В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории Нерюнгринского района, создания благоприятных условий для повышения деловой активности субъектов малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, Законом Республики Саха (Якутия) от 19.12.2006 г. 401-З N 817-III "О Государственной целевой программе "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", Уставом муниципального образования "Нерюнгринский район",
Нерюнгринский районный Совет решил:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Нерюнгринский район" на 2009 - 2011 годы" (прилагается).
2. Финансирование муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2009 - 2011 годы" осуществлять в пределах средств, утвержденных в бюджете муниципального образования "Нерюнгринский район".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую Комиссию по финансово-бюджетной, налоговой политике и собственности Нерюнгринского районного Совета.
4. Настоящее решение вступает в силу после опубликования в Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района.
Глава муниципального образования |
В.В. Кожевников |
Муниципальная целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2009-2011 годы"
(утв. Решением депутатов Нерюнгринского районного Совета депутатов от 23 декабря 2008 г. N 8-3)
Паспорт
Муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2009-2011 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2009-2011 годы" |
|||||||
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"; - Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2005 г. 3 N 559-III "О государственной поддержке товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)"; - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2003 г. N 718 "О Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия)". - Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 8 апреля 2008 года Пр-582; Распоряжение главы муниципального образования "Нерюнгринский район" от 25.08.2008 г. N 591-р "О разработке Программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2009-2011 годы" |
|||||||
Заказчик-координатор программы |
Нерюнгринская районная администрация |
|||||||
Основные разработчики программы |
Управление потребительского рынка Нерюнгринской районной администрации, Управление экономического развития, ценовой (тарифной) политики Нерюнгринской районной администрации, Центр занятости населения Нерюнгринского района |
|||||||
Цели Программы |
- Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства; - оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональные и межрегиональные рынки; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; - увеличение доли производимых товаров субъектами малого и среднего предпринимательства (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; - увеличение объемов налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в доходную часть районного бюджета. |
|||||||
Задачи Программы |
- Формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства; - совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности; - формирование условий, обеспечивающих рост субъектов малого и среднего предпринимательства и численности занятого предпринимательской деятельностью населения; - внедрение системы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства; - максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных услугах; - организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; - содействие в продвижении продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно - ярмарочной деятельности; - развитие системы коммуникаций бизнес - власть -общество |
|||||||
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы. |
|||||||
Перечень основных мероприятий |
- Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам; - подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства; - обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства; - содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства; - развитие производственной сферы предпринимательства; - организация новых производств. |
|||||||
Исполнители мероприятий Программы |
- Нерюнгринская районная администрация; - Администрации поселений муниципального образования "Нерюнгринский район"; - Бизнес - инкубатор Нерюнгринского района; - Субъекты малого и среднего предпринимательства. |
|||||||
Объем и источники финансирования Программы |
N |
Годы |
Всего Тыс. руб. |
В том числе по источникам |
||||
РБ |
Бюджет МО |
Прочие источники |
||||||
1. |
Всего |
259460 |
45000 |
45000 |
169460 |
|||
в том числе по годам | ||||||||
|
2009 |
59820 |
10000 |
10000 |
39820 |
|||
|
2010 |
92320 |
15000 |
15000 |
62320 |
|||
|
2011 |
107320 |
20000 |
20000 |
67320 |
|||
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Создание целостной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывающей широкий спектр финансово-кредитной поддержки, информационных, образовательных, консалтинговых, лизинговых и других услуг позволит добиться следующих результатов к началу 2012 года: |
|||||||
Индикаторы |
01.01.2008 |
01.01.2012 |
||||||
Отгружено товаров собственного производства и услуг, млн. руб. |
2346 |
3692 |
||||||
Объем налоговых поступлений в муниципальный бюджет, млн. руб |
123,52 |
138,80 |
||||||
Количество малых и средних предприятий, ед. |
472 |
551 |
||||||
Количество работников малых предприятий, чел. |
4097 |
4793 |
||||||
Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике, % |
8,58 |
10,1 |
||||||
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
- Оборот малых и средних предприятий; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства - доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике; - объем налоговых поступлений; - количество созданных рабочих мест; - объем работ, выполненных субъектами малого и среднего предпринимательства по муниципальному заказу и его доля в общей сумме освоенных средств по муниципальному заказу. |
|||||||
Контроль за реализацией Программы |
Подготовка отчетов по итогам года о реализации Программы. Контроль за исполнением Программы: - Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости PC (Я); - Нерюнгринская районная администрация; - Нерюнгринский районный Совет депутатов - Годовое собрание полномочных представителей субъектов малого и среднего предпринимательства. |
По-видимому, в тексте предыдущей таблицы допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 года N 249 следует читать как 22 апреля 2005 года.
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 19.12.2006 г. 401-З N 817-III о государственной целевой программе "Развитие предпринимательства и туризма в республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы".
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы содействия развитию малого предпринимательства.
С 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Разработка Программы базируется на анализе состояния развития сферы малого и среднего бизнеса в Нерюнгринском районе в настоящее время.
Цели и задачи настоящей Программы предусматривают реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Нерюнгринского района.
Программа определяет перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственных за реализацию мероприятий, основные показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства.
Программа разработана с учетом Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2007 год и основные направления до 2011 года, ранее принятой в PC (Я) государственной целевой программы "Развитие малого предпринимательства и туризма в PC (Я) на 2007-2011 гг.", а также с учетом Программы социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2007 - 2011 годы и основные направления на 2015, 2020 годы".
На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства, в том числе:
1. Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
2. Из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район";
3. Прочие источники (прогнозируются как возможные источники финансирования), в том числе:
- собственные средства предприятий, средства кредитных учреждений и инвесторов и др.
Срок реализации Программы рассчитан на 2009-2011 годы и предусматривает реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Мировой опыт показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в решении социально - экономических задач муниципальных образований. В условиях современной рыночной экономики развитие малого и среднего предпринимательства Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней для решения проблем социально -экономического развития.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), обеспечивающих достойный уровень жизни и являющихся главной стабилизирующей политической силой гражданского общества.
Малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Массовое развитие малого и среднего предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
Малое и среднее предпринимательство является динамично развивающимся важнейшим элементом рыночной экономики Нерюнгринского района. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности.
В малое и среднее предпринимательство вовлечены тысячи трудоспособных жителей Нерюнгринского района.
Развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Нерюнгринского района, и наоборот, свертывание малого и среднего предпринимательства может иметь серьезные негативные последствия как экономического, так и социального характера.
Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость трудоспособного населения, обеспечение жителей Нерюнгринского района необходимыми им товарами, услугами, формирование среднего класса, реализация общерайонных социальных задач.
Таким образом, поддержка малого и среднего предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений политики как государства в целом, так и органов местного самоуправления, решающих двуединую социально-экономическую задачу.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства, итоги совещаний, встреч, заседаний Союза предпринимателей Нерюнгринского района позволяют выявлять проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в районе:
- организации малого и среднего предпринимательства характеризуются относительной неустойчивостью в связи с менее благоприятными (по сравнению с крупными предприятиями) условиями хозяйствования, проявляющимися в форме относительно худшего состояния внутренней и внешней среды;
- внешняя среда малого и среднего предпринимательства отличается особой неопределенностью, потому что они действуют, как правило, на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных предприятий характеризуется значительно более высокой степенью неизвестности и стихийности, то есть финансовые риски малого и среднего бизнеса объективно значительно выше;
- особенностью внешней среды малого и среднего бизнеса является его объективно подчиненная роль системе отношений с государством, местным самоуправлением, крупным бизнесом и финансово - кредитными институтами. Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают значительно меньшими финансовыми возможностями по сравнению с крупными предприятиями.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Данная Программа сформирована с учетом позитивных сдвигов в области нормативно - правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональные и межрегиональные рынки;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развития самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение налоговых поступлений в доходную часть бюджета Нерюнгринского района от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности;
- формирование условий, обеспечивающих рост субъектов малого и среднего предпринимательства и численности занятого предпринимательской деятельностью населения Нерюнгринского района;
- внедрение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных услугах;
- организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно - ярмарочной деятельности;
- развитие системы коммуникаций "бизнес - власть - общество".
Система мероприятий представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для развития малого и среднего предпринимательства, финансово - имущественной и информационно-образовательной поддержки малого и среднего предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру в области предпринимательства.
В качестве ключевого направления поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании рассматривается финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. В данном направлении предусматривается реализация следующих мероприятий:
- привлечение заемных банковских средств под гарантии районного и республиканского Фондов поддержки малого предпринимательства;
- разработка и реализация механизма компенсации процентных ставок по банковским кредитам;
- создание кредитного потребительского кооператива граждан.
В качестве значительной меры по развитию малого бизнеса района является его имущественная поддержка. В течение первого этапа реализации Программных мероприятий предполагается проведение полной пообъектной инвентаризации муниципальной собственности и имущества, которое, во-первых, может быть передано субъектам предпринимательства, во-вторых, позволит увеличить неналоговые доходы муниципального бюджета за счет сдачи данных объектов в аренду хозяйствующим субъектам заинтересованным в развитии бизнеса на территории Нерюнгринского района.
Кроме того, немаловажное значение имеет продолжение системной работы по:
- устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности;
- повышению образовательного уровня кадров для малого бизнеса предусмотреть внедрение специальных программ;
- принятию различных мер по повышению социальной защищенности и обеспечению охраны труда наемных работников, занятых в сфере малого предпринимательства.
- повышение квалификации мастеров по пошиву одежды, головных уборов и парикмахеров;
- проведение организационных мероприятий по привлечению молодых специалистов для работы в сфере бытового обслуживания.
При реализации Программы должны быть учтены следующие принципы:
1. Выделение средств из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляется на принципах софинансирования. Дополнительно к данным средствам выделяются средства из республиканского бюджета и средства субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Выделение целевых групп поддержки: стартующих предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства, организующих бизнес по приоритетным направлениям.
3. Переход на самоокупаемость субъектов малого и среднего предпринимательства. Успешными признаются только такие институты содействия малого и среднего предпринимательства, которые ориентируются на постепенный переход к самоокупаемости.
4. Ориентация на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, обладающих потенциалом выхода на межрегиональные и экспортные рынки.
5. Публичность, прозрачность Программы на основе регулярного проведения мониторинга и оценка ее выполнения. Ежегодная корректировка (уточнение) программы с учетом оценки ее реализации в предшествующем году.
Настоящая Программа рассчитана на среднесрочный период с 2009 - 2011 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложения N 1. С учетом изменений социально -экономического развития Нерюнгринского района мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
3. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по 8 следующим разделам (приложение N 1):
Раздел 1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам;
Раздел 2. Обучение и подготовка кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
Раздел 3. Обеспечение консультационной, организационно -методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Раздел 4. Содействие росту конкурентноспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;
Раздел 5. Мегапроекты и возможности развития малого и среднего предпринимательства;
Раздел 6. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства;
Раздел 7. Инновационные проекты;
Раздел 8. Развитие туризма.
4 Исследование потенциала развития малого и среднего предпринимательства
Муниципальное образование "Нерюнгринский район" по площади, равной 93,0 тыс. кв. км, можно сравнить со средней европейской страной. В состав территории входят 7 поселков: Чульман, Серебряный Бор, Беркакит, Хани, Золотинка, Нагорный, Большое Хатыми и село - Иенгра.
Нерюнгринский район занимает исключительно выгодное географическое положение, располагаясь близко к Транссибирской железнодорожной магистрали и портам Охотского моря. Через территорию проходит автодорога республиканского значения "Большой Невер - Якутск" протяженностью 1232 км. Протяженность железной дороги составляет 280 км.
Основу экономики Нерюнгринского района составляют отрасли промышленности, специализирующиеся на добыче угля, золота, выработке электроэнергии. В объеме промышленной продукции доля угольной отрасли составляет около 85%, золотодобывающей около 10%, прочих отраслей 5%. Общие балансовые запасы Южно-Якутского угольного бассейна оцениваются в 4,5 млрд. тонн, с преобладанием углей коксующихся ценных марок, пригодных в металлургии.
К настоящему времени в районе разведаны месторождения различных полезных ископаемых, в том числе - апатита, мрамора, горного хрусталя, интересны месторождения камнецветного сырья.
Энергетику Южной Якутии представляют Нерюнгринская ГРЭС и Чульманская ТЭЦ, которые закольцованы в объединенную энергосистему Дальнего Востока и поставляют ежегодно в этот регион по перетоку до 0,9 млн. кВт/час электроэнергии.
Основной бюджетоформирующей отраслью является угледобыча, представленная крупнейшим угледобывающим предприятием республики и Дальневосточного региона Открытым акционерным обществом холдинговая компания "Якутуголь", ООО "Олонгроуголь", ПФК "Север", ОАО "Нерюнгриуголь", ЗАО "Малые разрезы Нерюнгри", Саха-Корейским совместным предприятием по добыче угля ООО СП "Эрэл", ООО СП "Эрчим-Тхан". В 2007 г. угледобывающими предприятиями Нерюнгринского района добыто 11,3 млн. тонн угля.
Экономически активное население Нерюнгринского района в 2007 г. составило 53 тысячи человек. Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в 2007 г. превысила 18 тыс. рублей, с темпом роста к 2006 г. в 122%. Среднедушевые денежные доходы населения района выросли до 16,0 тыс. рублей, что на 4 тысячи выше среднереспубликанского уровня. Потребительские расходы на душу населения в месяц составили около 12 тыс. рублей. По обороту розничной торговли Нерюнгринский район занимает 2 место в республике.
Дальнейшее перспективы развития экономики муниципального образования "Нерюнгринский район" прежде всего связаны с освоением Эльгинского месторождения, увеличением объемов горно-геологических работ, освоением золоторудных месторождений, переходом на подземный вид угледобычи, разработкой новых месторождений полезных ископаемых, таких как хромдипсида, гранита, вольфрама, железной руды, организацией перерабатывающего и металлургического производств.
К этому следует добавить самую развитую в республике транспортную и социальную инфраструктуру, мощную энергетическую базу. Здесь сконцентрирован человеческий потенциал, самый главный капитал XXI веке. Крайне важно умело распорядиться имеющимися трудовыми ресурсами, проводить разумную миграционную политику, всячески способствовать целевой подготовке и закреплению кадров из числа местного населения.
В силу уникальности и практической неисчерпаемости запасов угля и других не менее ценных минеральных богатств большой хозяйственной значимости, растительного и животного мира, высокого профессионализма, муниципальное образование "Нерюнгринский район" обладает огромной перспективой развития, гарантированной эффективностью вложения финансовых средств и интеллектуальной энергии в освоение разведанных богатств, дальнейшее промышленное, социальное и культурное развитие.
Главной целью политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) является создание благоприятного климата для ускорения развития малого и среднего бизнеса. Поскольку чем лучше предпринимательский климат в обществе в целом и в каждом населенном пункте, тем выше число действующих и потенциальных предпринимателей.
В целом за последние годы в Нерюнгринском районе наблюдается устойчивая динамика развития малого и среднего предпринимательства. Количество и объем произведенной продукции имеет тенденцию к увеличению. Растет из года в год социальная значимость предпринимательства. Развитие малого и среднего бизнеса решает проблемы занятости населения, безработицы, расширения рынка товаров и платных услуг.
Производительные силы субъектов малого и среднего предпринимательства будут тяготеть к крупным городским центрам, город Нерюнгри станет основным центром деловой активности на юге Якутии. В прогнозном периоде значительного роста достигнет пищевая, легкая, лесная, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов и строительная индустрия.
Основные зоны повышенной предпринимательской активности в перспективе связаны с южными и юго-западными районами республики, где будут сосредоточены основные производственные объекты, базы, складские помещения, грузоперерабатывающие терминалы, ремонтные мастерские, а также предприятия по оказанию бытовых услуг, агрохозяйства, объекты розничной торговли и общепита и т.д.
Вопрос системного социально-экономического развития республики должен быть решен с активным привлечением предпринимателей и органов местного самоуправления.
5. Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района. Анализ проведен по ряду показателей, проанализировав которые, сформулированы цели, задачи и направления деятельности при осуществлении Программы.
Динамика основных показателей, характеризующих современное состояние и тенденции развития малого и среднего предпринимательства, показана в таблицах 5.1, 5.2.
Таблица 5.1.
Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Количество субъектов малого предпринимательства, в том числе: |
5318 |
3119 |
3183 |
3395 |
3536 |
малых предприятий, единиц |
365 |
440 |
384 |
426 |
483 |
индивидуальных предпринимателей |
4953 |
2679 |
2799 |
2969 |
3064 |
Среднесписочная численность занятых в малом предпринимательстве, человек.1 |
2534 |
2930 |
2930 |
2861 |
4097 |
Численность занятых в экономике, человек |
50849 |
52100 |
52500 |
47964 |
47710 |
Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике,% |
4,98 |
5,1 |
5,58 |
5,96 |
8,58 |
Число малых предприятий, ед.
Таблица 5.2.
Показатели деятельности субъектов малых и средних предприятий.
Показатель |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Среднесписочная численность работников, человек |
2534 |
3137 |
2930 |
2861 |
4097 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, рублей |
5836,3 |
6484,8 |
7121,1 |
9397,7 |
10807,4 |
Оборот общественного питания млн. рублей |
50,5 |
56,1 |
62,3 |
69,2 |
96,9 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. рублей |
985,5 |
1015,0 |
1069,9 |
1585,3 |
2346,3 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
592,0 |
600,0 |
999,1 |
743,9 |
982,0 |
В настоящее время в Нерюнгринском районе сложился устойчивый сектор малого и среднего предпринимательства. По статистическим данным в Нерюнгринском районе на 01.01.2008 г. зарегистрировано 483 малых предприятия. Наибольшее предпочтение при создании предприятий малого и среднего бизнеса отдается обществам с ограниченной ответственностью. В настоящее время в структуре малых и средних предприятий по организационно- правовым нормам их доля составляет 87,9%. Удельный вес акционерных обществ -6,9%, производственных кооперативов - 5,2 %.
Отгружено товаров собственного производства по статистическим данным за 2007 год на сумму 2346,3 млн. рублей. Оборот розничной торговли малых предприятий за 2007 год составил 982,0 млн. руб.
По статистическим данным среднесписочная численность работников малых предприятий в 2007 году составила 4097 человек. Среднемесячная заработная плата на 1 работника малых предприятий по району составила 10807,4 руб.
Распределение малых и средних предприятий в 2007 году по видам экономической деятельности сложилась следующим образом:
Наибольшее количество предприятий (41,5%) сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 14,8% - в строительстве, 7,1% - в обрабатывающем производстве, 0,8% - в сельском хозяйстве, 35,8% - в других отраслях производства.
отраслевая структура малых предприятий %
Анализ отраслевой структуры предприятий малого и среднего бизнеса свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса в непроизводственной сфере. На это влияют различные факторы, но в особенности проблема заключается в неразвитой кооперации крупного и малого бизнеса, ограниченности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным мощностям, аренде и приобретению помещений и оборудования, неразвитости лизинговых услуг.
По состоянию на 01.01.08 г. на налоговом учете в МО "Нерюнгринский район" состояло 3064 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность без образования юридического лица.
Снижение количества индивидуальных предпринимателей произошло в 2004 году в связи со снятием с учета предпринимателей, не прошедших перерегистрацию в установленные сроки.
Вклад индивидуальных предпринимателей района наиболее заметен в обеспечении внутреннего рынка района такими видами товаров и услуг как, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, товарная пищевая рыбная продукция (рыба копченая, сельдь всех видов обработки), колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, а также полиграфическая продукция, швейные изделия, ювелирные изделия, изделия из камнецветов, сувенирные изделия из меха и кости.
число предпринимателей без образования юридического лица, чел.
Анализ показывает, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого и среднего предпринимательства, недостаточное количество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, не позволяют составить представление о реальной сфере малого и среднего предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений. Многообразие форм налогообложения, которые вынуждены использовать малые и средние предприятия и индивидуальные предприниматели из-за специфики и законодательных ограничений в конкретных видах хозяйственной деятельности, а также особенности учета и распределения поступающих налоговых платежей не позволяют во многих случаях с достаточной точностью рассчитать сумму налоговых платежей, осуществленных субъектами малого и среднего бизнеса. Поэтому оценка истинного вклада в развитие муниципального образования "Нерюнгринский район" субъектов малого и среднего бизнеса - не простая задача.
Для получения полной и достоверной информации о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства, выявления тенденций его развития и существующих проблем необходимо создание и постоянное пополнение базы данных, а также проведение анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам.
На сегодняшний день в районе недостаточно развита инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, существует проблема в получении доступных качественных, информационных, маркетинговых, консультационных, юридических и других услуг.
На сегодняшний день в районе существует проблема ограниченности доступа к банковским кредитам из - за сложной залоговой системы, высоких процентных ставок, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит для субъектов малого и среднего предпринимательства остается.
При проведении анализа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства использованы результаты опросов, проведенных среди представителей малого и среднего бизнеса Нерюнгринского района, по основным проблемам, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства. Результаты опросов приведены ниже.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий раздела предполагает сочетание бюджетных и иных источников финансирования. Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств МО "Нерюнгринский район", государственного бюджета PC (Я) в части средств, предусмотренных в Республиканской целевой программе, средств республиканского фонда развития малого предпринимательства, собственных средств предприятий, предпринимателей и привлеченных средств.
Средства республиканского бюджета привлекаются на основе включения мероприятий, охватывающих территорию района, в Республиканскую целевую программу, а также защиты ежегодных заявок на финансирование (гарантирование) предпринимательских проектов через республиканский фонд поддержки малого предпринимательства.
Таблица 7.1.
Источники финансирования.
Годы |
Всего финансовых средств, тыс. руб. |
В том числе по источникам финансирования, тыс. руб. |
||
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Привлеченные средства |
||
2009 |
59820 |
10000 |
10000 |
39820 |
2010 |
92320 |
15000 |
15000 |
62320 |
2011 |
107320 |
20000 |
20000 |
67320 |
Всего |
259460 |
45000 |
45000 |
169460 |
7. Механизм реализации Программы
Решение поставленных в Программе задач, с учетом сложившейся положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района предполагается решать через следующие механизмы:
1. Нормативно - правовое и организационной обеспечение;
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
3. Обучение и переподготовку кадров для малого и среднего предпринимательства;
4. информационно методическое обеспечение и пропаганду предпринимательской деятельности;
5. организацию работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы;
6. Организацию и проведения конкурсов;
7. Инвестиционной финансовую поддержку;
8. сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
9. расширение деловых связей и возможностей;
10. мониторинг развития малого и среднего предпринимательства,
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования" Нерюнгринский район".
Реализация Программы осуществляется посредством взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и ассоциаций малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы заказчик Программы - Нерюнгринская районная администрация, ежегодно в установленном порядке, подготавливает отчет о ходе ее реализации.
8. Оценка ожидаемой эффективности Программы
Существует много способов активизации предпринимательского потенциала людей, но для того, чтобы прогнозировать какие-то изменения необходим системный подход. Необходимо учитывать, что на изменение мышления людей, на их обучение нужно время, нужны немалые средства на кредитование и обеспечения охвата "выращивания" предпринимателей среди всех слоев населения.
Кроме того, нужно учитывать специфику ситуации и особенности населения Нерюнгринского района, выявляя, чтобы количество начатых дел было соизмеримо с количеством успешных через какое - то время предприятий, и своевременно решать проблемы, обусловленные этой спецификой.
Во главе данной Программы находятся инициативные и ответственные люди -руководство района, общественные объединения субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осознают всю важность решения этой проблемы для развития района. Поэтому у данной Программы есть все шансы достигнуть поставленные цели.
В результате реализации мероприятий Программы в последующей среднесрочной перспективе до 2011 года, будут достигнуты следующие социально - экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе:
- Увеличено количество малых предприятий до 551;
- Увеличена доля занятых в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых на крупных и средних предприятиях до 10,1%;
- Увеличена среднемесячная заработная плата до 16554 руб.;
- Увеличена доля налоговых поступлений - на 12,3%;
Достигнутые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства получат и качественные социальные результаты:
- Развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
- Гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства с муниципальными органами власти, предпринимателями и наемными работниками;
- Насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами;
- Укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
Таблица 8.1.
Показатели экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы
Показатель |
Годы |
Источники информации |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Показатели экономической эффективности | ||||||
1.1. Количество малых предприятий, ед. |
472 |
490 |
509 |
529 |
551 |
ТО ФСГС |
1.2. Объем отгруженных товаров и услуг, млн. руб. |
2346,3 |
2651,3 |
2969,5 |
3325,8 |
3691,7 |
ТО ФСГС |
1.3. Оборот розничной торговли, млн. руб. |
982,0 |
1149 |
1298,4 |
1454,2 |
1614,2 |
ТО ФСГС |
1.4. Оборот общественного питания, млн. руб. |
96,9 |
109,5 |
122,6 |
136,1 |
151,1 |
ТО ФСГС |
1.5. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме отгруженных товаров, %. |
9,14 |
7,84 |
7,71 |
7,74 |
7,97 |
ТО ФСГС |
2. Показатели социальной эффективности | ||||||
2.1. Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике, (%) |
8,58 |
8,93 |
9,28 |
9,65 |
10,1 |
Расчетные данные |
2.2. Среднемесячная заработная плата на одного работника субъектов малого и среднего бизнеса, рублей |
10807,4 |
11996,2 |
13435,7 |
14913,6 |
16554,2 |
ТО ФСГС |
3. Показатели бюджетной эффективности | ||||||
3.1. Объем налоговых поступлений, млн. руб. |
123,52 |
124,54 |
128,22 |
133,51 |
138,8 |
УМНС |
Глава муниципального образования |
В.В. Кожевников |
Приложение N 1
к муниципальной целевой программе
"Развитие субъектов субъектов
малого и среднего предпринимательства
в муниципальном образовании
"Нерюнгринский район" на 2009 - 2011 гг."
Система программных мероприятий
Глава муниципального образования |
В.В. Кожевников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Нерюнгринского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2008 г. N 8-3 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2009 - 2011 годы"
Настоящее решение вступает в силу после опубликования
Текст решения опубликован в Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района от 30 декабря 2008 г. N 52
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Нерюнгринского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2011 г. N 7-26
Изменения вступают в силу после опубликования названного решения
Решение Нерюнгринского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2010 г. N 12-18