Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 19 июня 1992 г. N 278
"О концепции развития национального книжного издательства и о государственной поддержке книгоиздания в Республике Саха (Якутия)"
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 1999 г. N 322 настоящее постановление признано утратившим силу
Принимая во внимание возрастающую роль национального книгоиздательского дела в укреплении государственного суверенитета Республики Саха (Якутия), развитии языка, культуры и образования, роста самосознания народов, а также в целях оказания государственной поддержки республиканскому Книжному издательству в условиях перехода к рыночным отношениям Правительство Республики. Саха .Якутия) постановляет:
1. Якутскому книжному издательству придать статус национального издательства Республики Саха (Якутия) и впредь именовать Национальным книжным издательством Республики Саха (Якутия).
2. Одобрить прилагаемую Концепцию развития Национального книжного издательства Республики Саха (Якутия).
3. Министерству финансов и экономики Республики Саха (Якутия) Данилов) в соответствии с данной концепцией принять меры по защите Национального книжного издательства в переходный период к рыночным отношениям.
При формировании бюджета на 1992 год и последующие годы определить, что расходы на социально значимую литературу (учебники и пособия, детская литература, национальная проза, литература народов Севера), выпускаемую Национальным книжным издательством Республики Саха (Якутия), являются расходами республиканского бюджета.
Для укрепления материально-технической базы и социального развития коллектива предусмотреть выделение:
- в 1993 году - валюты на приобретение импортной малогабаритной типографии с переплетным оборудованием в количестве одного комплекта, с учетом транспортировки и установки;
- в III квартале 1992 г.: на завершение строительства гаража издательства - 730 тыс. рублей, складского помещения - 1580 тыс. рублей, 4 млн. рублей - для приобретения грузового автомобиля КамАЗ, автопогрузчика и автомашины УАЗ-452;
- в IV квартале 1992 г. - 3500 тыс. рублей на расширение компьютерного цеха;
- в 1992 - 1996 гг. - ежегодно по 8 млн. рублей для обеспечения работников издательства жильем за счет строительства и долевого участия;
- в 1993 году - стоимость помещения для книжного магазина.
4. Принять к сведению, что для удешевления национальной детской литературы в связи с ростом типографских расходов, удорожанием бумаги, товарно-транспортных расходов, повышением минимального уровня заработной платы и авторского гонорара будет выделено Книжному издательству на 1992 год средств из бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 44730 тыс. рублей.
5. Министерству финансов и экономики (Данилов) рассмотреть вопрос о льготном кредитовании под целевые программы на выпуск социально-значимой литературы.
6. Дополнительно включить в состав государственных нужд и приоритетов выпуск печатной продукций (кроме заказной) Национального книжного издательства.
7. Обязать Министерство печати и Массовой информации Республики Саха (Якутия) (Качаев) оказывать помощь Национальному книжному издательству в реализации Концепции и подготовке кадров для малогабаритной типографии и других специалистов издательства.
8. Обязать предприятие "ЯКутполиграфиздат" (Михальчук) обеспечить приоритетный выпуск печатной продукции Национального книжного издательства.
9. Рекомендовать респотребсоюзу "Холбос" (Попов) И объединению "Якуткнига" (Лыткин) увеличить заявки на расширение продажи и незамедлительное доведение до читателей книг, выпущенных Национальным книжным издательством Республики Саха (Якутия).
10. Обязать Национальное книжное издательство (Алексеев) принять меры по реализации Концепции развития Национального книжного издательства.
Вице-Президент Республики |
В. Штыров |
Одобрена
постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 19 июня 1992 г. N 278
Концепция
развития национального книжного издательства
В условиях суверенитета роль национального книжного издательства возрастает как никогда.
Основной целью Якутского книжного издательства является коренное улучшение качества выпускаемых книг и обеспечение возросшего читательского спроса многонациональной республики всеми видами литературы.
Достижение поставленной цели будет зависеть от бюджетного финансирования, технического перевооружения, введения компьютеризации в процессе подготовки рукописей к печати, кардинального решения проблемы республиканской типографии, т.е. обеспечение издательства собственной полиграфической базой, бумагой и другими материалами, складскими помещениями, транспортом, улучшением бытовых условий работников издательства. В связи с этим возникает вопрос о статусе национального книжного издательства. Это продиктовано с одной стороны заботой правительства о коренном улучшении издательского дела, расширением прав издательства - с другой.
Развитие якутской литературы не стоит на одном месте. Наряду с известными писателями появляются новые имена почти во всех литературных жанрах. Существующий Тематический план издательства из-за скудности финансовых и полиграфических возможностей не отражает в полной мере эти возросшие потребности. Из-за убыточности приходится сократить рукописи именно молодых писателей. Необходимо выработать новую литературную политику, учитывающие интересы всех поколений писателей республики, но при этом не забывать перспективу развития литературы.
Усилие книжного издательства на современном этапе должно быть направлено на рост самосознания якутского народа. В данное время происходит переоценка творчества многих незаслуженно забытых деятелей литературы и искусства, творчество незаконно репрессированных и ранее обойденных по идеологическим мотивам писателей. А таких немало. Издание их произведений несомненно положительно скажется в процессе национального возрождения. Это касается и некоторых представителей коренных народностей, населяющих нашу республику.
Необходимо издавать и переиздавать многие труды по этнографии, истории и фольклору народов Якутии. Эту работу нужно проводить планово, подумать о издании серий.
Издательство не все делает, чтобы лучшие произведения якутских писателей получили более широкое распространение у нас в стране, рубежом. Переводы с якутского и других языков делаются без системы, от случая к случаю, в основном силами писателей не живущих в нашей республике, издавались раньше в центральных издательствах. Переводных книг наше издательство почти не выпускает. А новое время требует от нас, чтобы лучшие произведения писателей республики были доведены до широкого читателя, ибо они этого заслуживают. Для этой цели надо воспользоваться услугами Книжной палаты.
Якутское книжное издательство считает своим долгом и в дальнейшем уделять внимание развитию литератур народов Севера. Тут надо отметить еще и тягу к нам представителей и других северных народностей, не живущих в нашей республике. Чтобы упорядочить это дело, нужна специальная программа, составление которой возлагается на Ассоциацию малочисленных народов. Без перспективного планирования невозможно охватить такой большой регион.
Надо признать, что раньше мало учитывались интересы русскоязычных читателей. Для вновь прибывших в республику почти ничего не издавалось. Для удовлетворения спроса этого контингента необходимо издавать брошюрную, доступную литературу с определенным тиражом. Тут могут быть произведения всех писателей республики, в том числе и русскоязычных. В последнее время появилась плеяда таких авторов, к сожалению, вне поля зрения нашего издательства. Надо сказать, что возможности издательства были до сих пор ограничены.
Ныне издательство подчиняется Министерству печати, для которого издательство является одним из десятков учреждений. Национальное издательство должно получить особое место, его нужно выделить в самостоятельное учреждение, подчиненное непосредственно правительству республики. Будущее издательства не мыслимо без твердой материальной базы, подчиненной ему типографии, складских помещений, без компьютеризации редакторского дела.
В связи наступлением рыночных отношений должны быть уточнены взаимодействия с другими смежными учреждениями, с Якуткниготоргом и с респотребсоюзом "Холбос", например. Почему они, как сейчас делают, должны диктовать тираж, стоимость выпускаемых Нами книг? Они, посредники, почему-то монополизируют вопросы распространения книг.
В связи с изменением номинала необходимо организовать рекламу, где должны принимать активное участие все три организации.
Можно с уверенностью сказать, что тот тираж, который у нас практикуется давно не устраивает читателей, особенно сельских. 15 тысяч тиража книги просто-напросто не доходит до сельского читателя. Книжные магазины имеются лишь в районных центрах, поселках и городах. Выход из положения видится только в увеличении тиража, учитывающего действительный спрос читателей, и создании сети сельских книжных магазинчиков или другой формы распространения книг. В этой связи выезд работников издательства для изучения спроса читателей на местах необходимо. Нельзя дальше мирится с положением, что само издательство не имеет своего определенного тиража от издаваемых ими книг для непосредственного распространения и выручки определенных средств для улучшения издательского дела и для пропаганды книг.
Издательство само может наладить организацию "Книга-почтой" или открыть магазин для продажи собственной продукции и вырученные деньги использовать по своему усмотрению.
Однако должны отметить, что увеличение тиража книг зависит от многих факторов. Во-первых, от возможностей типографии. Во-вторых от достаточного снабжения бумагой и другими материалами. В-третьих, от решения вопросов финансирования, соответствующего повышения авторского гонорара и т.д.
Решение всего комплекса этих непростых проблем книгоиздания должен обеспечивать, на наш взгляд, статус национального книжного издательства.
Бюджетное финансирование нужно для начального этапа перестройки национального книгоиздания. Наряду с ним необходимо развивать привлечение средств спонсоров, общественных организации и движений и отдельных лиц, заинтересованных в развитии издательского дела. Кроме этого практиковать и выпуск литературы за счет средств автора. Задачей национального издательства также является подготовка и выпуск печатных изданий любого вида книжной и другой продукции и на этой основе получение прибыли. Таким образом, если решить вопрос постоянной полиграфической базы и фондовое обеспечение материалами, национальное издательство не может оставаться вечным иждевенцем. Когда станет на ноги оно может внести немалые средства в бюджет республики.
Хозяйственный механизм должен обеспечивать более эффективную реализацию функций национального издательства, что предъявит с одной стороны, повышения требования к работникам издательства, а с другой - предполагает более высокие должностные оклады всех работников. Национальное издательство призвано позаботиться об улучшении условий труда и быта сотрудников, медицинского обслуживания, питания. Издательство само может развивать подсобное хозяйство. При нынешних трудных обстоятельствах это было бы большим подспорьем для всех работающих.
Руководство издательства должно постоянно заботиться о престиже учреждения, о поднятии его авторитета не только в республике. Это особенно важно, что предстоит выход на мирового читателя.
В связи с принятием статуса национального издательства должны быть пересмотрены редакции (отделы), изменена структура, определено оптимальное количество сотрудников. Курс национального издательства на техническое перевооружение улучшит качество издаваемой продукции и сократить срок издания.
Наряду с государственными издательствами ныне организуются различные малые предприятия по изданию книги. И у нас в республике появляются такие предприятия. Но рассчитывать на них, что они сделают погоду в развитии литературы не приходится. Скорее всего они преследуют вполне определенную цель: по конъюнктурным соображениям латают прорех в работе государственных издательств, издают книги пользующихся сиеминутным спросом, иногда сомнительного содержания, главное у них -урвать побольше денег.
Национальное издательство не должно ударяться в коммерциолизацию. Однако в условиях рынка цены на издаваемые книги необходимо повысить. Работники национального издательства обязаны изучить маркетинг, безошибочно учитывать спрос, всегда думать об улучшении качества книг. Тем самым они должны быть готовы к честной конкуренции с продукцией малых предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 июня 1992 г. N 278 "О концепции развития национального книжного издательства и о государственной поддержке книгоиздания в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 1999 г. N 322 настоящее постановление признано утратившим силу