, переработке, заготовке, реализации и вывозу за пределы Республики Саха (Якутия) лома черных и цветных металлов (пункт 2);
б) о передаче ГУП "Саха-Втормет" функций по выдаче разрешения вывоза лома черных и цветных металлов за пределы Республики Саха (Якутия) (пункт 6);
в) об осуществлении выдачи лицензий после регистрации и выдачи разрешения ГУП "Саха-Втормет" (пункт 8);
г) об организации ГУП "Саха-Втормет" системы регистрации и выдачи разрешений на право вывоза согласно установленному плану-заданию и выполнения требований технических условий на сбор, переработку и заготовку лома черных и цветных металлов (пункт 9).
2. Признать пункт 10 Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 753 от 6 мая 1999 года "О государственном регулировании сбора, заготовки, переработки, реализации и вывоза за пределы Республики Саха (Якутия) лома черных и цветных металлов" соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Прекратить производство по проверке конституционности пункта 1 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) N 261-РП от 24 сентября 1999 года "О введении временных ограничений на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов", поскольку установление несоответствия распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) федеральным и республиканским законам, определяющим порядок осуществления лицензируемой деятельности, связано с рассмотрением конкретного дела судами общей и арбитражной юрисдикции.
4. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно, действует непосредственно.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Ил Тумэн".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2000 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 753 от 6 мая 1999 года "О государственном регулировании сбора, заготовки, переработки, реализации и вывоза за пределы Республики Саха (Якутия) лома черных и цветных металлов" и распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 1999 года N 261-РП "О введении временных ограничений на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992 - 2008" Том 6