Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия)
от 03 сентября 2010 года N 973-р
Информация
о деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) по реализации задач и осуществлению функций согласно Положению о Министерстве и его коллегии
Деятельность Министерства в целом соответствует основным задачам и функциям, установленным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.12.2007 года N 503. "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и его коллегии в новой редакции" (в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 15.11.2008 N 486, от 27.11.2008 N 513, от 30.07.2009 N 318)
Проверка показала, что министерством по основным направлениям и приоритетам единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами, приватизации государственного имущества в пределах своей компетенции, координации деятельности в сфере имущественных и земельных отношений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на всей территории Республики Саха (Якутия) осуществляется целенаправленная работа в соответствии с возложенными на него основными задачами и функциями.
Осуществляется соответствующая с утвержденным Положением работа по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению, государственному контролю в области имущественных и земельных отношений в Республике Саха (Якутия) с целью обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования государственного имущества, в том числе земельных участков, общее руководство и координация деятельности в области имущественных и земельных отношений исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
По итогам проверки необходимо отметить, что Министерством имущественных отношений РС(Я) выполняются такие основные задачи, как защита имущественных прав и интересов Республики Саха (Якутия), проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений в Республике Саха (Якутия), осуществление единой государственной политики в области приватизации государственного имущества, подготовка предложений по разграничению государственной собственности на землю между Российской Федерацией, Республикой Саха (Якутия) и муниципальными образованиями, организация работы по подготовке договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками и соглашений между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, Российским фондом федерального имущества о передаче осуществления части своих полномочий, разработка и реализация региональных программ, связанных с регулированием имущественных и земельных отношений, проведением земельной реформы и рациональным использованием земель, создание и обеспечение функционирования системы учета государственного имущества Республики Саха (Якутия) и контроля за его использованием, осуществление контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Республики Саха (Якутия), участие в установленном порядке в проведении государственной политики по предупреждению несостоятельности (банкротства), финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных субъектов государственного сектора экономики и снижению их убыточности, обеспечению условий реализации процедур несостоятельности (банкротства), разработка и выполнение мероприятий по предотвращению несостоятельности (банкротства) государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия), осуществление иных действий в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), в том числе осуществление полномочий представителя собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) при проведении процедур несостоятельности (банкротства) выполняются.
Осуществляется определенная работа по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2009 года N 1355 "О системе показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" (в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 1665 от 13.11.2009).
Основные показатели оценки эффективности деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия), утвержденные данным указом Президента Республики Саха (Якутия), в целом выполняются и по итогам работы Министерства в 2009 году имеют положительную динамику (приложение 1 и 2 к Информации).
Анализ основных показателей эффективности деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) показывает, что (приложение 1):
доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых приняты правила землепользования и застройки, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью более 50 тыс. человек составило 100% (городское поселение г. Нерюнгри, городской округ г. Якутск). В данных муниципальных образованиях Правила землепользования и застройки утверждены в 2007 году;
по итогам 2009 года значительно сокращена средняя продолжительность периода с даты подачи заявки до получения соответствующего разрешения (на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного)) и составила до 2 месяцев против 10 месяцев в 2008 году;
средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на строительство сократилась, по сравнению с 2008 годом - с 7 месяцев до 3 месяцев;
достигнуто снижение доли земельных участков в субъекте Российской Федерации предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного) в сторону планового показателя (0,2%), которая по итогам 2008 года составила 0,14%, 2009 года - 0,2% против показателя 2007 года - 30%.
По данным органов местного самоуправления республики по результатам торгов предоставлено 0,2330 га. Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства (кроме жилищного), составляет 165,7 га;
достигнуто сокращение количества органов исполнительной власти, предприятий и организаций, чье согласование необходимо получить в период предоставления земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного), начиная с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию - с 11 единиц до 7.
достигнуто увеличение площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации - 102 кв. м. против 97 кв. м в 2008 году;
в 2009 году допущено увеличение значений показателя "площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет" - 34973 кв. м против 31211 кв. м в 2008 году. При этом, данный показатель в 2010 году планируется снизить до 24481 кв. м в 2011 до 17137 кв. м ив 2012 году до 11996 кв. метров;
планируется ежегодное увеличение доли многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, которое в 2012 году составит 69%. По итогам 2009 года данный показатель составил 17% против 6% в 2008 году;
по сравнению с показателем 2008 года (15 месяцев) средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты получения разрешения на строительство сокращена на 10 месяцев и оставила 5 месяцев в 2009 году, что соответствует плановому показателю;
в 2009 году количество унитарных и казенных предприятий Республики Саха (Якутия) по сравнению с данными 2008 года по данным ТО Росстата по РС(Я) снижены с 499 единиц до 424, что обусловлено преобразованием унитарных предприятий в открытые акционерные общества в рамках утвержденного Государственного прогнозного плана приватизации государственного имущества РС(Я), муниципальных планов приватизации, а также в связи с завершением процедур банкротства, ликвидацией предприятий и исключением из Единого государственного реестра юридических лиц предприятий, фактически прекративших финансово-хозяйственную деятельность.
Анализ дополнительных показателей деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 годы показывает, что (приложение 2):
1. Количество земельных участков, зарегистрированных в собственность, единиц.
Количество земельных участков, зарегистрированных в собственности Республики Саха (Якутия), за 2007 год составило 1657 единиц. В 2008 году наблюдается резкое снижение показателя до 816 ед. при оценке порогового значения в 1000 ед., разница которой наверстана в 2009 году - 865 ед. при утвержденном пороговом значении показателя 700 ед.
2. Количество населенных пунктов республики, по которым выполнены работы по изготовлению топографических планов масштаба 1:1 000 (по отдельным перечням масштаба 1:500) с созданием опорных межевых сетей, ед. населенных пунктов.
При пороговом значении 63 ед. населенных пунктов в 2008 году выполнены работы в 64 населенных пунктах республики, а в 2007 и 2009 году работы по изготовлению топографических планов масштаба 1:1 000 (по отдельным перечням масштаба 1:500) при пороговом значении показателя 63 ед. населенных пунктов не выполнены ни в одном населенном пункте республики.
3. Создание государственного кадастра недвижимости на территории республики, %.
За 2007, 2008, 2009 годы показатели Министерства имущественных отношений РС(Я) равны 0, при утвержденном пороговом значении показателя за 2008 год в объеме 2,9% и за 2009 год - 48,6%.
4. Выполнение бюджетного задания в части доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков, %.
За 2007, 2008, 2009 годы данный показатель ежегодно выполняется и соответственно составляет 102,6%, 117,8%, 101,4%. В 2009 году в государственный бюджет РС(Я) перечислено доходов от реализации и использования государственного имущества и земельных участков РС(Я) на общую сумму 2 496 722 тыс. руб., что по сравнению с 2008 годом увеличилось на 757 029 тыс. рублей или на 43,5%.
5. Доля убыточных крупных и средних предприятий, всего по госсектору, %.
За проверяемый период показатель доли убыточных крупных и средних предприятий по госсектору имеет постоянную динамику снижения с выдержкой утвержденных пороговых значений показателя. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) от 06.04.2010 N 02-11/1-126 доля убыточных крупных и средних предприятий по госсектору в 2009 году при пороговом значении 30% составила 25,1%, что по сравнению с 2007 году уменьшился на 6,9% и с 2008 годом на 3,7%.
Таким образом, из 5 дополнительных показателей эффективности деятельности Министерством (приложение 2) обеспечено выполнение 3-х показателей, при этом невыполнение на должном уровне 2 показателей - "количество населенных пунктов республики, по которым выполнены работы по изготовлению топографических планов масштаба 1:1 000 (по отдельным перечням масштаба 1:500) с созданием опорных межевых сетей" и "создание государственного кадастра недвижимости на территории Республика Саха (Якутия)" обусловлено сокращением финансирования республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы".
Министерством имущественных отношений РС(Я) требования нормативных правовых актов РФ и РС(Я) по проведению административной реформы в целом соблюдены. Организована плановая работа по реализации Плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2009-2010 годы. В настоящее время во исполнение Плана мероприятий по проведению административной реформы на 2009-2010 годы в Министерстве проводится работа по актуализации разработанных Регламентов, а также дополнительно разрабатываются 4 административных регламента, которые в течение 2010 года будут утверждены и зарегистрированы в Регистре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) проводится планомерная работа по реализации мероприятий Плана реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года N 801.
План реализации в 2008-2009 годах состоит из 43 мероприятий, в том числе Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) является ответственным исполнителем по 10 пунктам мероприятий и соисполнителем совместно с другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по 28 пунктам. За период 2008-2009 годы Министерством из 10 пунктов, по которым министерство является ответственным исполнителем, исполнено 8 пунктов.
В целях осуществления руководства и контроля отраслевыми министерствами, ведомствами за деятельностью государственных унитарных предприятий, казенных предприятий, государственных учреждений, автономных учреждений, хозяйственных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года 203-3 N 411-III "Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия)", с учетом предложений министерств и ведомств республики Министерством ежегодно разрабатывается и вносится на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект постановления о закреплении субъектов государственного сектора экономики за отраслевыми министерствами, ведомствами Республики Саха (Якутия).
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) проводится плановая работа по реализации Плана Стратегии управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.06.2007 N 270.
В рамках реализации мероприятий Стратегии по упорядочению и оптимизации субъектов государственного сектора Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ведется реестр государственной собственности. По состоянию на 1 января 2010 года в Реестр внесены данные по 122 республиканским государственным унитарным предприятиям, остаточной стоимостью основных фондов 7,2 млрд. рублей, общим количеством объектов недвижимости (зданий) 4 907 единиц, и по 616 республиканским государственным учреждениям остаточной стоимостью основных фондов 16,9 млрд. рублей, общим количеством объектов недвижимости (зданий) 4 103 единиц.
Приняты решения и проведена соответствующая работа по реорганизации 32 государственных учреждений и унитарных предприятий, в том числе путем присоединения, слияния и преобразования в иные организационно-правовые формы, в частности, учреждения, подведомственные Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию Республики Саха (Якутия), Департаменту по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия).
В целях предотвращения процедуры банкротства разрабатываются планы финансового оздоровления предприятий. Отраслевыми министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) разработаны и утверждены Планы финансового оздоровления 35 субъектов государственного сектора, в том числе ОАО ФАПК "Якутия", ГУП "Полярные авиалинии", ОАО "Медиа-Холдинг", ОАО "Туймаада-Нефть", ОАО "Медтехника", ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство", ГУП "Сахамедпром", ОАО СК "Арктическое морское пароходство" и т. д.
В соответствии со Стратегией было запланировано преобразование 39 государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. На сегодняшний день приняты решения о приватизации по 21 государственному унитарному предприятию. По 14 государственным унитарным предприятиям приняты решения об исключении из плана приватизации в связи с передачей на муниципальный уровень и ликвидацией или введением процедуры банкротства предприятий.
Министерством утвержден План работы с организациями, получившими отрицательный финансовый результат (убыточные предприятия), и ликвидируемыми организациями от 18 марта 2008 года. При министре имущественных отношений Республики Саха (Якутия) создана рабочая группа при Межведомственной комиссии по работе с убыточными предприятиями. На заседаниях рабочей группы рассматриваются вопросы финансового состояния (отчетные и плановые показатели), причины убыточности предприятия и разрабатываются предложения по выводу предприятий на рентабельный уровень деятельности.
По итогам заседания комиссии определены мероприятия, направленные на оздоровление рассмотренных предприятий, контроля за производственными показателями, исполнения плановых показателей, выхода на рентабельный уровень деятельности и т. д. За исполнением поручений предприятиями, отраслевыми министерствами (ведомствами) установлен контроль и мониторинг.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) за последние годы значительно усилена работа по сопровождению процедур ликвидации и несостоятельности (банкротства) субъектов государственного сектора. Установлен системный контроль за деятельностью ликвидационных комиссий и арбитражных управляющих, в рамках которого предусматривается ежеквартальный отчет председателей ликвидационных комиссий о ходе ликвидации, их рассмотрение, о планах завершения ликвидации, состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, наличия имущества. Ведется контроль за деятельностью ликвидационных комиссий и конкурсных управляющих, в рамках которого принимаются меры по проверке хода ликвидации и деятельности ликвидаторов, хода процедур банкротства и деятельности арбитражных управляющих, устранению нарушений процедур совместно с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел по РС(Я), Управлением Федеральной службы безопасности России по РС(Я), Прокуратурой РС(Я). Осуществляется уточнение имущественного комплекса предприятий совместно с Управлением Федеральной регистрационной службы РС(Я), Управлением Государственной автомобильной инспекции МВД РС(Я). Проводятся целенаправленные сверки с ТО Федеральной службы по статистике по PC (Я), министерствами (ведомствами) по предприятиям, находящимся на стадии ликвидации, банкротства.
По состоянию на 01 января 2010 года на стадии банкротства (несостоятельности) находятся 43 предприятия, в том числе: на стадии наблюдения находятся 4 предприятия (ООО "Сахаолово", Производственное ГУП городских электрических сетей Дорэнерго", ОАО "Якутский стекольный завод", ОАО "Судоходная компания "Арктическое морское пароходство"), на стадии внешнего управления 3 предприятия (ОАО "Нюрбинский пищекомбинат", ОАО "Намавтодор", ОАО АПО "Таттинское"), на стадии конкурсного производства 36 предприятий. Если рассмотреть в разрезе организационно-правовых форм, то всего на стадиях несостоятельности (банкротства) находятся 30 государственных унитарных предприятий и 13 хозяйственных обществ.
Значительно усилена работа Министерства по координации вопросов контроля за деятельностью ликвидационных комиссий, взаимодействию с арбитражными управляющими и исключению из реестра юридических лиц субъектов государственного сектора экономики. Министерством имущественных отношений РС(Я) совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по РС(Я) и Управлением Федеральной регистрационной службы по РС(Я) принимаются меры по исключению субъектов госсектора, по которым завершены процедуры ликвидации и банкротства, из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании отчетных данных за 2006 год по 2009 год, всего исключено 297 субъектов госсектора, в том числе в 2006 году - 39 ед., в 2007 году - 64 ед., в 2008 году - 121 ед., в 2009 году 53 ед. Из общего количества исключенных из ЕГРЮЛ 49 субъектов госсектора или (16,5%) прекратили финансово-хозяйственную деятельность в связи с завершением процедуры ликвидации, в связи с завершением процедуры банкротства - 88 (29,6%), в связи с применением упрощенной процедуры банкротства - 101 (34,0%). По состоянию на 01.01.2010 года на стадии ликвидации находятся 57 субъектов госсектора, в том числе в разрезе организационно-правовых форм: государственных унитарных предприятий - 17 (29,8%), хозяйственных обществ - 1 (1,7%), государственных учреждений - 39 (68,4%).
По сравнению с 2008 годом наблюдается увеличение количества предприятий, находящихся на стадии признания процедуры ликвидации на 16 единиц, которое складывается при увеличении количества государственных учреждений на 22 единицы, снижении количества государственных унитарных предприятий на 5 единиц и хозяйственных субъектов на 1 единицу. Увеличение количества государственных учреждений обусловлено в связи с принятием решения Правительства Республики Саха (Якутия) о ликвидации 12 государственных социальных учреждений (домов-интернатов для престарелых и инвалидов).
Ежегодно проводится инициативный аудит в предприятиях государственного сектора экономики, получивших убыток по итогам отчетного года. Перед аудиторами ставится задача выявления причин убыточности предприятий и внесения предложений по оздоровлению предприятий.
Мониторинг фактических показателей финансовых результатов субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) за 2009 год (по состоянию на 1 января 2010 г.) показывает, что 91 организация является прибыльными# (74,6%), в том числе 21 государственное унитарное предприятие (72,4%); 70 хозяйственных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале (75,3%). Получен отрицательный финансовый результат (убыток) в 24 (18,9%), из них государственными унитарными предприятиями - 6 (20,7%); хозяйственными обществами с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале 18 (19,1%). При этом, по итогам 2009 года, наблюдается снижение количества убыточных субъектов госсектора по сравнению с соответствующими периодами: в сравнении с 2006 годом - на 50 единиц; с 2007 годом - на 42 единицы; с 2008 годом - на 2 единицы.
В целях предотвращения процедуры банкротства совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами Республики Саха (Якутия) разработаны и утверждены Планы финансового оздоровления 35 субъектов государственного сектора, в том числе ОАО ФАПК "Якутия", ГУП "Полярные авиалинии", ОАО "Медиа-Холдинг", ОАО "Туймаада-Нефть", ОАО "Медтехника", ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство", ГУП "Сахамедпром", ОАО СК "Арктическое морское пароходство" и т. д.
Согласно Плану финансового оздоровления предприятий рассматриваются вопросы реструктуризации задолженности по налогам и сборам, рассрочки исполнения судебных решений по задолженности перед кредиторами, меры по списанию пени по налогам и сборам, оптимизации структуры, увеличения уставного фонда, капитализации задолженности, взыскания дебиторской задолженности, уменьшения затрат, стимулирования сбыта, снижения расходов на бункерное топливо, ТМЦ и энергоресурсы. Также рассматриваются мероприятия по приведению финансовой и бухгалтерской отчетности в соответствие с действующим законодательством с проведением инвентаризации по всем статьям баланса, принятию определенных мер по государственной поддержке финансово-хозяйственной деятельности общества.
В целом необходимо отметить, что плановые мероприятия Стратегии управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 годы" выполняются.
В рамках совершенствования методов управления хозяйственными обществами с долей государства в уставном капитале Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ежегодно формируется перечень кандидатур представителей государства в органы управления хозяйственных обществ, в уставном капитале которых числится доля республики. В рамках соблюдения законодательства об акционерных обществах министерством обеспечивается проведение годовых общих собраний акционеров (участников) хозяйственных обществ, пакеты акций и доля в уставном капитале которых находятся в государственной собственности, так, по итогам:
2007 года из 112 Обществ годовые общие собрания акционеров проведены в 83 обществах, из них приняли решение о выплате дивидендов 51 общество;
2008 года из 116 Обществ годовые общие собрания акционеров проведены в 99 обществах, из них приняли решение о выплате дивидендов 46 обществ.
На основании распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 29.01.2009 N 45-РП утвержден состав кандидатов на 2009-2010 годы в представители государства в органах управления и контроля хозяйственных обществ с долей республики. По результатам проведенных годовых общих собраний акционеров в составы Советов директоров избрано 355 представителей государства. В адрес всех представителей Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ежегодно направляются официальные письма-извещения об их избрании, а также базовые рекомендации для дальнейшей работы.
В соответствии с Положением о Министерстве, согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.10.2003 N 677 "О порядке управления находящимися в собственности Республики Саха (Якутия) акциями открытых акционерных обществ", Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) координирует деятельность хозяйственных обществ по проведению советов директоров и общих собраний акционеров акционерных обществ. По состоянию на 01 апреля 2010 года в государственной собственности Республики Саха (Якутия) находятся пакеты акций и доли в уставных капиталах 107 хозяйственных обществ, в том числе 104 акционерных общества и 3 общества с ограниченной ответственностью, из них: 100% доля в 62 акционерных обществах, более 50%, но менее 100% в 13 акционерных обществах, от 25 до 50% в 13 акционерных обществах, менее 25% в 16 акционерных обществах и 3 обществах с ограниченной ответственностью (КБ "Сахадаймондбанк", СП "Эрчим-Тхан", "Автослом Эко").
По итогам 2008 года прибыль получена 74 акционерными обществами, из них решение о выплате дивидендов приняли 46 акционерных обществ (62% от прибыльных и 46% от всех ОАО) на общую сумму 319 млн. руб. (по итогам 2007 года соответственно 62 и 51, 2006 года 54 и 32, 2005 года 48 и 26).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.10.2003 N 678 "Об утверждении порядка отчетности представителей интересов Республики Саха (Якутия) в органах управления открытых акционерных обществ" представители интересов Республики Саха (Якутия) в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Саха (Якутия)" представители государства направляют в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и отраслевое министерство (ведомство) отчеты по форме согласно приложению к данному постановлению. Так, за период с 2006 по 2009 годы представлены 186 отчетов представителей государства. При этом следует отметить, что в соответствии с формой отчетности по одному акционерному обществу представляется одна отчетность за период всеми представителями государства.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) проведена активная работа по совершенствованию учета государственной собственности, в том числе по плановой технической паспортизации и регистрации права государственной собственности республики на объекты недвижимости. Регулярно обновляются данные реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия). Вместе с тем, с 2010 года в связи с принятием Инструкции по бюджетному учету имущества казны, возникает необходимость в оформлении, оценки, страховании и отражении в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны.
Ведение Реестра государственного имущества осуществляется в информационной системе "Мониторинг объектов, находящихся в государственной собственности РС(Я) - "ПРОГНОЗ". Сравнительный анализ показывает, что на начало 2010 года стоимость государственных активов Республики Саха (Якутия) по сравнению с данными на начало 2007 года возросла 1,8 раза, в основном за счет роста номинальной стоимости пакетов акций. Стоимость государственных активов Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2010 года всего составляет 81,6 млрд. рублей, в том числе: остаточная стоимость государственного имущества Республики Саха (Якутия) закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями 7,2 млрд. рублей, остаточная стоимость государственного имущества Республики Саха (Якутия), закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями 16,9 млрд. рублей, номинальная стоимость пакетов акций 57,5 млрд. рублей.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 06.03.2009 N Р-284 утвержден План-график проверок эффективности использования по назначению и сохранностью государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2009 год. Всего Планом предусмотрено проведение проверок 103 объектов (в г. Якутске и улусах). По итогам 2009 года проведены проверки 86 объектов, по 2 объектам проверка не осуществлена в связи с отсутствием юридического лица, по остальным работа продолжается.
Также министерством осуществляется контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок эффективности использования по назначению и сохранностью государственного имущества.
В рамках РЦП "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.06.2007 N 235, в целях формирования собственности Республики Саха (Якутия) и содействия в формировании муниципальной собственности на земельные участки, принята подпрограмма "Формирование республиканской и муниципальной собственности на землю (2008-2011 годы)".
Общий объем финансирования в 2008 году составил 102 533, 97 тыс. рублей или 99,9 % от утвержденной программой суммы, в том числе: на формирование собственности Республики Саха (Якутия) на 107 земельных участков на сумму 3 643, 48 тыс. рублей, на формирование собственности муниципальных образований на 850 земельных участков на сумму 28 833 тыс. рублей, на аэрофотосъемку 27 населенных пунктов Алданского, Нюрбинского, Хангаласского, Чурапчинского улусов на 4 960 тыс. рублей, на топографо-геодезические работы по созданию топографических планов на территории 64 населенных пунктов Алданского, Ленского, Олекминского, Хангаласского, Чурапчинского, Нюрбинского, Кобяйского улусов на 64 913,454 тыс. рублей.
В целом мероприятия, предусмотренные подпрограммой, в 2008 году реализованы в полном объеме. По итогам 2008 года показатели эффективности подпрограммы исполнены на 96,3%. Показатель количества земельных участков, зарегистрированных в собственность Республики Саха (Якутия), исполнен на 81,6%. По итогам отчетного периода целевые показатели достигли 100%.
В связи с принятием в 2009 году Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 26.12.2009 N 1767 "О республиканской целевой программе "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" объем финансирования мероприятий программы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на период с 2009-2011 годы значительно сокращен и составил 403 539,8 тыс. рублей против 874 291,9 тыс. рублей согласно ранее действовавшей Республиканской целевой программе.
На реализацию мероприятий подпрограммы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2009 год выделено 21 990, 50 тыс. рублей или 100 процентов от утвержденной программы. Фактически израсходовано 21963,04 тыс. рублей или 99,8%.
В ходе реализации подпрограммы достигнуто увеличение площади земель, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) и в собственности муниципальных образований. В результате выполненных кадастровых работ на государственный кадастровый учет поставлено 344 земельных участка. На 865 земельных участков зарегистрировано право собственности Республики Саха (Якутия). Выполнены работы по формированию собственности муниципальных образований на 69 автомобильных дорог и 119 земельных участков.
В целях создания схем рационального использования земель поселений, проведения кадастровых работ на земельных участках сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в улусах, ориентированных на сельскохозяйственное производство, в рамках РЦП "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2011 годы" принята и действует подпрограмма "Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы".
На реализацию мероприятий подпрограммы в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год предусмотрены средства в размере 123 915,50 тыс. руб. или 100 процентов от утвержденной программы. По итогам года средства освоены полностью. Для увеличения эффективности проведения мероприятий Подпрограммы в 2009 году запланированы и исполнены: переход на новые технологии и методы получения информации, изучения и картографирования земель; создание топографических и цифровых карт территорий Нюрбинского, Мегино-Кангаласского, Сунтарского, Таттинского, Чурапчинского улусов и ГО "Город Якутск", создание основ для вовлечения земли, как недвижимости, в рыночный оборот, для стабильного поступления в бюджет платежей за землю, развития рынка земли, создание схем организации рационального использования земель поселений в Нюрбинском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Таттинском и Чурапчинском улусах и ГО "Город Якутск". Поставлено на кадастровый учет 3257 земельных участков общей площадью 75099,91 га крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, занятых сельскохозяйственным производством, в Нюрбинском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Таттинском и Чурапчинском улусах.
В целом необходимо отметить, что потребность в финансовых ресурсах значительно превышает утвержденные программные назначения. Так, в 2010 году поступили дополнительные заявки муниципальных образований на проведение кадастровых работ на 6044 земельных участка, в т. ч. под 567 объектов капитального строения, 266 свалок и кладбищ, 3 815 жилых домов, 1077 дорог и улиц, 116 площадей и памятников, 163 под иные объекты.
Кроме того, необходимо проведение кадастровых работ на земельных участках под 1093 объектами казны для государственной регистрации права собственности Республики Саха (Якутия). В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) в 228 населенных пунктах отсутствуют топографические планы. Топографические планы на территории 179 населенных пунктов требуют обновления. Общая потребность на выполнение топографо-геодезических работ по созданию и обновлению топографических планов на территории населенных пунктов составляет 268 493,49 тыс. рублей.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), как администратор доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), ежедневно ведет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия). За 2006-2009 годы Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) произведены уточнения и возврат платежей по администрируемым доходам на общую сумму 914 872 тыс. рублей.
В соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) о мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) принимает меры по обеспечению плановых поступлений по неналоговым доходам и источникам финансирования дефицита бюджета. В результате принятых мер Министерством ежегодно выполняются плановые назначения, установленные законами Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), и за проверяемый период Министерством обеспечено поступление доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) от приватизации и использования государственного имущества Республики Саха (Якутия) на общую сумму 12 495 091 тыс. рублей, в том числе от продажи акций 7 093 991 тыс. рублей и неналоговых доходов 5 401 100 тыс. рублей.
В целях осуществления контроля за перечислением в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) дивидендов по акциям акционерных обществ, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), средств от приватизации и доходов от использования государственного имущества республики, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ежегодно принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений и представляет ежемесячно в Минфин Республики Саха (Якутия) прогнозные данные об объеме поступлений в следующем месяце, а также отчетные данные о фактическом поступлении указанных средств за истекший месяц.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. 27.12.2009) акционерные общества на годовом общем собрании акционеров принимают решение о выплате дивидендов по результатам финансового года. За 2006-2009 годы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) перечислено дивидендов по акциям на общую сумму 3 679 775 тыс. рублей при плановом показателе 3 407 341 тыс. рублей или средний относительны показатель составляет 108%. Так, в 2006 году при плане 1 104 778 тыс. рублей в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) перечислено дивидендов по акциям на общую сумму 1 106 018 тыс. рублей или 100,1%. Соответственно в 2007 году 1 035 459 тыс. рублей или 100,5%, в 2008 году 770 219 тыс. рублей или 148,1% и в 2009 году 768 079 тыс. рублей или 102,1%.
В соответствии со статьей 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации за проверяемый период в источники финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) обеспечено поступление средств на общую сумму 7 093 991 тыс. рублей, в том числе: в 2006 году 2 841 134 тыс. рублей или 100,2% от годового плана, соответственно в 2007 г. - 251 670 тыс. рублей (139%), в 2008 г. - 402 174 тыс. рублей (100%), в 2009 г. - 1 334 013 тыс. рублей (100%).
В 2006-2009 годы выполнены плановые показатели поступления доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. За эти годы всего поступило средств на общую сумму 41 002 тыс. рублей (117,1%) против планового показателя 35 016 тыс. рублей. Так, в 2006 году поступило средств на сумму 18 614 тыс. рублей (137%), в 2007 г. - 11 948 тыс. рублей (114%), в 2008 г. - 4 935 тыс. рублей (75%), в 2009 г. - 5 505 тыс. рублей (127%).
Если в 2006-2007 годах средства, поступившие от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распределялись между уровнями бюджетной системы Республики Саха (Якутия) по нормативам, утвержденными законами Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), то в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации от 26.04.2007 N 63-ФЗ начиная с 2008 года доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) только от земельных участков, расположенных в границах городских округов, и зачисляются в размере 20 процентов, остальные 80 процентов зачисляются в бюджеты городских округов.
От продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, за 2006-2009 годы обеспечено поступление средств в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с плановым показателем на общую сумму 527 тыс. рублей, в том числе: в 2007 году - 74 тыс. рублей, в 2008 году - 58 тыс. рублей, в 2009 году - 395 тыс. рублей.
За 2006-2009 годы выполнение плана поступления доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, обеспечено в 2006 и 2007 годах, фактические поступления средств соответственно составляют 220 727 тыс. рублей (130%) и 139 260 тыс. рублей (116%). Плановые показатели поступления средств не достигнуты в 2008 и 2009 годах соответственно исполнение плана составляет 85% и 90%, при снижении планового показателя по сравнении с 2007 годом более, чем в 2 раза.
В связи с разграничением государственной собственности на землю на собственность Республики Саха (Якутия), начиная с 2006 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) обеспечено поступление средств аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) на общую сумму 158 275 тыс. рублей, в том числе: в 2006 г. 34 тыс. рублей, в 2007 г. - 78 872 тыс. рублей (142%), в 2008 г. - 59 795 тыс. рублей (102%), в 2009 г. - 19 574 тыс. рублей (112%). Снижение плановых назначений в 2009 году обусловлено тем, что в целях принятия мер по снижению негативных последствий финансового кризиса на экономику республики принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.07.2009 N 627-р "Об установлении льгот по арендной плате за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия)".
В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации и во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2003 N 137 "О порядке перечисления в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) части чистой прибыли государственных унитарных предприятий" государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия) перечисляют в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) 10 процентов части чистой прибыли.
В связи с принятием постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.03.2008 года N 65 "О перечислении части чистой прибыли государственных унитарных предприятий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)" с 2008 года увеличен размер перечисления части чистой прибыли государственных унитарных предприятий с 10 процентов до 15 процентов.
Министерством осуществляется контроль за перечислением унитарными предприятиями в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) части чистой прибыли. За 2006-2009 годы в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) обеспечено перечисление части чистой прибыли государственных унитарных предприятий на общую сумму 67 433 тыс. рублей, в том числе: в 2006 г. - 16 322 тыс. рублей (99% от плана), в 2007 г. - 9 648 тыс. рублей (102%), в 2008 г. - 28 095 тыс. рублей (103%), в 2009 г. - 13 368 тыс. рублей (106%).
За 2006-2009 годы списана задолженность по части чистой прибыли, признанная безнадежной к взысканию, по 54 государственным унитарным предприятиям на общую сумму 4700 тыс. рублей, в том числе по 23 предприятиям, переданным в муниципальную собственность районов республики.
В государственный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2006-2009 годы обеспечено поступление доходов от сдачи в аренду государственного имущества Республики Саха (Якутия) на общую сумму 462 561 тыс. рублей в том числе: в 2006 г. - 95 954 тыс. рублей (120%), в 2007 г. - 118 459 тыс. рублей (103%), в 2008 г. - 138 047 тыс. рублей (110%), в 2009 г. - 110 101 тыс. рублей (122%).
За 2006-2009 годы от реализации государственного имущества Республики Саха (Якутия) перечислены средства на общую сумму 541 801 тыс. рублей, в том числе: от продажи имущества, закрепленного за государственными учреждениями - 8 977 тыс. рублей; от продажи имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями - 24 420 тыс. рублей; от продажи иного имущества - 508 404 тыс. рублей. Ежегодно выполняется План поступления доходов от реализации государственного имущества Республики Саха (Якутия), так за 2006 год поступило доходов на сумму 215 773 тыс. рублей или на 107% от установленного плана, соответственно в 2007 г. - 39 709 тыс. рублей или 125%, в 2008 г. - 280 508 тыс. рублей или 100%, 2009 г. - 5 811 тыс. рублей или 104%.
За 2006-2009 годы на основании претензионно-исковой работы, предоставления рассрочек (отсрочек) в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) перечислена задолженность за прошлые годы по дивидендам на общую сумму 601 460 тыс. рублей, в том числе возврат налога за прошлые годы 69 236 тыс. рублей, проценты за просрочку перечисления 249 тыс. рублей. В 2009 году в судебном порядке взысканы дивиденды на общую сумму 1912 тыс. рублей. На основании претензионной работы взыскана задолженность за прошлые годы по перечислению части чистой прибыли государственных унитарных предприятий на общую сумму 9 754 тыс. рублей.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) прогноз поступления неналоговых доходов и источников финансирования дефицита бюджета предоставляется в адрес Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в полном объеме и своевременно по утвержденному графику.
Министерством издан Приказ от 31.12.2008 N П-05-123 "О порядке осуществления полномочий главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и доходов от приватизации и использования государственной собственности Республики Саха (Якутия) государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по коду главы 165" (в редакции от 12.03.2009 N П-05-29, от 10.11.2009 N П-05-110), в соответствии с которым за структурными подразделениями Министерства закреплены полномочия по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления по видам доходов. Министерство постоянно осуществляет учет и контроль за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет республики, ведет работу по взысканию задолженности по платежам в бюджет пеней и штрафов. Принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) полномочия администратора доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляет надлежащим образом.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) полномочия арендодателя государственного имущества осуществляет надлежащим образом. Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) предоставление в безвозмездное пользование и аренду государственного имущества Республики Саха (Якутия) осуществляется в соблюдении нового Порядка предоставления в безвозмездное пользование и аренду зданий, строений, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), с учетом эффективности использования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и поступления доходов от их использования в бюджет республики.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в полном объеме осуществляется регулирование арендных отношений в сфере землепользования, заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Республики Саха (Якутия), а также договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Регламентом работы балансовых комиссий министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.03.2008 года N 112 "О новых редакциях регламента работы балансовых комиссий министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) и регламента работы балансовых комиссий министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) по работе с государственными учреждениями", распоряжением Министерства от 03.08.2009 года N Р-1127 "Об утверждении состава балансовой комиссии Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия)" создана балансовая комиссия Министерства по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. На заседаниях балансовой комиссии Министерства ежегодно рассматривается финансово-хозяйственная деятельность 6 подведомственных организаций: ГУ ПЭСАЗ "Лена", ГУП "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)", ГУП "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации", ОАО "Республиканская инвестиционная компания", ОАО "Сахагипрозем" и ОАО "Якутия - Дальний Восток". Утверждается обязательное задание по размеру части чистой прибыли, подлежащей перечислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), финансово-хозяйственная деятельность предприятий на плановый период, рассматривается анализ использования государственного имущества, закрепленного за предприятием.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) соблюдается Регламент работы балансовой комиссии, а также министерство контролирует проведение балансовых комиссий отраслевых министерств и ведомств.
За последние годы основные усилия Министерства направлены на вопросы защиты имущественных прав и интересов Республики Саха (Якутия) в отношении объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия), в том числе земель и иных объектов собственности Республики Саха (Якутия), расположенных за ее пределами.
Так, специально уполномоченное подразделение - Департамент нормативно-правового обеспечения со штатами из 9 специалистов на постоянной основе осуществляет представительство интересов Министерства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в том числе включая участие в судах апелляционной и кассационной инстанций. В 2009 году завершено 279 дел, где в 53 случаях Министерство приняло участие в статусе истца, в статусе ответчика в 159 случаях и в 67 эпизодах в качестве 3-го лица (не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора).
Следует отметить, что в 2009 году, по сравнению с предыдущими годами, в структуре судебных дел снизилась доля вещных споров с 62% до 30%, доля земельных споров остается в прежнем уровне 18-20%, увеличилось доля арендных споров с 8% до 20%, появилась новая категория "жилищные споры" доля которых составляет 22%.
Урегулированы судебные споры между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) путем заключения мировых соглашений по имуществу ОАО "Холдинговая компания "Якутуголь", ОАО "Судоходная компания "Арктическое морское пароходство", ОАО "Сахателеком", а также по имуществу бывшего ПНО "Якуталмаз", находившегося в долгосрочной аренде у АК "АЛРОСА".
Арбитражным судом г. Москвы достигнуто признание право# собственности Республики Саха (Якутия) в уставном капитале КБ "СахаДаймондБанк" (ООО) на долю, составляющую 4,45% уставного капитала банка. Прекращены в пользу республики судебные споры с ООО "Товары для детей и дома" по зданию магазина "Детский мир", с ТУ Росимущества по PC (Я) по зданиям в г. Якутске по ул. Кирова, 13, Орджоникидзе, 10 и 23, П. Алексеева, 6/1, Воинская, 9, Шавкунова, 63А, мкрн. Птицефабрика, 15, в г. Нерюнгри по ул. Карла Маркса, 9, и пр. Геологов, 77 и др.
В последние два года в Министерстве усилена работа по взысканию невыплаченных дивидендов и задолженности по арендной плате за использование государственного имущества Республики Саха (Якутия). Всего взыскано по решениям суда 1 537 873 рублей, а дивиденды ОАО "ЛОРП" в размере 2 185 300 рублей оплачены в добровольном порядке.
Активизировалось работа Министерства по взысканию задолженности за арендную плату и за фактическое пользование государственным имуществом Республики Саха (Якутия). Если в 2008 году было подано 20 исковых заявлений на общую сумму 8 468 827,21 рублей и взыскано по решению суда в пользу Республики Саха (Якутия) 8 170 212,30 рублей, то в 2009 году подано 31 исковое заявление на сумму 41 133 804,51 рублей и взыскано по решению суда в пользу республики 13 343 373,97 рублей. Дел, отказанных в иске судом, не имеется. Перешли на 2010 год и находятся в производстве 4 дела на сумму 6 918 044,50 рублей.
Данная работа специально уполномоченного Департамента нормативно-правового обеспечения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) была рассмотрена на совещании у Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова с руководителями органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и юридическими службами 18 декабря 2009 года (протокол N 186), где был отмечен положительный опыт организации поставленной задачи.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия), в целях обеспечения защиты имущественных прав и интересов Республики Саха (Якутия) в отношении объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) Министерством проводится работа по страхованию государственного имущества, а также имущества акционерных обществ с долей государства более 50%. Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2008 года N 454 "О Порядке организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия)" ведется постоянный мониторинг страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия). Так, по данным отраслевых министерств и ведомств республики в 2007 году застраховано 896 объектов недвижимости 156 государственных учреждений, 389 объектов недвижимости 5 государственных унитарных предприятий, в 2008 году ИЗО объектов недвижимости 190 государственных учреждений, 982 объектов недвижимости 8 ГУП-ов, в 2009 году 1170 объектов недвижимости 244 государственных учреждений, 887 объектов недвижимости 8 государственных унитарных предприятий. В 2006-2009 годах на страхование государственного имущества всего израсходовано 286,5 млн. рублей, в том числе государственных учреждений - 89,8 млн. рублей, государственных унитарных предприятий - 196,7 млн. рублей.
Государственная регистрация права собственности Республики Саха (Якутия) на недвижимое имущество, земельные участки проводится министерством в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы".
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ним" в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано право государственной собственности Республики Саха (Якутия) на 7681 объект капитального строительства.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в порядке разграничения государственной собственности на землю зарегистрировано 3337 земельных участка, из них в 2007 году - 1657, в 2008 год - 815, за 2009 - 865. Таким образом всего в республиканскую собственность зарегистрировано земельных участков, закрепленных за ГУП-ми РС(Я) - 1706 ед., ГУ РС(Я) - 738, органами государственной власти РС(Я) - 625, хозяйственными обществами и товариществами - 268 единиц. Общая площадь земельных участков составляет 2 413 878,61 га.
Формирование предложений о назначении представителей Республики Саха (Якутия) в органы управления открытых акционерных обществ, осуществление права акционера (участника) хозяйственных обществ, разработка директивы представителям Республики Саха (Якутия) в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) проводится в соответствии с полномочиями Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в полном объеме. За рассматриваемый период в установленные законодательством сроки направляются предложения и выдвигаются представители государства по членам советов директоров в акционерных обществах, своевременно проводятся общие годовые собрания, возросло количество акционерных обществ, принимающих решения о выплате дивидендов.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) за период с 2006 по 2009 год подготовлено и принято 37 распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) об преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 21 распоряжение Правительство Республики Саха (Якутия) о реализации государственных пакетов акций путем проведения аукциона, конкурса, публичного предложения, без объявления цены, 8 распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) о реализации объектов недвижимости, путем проведения аукциона, конкурса и реализации преимущественного права субъектам малого и среднего бизнеса, 18 распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) о внесении в уставные капиталы открытых акционерных обществ государственных пакетов акций и объектов недвижимости.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ежегодно в сроки, установленные Законом Республики Саха (Якутия) от 25.04.2003 17-3 N 35-III "О приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)" представляет на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) отчет об исполнении Государственного прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) за прошедший год. Отчет принимается Правительством Республики Саха (Якутия) и вносится на утверждение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Отбор оценочных фирм для определения рыночной стоимости государственного имущества, подлежащего приватизации и годовой арендной платы за 1 кв. м государственного имущества Республики Саха (Якутия) Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" путем организации и проведения ежегодного конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по оценке государственного имущества Республики Саха (Якутия). На основании проведенного конкурса заключено 33 государственных контракта на общую сумму 10 564 тыс. рублей. В целом размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров и оказание услуг для государственных нужд Министерством проводится в соответствии с требованиями Федерального закона 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
В целях реализации Федеральных законов от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) разработаны:
Закон Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 632-3 N 157-IV "Об установлении предельных значений площади и срока рассрочки оплаты арендуемого недвижимого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия) или муниципальной собственности";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.11.2008 N 468 и распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 N P-1916, утверждающие Перечень государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (размещен на официальном сайте Министерства www.mio.sakha.ru и республиканских средствах массовой информации);
приказ Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 12.12.2008 N П-06-114, утверждающий Перечень документов, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, для перезаключения на новый срок без проведения торгов договоров аренды, заключенных до 01.07.2008;
совместно с Министерством предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) разработаны Методические рекомендации по формированию перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2009 году сформирован Перечень государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства на 2009 год, при этом арендная плата снижена на 40% к уровню 2008 года. Перечень опубликован в газетах "Якутия" и "Саха Сирэ", а также на официальном сайте Министерства www.mio.sakha.ru.
Вопросы отчуждения арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного имущества Республики Саха (Якутия) в установленном законодательством порядке на основе заявок рассматриваются рабочей комиссией Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия). Так, по состоянию на 01.01.2010 рассмотрено 20 заявок арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, на отчуждение арендуемого ими государственного имущества Республики Саха (Якутия), из которых признаны соответствующими требованиям ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ шесть заявок.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет свою нормотворческую деятельность в соответствии с Планом работы Правительства Республики Саха (Якутия) и пунктами 1.1, 2.2, 4.1, раздела III Положения о Министерстве. Анализ нормотворческой деятельности свидетельствует, что Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) проводит значительную работу по совершенствованию законов республики и подготовке нормативно-правовых актов в сфере управления государственной собственностью. Своевременно систематизируются и приводятся в соответствие с федеральным законодательством правовые, нормативные акты Республики Саха (Якутия).
Коллегией Министерства рассмотрен широкий круг актуальных и проблемных вопросов. Периодичность проведения заседаний коллегии, установленная в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия), соблюдается. Планирование деятельности работы коллегии на календарный год ведется в соответствии с Административным регламентом Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия). Контрольно-аналитическая работа, отчетность по исполнению решений коллегии Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ведется.
Планирование деятельности Министерства проводится на основе планов законопроектной работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), годового Плана работы Правительства Республики Саха (Якутия), Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Государственного прогнозного плана приватизации государственного имущества. Порядок организации системы планирования Министерства определен разделом IV Административного регламента Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 N П-06-133.
В Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) организован постоянный мониторинг исполнения Плана работы Министерства. Отчет о ходе выполнения Плана работы Министерства ежемесячно рассматривается на планерных совещаниях у министра имущественных отношений Республики Саха (Якутия). Планы работы Правительства Республики Саха (Якутия) Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) за период 2006-2009 годы в среднем выполнены на 96,8%.
Система работы в Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) по контролю исполнения федеральных решений, указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), Вице-президента Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) на момент проведения проверки в целом установлена. Контрольно-аналитическая работа в целом по контролю исполнения нормативных и распорядительных актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) ведется. Отчетность по исполнению федеральных решений, указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), Вице-президента Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) ведется на должном уровне.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) проведена достаточная работа по организации системной деятельности по реализации положений
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Установлен контроль за выполнением Плана мероприятий по реализации Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Вопросы реализации Послания Президента РФ систематически рассматриваются на заседаниях Коллегии министерства.
Организация делопроизводства в целом отвечает требованиям законодательства, нормативных и методических актов, принятых в Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по делопроизводству. Установлены единые правила делопроизводства, приняты соответствующие нормативные правовые и методические документы по делопроизводству министерства. Налажена плановая и системная работа по управлению документами, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования". Соблюдены требования ГОСТ Р. 6.30-2009 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" по оформлению управленческих документов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ГОСТ Р. 6.30-2003"
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) проведена большая системная работа по упорядочению и систематизации большого количества завершенных дел за прошедший период с 1992 года, их хранения в структурных подразделениях министерства.
В связи с переходом на электронный документооборот за проверяемый период приняты и внедрены меры по сохранению систем документации в электронном варианте.
Ведется работа по обеспечению сохранности документов, по созданию архива министерства, проводится научно-техническая обработка архивных документов.
В Министерстве ведется учет информационных ресурсов, анализ обеспеченности компьютерной техникой. Имеющиеся информационные ресурсы Министерства используются эффективно, внедряются новые информационные технологии ведется работа по развитию информатизации отрасли. Информация, размещаемая на официальном сайте, отвечает требованиям Федерального закона N 8-ФЗ.
Эффективно ведется освещение деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) на официальном сайте Министерства www.miosakha.ru. Опробована новая форма работы с населением в виде интернет-конференции руководства министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) В 2009 году заметно активизировалась работа с печатными средствами массовой информации. При этом следует положительно отметить издательскую деятельность Министерства.
Практика работы с обращениями граждан в Министерстве в целом оценивается как положительная - соответствует основным требованиям федерального и республиканского законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Следует отметить положительный опыт работы Министерства в части разработки и утверждения нормативных правовых документов, регулирующих и совершенствующих работу с обращениями граждан в Министерстве, проведения руководством и сотрудниками Министерства выездных приемов граждан во время плановых командировок в улусы (районы) республики, регулярного информирования населения о своей деятельности по важнейшим социально-экономическим проблемам через интернет-сайт, средства массовой информации, размещения ответов на вопросы граждан, поступившие в ходе прямых эфиров на официальном сайте.
В целом в вопросах кадровой работы Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) соблюдаются требования Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" и иных нормативно-правовых актов. Программа профессионального развития государственных гражданских служащих Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) разработана и утверждена решением N 3 Коллегии Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 16.06.2010 года.
В Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) организована плановая работа по противодействию коррупции в соответствии с Планом деятельности по противодействию коррупции, утвержденным распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 01 октября 2008 года N 480/а-РП. Закрепленные за Министерством имущественных отношений Республика Саха (Якутия) мероприятия Плана деятельности по противодействию коррупции, утвержденные распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 01 октября 2008 года N 480/а-РП исполняются в установленные сроки.
Министерством своевременно и качественно выполняется функция по осуществлению антикоррупционной экспертизы собственных нормативных актов, а также их проектов. Преступлений коррупционного характера среди сотрудников не выявлено.
Вместе с тем необходимо отметить, что:
По итогам работы в 2009 году из 15 основных показателей оценки эффективности деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия), утвержденных Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2009 года N 1355 "О системе показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) N 1665 от 13.11.2009), по сравнению с 2008 годом допущено увеличение значений одного показателя. Так, если площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет, в 2008 году составляла 31211 кв. м, то в 2009 году составила - 34973 кв. м. В 2010 году планируется снизить данный показатель до уровня 24481 кв. м, в 2011 - до 17137 кв. м и в 2012 году - до 11996 кв. м (приложение 1).
В связи с сокращением финансирования республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" из 5 дополнительных показателей не выполняется на должном уровне 2 показателя: (Приложение 2)
Количество населенных пунктов республики, по которым выполнены работы по изготовлению топографических планов масштаба 1:1 000 (по отдельным перечням масштаба 1:500) с созданием опорных межевых сетей, ед. населенных пунктов.
При пороговом значении 63 ед. населенных пунктов в 2008 году выполнены работы в 64 населенных пунктах республики, а в 2007 и 2009 году работы по изготовлению топографических планов масштаба 1:1 000 (по отдельным перечням масштаба 1:500) при пороговом значении показателя 63 ед. населенных пунктов не выполнены ни в одном населенном пункте республики.
Создание государственного кадастра недвижимости на территории республики, %.
За 2007, 2008, 2009 годы показатели Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) равны 0, при утвержденном пороговом значении показателя за 2008 год в объеме 2,9% и за 2009 год - 48,6%.
С отставанием от срока исполнения выполняются пункты 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 3.1.1 Плана мероприятий Министерства по проведению административной реформы, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 21.10.2009 N 1490.
Не утверждены и находятся на стадии разработки 4 административных регламента исполнения государственных функций, предусмотренных Положением о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия):
административный регламент проведения проверок при осуществлении государственного контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Республики Саха (Якутия), закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
административный регламент проведения проверок при осуществлении государственного контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Республики Саха (Якутия), переданного в установленном порядке иным лицам;
административный регламент проведения проверок при осуществлении государственного контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю);
административного регламента взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля при осуществлении контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Республики Саха (Якутия), находящегося на территории муниципального образования, не переданного в муниципальную собственность.
На сегодняшний день реализованы не все мероприятия по ликвидации государственного сектора, предусмотренные Стратегией управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 годы. Из запланированных к ликвидации 35 государственных учреждений и унитарных предприятий не завершена процедура ликвидации 22 государственных учреждений и унитарных предприятий.
Одной из основных причин является то, что завершение процесса ликвидации государственных учреждений затруднено в связи с недостаточностью государственных учреждений денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. В целях завершения ликвидации государственных учреждений, находящихся на стадии ликвидации в соответствии с принятыми решениями Правительства Республики Саха (Якутия), потребность в финансовых средствах составляет 4,1 млн. рублей, в том числе на погашение задолженности по налогам и сборам 2,4 млн. рублей.
В связи с сокращением финансирования республиканской целевой программы "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" запланированные подпрограммой "Обеспечение рационального использования территорий поселений Республики Саха (Якутия) (2009-2011 годы)" в 2009 году работы по созданию схем рационального использования земель поселений в Верхневилюйском, Вилюйском улусах не проведены. Такая же ситуация в 2010 году в Кобяйском, Усть-Адданском, Намском улусах, в 2011 году в оставшихся улусах.
По итогам работы в 2009 году из 10 закрепленных за Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) мероприятий Плана по реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 года N 801 не исполнен 1 пункт, в связи с сокращением финансирования подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости в Республике Саха (Якутия) (2008-2010 года)" мероприятия по актуализации кадастровой стоимости земель не проводились.
Таким образом, финансирование мероприятий программы в объемах, предусмотренных Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26.12.2009 N 1767 "О республиканской целевой программе "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы", не позволяет в полном объеме решить вопросы, связанные с оформлением и регистрацией прав Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления на объекты капитального строительства и земельные участки с обеспечением населенных пунктов Республики Саха (Якутия) картографическими материалами для дальнейшей работы над их генеральными планами развития, завершить проведение кадастровых работ на земельные участки сельскохозяйственного назначения крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций в Вилюйской, Заречной и Центральных группах улусов Республики Саха (Якутия).
В работе по совершенствованию учета государственной собственности, в том числе по плановой технической паспортизации и регистрации права государственной собственности республики на объекты недвижимости в связи с принятием Инструкции по бюджетному учету имущества казны, с 2010 года возникает необходимость в оформлении, оценке, страховании и отражении в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны.
Организация и состояние работ по технической защите информации не в полной мере соответствует требованиям нормативных и руководящих документов, имеются следующие недостатки:
не утверждено "Руководство по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на объекте" на основе Решения Гостехкомиссии России от 3.10.1995 N 42, которым введены в действие "Типовые требования к содержанию и порядку разработки "Руководства...";
не проведена классификация информационной системы персональных данных;
не проведены работы по аттестации на соответствие требованиям информационной безопасности;
не проведены работы по аттестации автоматизированных систем, предназначенных для работы с информацией ограниченного доступа (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне).
Обращения граждан по вопросам, относящимся согласно действующему Положению о Министерстве, к прямым полномочиям Министерства (управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия), выдача выписок из Реестра государственной собственности, и т. д), регистрируются и учитываются как личные обращения, также допускаются отдельные нарушения в организации делопроизводства по обращениям граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.