Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2012 г. N 311-р настоящее постановление снято с контроля
В целях повышения эффективного и безопасного функционирования авиационной отрасли Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (Винокуров С.В.), Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.):
2.1. При разработке и осуществлении мероприятий, касающихся вопросов развития авиационной отрасли Республики Саха (Якутия), руководствоваться положениями Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
2.2. Учесть положения Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) при разработке подпрограммы "Воздушный транспорт" республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период 2012-2015 годы и основные направления до 2018 года".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Концепция
развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2010 года N 520)
Введение
Концепция развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Концепция) разработана в целях формирования приоритетов, обоснования оптимальных организационно-экономических форм и механизмов обеспечения развития авиатранспортного комплекса в интересах эффективного и безопасного авиаобслуживания населения и экономики региона.
Концепция разработана в рамках исполнения распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2010 года N 338-р "О разработке Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)" в соответствии со следующими документами:
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года;
Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)";
Федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.)";
Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года";
Транспортной стратегией Республики Саха (Якутия);
Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года.
Республиканской целевой программой "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления развития до 2015 года".
1. Состояние и основные тенденции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Особенности условий функционирования авиатранспортного комплекса
В Республике Саха (Якутия) в зоне круглогодичного наземного транспортного сообщения проживает всего 15% населения. Более 90% территории, где производится 88% всей продукции, имеет лишь сезонную транспортную доступность. Для большинства населенных пунктов республики авиация - единственный вид транспорта круглогодичного действия, из 552 сельских населенных пунктов только 208 связаны с районными центрами автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Поэтому гражданская авиация играет важнейшую роль в обеспечении транспортной доступности отдаленных районов республики (около 85% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт), вносит неоценимый вклад в ее социально-экономическое развитие.
Особо важную роль играет гражданская авиация в транспортном обслуживании населения, проживающего в северной и арктической зоне, где связь с отдаленными населенными пунктами в основном осуществляется воздушным транспортом и вездеходной техникой. Недостаток современных воздушных судов и высокая стоимость воздушных перевозок, отсутствие оптимального типажа авиатехники, дефицит ресурсов для содержания и развития наземной аэропортовой инфраструктуры являются реальными ограничивающими факторами в обеспечении свободы перемещения населения и решении жизненно важных социально-экономических задач.
Для качественного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на воздушные перевозки и авиационные работы, обеспечения необходимого качества жизни населения и стабильного роста экономики требуется адекватная социально-экономическим условиям и рыночной среде адаптивная оптимизация (необходимые последовательные изменения) структуры и механизмов функционирования авиатранспортного комплекса республики.
Основные современные тенденции развития российского авиатранспортного рынка
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года было установлено, что темпы развития гражданской авиации в России превышают международные показатели, что подтверждается динамикой роста российского рынка международных и внутренних перевозок и связано с увеличением реальных доходов населения, повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также развитием процессов консолидации и интеграции авиаперевозчиков.
За 2000-2008 годы среднегодовой темп роста российского рынка пассажирских авиаперевозок составлял 10,7%. В 2009 году на фоне международного макроэкономического кризиса наблюдался спад (на 8,3% по пассажирообороту и на 9,4% по пассажирам), который в первом полугодии 2010 года сменился интенсивным восстановительным ростом (пассажирооборот на 36,8% и перевозки пассажиров на 30,9%).
Рыночные механизмы и политика авиационных властей способствуют развитию процессов консолидации и интеграции на воздушном транспорте России:
пять ведущих авиакомпаний в 2008 году обслужили 58,74% пассажирооборота;
пять ведущих авиакомпаний в 2009 году обслужили 59,71% пассажирооборота;
пять ведущих авиакомпаний за первые 6 месяцев 2010 года обслужили 60,5% пассажирооборота (ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Трансаэро", ОАО "Авиакомпания "Сибирь", ОАО "ЮТэйр", ФГУП "Оренбургские авиалинии"), а с учетом пассажирооборота аффилированных групп авиакомпаний пассажирооборот первых пяти ведущих игроков (включая контролируемые ими группы) достигает 65,7%.
Процессы отраслевой консолидации жестко связаны с обострением конкурентной борьбы на авиатранспортном рынке. За 2002-2010 годы количество российских авиакомпаний сократилось с 267 до 158 (на 40%). Среди не выдержавших конкуренции и ушедших с рынка в последние три года такие крупные и известные российские авиакомпании, как "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "КД авиа", "Самара" и др., а также крупнейшая дальневосточная авиакомпания "Дальавиа", еще ранее обанкротилась крупная дальневосточная авиакомпания "Магаданские авиалинии". В первую очередь теряют рыночные позиции авиакомпании, не успевшие кардинально обновить свой парк современными воздушными судами высокой топливной эффективности. В то же время наилучшую конкурентоспособность и интенсивный рост демонстрируют крупные авиакомпании, максимальными темпами обновляющие и пополняющие свой парк конкурентоспособными современными типами воздушных судов, среди них "Аэрофлот", "Трансаэро", "Оренбургские авиалинии". В условиях нестабильной стоимости авиаГСМ применение эффективных зарубежных и отечественных типов самолетов становится все более значимым, а неконкурентоспособные выводятся с основных сегментов рынка. Например, доля в пассажирообороте гражданской авиации России наиболее популярного ранее типа самолета Ту-154М сократилась с 24% до 9,5% по итогам 2009 года. Около 80% пассажирооборота на российском авиатранспортном рынке уже выполняется на воздушных судах зарубежного производства и российских воздушных судах нового поколения, поэтому ускорение обновления парка воздушных судов - сегодня главный фактор обеспечения успеха авиакомпании на авиатранспортном рынке.
В сфере аэропортовой деятельности, с позиции корреляции с проблемами развития авиации в Республике Саха (Якутия), следует отметить следующее: за годы экономических реформ количество действующих российских аэродромов гражданской авиации сократилось более чем в 4 раза (преимущественно за счет объектов регионального уровня, т.к. многие крупные аэродромы и аэропорты, в особенности крупные узловые аэропорты федерального значения, в последние годы получили развитие в рамках реализации федеральных целевых программ модернизации и развития транспортной системы). Во многом в результате этого сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой около 80% пассажирских перевозок приходится на маршруты, проходящие через Москву.
Многие субъекты Российской Федерации практически полностью лишились сети местных аэродромов и авиалиний. Продолжение сокращения местных авиаперевозок, закрытие авиалиний, развал региональной наземной авиатранспортной инфраструктуры, обслуживающей полеты самолетов региональной авиации, в сочетании с моральным и физическим устареванием эксплуатируемого парка воздушных судов малой авиации и низкой платежеспособностью основной массы населения может привести к кризисной социальной ситуации в регионах, не обеспеченных альтернативными наземными видами транспорта, в первую очередь, в зоне северных и удаленных территорий.
Для противодействия обозначенной проблеме стагнации системы местных аэропортов и авиалиний в последние годы развиваются следующие новые механизмы:
создание федеральных казенных предприятий, консолидирующих на региональном уровне управление и обеспечивающих необходимое субсидирование деятельности местных аэропортов (соответствующие решения уже реализуются в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Камчатском крае);
субсидирование из региональных бюджетов субъектов Российской Федерации полетов населения по социально значимым местным маршрутам, не обеспеченным круглогодичными наземными средствами сообщения;
участие в финансировании развития местных аэропортов и аэродромов региональных администраций и крупных корпораций сырьевого и топливно-энергетического сектора в зонах развития экономической активности и реализации проектов освоения крупных месторождений (например, в Тюменском и Красноярском регионах).
Росту авиаперевозок также способствует субсидирование из федерального бюджета полетов отдельных категорий граждан из регионов Дальнего Востока в центральные регионы Российской Федерации.
Таким образом, отметим две решаемые в настоящее время в отрасли крупные и наиболее актуальные, с позиции интересов развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия), задачи:
1) создание в России крупных авиакомпаний, способных к быстрому расширению и обновлению парка воздушных судов и успешной конкурентной борьбе с ведущими российскими и мировыми авиаперевозчиками (в этой же тенденции - планируемая консолидация государственных активов авиакомпаний на базе ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", в состав консолидируемых активов включен госпакет акций крупной дальневосточной авиакомпании "Владивосток Авиа");
2) преодоление стагнации системы местных аэропортов и авиалиний для повышения доступности авиатранспортных услуг населению и хозяйствующим субъектам, роста авиационной подвижности населения за счет сбалансированного развития маршрутных сетей магистральных и местных авиалиний.
Текущее состояние и основные проблемы развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Авиатранспортный комплекс республики представлен следующими организациями:
5 авиакомпаний (ОАО Авиакомпания "Полярные авиалинии", ОАО Авиакомпания "Якутия", ООО Производственно-коммерческое авиационное предприятие "Дельта-К", ООО Авиакомпания "Илин" и летно-технический комплекс Мирнинского авиапредприятия Акционерной компании "АЛРОСА");
4 предприятия аэропортового комплекса (федеральное казенное предприятие (ФКП) "Аэропорты Севера", включающее 23 аэропорта, ГУП "Аэропорт Якутск", ФГУП "Аэропорт Тикси", а также аэропортовый комплекс Мирнинского авиапредприятия Акционерной компании "АЛРОСА", включающий семь аэропортов);
филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД";
ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации (колледж);
12 предприятий, оказывающих агентские и различные другие сервисные услуги.
Аэропортовая деятельность
В основном аэропорты республики имеют грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос (ВПП) и только 8 аэропортов (Якутск, Мирный, Нерюнгри, Тикси, Полярный, Алдан, Вилюйск, Чокурдах) имеют ВПП с искусственным покрытием.
Основные показатели аэропортовой деятельности в Республике Саха (Якутия) приведены в таблице 1.
Количество обслуженных в 2009 году пассажиров в международном аэропорту "Якутск" (отправки + прибытие) составило 526 612 чел (спад на 3,34% по сравнению с 2008 г.). Спад перевозок через аэропорт Якутск в кризисном 2009 г. значительно (почти в 3 раза) ниже, чем среднеотраслевые показатели спада количества перевезенных пассажиров в гражданской авиации России.
Производственные показатели аэропортовой деятельности в Республике Саха (Якутия)
Таблица 1
Показатели |
Ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отправлено: |
|
|
|
|
Пассажиров, в т.ч. |
чел. |
693 396 |
706 824 |
668 713 |
ГУП "Аэропорт Якутск" |
чел. |
277 281 |
279 089 |
265 286 |
ГУП "Дирекция аэропортов РС(Я)" |
|
127 101 |
- |
- |
ФКП "Аэропорты Севера" |
чел. |
- |
141 273 |
148 652 |
ФГУП "Аэропорт Тикси" |
чел. |
7 300 |
7 477 |
7 336 |
Мирнинское АП |
чел. |
279 024 |
278 985 |
247 439 |
в том числе аэропорт Мирный |
чел. |
199 879 |
194 333 |
173 756 |
Почты, грузов, в т.ч. |
тонн |
23 467,6 |
22 855,6 |
18 289,5 |
ГУП "Аэропорт Якутск" |
тонн |
5 228,7 |
5 218,9 |
4 343,4 |
ГУП "Дирекция аэропортов РС(Я)" |
|
1 399,1 |
- |
- |
ФКП "Аэропорты Севера" |
тонн |
- |
1 658,7 |
1 609,8 |
ФГУП "Аэропорт Тикси" |
тонн |
148,4 |
61,2 |
84,1 |
Мирнинское АП |
тонн |
16 641,1 |
15 916,8 |
12 252,2 |
в том числе аэропорт Мирный |
тонн |
14 358 |
14 075 |
10 916 |
Самолето-вылеты |
с-в |
23 572 |
25 884 |
25 174 |
Развитие международного аэропорта Якутск, как крупного узлового аэропорта, предусмотрено республиканской целевой программой "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления развития до 2015 года". В 2012 году планируется ввод нового аэровокзального комплекса с пропускной способностью 900 чел/час. Планируется оснащение аэропорта Якутск специальной техникой и оборудованием, способствующим улучшению сервиса обслуживания пассажиров, груза и багажа.
В 2010 году предусматривается реорганизация ГУП "Аэропорт Якутск" в открытое акционерное общество.
Количество обслуженных ФКП "Аэропорты Севера" в 2009 г. пассажиров (отправки + прибытие) составило 291 771 человек, рост на 4,6% по сравнению с 2008 годом. Указанный рост перевозок через аэропорты ФКП "Аэропорты Севера" в кризисном 2009 году достигнут в условиях, когда среднеотраслевые показатели количества перевезенных авиапассажиров в гражданской авиации России снизились на 9,4%.
В силу малой интенсивности обслуживаемых пассажиропотоков (средний годовой объем обслуживания пассажиров в аэропортах ФКП "Аэропорты Севера" составляет около 13 тысяч человек). Указанные аэропорты, несмотря на очевидную социальную значимость и востребованность населением и субъектами экономики, по объективным причинам не могут в рыночных условиях окупать текущие расходы на свое содержание и самостоятельно финансировать необходимые капвложения.
Выбранная для организации деятельности указанных аэропортов организационно-правовая форма ФКП позволила стабилизировать их финансово-экономическое положение (при среднем уровне бюджетного субсидирования около 33,4 млн. рублей в год на один аэропорт, в том числе 10,7 млн. рублей по статье "капитальный ремонт основных производственных фондов и приобретение основных средств"), восстановить соответствие действующим сертификационным требованиям, поддерживать устойчивое функционирование и динамичное развитие.
Количество обслуженных через аэропорты Мирнинского авиапредприятия (МАП) в 2009 г. пассажиров (отправки + прибытие) составило 487 654 человека (из них 343 093 чел. - перевозки через аэропорт Мирный), спад на 11,8% по сравнению с 2008 годом, т.е. спад перевозок через аэропорты МАП в кризисном 2009 г. значительно (почти в 1,3 раза) превысил среднеотраслевые показатели спада перевозок пассажиров в гражданской авиации России.
Авиакомпании и парк воздушных судов
Обобщенная динамика производственных показателей республиканских авиакомпаний отражена в таблице 2. Существенно позитивная динамика показателей достигнута, в основном, за счет успешного развития авиакомпании "Якутия".
В структуре пассажирских перевозок за 2009 г. межрегиональные направления составляют 74%, из них международные - 4,5%, доля внутрирегиональных авиаперевозок - 26,0%, из них межрайонных - 21,8%, внутрирайонных - 4,2%, в том числе по субсидируемым социальным маршрутам - 2,4%.
Авиакомпания "Якутия" занимает лидирующие позиции в авиатранспортном комплексе республики, что связано с реализацией политики активного обновления парка воздушных судов. По пассажирообороту ОАО "Авиакомпания "Якутия" в 2009 г. вышла на 14-е место в рейтинге российских авиакомпаний (в 2008 г. - 16-е место), темп роста пассажирооборота составил 40,23%. За первые 6 месяцев 2010 г. темп роста пассажирооборота составил 39,4%, авиакомпания в рейтинге ведущих авиаперевозчиков России вышла на 13-е место. Осуществляя полеты через три базовых аэропорта (Якутск, Москва, Краснодар) и увеличивая парк современных топливоэффективных самолетов, авиакомпания быстро развивается от регионального авиаперевозчика к крупной сетевой авиакомпании, имеющей реальные шансы войти в десятку крупнейших авиакомпаний России. Доля авиакомпании на авиатранспортном рынке России растет: 1,31% в 2008 году, около 2,0% в 2009 году и первом полугодии 2010 года по пассажирообороту, что связано с активной реализацией программы развития парка воздушных судов.
Обобщенные производственные показатели деятельности авиакомпаний Республики Саха (Якутия)
Таблица 2
Показатели |
Ед. изм. |
2007 |
2008 |
2009 |
2009/2008, в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пассажирооборот |
млн. пкм |
1885,0 |
2335,7 |
2863,9 |
122,6 |
Тоннокилометраж |
тыс. ткм |
240,1 |
286,7 |
326,3 |
113,8 |
Грузооборот |
млн. ткм |
70,5 |
76,5 |
68,5 |
89,6 |
Перевозка пассажиров |
тыс. чел |
983,5 |
1105,9 |
1154,2 |
104,4 |
на транспортной работе |
|
783,3 |
912,1 |
988,7 |
108,4 |
на работах по обслуживанию отраслей экономики |
|
200,2 |
193,7 |
165,5 |
85,4 |
Перевозка почты, грузов |
тыс. тн |
44,7 |
45,0 |
34,8 |
77,3 |
на транспортной работе |
|
26,8 |
28,6 |
24,2 |
84,7 |
на работах по обслуживанию отраслей экономики |
|
17,9 |
16,4 |
10,6 |
64,6 |
Количество вылетов |
тыс. ед. |
21,9 |
23,5 |
24,6 |
104,5 |
Налет часов |
тыс. час |
52 |
58,4 |
66,1 |
113,2 |
Средняя дальность перевозки грузов |
км |
3405,7 |
3747,7 |
4763,5 |
127,1 |
Средняя дальность перевозки пассажиров |
км |
2406 |
2561 |
2897 |
113,1 |
В 2009 году пассажирооборот авиакомпании "Полярные авиалинии" вырос на 19,9%, доля авиакомпании на авиатранспортном рынке России также растет: от 0,042% в 2008 г. до 0,055% в 2009 г. по пассажирообороту. Основной пассажирооборот (91%) авиакомпания выполняет на самолетах Ан-24 и Ан-26.
Динамика изменения основных производственных показателей Мирнинского авиапредприятия характеризуется следующими данными:
при среднеотраслевом спаде перевозок (по авиапассажирам) в кризисном 2009 г. на уровне 9,4% спад показателей аэропортовой деятельности Мирнинского авиационного предприятия составил 11,8%;
при общеотраслевом спаде перевозок (по пассажирообороту) в 2009 г. на 8,3% пассажирооборот Мирнинского авиапредприятия в 2009 г. снизился на 18,4%.
Удельный вес авиакомпании на авиатранспортном рынке России снижается: 0,55% в 2008 году, 0,49% в 2009 году и 0,35% за 6 месяцев 2010 года по пассажирообороту. Это отражается в снижении рейтинга авиакомпании на рынке: за 6 месяцев 2010 года по пассажирообороту она находится на 30-м месте (24-е место в 2008-2009 гг.).
Основной пассажирооборот (77%) авиакомпания выполняет на самолетах Ту-154М, а также на Ту-134 (14%), Ан-24 и Ан-26 (7%).
Частные авиакомпании ООО "ПКАП "Дельта К" и ООО "Авиакомпания "Илин" обслуживают на рынке относительно небольшие специализированные сегменты воздушных перевозок и авиационных работ.
Реестровый парк воздушных судов авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) включает 175 воздушных судна 16 типов различных поколений и сосредоточен, в основном, в трех авиакомпаниях (табл. 3). Структура парка соответствует сферам применения гражданской авиации в регионе.
В настоящее время в парке присутствует значительное количество морально устаревших типов воздушных судов, отличающихся повышенным расходом топлива и высокой трудоемкостью наземного обслуживания. Средний возраст воздушных судов основных отечественных типов приближается к 20 годам (Ту-154М, Ми-26), или превысил 30 лет (Ан-24). Значительная часть парка физически изношена и не используется, фактически эксплуатируемый парк насчитывает 94 воздушных судна.
Для обеспечения конкурентоспособности авиатранспортного комплекса уже в ближайшие годы парк должен быть радикально модернизирован на основе авиатехники нового поколения с учетом оптимизации типоразмерного ряда воздушных судов.
Информация о парке воздушных судов (ВС) авиакомпаний
Таблица 3
|
ОАО АК "Якутия" |
ОАО "Полярные авиалинии" |
Мирнинское АП |
ООО ПКАП "Дельта-К" |
ООО АК |
Всего |
Вертолеты | ||||||
Ми-8 |
|
23 |
23 |
5 |
2 |
53 |
МИ-171 |
|
|
4 |
|
|
|
Ми-8МТВ |
|
4 |
|
|
|
4 |
Ми-26 |
|
|
3 |
|
|
|
Самолеты местных воздушных линий | ||||||
Ан-2 |
|
20 |
15 |
3 |
|
38 |
Ан-3 |
|
6 |
|
|
|
6 |
Ан-38-100 |
|
|
2 |
|
|
|
Л-410 |
|
3 |
|
|
|
2 |
Региональные самолеты | ||||||
Ан-24 |
9 |
6 |
6 |
|
|
21 |
Ан-26 |
1 |
3 |
4 |
|
|
8 |
Ан-140 |
4 |
|
|
|
|
4 |
Магистральные самолеты | ||||||
Боинг-757 |
5 |
|
|
|
|
5 |
Боинг-737-700/800 |
2 |
|
|
|
|
2 |
Ил-76 |
|
|
4 |
|
|
|
Ту-154 |
7 |
|
6 |
|
|
|
Ту-134 |
|
|
3 |
|
|
|
Итого по региональным и магистральным ВС |
28 |
9 |
23 |
- |
- |
60 |
из них ВС современных типов |
11 |
- |
- |
- |
- |
11 |
Всего |
28 |
65 |
70 |
8 |
4 |
175 |
Доля современных воздушных судов нового поколения в парке вертолетов авиакомпаний региона составляет 13%, в парке региональных и магистральных самолетов - 18%.
Обеспечение транспортной доступности на внутриулусных и магистральных направлениях
С 2002 года в Республике Саха (Якутия) существует механизм субсидирования внутриулусных авиаперевозок. В период реализации Программы с 2002 по 2010 гг. преодолена тенденция спада. Объемы внутриулусных перевозок выросли в 2,2 раза с 9,1 тыс. пассажиров в 2002 году до 23,6 тыс. пассажиров в 2009 году, что оказало стабилизирующий эффект на перевозки по межрайонным воздушным линиям и обеспечило ежегодный рост данного вида перевозок на 2,2%.
Росту объема пассажирских перевозок за этот период способствовало ежегодное увеличение объема субсидий, а также обновление парка местных воздушных судов Ан-3Т в количестве 7 единиц, приобретенных за счет средств республиканского бюджета.
С 2009 года Правительством Российской Федерации внедрен механизм субсидирования перевозок отдельных категорий пассажиров (до 23 и старше 60 лет) по магистральным направлениям из аэропортов Якутск, Мирный, Полярный, Нерюнгри в европейскую часть России. Данный механизм позволил увеличить пассажиропотоки по субсидируемым направлениям. В 2009 году по специальным (льготным) тарифам авиакомпаниями республики перевезено более 32 тыс. пассажиров. Впервые за последние годы поездка в центральные регионы страны стала доступна малообеспеченным слоям населения, многие семьи имеют возможность выехать на отдых. С увеличением пассажиропотока улучшились показатели региональных авиакомпаний, участвующих в программе субсидированных авиаперевозок.
2. Основные проблемы (вызовы) в развитии авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Основные актуальные проблемы, требующие своего решения для обеспечения эффективного развития и функционирования авиатранспортного комплекса республики:
недостаточная конкурентоспособность авиатранспортного комплекса республики в связи с высоким удельным весом устаревших типов воздушных судов в парке базирующихся в республике авиакомпаний, неравномерным темпом обновления парка и избыточной раздробленностью летно-технических комплексов между различными авиакомпаниями, базирующимися в Республике Саха (Якутия).
Например, средний удельный расход авиаГСМ (на единицу транспортной работы в пасс-км) по парку региональных и магистральных самолетов (от Ан-24 и выше) Мирнинского авиапредприятия в 1,5 раза превышает аналогичный показатель авиакомпании "Якутия", располагающей более совершенным парком самолетов.
Сложившаяся ситуация не соответствует выявленным тенденциям российского авиатранспортного рынка, где успех достигается авиакомпаниями, активно участвующими в процессах укрупнения (консолидации) и быстро обновляющими эксплуатируемый парк воздушных судов.
Усиление конкуренции на авиатранспортном рынке, связанное с перестройкой отрасли в результате развития процессов интеграции и консолидации, влечет рост требований к качеству и эффективности авиатранспортного обслуживания.
Авиакомпании республики вынуждены вести острую конкурентную борьбу с лидерами гражданской авиации России (Аэрофлот, Трансаэро, Владивосток Авиа), активно использующими современные топливоэффективные воздушные суда;
недостаточное развитие аэропортовой инфраструктуры и сети местных воздушных линий, препятствующее обеспечению транспортной доступности и эффективному авиаобслуживанию населения и отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
Основной особенностью местных перевозок является их высокая социально-экономическая значимость для круглогодичного транспортного обеспечения населения, проживающего в отдаленных районах региона, и характеризует данный вид авиаперевозок как некоммерческий сектор в авиатранспортном комплексе Республики.
В последние годы, за счет реализации мероприятий федеральных и республиканских программ, а также создания и функционирования ФКП "Аэропорты Севера" удалось привести аэропорты к нормативным требованиям авиационных властей, остановить сокращение республиканской сети местных аэропортов и авиалиний, однако пока не удается решить масштабные задачи реконструкции аэродромной сети для обеспечения приема современных типов воздушных судов и обеспечения динамичного развития местных и внутрирегиональных авиаперевозок#
Спад перевозок 90-х годов в наибольшей степени проявился на местных линиях. Количество перевезенных пассажиров сократилось в 3 раза: с 788 850 чел. в 1994 г. до 264 660 чел. в 2000 году. Указанная ситуация не преодолена до настоящего времени (табл. 4): в 2009 г. по местным линиям перевезено 257 161 чел., из них 23 637 чел. по субсидируемым социально значимым внутриулусным маршрутам, несмотря на продолжающийся в гражданской авиации России масштабный восстановительный рост (например, за 2000-2009 гг. магистральные перевозки авиакомпаниями Республики Саха (Якутия) выросли с 309 889 до 731 532 чел.).
Таблица 4
Динамика и структура перевозок пассажиров на транспортной работе в 2000-2009 гг.
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Перевезено пассажиров, всего, чел. |
574349 |
588826 |
612844 |
666842 |
699974 |
684234 |
704947 |
783270 |
912144 |
988693 |
в % к прошлому году в том числе: |
|
102,5 |
104,1 |
108,8 |
105,0 |
97,8 |
103,0 |
111,1 |
116,5 |
108,4 |
на магистральных воздушных линиях |
309889 |
313936 |
346576 |
386552 |
429038 |
414097 |
458124 |
537781 |
654813 |
731532 |
в % к прошлому году |
|
101,3 |
110,4 |
111,5 |
111,0 |
96,5 |
110,6 |
117,4 |
121,8 |
111,7 |
на местных воздушных линиях |
264460 |
274890 |
266268 |
280290 |
270936 |
270137 |
246823 |
245489 |
257331 |
257161 |
в % к прошлому году из них: |
|
103,9 |
96,9 |
105,3 |
96,7 |
99,7 |
91,4 |
99,5 |
104,8 |
99,9 |
на межулусных воздушных линиях |
242960 |
262015 |
252608 |
259985 |
232684 |
227404 |
216324 |
288310 |
217223 |
216035 |
в % к прошлому году |
|
107,8 |
96,4 |
102,9 |
89,5 |
97,7 |
95,1 |
133,3 |
75,3 |
99,5 |
на внутриулусных воздушных линиях |
21500 |
12875 |
13660 |
20305 |
38252 |
42733 |
30499 |
37179 |
40108 |
41126 |
в % к прошлому году |
|
59,9 |
106,1 |
148,6 |
188,4 |
111,7 |
71,4 |
121,9 |
107,9 |
102,5 |
из них на социально значимых ВЛ (субсидируемых) |
|
|
9110 |
18624 |
21124 |
21240 |
15252 |
19634 |
22139 |
23637 |
Как показывает международная и российская практика, в этих условиях важна активная позиция государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг и снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий воздушного транспорта, усиления инновационной, социальной и экологической направленности его развития.
Особое значение играет выработка оптимальной государственной политики поддержки развития гражданской авиации на региональном уровне, т.к. воздушный транспорт является важной составной частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия). Сбалансированная транспортная система, включающая взаимосвязанные сети магистральных и местных авиаперевозок и аэропортов, обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности и качества жизни населения, доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы республики.
3. Цели и задачи развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Целью развития авиатранспортного комплекса является обеспечение его соответствия требованиям эффективного и устойчивого обслуживания текущих и перспективных потребностей населения и отраслей экономики республики в воздушных перевозках и авиационных работах, повышение транспортной доступности, ускорение роста воздушных перевозок и авиационных работ и высокой безопасности в соответствии с действующими в гражданской авиации требованиями и правилами.
Для достижения сформулированной цели, с учетом выявленных основных проблем развития авиатранспортного комплекса необходимо решение перечисленных ниже основных задач:
1. Развитие материально-технической базы авиатранспортного комплекса, включающей парк авиационной техники и объекты наземной инфраструктуры, внедрение технологий, обеспечивающих повышение качества авиаобслуживания, в соответствии с требованиями действующих федеральных и республиканских целевых (адресных инвестиционных) программ.
1.1. Внедрение в эксплуатацию воздушных судов нового поколения российского и зарубежного производства, поддержание летной годности эксплуатируемого парка воздушных судов.
Важное значение имеет обновление парка самолетов и вертолетов для местных воздушных линий. В настоящее время российская авиационная промышленность практически не поставляет самолеты востребованных рынком классов вместимости до 20 и 50 пассажирских кресел. Для решения данного вопроса требуются скоординированные государственные решения и меры по ускорению производства необходимых типов самолетов или поставка зарубежной авиационной техники, аналоги которой не производятся в России.
С учетом особенностей местных воздушных линий Республики Саха (Якутия) необходимо обеспечить внедрение новых типов самолетов малой размерности до 10 пассажирских кресел, что должно способствовать сокращению операционных расходов по сравнению с эксплуатируемыми сегодня воздушными судами.
1.2. Реконструкция и ремонт ВПП, строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений, приобретение спецавтотехники, внедрение современных технологий обслуживания пассажиров, поддержание эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов для обеспечения их соответствия потребностям рынка (в том числе снижение доли грунтовых ВПП).
В первоочередном порядке необходимо строительство ВПП с искусственным покрытием в аэропортах Чокурдах, Нерюнгри, Батагай, Жиганск и Усть-Нера, и реконструкция в аэропортах Якутск, Маган и Черский (данные аэропорты включены в федеральные целевые программы). В связи с сезонным закрытием аэропортов по причине ежегодного размывания полос необходимо также включить в ФЦП строительство ВПП с искусственным покрытием в аэропортах Зырянка, Олекминск, Усть-Мая.
1.3. Социально-экономическая значимость осуществления внутриреспубликанских авиаперевозок, в первую очередь внутриулусных, с обеспечением требуемого уровня безопасности полетов, определяет необходимость государственной поддержки, направленной на содержание авиаплощадок (в республике насчитывается около 160 авиаплощадок, в 2010 году в эксплуатации - 107).
В настоящее время большинство авиаплощадок республики не пригодны для эксплуатации, что негативно отражается на обеспечении функционировании круглогодичной транспортной связи между населенными пунктами и улусными центрами.
Учитывая необходимость комплексного подхода в решении проблемы, необходимо ежегодное выделение средств из республиканского бюджета для приведения авиаплощадок к эксплуатационной годности для приема воздушных судов типа Ан-2, Ан-3и вертолетов типа Ми-8, Ми-26.
1.4. Модернизация системы управления воздушным движением
Создание укрупненных районных центров управления воздушным движением позволит решить вопросы автоматизации планирования воздушного движения и интеграции в национальную автоматизированную систему планирования воздушного движения в интересах обеспечения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации Российской Федерации, а также международной гражданской авиации. Кроме того, позволит снять ограничения, связанные с регламентами работы центров ОВД. Работа проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 гг.)". За счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) планируется строительство здания укрупненного центра организации воздушного движения в г. Якутске.
2. Структурно-имущественное реформирование и совершенствование экономических механизмов функционирования субъектов хозяйственной деятельности в сфере воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) в целях повышения конкурентоспособности авиатранспортного комплекса республики.
2.1. Консолидация авиационного бизнеса (укрупнение авиакомпаний) в регионе в сочетании с их оптимальной специализацией по видам воздушных перевозок и авиаобслуживания отраслей экономики. Достижение на этой основе роста конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, капитализации и ускорения обновления парка, с последующим расширением сферы деятельности укрупненных авиакомпаний, повышения эффективности процессов модернизации производственного потенциала и внедрения инновационных технологий в авиатранспортном комплексе Республики Саха (Якутия).
В рамках республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления развития до 2015 года" в 2011-2015 годах в части оптимизации авиаперевозочной деятельности запланировано объединение (укрупнение) авиаперевозчиков на территории Республики Саха (Якутия), включая Мирнинское авиапредприятие, авиакомпании "Якутия" и "Полярные авиалинии", и вхождение аэропортов Мирнинского авиапредприятия в состав ФКП "Аэропорты Севера". Интеграция авиаперевозчиков и аэропортов имеет целью оптимизировать использование провозных емкостей парка воздушных судов, укрупнить авиакомпанию, войдя в первую десятку авиаперевозчиков РФ по основным производственным показателям, минимизировать структуру управления авиатранспортным производством и оптимизировать (гармонизировать) маршрутную сеть.
2.2. Развитие структуры и технологии работы международного аэропорта "Якутск", повышение качества обслуживания пассажиров и клиентуры международного аэропорта "Якутск" как регионального мультимодального транспортного узла (хаба) для обеспечения эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных воздушных перевозок.
2.3. Оптимальное развитие состава аэропортов ФКП "Аэропорты Севера" с учетом местных аэропортов Западной Якутии для эффективного сохранения и развития аэропортов с малой интенсивностью полетов, улучшения транспортной доступности для населения и отраслей экономики Республики Саха (Якутия). Необходимо провести мероприятия по передаче в федеральную собственность аэровокзального комплекса аэропорта Нерюнгри и завершить его строительство, провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
2.4. Привлечение ресурсов крупных корпораций сырьевого и топливно-энергетического секторов для участия в развитии и обеспечении функционирования местных и региональных аэропортов в зонах реализации проектов освоения месторождений.
2.5. В перспективе, по мере роста авиационной подвижности населения и увеличения объемов аэропортовой деятельности, возможно привлечение негосударственных инвестиций для развития малой авиации на территории Республики Саха (Якутия), для модернизации и коммерческой эксплуатации объектов наземного обслуживания полетов воздушных судов и пассажиров в аэропортах республики, в том числе в сфере обслуживания частной авиации (легкомоторная авиация, любительская авиация). Одной из форм участия негосударственных инвестиций является привлечение малого и среднего бизнеса в сфере авиаперевозочной деятельности, наземного обслуживания.
3. Совершенствование механизмов государственного регулирования и государственной поддержки развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
3.1. Совершенствование механизмов поддержки лизинга современной российской авиатехники на федеральном и республиканском уровнях, в том числе в отношении частичного возмещения затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) воздушных судов, а также приобретения воздушных судов для выполнения полетов по социально значимым местным авиалиниям.
3.2. Совершенствование механизмов субсидирования социально значимых воздушных перевозок на местных, региональных и магистральных направлениях (в части государственного субсидирования перевозок из аэропортов арктической зоны Республики Саха (Якутия) через узловые аэропорты республики (Якутск, Мирный, Полярный, Нерюнгри) до городов Европейской части России по схеме сквозного тарифа.
4. Создание комплексной системы обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
В целях соответствия сертификационным требованиям, предъявленным к службе авиационной безопасности аэропортов, усиления мер и повышения эффективности мероприятий по борьбе с терроризмом, недопущения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропортов республики необходимо полное оснащение предприятий средствами досмотра пассажиров и груза, установка систем видеонаблюдения. Для повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров необходимо обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS находящихся в эксплуатации воздушных судов гражданской авиации.
5. Нормативно-правовое обеспечение предусматривает принятие законодательных и подзаконных нормативных актов на уровне органов государственной власти Республики Саха (Якутия), внесение предложений и проработка вопросов с органами государственной власти Российской Федерации по принятию необходимых законов и подзаконных нормативных актов на федеральном уровне.
В целях обновления парка воздушных судов необходимо принятие подзаконных нормативных актов, стимулирующих лизинговую деятельность. Проблемным остается содержание авиаплощадок (неклассифицированных аэропортов) для осуществления внутрирайонных авиаперевозок. Необходимо принятие законодательного акта Республики Саха (Якутия) "О функционировании авиаплощадок в Республике Саха (Якутия)", регламентирующего закрепление ответственности муниципальных образований за содержание авиаплощадок. Кризисное состояние северных аэропортов предопределяет закрепление правовых положений и норм о государственной поддержке аэропортов Крайнего Севера на федеральном и республиканском уровнях.
Главным фактором экономической эффективности реализации рассматриваемой Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) является то, что консолидация авиатранспортного комплекса республики повысит его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, что позволит ускорить процессы обновления материально-технической базы, в первую очередь, расширить и обновить парк воздушных судов современными эффективными воздушными судами.
Реализация указанных мер повысит экономическую эффективность функционирования воздушного транспорта республики, позволит расширить охват системой субсидирования сети социально значимых маршрутов, а авиакомпаниям, располагающим экономичным парком воздушных судов, позволит более уверенно проводить гибкую тарифную политику, обеспечивая сдерживание роста авиатарифов по социально значимым маршрутам.
При этом тарифная политика авиакомпаний республики будет определяться компромиссным балансом трех факторов: платежеспособностью (доходами) населения, финансовыми возможностями государственного бюджета (федерального, регионального) по субсидированию межрегиональных, внутрирегиональных и местных маршрутов, а также возможностью авиакомпаний по повышению тарифной доступности авиа-перевозок для населения.
4. Прогнозные условия реализации концепции
Развитие воздушного транспорта в Республике Саха (Якутия) в стратегической перспективе будет определяться развитием производительных сил в экономике республики, с учетом региональных "точек роста" (районов планируемой экономической активности и освоения природных ресурсов - в первую очередь в Западной Якутии, где разворачиваются масштабные работы по освоению нефтяных и газовых месторождений и строительству магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан"), требующих адекватного авиатранспортного обслуживания и активного участия в развитии аэропортовой инфраструктуры крупных корпораций, реализующих масштабные инвестиционные проекты на территории республики, а также уровнем развития наземной транспортной инфраструктуры, демографическими тенденциями, определяющими изменение численности населения и уровнем благосостояния населения, проживающего в Республике Саха (Якутия).
Целью мероприятий в области гражданской авиации с учетом положений транспортной политики являются качественное удовлетворение спроса населения и хозяйствующих субъектов на воздушные перевозки и авиационные работы, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни. Прогнозные уровни перевозок грузов и пассажиров воздушным транспортом до 2030 года, увязанные со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), приведены в таблице 5 (отметим, что приведен осторожный (консервативный) долгосрочный прогноз, в настоящее время экономика и воздушный транспорт развиваются по несколько более оптимистичному сценарию).
С вводом в эксплуатацию железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск прогнозируется значительный рост подвижности населения и внутрирегиональных перевозок пассажиров и грузов. Соответственно, этот рост должен быть обеспечен увеличением провозных емкостей авиаперевозчиков. В то же время ввод в эксплуатацию воздушных судов нового поколения позволит не только снизить расходы авиапредприятий, но и обеспечить растущие потребности населения и экономики региона в качественном авиаобслуживании.
Прогноз перевозок воздушного транспорта до 2030 года*
Таблица 5
Показатели |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
Численность населения |
|
951,4 |
949,8 |
949,1 |
984,4 |
1000,7 |
1021,5 |
1034,9 |
Перевезено пассажиров |
тыс. чел. |
1105,9 |
1154,2 |
1259 |
1410 |
1650 |
2250 |
4000 |
Пассажирооборот |
млн. ткм |
2335,7 |
2863,9 |
3229 |
4070 |
5195 |
6630 |
8460 |
Перевезено грузов |
тыс. тонн |
45 |
35 |
28 |
58,5 |
67,8 |
77,7 |
87 |
Грузооборот |
млн. ткм |
76,5 |
68,5 |
62 |
98 |
114 |
130 |
146 |
* Для учета значительных объемов перевозки грузов и пассажиров по заказной работе авиационного транспорта в народном хозяйстве учтены показатели применения авиации в отраслях экономики по перевозкам грузов и пассажиров.
Также, с приходом железной дороги в город Якутск прогнозируется, за счет синергетического эффекта взаимодействия железнодорожного и воздушного транспорта, увеличение грузопотока аэропорта "Якутск", появятся новые направления воздушных грузовых перевозок, что актуализирует реализацию проекта создания на базе аэропорта "Якутск" транспортного узла и требует существенного увеличения его производственных мощностей.
Развитие парка воздушных судов определяется следующими приоритетами:
поставки в парк только современных конкурентоспособных на рынке авиаперевозок типов самолетов и вертолетов, обладающих высокими летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающих возможности достижения высокой интенсивности их эксплуатации;
постепенная замена устаревших типов воздушных судов предыдущих поколений, несмотря на наличие технической возможности продолжения их эксплуатации, с целью снижения расхода топлива и себестоимости перевозок, повышения качества обслуживания пассажиров и грузовой клиентуры, повышения конкурентоспособности авиакомпаний Республики Саха (Якутия);
оптимизация структуры парка, исходя из перспективной структуры воздушных перевозок и авиационных работ, стратегии развития ведущих авиакомпаний Республики Саха (Якутия) на основе сбалансированного роста и обслуживания сетей магистральных (внутрироссийских и международных), внутрирегиональных и местных авиамаршрутов, комплексного решения коммерческих и социальных задач развития транспортной системы, с учетом состояния наземной инфраструктуры при рациональном сокращении типажа эксплуатируемых воздушных судов.
Прогнозная характеристика перспективного парка воздушных судов на период 2020-2030 годы приведена в таблице 6.
Перспективный состав парка воздушных судов авиакомпаний, базирующихся в Республике Саха (Якутия), на период 2020-2030 годы
Таблица 6
Классы воздушных судов |
Типы воздушных судов |
Прогнозируемое количество ВС |
||
2020 г. |
2030 г. |
|||
Самолеты | ||||
Менее 10-12 мест |
Замена Ан-2, Ан-3 (Сessna 208, СМ-92, PC-6, РС-12 и др.) |
15 |
23 |
|
15-19 мест |
Л-410, Beech 1900, DHS-6-400 |
9 |
14 |
|
40-60 мест с ТВД |
Ан-140, АТР-42, Q-300 |
20 |
20 |
|
60-85 мест с ТРДД |
Ан-148, ERJ-175, CRJ-700 |
3 |
6 |
|
85-110 мест |
SSJ-100, ERJ-190, CS-100 |
4 |
8 |
|
140-170 мест |
B-737-700, МС-21-200 |
6 |
24 |
|
170-220 мест |
B-757, B-737 NG, МС-21-300 |
8 |
10 |
|
220-310 мест |
B-767 |
3 |
5 |
|
Грузовой |
Боинг 757-200F |
2 |
3 |
|
Вертолеты | ||||
Тяжелые |
Ми-26, Ми-38 |
2 |
2 |
|
Средние |
Ми-8Т, Ми-8МТВ |
50 |
78 |
|
Легкие |
типа Ансат, Bell 429 |
6 |
10 |
|
Всего воздушных судов |
|
128 |
203 |
С расширением парка воздушных судов нового поколения в авиакомпаниях республики обостряется потребность в подготовленных кадрах летного, технического и иного авиационного персонала. В настоящее время средний возраст летного состава в авиакомпаниях превышает 45 лет, инженерно-технического состава свыше 50 лет. Для эксплуатации парка воздушных судов нового поколения в течение 2010-2030 гг. необходимо подготовить более 650 летных специалистов.
Для восполнения выбывающего кадрового состава и преодоления дефицита специалистов летных, технических профессий, наземных аэропортовых служб, необходимо обеспечить подготовку авиационных специалистов, отвечающих современным требованиям. Для этого нужно развитие современных форм целевой контрактной подготовки, прежде всего за счет привлечения местных трудовых ресурсов и расширения обучения специалистов необходимых профессий, повышения квалификации и переподготовки кадров (технических, управленческих, а в перспективе и летных) на базе колледжа ЯАТУ ГА (Якутского филиала "Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации"), создание благоприятных социальных условий для закрепления специалистов в республике (усиление мотивации, расширение социального пакета), а также финансовая поддержка республики по развитию материально-технической базы колледжа (строительство учебного корпуса, общежития, приобретение тренажерного и иного оборудования), необходимой для учебного процесса.
5. Аспекты реформирования авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
В соответствии с установленными целями для развития авиатранспортного комплекса должны использоваться и поддерживаться конкурентоспособные, адаптированные с учетом отраслевой специфики и доказавшие свою эффективность в условиях Республики Саха (Якутия) организационно-правовые формы и производственные структуры, обеспечивающие рациональный баланс рыночных механизмов и стимулов к конкурентоспособному развитию с современными формами государственного регулирования и поддержки социально значимых и экономически обоснованных задач эффективного авиаобслуживания региона.
В настоящее время основная часть имущества авиатранспортного комплекса региона находится в собственности трех субъектов:
Российская Федерация - аэропорты федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера" (федеральная собственность). ФГУП "Аэропорт "Тикси";
Республика Саха (Якутия) - контрольные пакеты акций ОАО "Авиакомпания "Якутия", ОАО Авиакомпания "Полярные авиалинии" и имущественный комплекс ГУП "Аэропорт "Якутск" (государственная собственность субъекта РФ);
Акционерная компания "АЛРОСА" (ЗАО) - имущественный комплекс, включающий летно-технический и аэропортовый комплексы Мирнинского авиационного предприятия, имеющего статус структурного подразделения акционерной компании "АЛРОСА" (корпоративная собственность).
Правовой статус, условия и режим использования имущества вышеперечисленных предприятий воздушного транспорта в условиях действующего законодательства России существенно различаются, что с учетом специфики условий деятельности конкретных предприятий влияет на их эффективность и конкурентоспособность.
Предприятия республиканской собственности (ГУП "Аэропорт "Якутск", ОАО Авиакомпания "Якутия" и ОАО Авиакомпания "Полярные авиалинии") действуют, с учетом своей производственно-технологической специализации, как самостоятельные рыночные структуры, ориентированные на выстраивание собственной маркетинговой стратегии позиционирования на конкурентном авиатранспортном рынке. В то же время, с учетом их высокой социальной значимости для экономики и населения республики, они получают от своего собственника - Республики Саха (Якутия) легитимно обоснованную финансовую поддержку в части выполнения социально значимых перевозок (через механизмы их бюджетного субсидирования) и инвестиций в модернизацию материально-технической базы (через механизмы реализации республиканских целевых программ развития транспортного комплекса).
Несмотря на то, что в предшествующие годы ряд авиационных структур республики постигла хозяйственная неудача (банкротства), выбранные в настоящее время механизмы функционирования организаций воздушного транспорта республиканской собственности, основанные на рациональном балансе (сочетании) их рыночной самостоятельности и бюджетной поддержки решения социально значимых задач, позволили достичь важных позитивных результатов: стабилизировать финансово-экономическое состояние, поддерживать устойчивое функционирование и динамичное развитие.
Мирнинское авиационное предприятие, являющееся структурным подразделением и, соответственно, корпоративной собственностью акционерной компании "АЛРОСА", по своему механизму деятельности является не рыночной структурой, а "авиатранспортным цехом" крупнейшей в мире алмазодобывающей компании. Финансовый механизм деятельности авиапредприятия включает покрытие на бесприбыльной основе затрат на авиаперевозки, услуги для структур АК "АЛРОСА", а также изъятие в фонды АК "АЛРОСА" полученной от работы со сторонними заказчиками прибыли либо покрытие из средств АК "АЛРОСА" убытка, полученного по работам со сторонними заказчиками. Собственные рыночные стимулы к развитию и повышению эффективности у Мирнинского авиапредприятия в значительной мере ослаблены.
С учетом международного и российского опыта развития авиатранспортного бизнеса, проведенного анализа рыночных тенденций и сопоставления эффективности различных организационно-экономических механизмов деятельности предприятий авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) рекомендуется следующая структура функционирования основных звеньев авиатранспортного комплекса Республики:
- Крупные и средние аэропорты:
Якутск - самостоятельное юридическое лицо, основной собственник-субъект Российской Федерации, в качестве миноритарных акционеров или арендаторов в перспективе может привлекаться частный бизнес;
Мирный - самостоятельное акционерное общество, в рамках предлагаемого реформирования авиатранспортного комплекса акционеры - Республика Саха (Якутия) и Акционерная компания "АЛРОСА".
- Местные аэропорты (включая часть из них, входящих в состав Мирнинского авиапредприятия) - функционирование в составе единого федерального казенного аэропортового предприятия. При этом возможно рассматривать выделение в самостоятельную структуру аэропорта (аэропортов) в зоне интенсивного освоения природных ресурсов, с привлечением в качестве инвесторов корпоративных структур, реализующих в регионе долгосрочные инвестиционные проекты.
- Авиакомпания - основной республиканский магистральный и международный авиаперевозчик, развивающийся в направлении превращения в одну из крупнейших сетевых российских авиакомпаний, основной собственник - субъект РФ.
- Авиакомпания - основной оператор на местных воздушных линиях и авиационных работах в регионе, основной собственник - субъект РФ.
Частный бизнес, на принципах конкурентного развития и прав равного доступа к рыночному обслуживанию, располагает возможностями развития в секторе малой авиации и выполнения авиационных работ, обслуживая специализированные сегменты рынка воздушных перевозок и авиационных работ республики.
Основные необходимые организационные меры и механизмы обеспечения реализации предложенной Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия):
1. Развитие материально-технической базы авиатранспортного комплекса, включающей парк авиационной техники и объекты наземной инфраструктуры (капвложения и инвестиции). Государственная поддержка реализации Концепции может осуществляться по следующим основным направлениям: предоставление государственных гарантий; предоставление инвестиционных налоговых кредитов предприятиям и организациям; стимулирование развития лизинга авиационной и наземной техники авиапредприятий, в части возмещения затрат по лизингу; прямые затраты из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на капитальные вложения.
2. Меры государственного регулирования и управления по повышению транспортной и тарифной доступности воздушных перевозок. Совершенствование механизмов субсидирования социально значимых воздушных перевозок на местных, региональных и магистральных направлениях (в части государственного субсидирования перевозок из аэропортов арктической зоны Республики Саха (Якутия) через узловые аэропорты республики (Якутск, Мирный, Полярный, Нерюнгри) до городов Европейской части России по схеме сквозного тарифа.
3. Структурно-имущественное реформирование и совершенствование экономических механизмов функционирования субъектов хозяйственной деятельности в сфере воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности авиатранспортного комплекса республики. Создание специализированных крупных авиакомпаний путем консолидации активов существующих авиапредприятий.
В рамках данного мероприятия Концепции необходимо осуществить: разработку ТЭО целесообразности выделения аэропортового комплекса "Мирный" в самостоятельное аэропортовое предприятие; разработку ТЭО целесообразности выделения аэропортового комплекса (комплексов)* в самостоятельное аэропортовое предприятие (с привлечением заинтересованных крупных инвесторов); разработку ТЭО передачи местных аэропортов Мирнинского авиапредприятия АК "АЛРОСА" в федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера"; подготовку ТЭО юридической сделки по участию АК "АЛРОСА" в акционерном капитале ОАО "Авиакомпания "Якутия", ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"; определение формы оплаты приобретаемых пакетов акций.
6. Ожидаемые результаты реализации концепции
Реализация рассмотренных в Концепции механизмов развития авиатранспортного комплекса обеспечит:
а) повышение конкурентоспособности гражданской авиации Республики Саха (Якутия) на основе укрупнения региональных летно-технических и аэропортово-производственных комплексов и повышения их инвестиционной привлекательности за счет совершенствования организации и консолидации авиационного бизнеса, перехода к современным формам и механизмам участия крупных корпораций в развитии и поддержании функционирования авиатранспортного комплекса региона (в качестве акционера организаций воздушного транспорта).
Консолидация авиаперевозчиков позволит создать единую магистральную авиакомпанию со стартовым объемом перевозок пассажиров более 1,2 млн. пассажиров в год (которая станет настоящим лидером авиации Республики и, одновременно, имеет реальные шансы войти первую десятку ведущих российских авиакомпаний) и единую внутрирегиональную авиакомпанию со стартовым объемом перевозок более 140 тыс. пассажиров в год; в аэропортовой сфере одной из важных целевых задач является увеличение количества региональных аэропортов, оснащенных взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием.
б) ускорение темпов роста и обновления парка современными, эффективными по расходу топлива воздушными судами и инвестиционной активности укрупненных предприятий авиатранспортного комплекса, в соответствии с растущим рыночным спросом на воздушные перевозки и авиационные работы, повышение на этой основе эффективности и инновационной направленности процессов модернизации производственного потенциала и экономической эффективности деятельности авиатранспортного комплекса республики.
До 2015 года будет обеспечено увеличение удельного веса самолетов современных типов в парке авиакомпаний региона до уровня не ниже 50%.
в) рост авиационной подвижности, повышение качества авиатранспортного обслуживания населения и отраслей экономики, сдерживание роста авиатарифов на социальных маршрутах, улучшение транспортной доступности территорий региона и в том числе объемов перевозок по социально значимым авиалиниям.
В 2020-2025 годах будет обеспечено повышение средней авиационной подвижности населения до уровня не ниже 2 поездок в год на 1 жителя Республики Саха (Якутия) по сравнению со средней авиационной подвижностью населения в 2009 году 1 поездка в год.
* Варианты - Ленск, Талакан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2010 г. N 520 "Об утверждении Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 8 декабря 2010 г. N 78
Настоящий документ снят с контроля