Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Окружной администрации города Якутска
N 177п от 01 ноября 2010 г.
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды на территории городского округа "Город Якутск" на 2011-2015 годы"
Паспорт программы
|
Наименование Программы |
"Охрана окружающей среды на территории Городского округа "Город Якутск" на 2011-2015 гг." |
1 |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
|
2 |
Заказчик программы |
Окружная администрация города Якутск |
3 |
Координатор программы |
МУ Департамент ЖКХ и Э ГО "Город Якутск" |
4 |
Основной разработчик Программы |
МУ Департамент ЖКХ ГО и Э "Город Якутск", ООО ПГ "ПромЭкс" |
5 |
Основная цель Программы |
Охрана окружающей среды на территории Городского округа "Город Якутск", сохранение и реабилитация природной среды для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения. |
6 |
Основные задачи Программы |
Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач: - разработку и утверждение природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск"; - создание муниципального экологического контроля по охране городских лесов и водных объектов местного значения в пределах своих полномочий Окружной администрации города Якутск; - строительство сливной станции в городе Якутске; - очистку водоохранных зон от захламления; - очистку городских лесов от мусора; - строительство новых современных полигонов по захоронению отходов в городе Якутске; - строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов; - устройство зон отдыха; - совершенствование системы экологического образования и просвещения. |
7 |
Сроки и этапы реализации Программы (подпрограммы) |
Начало - 2011 г. Окончание - 2015 г. |
8 |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Подпрограмма N 1. "Разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск": - доработка генеральной схемы санитарной очистки; - пересмотр нормативов образования отходов; - разработка ПСД полигона снега и прохождение государственной экспертизы. Подпрограмма N 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия": - проектирование и строительство дополнительных сооружений по удалению сверхнормативных показателей загрязняющих веществ (фосфор, фосфаты и др.); - инвентаризация водных объектов, находящихся на территории ГО "Город Якутск", подлежащих муниципальному контролю; - оформление земельно-кадастровых документов водных объектов; - строительство сливной станции г. Якутска; - очистка водоохранных зон водных объектов от захламления. Подпрограмма N 3. "Городские леса. Зеленые насаждения": - лесоустройство городских лесов; - организация зон отдыха на территориях городских лесов; - очистка городских лесов от мусора. Подпрограмма N 4. "Отходы": - рекультивация полигона ТБО по Вилюйскому тракту, 9 км; - строительство 1 очереди полигона размещения ТБО в г. Якутске по Вилюйскому тракту, 25-26 км; - устройство полигона для складирования снега; - приобретение установок (Крематоров) для утилизации биологических отходов; - строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов. Подпрограмма N 5. "Экологическое образование и просвещение": - обучение руководителей и должностных лиц предприятий и организаций на курсах по повышению квалификации с получением сертификата; - устройство рекламной продукции природоохранного назначения; - учреждение Гранта Главы по внедрению экологических проектов на территории ГО "Город Якутск". |
9 |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
МУ Департамент ЖКХ и Э "Город Якутск", Управление по лесным и водным отношениям, МУ "Главстрой", МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства", ОАО "Якутская городская транспортная компания", Министерство сельского хозяйства PC (Я), Управляющие организации, Товарищества собственников жилья, МАУ "Служба информации, рекламы и контроля" |
10 |
Объем и источники финансирования |
На весь срок 2011-2015 гг.: 1449997,07 тыс. руб. (один миллиард четыреста сорок девять миллионов девятьсот девяносто семь тысяч семьдесят руб.) в т.ч. по годам: 2011 г. - 93500,00 тыс. руб.; 2012 г. - 188163,86 тыс. руб.; 2013 г. - 376011,07 тыс. руб; 2014 г. - 374611,07 тыс. руб; 2015 г. - 417711,07 тыс. руб. в т.ч. по источникам финансирования: республиканский бюджет - 620976,22 тыс. руб.; местные бюджеты - 434865,41 тыс. руб.; внебюджетные источники - 394155,44 тыс. руб. По подпрограммам на 2011 - 2020 гг.: - Подпрограмма N 1. "Разработка природоохранных нормативно - правовых актов на территории ГО "Город Якутск" - 5500 тыс. руб.; - Подпрограмма N 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия"- 227500,00 тыс. руб.; - Подпрограмма N 3. "Городские леса. Зеленые насаждения" - 7500,00 тыс. руб. - Подпрограмма N 4. "Отходы" - 1203297,07 тыс. руб. - Подпрограмма N 5. "Экологическое образование и просвещение" - 6200,00 тыс. руб. |
11 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
От реализации мероприятий Программы ожидается повышение качества окружающей среды. Реализация Программы позволит осуществить проведение следующих мероприятий: - разработку и утверждение природоохранных нормативно-правовых документов; - инвентаризацию и оформление земельно-кадастровых документов водных объектов; - прекращение сброса недостаточно-очищенных и неочищенных сточных вод в реку Лена; - строительство сливной станции в г. Якутске; - очистку водоохранных зон водных объектов от захламления; - лесоустройство городского леса; - очистку городского леса от мусора. - организация мест размещения отходов производства и потребления; - строительство новых полигонов в г. Якутске для бытовых отходов и складирования снега; - строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов; - способствовать повышению экологического образования и просвещения. |
12 |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
Общий индикатор - полнота финансирования программных мероприятий для реализации намеченных мероприятий по охране окружающей среды на территории ГО "Город Якутск"; По подпрограмме N 1: - разработка и утверждение природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск". По подпрограмме N 2: - очистка водоохраной зоны водных объектов от захламления; - строительство сливной станции г. Якутска; - инвентаризация и оформление земельно-кадастровых документов водных объектов. По подпрограмме N 3: - лесоустройство городских лесов; - очистка городских лесов от мусора. По подпрограмме N 4: - строительство полигона на Вилюйском тракте 26 км; - строительство полигона для складирования снега; - строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов. По подпрограмме N 5: - обучение и аттестация должностных лиц муниципальных предприятий. |
13 |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют: Окружная администрация города Якутска. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Столица Республики Саха (Якутия) - город Якутск является крупнейшим административным, производственным, финансовым, научным и культурным центром республиканского и федерального значения на северо-востоке России.
Наиболее острыми экологическими проблемами являются загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, обращение с отходами производства и потребления. Эти проблемы непосредственно отражаются и на здоровье населения.
Для оздоровления экологической ситуации на территории Городского округа "Город Якутск" необходимо вложение крупных финансовых средств. Строительство объектов размещения отходов, в частности, нового полигона и мусоросортировочного завода, не может быть обеспечено только за счет местного бюджета. Необходимо вложение средств из федерального, республиканского бюджетов, а также привлечение инвестиционного капиталовложения.
Для повышения уровня и качества жизни населения, сохранения баланса между хозяйственной деятельностью и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы, а также гармонизации взаимоотношений общества и природы за счет переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные в соответствии с Распоряжением Президента PC (Я) N 302-РП от 27 июля 2006 года "О целевых программах Республики Саха (Якутия)", Постановлением Правительства PC (Я) от 08.10.2009 г. N 415 "Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ Республики Саха (Якутия)", Законом Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 г. З N 290-IV "О республиканских целевых программах", Постановлением Окружной администрации "Город Якутск" N 10п от 8.02.2010 года "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Городского округа "Город Якутск" разработана долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды на территории Городского округа "Город Якутск" на 2011-2015 годы" (далее именуется Программа).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "709-З N 289-IV
Срок реализации Программы рассчитан на 2011-2015 годы и предусматривает реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере охраны окружающей среды, сохранения и дальнейшего восстановления природной среды на территории Городского округа "Город Якутск".
Город Якутск с подчиненными территориями, как особая административно-территориальная единица образован в 1922 году, расположен в Центральной Якутии на левом берегу реки Лены. Площадь - 3,6 тыс. кв. км.
Подчиненная Окружной администрации города Якутска территория граничит с Хангаласским улусом на юге и юго-западе, с Горным - на западе, с Намским - на севере, с Усть-Алданским - на северо-востоке, с Мегино-Кангаласским улусом - на востоке. Средняя температура января -40... -45°С, в отдельные дни до -50... -60°С, июля +19°С, в отдельные дни до +38°С. Среднее годовое количество осадков менее 250 мм. Крупная река - Лена.
Населенных пунктов 12, в том числе 1 - город, 7 сельских населенных пунктов, 3 рабочих поселка, 2 наслега.
В настоящее время численность постоянного населения - 252,1 тыс. чел., в том числе городского - 244,4 тыс. чел, сельского - 7,7 тыс. чел. (на 01.01.2004 г.). Плотность населения - 59,2 чел. на кв. км.
В городе Якутске сосредоточен значительный промышленный, культурный и научный потенциал Республики Саха (Якутия).
Промышленность представлена следующими основными предприятиями: ГРЭС, ТЭЦ, ФАПК "Якутия", домостроительным комбинатом, предприятиями легкой и пищевой промышленности; деревообработкой, производством строительных материалов (гипс, железобетонные изделия и конструкции). Имеются заводы: пивоваренный, ликероводочный, хлебо- и молокозаводы, рыбзавод, птицефабрика, а также ряд более мелких предприятий. В транспортном комплексе ведущую роль играют водный, автомобильный, воздушный виды транспорта. Имеются крупный речной порт, предприятия гражданской авиации (летные авиакомпании, аэропорты). Основные направления сельского хозяйства: молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овоще- и картофелеводство.
Якутский административный район имеет 355,4 тыс. га земельных угодий, в том числе 44,2 тыс. га сельскохозяйственных.
(рис. 1)
Город Якутск расположен в зоне резко континентального климата и многолетней мерзлоты, на 62° северной широты, на левом берегу среднего течения реки Лены, в широкой долине Великой Туймаады, которая ограничена Табагинским и Кангаласским мысами. Долина - плоская равнина (бывшее дно реки). Она состоит из пойменной и двух надпойменных террас. Абсолютные отметки колеблются от 87 до 104 метров. Первая надпойменная терраса возвышается над уровнем Лены на 10-12 м. В 10-12 км к западу от русла Лены находится коренной берег (200-300 метров). Долину Туймаада трудно назвать удачной для строительства города. Отсутствие уклонов и водоразделов привело к значительной заболоченности территории. Низкие отметки рельефа служат причиной того, что значительная часть поймы, некоторые районы города затапливаются весенним половодьем.
Климат Якутска отличается наибольшими различиями между зимними и летними температурами воздуха, что не наблюдается где-либо на этой широте. По многолетним данным средняя годовая температура воздуха в г. Якутске составляет -10,2°С. Самая низкая температура (-64,4°С) была зарегистрирована 5 февраля 1891 года, а самая высокая (+38,3°С) - 15 июля 1942 года. Колебаний, превышающих 102 градуса, не испытывает ни один город мира. Самый холодный месяц - январь. Его среднемесячная температура составляет -42,7°С, но отклонения бывают значительными. Продолжительность безморозного периода в городе составляет 92 дня, но заморозки возможны в любое время лета.
Ветер в г. Якутске очень слабый. Его средняя годовая скорость составляет всего 2,4 м/сек. Наибольшее количество безветренных дней наблюдается при сильных морозах в декабре-феврале. Зимой ветер, как правило, осуществляет вертикальный обмен воздуха и ведет к повышению температуры. Таким образом, на территории города Якутска низкий воздухообмен и происходит застой воздуха на застроенных кварталах и улицах, возрастает загазованность улиц и кварталов города Якутска.
По схеме медико-географического районирования Сибири г. Якутск относится к дискомфортной зоне. Здесь только 40-50% дней в году имеют благоприятную для жизни человека погоду.
Река Лена в районе г. Якутска - полноводная красавица, изобилующая рукавами и протоками, островами с песчаными пляжами, лугами и зарослями тальника. Ширина долины реки в районе г. Якутска 18-20 км. По данным Гидрометслужбы, воды реки Лена в районе города Якутска характеризуются как умеренно-загрязненные. На территории ГО "Город Якутск" имеется 4 выпуска сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе 1 выпуск неочищенных сточных вод со сливной станции города Якутска, 3 выпуска недостаточно-очищенных сточных вод Станций биологической очистки сточных вод г. Якутска, с. Хатассы, п. Кангалассы. Такие крупные поселки как Табага и Марха не имеют сооружений по очистке стоков.
Озера г. Якутска и его окрестностей расположены в пойме на 1-й и 2-й надпойменных террасах реки Лены. В долине Туймаада насчитывается около 50 озер площадью 0,05 кв. км каждое. Озера засорены, потеряли свою проточность, засыпаются. Производится отвод земельных участков на водоохраной зоне и прибрежной полосе городских и пригородных озер. Для оздоровления озер нужна система принудительного водного обмена, восстановление проточности. Прекращение сброса талых ливневых вод на Зеленый луг по Городскому каналу. Сброс осуществлять в районе Даркылах после очистки.
Общая площадь города с пригородами составляет 355469 га. Она включает сельскохозяйственные угодья (44216 га): пашни (6818 га), сенокосы (16620 га), пастбища (20561 га); леса (244805 га); кустарники (6422 га); болота (21519 га); водоемы (17167 га); дороги (3131 га); земли под постройками и земли под индивидуальными и приусадебными участками (11159 га).
Появляется потребность в новых территориях, но селитебные территории ограничены с севера и с запада коммунально-складскими и промышленными зонами. Южная коммунально-складская зона на сегодня занята не очень плотно и не очень рационально. Эта территория может быть постепенно высвобождена, и тогда здесь появится территория для нового жилищного строительства. Экологический каркас города: внутреннее интерьерное пространство - парк, внешнее экстерьерное пространство - Зеленый луг, связь между ними - зеленая эспланада по улице Кирова через центр города. Промышленно-складская территория, в основном находится в северном направлении. Промышленные зоны, а также отдельные предприятия не имеют установленных санитарно-защитных зон. По этой причине, происходит застраивание санитарно-защитных зон предприятий. Так, застраивается ориентировочная санитарно-защитная зона ОАО "ЯКСМК". В непосредственной близости от ЯТЭЦ находятся жилые кварталы города.
Ландшафтно-рекреационная территория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, лесополосы, водоемы и зоны отдыха, земли сельскохозяйственного использования, санитарно-защитные зоны и иные угодья совместно с парками, садами, скверами, бульварами и зонами отдыха, располагающимися на селитебной территории, и создает систему открытых и незастроенных пространств для целей оздоровления городской среды. В настоящее время городские леса не имеют своего статуса. Леса захламляются, застраиваются. Не проводятся работы по сохранению и восстановлению городских лесов. В городе Якутске низкий процент озелененности территорий и низкая приживаемость высаживаемых растений.
В связи с тем, что город расположен на равнинной местности долины Туймаада, в городе нет ливневой канализации, в весенний период низменные места постоянно заиливаются грунтовыми водами. Кроме того, из-за утечек горячей воды в зимний период конструкции лотков разрушаются в течение 2-3 лет, поэтому они требуют постоянного ремонта. Для отведения талых и ливневых вод необходимо организация ливневой канализации. Пропуск паводковых вод по городу (внутренний пропуск с кварталов), отвод талых и ливневых вод с территорий жилых микрорайонов осуществляется с помощью электронасосов и передвижных насосных станций.
Основными источниками теплоснабжения г. Якутска являются ЯТЭЦ, ЯГРЭС (АК "Якутскэнерго"), которые отапливают 1,5 млн. кв. м жилой площади. ГУП "Теплоэнергия", имеющая 39 источников теплоснабжения, отапливает 600 тыс. кв. м жилья. Ведомственные котельные в количестве 29, отапливающие 400 тыс. кв. м жилья и 41 котельная в 6 пригородах, отапливающие 200 тыс. кв. м жилья. В городе Якутске и пригородах эксплуатируется 245 муниципальных котельных, суммарной мощностью 535,88 Гкал/час. Основным топливом для котельных является природный газ Мастахского газового месторождения, а также используется бурый уголь Кангаласского угольного месторождения. Физический износ отопительных котельных в среднем составляет 48,15%, а в некоторых достигает 80%.
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в расчете на одного жителя
(кг) | |||||
|
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
Республика Саха (Якутия) |
174,3 |
116,8 |
137,6 |
134,0 |
133,4 |
г. Якутск с прилегающими территориями |
54,1 |
25,9 |
61,2 |
54,8 |
50,8 |
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Госкомстат России. Комитет государственной статистики Республики Саха (Якутия). - Якутск. 2003. с. 265
На территории городского округа с каждым годом увеличивается количество автотранспорта, что приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и шума. По данным ГИБДД города Якутска, в городе и его пригородах зарегистрировано 65 тысяч единиц автотранспортной техники. Условно от них выбрасывается порядка 15 тысяч тонн загрязняющих веществ в атмосферу. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как повышенный более чем в два раза. До настоящего времени не проведены расчеты выбросов загрязняющих веществ на автомагистралях. Город не имеет своего проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В связи с ростом населения и развитием инфраструктуры, увеличиваются объемы твердых бытовых отходов, которые требуют утилизации и переработки. В хозяйственном ведении предприятий ЖКХ города и пригородов насчитывается 538 ед. специальной коммунальной техники, из которых 405 единиц непосредственно заняты вывозом мусора на городскую свалку. Городская свалка находится на 9 км Вилюйского тракта, переполнена. Система обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) основана на захоронении их на полигоне. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарства и прочее. Все это может оказываться на свалках и в виде фильтрата попадать в водоносные горизонты, загрязняя их токсичными веществами. Из тела свалки постоянно выделяются газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и другие, которые создают экологическую опасность пожаров на свалках. Свалка является рассадником опасных для населения заболеваний, местом концентрации деклассированного элемента, бродячих собак, портит эстетическое восприятие природы. На стадии решения находится вопрос о строительстве полигона размещения ТБО. Проект имеет положительное заключение Управления государственной экологической экспертизы Управления Ростехнадзора. Не получено заключение Государственной экспертизы.
Тенденция роста населения к 2020 году сохранится, соответственно возрастет количество отходов жизнедеятельности, будет расти площадь городской свалки, что, в целом, ухудшит экологическую обстановку в городе. Не осуществляется выборка из отходов вторичного сырья: макулатура, лом цветных и черных металлов, полимерные материалы, древесные отходы и т.д. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов и энергии. Необходимо привлекать малый бизнес в организации утилизации отходов, представляющих вторичное сырье.
В г. Якутске находится 169 улиц, 7 площадей и 17 скверов, общей площадью 1980,9 тыс. кв. м2, из которых с асфальтобетонным покрытием - 1432195 кв. м2, с грунтовым покрытием - 460706 кв. м2, тротуаров - 87973 кв. м2, лотков - 32000 п.м. Систематическая уборка, которая заключается в ежедневном подметании, уборке урн, поливе в летнее время, подсыпке песком, скалывании плотного снега и льда с перекрестков, вывозе их в зимнее время, производится только на 26 улицах. Весь комплекс зимнего и летнего содержания улиц осуществляется на площади 408 тыс. кв. м2, что составляет 25% от потребности. Выполнение работ по благоустройству города осуществляется уборочной техникой, находящейся на балансе специализированного предприятия. В северных условиях техника, предназначенная для работы до -35°С, работает на износ и быстро выходит из строя. Износ уборочной техники составляет в настоящее время 50-100%.
По некоторым оценкам объем несанкционированных свалок мусора достиг 3 млрд. куб. м с учетом старой свалки в районе Окружной дороги. Ущерб окружающей среде оценивается на сумму около 3 млрд. рублей. Ежегодно площадь несанкционированных свалок увеличивается. Выявленный уровень загрязнения окружающей среды оказывает существенное влияние на здоровье горожан.
В городе Якутске отмечается высокая заболеваемость острыми кишечными инфекциями, вызванными установленными и неустановленными возбудителями. Сохраняется тенденция увеличения заболеваемости ротавирусной инфекцией, возбудители которой передаются через воду.
Показатели заболеваемости кишечными инфекциями по г. Якутску превышают республиканские от 2,3 до 2,8 раза, российские от 2,3 до 3,3 раза. Также высока среди населения заболеваемость дизентерией. В сравнении с заболеваемостью в РФ показатели по г. Якутску выше в 2 раза.
Высока в г. Якутске заболеваемость вирусным гепатитом А. В сравнении с 2002 г. отмечался рост в целом в 3,83 раза и в 4,07 раза среди детей. В течение 5 месяцев 2004 г. эпидемический процесс ВГА оставался интенсивным и превышал в 6 раз показатели заболеваемости по Российской Федерации.
Состояние заболеваемости по туберкулезу, заболеваний передающихся половым путем, заразным кожным болезням, туляремии, бешенству - стабильное.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Концепции экологической безопасности Республики Саха (Якутия) среди причин создания угрозы ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов отмечается низкий уровень экологической культуры общества. В Республике Саха (Якутия) в 2005 году принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об экологическом образовании и просвещении", который стал основой для экологизации содержания образования, качественного сквозного и модульного внедрения вопросов экологии в дисциплинах во всех уровнях обучения общеобразовательной школы, успешной реализации внешкольного практического цикла экологического и биологического образования через учреждения дополнительного образования детей. Необходимость совершенствования системы экологического образования и просвещения рассматривается как один из действенных механизмов решения экологических проблем республики.
В соответствии со ст.ст. 196, 197 Трудового Кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 71 Закона РФ "Об охране окружающей среды" "В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Во исполнение данной статьи разработано Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).
Одним из нерешенных задач является низкий уровень поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, за 2009 год поступило платежей на сумму 26158142,44 рубля, из них в местный бюджет - 10463256,98 рублей. Платежами охвачены только крупные природопользователи. Необходимо проведение мероприятий по составлению реестра природопользователей по округам и наслегам Городского округа и наладить тесное взаимодействие с территориальными органами Федерального казначейства и администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. Для обеспечения более полного поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду рекомендуем предусмотреть 1 штатную единицу по природопользованию в Администрации Городского округа "Город Якутск".
Административно-территориальное устройство г. Якутска
с прилегающими территориями
Поселок Кангалассы
Кангалассы - поселок на подчиненной Окружной администрации территории, центр одноименной поселковой администрации. Расположен на левом берегу реки Лена, в 40 км к северу от г. Якутска. Общая территория - 794 га. На 1 января 2004 года численность населения составила 1,7 тыс. чел. Возник в 1930-х годах как шахтерский поселок. Отнесен к категории рабочих поселков в 1957 году. Выполняет функции горнодобывающего центра. В поселке - угольный разрез, речная пристань. Водозабор осуществляется из артезианской скважины, находящейся в пойменной части реки Лена. Дорога к водозабору не обустроена. Имеется для очистки сточных вод поселка Станция биологической очистки. Здание Станции и технологическое оборудование требует капитального ремонта.
Поселок Марха
Марха - поселок на подчиненной Окружной администрации территории, центр одноименной поселковой администрации. Отнесен к категории рабочих поселков в 1969 году. Расположен на берегу реки Мархинка (приток реки Лены), в 12 км к северу от г. Якутска. К микрорайону Марха относятся поселки Большая Марха, Малая Марха, кварталы Газпром, Племобъединение, Кирзавод, Мелиорация. Общая площадь - 1296 га, в том числе 84 га сельскохозяйственных угодий. Численность населения составляет 13813 человек. Относится к типу поселений со смешанными функциями, сочетает административно-культурные, сельскохозяйственные, транспортные, заготовительно-распределительные и обслуживающие функции. Выполняет функции строительного центра. В черте поселка - заводы строительных материалов и конструкций; производственный участок коллективного предприятия "Якутское"; основные производства - молочное скотоводство, земледелие (овоще- и картофелеводство).
В поселке нет своего водозабора. Для населения вода привозная. Подпитка котельных осуществляется из артезианских скважин (техническая вода). В жилом секторе идет прямой разбор воды, что влияет на объемы вывозимых сточных вод и выгребов. В поселках нет водоотводных лотков, по этой причине затопляются прилегающие территории. В поселке нет свалки. Отходы вывозятся на городскую свалку. Происходит захламление отходами, разукомплектованными кузовами автомашин прилегающих территорий. Сточные воды из благоустроенного сектора вывозятся на сливную станцию города Якутска.
По территории поселка протекает река Мархинка, которая имеет проточность только в весенний период. Берега реки застроены, захламляются, дно заиливается.
С мая по сентябрь около 2500 дачников пополняют ряды мархинцев. Постоянный прирост населения обеспечивается за счет миграции (дешевое жилье, рядом город Якутск). В поселке несколько жилых кварталов с постоянно проживающим населением, в том числе Большая Марха, Малая Марха, Газовиков, Кирзавод, квартал Мелиораторов. На территории поселка имеются 3 школы, 4 детских сада, 2 Дома культуры, 1 культурно-оздоровительный комплекс, 1 поликлиника-больница; из предприятий - 2 пекарни, столярные мастерские, мясоперерабатывающий цех, цех строительных и дорожных изделий, дорожно-строительные, сельскохозяйственные, автодорожные предприятия, более 20 предприятий торговли.
Поселок Табага
Табага - поселок на подчиненной Окружной администрации территории, центр одноименной поселковой администрации. Расположен в 30 км к югу от г. Якутска. Численность населения составляет 2865 человек. Образован из сельского поселения. Отнесен к категории рабочих поселков в 1986 году. В административном подчинении находятся поселок Табага-1 и село Старая Табага. В июне-сентябре многие горожане приезжают отдыхать (рыбачат, собирают ягоды и грибы), приобретать овощи.
Поселок Табага не имеет водозабора. Из-за аварийного состояния канализационных септиков происходит постоянно розлив сточных вод на рельеф местности. Из-за этого необходима замена отстойников. В поселке Табага необходимо строительство ливневой канализации. Сброс сточных вод из канализационных септиков осуществляется в котлован, находящийся на 27 км Покровского тракта. Необходимо строительство очистных сооружений на 1500 куб. м. в сутки. Из котлована постоянно происходит фильтрация, которая поступает по естественному уклону в реку Лена. На данном участке оборудованы поля компостирования Хатасского свинокомплекса. Свалка поселка находится в непосредственной близости от села Старая Табага. Свалка переполнена, происходит захламление прилегающих территорий. Свалка не имеет специализированной техники и обслуживающего персонала.
Тулагино-Кильдямский наслег
На территории наслега расположены 5 населенных пунктов, общая численность населения составляет 3639 человек.
Тулагино - сельский населенный пункт, центр Тулагино-Кильдямского наслега на подчиненной Окружной администрации территории. Расположен на левом берегу долины реки Лены, в 26 км к северу от г. Якутска. В селе - центральная усадьба коллективного сельскохозяйственного предприятия "Якутский"; основные производства - молочное скотоводство, мясное табунное коневодство, земледелие (овоще- и картофелеводство). Имеются: Дом культуры, средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли.
Капитоновка - сельский населенный пункт на территории Тулагино-Кильдямского наслега. Расположен на левом берегу долины реки Лены, в 28 км к северу от г. Якутска, расстояние до центра наслега села Тулагино составляет 2 км. В селе - Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Имеются: общественный центр, начальная общеобразовательная школа, медпункт.
Кильдямцы - сельский населенный пункт на территории Тулагино-Кильдямского наслега. Расположен на левом берегу долины реки Лены, в 31 км к северу от г. Якутска, расстояние до центра наслега села Тулагино составляет 5 км. В селе - производственный участок коллективного хозяйства "Якутское"; основные производства - молочное скотоводство, земледелие (овощеводство и картофелеводство). Имеются: клуб, учреждения здравоохранения и торговли.
Сырдах - сельский населенный пункт на территории Тулагино-Кильдямского наслега, расстояние до центра наслега села Тулагино составляет 2 км. Расположен на левом берегу долины реки Лена, в 24 км к северу от г. Якутска. В селе - производственный участок коллективного предприятия "Якутское"; основные производства - молочное скотоводство, земледелие (овоще- и картофелеводство). Имеются: Дом культуры, учреждения здравоохранения и торговли.
Вода в селах привозная. Большая часть населения наслега проживает в частном жилом фонде. В селах в основном имеется неблагоустроенный жилой фонд. Муниципальный жилой фонд составляет 67 домов, в них проживает 1371 человек. С благоустроенного сектора сточные воды вывозятся на свалку, находящуюся по Намскому тракту, в отработанном карьере. Свалка находится в том же карьере. В настоящее время изучается вопрос о переносе свалки в другое место, а также о рекультивации. Свалка не имеет специализированной техники и обслуживающего персонала. В селе происходит захламление, загрязнение прилегающих территорий, а также сенокосных угодий.
На территории наслега имеется 6 газовых котельных, которые находятся на балансе МУП "ЖКХ с. Тулагино".
Водоотведение жилого фонда производится в септики. Имеется 4 емкости, 2 канализационные ямы и 1 отстойник. Вывоз канализационных вод производится на полигон сухого мусора.
Проблемы:
- обеспечение питьевой водой населения. Питьевая вода подвозится автотранспортом с Жатайского водозабора. Проблема питьевой воды может решится при очистке до ГОСТ питьевая вода технической воды, поднимаемой из артезианской скважины;
- образование несанкционированных свалок на территориях, прилегающим к населенным пунктам и пастбищам и сенокосам, а также в местах отдыха горожан на берегах проток реки Лена с захламлением водоохраной зоны реки.
- неконтролируемый и незаконный вывоз и продажа плодородного слоя земли с территорий пастбищ и пашен.
Хатасский наслег
Хатассы - сельский населенный пункт, центр Хатасского наслега на подчиненной Окружной администрации территории. Расположен на левом берегу Табагинской протоки (реки Лена), в 15 км к югу от г. Якутска. Население - 5275 человек. В селе основные производства - молочное скотоводство, свиноводство, земледелие (овоще- и картофелеводство). Имеются: Дом культуры, средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. Работает мини-завод по переработке молока, свинокомплекс, разливочный цех "Чистая вода" и т.д. В подчинении наслежной администрации села Хатассы находится сельский населенный пункт Владимировка (расположен на расстоянии 7 км).
Владимировка - сельский населенный пункт на территории Хатасского наслега в составе Окружной администрации. Расположен на левом берегу долины реки Лены, в 22 км к югу от г. Якутска, расстояние до центра наслега села Хатассы составляет 7 км. По данным местной администрации, на 01.01.2004 года здесь проживало 123 человека. В селе - лесохозяйственное предприятие. Имеются учреждения здравоохранения и торговли.
Село Хатассы имеют водозабор из скважины. Свалка села находится в 1,1 км от села, не имеет правоустанавливающих документов. Общая площадь 4 га. Годовой объем вывоза и размещения ТБО и сухого мусора 6175 куб. м. Свалка не имеет специализированной техники, обслуживанием занимается УК ООО "Хатасское ЖКХ". На территории свалки имеется скотомогильник.
Сточные воды благоустроенного сектора вывозятся на биологические очистные сооружения. Станция биоочистки эксплуатируется с 1986 года и требует капитального ремонта. Здания и очистные сооружения физически устарели и находятся в аварийном состоянии. Суточный объем очистки составляет 120 куб. м. Фактический объем вывоза составляет 150 куб. м./сут. Износ канализационных сетей составляет 100% и требует капитального ремонта. Осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Шестаковка, левый приток реки Лена.
Поселок Маган
Поселок Маган расположен в 20 км от города на 2-й надпойменной террасе. Поселок не имеет централизованного водоснабжения, канализации. Осуществляется транспортировка сточных вод для сброса через сливную станцию города Якутска. Основной проблемой является аварийное состояние канализационных септиков и аварийные розливы сточных вод на рельеф местности. Свалка не имеет правоустанавливающих документов.
Поселок Пригородное
Пригородное - сельский населенный пункт на подчиненной Окружной администрации территории. Расположен на левом берегу реки Лены, в 4 км к югу от г. Якутска, расстояние до центра наслега села Хатассы составляет 9 км. По данным местной администрации, на 01.01.2004 года здесь проживало 780 человек. В селе - производственный участок коллективного хозяйства "Хатасское". Имеются: клуб, средняя общеобразовательная школа, медпункт и учреждения торговли.
Поселок Пригородное не имеет свалки. Осуществляется вывоз на городскую свалку.
Сильные и слабые стороны ГО "Город Якутск"
Сфера внутренней среды города |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Экология |
Относительно небольшое количество производственных предприятий на территории ГО "Город Якутск" |
Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха Загрязнение открытых водных объектов Проблемы размещения и переработки отходов Загрязненность почвы и почвенно-грунтовых вод тяжелыми металлами Заболоченность значительной части территории города Неблагополучие по шумовым характеристикам в большинстве кварталов |
Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов проводится для определения наиболее проблемных ситуаций.
Многообразие мероприятий, составляющих отрасль "Охрана окружающей среды", невозможность решения экологических проблем изолированно, без учета региональных и федеральных факторов, обязательность участия в решении этих проблем органов власти всех уровней, государственных и негосударственных, научных и образовательных организаций, общественных объединений обуславливает необходимость решения поставленных задач программными средствами.
Научно-техническое обоснование Программы
В конце 90-х годов были проведены масштабные исследования на территории города Якутска и долины Туймаада по оценке антропогенного влияния на окружающую среду: Комплексная схема охраны окружающей среды города Якутска (институт Урбанистики г. С-Петербург (1992 г.) и эколого-геохимический мониторинг долины Туймаада (1998 г.) (институт мерзлотоведения РАН). По результатам работ были сделаны неутешительные выводы:
- территория города отличается высокой плотностью техногенного давления на природные объекты;
- загрязнение атмосферы разнообразными выбросами охватывает не только непосредственно территорию городской застройки, но и распространяется далеко за его пределы. Аномальное геохимическое поле занимает площадь порядка 150 кв. км.
- в жилой зоне на 1 тысячу населения приходится менее 3,7 га леса и зеленых насаждений, что в 3-4 раза меньше установленных нормативов (ГОСТ).
Научно-техническим обоснованием для разработки Программы являются данные и выводы вышеуказанных исследований.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Саха (Якутия), утвержденной Постановлением Правительства PC (Я) N 651 от 26 декабря 2002 года, оздоровление экологической обстановки, охрана окружающей среды является приоритетной задачей.
Основная цель Программы - сохранение и восстановление природной среды, комплексное решение проблем обеспечения экологической безопасности населения Городского округа и переход округа к устойчивому развитию.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач:
- Разработка и утверждение природоохранных нормативно-правовых актов на территории Городского округа "Город Якутск";
- Создание муниципального экологического контроля по охране городских лесов и водных объектов местного значения в пределах своих полномочий Окружной администрации города Якутск;
- Строительство сливной станции г. Якутска;
- Строительство новых современных полигонов по захоронению отходов в городе Якутске;
- Строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов.
- Устройство зон отдыха;
- Рекультивация свалки города Якутска по Вилюйскому тракту, 9 км;
- Совершенствование системы экологического образования и просвещения населения.
Срок реализации мероприятий Программы - 2011-2015 годы.
3. Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на сохранение и восстановление окружающей природной среды на территории ГО "Город Якутск". В этой связи предусматриваются следующие подпрограммы для реализации:
- "Разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск";
- "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия";
- "Городские леса. Зеленые насаждения";
- "Отходы";
- "Экологическое образование и просвещение".
Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам предусматривает решение задач, направленных на достижение поставленных целей с учетом сложившихся в городском округе экономических условий.
Подпрограмма N 1.
"Разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск":
Необходимо доработать генеральную схему санитарной очистки, которая регламентируется требованиями "Санитарных правилам содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88). Генеральная схема санитарной очистки определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет, с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок от 10 до 20 лет.
Необходимо пересмотреть нормативы образования отходов. Для этого нужно провести инвентаризацию источников образования отходов, разработать и утвердить проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение (ПНООЛР) для муниципальных предприятий, организаций и жилищного фонда города. Стоимость разработки документа рассчитана по тарифу ЦЛАТИ по PC (Я) составляет 3500 тыс. руб., в том числе инвентаризация источников образования отходов - 370 тыс. руб., разработка проекта нормативов образования отходов для жилого фонда и муниципальных предприятий составит 2750 тыс. руб., согласование проектов 380 тыс. руб.
Необходимо разработать ПСД полигона снега, в том числе пройти государственную экспертизу проекта.
Реализация подпрограммы позволит разработать нормативно-правовые акты по охране окружающей среды на территории Городского округа для принятия эффективных и оперативных мер по оздоровлению окружающей среды.
Подпрограмма 2.
"Водохозяйственные и водоохранные мероприятия"
Ежегодно в реку Лена сбрасывается свыше 20 млн. куб. м. недостаточно-очищенных и неочищенных сточных вод. Городской канал и озера городские, так и пригородные загрязнены, береговые полосы захламляются. Нет органа отвечающего за эксплуатацию городского канала и озер. Отсутствие уклонов и водоразделов в долине Туймаада привело к значительной заболоченности территории. Мероприятия по строительству локальных очистных сооружений входят в другие Долгосрочные целевые программы Городского округа "Город Якутск".
В связи с вышесказанным, подпрограмма направлена на:
- инвентаризацию и оформление земельно-кадастровых документов водных объектов;
- строительство сливной станции в г. Якутске;
- очистку водоохранных зон водных объектов от захламления.
Результат реализации подпрограммы:
Улучшение качества воды водных объектов, прекращение сброса неочищенных сточных вод.
Подпрограмма 3.
"Городские леса. Зеленые насаждения"
Площадь городских лесов составляет 12193 га. В настоящее время городские леса не имеют своего статуса. Леса захламляются, застраиваются. Не проводятся работы по сохранению и восстановлению городских лесов. В городе Якутске низкий процент озелененности территорий и низкая приживаемость высаживаемых растений.
Мероприятия подпрограммы направлены на:
- лесоустройство городских лесов;
- организацию зон отдыха;
- очистку городских лесов от мусора.
Результат реализации подпрограммы:
Улучшение экологической обстановки на территории Городского округа "Город Якутск".
Подпрограмма 4.
"Отходы"
Городская свалка на Вилюйском тракте, 9 км, свалка п. Табага переполнены. Не имеют своей свалки поселки Марха и Малая Марха. Строительство нового полигона в городе Якутске не начата. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарства и прочее. Не рекультивирована свалка по Вилюйскому переулку, вследствие чего происходит несанкционированное складирование отходов на данной местности.
На сегодняшний момент на территории города Якутска насчитывается более 1272 контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов, более 80% которых не соответствуют нормативным требованиям СанПиН. Контейнерные площадки как объект недвижимости не оформлены должным образом, не оформлены также земельные участки под них.
Согласно жилищному законодательству и СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88), санитарные точки устанавливаются и обслуживаются управляющими организациями. Ввиду больших затрат на обустройство санитарных точек, Протокольным решением совещания у Главы Окружной администрации от 8 сентября 2010 г. принято решение о выделении субсидий на проведение работ по обустройству санитарных точек.
Подпрограмма "Отходы" направлена на:
- рекультивацию полигона ТБО по Вилюйскому тракту, 9 км;
- строительство 1 очереди полигона размещения ТБО в г. Якутске по Вилюйскому тракту, 25-26 км;
- устройство полигона для складирования снега;
- приобретение установок (Крематоров) для утилизации биологических отходов;
- строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов.
Результат реализации подпрограммы:
- оздоровление экологической обстановки на территории Городского округа "Город Якутск"
Подпрограмма 5.
"Экологическое образование и просвещение"
Закон Республики Саха (Якутия) "Об экологическом образовании и просвещении" должен быть основой для экологизации содержания образования во всех уровнях обучения общеобразовательной школы, успешной реализации внешкольного практического цикла экологического и биологического образования через учреждения дополнительного образования детей.
Необходимо организовать работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).
Подпрограмма направлена на:
- обучение руководителей и должностных лиц предприятий и организаций на курсах по повышению квалификации с получением сертификата;
- устройство рекламной продукции природоохранного назначения;
- учреждение Гранта Главы по внедрению экологических проектов на территории ГО "Город Якутск".
Результат реализации подпрограммы:
Повышение экологической культуры и рост экологической активности населения.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
На весь срок 2011-2015 гг.:
1449997,07 тыс. руб. (один миллиард четыреста сорок девять миллионов девятьсот девяносто семь тысяч семьдесят руб.)
в т.ч. по годам:
2011 г. - 93500,00 тыс. руб.;
2012 г. - 188163,86 тыс. руб.;
2013 г. - 376011,07 тыс. руб.
2014 г. - 374611,07 тыс. руб.
2015 г. - 417711,07 тыс. руб.
в т.ч. по источникам финансирования:
республиканский бюджет - 620976,22 тыс. руб.;
местные бюджеты - 434865,41 тыс. руб.;
внебюджетные источники - 394155,44 тыс. руб.
По подпрограммам на 2011-2020 гг.:
- Подпрограмма N 1. "Разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск": 5 500 тыс. руб.;
- Подпрограмма N 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия" - 227 500,00 тыс. руб.;
- Подпрограмма N 3. "Городские леса. Зеленые насаждения" - 7 500,00 тыс. руб.
- Подпрограмма N 4. "Отходы" - 1 203 297,07 тыс. руб.
- Подпрограмма N 5. "Экологическое образование и просвещение" - 6 200,00 тыс. руб.
Программные мероприятия разработаны с учетом реальных возможностей городского бюджета и могут быть корректированы по мере необходимости в соответствии с регламентом внесения изменений и дополнений в долгосрочные целевые программы.
Подпрограмма N 1. "Разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск": Всего - 5500 тыс. руб., - из местного бюджета.
В 2007 году по заказу Администрации г. Якутска был разработан Проект генеральной схемы санитарной очистки и уборки Городского округа "Якутск" в 15 томах, который не был утвержден по неустановленным причинам. В январе-феврале 2010 года МУ ДЖКХ и Э сделана попытка повторного согласования проекта Генеральной схемы санитарной очистки г. Якутск. Согласно заключения Комитета экономики и прогнозирования за N 188-04 от 03.02.2010 г. проект нуждается в доработке. Ориентировочная стоимость доработки "Генеральной схемы санитарной очистки города Якутска на период до 2015 года" составит 1000 тыс. руб.
Необходимо пересмотреть нормативы образования отходов. Для этого нужно разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), которые утверждает уполномоченный государственный орган и выдает разрешение на размещение отходов. Ориентировочная стоимость разработки проекта нормативов образования отходов для жилого фонда и муниципальных предприятий составит 3500 тыс руб., в том числе, инвентаризация источников образования отходов - 370 тыс. руб, разработка проекта нормативов образования отходов для жилого фонда и муниципальных предприятий составит 2750 тыс. руб., согласование проектов 380 тыс. руб.
Согласно требований СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" необходимо разработать проект ПСД полигона складирования снега. Ориентировочная стоимость разработки документа - 1000 тыс. руб. Стоимость прохождения государственной экспертизы определяется Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 N 145 "О порядке организации и проведения Государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", экспертиза проектов строительства проходит на платной основе в процентном отношении от стоимости проекта ПСД
Подпрограмма N 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия"
Общая стоимость по подпрограмме N 2 составит 227500,00 тыс. руб., из них 44600,00 тыс. руб - из республиканского бюджета и инвестиционного бюджета, 182900,00 тыс. рублей - средства местного бюджета.
Подпрограмма N 2 направлена, в основном, на строительство сливной станции г. Якутска - 160 млн руб. и на инвентаризацию водных объектов, оформление земельно-кадастровых документов водных объектов, ориентировочные затраты которых составят 20400,00 тыс руб из бюджета ГО "Город Якутск". Окружная администрация г. Якутска 16 сентября 2009 года согласовала План мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ в реку Лена, поступающих со сточными водами г. Якутска после очистки на станции биологической очистки стоков. По п. 2 значится строительство сливной станции за счет местного бюджета. Также, согласно Мировому соглашению между Управлением Росприроднадзор по PC (Я) и ОАО "Якутская городская транспортная компания" от 09.11.2009 г. работы по строительству сливной станции должны быть завершены в срок до 31 декабря 2012 г.
Согласно расценкам оформление земельно-кадастровых документов озера с площадью более 4 га составит 120,02 тыс руб. Таких озер более 160 штук. Итого затраты составят 19 203,2 тыс руб. Расчет на водный объект с площадью 4 га: Графическая съемка: 4*15725=62900 руб. Составление и вычерчивание плана границ з/у: 4*1530=6120 руб. описание и согласование границ з/у (межевое описание) с постановкой на кадастровый учет: 4*12750= 51000 руб. Всего: 120020 руб .
Объемы захламленных территорий водоохранных зон будут определены после проведения инвентаризации водных объектов и водоохранных зон. На очистку водоохранных зон от захламления ежегодно выделяется 500 тыс. руб с бюджета ГО "Город Якутск".
Подпрограмма N 3. "Городские леса. Зеленые насаждения" - 7500,00 тыс. руб., (средства местного бюджета).
Мероприятия для ведения муниципального контроля за городскими лесами. Площадь городских лесов занимает 12193 га. В Приложении представлена калькуляция стоимости лесоустройства городских лесов, произведенного Якутским филиалом ФГУП "Рослесинорг" от 13.07.2010 г за N 173. Лесоустройство городских лесов - 2000 тыс. руб. на два года, согласно расценок по приказу Госкомитета цен СССР от 31.10.1990 N 173 "Об утверждении прейскуранта N У-21-68" составит около 1985,12 тыс. руб.
На обустройство зон отдыха на городских территориях планируется выделение 3 млн. рублей из бюджета ГО "Город Якутск" на два года.
На мероприятия по очистке городских лесов от мусора ежегодно предусмотрено выделить по 500 тыс. руб.
Подпрограмма N 4. "Отходы" - 120297,07 тыс. руб., из них 576376,22 тыс. руб. - из республиканского бюджета и инвестиционного бюджета, 237765,41 тыс. рублей средства местного бюджета, 389155,44 тыс. рублей - внебюджетные источники.
В 2008 г. выполнен проект по обустройству полигона складирования ТБО на 26 км Вилюйского тракта. Разработчик - ОАО "Центр благоустройства и обращения с отходами" г. Москва. Сметная стоимость строительства нового полигона ТБО в ценах 2009 г. составляет - 1609467,77 тыс. руб. Строительство 1 очереди полигона размещения ТБО в г. Якутске требует 756501,63 тыс. рублей (согласно проекту Полигона) и необходимо привлечь средства Инвестиционного бюджета.
Необходимые средства для проведения рекультивации городской свалки по Вилюйскому тракту составят 368655,44 тыс. рублей - внебюджетные средства.
Программой предусматривается субсидирование затрат из бюджета ГО "Город Якутск" организаций, производящих обслуживание или управление жилым фондом на строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов на 2011-2012 гг в размере по 2750 тыс. руб., для неблагоустроенного жилого фонда с 2013 по 2015 гг. - ориентировочно по 5 млн. руб. ежегодно. Порядок выделения субсидии устанавливается согласно Положению о предоставлении субсидий на проведение работ по строительству контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов на территории Городского округа "Город Якутск".
Подпрограмма N 5. "Экологическое образование и просвещение" - 6200,00 тыс. руб, из них 1200,00 тыс. руб. - местный бюджет, 5000 тыс. руб. - средства предприятий.
На обучение должностных лиц и руководителей предприятий и организаций на курсах по повышению квалификации и предаттестационная подготовка по экологической безопасности - 5000 тыс. руб. По смете расходов обучение одного должностного лица по обращению с отходами составляет 17950 рублей, а предаттестационная подготовка - 11682 рубля.
Стоимость установки 1 баннера ориентировочно составляет 100 тыс. рублей. Ежегодно планируется устанавливать по 2 баннера с экологической тематикой.
Планируется учреждение Гранта Главы по внедрению экологических проектов на территории ГО "Город Якутск", 200 тыс. руб. ежегодно с 2013 г. Порядок выделения субсидии устанавливается согласно Положению о присвоении Гранта Главы Городского округа "Город Якутск" за внедрение экологических проектов.
Объемы финансирования долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории ГО "Город Якутск" на 2011-2015 годы" ежегодно корректируется с учетом возможностей местного и республиканского бюджетов Республики Саха (Якутия).
5. Механизм реализации Программы
МУ "Департамент ЖКХ и Э ГО "Город Якутск" как координатор Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативно-правовое и научное обеспечение.
Координатор Программы разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование из республиканского, местного бюджетов на очередной финансовый год. Ежегодно, с учетом выделяемых на реализацию Программы средств заключает с исполнителями Программы государственные контракты на финансирование мероприятий.
Муниципальные контракты заключаются с организациями и учреждениями по результатам проведения конкурсного отбора, проводимого заказчиком - Окружной администрацией "Город Якутск".
Механизм реализации Программы включает:
- ежегодное составление бюджетной заявки на выделение средств их федерального и республиканского бюджетов для финансирования мероприятий программы;
- обеспечение контроля за подготовкой и реализацией программных мероприятий;
- обеспечение контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней и иных средств;
- ежеквартальный сбор отчетов от исполнителей программы о ходе реализации мероприятий программы;
- корректировка и анализ хода выполнения мероприятий программы, внесение предложений по совершенствованию программы;
- ежегодное представление отчета об исполнении программы за истекший год Министерству экономического развития PC (Я), Окружной администрации "Город Якутск".
6. Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности
Принятие и осуществление в полном объеме данной Программы на территории ГО "Город Якутск" обеспечит:
Подпрограмма N 1. Разработку и утверждение природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск", разработку ПСД полигона по складированию снега.
Подпрограмма N 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия".
Позволит наиболее эффективно реализовать полномочия Окружной администрации ГО "Город Якутск" по организации водоотведения. Обеспечит своевременную и качественную очистку сточных вод на Станции биологической очистки в городе Якутске, а также строительство сливной станции сточных вод с подключением к Станции биоочистки. В результате реализации мероприятий прекратится сброс в реку Лена неочищенных сточных вод со сливной станции г. Якутска, а также сброс недостаточно-очищенных сточных вод Станции биоочистки.
Очистку водоохранных зон водных объектов от захламления, мусора, металлолома.
Подпрограмма N 3. "Городские леса. Зеленые насаждения".
Позволит наиболее эффективно реализовать полномочия Окружной администрации ГО "Город Якутск" по организации мероприятий по охране окружающей среды и осуществлению муниципального лесного контроля и надзора, очистку городского леса от мусора, строительство зон отдыха.
Подпрограмма N 4. "Отходы".
Позволит наиболее эффективно реализовать полномочия Окружной администрации ГО "Город Якутск" по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, строительство полигона размещения отходов в г. Якутске, контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов.
Рекультивация городских свалок по Вилюйскому тракту позволит благоустроить территории, занятые под свалками.
Подпрограмма N 5. "Экологическое образование и просвещение".
Позволит повышению уровня экологического образования и просвещения населения городского округа.
Учреждение Гранта Главы способствует разработке и внедрению экологических проектов предприятиями Городского округа "Город Якутск".
7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
При реализации Программы ожидается обеспечение экологической безопасности населения. Экологическая безопасность территории городского округа возможна только при решении поставленных данной Программой задач по сокращению сбросов неочищенных сточных вод в водные объекты, уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, размещения отходов производства и потребления, внедрения экологически чистых ресурсосберегающих технологий.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- разработку и утверждение первоочередных природоохранных нормативно-правовых актов;
- строительство сливной станции в городе Якутске;
- инвентаризацию и оформление земельно-кадастровых документов водных объектов;
- очистку водоохранных зон водных объектов;
- строительство современных полигонов для захоронения отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье человека.
- очистку городских лесов от мусора;
- способствовать повышению экологической культуры и грамотному рациональному природопользованию.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется муниципальным заказчиком Окружной администрацией ГО "Город Якутск".
Координация программы осуществляется - Координатором Программы МУ "Департаментом ЖКХ и Э ГО "Город Якутск".
На заседаниях по вопросам осуществления программных мероприятий, проводимых по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал, совместно с исполнителями рассматриваются вопросы о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за выполнением Программы включает: периодическую отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием исполнителем финансовых средств; контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений; контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Исполнители Программы в установленном порядке представляют ежеквартальный отчет об освоении финансовых средств и о ходе реализации Программы координатору Программы по форме, устанавливаемой порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ ГО "Якутск".
Координатор Программы представляет ежеквартальный отчет муниципальному заказчику Программы - Окружной администрации ГО "Якутск", в частности, заместителю Главы Администрации по вопросам ЖКХ, Комитету экономики, прогнозирования и ценообразования.
Комитет экономики, прогнозирования и ценообразования по средствам федерального и республиканского бюджета в рамках исполнения Программы представляет сводный отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном для реализации республиканских целевых программ.
Отчет о ходе реализации Программы предоставляется Комитету экономики, прогнозирования и ценообразования Окружной администрации ежеквартально до 15 числа месяца, последующего за отчетным.
Изменения и дополнения в Программу вносятся в установленном порядке по следующим основаниям:
на основании ежегодного уточнения объемов финансирования подпрограмм и программных мероприятий;
на основании рассмотрения хода реализации Программы;
в связи с изменением законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) по касающимся программы вопросам.
Порядок внесения изменений и дополнений в программу определяется установленным порядком внесения проектов решений ГО "Якутск".
Согласно нормативным-правовым актам, действующим для предприятий и организаций, все мероприятия проводятся системой муниципального контракта и муниципального задания, за которые ответственны соответствующие структурные подразделения Окружной администрации. Исполнителями мероприятий Программы являются как муниципальные, так и государственные предприятия и организации. Исполнители мероприятий приведены в Приложении 1.
Так, по подпрограммам основными исполнителями являются:
Подпрограмма 1. "Разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск".
Основные исполнители:
МУ Департамент ЖКХ и Э ГО "Город Якутск".
Разработка проекта нормативов образования отходов, генеральной схемы санитарной очистки на контрактной основе будет разрабатываться посторонними предприятиями. Со стороны окружной администрации ответственный - МУ "Департамент ЖКХ и Э ГО "Город Якутск".
Подпрограмма 2. "Водохозяйственные и водоохранные мероприятия".
Основные исполнители:
Доведение очистки сточных вод на Станции биоочистки сточных вод до нормативных показателей - ОАО "Водоканал", согласно Распоряжению Правительства PC (Я) N 31 от 26.01.2009 г.
Строительство сливной станции - МУ "Главстрой".
Очистка водоохранных зон водоемов от захламления - МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства".
Подпрограмма 3. "Городские леса. Зеленые насаждения".
Основные исполнители:
По подпрограмме 3 - Управление лесных и водных отношений и МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства".
Очистка городских лесов от мусора - МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства".
Подпрограмма 4. "Отходы".
Основные исполнители:
Рекультивация свалки по Вилюйскому тракту, 9 км - основной исполнитель ОАО "Якутская городская транспортная компания"
Устройство полигона для складирования снега - МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства"
Строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов - управляющие организации, ТСЖ.
Подпрограмма 5. "Экологическое образование и просвещение".
Основные исполнители:
МУ Департамент ЖКХ и Э ГО "Город Якутск", Окружная администрация, предприятия, МУ "Служба информации, рекламы и контроля".
9. Прогноз индикативных показателей эффективности реализации программы
Прогноз индикативных показателей разработан в целях организации мониторинга за реализацией программных мероприятий, оценки эффективности и степени решения задач (приложение 2). Индикаторами охвачены наиболее крупные направления работы Окружной администрации, в соответствии с полномочиями Городского округа:
- Общим индикатором является полнота финансирования программных мероприятий для реализации намеченных мероприятий по охране окружающей среды на территории ГО "Город Якутск";
По подпрограмме N 1. Индикаторами являются разработка природоохранных нормативно-правовых актов на территории ГО "Город Якутск".
По подпрограмме N 2. Индикаторами являются:
- очистка водоохранных зон от захламления;
- инвентаризация и оформление земельно-кадастровых документов водных объектов.
По подпрограмме N 3. Очистка городских лесов от мусора.
По подпрограмме N 4. Индикаторами являются:
- строительство полигона ТБО на Вилюйском тракте, 26 км;
- строительство полигона для складирования снега;
- строительство контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов.
По подпрограмме N 5. Обучение и аттестация должностных лиц муниципальных предприятий по экологической безопасности и по работе с отходами 1 - 4 класс опасности ежегодно по 100 человек.
При отклонении прогнозируемых значений от реальных показателей исполнитель программы предоставляет пояснения о причинах такого отклонения и несет персональную ответственность за срыв мероприятий по причинам, зависящим от исполнителя, за несвоевременное уведомление о наличии таких причин или непринятие мер по их устранению.
10. Нормативно-правовое и информационное обеспечение Программы
Правовое сопровождение: Для реализации мероприятий Программы основополагающими правовыми документами являются:
Законодательные акты РФ:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.);
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.);
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.);
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.03.;
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (с изм. и доп.);
- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (с изм. и доп.);
- Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ (с изм. и доп.);
- Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (с изм. и доп.);
- Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (с изм. и доп.).
Законодательные акты PC (Я):
- Закон PC (Я) "Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2009 г. 3 N 267-IV.
Источники целевых инвестиционных проектов
- "Основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010". Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года N 281;
- "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года". Постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 года N 169;
- "Развитие предпринимательства, потребительского рынка товаров и услуг РС(Я) до 2006 г.". Постановление Правительства РС(Я) от 29 августа 2002 г. N 434;
- "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса PC (Я) на 2002-2006 годы". Постановление Правительства PC (Я) от 20 июня 2002 г. N 319. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
- "Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства МО "г. Якутск" на период 2004-2010 годы". Постановление Городского собрания депутатов г. Якутска от 25 ноября 2003 г. N ПСД-11-6;
- Оздоровление экологической обстановки и рационального природопользования на административной территории г. Якутска, ПГС N 29-4 от 15.05.98 г.;
- Муниципальная целевая программа "Поддержка и развитие предпринимательства ГО "Город Якутск" на 2009-2012 гг.". Утверждено решением Городской Думы от 28.04.2009 г. N РЯГД-17-4;
- Целевая программа "Социально-экономическое развитие Городского округа "Город Якутск" на 2009-2012 гг.". Утверждено решением Городской Думы от 28.04.2009 г. N РЯГД-17-4.
11. Термины и понятия, используемые в Программе
N |
Термины и понятия |
Определение |
1 |
Окружающая среда |
Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов |
2 |
Охрана окружающей среды города |
Комплекс законодательно-правовых, проектных, технико-экономических и научных мер применительно к городу, которые призваны содействовать улучшению состояния городской среды и противостоять негативным явлениям в ее развитии, как в целом, так и по всем компонентам (воздух, почва, вода и водоемы, шум, вибрация, излучения и радиация и т.д.) |
3 |
Качество окружающей среды |
Состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью |
4 |
Экологическая безопасность |
Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий |
5 |
Отходы производства и потребления |
Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды |
6 |
Норматив образования отходов |
Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду |
7 |
Водный объект |
Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима |
8 |
Сточные воды |
Воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории |
9 |
Загрязнение воды |
Поступление в водные объекты различных загрязняющих веществ в результате хозяйственной деятельности промышленных и коммунальных предприятий, несовершенной системы управления городского мусора и бытовых отходов и т.д. |
10 |
Водоохранные зоны |
Территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира |
11 |
Экологическое просвещение |
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов |
12 |
Городские леса |
Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов на землях поселений Запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. |
13 |
Субсидия на проведение работ по строительству контейнерных площадок для накопления отходов МКД |
Бюджетные средства предоставляемые субъекту субсидирования на условиях долевого финансирования целевых расходов по строительству контейнерных площадок для накопления отходов многоквартирных домов |
14 |
Контейнерная площадка |
Ровное, асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном 0,02% в сторону проезжей части дороги, имеющая ограждение (кирпичное, бетонное, сетчатое) для накопления отходов. |
Руководитель аппарата |
С.В. Гоголева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.