Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение N 1)
Стратегия
развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011-2020 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2010 г. N 594)
Введение
Малому и среднему предпринимательству определяется важная роль в экономическом развитии страны и формировании среднего класса.
Вопросы развития предпринимательства и создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года малое предпринимательство, а особенно наукоемкий, высокотехнологичный его сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода экономики субъектов федерации на инновационный путь развития.
На пленарном заседании X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий "Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики", были озвучены позиции государства по увеличению к 2012 году на треть таких основных показателей развития малого и среднего бизнеса, как вклад малого и среднего бизнеса в ВВП, доля занятых в малом и среднем бизнесе, доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере. Учитывая инновационный путь развития экономики России, планируется шестикратное увеличение доли инновационных компаний. При этом локомотивом инновационной экономики в процессе модернизации, выступает малый и средний бизнес.
Для России характерна значительная неравномерность уровня социально-экономического развития регионов. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года связана с преодолением структурных проблем, комплексным освоением территории, реализацией конкурентных преимуществ региона. По мере поэтапной реализации стратегических планов, крупных инвестиционных проектов формируются предпосылки для роста активности малого предпринимательства. Эффективное использование этих возможностей обеспечит качественное развитие предпринимательства, признание его одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, что будет способствовать обеспечению оптимальной структуры, гибкости, инновационности, устойчивости экономической системы в целом, роста доходов и качества жизни населения.
Основные показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в течение последних лет имеют положительную динамику, однако по ряду показателей развития малого и среднего предпринимательства несколько отстает от общероссийских значений. В первую очередь, это связано с высокой долей крупного бизнеса, задействованного в разработке полезных ископаемых, энергетики, транспорта и т.д.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) разработана на основе анализа социально-экономического развития республики за предшествующие периоды, сценарных условий развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) с учетом сложившихся тенденций в Российской Федерации.
В качестве целевых ориентиров использованы основные положения:
Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года;
Программного выступления Президента Республики Саха (Якутия) перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17 июня 2010 года на 2010-2015 годы;
Плана действий по реализации программного выступления Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17 июня 2010 года на 2010-2015 годы";
Прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на период до 2013 года;
Программы развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства PC (Я) N 540 от 23.12.2009 года;
Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р.
Целью Стратегии является: определение стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), как важнейшей структурной составляющей в ее социально-экономическом развитии.
Основные задачи Стратегии:
определение вариантов и сценариев развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия);
обоснование и разработка эффективных методов стимулирования граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
улучшение инвестиционного климата и развитие инновационного предпринимательства;
внедрение новых, в том числе энергосберегающих технологий;
совершенствование механизмов и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
повышение образовательного уровня и снижение кадрового дефицита в предпринимательской среде.
Реализация Стратегии предполагается в три этапа (I этап - 2011 год, II этап - 2012-2016 годы, III этап - 2017-2020 годы), основные положения которой будут заложены в республиканскую целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы".
Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2020 году определены: рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 105300; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем обороте организаций до 47%; обеспечение вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП в размере 15%; увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе до 59%; рост оборота организаций малого и среднего бизнеса в 3,6 раза; обеспечение поступлений налогов в бюджеты всех уровней ежегодно до 11600 млн. руб.; повышение среднемесячной заработной платы до 57 тыс. руб.; увеличение инвестиций в основной капитал к 2020 году в 5 раз; увеличение доли производственных и инновационных компаний в 2,5 раза; увеличение доли объема реализации инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации в 10 раз.
1. Анализ состояния и развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) в течение 2008-2010 годов наблюдается позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства. Свидетельством этому являются основные производственно-экономические показатели их деятельности, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Показатели
состояния и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 2008-2010 годы
Показатель |
Факт 2008 г. |
Факт 2009 г. |
Оценка 2010 г. |
Изменение, % |
||
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2010 г. к 2008 г. |
||||
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц |
40361 |
45107 |
48000 |
112 |
106 |
119 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
малые и средние предприятия, единиц |
4487 |
5067 |
5300 |
113 |
105 |
118 |
индивидуальные предприниматели, единиц |
35874 |
40040 |
42700 |
112 |
107 |
119 |
Оборот СМиСП, млн. руб., |
67658 |
77999 |
83500 |
115 |
107 |
123 |
Доля в общем обороте организаций, % |
20 |
23 |
24 |
115 |
104 |
120 |
Среднесписочная численность малых и средних предприятий, чел. |
49727 |
58556 |
60900* |
118 |
104 |
122 |
Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике (экспертная оценка с учетом наемных работников индивидуальных предпринимателей), % |
35 |
39 |
41 |
111 |
105 |
117 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
1928 |
3232 |
4400 |
168 |
136 |
228 |
Налоги со специальным налоговым режимом, млн. руб. |
1479 |
1499 |
1600 |
101 |
107 |
108 |
* расчетные данные
Число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) в 2010 г. по прогнозам достигнет 48000 субъектов, при общем приросте по сравнению с 2008 годом на 19%. Необходимо отметить, что наибольший прирост достигнут в 2009 году за счет числа малых предприятий.
Рост числа СМиСП оказал позитивное влияние на изменение ряда других социально-экономических составляющих деятельности малого и среднего бизнеса Республики Саха (Якутия).
Так, значительно возрос объем оборотов СМиСП. Динамика в 2010 году по сравнению с 2008 годом составит 123%.
Обороты в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивают предприятия оптовой и розничной торговли, строительного комплекса, обрабатывающих производств, транспорта и связи.
Отмечается ежегодный рост доли субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте организаций с 20% в 2008 году до 24% в 2010 году.
Произошло увеличение среднесписочной численности работников средних и малых предприятий. Так, за 2008-2010 гг. среднесписочная численность работников вырастает на 11 173 чел., в том числе в 2009 г. абсолютный прирост составил 8 829 тыс. чел. к 2008 г., в 2010 г. - 2344 тыс. чел. к 2009 г.
В целом, доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике неуклонно растет и к концу 2010 года достигнет 41%, при том, что в 2008 году показатель составлял 35%. Для сравнения доля занятых в малом и среднем бизнесе по Дальневосточному федеральному округу достигла 50%, при общероссийском показателе 60%.
По данным органов государственной статистики России Республика Саха (Якутия) стабильно занимает четвертое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по уровню развития малого и среднего предпринимательства, а по уровню платных бытовых услуг, оказываемых преимущественно субъектами малого и среднего предпринимательства - второе (по прогнозируемым результатам 2010 года - первое).
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без учета выплат социального характера) в 2010 г. составит 23 тыс. руб. (115% к уровню 2009 г.), в 2009 г. - 20 тыс. руб. (125% к 2008 г.). Данный показатель стабильно занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе. При этом, доходы от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов населения в Республике Саха (Якутия) превышают общероссийские показатели на треть и занимают первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Инвестиции в основной капитал в 2010 г. увеличились в 2,3 раза по отношению к 2008 г., составив 4 400 млн. руб. Основную долю в общей структуре инвестирования в основной капитал обеспечивали торговые предприятия, фирмы строительного комплекса и обрабатывающего производства, предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Наиболее активными в части инвестирования являлись предприятия, функционирующие в промышленно-развитых городах и районах Республики Саха (Якутия), а именно в г. Якутске, г. Нерюнгри, Томпонском и Мирнинском районах. Доля инвестиций в частный бизнес Республики Саха (Якутия) превышает общероссийские показатели на 25%, а показатель по Дальневосточному федеральному округу в 1,6 раза, составив 65%. Однако, реализация на территории Республики Саха (Якутия) крупных мега-проектов постепенно приведет к снижению данного показателя.
Бюджетная эффективность выражается в росте налоговых платежей поступивших от индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Республики Саха (Якутия). По оценке 2010 г. исчисление налогов со специальным режимом составит 1600 млн. руб. (или 108% к уровню 2008 г.).
Структура СМиСП по видам экономической деятельности соответствует общероссийским тенденциям. При этом идет постепенное увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой деятельности. В результате, по итогам 2009 года на долю оптовой и розничной торговли приходится 27% от всех действующих малых предприятий, предприятия занятые в обрабатывающем производстве составляют 7%, в строительстве - 20%. Наблюдается увеличение количества малых предприятий по таким отраслям деятельности, как: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (121%), операции с недвижимым имуществом (119%), гостиницы и рестораны (113%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (115%), строительство (114%), образование (134%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (110%).
По прогнозу на 2010 год ожидается рост малых и средних предприятий по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, строительства. Неизменным остается количество малых предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
На фоне ежегодного увеличения удельного веса организаций, осуществляющих инновационную деятельность в Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) выглядит достаточно позитивно. Однако их доля в Республики Саха (Якутия) составляет лишь 50% к общероссийскому показателю.
Затраты на технологические инновации имеют тенденции к постоянному росту, как в России в целом, так и в Республике в частности, но составляют 1% к общероссийскому показателю. При этом, доля Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе по размеру затрат составляет 56%.
По числу использованных передовых технологий Республика Саха (Якутия) занимает третье место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
Несмотря на это, Республика Саха (Якутия) находится на предпоследнем месте по показателю доли объема инновационных товаров (работ, услуг) в общей сумме реализованных товаров (работ, услуг), отставая от общероссийского показателя в 10 раз.*
В 2008-2010 гг. наибольшее количество СМиСП было сосредоточено в г. Якутске, хотя в 2009-2010 годах наметилась тенденция к их сокращению в общей структуре СМиСП за счет роста доли СМиСП в сельской местности.
Так, если в 2008 году доля СМиСП, зарегистрированных в г. Якутске, составляла 43,1% от общего их числа, то в 2009 году - 37,6%. В число других районов Якутии, имеющих наибольшее количество СМиСП, относились также Нерюнгринский (11,4% в 2008 г. и 8,9% в 2009 г.), Мирнинский (7,9% в 2008 г. и 6,4% в 2009 г.), Алданский (4,8% в 2008 г. и 4,6% в 2009 г.) и Ленский (3,6% в 2008 г. и 3,9% в 2009 г.) районы.
Значительный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2009-2010 годы отмечается в Амгинском, Намском, Нюрбинском, Сунтарском, Таттинском и Усть-Алданском улусах.
Данные тенденции объясняются приоритетами государственной политики Республики Саха (Якутия), нацеленной на первоочередное создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности.
Активному развитию предпринимательства во многом способствовали меры государственной поддержки, предпринимаемые в последние годы в Российской Федерации, в том числе в Республике Саха (Якутия).
Так, в 2008 году в Республике Саха (Якутия) был принят Закон З N 179-IV от 29 декабря 2008 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)", утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 331 от 13 августа 2009 года "О Комплексе мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2008-2009 годы", Стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу, утвержденная решением Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в РС(Я) (протокол N 1 от 09 июня 2008 года). Основной целью указанной стратегии явилось создание дифференцированных условий, стимулирующих граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада малых и средних предприятий во внутренний региональный продукт, в налоговые доходы бюджета, в развитие занятости населения, что позволило бы малому и среднему бизнесу иметь важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии республики.
По-видимому, в предыдущем абзаце пропущена часть текста. Имеется в виду:"Комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2008-2009 годы, утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 331 от 13 августа 2009 года"
В 2009 году была скорректирована Республиканская целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы", а также внедрен ряд новых программных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), в том числе с целью минимизации последствий экономического кризиса. Были предусмотрены следующие виды поддержки СМиСП:
финансовая поддержка, выраженная в форме предоставления грантов (субсидий) начинающим собственное дело; субсидирования части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, полученных СМиСП в кредитных организациях; предоставления микрозаймов СМиСП; предоставления поручительств СМиСП при отсутствии 100-го залогового обеспечения; предоставления муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства (софинансирование муниципальных программ развития бизнеса);
имущественная поддержка СМиСП - льготная аренда государственного и муниципального имущества, включенного в перечень для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства; преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ от 22 июля 2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с рассрочкой платежа до 5 лет и площадью до 1000 кв. м.; услуги бизнес-инкубаторов в гг. Якутск, Нерюнгри;
образовательная и информационно-консультационная поддержка СМиСП.
В 2010 году дополнительно к вышеуказанным мероприятиям, были внедрены механизмы повышения конкурентоспособности и модернизации бизнеса:
субсидирование части затрат, связанных с уплатой страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства;
субсидии предпринимателям на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании;
поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства - в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию лизинга оборудования;
расширение информационно-консультационной и образовательной поддержки через подразделения центра поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях.
Основными составляющими эффективности внедрения мероприятий данной программы явилось создание около 2300 новых и сохранение более 4 500 действующих рабочих мест. Кроме того, проведено обучение 1792 чел. (в том числе обучение 1016 представителей социально-незащищенных слоев населения), консультирование более 10 тысяч человек. За счет использования механизма Гарантийного фонда, субъекты малого и среднего предпринимательства получили возможность привлечь до 1 млрд. рублей кредитных средств. Предпринимателям дан стимул создания малых инновационных и экспортно-ориентированных компаний, участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях для придвижения товаров и услуг за пределы Республики Саха (Якутия).
Кроме того, с 2009 года в Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) предусмотрены механизмы организации самозанятости населения, что позволило за 2 года создать 4,5 тыс. рабочих мест.
Немаловажное значение в положительной динамике развития малого и среднего предпринимательства оказали меры государственной поддержки, принятые на федеральном уровне.
На нормативно-правовом уровне снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения; отменены нормы, обязывающие применение контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности; внедрен уведомительный порядок начала многих видов предпринимательской деятельности; урегулированы процедуры проведения проверок со стороны контролирующих органов и т.д.
В целях повышения эффективности реализуемых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), республика активно участвовала в федеральных конкурсах по привлечению дополнительных средств. Так, за период с 2009 по 2010 годы из федерального бюджета дополнительно привлечено 623,9 млн. руб. к предусмотренным 373,8 млн. руб. в республиканских целевых программах.
2. Основные проблемы развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
Несмотря на положительные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия), следует отметить, что в настоящее время остается ряд основных моментов, затрудняющих его развитие. Они связаны, в большей мере, с недостаточной активностью финансовых институтов, муниципалитетов в реализации положений Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ; межотраслевого сотрудничества как на уровне крупного и малого бизнеса, так и на уровне органов исполнительной власти; слабой общественной активностью, заинтересованностью и стремлением предпринимателей к саморазвитию и самообразованию.
Наиболее острыми для малого и среднего бизнеса остаются следующие проблемы:
1. Высокая степень монополизированности реального сектора крупными горнодобывающими компаниями, имеющими конкурентные преимущества.
2. Проблема привлечения финансовых ресурсов характеризуется высокими процентными ставками, требуемым банками залоговым обеспечением с высоким дисконтом, что является неприемлемым для стартующего и производственного бизнеса. Негативное влияние оказывает неразвитость и дороговизна привлечения долгосрочных кредитов.
3. Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, по экспертным данным Общероссийской Общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ", расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему остаются на высоком уровне и достигают 10% выручки от реализации. Так, значительные средства затрачиваются на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. Кроме того, немалую долю в расходах все еще занимают и "неналоговые платежи", взимаемые контролирующими и надзорными органами, государственными и муниципальными учреждениями за выдачу различных разрешений и справок. Такие тенденции имеют место и в республике.
4. Недостаток производственных площадей, характеризуется в основном высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, ограниченностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, а также недостаточной реализацией Федерального закона от 22 июля 2009 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
5. В Республике Саха (Якутия) принимаются меры по совершенствованию инфраструктуры поддержки предпринимательства: пополняются фонды развития предпринимательства, открыты подразделения республиканского центра поддержки предпринимательства во всех муниципальных образованиях, внедряется система дистанционного образования и кредитования, расширяется информационно-консультационная поддержка предпринимательства, расширяется спектр образовательных услуг, но качество и механизмы предоставления поддержки необходимо еще совершенствовать. Кроме того, более активную позицию в данном направлении должны занимать муниципалитеты.
6. Высокая себестоимость местной продукции и ее низкая конкурентоспособность вызывает опережающее развитие сектора торговли, сдерживая при этом развитие местного производства. Среди основных причин высокой себестоимости можно выделить отдаленность поставщиков сырья при слабой развитости республиканской сырьевой базы, высокие тарифы на энергоресурсы и отсутствие энергосберегающих технологий, ограниченный рынок сбыта при низкой производительности труда.
Отдаленность и труднодоступность большей части территории Республики Саха (Якутия) приводит к значительному влиянию транспортной составляющей на конечную цену продукта.
7. Нежелание крупного бизнеса передавать часть функций малому на аутсорсинг ограничивает участие последнего в крупных инвестиционных проектах.
8. Соблюдение норм федерального законодательства осложено# трудностями применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части соблюдения в полной мере требований законодательства о доле государственного и муниципального заказа, размещаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" в части принятия органами муниципального контроля административных регламентов проведения проверок.
Недостаточная проработанность нормативной базы создания малого и среднего инновационного предпринимательства, включая создание малых инновационных предприятий при учреждениях науки и образования, не создает условий для развития данного сектора.
9. Тарифная политика естественных монополий, вызванная отсутствием конкурентной среды на рынке сбыта энергоресурсов, приводит к проблемам доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к технологическим сетям, усложненности процедуры присоединения и отсутствия дифференцированного ценообразования в данном секторе.
10. Несмотря на принятие государством мер по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов. Данный факт может привести к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
Остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих, технологий.
Указанные выше проблемы развития малого и среднего предпринимательства в большей мере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Следовательно, необходим комплексный подход к их решению как на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, так и межведомственном сотрудничестве.
3. Перспективные направления развития малого и среднего предпринимательства
Вектор социально-экономического развития экономики Республики Саха (Якутия) заложен в таких стратегических документах как Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и ее проекта до 2030 года, Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на период до 2013 года, Программа развития конкуренции Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы, Программное выступление Президента Республики Саха (Якутия) перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 17 июня 2010 года на 2010-2015 годы, Посланием Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в 2010 году и т.д.
Во всех названных документах важная роль отводится малому и среднему предпринимательству.
Предусмотренная Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики территориальная структура хозяйства республики, образующая шесть социально-экономических районов формируемых на условиях государственно-частного партнерства предопределяет участие и развитие малого и среднего предпринимательства, как в основных, так и обслуживающих отраслях.
В этой связи на территории республики Схемой выделяются основные зоны опережающего развития: ЗОР N 1 "Центральная Якутия", в рамках которой предполагается создание транспортно-логистического узла, научно-образовательного комплекса, развитие информационных технологий, туризма, обрабатывающих производств (в частности, ювелирного и гранильного производства); ЗОР N 2 "Южная Якутия" - основными отраслями специализации которой станут добыча и обогащение угля, добыча и переработка железных руд, урановых руд, газохимия, химическое производство, лесопереработка, тепловая и гидроэнергетика, добыча цветных металлов"; ЗОР N 3 "Западная Якутия", которая будет специализироваться на - нефтегазодобыче, нефтегазоперерабатывающей и гелиевой промышленности и добыче алмазов; ЗОР N 4 "Северо-Восточная Якутия", - которая будет сфокусирована на добыче цветных и редкоземельных металлов.
"Рис. 1. Зоны опережающего развития РС(Я)"
Необходимо отдельно выделить Арктический экономический район - часть территории Якутии, примыкающую к Северному Ледовитому океану, характеризующийся очаговым развитием промышленного производства, проживанием коренных малочисленных народов Севера, отсутствием системы надежного энергетического и транспортного обеспечения. Здесь планируется активное внедрение высоких технологий в коммуникациях, энергосбережении, предоставлении услуг образования, здравоохранения, управления. Регион позиционируется как экологический резерват для развития традиционных видов природопользования и экологического туризма.
В перспективе развитие территорий будет основываться на освоении значительных по потенциальным запасам месторождений полезных ископаемых, транспортном комплексе.
В целом, Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) определены отрасли, где присутствие малого и среднего бизнеса должно быть увеличено - это транспорт, связанное с ним сервисное и логистическое обслуживание, ремонт и содержание дорог, строительство и промышленность строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, связь, туризм, гостиничный бизнес, предпринимательство в социальной сфере, бизнес-услуги, консалтинг, ремесленничество, деревообрабатывающая промышленность, разработка и внедрение новых технологий, инновационное предпринимательство.
В целях развития конкуренции, и, как следствие, повышения качества предоставляемых телекоммуникационных услуг населению, удовлетворению спроса потребителей, формированию эффективного ценообразования, одним из перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства является сфера телекоммуникационных технологий, создание благоприятных условий для расширения малого и среднего бизнеса в сфере предоставления услуг проводного Интернета, WiFi, спутниковой связи, кабельного телевидения, IP-телефонии и др.
Во многих районах республики есть предпосылки для развития прибыльных фермерских хозяйств со специализацией на животноводстве, звероводстве и других видах сельхозпроизводства.
Особая сфера приложения сил для малого и среднего предпринимательства -участие в разработке полезных ископаемых и их переработке на тех месторождениях, которые по тем или иным причинам выпадают из интересов крупных горнодобывающих предприятий.
Немаловажное значение в развитии экономики отводится транспортной инфраструктуре, в частности, железной и автомобильной дорогам. Следовательно, у малого и среднего предпринимательства, осуществляющего свою деятельность в зоне тяготения к железной дороге, имеются значительные перспективы по развитию таких направлений как строительство, развитие складского хозяйства и тупиков; доставка и переработка грузов (пассажиров) автомобильным транспортом от объектов инфраструктуры железной дороги; торговая деятельность; добыча и переработка леса; туризм; общественное питание; услуги и сервис в соответствии с требованиями рынка; производство и продажа строительных материалов; производство потребительских товаров; услуги в бизнес-образовании; агропромышленный комплекс; аутсорсинг у компаний, осуществляющих эксплуатацию железной дороги; услуги ЖКХ; прием, переработка, хранение и реализация лома черных и цветных металлов.
В части развития придорожного сервиса, предприниматели будут развивать такие направления как услуги по ремонту автотранспорта, услуги АЗС и гостиниц (мотелей), торговлю и общественное питание.
Мировой опыт показывает, что все страны, которые совершали технологический и экономический рывок, так или иначе выстраивали внутри страны эффективную систему развития и коммерциализации научных разработок, во многом основанную на развитии и поддержке сектора малого и среднего предпринимательства, являющегося наиболее динамичным фактором экономического роста.
В свете этого наиболее привлекательным для малого бизнеса является разработка инновационных технологий для реализуемых на территории республики инвестиционных проектов. Государство и крупный бизнес заинтересованы в модернизации, так как внедрение инновационных разработок необходимо для развития и диверсификации, достижения устойчивого экономического роста и конкурентоспособного уровня производительности труда.
4. Мероприятия, обеспечивающие реализацию Стратегии
Главной задачей Стратегии определено увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике республики, изменение отраслевой структуры малого бизнеса в пользу инновационно-производственной, повышение его конкурентоспособности.
Как подчеркнул Президент Российской Федерации: "...стимулы для малого бизнеса никогда не бывают исчерпывающими. Пройдет некоторое время, и мы все убедимся в том, что часть из них не действует, часть нуждается в корректировке. Поэтому о проблемах малого бизнеса все равно нужно будет задумываться и предлагать все новые и новые меры по стимулированию развития этого чрезвычайно важного сегмента экономической жизни...".
Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, то есть реализовать механизмы, составляющие в комплексе инвестиции в малый бизнес: финансовые инвестиции; инвестиции в кадровый потенциал, в инфраструктуру; инвестиции, стимулирующие модернизацию и инновационные процессы; создание благоприятной административной среды, формирование привлекательных тарифных условий; стимулирование интеграционных процессов.
Финансовые инвестиции предполагают:
увеличение объемов государственных средств, направляемых на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса (поручительство, субсидирование, микрофинансирование);
расширение спектра, объемов и доступности банковского кредитования, снижение банковских процентных ставок за счет дальнейшего развития гарантийного механизма и субсидирования банковских процентных ставок для СМиСП;
упрощение процедуры предоставления микрозаймов малому и среднему бизнесу, развитие новых кредитных продуктов, в том числе - предоставление беззалоговых займов;
активизацию работы по привлечению средств коммерческих банков и обеспечения их доступности для предпринимателей республики;
упрощение порядков банковского микрокредитования (кредитование начинающих предпринимателей и микрофинансовых организаций);
развитие небанковских институтов микрофинансирования, таких как кредитные кооперативы, а также коммерческие и некоммерческие недепозитные МФО;
реализацию механизмов компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентов за пользование кредитными средствами;
развитие системы лизинга;
снижение в себестоимости продукции (услуг) транспортной составляющей путем субсидирования транспортных затрат;
субсидирование расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
использование механизмов кредитования под государственный или муниципальный заказ;
совершенствование системы налогообложения путем внедрения специальных налоговых режимов для определенных видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на основе патента.
Инвестиции в кадровый потенциал предполагают:
организацию целенаправленной работы по улучшению качества кадрового потенциала, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия): разработка специализированных отраслевых очно-дистанционных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров; расширение спектра образовательно-консалтинговых услуг в вопросах эффективной организации предпринимательской деятельности; обмен опытом с субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями и объединениями;
организацию на базе образовательных учреждений республики "Учебно-деловых центров молодежных инициатив", основной целью которых является формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять их при организации малого бизнеса;
разработку и внедрение специальных образовательных программ по вопросам ведения бизнеса, в том числе с использованием современных информационных технологий и повышение доступности профессионального образования;
проведение мастер-классов с привлечением лучших российских и иностранных бизнесменов с успешным опытом создания продуктов и организацией продаж;
развитие партнерских сетей, включающих образовательные учреждения, бизнес, инфраструктурные организации в целях сопровождения подготовки кадров по технологии "обучение действием";
введение в учебные программы общеобразовательных школ, ССУЗов предмета "Основы предпринимательской деятельности";
постоянное повышение квалификации педагогов, преподающих предмет "Основы предпринимательской деятельности".
Инвестиции в инфраструктуру предполагают:
формирование доступной системы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
расширение системы кластерного развития: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Данные кластеры позволят предпринимателям развивать необходимые для экономики республики направления деятельности, в частности, производство. Учитывая кластерное развитие экономики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, становится необходимым создание в каждом кластере инфраструктуры, соответствующей специфике данного кластера;
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу;
расширение перечней государственного и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе путем изъятия имущества у государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Инвестиции стимулирующие модернизацию и инновационные процессы предполагают:
создание Центров коллективного пользования, технологических парков для развития малого инновационного предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки инновационных компаний при ВУЗах и ее взаимодействие с действующей инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства;
субсидирование части затрат действующих и новых инновационных компаний;
субсидирование расходов малых инновационных компаний, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
возмещение расходов малого бизнеса на внедрение систем качества;
содействие созданию и продвижение специализированных сайтов (порталов) для привлечения инвестиций и сбыта продукции местных производителей;
внедрение мер по обеспечению участия малых инновационных компаний в государственных закупках;
введение налоговых каникул для малых инновационных компаний.
Для создания благоприятной административной среды, необходимо провести следующие мероприятия:
принятие пакетов федерального, республиканского законов об инновационной деятельности малых и средних предприятий;
системный аудит административных процедур и функций органов государственной и муниципальной власти с целью оптимизации, сокращения количества и упрощения;
совершенствование механизмов оказания государственных и муниципальных услуг путем внедрения информационных технологий;
обеспечение доступа малых компаний к государственным и муниципальным заказам путем внесения поправок в законодательство об ответственности государственных и муниципальных заказчиков за ограничение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства в торгах.
Формирование благоприятных тарифных условий предполагает, в первую очередь, упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение.
Стимулирование интеграционных процессов предполагает:
дальнейшее софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
наличие межотраслевых программ развития с участием малого и среднего бизнеса;
совершенствование, совместно с общественными объединениями, стандартов предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с учетом дифференциации потребности предпринимателей в направлениях поддержки;
активное участие малого и среднего бизнеса в реализации государственно-частного партнерства. В данном направлении особая роль отводится создаваемым отраслевым экспертным советам и общественным организациям предпринимателей;
разработку механизмов стимулирования крупного бизнеса к сотрудничеству с малым бизнесом, создающим рабочие места для населения республики.
Также, в рамках мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) необходимо:
создание специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия);
продолжить реализацию мер по созданию стартовых условий для развития малого бизнеса во всех сферах экономики;
анализ и прогнозирование занятости в малом предпринимательстве на уровне муниципальных образований различных социально-демографических групп населения;
выявление перспектив внутрирегиональной экономической интеграции и разработка механизмов стимулирования роста малого предпринимательства на этой основе;
мониторинг и анализ эффективности развития малого предпринимательства в территориально-отраслевом разрезе;
социально-экономическая экспертиза муниципальных программ и проектов развития предпринимательства.
5. Сроки, этапы и целевые индикаторы реализации Стратегии
Данная Стратегия реализуется в три этапа в течение 2011-2020 годов.
Первый этап (2011 год), период реализации действующей Республиканской целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы". На данном этапе планируется развитие институциональной базы, а именно:
изменение/принятие новых нормативно-правовых актов;
разработка необходимых методик и программ.
Второй этап (2012-2016 годы).
К началу второго этапа должна быть скорректирована институциональная база и закончены другие подготовительные работы. Второй этап будет характеризоваться активным ростом показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, снижением административных барьеров, реализацией новой республиканской целевой программы развития предпринимательства на 2012-2016 годы.
Кроме того, будет обеспечиваться мониторинг и анализ тенденций внешней среды и эффективности реализации Стратегии. Результаты проведенного анализа станут основанием для внесения необходимых корректировок в Стратегию.
Третий этап (2017-2020 годы). Этап дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, повышение его вклада в социально-экономические показатели развития республики. Данный этап - этап действия очередной целевой программы развития предпринимательства на 2017-2021 годы.
Основными индикаторами реализации Стратегии определены следующие (таблица 2).
Таблица 2
Целевые индикаторы Стратегии
Показатели |
2010 г. (оценка) |
2011 г. |
2016 г. |
2020 г. |
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе образование новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, ед. |
48000 |
52000 |
77000 |
105300 |
2. Доля малого и среднего бизнеса в общем обороте организаций, % |
24 |
26 |
38 |
47 |
3. Вклад малого и среднего предпринимательства в ВРП,% |
6,6 |
7,0 |
12,0 |
15,0 |
4. Доля занятых в малом и среднем бизнесе, % |
41 |
44 |
52 |
59 |
5. Оборот организаций малого и среднего бизнеса, млн. руб. |
83500 |
89000 |
200000 |
302000 |
6. Поступлений налогов от специальных налоговых режимов в бюджеты всех уровней, млн. руб. |
1600 |
1700 |
4400 |
11600 |
7. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
23 |
25 |
40 |
57 |
8. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
4400 |
5600 |
11500 |
22000 |
9. Доля производственных и инновационных компаний, % |
5,5 |
6,0 |
10,0 |
14,0 |
10. Доля объема реализации инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации товаров (работ, услуг), % |
0,4 |
0,5 |
1,3 |
4,0 |
6. Механизм мониторинга Стратегии
Механизм реализации Стратегии, в первую очередь, базируется на выполнении мероприятий, предусмотренных в Стратегии, а также мероприятий, предусмотренных соответствующими республиканскими целевыми программами.
Мониторинг выполнения Стратегии, соответствия результатов ее реализации установленным критериям, целевым индикаторам и срокам, будет на ежегодной основе проводиться Министерством по делам предпринимательства развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия). В случае выявления новых внешних условий, существенно влияющих на ключевые индикаторы развития малого и среднего предпринимательства, совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) будет проводиться анализ и вноситься коррективы в прогнозы значений индикаторов и программу действий.
В целях привлечения общественности к Стратегии, итоги ее реализации рассматриваются на заседаниях Координационного совета по предпринимательству при Президенте Республики Саха (Якутия).
* Данные ФСГС. Малое и среднее предпринимательство в России-2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.