Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2012 г. N 1154-р настоящее распоряжение снято с контроля
В целях проведения единой политики в информатизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения постоянного контроля за ситуацией по собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и внедрения единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги.
2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) руководствоваться настоящей Концепцией при создании и внедрении единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычева П.А.
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Концепция
создания и внедрения единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2010 г. N 1331-р)
Принятые сокращения
ЕИИАС ЖКУ - Единая интегрированная информационно-аналитическая система по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги
ЖКУ - жилищно-коммунальные услуги
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
РЦП - Республиканская целевая программа
МУ ДИВТ - муниципальное учреждение "Департамент информационно-вычислительных технологий"
РКЦ - расчетно-кассовый центр
АИС - автоматизированная информационная система
ETC - единая транспортная сеть
ЛУ - локальный узел
КУ ОМСП - компактный узел органа местного самоуправления поселения
КУ ОМПСР - компактный узел органа местного самоуправления района, городского округа
ЦУ - центральный узел
ЭЦП - электронно-цифровая подпись
Введение
Разработка и внесение на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) Концепции создания ЕИИАС ЖКУ поручена рабочей группе (руководитель группы -заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Маринычев П.А.) по созданию ЕИИАС ЖКУ согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2010 года N 1193-р.
При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих совещаний и консультативных встреч, результаты ознакомления с действующими в республике программами начисления и сбора платежей населения за ЖКУ, изучение принятых в различных сферах деятельности Концепций создания информационных систем (в большей мере, Концепции создания автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности г. Санкт-Петербурга).
Концепция составлена в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере информатизации: Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2004 года N 1900 "О Концепции информационной безопасности Республики Саха (Якутия)" и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 07 марта 2008 года N 83 "О Генеральной схеме информатизации государственного и муниципального управления Республики Саха (Якутия) до 2011 года". Учтены методические указания "Автоматизированные системы. Основные положения. РД 50-680-88" Госкомитета СССР по стандартам и основные положения РЦП "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы".
Концепция основана на анализе имеющегося информационного обеспечения процессов в начисления и сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сфере совершенствования работы в данной сфере.
Создание и внедрение ЕИИАС ЖКУ предполагает переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке единой информационной базы данных по начислению и сбору платежей граждан за ЖКУ с анализом процессов и обеспечении взаимосвязи всех звеньев организационных структур процесса.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности использования данных по начислению и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги всеми сторонами процесса с обеспечением защиты персональных данных граждан.
1. Общие положения
Формирование единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей граждан за ЖКУ позволит полнее и оперативнее координировать деятельность органов исполнительной власти, муниципальных образований, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, служб начисления субсидий, поставщиков услуг в данной сфере, создавать благоприятные условия для обмена информацией и ее анализа, проводить согласованную политику в различных сферах процесса начисления и сбора платежей граждан за ЖКУ.
При действующей разрозненной системе информационного обеспечения данного процесса становится затруднительным на всех уровнях реализовать задачи повышения уровня собираемости платежей граждан, обеспечения своевременных транзитных взаиморасчетов с поставщиками услуг, формирования реальной картины ситуации по всей республике, принятия оправданных управленческих решений. Затруднительно реализовать и масштабные задачи в плане сотрудничества с данными паспортных столов, служб технической инвентаризации, связки с показателями приборов учета, с платежными терминалами, банками и системами.
Следует учесть, что в области формирования информационного пространства в любой сфере существуют определенные закономерности, общие для всех сторон процесса и специфические для каждой стороны. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все действующие в республике программы начисления и сбора платежей граждан находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. В республике в настоящее время в данной сфере применяются более 20 программ, которые различаются правообладателями, платформами, на которых они созданы, языком программирования, стадией совершенствования, способом приобретения. Ни одна из программ, разработанных в республике, не имеет сертификата и не имеет возможности связки с показателями приборов учета. Тем не менее, такие организации, как ГУП "ЖКХ РС(Я)", МУ ДИВТ г. Якутска и РКЦ ЖКХ, учредителем которого является ООО "Прометей", используют идентичные программы на базе ранее созданной МУП ЕРКЦ и действовавшей в г. Якутске программы. Но в связи с изменениями в процессах сбора и начисления платежей, адресного субсидирования, данные программы претерпели существенные изменения, различающиеся у каждого пользователя. Охват респондентов республики действием данной программы условно можно определить в размере 70% по г. Якутску и 40% в остальных муниципальных образованиях.
Исходя из этого, Концепция предусматривает:
этапность формирования, плавность и добровольность внедрения вновь создаваемой ЕИИАС ЖКУ в целях сохранения и обеспечения преемственности информации действующих баз данных;
разработку нормативно-правовой базы взаимодействия всех сторон при функционировании ЕИИАС ЖКУ с обеспечением защиты персональных данных граждан и безопасности функционирования действующих в республике систем;
необходимость определения единой структуры, ответственной за дальнейшее ведение, внедрение и совершенствование ЕИИАС ЖКУ с обеспечением ее технического и технологического сопровождения;
финансово-экономические принципы создания, внедрения и сопровождения функционирования ЕИИАС ЖКУ.
Качество управленческих решений, оперативность их принятия во многом зависят от актуальности, достоверности и полноты информации об объектах управления и контролируемых объектах.
В условиях отсутствия автоматизации процесс сбора информации об объектах является трудоемким и продолжительным. Как правило, информация о ситуации со сбором платежей граждан в республике в настоящее время передается по телефонным каналам, каналам передачи телеметрической информации либо с использованием бумажных носителей. При этом на достоверность информации существенно влияет субъективный фактор, а ее актуальность по окончании сбора может утрачиваться.
Одним из факторов, влияющих на оперативность и качество принимаемых решений, является форма представления информации. Очевидно, что для выработки решений на основе массивов разнотипных количественных и качественных значений показателей необходимо гораздо больше времени, чем в том случае, когда результаты представлены в виде единых показателей, единой формы отчетности, включая, например, различные диаграммы, графики, отражающие существенные стороны процесса начисления и сбора платежей.
Таким образом, актуальность Концепции создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ заключается в том, что анализ информационных процессов в сфере начисления и сбора платежей граждан за ЖКУ доказывает необходимость их комплексной автоматизации. Только в этом случае лицам, принимающим решение, будет представлена оперативная, актуальная, достоверная и полная информация в удобном для них виде, обеспечена возможность оперативного управления действиями подчиненных сил и средств в масштабе времени, соответствующем сложившийся обстановке.
2. Цели и задачи создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ
Целью создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ являются:
предоставление исчерпывающей информации для принятия управленческих решений для повышения уровня собираемости платежей граждан, которая в настоящее время имеет тенденцию спада в связи с реформированием отрасли, приведшей к созданию многочисленных управляющих компаний и ТСЖ;
повышение качества координации и взаимодействия головной организации отрасли ЖКХ - Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) с органами местного самоуправления, и через них с управляющими компаниями, ТСЖ, поставщиками услуг, кассовыми агентами в вопросах повышения уровня собираемости платежей граждан за ЖКУ;
повышение качества планирования и фактического освоения средств бюджета по субсидиям на компенсацию убытков организаций коммунального комплекса, субсидий гражданам.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач по созданию, внедрению, эксплуатации и дальнейшему совершенствованию ЕИИАС ЖКУ.
Участие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, служб начисления субсидий, поставщиков услуг, кассовых агентов в процессах создания, внедрения и эксплуатации ЕИИАС ЖКУ позволит им решать следующие задачи: получать доступ к ЕИИАС ЖКУ и использовать ее для организации собственной деятельности; эффективно интегрироваться в республиканское информационное пространство собственными ресурсами; совместно решать вопросы стандартизации представления и обмена информацией; существенно сократить технологические затраты на создание, поддержку и совершенствование собственных систем.
Помимо указанных макрофункций в рамках ЕИИАС ЖКУ в дальнейшем предполагается решить задачи автоматизации следующих процессов: взаимосвязь с данными паспортных столов, служб технической инвентаризации, с показателями приборов учета и в дальнейшем с единой системой технологического коммерческого учета (ЕСТКУ), с платежными терминалами, банками и иными платежными системами, обеспечение транзитных перечислений платежей поставщикам услуг. Функционирование ЕИИАС ЖКУ должно происходить в тесной взаимосвязи с функционированием программы "АИС-Поселение ЖКХ", созданной по РЦП "Электронная Якутия", а также с планируемой к созданию программой по единой системе базы данных потребителей и поставщиков услуг в "АИС-Поселении ЖКХ".
В дальнейшем в целях совершенствования ЕИИАС ЖКУ необходимо на ее базе создать подпрограммы по начислению субсидий поставщикам коммунальных услуг и адресных субсидий населению. Действующие у организаций программы начисления и сбора платежей если даже и предусматривают начисление адресных субсидий, то в данное время эта возможность не используется одновременно с программой начисления платежей в связи с тем, что этими функциями наделены отдельные службы субсидий. Предстоит решить и задачу ведения в данной программе претензионной работы с потребителями услуг - гражданами, кроме того планируется осуществление связи между ЕИИАС ЖКУ и диспетчерскими программами по качеству предоставления услуг и недопоставкам.
ЕИИАС ЖКУ должна быть доступна гражданам в пределах работы со своими персональными данными, осуществления дистанционных взаиморасчетов, получения необходимой информации по изменениям в порядке начисления и сбора платежей, адресного субсидирования.
3. Основные принципы ЕИИАС ЖКУ
Основные принципы создания, внедрения и функционирования автоматизированных систем регламентированы методическими указаниями "Автоматизированные системы. Основные положения. РД 50-680-88" Госкомитета СССР по стандартам:
Создание автоматизированных систем должно осуществляться на основе принципов системности, совместимости, стандартизации (унификации), развития (открытости) и эффективности.
Принцип системности заключается в том, что на всех стадиях создания и развития целостность системы должна обеспечиваться связями между подсистемами и комплексами задач. Требования к создаваемой системе должны определяться со стороны высшей по иерархии системы. В создаваемой ЕИИАС ЖКУ должна быть обеспечена связность решения отдельных автоматизированных задач системы и работы системы в целом. Этот принцип должен быть реализован путем создания единой подсистемы управления ЕИИАС ЖКУ.
Принцип совместимости заключается в том, что при создании и внедрении ЕИИАС ЖКУ должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими автоматизированными системами в соответствии с установленными правилами. Символы, коды, информационные и технические характеристики структурных связей между подсистемами и компонентами ЕИИАС ЖКУ должны быть согласованы так, чтобы обеспечивалось совместное функционирование всех подсистем. В ЕИИАС ЖКУ должны использоваться единые термины, символы, условные обозначения и способы представления информации. Этот принцип требует использования в ЕИИАС ЖКУ единой системы классификации и кодирования информации, единых правил сопоставления всех взаимосвязанных информационных показателей.
Принцип стандартизации (унификации) состоит в том, что подсистемы и компоненты ЕИИАС ЖКУ должны быть по возможности типовыми. Этот принцип должен реализовываться путем:
создания единой базы данных;
использования единого информационного обеспечения;
унификации алгоритмов решения задач и программных модулей;
Принцип развития (открытости) состоит в том, что ЕИИАС ЖКУ должна создаваться и внедряться как развивающаяся система, допускающая пополнение, совершенствование и обновление подсистем и компонентов. Этот принцип должен реализовываться за счет открытой структуры всех подсистем ЕИИАС ЖКУ. Развитие системы будет осуществляться путем пополнения ее новыми подсистемами и компонентами, модернизации действующих подсистем и компонентов, обновления используемых средств вычислительной техники более совершенными, без нарушения функционирования ЕИИАС ЖКУ в целом.
Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание и внедрение ЕИИАС ЖКУ и целевыми эффектами, включая конечные результаты, получаемые в результате автоматизации.
Более детально применительно к системе ЕИИАС ЖКУ принципы можно определить следующим образом:
1. Сохранение существующих информационных систем начисления и сбора платежей граждан с постепенным добровольным переходом на непосредственную работу с гражданами в системе ЕИИАС ЖКУ;
2. Интеграция, учет и объединение на функциональной основе действующих информационных и технологических систем;
3. Развитие функциональных возможностей в части числа решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, мобильная адаптация к различным условиям применения;
4. Обеспечение защиты информации на всех уровнях в соответствии с категорией информации;
5. Этапность создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ;
6. Приоритетное использование отечественных разработок, особенно в части обеспечения информационной безопасности;
7. Соблюдение прав участников процесса и учета их интересов при разработке ЕИИАС ЖКУ и согласовании подходов к сотрудничеству;
8. Взаимовыгодность информационных обменов;
9. Проведение согласованной технической политики, обеспечивающей взаимодействие информационных систем участников процесса;
10. Комплексное финансирование создания, внедрения и содержания ЕИИАС ЖКУ, экономическая целесообразность для каждой стороны;
11. Признание равенства сторон в праве на получение и распространение информации, выдаваемой ЕИИАС ЖКУ с определением приоритетов для органов власти;
12. Обеспечение взаимной заинтересованности в дальнейшем расширении возможностей и совершенствовании ЕИИАС ЖКУ.
Указанные принципы относят вопросы создания ЕИИАС ЖКУ и деятельность по ее внедрению и ведению к приоритетным задачам Правительственного уровня, которые должны находиться под постоянным контролем руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
4. Функции ЕИИАС ЖКУ
Для эффективного обеспечения интеграции и деятельности организаций, вовлеченных в процессы начисления и сбора платежей граждан, ЕИИАС ЖКУ должна обеспечить автоматизацию следующих функций:
1. Сбор, систематизация, накопление, обработка, вывод, отображение и передача данных для их анализа, обобщения, выработки соответствующих управленческих решений, их доведения до пользователей.
2. Информационное взаимодействие с внешними автоматизированными системами, такими как сеть паспортных столов, служб технической инвентаризации, автоматизированные сети сбора показателей приборов учета и в дальнейшем с единой системой технологического коммерческого учета (ЕСТКУ), платежными терминалами и иными платежными системами, включая интеграцию в глобальную компьютерную сеть Интернет.
3. Своевременное представление данных от подчиненного объекта (или объекта более низкого уровня иерархии в отрасли) до необходимого уровня принятия решения в требуемом виде.
4. Интеграция автоматизированных технологий сбора, передачи и обработки информации, различающихся по ее источникам и потребителям, а также по типам и видам процедур их обработки.
5. Обеспечение исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления достоверной и актуальной информацией, представляемой информационными ресурсами, техническими системами, иными источниками данных.
6. Мониторинг в режиме реального времени ситуации с начислением и сбором платежей граждан за ЖКУ.
7. Длительное хранение и архивация ретроспективных данных для последующего использования.
8. Анализ, прогнозирование, моделирование и другие типы интеллектуальной обработки данных.
9. Предоставление возможности контролируемого доступа к информационным ресурсам ЕИИАС ЖКУ исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и прочих пользователей.
10. Предоставление пользователям ЕИИАС ЖКУ единого интерфейса управления информационными ресурсами и отображения информации.
11. Обеспечение единой централизованной аутентификации пользователей и поддержка иерархии доступа с системой приоритетов.
12. Введение отчетности о действиях пользователей и состоянии системы в целом. Ввиду того, что ЕИИАС ЖКУ объединяет ресурсы разнородных территориально распределенных информационных и технологических систем с различной ведомственной принадлежностью, кроме вышеперечисленных в состав ЕИИАС ЖКУ должны входить следующие функции:
13. Обеспечение безопасности информации и защиты действующих информационных ресурсов, используемых и интегрируемых в ЕИИАС ЖКУ.
14. Обеспечение защиты персональных данных гражданина путем разграничения доступа и ограничение информации в зависимости от иерархии пользователя в структуре ЕИИАС ЖКУ.
15. Обеспечение целостности и непротиворечивости информации.
16. Обеспечение электронного удостоверения информации (документов) и прав пользователя.
17. Обеспечение централизованного управления доступом к ресурсам ЕИИАС ЖКУ.
5. Архитектура ЕИИАС ЖКУ
ЕИИАС ЖКУ будет представлять собой интегрированную многоуровневую, территориально-распределенную автоматизированную систему:
Часть ЕИИАС ЖКУ, охватывающая верхние уровни управления органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, будет представлять собой автоматизированную аналитическую систему административного управления, позволяющую принимать оперативные и оправданные управленческие решения с возможным формированием законодательных инициатив, изменением действующих в республике нормативно-правовых актов, функционированием различных комиссий по работе с должниками;
Другая часть, охватывающая средние уровни управления, должна обеспечивать взаимосвязь с различными платежными системами, банками, службами, организациями, с поставщиками услуг;
Нижние уровни управления должны обеспечивать сам процесс работы с гражданами по начислению и сбору платежей за ЖКУ.
Архитектура ЕИИАС ЖКУ базируется на следующих принципах:
1. Принцип многоуровневой интеграции. Обеспечивается за счет следующих возможностей:
максимальное использование существующих коммуникаций и оборудования;
комплексность, унификация и совместимость реализуемых проектных, технических и технологических решений;
открытость архитектуры построения;
унификация программного и методического обеспечения;
обеспечение стандартных интерфейсов и протоколов;
резервирование каналов передачи информации;
обеспечение возможности разграничения доступа пользователей к различным сетевым ресурсам;
обеспечение возможности организации круглосуточного сервисного обслуживания оборудования;
возможность поэтапного создания, ввода в эксплуатацию и внедрения ЕИИАС ЖКУ без нарушения функционирования существующих элементов;
унификация протоколов обмена и форматов данных;
применение единого пользовательского стандартизированного интерфейса.
2. Принцип "одного окна" для авторизации, аутентификации и генерации отчетов. Использование централизованной аутентификации, авторизации и генерации отчетности позволит осуществлять эффективное администрирование и обеспечивать информационную безопасность ЕИИАС ЖКУ в части управления доступом.
3. Принцип единства построения подсистемы защиты информации в ЕИИАС ЖКУ. Подсистема защиты информации в ЕИИАС ЖКУ основывается на положениях и требованиях существующих законов, стандартов и нормативные правовые акты и иные методические документы по защите от утраты, искажения и несанкционированного доступа к информации.
6. Структура ЕИИАС ЖКУ
6.1. Функциональные элементы ЕИИАС ЖКУ
Основным фактором, определяющим состав элементов ЕИИАС ЖКУ их взаимосвязь, является требуемая функциональность системы. В соответствии с перечнем необходимых функций, которые должна обеспечивать ЕИИАС ЖКУ, в ее состав должны входить следующие функциональные элементы:
6.1.1. Совокупность функциональных систем, являющихся для ЕИИАС ЖКУ первичными источниками информации;
6.1.2. Расчетно-аналитические системы, обеспечивающие обработку информации по заданным алгоритмам;
6.1.3. Система управления доступом, обеспечивающая централизованное назначение пользовательских прав по использованию информационных ресурсов ЕИИАС ЖКУ;
6.1.4. Система обеспечения информационной безопасности, выполняющая требования нормативных и законодательных актов Российской Федерации в области защиты персональных данных в информации при ее автоматизированной обработке и передаче по каналам связи;
6.1.5. Интеграционные системы:
единая транспортная сеть (ETC), объединяющая элементы ЕИИАС ЖКУ в единое информационное пространство с РЦП "Электронная Якутия" и обеспечивающая пользователям полнодоступность (в рамках предоставленных прав) ко всей информации;
модули взаимодействия, реализующие клиент-серверные технологии взаимодействия элементов ЕИИАС ЖКУ и единый пользовательский интерфейс;
базы метаданных об источниках информации (нормативов, тарифов и т.д.).
6.1.6. Терминальное оборудование, обеспечивающее прием, заданное представление и отображение информации (автоматизированное рабочее место), оборудование отображения коллективного пользования, средства документирования;
6.2. Единая транспортная сеть (ETC) ЕИИАС ЖКУ
Перечисленные элементы ЕИИАС ЖКУ будут иметь территориально распределенный характер. Поэтому единая транспортная сеть (ETC) должна выполнять задачу информационного объединения всех составляющих ЕИИАС ЖКУ. Особенностью этой сети является обеспечение передачи разнородной информации и предоставление пользователям широкого спектра телекоммуникационных услуг. ETC должна обеспечить связь ЕИИАС ЖКУ с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, службами начисления субсидий, поставщиками услуг, кассовыми агентами, иными платежными системами. Сети должны обеспечить потенциально полнодоступное информационное взаимодействие всех элементов ЕИИАС ЖКУ, минимальную удельную стоимость единицы трафика, высокоскоростную качественную цифровую связь, в том числе передачу информации в режиме реального времени. Для решения частных задач в ETC могут использоваться ведомственные и государственные линии магистральной связи, а также каналы, предоставляемые различными операторами связи, в том числе каналы, используемые в РЦП "Электронная Якутия".
6.3. Локальные узлы ЕИИАС ЖКУ
Автоматизированные рабочие места каждого пункта начисления и приема платежей граждан объединяются в локальные узлы ЕИИАС ЖКУ, функционирующие на уровне управляющих компаний, ТСЖ, кассовых агентов и поставщиков услуг. Локальные узлы, обеспечившие технологический доступ к своим ресурсам для ЕИИАС ЖКУ являются первичным звеном и составной частью ЕИИАС ЖКУ.
6.4. Компактно размещенные узлы органов местного самоуправления
Территориально распределенные составные части локальных узлов ЕИИАС ЖКУ объединяются в компактно размещенные узлы на уровне органов местного самоуправления поселений (КУ ОМСП).
КУ ОМСП представляют собой аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие какую-либо линейную комбинацию следующих функциональностей: сбор, хранение, обработка и предоставление информации пользователям.
При создании КУ ОМСП учитывается территориальное размещение локальных узлов ЕИИАС ЖКУ на территории данного органа местного самоуправления.
Пользователями информационных ресурсов КУ ОМСП могут быть не только внешние клиенты, подключенные через ЕИИАС ЖКУ, но и клиенты, подключенные непосредственно к КУ ОМСП, поэтому функциональность КУ ОМСП должна быть выше локальных узлов.
Доступ к ресурсам КУ ОМСП является многопользовательским. В ситуациях, связанных с невозможностью реализации многопользовательского доступа, реализуется механизм разграничения доступа на основе пользовательских приоритетов. Пользователь с более высоким приоритетом получает эксклюзивные права на доступ к ресурсу во время работы с ним.
Далее КУ ОМСП объединяются в компактные узлы органов местного самоуправления районов КУ ОМСР. Функциональность КУ ОМСР должна быть выше КУ ОМСП, так как здесь должна сформироваться база данных на уровне района, которая будет состоять из совокупности баз данных поселений, количество которых может достигать от единицы до нескольких десятков КУ ОМСП.
6.5. Центральный узел ЕИИАС ЖКУ
Для качественного информационного сопровождения, постоянного обновления программного обеспечения в соответствии с меняющейся ситуацией в сфере регулирования процессов начисления и сбора платежей граждан, а также в целях синхронизации взаимодействия со всеми входящими в систему КУ ОМС, решения задач информационной безопасности организуется ЦУ ЕИИАС ЖКУ, в задачи которого входят:
управление пользователями;
разграничение прав доступа к информационным ресурсам и функциональным подсистемам;
предоставление пользователям информации из различных ресурсов, а также прав пользования компонентами соответствующей системы на основе единого пользовательского интерфейса;
обновление программного обеспечения;
расширение сфер и территории внедрения ЕИИАС ЖКУ.
Назначением ЦУ является интеграция на уровне республики всех информационных потоков, поступающих из КУ ОМСР и предоставление их пользователям ЕИИАС ЖКУ в соответствии с правами доступа. ЦУ является основной компонентой системы и предназначен для накопления информации о пользователях и источниках системы и ретрансляции потоков от КУ ОМСР к пользователям ЕИИАС ЖКУ. ЦУ должен обеспечивать возможность автоматизированного управления информационной средой ЕИИАС ЖКУ и распределения различного рода информационных потоков, поступающих из КУ ОМСР.
6.6. Ситуационные центры ЕИИАС ЖКУ
Ситуационные центры представляют собой организационно-техническое объединение компактно размещенных технических подсистем и рабочих мест для высших должностных лиц и экспертов, предназначенное для обеспечения поддержки принятия решений руководством и специалистами органов исполнительной власти в повседневной деятельности.
В рамках терминологии ЕИИАС ЖКУ ситуационный центр представляет собой пример ЦУ. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления состоит в предоставлении возможности просчитывать и анализировать последствия любых управленческих решений.
Аппаратно-программный комплекс ситуационного центра должен обеспечивать:
непосредственный доступ руководства и экспертов к достоверной информации из ресурсов ЕИИАС ЖКУ и внешних информационных систем;
вывод информации на средства отображения коллективного пользования;
наглядное и рациональное представление многоаспектной информации, включая представление оперативной информации в реальном масштабе времени;
прогнозирование развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
моделирование последствий управленческих решений;
экспертную оценку принимаемых решений и их оптимизацию.
7. Обеспечение информационной безопасности в ЕИИАС ЖКУ
Одной из важнейших проблем создания, внедрения и функционирования ЕИИАС ЖКУ является обеспечение каждому из сторон, участвующих в процессе ее создания, внедрения, функционирования и дальнейшего совершенствования, их собственной информационной безопасности и защиты своего информационного обеспечения, а также защиты персональных данных, обрабатываемых в ЕИИАС ЖКУ.
Практическое решение вопросов обеспечения информационной безопасности, привлечения к ответственности за угрозу или нарушение информационной безопасности ЕИИАС ЖКУ осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также в соответствующих соглашениях сторон.
Подсистема защиты информации в ЕИИАС ЖКУ основывается на следующих принципах:
7.1. Принцип системности и комплексности
Принцип системности подразумевает необходимость учета всех факторов, влияющих на защищенность ЕИИАС ЖКУ, при ее проектировании, разработке, внедрении и эксплуатации.
Комплексность системы защиты подразумевает сочетание и согласованное использование организационных мер и инженерно-технических (в том числе программных и аппаратных) средств в рамках единой системы защиты.
7.2. Принцип простоты и гибкости реализации
Принцип простоты реализации означает, что используемые меры и средства защиты должны быть понятны и просты в использовании. Существование системы защиты не должно, по возможности, затруднять работу пользователей ЕИИАС ЖКУ.
Гибкость системы защиты означает предпочтительное использование мер и средств защиты, обеспечивающих широкие возможности по настройке и совместимости с используемым программным обеспечением ЕИИАС ЖКУ.
В целом данный принцип означает, что система защиты не должна существенно ухудшать основные функциональные характеристики ЕИИАС ЖКУ (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации).
7.3. Принцип разумной достаточности
Практика эксплуатации зарубежных и отечественных автоматизированных систем показывает, что создать абсолютно непреодолимую систему защиты невозможно. При достаточном количестве времени и средств можно преодолеть любую защиту. Кроме того, создание, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы защиты требует затрат людских и технических ресурсов (как правило, тем больших, чем выше обеспечиваемая надежность).
Таким образом, необходимо выбирать уровень защиты, оптимизирующий соотношение риска, размера возможного ущерба и требуемых затрат.
7.4. Принцип непрерывности защиты
Защита информации должна обеспечиваться на всех этапах проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации ЕИИАС ЖКУ. Также это должно производиться на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.
Развитие системы защиты должно вестись параллельно с развитием ЕИИАС ЖКУ, то есть, развитие компонентов ЕИИАС ЖКУ должно в обязательном порядке сопровождаться мероприятиями по поддержанию требуемого уровня защищенности.
7.5. Принцип равнонадежности механизма защиты
Различные каналы несанкционированного доступа, реализуемые с примерно равной вероятностью и приводящие к примерно равному ущербу, должны перекрываться с одинаковой степенью надежности.
Принцип подразумевает дифференциацию требований к надежности защиты в зависимости от величины возможного ущерба и вероятности его нанесения.
7.6. Принцип независимости от секретности проектирования
Поскольку задачу сокрытия деталей реализации системы защиты, предназначенной для эксплуатации в течение продолжительного периода времени, нельзя считать стопроцентно выполнимой, механизм защиты должен быть эффективен даже в том случае, когда его структура и принципы функционирования становятся известными.
Данный принцип, однако, не означает, что информация о системе защиты ЕИИАС ЖКУ должна быть общедоступна.
7.7. Принцип управления правами пользователей
Каждому сотруднику из числа пользователей, обслуживающего и эксплуатирующего персонала ЕИИАС ЖКУ должен предоставляться необходимый набор полномочий по доступу к информации и процедурам ее обработки. В то же время эти полномочия должны быть достаточными для успешного выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей.
7.8. Принцип возможности контроля
Данный принцип утверждает, с одной стороны, необходимость создания специальных средств и методов, направленных на предотвращение попыток несанкционированного вмешательства в работу механизмов защиты, и, с другой стороны, необходимость разработки мероприятий по проверке работоспособности и корректности этого механизма.
Каждое обращение внешнего пользователя к ЕИИАС ЖКУ сопровождается подтверждением ранее выданных ключей (ЭЦП) временного срока действия на предмет аутентификации соединяющихся сторон. При этом под сторонами следует понимать именно коммуникационное оборудование, например, персональная электронно-вычислительная машина пользователя, с одной стороны, и один из пользовательских интерфейсов ЦУ - с другой.
Процесс выдачи, замены и продления полномочий электронных ключей ЭЦП доступа в ЕИИАС ЖКУ осуществляется в установленном порядке. Таким образом, участники ЕИИАС ЖКУ образуют приватную сеть передачи данных с асимметричным алгоритмом шифрования, базирующемся на использовании пар открытых и закрытых ключей, что открывает широкие возможности подключения пользователей с минимизированным ущербом для информационной безопасности.
Для разграничения прав доступа и контроля над использованием ресурсов ЕИИАС ЖКУ в рамках информационного пространства создается система единой аутентификации непосредственно пользователей и авторизации их с учетом иерархических приоритетов, а также ведения отчетности по использованию информационных ресурсов ЕИИАС ЖКУ.
Система единой аутентификации, авторизации и отчетности позволяет:
осуществлять аутентификацию пользователей системы;
осуществлять авторизацию пользователей с учетом иерархических приоритетов;
подключать к ресурсам системы новых пользователей по заранее установленному регламенту и изменять права доступа существующих, в том числе формировать группы с одинаковыми правами доступа;
получить отчет о работе пользователей и использовании ресурсов.
Для получения доступа к информационным ресурсам КУ ОМС и другим источникам информации через единый интерфейс ЦУ ЕИИАС ЖКУ пользователь должен иметь соответствующие личные или групповые права доступа, установленные для него политикой доступа к ресурсам.
8. Нормативно-правовые механизмы создания, внедрения и функционирования ЕИААС ЖКУ
Интересы создания, внедрения и функционирования ЕИИАС ЖКУ обуславливают следующие первоочередные направления деятельности по развитию нормативно-правовой базы в этой области:
регулирование доступа к информации;
обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;
защита авторских прав на создание ЕИИАС ЖКУ.
Создание и внедрение ЕИИАС ЖКУ в полном объеме должно осуществляться на соблюдении ряда требований всеми участвующими сторонами по обеспечению совместимости и дальнейшему единению:
методологий организации оформления процессов начисления и сбора платежей населения за ЖКУ;
состава применяемых документов и документооборотов;
систем государственной и внутриведомственной отчетности, интегрированной со статистической отчетностью;
для системы подобного рода, кроме соблюдения перечисленных требований, надо добиться:
технической и форматно-логической совместимости вычислительной техники и программных средств;
информационной совместимости;
единой системы идентификации показателей;
унификации структур электронных записей входных и выходных сообщений;
совместимости протоколов телекоммуникационных средств передачи данных и т.п.
Функциональные компоненты ЕИИАС ЖКУ, как и большинство автоматизированных систем управления, автоматизированных информационных систем и информационных систем органов государственной власти, сертифицируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Целями стандартизации применительно к ЕИИАС ЖКУ являются обеспечение ее дальнейшего совершенствования, расширение количества пользователей, техническая и информационная совместимость.
Стандарты в сфере создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ должны определять общую архитектуру в соответствии с настоящей Концепцией, порядок ее создания и внедрение, основные функции, порядок интеграции и обеспечения информационного взаимодействия с другими информационными системами.
Стандартизация продукции должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", ГОСТами и отраслевыми руководящими документами.
При создании и внедрения ЕИИАС ЖКУ лицензированию, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежат:
деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
деятельность по разработке и(или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
деятельность по технической защите информации.
Организации, участвующие в выполнении вышеуказанных видов деятельности при создании и внедрении ЕИИАС ЖКУ, должны иметь соответствующие лицензии.
Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением персональных данных.
9. Организационные меры создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ
Рабочая группа, созданная распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2010 года N 1193-р:
обеспечивает рассмотрение и согласование всеми членами группы всех нормативных правовых актов и иных методических документов, планируемых к
разработке в связи с созданием и внедрением ЕИИАС ЖКУ, подготавливаемых Министерством ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия);
образует подгруппы программистов, экономистов и юристов из сотрудников организаций - членов рабочей группы, которые обеспечивают совместное рассмотрение и согласование документов по направлениям;
подгруппа программистов совместно ознакамливается с действующими в республике программами начисления и сбора платежей граждан, участвует в рассмотрении и согласовании технического задания на создание ЕИИАС, единых технических требований и стандартов к структуре информационных ресурсов, регламентов информационного взаимодействия сторон с единым справочником -классификатором;
подгруппа экономистов рассматривает и согласовывает единую форму квитанции по платежам граждан за жилищно-коммунальные услуги и формы отчетности, отображаемой через ЕИИАС ЖКУ;
подгруппа юристов в целом сопровождает деятельность рабочей группы, а также рассматривает и согласовывает документы по направлениям обеспечения защиты конфиденциальной информации и персональных данных граждан;
Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) вносит предложения в Правительство Республики Саха (Якутия) по определению уполномоченных организаций по технико-технологическому сопровождению ЕИИАС ЖКУ, по размещению программно-аппаратного комплекса и серверного обеспечения центрального узла (ЦУ) ЕИИАС ЖКУ.
Исполнение функций Центрального узла, включая внедрение, контроль и эксплуатацию ЕИИАС ЖКУ, возлагается на ГБУ РС(Я) "Агентство субсидий" (распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2010 года N 471-РП "О создании государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий").
Органы местного самоуправления поселений проводят работу по созданию компактных узлов (КУ ОМСП), объединяющих локальные узлы управляющих компаний, ТСЖ, поставщиков услуг, кассовых агентов. Органы местного самоуправления районов, городских округов создают компактные узлы на своем уровне, объединяющие компактные узлы поселений.
Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) осуществляет функции заказчика ЕИИАС ЖКУ и обеспечивает подготовку и проведение конкурсов, заключение контрактов и координацию выполнения мероприятий по созданию и внедрению ЕИИАС ЖКУ, рассмотрение, согласование и утверждение технических заданий и проектно-сметной документации на реализацию отдельных элементов ЕИИАС ЖКУ и принимает решения о сдаче-приемке результатов.
10. Этапы создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ
Создание ЕИИАС ЖКУ и ее внедрение является масштабной и сложной задачей. Ее решение потребует от всех сторон процесса координации усилий в процессе реализации широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на всех уровнях.
В укрупненном виде стратегия деятельности по разработке ЕИИАС ЖКУ должна включать следующие основные этапы:
Первый этап 2010 г.
На первом этапе осуществляется формирование рабочей группы, определение целей и задач работы, разработка и принятие настоящей Концепции, изучение действующих в республике программ, утверждение единой формы квитанции по начислению и оплате за ЖКУ.
Второй этап 2011 г.
На втором этапе будет осуществлена проработка технических, организационных и финансовых вопросов создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ. Утверждаются формы отчетности, единые требования к системам, стандарты взаимодействия сторон. К концу этапа должен появиться опытный образец ЕИИАС ЖКУ.
Третий этап 2012 г.
После успешной эксплуатации опытного образца на третьем этапе создаются КУ ОМСР и КУ ОМСП и начинается процесс внедрения ЕИИАС ЖКУ во всех заинтересованных управляющих компаниях, ТСЖ, у поставщиков услуг, кассовых агентов, служб субсидий и т.д.
Четвертый этап 2013 г.
Обеспечение слаженного взаимодействия КУ ОМСР с ЦУ ЕИИАС ЖКУ и КУ ОМСП, полный охват ЕИИАС ЖКУ всех управляющих компаний, ТСЖ, поставщиков услуг, кассовых агентов, служб субсидий и т.д.
Задачи обеспечения взаимосвязи работы ЕИИАС ЖКУ с АИС "Поселение-ЖКХ", с единой базой данных поставщиков и потребителей коммунальных услуг, паспортными столами, службами технической инвентаризации, показателями приборов учета и в дальнейшем с единой системой технологического коммерческого учета (ЕСТКУ)", с платежными терминалами, банками и иными платежными системами, а также осуществления транзитных перечислений средств поставщикам услуг и претензионной работы с населением будут решаться по мере реализации каждого этапа в зависимости от организационной и технической готовности соответствующих организаций и систем.
Далее планируется разработка других программ, сопряженных с ЕИИАС ЖКУ, как то программы начисления субсидий поставщикам услуг и адресных субсидий населению.
11. Финансовые принципы создания, внедрения и совершенствования ЕИИАС ЖКУ
Разработка ЕИИАС ЖКУ планируется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Бюджетное финансирование необходимо в целях обеспечения создания ЕИИАС ЖКУ в соответствии с настоящей Концепцией, учитывающей создание программы, отвечающей интересам и требованиям органов исполнительной власти и местного самоуправления всей республики. Также из государственного бюджета целесообразно финансировать создание центрального узла ЕИИАС ЖКУ, расположенного в столице республики.
Внедрение ЕИИАС ЖКУ должно осуществляться на принципах бесплатного предоставления доступа к ЕИИАС ЖКУ и ее бесплатной установки на локальных узлах с осуществлением самостоятельного финансирования приобретения технических ресурсов органами исполнительной власти (для ситуационных центров), органами местного самоуправления (для компактно размещенных узлов), управляющими компаниями, ТСЖ, кассовыми агентами, поставщиками услуг (для локальных узлов).
Дальнейшее постоянное сопровождение и обновление установленных систем ЕИИАС ЖКУ должно осуществляться на платной основе на принципе предоставления услуг по обслуживанию ЕИИАС ЖКУ.
Механизмы стимулирования процесса вхождения в ЕИИАС предприятий негосударственного сектора ЖКХ:
1. Предложение бесплатно устанавливать на предприятиях, участвующих в ЕИИАС ЖКУ программное обеспечение по лицензионному соглашению с разработчиками программного обеспечения;
2. Оперативное изменение ЕИИАС ЖКУ для приведения в соответствие с законодательством и предложениями пользователей, что снизит затраты пользователей на содержание собственных программистов или на оплату услуг по информационным системам приобретенным извне РС(Я);
3. При создании саморегулируемых организаций (СРО) в сфере управления многоквартирными домами одним из условий вхождения в СРО будет условие работы той или иной управляющей компании с ЕИИАС ЖКУ.
Организации - участники ЕИИАС ЖКУ несут расходы на текущее содержание соответствующих узлов системы, в том числе за предоставление каналов связи и оплату за передачу данных.
Центральный узел несет расходы за текущее содержание своего (центрального) узла системы.
Заключение
От создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ планируется получить следующий эффект:
упорядочение и систематизация процессов начисления и сбора платежей граждан за ЖКУ в Республике Саха (Якутия), что явится основой и началом комплексной информатизации отрасли ЖКХ республики и ее интеграции в РЦП "Электронная Якутия";
улучшение ситуации с уровнем собираемости платежей граждан и уровнем своевременности и полноты взаиморасчетов с поставщиками услуг;
повышение оперативности и эффективности контроля за ситуацией;
оперативное и повсеместное внедрение в использование различных изменений в законодательстве, регламентирующем вопросы начисления и сбора платежей граждан, путем постоянного обновления и совершенствования внедренной ЕИИАС ЖКУ;
принятие оперативных и действенных управленческих решений в вопросе повышения собираемости платежей граждан на муниципальном и правительственном уровне;
формирование единой базы данных во всех органах управления по объемам предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
формирование единой и понятной для граждан платежной дисциплины на территории Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2010 г. N 1331-р "Об утверждении Концепции создания и внедрения единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги"
Текст распоряжения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 19 января 2011 г. N 3
Настоящий документ снят с контроля