Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 3 сентября 2010 г. N 3-22/10
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.В.,
с участием прокурора Смирникова А.Г.,
Рудых Е.Г., ее представителя Дуглас В.Б.,
представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В.,
представителя Управления Росреестра по РС(Я) Аргунова Ф.Ф.,
представителя Министерства имущественных отношений РС(Я) Вершининой З.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"03" сентября 2010 года дело по заявлению ИП Рудых Елены Геннадьевны о признании недействующими строку N 124 по разделу г. Якутск, по кадастровому кварталу 14:36:102051 Приложения N 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 541 от 10 декабря 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов"; строку N 3693, г. Якутск, кадастровый номер участка 14:36:102051:0030 Приложения N 3.35 к данному постановлению N 541, суд
установил:
Постановлением Правительства РС(Я) от 10.12.2008 г. N 541 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Документ опубликован в изданиях "Якутские ведомости), N 70 от 20.12.2008 г. "Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаплар.", N 14-18 от 12.02.2009.
Постановление N 541 имеет приложения в виде таблиц.
Приложением N 1 к названному постановлению утверждены средние значения удельных показателей кадастровой, стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов РС(Я).
В сроке N 124 Приложения N 1 по разделу г. Якутск, по кадастровому кварталу 14:36:102051 (3 столб - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) рублей на кв. метр - 2.476,73 руб.
Приложением N 3.35 к названному постановлению утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенного пункта - город Якутск. Согласно строке N 3693 приложения N 3.35 кадастровая стоимость земельного участка, занимаемого Рудых Е.Г., в составе г. Якутск (14:36:102051:0030), составляет 127 789 361,08 руб.
Рудых Е.Г., являющаяся арендатором земельного участка с кадастровым номером 14:36:102051:0030, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Якутская, 17 квартал, обратилась в суд с требованием о признании недействующими в Приложении N 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 541 от 10 декабря 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" - строку N 124 по разделу г. Якутск, по кадастровому кварталу 14:36:102051; в Приложении N 3.35 к постановлению N 541 строку N 3693, г. Якутск, кадастровый номер участка 14:36:102051:0030, с установленной кадастровой стоимостью 127 789 361,08 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что данные показатели утверждены с нарушением порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, установленного федеральным законодательством, кадастровая стоимость завышена, установлена произвольно и экономически необоснованна.
В судебном заседании Рудых Е.Г., ее представитель Дуглас В.Б. заявление поддержали, суду пояснили, что акт проверки, в соответствии с которым Роснедвижимость признала отчет соответствующим Методическим указаниям, был составлен и представлен Управлению Роснсдвижимости по РС(Я) после того, как Правительство РС(Я) уже утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в постановлении N 541 от 10.12.2008 г. Нарушение порядка проведения государственной кадастровой оценки земель влечет признание принятого акта недействующим.
Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. с заявлением не согласился, суду пояснил, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям. Административный регламент, установив Порядок, на который ссылается заявитель, урегулировал, таким образом, взаимоотношения Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по субъекту РФ, а также подрядчика, производящего расчеты. Соблюдение указанного Порядка не влияет на законность утверждаемого Правительством РС(Я) постановления. Более того, в данном случае, замечания, сделанные после утверждения постановления, не касаются самих результатов оценки, а связаны лишь с оформлением отчета. Письмо Роснедвижимости N МП/0305 от 02.12.2008 г. подтверждает законность оспариваемого постановления. В этом письме Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости сообщило, что к самому порядку расчета не имеется замечаний, но для соблюдения формального требования, связанного с оформлением акта проверки, необходимо было предоставить информацию в электронном виде. Эти обстоятельства, связанные с порядком проведения кадастровой оценки земель, не могут влечь признание постановления 1 [равительства РС(Я) недействующим. Роль Правительства РС(Я) ограничена только утверждением результатов кадастровой стоимости земель, Правительство РС(Я) не проверяет правильность этих результатов и не наделено функциями контроля за действиями органов Роснедвижимости. Поэтому в порядке нормоконтроля оснований для признания оспариваемого постановления недействующим не имеется. Если заявитель не согласен непосредственно с действиями Роснедвижимости, то имеет возможность обжаловать их в другом судебном пооядке. Просит в заявлении Рудых Е.Г. отказать.
Представитель Управления Росреестра по РС(Я) Аргунов Ф.Ф. суду пояснил, что именно к ведению Управления Росреестра по РС(Я) отнесено обеспечение кадастровой оценки стоимости земли. В соответствии с административным регламентом Управление Росреестра по РС(Я) представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков. На момент утверждения Правительством РС(Я) постановления расчеты по определению кадастровой стоимости земельных участков были проверены Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, замечаний по ним не имелось. Просит в заявлении отказать.
Представитель Министерства имущественных отношений РС(Я) Вершинина З.А. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что административный регламент вообще не является нормативным актом, а регулирует исключительно взаимоотношения между Роснедвижимостью, Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ и подрядчиком, который производит оценку. Поэтому особенности процедуры проведения кадастровой оценки земли не могу г влиять на законность и действительность утвержденного Правительством РС(Я)
постановления.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявление, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К участию в проведении государственной оценки земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Правил методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министра экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 вышеуказанного Административного регламента определено, что:
1. Управление Роснедвижимости по субъекту РФ получает отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ и направляет его в Роснедвижимость РФ.
2. В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
3. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
4. Послеполученияуказанныхсведенийиактапро верки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации. представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации
Таким образом, органом; ответственным за государственную кадастровую оценку земель являлось Управление Роснедвижимости Республики Саха (Якутия).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и.возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Согласно акту сдачи-приемки работ N 1 от 08.11.2007 работы по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов РС(Я) осуществлены Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ по РС(Я)".
Согласно письму Роснедвижимости от 02.12.2008 N МП/0305 "О проведении проверки" замечаний к порядку расчета кадастровой стоимости земельных участков Роснед-вижимость не имеет (приобщено к материалам дела). В том же письме Роснедвижимость сообщали Управлению Роснедвижимости по субъекту РФ о том, что для получения акта проверки необходимо обеспечить представление в Роснедвижимость материалов государственной кадастровой оценки земель в электронном виде.
10.12.2008 г. Правительство РС(Я) постановлением N 541 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
По результатам рассмотрения отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов РС(Я) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии было составлено 9 актов проверки и только в последнем 9-ом акте было принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям.
Таким образом, проведение Роснедвижимостью проверки в декабре 2009 года свидетельствует о том, что на момент принятия оспариваемого постановления акт проверки Роснедвижимостью отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков отсутствовал и был представлен после утверждения Правительством РС(Я) результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Однако составление Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков после принятия оспариваемого постановления, не может являться основанием для признания постановления Правительства РС(Я) N 541 недействующим.
Как указано выше в письме Роснедвижимости от 02.12.2008 N МП/0305, проверка, осуществленная Роснедвижимостью, не выявила ошибок в показателях кадастровой стоимости земельных участков, но для получения акта проверки необходимо было представить информацию в электронном виде.
Следовательно, оснований полагать, что составление акта проверки после утверждения постановления, каким-либо образом повлекло нарушение прав заявителей либо иных граждан или организаций не имеется.
Акт проверки не является результатом оценки кадастровой стоимости земельных участков. Его целью является проверка отчета на соответствие Методическим указаниям. Результаты оценки содержатся в самом отчете, который был составлен Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ по РС(Я). Согласно письму N МП/0305 по состоянию на 02.12.2008 непосредственно показатели стоимости у Федерального агентства кадастра объектов недвижимости замечаний не вызвали. Поскольку в отношении результатов оценки не было выявлено замечаний, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель.
Итоги проверок, проведенных в 2009 году, т.е. после утверждения постановления, включали в себя замечания редакционного характера, а также замечания типа "несоответствия показателей при перерасчете в специальном программном обеспечении", "пояснения недостаточны", исправление которых не повлияло на показатели кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление не может быть признано недействующим по формальным основаниям, в соответствии с которыми постановление было утверждено раньше, чем получен акт проверки.
Ситуация, при которой Роснедвижимость предварительно сообщает об отсутствии замечаний к отчету, и после утверждения результатов оценки представляет акт проверки, не находит своего разрешения ни в административном регламенте, ни в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316. Поэтому в неурегулированной части данные обстоятельства могут иметь разное толкование.
Однако, учитывая толкование, сделанное Верховным судом РФ в определении от 28.04.2010 г. N 530П0-9, суд при отказе в удовлетворении заявления Рудых Е.Г. исходит из того, что проверка так или иначе была осуществлена: предварительно по состоянию на декабрь 2008 года в соответствии с письмом N МП/0305, и впоследствии - на основании акта N 9. а замечания, сделанные Роснедвижимостью после утверждения постановления, на результаты оценки никоим образом не повлияли.
Иных оснований считать права Рудых Е.Г. и других арендаторов нарушенными принятием оспариваемого постановления суду представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления ИП Рудых Елены Геннадьевны о признании недействующими в Приложении N 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 541 от 10 декабря 2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" - строку N 124 по разделу г. Якутск, по кадастровому кварталу 14:36:102051; в Приложении N 3.35 к постановлению N 541 строку N 3693, г. Якутск, кадастровый номер участка 14:36:102051:0030, с установленной кадастровой стоимостью 127 789 361,08 руб., - отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пухова. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 сентября 2010 г. N 3-22/10
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 22 января 2011 г. N 4