Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении
изменения в статью 342 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "о внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" направлен на решение первоочередных проблем развития оловодобывающей отрасли промышленности в Дальневосточном федеральном округе, в частности на создание стимулов для разработки месторождений олова в отдаленных районах Крайнего Севера Якутии и Дальнего Востока.
На 1 января 2008 года в распределенном фонде месторождений в Российской Федерации находится восемь месторождений олова, из них пять - рудных, два - россыпных, одно - техногенная россыпь (оловорудные месторождения Чурпунньа, Депутатское, россыпное месторождение Тирехтях, техногенная россыпь Чурпунньа расположены в Республике Саха (Якутия); Комсомольское рудное поле, месторождения Правоурмийское, Перевальное и Фестивальное - в Хабаровском крае).
Из-за ряда неблагоприятных факторов (геологических, горно-технических, географических, экономических и других) минерально-сырьевая база олова Российской Федерации по качеству существенно уступает сырьевым базам зарубежных стран - основных производителей олова. Как правило, месторождения, находящиеся на территории Российской Федерации, характеризуются рядовыми и бедными рудами. Среднее содержание олова в рудах разведанных коренных месторождений составляет 0,28 процента, аналогичный показатель в зарубежных странах равняется 0,74 процента.
В отрасли по добыче и производству олова сложилась критическая ситуация. Несмотря на то, что по объему разведанных запасов олова (1 726 тыс. тонн по состоянию на 1 января 2008 года) Россия входит в десятку ведущих стран мира, добыча олова на отечественных предприятиях практически остановлена. За пять лет объем добычи олова в концентрате в России снизился в десять раз (с 3020 тонн в 2005 году до оценочно 320 тонн в 2009 году), объем импорта увеличился в 2,5 раза. В связи с дефицитом сырья ОАО "Новосибирский оловянный комбинат" (единственный в стране производитель металлического олова) снизил объем производства за указанный период более чем в 2,5 раза, объем импорта олова вырос соответственно почти в три раза.
В связи со снижением добычи и производства олова резко сократились налоговые платежи предприятий в бюджеты всех уровней, произошли сокращения персонала и обострилась социальная обстановка на градообразующих предприятиях по добыче олова в слабо освоенных районах Дальневосточного федерального округа.
Необходимо принятие срочных мер по восстановлению добычи оловянных руд на отечественных предприятиях. Учитывая, что основная часть запасов олова (более 90 процентов) сосредоточена в труднодоступных и слабо освоенных районах Якутии и Дальнего Востока, одной из мер государственной поддержки должно стать снижение налоговой нагрузки на оловодобывающие предприятия в указанных районах.
Основными целями законопроекта являются:
1) создание условий для дальнейшей разработки месторождений олова;
2) продление срока рентабельной разработки месторождений олова, характеризующихся высокой степенью выработанности;
3) сохранение рабочих мест на предприятиях, ведущих добычу олова с сопутствующими компонентами;
4) стимулирование освоения новых оловоносных месторождений в отдаленных районах Крайнего Севера Якутии и Дальнего Востока.
Запасы олова на российских месторождениях позволяют обеспечить практически любые объемы спроса внутреннего рынка на производство олова, однако вследствие низкого качества руд и нахождения месторождений в слабо освоенных районах с неразвитой инфраструктурой конкурентоспособность российских месторождений по сравнению с зарубежными крайне низка. Удаленность месторождений, сезонность работ, низкое содержание олова, постоянный рост цен на дизельное топливо и энергоносители не позволяют обеспечить экономически эффективную работу горных оловодобывающих предприятий.
В мировой практике рентабельной считается отработка месторождений в зарубежных странах с содержанием олова более 1 процента. При этом разработка месторождений осуществляется открытым способом и в лучших горно-геологических условиях по сравнению с российскими.
За период с 2005 по 2008 год производство концентратов оловянных осуществлялось отечественными горно-обогатительными предприятиями ООО "Сахаолово" в Республике Саха (Якутия) и ООО "Востоколово" в Хабаровском крае.
До 2008 года ООО "Сахаолово" проводило разработку россыпного месторождения Тирехтях и рудного месторождения Чурпуннья, расположенных в Якутии. В 2006 году добыча олова и производство олова в концентрате достигли 2000,6 тонны, что составило 88,6 процента от общего объема производства в России. В 2007-2008 годах произошло резкое снижение объемов производства олова в концентрате. Так, в 2007 году производство составило 673,3 тонны (33,6 процента от уровня 2006 года), в 2008 году - 187 тонн (9,3 процента от уровня 2006 года). В январе 2009 года ООО "Сахаолово" прекратило производственную деятельность, а в июле текущего года решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) введена процедура банкротства сроком на шесть месяцев.
ООО "Востоколово" осуществляет отработку оловорудных месторождений Перевальное и Фестивальное, расположенных в Хабаровском крае. Месторождения эксплуатируются более 40 лет, отработаны все верхние горизонты. Руды этих месторождений комплексные, тонковкрапленные, содержание олова в них составляет 0,4-0,6 процента. Переработка таких руд крайне затруднена. В 2008 году ООО "Востоколово" было произведено 190 тонн олова в концентрате (17,9 процента от уровня 2005 года). Ожидаемые объемы производства олова в концентрате на этих месторождениях за 2009 год составят 185 тонн.
Во втором квартале 2009 года на ООО "Правоурмийское" в Хабаровском крае начато производство оловянных концентратов. Однако из-за отсутствия необходимой инфраструктуры проведение горных работ на рудном месторождении Правоурмийское осуществляется только в теплое время года. Ожидаемые объемы производства олова в концентрате на этом месторождении за 2009 год составят 150 тонн.
В 2009 году общее производство олова в концентрате ожидается в количестве 335 тонн, что составит 27 процентов от внутренней потребности на рынке.
ОАО "Новосибирский оловянный комбинат" (единственный на территории России переработчик концентратов оловянных) выпускает марочное олово различной степени чистоты. Производственные мощности этого предприятия по производству олова и сплавов на его основе составляют 11 тыс. тонн в год. Объемы производства товарного олова за период с 2005 по 2009 год свидетельствовали о ежегодном снижении выпуска продукции ввиду недостатка отечественного сырья.
Одним из существенных факторов в преодолении тенденции падения объемов добычи оловянных руд, достижения роста их объемов и производства олова является оказание государственной поддержки по установлению нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) горнодобывающим предприятиям, занимающимся добычей олова.
За период с 2005 по первое полугодие 2009 года сумма начисленного НДПИ на горнодобывающих предприятиях составила 21 процент (101,265 млн. рублей) от общей суммы начисленных налогов (471,894 млн. рублей) при налоговой ставке 8 процентов от произведенного олова в концентрате, в том числе по ООО "Востоколово" - 29 процентов (41,833 млн. рублей), по ООО "Сахаолово" - 18,2 процента (59,432 млн. рублей).
Установление нулевой ставки НДПИ позволит обеспечить увеличение добычи и производства концентратов оловянных, выйти на уровень рентабельного и стабильного производства, увеличить налоговые поступления в бюджеты разного уровня, сохранить более пяти тысяч рабочих мест на градообразующих предприятиях, а также создать условия для привлечения инвестиций в развитие месторождений олова в Дальневосточном федеральном округе.
При установлении нулевой ставки НДПИ и увеличении объемов производства олова в концентрате налоговые поступления в бюджеты разного уровня увеличатся и значительно превысят возможные налоговые потери бюджета при минимальных объемах добычи олова.
По расчетам Минпромторга России, снижение ставки налога на добычу оловянных руд с действующего уровня 8 процентов до 0 процентов позволит увеличить к 2013 году объем добычи олова в концентратах до 2900 тонн, налоговые поступления оловодобывающих предприятий без учета НДПИ до 168 млн. рублей в год, что по отношению к 2007 году в 1,47 раза превысит суммарные налоговые поступления от предприятий оловодобывающей подотрасли, а к 2008 году - в 1,92 раза.
Необходимость принятия данного проекта федерального закона подтверждена Комплексом мер по государственной поддержке предприятий по добыче и переработке природных ресурсов, осуществляющих производственную деятельность в районах Крайнего Севера, разработанным Минпромторгом России в соответствии с протокольным поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 21 августа 2009 года N ВП-П9-34пр (пункт 9).
Установление нулевой ставки НДПИ при разработке месторождений олова высвободит средства, которые частично компенсируют затраты оловодобывающих предприятий на завоз товарно-материальных ценностей, увеличит инвестиционную привлекательность освоения российских месторождений олова и будет способствовать возрождению отечественной оловодобывающей промышленности, увеличению бюджетных доходов и снижению безработицы.
Принятие данного законопроекта позволит повысить заинтересованность предприятий в разработке оловоносных месторождений, увеличить расходы предприятий на проведение геолого-разведочных работ для наращивания минерально-сырьевой базы, что послужит стимулом для дальнейшего социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.