Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Окружной администрации
от"14" 09 2010 г. N 155п
Долгосрочная целевая программа
"Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска (2011-2014 годы)"
6 сентября 2011 г., 16 февраля 2012 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска (2011-2014 годы)" |
Заказчик-координатор программы |
Окружная администрация города Якутска |
Основной разработчик программы |
Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию территорий" |
Исполнитель программы |
Муниципальное унитарное предприятие "Агентство по развитию территорий" |
Цели и задачи программы |
Цель Программы: Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Задачи Программы: - создание и развитие системы финансовой поддержки в обеспечении жильем работников бюджетной сферы г. Якутска, посредством бюджетных субсидий на строительство (приобретение) жилья, путем разработки и внедрения правовых, финансовых и организационных механизмов. - привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения работников бюджетной сферы г. Якутска благоустроенным жильем. - обеспечение условий для софинансирования строительства (приобретения) жилья за счет следующих источников: - средства местного бюджета (субсидий); - собственные средства граждан; - кредитные (заемные) средства. - развитие инфраструктуры рынка жилья и рынка инвестиционных капиталов в г. Якутске. - создание условий для развития жилищного сектора экономики и уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства. - обеспечение доступности жилья и создание первоначального капитала в виде жилья в каменном варианте, для последующего улучшения жилищных условий. - создание стимулирующих условий по привлечению трудовых ресурсов (молодых специалистов) для работы в бюджетной сфере г. Якутска. |
Ожидаемые конечные результаты |
- улучшение жилищных условий работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий г. Якутска; - увеличение годового объема ввода жилья в г. Якутске; - совершенствование нормативно-правовой базы в целях повышения доступности жилья для работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий г. Якутска. |
Целевые индикаторы |
- динамика строительства жилья по Программе (площадь выделенных квартир по Программе); - количество участников Программы, получивших жилищные субсидии; - доля обеспечения жильем участников программы (отношение количества семей, получивших субсидию к количеству участников сводного списка нарастающим итогом); - размер инвестиций, привлеченных на приобретение (строительство) жилья. |
Сроки реализации Программы |
2011-2014 годы |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы составляет 1 366 000 тыс. рублей, в том числе субсидии участникам Программы 400 000 тыс. руб., предоставление муниципальных гарантий для привлечения кредитных ресурсов 400 000 тыс. руб. и средства участников Программы 536 000 тыс. руб. в ценах соответствующего года. |
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 6 сентября 2011 г. N 163п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
1. Характеристика проблемы
Проведенные реформы в жилищной сфере обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам. При этом пока еще не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения (в основном для работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий) и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания в нем.
В связи с этим, основной целью предлагаемой Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы г. Якутска, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В целях повышения доступности жилья необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья.
Практика показала, что наиболее эффективной формой обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств является предоставление субсидий (гарантий) на приобретение жилья, которая является основным механизмом реализации предлагаемой целевой Программы.
Актуальность разработки настоящей Программы заключается в следующем:
- наличие очереди на улучшение жилищных условий - более 6139 семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий, в том числе 80% работники бюджетной сферы и муниципальных предприятий;
- относительно невысокие доходы - невысокая средняя заработная плата работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий (по данным на 01.10.2009 средняя заработная плата составляет 12 000 рублей);
- более жесткие условия участия в подобных программах по улучшению жилищных условий, реализуемых в г. Якутске - требования по доходам, первоначальному вступительному взносу, высокий процент кредита и т.п. у таких предприятий как ОАО "Республиканское ипотечное агентство", ОАО "Саха ипотечное агентство", "Сбербанк", "ВТБ" и т.д. не позволяют большинству работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий принять участие в данных программах по улучшению жилищных условий;
- отсутствие высоколиквидного жилья - многие работники бюджетной сферы и муниципальных предприятий имеют квартиры в частично благоустроенных и в благоустроенных деревянных домах, квартиры в домах типа "малосемейки", при этом желают приобрести квартиры в каменном варианте.
При относительно высоком темпе строительства и ввода жилья на территории города спрос по-прежнему превышает предложение. Жилье достаточно хорошо реализуется уже на стадии строительства. Рост спроса связан:
- с внутренней миграцией;
- с увеличением государственной помощи по разным видам и категориям граждан, в том числе по сносу жилья;
- со спекулятивным интересом по размещению денежных средств для получения доходов.
Наметилась конкретная тенденция к расслоению граждан по покупательской способности и соответственно в участии их в программах жилищного строительства.
По данным Госкомстата PC (Я), реальные доходы населения за 2007 г. в сравнении с 2006 г. повысились на 9%, тогда как стоимость жилья за этот же период выросла более чем на 30%.
Условное разделение населения по категориям дохода на одного человека при приобретении жилья:
- 12% - со сверхвысоким доходом (месячный доход - от 26 300 руб.),
- 15% - с высоким уровнем доходов (месячный доход - от 19 700 до 26 300 руб.),
- 22% - со средним доходом (от 9 800 до 19 700 руб.),
- 27% - с низким доходом (от 6 600 до 9 800 руб.),
- 24% - малоимущие, чей месячный доход ниже прожиточного минимума 7 220 руб. Пример, исходя из стоимости квадратного метра жилья в г. Якутске:
- новостройка - от 50 тыс. руб.;
- вторичное жилье - от 65 тыс. руб.
Семья из трех человек со средним совокупным доходом в 39 тысяч руб. имеет возможность привлечь ипотечный кредит в сумме 1 млн. руб. - это при собственных накоплениях от 200 до 300 тыс. руб.
Разделив 1250 тыс. руб. на среднюю стоимость квадратного метра 50 000 руб. получим всего 25 кв. м. жилья.
В реальности это нельзя рассматривать как приобретение квартиры, поскольку квадратура однокомнатных квартир начинается от 32 кв. м. и доходит до 44-47 кв. м.
Таким образом, число горожан с доходом, не позволяющим приобрести хоть какое-либо жилье или вступить в ипотечные программы, составляет более 40%.
Реализация данной Программы, использование новых проектных решений в области строительства жилья (малогабаритное трансформируемое жилье), внедрение полноценной системы ипотечного жилищного кредитования, основанной на получении гражданами - участниками Программы бюджетной субсидии первоначального взноса, позволит включить в процесс ипотечного жилищного кредитования работников бюджетной сферы с невысокой заработной платой.
Реализация предлагаемой Программы позволит:
- улучшить жилищные условия работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий г. Якутска;
- повысить доступность приобретения жилья работниками бюджетной сферы и муниципальных предприятий г. Якутска;
- увеличить годовой объем ввода жилья в г. Якутске;
- оказать содействие в обеспечении жильем за счет бюджетных средств;
- совершенствовать нормативно-правовую базу в целях повышения доступности жилья для граждан.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы:
Обеспечение жильем работников бюджетной сферы г. Якутска, за счет рационального использования средств, полученных на эти цели из местного бюджета, привлечение средств граждан и средств прочих источников (кредиты банков и т.д.).
Задачи Программы:
- Создание и развитие системы финансовой поддержки в обеспечении жильем работников бюджетной сферы г. Якутска, посредством бюджетных субсидий на строительство (приобретение) жилья, путем разработки и внедрения правовых, финансовых и организационных механизмов.
- Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения работников бюджетной сферы г. Якутска благоустроенным жильем.
- Обеспечение условий для софинансирования строительства (приобретения) жилья за счет средств местного бюджета (субсидий), собственных средств граждан, кредитных (заемных) средств.
- Развитие инфраструктуры рынка жилья и рынка инвестиционных капиталов в г. Якутске.
- Создание условий для развития жилищного сектора экономики и уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства.
- Обеспечение доступности жилья и создание первоначального капитала в виде жилья в каменном варианте, для последующего улучшения жилищных условий.
- Создание стимулирующих условий по привлечению трудовых ресурсов (молодых специалистов) для работы в бюджетной сфере г. Якутска.
Создание предпосылок для возможности улучшения условий проживания работниками бюджетной сферы путем мены, продажи жилья, полученного в соответствии с настоящей Программой.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 6 сентября 2011 г. N 163п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
3. Перечень программных мероприятий
- Инвентаризация жилищного фонда работников бюджетной сферы и ЖКХ Городского округа "Город Якутск", заинтересованных в улучшении жилищных условий по программе кредитования;
- Разработка ПИР;
- Строительство жилья;
- Заключение соответствующих договоров с участниками программы кредитования;
- Улучшение работниками бюджетной сферы г. Якутска своих жилищных условий;
- Формирование списков дееспособных физических лиц, достигших 18 лет, работающих не менее трех лет в органах местного самоуправления Городского округа "Город Якутск", муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета Городского округа "Город Якутск", а также работающих в муниципальных унитарных предприятиях Городского округа "Город Якутск", организациях, имеющих долю Городского округа "Город Якутск" в уставном капитале в размере более 50%, сотрудниками организаций, осуществляющих бюджетный процесс в Городском округе "Город Якутск".
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы составляет 1 336 000 тыс. рублей, в том числе субсидии участникам Программы 400 000 тыс. руб., предоставление муниципальных гарантий для привлечения кредитных ресурсов 400 000 тыс. руб. и средства участников Программы 536 000 тыс. руб. в ценах соответствующего года. Общие расходы на реализацию Программы представлены в приложении N 1.
В качестве дополнительного ресурсного обеспечения Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных источников. Объем привлечения средств федерального и республиканского бюджетов определяется на основании участия Городского округа "Город Якутск" в программных мероприятиях федеральных и республиканских целевых программ.
Объемы финансирования мероприятий Программы устанавливаются с учетом затрат необходимых для достижения значений целевых показателей.
Ресурсным обеспечением Программы являются:
а) кредитные средства, полученные Уполномоченной организацией в банках под муниципальные гарантии Городского округа "Город Якутск" и под залог муниципального имущества Городского округа "Город Якутск";
б) кредитные средства, полученные Уполномоченной организацией в банках под залог имущества подрядных организаций, осуществляющих строительство в рамках настоящей Программы.
Имуществом, передаваемым в залог, могут являться объекты недвижимости и иное имущество, принадлежащее на праве собственности подрядной организации;
Отбор имущества принадлежащего на праве собственности подрядным организациям для передачи в залог, осуществляется Уполномоченной организацией. Список отобранного имущества передается подрядной организации, вместе с проектом договора о залоге, для заключения договора о залоге.
в) кредитные средства, предоставляемые банками гражданам - участникам Программы для приобретения жилья или для долевого участия в строительстве жилья в рамках настоящей Программы;
г) собственные средства граждан - участников Программы;
д) субсидии, выдаваемые гражданам - участникам Программы из бюджета Городского округа "Город Якутск".
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на обеспечении достижения запланированных результатов и величин, установленных в Программе показателей и индикаторов в рамках, выделяемых в соответствии с Программой финансовых ресурсов из местного бюджета. Реализация Программы предусматривается в семь этапов.
1 этап. Распоряжением Окружной администрации г. Якутска определяется юридическое лицо - Уполномоченная организация по выполнению мероприятий Программы (далее - Уполномоченная организация). С Уполномоченной организацией заключается муниципальный контракт в форме соглашения о сотрудничестве. По соглашению о сотрудничестве Уполномоченная организация обязуется организовать выполнение программных мероприятий в соответствии с настоящей Программой. Вопросы взаимоотношений Городского округа "Город Якутск" с Уполномоченной организацией, не урегулированные настоящей Программой, регулируются правовыми актами Окружной администрации г. Якутска и соглашением о сотрудничестве.
2 этап. Городской округ "Город Якутск" предоставляет муниципальные гарантии третьему лицу для получения Уполномоченной организацией кредитных ресурсов для реализации Программы. Муниципальные гарантии предоставляются в соответствии Постановлением Главы Городского округа "Город Якутск" от 16 апреля 2009 года N 32 "Об утверждении Положения о порядке предоставления муниципальной гарантии "Городского округа "Город Якутск".
3 этап. На сумму муниципальных гарантий Уполномоченная организация привлекает кредит для организации строительства многоквартирных домов на основании договоров участия в долевом строительстве.
4 этап. Уполномоченная организация, выступая застройщиком, организует строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан - участников Программы, а также иных граждан и юридических лиц на основании договоров участия в долевом строительстве (далее также - участники долевого строительства). Отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Площадь жилых помещений, передаваемых участникам Программы по договорам долевого участия, должна составлять не менее 40 процентов от общей площади помещений, расположенных в соответствующем многоквартирном доме.
5 этап. Для участия в долевом строительстве участники Программы вносят собственные средства, включая привлеченные кредитные средства (ипотечный кредит или кредитный договор на долевое участие в строительстве), а также предоставленные им в установленном порядке бюджетные субсидии.
6 этап. В соответствии с Правилами расчета и предоставления субсидий гражданам - участникам Программы (приложение N 5) по решению межведомственной комиссии по реализации Программы, утверждаемому распоряжением Окружной администрации г. Якутска, осуществляется выдача бюджетных субсидий участникам Программы.
7 этап. Уполномоченная организация обеспечивает возврат полученного кредита и уплату процентов за пользование кредитными ресурсами за счет денежных средств, привлеченных по договорам участия в долевом строительстве.
6. Оценка эффективности и контроль реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и индикаторов оценки, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач, проводимых мероприятий.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы представлена в приложении N 2. Значения целевых индикаторов представлены в приложении N 3.
Контроль и мониторинг реализации Программы осуществляется ежеквартально с представлением информации о достигнутых результатах заказчику в лице Комитета экономики, прогнозирования и ценообразования до 15 числа месяца, следующего за отчетным согласно Постановлению Окружной администрации города Якутска "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Городского округа "Город Якутск"" от 08.02.2010 N 10-п. Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов возлагается на Уполномоченную организацию.
В состав информации, представляемой Уполномоченной организацией, включаются:
- сведения о плановых, фактических и поступивших объемах финансирования;
- сведения об индикаторах;
- сведения о причинах или обстоятельствах отклонения фактических показателей от плановых;
- дополнительная информация по запросу заказчика, а также на усмотрение Уполномоченной организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.