Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к постановлению главы
от 07.08.2008 г. N 84
Положение
о классах коррекционно-развивающего обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях Городского округа "Город Якутск"
1. Общие положения
1.1 Классы коррекционно-развивающего обучения, именуемые в дальнейшем "классы КРО" создаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях Городского округа "Город Якутск" в соответствии с концепцией коррекционно - развивающего обучения, руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Типовым положением.
1.2 Классы коррекционно-развивающего обучения являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи современной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
1.3 Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, ПТУ.
1.4 Деятельность классов КРО строится на основе принципов гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.5 Цель организации указанных классов - создание в муниципальных общеобразовательных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.
Система работы в классах КРО направлена на коррекцию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
2. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
2.1 Классы КРО могут быть организованы во всех видах муниципальных общеобразовательных учреждений Городского округа "Город Якутск", располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков.
2.2 Классы КРО открываются приказом директора общеобразовательного учреждения на основание заключения на каждого ребёнка, психолого-медико-педагогической консультации, диагностических центров Управления образованием Окружной администрации города Якутска о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего медико-педагогического заключения.
Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления.
2.3 Классы КРО открываются преимущественно на ступени начального общего образования и функционируют до 9 класса включительно. На ступени основного общего образования классы КРО могут быть открыты в дневных школах не позднее 5-6, а в вечерних - 7 классов.
2.4 Обучение в классах КРО первой ступени продолжается 3-5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребёнка. Продление сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.
2.5 В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявление лёгких остаточных нарушений функции головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребёнка).
Приёму в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные ограничения здоровья (умственную отсталость, грубые нарушения речи, слуха, зрения, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).
2.6 При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.7 Обучающиеся, проявляющие особые способности и склонности к отдельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразовательном классе, а также факультативные занятия.
2.8 Наполняемость классов КРО 9-12 человек.
2.9 Распорядок дня обучающихся в указанных классах устанавливается с учётом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену с организацией необходимых оздоровительных мероприятий.
Детям со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств, аффективного поведения организуется индивидуальный щадящий режим (снижение объёма заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).
2.10 Для организаций и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директора создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог, учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, могут привлекаться для работы в Консилиуме по договору.
2.11 В задачи Консилиума входят:
- Изучение личности ребёнка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, мышления, работоспособности, эмоционально - волевой зрелости, уровня развития речи;
- Выявления резервных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
- Выбор оптимальной для развития ребёнка учебной программы и типа школы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в указанном классе);
- Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;
- Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять психологические службы Управления образованием Окружной администрации города Якутска, диагностические и реабилитационные центры для детей и подростков, психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
3.1 Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Учебным Базисным планом образовательного учреждения с классами КРО, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития детей, утверждёнными Министерством образования РФ и согласованными с методической службой Управления образованием Окружной администрации города Якутска.
Обучение организуется, как по специальным учебникам для этих классов, рекомендованным Министерством образования Российской Федерацией, так и по учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель.
3.2 Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках.
3.3 Основными задачами КРО являются:
- Активизация познавательной деятельности обучающихся;
- Повышение уровня их умственного развития;
- Нормализация учебной деятельности;
- Коррекция недостатков эмоционально- личностного и социального развития;
- Социально-трудовая адаптация.
3.4 Для обучающихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют, как развивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продлённого дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин., наполняемость групп не превышает 4-5 человек.
3.5 Для оказания логопедической помощи в штаты муниципального образовательного учреждения с классами КРО вводится должность логопеда из расчёта не менее 15-20 человек с нарушениями речи на одну ставку.
3.6 Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 человек, сгруппированных по диагнозам.
3.7 При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с V класса.
3.8 Вопрос о формах государственной (итоговой) аттестации определяется в соответствии с действующим законодательством.
3.9 Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца.
4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
4.1 В классах КРО работаю учителя, воспитатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
4.2 При необходимости для работы с обучающимися классов КРО привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач психоневролог и др. специалисты).
4.3 При наличии в школе более 3-х классов КРО может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание муниципального общеобразовательного учреждения дополнительной ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, логопеда и др.
4.4 Педагогическим работникам, специалистам классов КРО устанавливается надбавка за работу в общеобразовательных учреждения, имеющих специальные (коррекционные) классы в размере 15% к ставкам заработной платы к должностным окладам.
4.5 Если классы КРО созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах, производится на 20%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.