Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение N 3)
Пояснительная записка
к мероприятиям по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 г. N 409)
1. Общие положения
Республика Саха (Якутия) занимает 1/5 территории Российской Федерации. При этом регион характеризуется суровыми природно-климатическими условиями и неразвитой транспортной схемой. Сообщение многих поселений с районными центрами и городами зачастую возможно только в зимних условиях по автозимникам, когда автотранспорт движется по замерзшим руслам рек.
В таких условиях информационно-коммуникационные технологии являются единственным возможным средством общения населения, доступа к информации и государственным услугам в электронном виде. С помощью преимущественно спутниковых систем связи население республики получает доступ к правовой информации, базам данных библиотек. С использованием спутниковых сетей и электронной цифровой подписи осуществляется казначейское исполнение бюджета.
Совершенно очевидно, что развитие информационного общества и сервисов Электронного правительства являются в республике основой повышения качества жизни населения.
Основанием для разработки Регионального плана является пункт 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 26 декабря 2009 года N Пр-3492 и решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 18 февраля 2010 года N А4-2423.
В Республике Саха (Якутия) в целом сформирован механизм создания, реализации и контроля исполнения Регионального плана. Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2010 года N 134-РП "О реализации мероприятий по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства в Республике Саха (Якутия)" назначен ответственный за подготовку плана Руководитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Николаев А.С. Действует коллегиальный орган - Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 января 2010 года N 1803 "О мерах по развитию информатизации и созданию организационной основы информационного общества в Республике Саха (Якутия)" государственному учреждению Национальное агентство "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)" переданы полномочия государственного заказчика Государственной целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы", по внедрению и формированию инфраструктуры Электронного правительства в Республике Саха (Якутия) и предоставлению государственных услуг (функций) в электронном виде гражданам и организациям.
Подготовлены проекты решений по назначению главного конструктора по вопросам развития информационного общества и формирования Электронного правительства.
Региональный план составлен на основании мероприятий, входящих в состав Национального плана по основным социальным министерствам, обеспечивающим преимущественное предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам. Планируется мероприятия Регионального плана централизовать в рамках единой программы. В настоящий момент подготовлена и проходит согласование Концепция целевой программы "Электронная Якутия на период: 2011-2015 годы и основные направления развития до 2018 года"
2. Анализ состояния развития информационного общества и формирования Электронного правительства в Республике Саха (Якутия)
В нормативном правовом обеспечении на этапе перехода к Электронному правительству и развитию информационного общества Республика Саха (Якутия) руководствуется:
Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и муниципального управления";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 года "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, утвердившим сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в электронном виде;
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.Путиным 07 февраля 2008 года N Рп-212 и другими документами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Стратегии следует читать как "N Пр-212"
Республика является одним из субъектов Российской Федерации, где активно проводятся мероприятия ло реализации развития информационной телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий. С 2001 года реализован ряд целевых программ, в том числе мероприятия, которые соответствовали федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Такой подход позволил республике провести с 2004 по 2008 годы совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством массовых коммуникаций и связи Российской Федерации ряд проектов на условиях долевого участия.
После утверждения в 2001 году первой редакции республиканской целевой программы информатизации и ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" пройдено несколько этапов развития ИКТ инфраструктуры от автоматизации процессов государственного управления, внедрения цифровых технологий связи, информатизации и телевидения, предоставления новых видов услуг связи населению и бизнесу до решения задач создания информационного общества.
В результате созданы элементы системы поддержки принятия управленческих решений (СППР), система ГАС "Управление", центры общественного доступа, база данных официальных документов Республики Саха (Якутия) с 1922 по 1990 годы и др. проекты.
Но следует отметить, что действующая в настоящий период Республиканская целевая программа (РЦП) "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" направлена, в основном, на реализацию мероприятий по автоматизации деятельности органов государственной власти республики, что не полностью отвечает требованиям мероприятий стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Как следствие, в республике имеют место следующие проблемы:
не сформирована единая среда межведомственного информационного взаимодействия территориальных представительств федеральных органов власти и ведомств, республиканских органов государственного управления и органов муниципального самоуправления;
недостаточный и неравномерный уровень предоставления современных услуг связи на территории республики, который не позволяет в полном объеме оказывать государственные услуги в электронном виде;
в условиях децентрализованного развития ИКТ невозможен свод достижений в навигационных и ГИС-системах при создании единой логистики транспорта, дорог, завоза грузов, видов транспорта, мониторинга передачи грузов по видам транспорта от места загрузки до места конечного получателя этих грузов в республике;
низкий охват государственных и муниципальных служащих мероприятиями по обучению и приемам использования внедряемых информационных технологий.
Выявленные проблемы носят системный характер, приводящий к невозможности дальнейшего планомерного развития республики в информационном пространстве и, как следствие, к замедлению процессов реализации приоритетных задач и направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Решению указанных выше проблем должны способствовать поручения Президента Республики Саха (Якутия), изложенные в Указе от 26 января 2010 года N 1803 "О мерах по развитию информатизации и созданию организационной основы информационного общества в Республике Саха (Якутия)". Инструментом реализации данных поручений в части централизации всех мероприятий в сфере ИКТ и закупа программно-аппаратных средств будет являться республиканская целевая программа "Электронная Якутия: 2011-2015 годы и перспективные направления развития до 2018 года".
Уровень текущего состояния развития информационного общества можно охарактеризовать на основе данных мониторинга по следующим основным направлениям и факторам электронного развития региона:
1. В рамках реализации мероприятий по формированию ИКТ инфраструктуры информационного общества за последние пять лет реализации республиканских целевых программ информатизации в области внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в органах государственного управления республикой достигнуты некоторые результаты. В 2003 году по результатам всесоюзного конкурса "Электронной России" по номинации "Лучший регион в сфере ИКТ" республика заняла третье место в подноминации "ИКТ в образовании". В 2004 году - второе место среди субъектов Российской Федерации в номинации "Государственная поддержка информатизации". В области внедрения признана опорной зоной реализации мероприятий N 42 и N 51 ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010 годы)" - создана электронная база данных официальных документов республики с 1922 по 1990 годы и система государственных закупок. С 2003 года республика совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ приступила к созданию системы поддержки принятия управленческих решений. С 2006 года признана опытным регионом по внедрению технологии электронной цифровой подписи, а Удостоверяющий центр Республики Саха (Якутия) вошел в зону доверия федерального Удостоверяющего центра Федерального агентства информационных технологий.
Республика Саха (Якутия) входит в перечень регионов, в которых проводится федеральный мониторинг состояния информатизации. Согласно имеющимся данным, республика входит в первую десятку регионов страны с наиболее развитой сетью пользователей - региональными компьютерными сетями в сфере государственного управления. В то же время по объемам финансирования сферы информатизации из регионального бюджета в пересчете на душу населения республика находится в числе тридцати регионов. Сравнение соотношения между приведенными выше показателями количества пользователей и суммы затрат убедительно демонстрирует, что в республике осуществляется системная работа по координации развития информатизации и внедрения высоких технологий в управленческую деятельность.
На базе сетевой системы, образуемой транспортной подсистемой технологической сетью спутниковой связи Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и информационно-телекоммуникационной подсетью органов власти функционирует обычная трехуровневая информационная инфраструктура, включающая управляющий комплекс на уровне межведомственных систем республиканского управления; ведомственные системы отраслевого уровня управления и системы муниципального уровня. Программные мероприятия охватывают все три обозначенных уровня архитектуры.
Многие перспективные направления работы в сфере информатизации находятся в зоне организации электронного взаимодействия правительства с населением и юридическими лицами. Фактически речь идет об ускоренном формировании единого информационного пространства для органов государственной власти всех уровней, создании государственных информационных ресурсов, предоставлении услуг населению и юридическим лицам, разработке и внедрении соответствующих регламентов, организации мероприятий по защите информации. Решение всех этих вопросов без централизованной единой координации и государственного регулирования невозможно.
2. За последние 5 лет наблюдается стабильное увеличение по основным показателям динамики увеличения человеческого капитала в республике. По прогнозам, проведенным экспертным путем, показатель "Увеличение образования программы развития ООН в Республике Саха (Якутия)" составляет 0,955, что превышает сложившийся средний общероссийский показатель. При этом неуклонно растет доля занятого населения с высшим образованием, где увеличение данного показателя за последние 5 лет составило свыше 25%, а в абсолютном выражении - более 100 тысяч человек. О приоритетной значимости образования свидетельствует неуклонный рост показателя "Увеличение доли студентов на 1000 человек", который составляет на сегодня около 2%.
3. Основные результаты функционирования сектора экономики республики позволяют констатировать возобновление экономического роста. Так, рост ВРП в конце 2009 года сократил глубину падения экономики по итогам 2009 года до 2,7% к 2008 году.
В отличие от среднероссийских показателей валовое накопление является одним из основных источников роста экономики республики. Преимущественно за счет роста инвестиций в основной капитал кривая снижения ВРП республики в годовом исчислении в сопоставимых ценах находится выше ВВП России.
Следует отметить, что по оценке зарубежного рейтингового агентства "Standard&Poor's" Республика Саха (Якутия) имеет кредитный рейтинг по зарубежной шкале "ВВ-/Стабильный/-"("ВВ минус"), рейтинг по российской шкале равен уровню "ruAA-". По оценке другого значимого иностранного рейтингового агентства "Fitch ratings" рейтинг Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте по международной шкале равен уровню "ВВ", рейтинг по российской шкале равен - "A+(rus)\ По долгосрочным рейтингам по международной шкале в иностранной и национальной валюте и национальному долгосрочному рейтингу сохранен прогноз "Стабильный". В 2009 году российским рейтинговым агентством "Эксперт РА" присвоен по Республике Саха (Якутия) на 2009-2010 годы кредитный рейтинг уровня "А". Данная оценка показывает, что в среднесрочной перспективе республика с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в течение срока действия рейтинга (1 год).
По сравнению с показателями в среднем по России - в республике темпы роста выше практически по всем основным позициям. Индикаторы деловой и потребительской активности в большей степени направлены на улучшение ситуации. Денежные доходы населения продолжают опережать темпы инфляции, растет товарооборот. Отмечается рекордно низкий темп инфляции, как в России, так и в республике - 8,2% декабрь 2009 года к декабрю 2008 года. Реальный подъем экономики должен базироваться на преодолении системных рисков, тормозящих модернизацию.
В первую очередь, это планомерная реализация Схемы-2020, где большой приоритет отдан развитию ИКТ инфраструктуры, как инструмента развития реальной экономики в республике.
4. В секторе государственного и муниципального управления на сегодня техническое оснащение ОГВ осуществлено в полном объеме. Такой же уровень по показателям развития каналов связи. Неуклонно растет показатель доли ОГВ, имеющих электронное отображение в Интернете, который составляет на данный момент около 100%, в то же время всего лишь 25% размещенной на сайтах информации соответствует требованиям ФЗ-8. При этом итоговая оценка официального представительства ОГВ, по прогнозным показателям ТО ФСГС по РС(Я), равняется 5 баллам, что выше средних общероссийских показателей.
5. В системе здравоохранения Республики Саха (Якутия) информационные технологии становятся важнейшим инструментом обеспечения устойчивого финансирования здравоохранения и реализации государственных гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь. Сегодня можно отметить динамичный рост развития ИКТ инфраструктуры, о чем свидетельствует такой показатель, как увеличение числа ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ЛПУ, который за последние 5 лет увеличился почти в 5 раз. Такой же рост наблюдается по показателям доступа к Интернету, развитию выделенных каналов связи, электронному отображению ЛПУ в Интернете.
В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам, планируется создание государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи, которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.
6. Отличительная особенность развития отрасли культуры в республике характеризована довольно низким развитием ИКТ инфраструктуры в начале века, при этом за последние 5 лет на фоне обострения вопроса развития информационного общества наблюдается довольно динамичный скачок, в частности, в вопросах технического оснащения культурных учреждений (увеличение доли библиотек, имеющих ПК. возросло за последние 5 лет в 2 раза и составило 95%,) такой рост наблюдается и по показателям доступа к Интернету, наблюдается активное формирование библиотечных фондов в электронном виде. По плану реализации Стратегии в республике предусматривается до 2015 года довести объем электронного каталога библиотек до 100 % к 2015 году и до 70% к 2013 году от общего числа фондов (по Национальной библиотеке в данное время - 19%). Реализация данной стратегии будет возможна при условии внедрения технологии корпоративной каталогизации и интенсификации работ по ретроконверсии старых карточных каталогов библиотек и оцифровке документов.
7. В республике основные тенденции и проблемы информатизации отрасли образования соответствуют общероссийским. Одним из ключевых эффектов реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации является оснащение образовательных учреждений универсальными техническими средствами обучения, так как основная часть компьютеров относится в Pentium II и III - 94%, остальные - других платформ, кроме того, планируется оснащение сетевым программным обеспечением по учебным предметам. Следует отметить тот факт, что если в 2005 году на 1 компьютер приходилось 25 учащихся, в 2007 году - 23 учащихся, то в 2009 году - 21 учащийся (в дневных общеобразовательных, государственных и муниципальных учреждениях). Кроме того, 500 школ республики (83,8%) имеют собственные сайты. Активно развиваются дистанционные олимпиады, есть опыт виртуального обучения школьников проектной деятельности, подготовки к ЕГЭ, сетевого дистанционного взаимодействия сельских школ. В 2009 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" начался проект дистанционного обучения детей-инвалидов.
Таким образом, в настоящее время сформирована начальная технологическая база, кадровый потенциал, система установок и ориентация участников образовательного процесса, на базе которых необходимо систематически, планомерно и эффективно проводить информатизацию образовательного процесса.
Проект "Цифровая школа" направлен на использование в полном объеме технологии дистанционного обучения в учебном процессе и предоставление качественных образовательных услуг потребителям вне зависимости от их местонахождения, состояния здоровья и социального статуса. Комплексная информационно-образовательная платформа "Цифровой школы" позволит реализовать такие проекты, как "Технологии дистанционного обучения на уроке", "Профильная школа", "Подготовка к ЕГЭ", "Социальные проекты", "Повышение квалификации работников образования", "Одаренные дети", "Сельская школа" и другие.
8. Развитию предприятий работающих в секторе бизнеса, в республике уделяется должное внимание. Наблюдается рост взаимодействия предпринимателей с ОГВ и потребителями через Интернет, о чем свидетельствует рост электронного присутствия предприятий коммерческого сектора с раскрытием информации об их деятельности и также предлагаемых ими различных услугах и товаров потребления, что в конечном итоге положительно сказывается на результатах деятельности указанных предприятий, при этом довольно оперативно удовлетворяется потребительский спрос.
9. Дальнейшее развитие ИКТ инфраструктуры основных отраслей в республике невозможно без подключения к этому процессу частного сектора (населения, домохозяйств). Хочется отметить, что на сегодня в республике наблюдается рост потребительского спроса на товары, связанные с ИКТ, на услуги связи, на фоне которого доля домохозяйств, оборудованных стационарными телефонами, составляет свыше 90%. Кроме того, активно растет доля населения, имеющего возможность подключиться к Интернету. Преобладающее большинство населения (свыше 65%) умеют пользоваться компьютерами. Одинаковые показатели компьютерной грамотности сельских и городских жителей свидетельствуют о выходе республики на стадию сплошной, массовой компьютеризации. Отмечается положительная динамика числа интернет-пользователей за 4 года (рост до 40%). Регулярно входят в Интернет более 70% из общего числа интернет-пользователей. Доля интернет-пользователей, имеющих домашний доступ в Интернет, составляет 68%, что говорит о высоком уровне охвата населения республики сетью Интернет.
В итоге можно сделать вывод, что в Республике Саха (Якутия) пройден этап и достигнуты определенные результаты в сфере автоматизации процессов государственного управления. Особое внимание в настоящий период следует уделить вопросам создания инфраструктуры Электронного правительства и формированию такого важнейшего показателя (критерия) информационного общества, как предоставление населению и юридическим лицам возможности получения государственных (муниципальных) услуг (функций) в электронном виде.
3. Основные цели и задачи Регионального плана, сроки, этапы, ожидаемые результаты и показатели его реализации
Основной целью Регионального плана является повышение качества жизни населения и создание комфортной среды обитания через обеспечение открытости и доступности информации, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества государственного управления и государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан, повышение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, образовании.
Задачи:
Создание инфраструктуры Электронного правительства, в том числе в сфере предоставления государственных услуг.
Развитие республиканской информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Сохранение и развитие культуры в Республике Саха (Якутия).
Предоставление государственных услуг и исполнение функций отраслевыми министерствами республики с использованием ИКТ
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).
Ожидаемые результаты, достичь которые предполагается к 2013 году:
достижение 70% уровня доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в республике не менее, чем в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом;
достижение 35,9% удельного веса домашних хозяйств, оснащенных компьютерной техникой, в том числе подключенных к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств;
достижение 50% доли электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота;
достижение не менее 30% доли библиотечных фондов, переведенных в электронную форму в общем объеме фондов общедоступных библиотек;
обеспечение не менее 80% граждан унифицированными социальными картами.
4. Ресурсное обеспечение Регионального плана
Финансовое обеспечение Регионального плана предусматривается за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетных источников и средств бюджетов муниципальных образований.
Планируется централизация финансовых ресурсов, необходимых для выполнения Регионального плана в рамках республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период: 2011-2015 годы и основные направления развития до 2018 года". В настоящий момент находится на стадии завершения согласование концепции данной программы (в Минэкономразвития и Минфине республики).
Финансирование целевой программы организуется в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2009 года N 415 "Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ".
В Региональном плане на 2010 год предусмотрены утвержденные объемы финансирования на 2011-2012 годы, планируемые и включаемые в настоящий период, до утверждения целевой программы, в отраслевые бюджетные заявки министерств и ведомств, ответственных за реализацию разделов Регионального плана.
Из всех разделов Регионального плана преимущественно за счет собственных средств предприятий развивается телекоммуникационная сеть республики. Действующими операторами связи планируется направить на развитие сети и предоставление услуг более трех миллиардов рублей до 2012 года. Социальные разделы Регионального плана предусматривают преимущественно бюджетное финансирование.
На реализацию Регионального плана планируется направить:
1 460 970,0 (один миллиард четыреста шестьдесят миллионов девятьсот семьдесят тысяч) рублей из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
1 579 930,0 (один миллиард пятьсот семьдесят девять миллионов девятьсот тридцать тысяч) рублей из внебюджетных источников;
69 630,0 (шестьдесят девять миллионов шестьсот тридцать тысяч) рублей из средств местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.