Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение N 1)
Программа
Правительства Республики Саха (Якутия), направленная на ликвидацию административных барьеров в строительстве в Республике Саха (Якутия)
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 февраля 2011 г. N 71-р)
Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по ликвидации административных барьеров в строительстве в Республике Саха (Якутия) (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 1 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 02.08.2010 ВП-П9-5253 по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития по вопросу "О задачах субъектов Российской Федерации по снятию административных барьеров в строительстве" 15 июля 2010 года в г. Волгограде.
I. Необходимость разработки и реализации Программы
Вопросы правового регулирования градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций в области градостроительной деятельности регулируются следующими Федеральными законами:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятый 29 декабря 2004 года Градостроительный кодекс Российской Федерации определил основные положения организации градостроительной деятельности в Российской Федерации. Принят Закон Республики Саха (Якутия) "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия) с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия).
Результатом принятых законов стало:
создание законодательной базы для градостроительной деятельности;
разграничение полномочий в сфере градостроительной деятельности;
формирование системы документов территориального планирования и документации по планировке территории;
введение системы саморегулирования в сфере градостроительной деятельности.
В ходе проведения административной реформы сокращены масштабы вмешательства государства в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
В области строительства лицензирование заменено саморегулированием участников градостроительной деятельности по отраслям: инженерные изыскания, проектирование, строительство.
Контрольно-надзорные функции в области градостроительной деятельности определены и осуществляются в рамках требований федерального законодательства.
В то же время на практике не удалось применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать некоторые вопросы. Как следствие, в сфере градостроительной деятельности сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем, к которым относятся административные барьеры. Разнообразные формы государственного регулирования административного характера (ведение многочисленных реестров и регистров, аттестация и аккредитация хозяйствующих субъектов, различные экспертизы, предоставление разрешений и согласований) создают излишние административные барьеры. Административные барьеры существуют при выделении земельных участков для строительства, подключении новых объектов к сетям инженерно-технической инфраструктуры и электрическим сетям, выдаче разрешения на строительство и проведении экспертизы проектной документации.
Необходимость достижения долгосрочных целей в сфере градостроительной деятельности в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по ликвидации административных барьеров в строительстве.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах в сфере градостроительной деятельности, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
повышение качества и сокращение сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе путем перехода к электронному предоставлению государственных услуг органами исполнительной власти и публично-правовыми образованиями Республики Саха (Якутия) в сфере строительства;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению государственных (муниципальных) услуг;
обеспечение устойчивого развития территории Республики Саха (Якутия), сбалансированный учет экологических, экономических и социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;
стимулирование органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления к проведению эффективной градостроительной политики.
III. Сбалансированная градостроительная политика в Республике Саха (Якутия)
Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности определено, что органами государственной власти, органами местного самоуправления с 1 января 2012 года не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
С 01 января 2012 года также не допускается выдача разрешений на строительство объектов всех форм собственности при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
Обеспечение сбалансированной градостроительной политики в Республике Саха (Якутия) становится необходимым условием решения задач Программы.
При отсутствии документов территориального планирования и документации по планировке территорий невозможно развитие комплексной застройки, в том числе строительства жилья экономического класса, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, отсутствие документов территориального планирования сегодня является большим сдерживающим фактором для многих процессов в строительстве, а также для разработки правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
В республике в соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации был принят закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 года 644-З N 181-IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия).
Проведена работа по подготовке Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия).
Утверждены приказом Минстроя РС(Я) от 08 июля 2010 года N 92 нормативы градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия).
Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Департаментом по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы "Государственная поддержка местного самоуправления Республики Саха (Якутия) на 2004-2010 годы" были выделены средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование разработки документов территориального планирования муниципальных образований.
За это время подготовлено:
5 схем территориального планирования муниципальных районов (из них утверждена 1 схема);
1 схема территориального планирования городского округа (утверждена);
2 генеральных плана городских округов (утверждены);
157 генеральных планов населенных пунктов (106 утверждено). В том числе подготовлены генеральные планы административных центров муниципальных районов и утверждены, кроме 2 генеральных планов (с. Майя и с. Намцы), которые проходят процедуру согласования.
Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Департаментом по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы "Государственная поддержка местного самоуправления Республики Саха (Якутия) на 2004-2010 годы" за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было выполнено следующее:
изготовлены электронные топографические карты в М 1:50000 всех муниципальных районов республики, которые используются для разработки схем территориального планирования;
выполнены работы по созданию топопланов 416 населенных пунктов.
Все вышеперечисленные картографические материалы бесплатно предоставлены муниципальным образованиям для разработки документов территориального планирования.
Требуется обновление топопланов 179 населенных пунктов и создание топопланов 234 населенных пунктов Республики Саха (Якутия).
Подготовка правил землепользования и застройки муниципальных образований осуществляется за счет средств местных бюджетов. Правила землепользования и застройки городских округов приняты. Сложнее обстоят дела с правилами землепользования и застройки поселений. В качестве методической помощи всем органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) направлены модельные муниципальные правовые акты "Правила землепользования и застройки поселений".
Процедура подготовки и утверждения документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации, является длительной по времени и финансово затратной.
В связи с вступлением с 1 января 2009 года в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разработка документов территориального планирования муниципального уровня должна быть осуществлена за счет местных бюджетов. Но, учитывая дефицит местных бюджетов, софинансирование разработки документов территориального планирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будет продолжено с изменением пропорции: 50% на 50%.
На территории Республики Саха (Якутия) 445 муниципальных образований, в том числе:
муниципальных районов - 34
городских округов - 2
городских поселений - 49
сельских поселений - 360
С учетом необходимости обеспечения генеральными планами 194 населенных пунктов, центров наслегов, схемами территориального планирования 30 муниципальных районов, сумма для финансирования работ по завершению разработки и обновлению документов территориального планирования Республики Саха (Якутия) до 01 января 2012 года составляет порядка 400,0 млн. рублей.
С этой задачей без государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета администрации муниципальных образований, особенно сельских поселений, не справятся.
Правительством РФ подготовлен законопроект, в соответствии с которым органам местного самоуправления сельских поселений будут даны полномочия принимать самостоятельное решение об отсутствии необходимости разработки генерального плана поселения. Воспользоваться правом смогут те сельские поселения, развитие которых не предполагает установления новых функциональных зон и (или) изменения существующих функциональных зон.
Главными причинами, препятствующими разработке документов территориального планирования муниципального уровня, являются отсутствие долгосрочных программ развития территорий муниципальных образований и недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки из средств местных бюджетов.
IV. Совершенствование и оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности
Актуальной и целесообразной, в рамках ликвидации излишних административных барьеров, остается необходимость упорядочить имеющийся, зачастую дублирующий порядок согласования, регистрации, сертификации, применения санитарных и ветеринарных правил и т.д., в особенности при предоставлении земельных участков для строительства.
Создание более открытого и конкурентного строительного рынка, упрощение процедур и ликвидация административных барьеров доступа на рынок строительных компаний, в том числе и небольших, путем введения электронных торгов.
Предоставление земельных участков для строительства путем проведения аукционов.
В целях совершенствования и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг в области градостроительной деятельности в Республике Саха (Якутия) предлагается:
стимулирование органов местного самоуправления по оптимизации процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства, в том числе жилищного, и получения разрешения на строительство, а также оптимизация условий присоединения к сетям инженерно - технического обеспечения;
снижение административных барьеров при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получении разрешения на строительство;
создание условий для развития негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
обеспечение снижения административных барьеров при реализации хозяйствующими субъектами инвестиционных проектов в сфере строительства, в том числе жилищного;
перевод в электронный вид оказываемых государственных услуг при реализации инвестиционных проектов, организация работы с заказчиками и инвесторами в режиме "одного окна".
V. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу.
Реализацию Программы предлагается осуществлять в рамках предусмотренных полномочий органов исполнительной власти, указанных в Плане мероприятий по реализации Программы.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках утверждаемого плана.
В план включены основные мероприятия, которые необходимо выполнить по следующим направлениям:
завершение формирования системы документов территориального планирования Республики Саха (Якутия), городских округов, муниципальных районов и поселений;
оптимизация процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство;
совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
разработка и утверждение административных регламентов исполнения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) государственных функций и предоставления государственных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционно-строительных проектов;
предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевых компаний при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства.
Реализация Программы будет согласована с мероприятиями по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.