Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 27 октября 2005 г. N 585
"Об утверждении республиканской целевой программы "Энергосбережение Республики Caxa (Якутия) на период 2005-2006 годы и перспективу до 2010 года"
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2007 г. N 241 настоящее постановление признано утратившим силу
B соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2002 N 256 "Об упорядочении Республиканских целевых программ" Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" (далее - Программа) с подпрограммами: "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" (приложение N 1), "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилом фонде (приложение N 2), "Энергосбережение в области электроэнергетики" (приложение N 3), "Энергосбережение в строительном комплексе" (приложение N 4), "Энергосбережение в топливной промышленности" (приложение N 5).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы и подпрограмм Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).
3. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) принять участие в реализации Программы, в срок до 1 апреля 2006 года разработать и утвердить соответствующие программы по энергосбережению отрасли, с учетом данной Программы.
4. Главам муниципальных образований городов и улусов (районов) Республики Саха (Якутия) рекомендовать принять участие в реализации Программы, в срок до 1 апреля 2006 года разработать и утвердить соответствующие программы по энергосбережению улуса (города), с учетом данной Программы.
5. Установить, что мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального, республиканского (в том числе инвестиционного), местного бюджетов.
6. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.) ежегодно направлять в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) перечень мероприятий Программы, подлежащих финансированию из федерального, республиканского, местного бюджетов и осуществлять контроль за их реализацией.
7. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.) при формировании проекта Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной программы на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию программных мероприятий.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Республиканская целевая Программа
"Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на период 2005 - 2006 годы и перспективу до 2010 года"
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2005 года N 585)
Паспорт
республиканской целевой Программы "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года"
Наименование Программы |
Республиканская целевая Программа "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" |
Нормативно-правовые основы разработки Программы |
Закон Российской Федерации "Об энергосбережении", Закон Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Об упорядочении Республиканских целевых Программ" от 25.05.2000 N 256 |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы |
Межведомственная рабочая группа с привлечением специалистов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я); Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я); Министерство промышленности РС(Я); Институт физико-технических проблем Севера СО РАН; Якутский государственный университет; Управление Госэнергонадзора по Республике Саха (Якутия); ОАО АК "Якутскэнерго"; ГУП "ЯкутПНИИС"; АО ЯАПП; ОАО ННГК "Саханефтегаз". |
Цели и задачи Программы |
Основная цель: Обеспечение перехода экономики Республики Саха (Якутия) на энергосберегающий путь развития для снижения расходов республиканского и местных бюджетов и улучшения социально-бытовых условий населения. Задачи Программы: - разработать нормативно-правовую базу и методическое обеспечение процесса энергосбережения в Республике; - сформировать действенные экономические и финансовые механизмы энергосбережения; - разработать систему стандартизации и сертификации энергосбережения на республиканском (региональном) уровне; - разработать комплексные подпрограммы по энергосбережению в основных отраслях экономики Республики Саха (Якутия): жилищно-коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, строительном и промышленном комплексе; - определить источники финансирования Программы; - сформировать положительное общественное сознание по вопросам энергосбережения. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года, в том числе: I этап реализации Программы - 2005-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы. |
Перечень основных мероприятий и подпрограмм |
Основные мероприятия: - повышение эффективности использования сырьевых и топливных ресурсов Республики за счет внедрения новых экологически чистых технологий; - обеспечение компенсации выбывающих мощностей объектов электро- и теплоэнергетики за счет технической реконструкции, ввода объектов малой и нетрадиционной энергетики с укороченным инвестиционным циклом; - внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, оборудования и учета энергоресурсов в энергоемких отраслях; - оснащение потребителей приборами, системами учета и регулирования энергоресурсов; - пообъектная паспортизация источников тепла, составление реестров котельного оборудования; - Максимальное использование достижений ЯНЦ СО РАН, РАН, СО РАН в области науки и техники, решающих проблемы энергосбережения. Подпрограммы: 1. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве 2. Энергосбережение в бюджетной сфере и в жилом фонде. 3. Энергосбережение в области электроэнергетики |
Исполнители Программы |
Министерства и ведомства Республики Саха (Якутия), органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченные ими хозяйствующие субъекты, предприятия и организации, акционерные общества |
Объемы и источники финансирования Программы |
Государственная финансовая поддержка: - федеральный бюджет - республиканский бюджет - местные бюджеты и средства местных фондов энергосбережения Внебюджетные источники: - собственные средства предприятий; - кредиты банков; - инвестиции российских, зарубежных юридических и физических лиц; - средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий; - средства, полученные в результате экономических санкций. Объемы финансирования уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития республики и ежегодного республиканского бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание нормативно-правовой, методической базы и формирование финансово-экономического механизма энергосбережения на республиканском уровне. Оснащение потребителей приборами учета, расхода и регулирования энергоресурсов, а также средствами энергосберегающей техники. Повышение эффективности энергопотребления и снижение себестоимости продукции и услуг в основных отраслях экономики Республики Саха (Якутия): жилищно-коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, строительном комплексе, промышленном комплексе. Улучшение экологической обстановки регионов республики. |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
Уровень сертификации и стандартизации энергосбережения Состояние технико-энергетической паспортизации объектов энергопроизводства и энергопотребления Уровень информированности потребителей по вопросам энергосбережения Степень внедрения автоматизированных систем в управление процессом энергосбережения Оснащенность приборами учета и регулирования энергоресурсов потребителей и поставщиков энергии Степень технооснащенности объектов потребления энергии Уровень применения энергосберегающих материалов и технологий Степень адекватности используемых видов топлива местным условиям Наличие демонстрационных энергоэффективных зон Уровень технического перевооружения котельных |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых Программ. |
По-видимому, в тексте таблицы допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 256 следует читать как "от 25.05.2002 N 256"
Введение
Настоящая Программа выполнена в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) "О разработке Государственной целевой Программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы и на перспективу до 2010 года" от 28.06.2002 N 842-р и на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".
Необходимость в разработке подобной Программы возникла давно и вызвана рядом объективных причин, основными из которых являются напряженное состояние в топливно-энергетическом комплексе республики и низкая энергетическая эффективность экономики нашей республики. Эти причины тесно друг с другом взаимосвязаны, взаимозависимы.
Затраты Республики Саха (Якутия) на удовлетворение своих потребностей в топливе и энергии очень велики. Доля продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в республике составляет 17% от общего объема промышленного производства, а доля инвестиций в этот комплекс достигает не более 10% (по данным за 2004 год) от суммарных инвестиций в экономику. На 2004 год инвестиции в ТЭК составляют в пределах 15% от суммарных инвестиций - 1031877,5 тысяч рублей. Для удовлетворения внутренних энергетических потребностей республики используется 52% объема продукции ТЭК (более 7100 тыс. т.у.т.). Более 20% (более 1800 тыс. т.у.т.) потребляемых энергоресурсов завозится из-за пределов республики (горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Высокая энергоемкость экономики республики обусловлена ее климатическими особенностями, которые имеют объективный характер. Сложность жизнеобеспечения населения республики связана не только с длительной и морозной зимой, но и с большой территорией - более чем три миллиона квадратных километров. Расстояния между населенными пунктами в отдаленных улусах порой составляет 600-700 километров. Слабо развитая транспортная инфраструктура, сезонность завоза основных грузов, нефтепродуктов накладывает дополнительные расходы и трудности в энергообеспечении республики.
Большое негативное влияние на эффективность энергоиспользования оказывают энергорасточительство и бесхозяйственность, плохо налаженный и необустроенный соответствующим приборным парком процесс контроля, учета и регулирования использования топлива и энергии, а также недогрузка производственных мощностей из-за спада объемов производства в последние годы.
Неэффективное использование топлива и энергии в экономике республики обусловлено также несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифно-ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на топливо и энергию. Энергозатратность производств всё в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не проводится обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения.
Таким образом, в силу объективных причин, в энергетике Республики Саха (Якутия) накопился ряд проблем, требующих безусловного решения, таких, как:
износ оборудования и устаревшие технологии на энергоисточниках;
растущая зависимость экономического положения потребителей топливно-энергетических ресурсов от цен и тарифов;
низкая эффективность производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
вредное влияние энергосистем на экологию республики.
Совокупность указанных проблем подрывает основу энергетической безопасности республики, оказывает сдерживающее влияние на развитие реального сектора экономики, ухудшает экологическую и социальную обстановку. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо вместе с ростом производства энергетических ресурсов осуществлять их активное энергосбережение.
Реализация энергосберегающей стратегии может оказать широкое и многогранное положительное влияние на развитие экономики республики и в том числе на совершенствование производственных, транспортных и коммунально-бытовых технологий, на рост внутреннего валового продукта и, в конечном итоге, на повышение уровня жизни населения.
Раздел I. Итоги работы по энергосбережению в Республике Саха (Якутия)
1.1. Анализ итогов работы по энергосбережению в Республике Саха (Якутия) на конец 2004 года
Проблема энергосбережения в Республике сегодня приобретает особую остроту, так как прирост мощностей минимален, а энергоресурсы используются крайне неэффективно. Подтверждением является тот факт, что показатели спада производства в реальном секторе экономики не сопровождается адекватным снижением энергопотребления. Отсутствие в республике четкой нормативно-правовой базы энергосбережения, единого координирующего центра управления процессом энергосбережения, тяжелое финансово-экономическое положение в республике привели к тому, что работы по энергосбережению не имели желаемой интенсивности и масштабности, велись без определенной Программы и имели разрозненный характер. В период с 1995 по 1999 гг. работы по энергосбережению в Республике Саха (Якутия) осуществлялись в основном в соответствии с Программой энергосбережения России на период до 2000 года в составе Федеральных целевых Программ "Топливо и энергия", утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации в 1993 и 1996 годах.
За указанный период в республике была проделана определенная работа и реализованы проекты, которые можно отнести к разряду энергосберегающих:
В 1993 году была принята пятилетняя Государственная Программа газификации села, реализацию которой осуществляет ГУП "Стройсельгазификация". Программой была предусмотрена газификация сел, расположенных вдоль магистрального газопровода Кысыл-Сыр - Якутск - Покровск, которая была выполнена. Газификация проводилась и проводится в Вилюйском, Кобяйском, Намском, Хангаласском улусах и пригороде г. Якутска. Газифицировано 22 сельских населенных пункта в вышеназванных улусах. В настоящее время работы по газификации продолжаются.
В г. Якутске построен газоперерабатывающий завод. Наряду с получением продукции - сжиженных углеводородных газов (проектная мощность 15,1 тыс. тонн/год), основное назначение ГПЗ - глубокая осушка природного газа и освобождение его от тяжелых углеводородов.
По распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) N 235-РП от 03.09.99 на ОАО "Якутгазпром" создан и работает участок по переоборудованию автомашин для работы на сжиженном углеводородном газе. Также переводом машин на газ занимаются фирмы "ГАЗ-автосервис", "АМА", "Якутск-Лада", имеющие соответствующие лицензии. Всего к концу августа 2002 года переоборудовано 2190 автомашин.
Компания АК "Якутскэнерго" осуществила проект по переводу на газ ДЭС в г. Вилюйске. Экономический эффект составит более 15000 тысяч рублей в год.
Ввод в 1996 году в эксплуатацию ВЛ-110 кВ до п. Хандыга дал возможность высвободить около 20 тысяч тонн дорогостоящего дизельного топлива.
Введен новый режим работы по теплоснабжению г. Якутска - остановка ЯТЭЦ в летний период, перевод всей нагрузки горячего водоснабжения на ЯГРЭС в межотопительный период.
В 1999 году начато строительство соединительных тепловых сетей Якутская ТЭЦ - Якутская ГРЭС с целью перераспределения тепловой нагрузки между теплоисточниками и полного использования тепловой мощности ЯГРЭС, которая сегодня остается запертой. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта - 34953,5 тысяч рублей в год.
Ведется строительство ВЛ-220 кВ Мирный-Нюрба протяженностью 373 км. Экономический эффект от ввода в строй первой очереди этой линии Мирный-Крестях составит 35978 тысяч рублей в год, сокращение расхода ГСМ около 3 тысяч тонн за счет вывода в холодный резерв дизельных электростанций в Нюрбе и Верхневилюйске. Срок окупаемости при этом составит 2,6 года.
Налажено производство эффективных оконных и дверных систем с применением стеклопакетов на ряде предприятий: ОАО "АЛРОСА-Леспром", ООО "Масс", ДГУП "Табагинский лесокомбинат", АО "Якутуглестрой" и др.
Освоена технология строительства монолитных каркасных зданий с использованием многослойных стен с эффективными теплоизоляционными слоями.
Начаты работы по разработке эффективных трехслойных стеновых панелей серии 112 и работы по переоснащению технологической линии по их выпуску (АО "ДСК").
Разрабатываются проекты и возведены энергоэффективные здания с оптимальными объемно-планировочными размерами и энергетическим оборудованием, включая автономные котельные с поквартирными системами отопления.
Внедряется опытное производство новых высокоэффективных теплоизолирующих материалов, например: ОАО "Якутгазпром" (цех базальтового волокна, п. Кысыл-Сыр), ООО "Базальт" (супертонкое базальтовое волокно, г. Покровск), АО "Бестяхский завод ЖБИ" (керамзитобетон, минплита, керамзитогравий), ООО "Лена-Экострой" (пеноизол) и другие.
В Республике Саха (Якутия) для систем отопления, для холодного и горячего водоснабжения с 1996 года внедряются долговечные металлопластиковые, полипропиленовые и другие трубы.
По заданию Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) заканчивается разработка (НИИСФ, ЯкутПНИИС, ИФТПС, ЯГУ, ЦЭНЭФ) новых нормативов по теплозащите зданий и энергетического паспорта зданий в части повышения уровня теплозащиты в условиях низких температур.
Накоплен опыт внедрения биогазовых установок для газоснабжения фермерских хозяйств (Институт физико-технических проблем Севера, ЗАО Компания "Северная трасса").
Появился ряд предприятий, получивших лицензии на установку приборов учета воды, тепловой энергии и газа. Примечателен опыт МП "Фотон" (г. Нерюнгри). Ими проделана значительная работа по оснащению жилых и производственных объектов г. Нерюнгри и п. Чульман приборами учета тепловой энергии и воды (оснащено 143 узла теплоучета). Опыт работ выполненных в данном направлении в г. Нерюнгри является для нашей республики показательным.
В мае 1999 года Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приняло Закон Республики Саха (Якутия) З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", на основе которого будет сформирована нормативно-правовая база энергосбережения Республики Саха (Якутия).
В июне 1999 года в Территориальном управлении Госэнергонадзора по Республике Саха (Якутия) создан отдел энергосбережения, который занимается проведением обязательных энергетических обследований бюджетных организаций и предприятий, проводит надзор за рациональным и эффективным использованием энергии.
Принята Государственная Программа "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 годы и основные направления газификации до 2010 года".
По итогам проведенных энергетических обследований предприятий и организаций, можно сделать вывод, что необходима разъяснительная информационная работа по вопросам энергосбережения с руководителями организаций и предприятий, бюджетных учреждений. Расчет с энергоснабжающими организациями осуществляется централизованно через бухгалтерии соответствующих управлений. Руководители бюджетных организаций опасаются сокращения лимитов финансовых средств и соответственно лимита на потребление энергоресурсов в случае реализации ими энергосберегающих мероприятий. Большую заинтересованность в энергосбережении показывают предприятия, работающие по хозрасчетной схеме, коммерческие структуры, которые считают каждый заработанный ими рубль (НАК "Саха-Ас", ООО "Дисплей", ООО "Легион" и др.). Они устанавливают счетчики тепловой энергии и воды, переходят на более эффективное автономное отопление и т.д.
Оснащение потребителей приборами учета энергоресурсов, особенно тепловой энергии осуществляется медленными темпами и иногда встречает определенное противодействие со стороны энергоснабжающих организаций, которым выгодно, чтобы потребители оплачивали энергоресурсы по расчетной или установленной мощности. Уровень сервиса фирм, занимающихся установкой приборов учета тепловой энергии и воды, оставляет желать лучшего. Чаще всего дело ограничивается монтажными работами по установке приборов учета. Договора на дальнейшее сервисное обслуживание не заключаются или по заключенным договорам не производится оплата за обслуживание. В итоге по городу Якутску более 50% установленных узлов теплового учета не работают. Из-за отсутствия универсального проливного стенда имеются проблемы с прохождением плановой госпроверки приборов в Якутском Центре стандартизации и метрологии.
Потребовалось время для понимания того, что энергосбережение - это не узкоотраслевая задача, что проблема экономии топливно-энергетических ресурсов не решается без интеллектуальной и инженерной поддержки, без законодательной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
1.2. Потенциал энергосбережения для достижения итоговых показателей
Производство топливно-энергетических ресурсов в Республике Саха (Якутия) в 2004 году составило около 14170 тысяч тонн условного топлива. Как видно из диаграммы 1, львиную долю в объеме производства ТЭР составляет каменный уголь (Южно-Якутский ТЭК). В 2004 году было добыто 9969,9 тысяч тонн каменного угля, из них для внутреннего потребления было отгружено 3061 тысяча тонн (30,6%), а остальные 6948 тысяч тонн поставлялись в другие регионы России и на экспорт. Кроме угля республика поставляет электроэнергию на Федеральный оптовый рынок электрической мощности (ФОРЭМ) с Нерюнгринской ГРЭС (более 740 млн. кВт*ч в год). Остальные виды ТЭР, добываемые на территории республики, идут на внутреннее потребление.
Диаграмма 1
Производство ТЭР в Республике Саха (Якутия) в 2002-2004 гг.
|
Един. изм. |
Нефть |
газ |
уголь |
электроэнергия |
теплоэнергия |
нефтепродукты |
2002 |
тыс. т.у.т |
303 |
1862,4 |
9165 |
876 |
1403,9 |
14,5 |
2003 |
тыс. .у.т |
415 |
1922,4 |
9969,9 |
890,5 |
1355,2 |
30,0 |
2004 |
тыс. т.у.т |
530 |
1942,5 |
7991 |
892 |
1388 |
49,8 |
Потребление ТЭР в 2004 году по республике составило 7220 тысяч тонн условного топлива. Потребность республики в нефтепродуктах составляет более 840 тысяч тонн в год, из них 824 тысячи тонн светлых нефтепродуктов (по данным за 2004 год). Нефтеперерабатывающая промышленность РС(Я) может обеспечить только около 2.5% от общей потребности в ГСМ (по уровню 2004 года). Остальное (более 800 тыс. тонн ГСМ) приходится завозить в период летней навигации из-за пределов республики. Общая потребность республики в топливе и энергии к 2006 году оценивается на уровне 7600-7790 тысяч тонн условного топлива с учетом реализации к этому сроку потенциала энергосбережения в объеме от 350 тысяч до 540 тысяч тонн условного топлива. Потенциал энергосбережения при этом будет соответствовать тому количеству первичных энергоресурсов, на которое сократится потребность при осуществлении Программы энергосбережения.
Удельные показатели за 2005 год:
удельное потребление ТЭР на единицу ВВП - 0,259 т.у.т/тыс. руб.
удельное потребление ТЭР на душу населения - 8,855 т.у.т/чел.
удельное потребление электроэнергии на душу населения - 6,592 тыс.кВт*ч/чел.
Объем потребления ТЭР в Республике Саха (Якутия), начиная с 2002 года, с каждым годом падает. Это может объясняться следующими факторами:
сворачивание энергоемких убыточных производств в строительном, горнодобывающем комплексе, в промышленности и транспорте;
ликвидация северных промышленных поселков;
общее ухудшение экономического благосостояния населения;
повышение цен и тарифов на энергоносители;
уменьшение численности населения республики за счет миграции (в 1995 году в Республике Саха (Якутия) проживало 1029,3 тыс. человек, в 1999 году - 977,2 тыс. человек);
осуществление энергосберегающих мероприятий у потребителей ТЭР, особенно в сфере ЖКХ.
Проведенные маркетинговые исследования показали, что основными объектами энергосбережения в Республике Саха (Якутия) являются предприятия электроэнергетической отрасли (АК "Якутскэнерго", ГУП "Сахасельхозэнерго"), нефтегазовой отрасли (ННГК "Саханефтегаз"), стройиндустрия и жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия).
Неиспользованный технологический потенциал энергосбережения в основных отраслях экономики республики, определенный как разница между существующим уровнем энергопотребления и той его величиной, которая имела бы место при сохранении структуры экономики и уровня жизни населения, но при полной замене действующих технологий на освоенные в отечественной и зарубежной практике лучшие энергосберегающие технологии, материалы и оборудование, приведен в таблице 2.
Таблица 2
Технологический потенциал экономии ресурсов в отраслях экономики Республики Саха (Якутия) в 2004 году
Отрасли экономики РС(Я) |
Природный газ (тыс. т. у. т.) |
Уголь, (тыс. т у. т.) |
Нефтепро-дукты (без автотранс.) (тыс. т у. т.) |
Электро-энергия (млн. кВт ч) |
Теплоэнергия (тыс. Гкал) |
Всего (тыс. т.у.т.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Электротепло-энергетика |
270-280 |
120-130 |
30-40 |
30-45 |
3-4 |
424-456 |
Угольная промышленность |
- |
25-30 |
5-6 |
25-30 |
55-65 |
41-75 |
Газовая промышленность |
16-20 |
- |
- |
- |
20-25 |
19-24 |
Горно-добывающая промышленность |
35-45 |
50-60 |
15-20 |
500-550 |
500-650 |
234-286 |
Промышленные материалы |
40-50 |
10-12 |
- |
25-35 |
170-220 |
75-98 |
Строительный комплекс |
- |
8-10 |
2-3 |
20-25 |
85-100 |
25-30 |
Транспорт |
5-6 |
20-25 |
7-9 |
25-30 |
280-330 |
75-91 |
Сельское хозяйство |
5-7 |
12-15 |
4-6 |
30-40 |
130-180 |
44-59 |
Итого |
371-408 |
254-282 |
63-86 |
655-755 |
1243-1574 |
940-1119 |
Как видно из таблицы 2, технологический потенциал экономии ТЭР в рассматриваемых отраслях экономики Республики Саха (Якутия) составляет 940-1120 тысяч тонн условного топлива или 20-24% от их потребления.
В целом по республике, с учетом потребления сферы ЖКХ и населения, технологический потенциал экономии энергоресурсов может составлять от 1400 тысяч до 1800 тысяч тонн условного топлива в год. Выполнение мероприятий республиканской Программы энергосбережения позволит реализовать до 25-30% технологического потенциала, т.е. позволит достичь к 2005 году экономии от 350 тысяч до 540 тысяч тонн условного топлива в год.
Достижение указанных объемов экономии будет означать, что к 2005 году энергоемкость валового внутреннего продукта Республики Саха (Якутия) будет снижена по сравнению с 2000 годом на 5-8%.
1.3. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основным направлением разработки и реализации данной Программы является обеспечение социально-экономического развития региона на период до 2006 года за счет ускоренного перевода экономики Республики Саха (Якутия) на энергосберегающий путь развития. Этому направлению соответствуют цели в основных сферах деятельности республики:
в производственной сфере:
снизить удельные расходы топливно-энергетических ресурсов в ТЭК и себестоимость деятельности ЖКХ;
снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции на предприятиях промышленности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики и строительной отрасли;
повысить энергетическую эффективность выпускаемой продукции;
расширить применение и наполнить рынок техническими средствами измерения, учета и регулирования потребления энергоресурсов;
ускорить разработку и организовать производство продукции, имеющей улучшенные энергетические характеристики;
улучшить метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;
повысить КПД действующих энергетических установок;
снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;
повысить теплозащиту зданий, сооружений, сетей;
повысить научно-технический потенциал республики;
уменьшить энергетическую зависимость республики от завозимых извне топливных ресурсов.
в экономической сфере:
снизить затраты бюджетных средств на оплату энергоресурсов и дотационные выплаты из бюджета;
повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;
повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию;
снизить объемы финансовых ресурсов, уходящих из республики за ввозимые топливные ресурсы;
повысить поступление финансовых средств за счет увеличения передачи генерирующего ресурса с Нерюнгринской ГРЭС на ФОРЭМ.
в социальной сфере:
повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой продукции, и как следствие, расширения потребительской корзины;
осуществлять адресную поддержку малообеспеченных групп населения;
улучшить условия труда;
формировать сознание и энергосберегающее поведение населения;
углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения, в т.ч. и временно неработающих лиц.
в экологической сфере:
сократить вредные выбросы в окружающую среду;
повысить эффективность использования недр.
Для реализации вышеперечисленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать нормативно-правовую базу энергосбережения в республике (дополнения, изменения в Закон Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", подзаконные акты "прямого" действия, нормативные документы).
2. Сформировать действенные экономические и финансовые механизмы энергосбережения.
3. Разработать систему стандартизации и сертификации энергосбережения на республиканском (региональном) уровне;
4. Разработать систему высокоэффективных мероприятий по Программе энергосбережения в основных отраслях экономики Республики Саха (Якутия).
5. Реорганизовать научно-техническую и производственную базу предприятий и организаций республики для разработки, производства и реализации энергосберегающей продукции, технологий и оборудования.
6. Сформировать положительное общественное сознание по проблемам энергосбережения.
Этапы реализации Программы
Программу энергосбережения предусматривается реализовать в два этапа, сопряженных во времени с проводимой в республике жилищно-коммунальной реформой: первый этап - 2005-2006 годы, второй этап - 2007-2010 годы.
На первом этапе, в 2005-2006 годах предусматривается:
проведение организационных мер, подразумевающих создание структур управления энергосбережением, энергосервисных фирм;
принятие необходимых нормативно-правовых документов для проведения энергосберегающей политики;
совершенствование системы цен и тарифов на топливо и энергию (тарифное регулирование);
проведение широкомасштабных работ по оснащению организаций и предприятий бюджетной сферы приборами учета и регулирования потребления ТЭР;
проведение обязательных энергетических обследований, с последующей паспортизацией бюджетных потребителей;
составление Программ энергосбережения на местном уровне, на уровне отдельных ведомств;
внедрение в действие рыночных механизмов мобилизации средств, в том числе населения, а также механизмов, обеспечивающих привлечение заемных средств инвесторов;
модернизация энергогенерирующего и энергопотребляющего оборудования.
Этот период характеризуется необходимостью оказания интенсивной государственной финансовой поддержки, предусматриваемой Программой в объеме 28% от общей потребности в финансовых ресурсах, когда преимущественно будут реализовываться эффективные энергосберегающие проекты с инвестиционным циклом не более 1,5 лет и окупаемостью до 1,5-2 лет.
На втором этапе, в 2007-2010 годах, прогнозируется улучшение экономической ситуации, ликвидация неплатежей, улучшение инвестиционного климата, появление экономической заинтересованности в энергосбережении. На этом этапе будут реализовываться мероприятия, требующие больших инвестиций, но и обеспечивающие долгосрочный и существенный энергосберегающий эффект. Основными направлениями работ на этом этапе будут:
дальнейшее совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифов на природный газ для потребителей;
оказание финансовой поддержки энергосбережению за счет целевых бюджетных ассигнований и внебюджетных целевых средств, с целью инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих проектов и Программ;
освоение принципиально новых малоэнергоемких технологий, высокоэффективных в энергетическом отношении видов оборудования, технических средств и материалов;
реализация крупных инвестиционных проектов по созданию новых производств (по выпуску энергоэффективных строительных материалов, по переработке местного нефтяного и газового сырья, по изготовлению футерованных труб и т.д.).
Реализация Программы "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" уже в ближайшие годы позволит весьма существенно сэкономить топливно-энергетические ресурсы и прекратить тенденцию роста энергоемкости продукции с последующим ее снижением.
Таким образом, данная Программа будет содействовать превращению энергосбережения в один из решающих факторов улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере роста экономических показателей.
Раздел II. Комплекс мероприятий для достижения намеченных итоговых результатов Программы
В условиях Республики Саха (Якутия) научно-техническая политика в энергосбережении сводится к широкому внедрению энергосберегающего оборудования, энергоэффективных технологий и материалов, более полной переработки местного углеводородного сырья и использованию достижений нетрадиционной и малой энергетики для достижения быстрых и значимых результатов в области энергосбережения.
2.1. Основные направления мероприятий по энергосбережению
При проведении в энергосбережении научно-технической политики, главными приоритетами на период до 2006 года должны быть:
1. Повышение эффективности использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов республики за счет внедрения новых экологически чистых технологий глубокой переработки сырья и топлива с расширением ассортимента конечной продукции и энергоносителей, в частности:
повышение масштабов и глубины переработки нефти с более полным использованием мазута в качестве котельного топлива и битума в дорожном строительстве;
разработка ТЭО строительства НПЗ с полным циклом переработки нефти (с получением высокооктановых бензинов, авиационного керосина);
использование нефти в качестве моторного топлива для среднеоборотных дизелей на электростанциях и на речных судах вместо дизтоплива;
использование низкооктановых бензинов, получаемых при переработке нефти, газа и газового конденсата путем внедрения новой техники и технологии на двигателях внутреннего сгорания автомашин;
повышение масштабов работ по переводу автотранспорта на сжиженный углеводородный газ (СУГ), на компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ);
перевод дизельных электростанций на газовое топливо;
повышение масштабов добычи, переработки и комплексное использование местного угля при производстве электроэнергии (мини-ТЭЦ) и тепла (модернизация котельных);
расширение номенклатуры и создание производств по выпуску энергоэффективных теплоизолирующих материалов и изделий из местного сырья (базальтовое волокно, ячеистые бетоны, многокомпонентные вяжущие на основе гипса, энергоэффективные ограждающие конструкции и т.д.).
2. Обеспечение компенсации выбывающих мощностей объектов электроэнергетики и теплоэнергетики за счет технической реконструкции, ввода объектов малой и нетрадиционной энергетики с укороченным инвестиционным циклом, обеспечивающих более равномерное, энергоэффективное и надежное размещение по территории энергетических производств, в частности:
перевод ДЭС, котельных на газовое топливо, продуктов переработки нефти местных месторождений;
строительство ВЛЭП;
разработка ТЭО строительства мини-ТЭЦ на угле в улусах с транспортной схемой подвоза угля местных месторождений;
разработка ТЭО строительства ветровых энергоустановок (ВЭУ) в северных улусах с неразвитой транспортной схемой.
3. Внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета энергоресурсов в энергоемких отраслях промышленности, жилищно-коммунальной сфере, других сферах экономики республики, в частности:
внедрение энергоэффективных "Фисоник-технологий";
широкое внедрение пластинчатых теплообменников, систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии;
применение полностью автоматизированных автономных систем отопления;
замена труб отопления и водоснабжения на пластиковые и металлопластиковые, применение футерованных труб;
применение высокоэффективных светильников (натриевых, галогенных, люминесцентных и т.д.);
разработка проектов по использованию новых технологий энергосбережения научно-исследовательскими учреждениями Республики Саха (Якутия) и России на конкурсной основе в рамках деятельности Госкомцен-РЭК Республики Саха (Якутия).
4. Повышение эффективности производства электроэнергии и тепла при использовании органического топлива и, в первую очередь, природного газа в Центральной и Западной Якутии, а также обследование и обновление нормативных энергетических характеристик оборудования электроэнергетики (ЯГРЭС, ЯТЭЦ, НГРЭС, ЧуГРЭС, МГРЭС), систем теплоснабжения и ТЭК в целом;
5. Пообъектная паспортизация тепловых источников РС (Я) (технический паспорт котельной по единой форме) и составление реестров котельного оборудования и тепловых сетей для разработки конкретных предложений по реконструкции систем теплоснабжения, с привлечением заинтересованных ведомств и научных учреждений Республики Саха (Якутия).
6. Максимальное использование достижений ЯНЦ СО РАН, РАН, СО РАН в области науки и техники, экономики энергетики и максимальная поддержка эффективных в своей деятельности научных подразделений АН РС(Я), ЯГУ, ЯПНИИС, ЯАПП и ЯкутНИИпроалмаз и др., решающих проблемы энергосбережения.
7. Создание республиканской информационной базы энергосбережения, включающей как технические, так и экономические показатели эффективности. Реклама в печати и телевидении предприятий и компаний, работающих эффективно в области энергосбережения.
8. Проведение семинаров, конференций и мероприятий по эффективному использованию достижений НТП, улучшению обеспечения энергосбережения.
9. Повсеместный анализ и последующий мониторинг технологического уклада на предприятиях и в организациях для определения требуемого уровня реконструкции энергетического оборудования потребителей.
В целом, для экономики Республики, учитывая имеющийся потенциал, должен наступить период решительного обращения к энергосберегающим, экологически чистым технологиям и выработке на этой основе тепловой и электрической энергии.
2.2. Мероприятия по энергосбережению в основных отраслях экономики
Происходящие в последние годы рыночные перемены в России отражаются на энергопотреблении различных секторов экономики республики. Начиная с 2000 года наблюдается постепенная стабилизация экономики, начали увеличиваться объемы производства, меняется его структура. Предстоящий подъем экономики уже в ближайшее время будет происходить в сложных условиях энергоснабжения всех ее отраслей. Особую остроту проблема повышения эффективности использования топлива и энергии приобрела в последние годы. Это обусловлено нарастанием неплатежей, срывом инвестиционного процесса, несовершенством тарифов на энергоносители. Поэтому единственной альтернативой трудно осуществимому в современных условиях процессу привлечения крупных инвестиций в наращивание объемов добычи и производства энергоресурсов является энергосбережение, основной потенциал которого сосредоточен в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, в энергоемких отраслях промышленности и строительстве. Именно в этих отраслях энергосбережению уделено первостепенное внимание при разработке настоящей Программы энергосбережения. В рамках данной Программы объединены пять подпрограмм:
1. Подпрограмма "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве".
2. Подпрограмма "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилом фонде".
3. Подпрограмма "Энергосбережение в области электроэнергетики".
4. Подпрограмма "Энергосбережение в строительном комплексе".
5. Подпрограмма "Энергосбережение в промышленности".
Основными направлениями энергосберегающей политики в отраслях экономики Республики Саха (Якутия) являются:
1. В отраслях ТЭК (Электроэнергетика):
снижение издержек и потерь при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии;
снижение потерь углеводородного сырья на этапах его добычи, транспорта, переработки, хранения и использования;
изменение структуры энергогенерирующих мощностей;
перевод действующего оборудования на местные виды топлива;
увеличение удельной выработки энергии;
внедрение оптимальных графиков регулирования режимов;
сбалансированная тарифная политика;
снижение платы за выбросы в окружающую среду;
увеличение замещения привозного топлива нефтепродуктами собственного производства;
строительство ЛЭП, мини-ТЭЦ и ветроэлектростанций, замещающих ДЭС.
2. В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
экономия энергии в зданиях и сооружениях;
оптимальное сочетание централизованных и локальных систем теплоснабжения;
повышение эффективности и надежности эксплуатации инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов Республики Саха (Якутия);
широкое и эффективное использование местного топливного сырья;
широкомасштабное внедрение новейших энергосберегающих технологий, систем учета и регулирования потребления энергоресурсов;
сокращение эксплуатационных расходов;
снижение себестоимости тепловой энергии за счет рационального использования топливных ресурсов.
3. В энергоемких отраслях промышленности и строительстве:
сокращение норм удельного энергопотребления при эксплуатации зданий и сооружений;
сокращение удельного энергопотребления в производстве за счет внедрения новых малоэнергоемких технологий и материалов, увеличения объемов выпуска продукции;
совершенствование градостроительных положений, применение энергоэкономичных приемов планировки и застройки жилых, коммуникационных и производственных зон, транспортной инфраструктуры;
совершенствование нормативных требований по градостроительству, архитектуре, теплоизоляции зданий, отоплению, вентиляции и тепловым сетям;
разработка эффективных ограждающих конструкций;
внедрение энергоэффективных технологий возведения зданий;
введение норм и правил оценки энергоэффективности зданий, теплоэнергетической паспортизации приемки зданий.
2.3. Стандартизация и сертификация в системе энергосбережения
Республиканская система стандартизации и сертификации должна создать базу внедрения и контроля сберегающих проектов. Республиканские нормативы энергетической эффективности, действующие на территории республики, могут иметь статус обязательных или рекомендательных и не должны противоречить требованиям государственных стандартов и норм.
Объектами республиканского нормирования энергетической эффективности являются нерегламентированные государственными стандартами и правилами показатели потребления энергии.
Нормативно-правовые акты по энергетической эффективности устанавливают комплекс правил, положений и требований, систему сертификации, обязательных при проектировании, изготовлении, строительстве, реконструкции и техническом перевооружении энергопотребляющих объектов. Порядок разработки и утверждения нормативно-правовых актов по энергетической эффективности определяется Правительством республики.
Надзор за соблюдением федеральных и республиканских нормативов энергетической эффективности осуществляется республиканским центром энергосбережения во взаимодействии с органами государственного надзора республики.
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на существующие показатели энергоэффективности.
Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сертификация энергетической эффективности проводится с целью установления соответствия энергетических показателей объектов, оборудования, средств измерений и технологий регламентирующим требованиям нормативной документации.
Республиканская система сертификации должна установить правила и процедуры испытаний, необходимых для проведения оценки соответствия показателей энергопотребления нормативам энергетической эффективности, результатом которых является выдача энергетического сертификата.
Сертификация объектов, оборудования и технологических процессов, на которые распространяются рекомендательные нормативы, проводится на добровольной основе.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Метрологический контроль на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Якутский центр стандартизации, метрологии и сертификации.
К первоочередным мероприятиям по стандартизации, сертификации и метрологии, предусмотренным настоящей Программой относятся:
нормативное обеспечение республиканской Программы по энергосбережению;
создание служб по сертификации энергопотребляющих объектов;
организация и подготовка необходимых организационно-технических, учебно-методических материалов и обучение руководителей и специалистов улусных филиалов Якутского центра стандартизации, метрологии и сертификации, промышленных, строительных, транспортных, жилищно-коммунальных предприятий по нормативному и метрологическому обеспечению энергосбережения и сертификации энергопотребляющей продукции, энергоресурсов на соответствие нормативным показателям энергоэффективности;
проведение энергетических обследований предприятий органами Госэнергонадзора в части контроля выполнения нормативных показателей энергоэффективности;
организационно-техническая подготовка и проведение сертификации энергопотребляющей продукции и энергетических ресурсов на соответствие нормативным показателям энергоэффективности;
метрологическое обеспечение поверки приборов учета тепловой и электрической энергии, воды и газа, учета и контроля качества нефти и нефтепродуктов.
Выполнение указанных мероприятий и работ должно быть надежно обеспечено необходимым бюджетным финансированием.
2.4. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Программа энергосбережения, осуществляемая в сложных экономических условиях и начавшейся жилищно-коммунальной реформе, не может быть выполнена без государственной финансовой поддержки и без введения дополнительных законодательных и нормативных актов.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области энергосбережения установлены Федеральным законом РФ от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Законом Республики Саха (Якутия) от 6.05.99 З N 90-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 6.05.99 следует читать как "З N 89-II"
Дальнейшее развитие законодательной базы энергосбережения направлено на совершенствование механизма повышения энергоэффективности и существующего порядка стимулирования и финансового обеспечения проектов и Программ, реализуемых предприятиями и организациями.
Перечень нормативно-правовых документов, необходимых для реализации республиканской энергосберегающей политики приведен в таблице N 5.
Таблица N 5
Перечень
нормативно-правовых документов, необходимых для реализации республиканской энергосберегающей политики
N п/п |
Наименование нормативно-правового документа |
Срок разработки |
Разработчик |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Постановление Правительства РС(Я) "О создании республиканского целевого внебюджетного фонда энергосбережения" |
I квартал 2006 г. |
МинЖКХиЭ РС(Я) |
2. |
Постановление Правительства РС(Я) "О порядке возврата средств, инвестированных в энергосберегающие проекты". |
II квартал 2006 г. |
МинЖКХиЭ РС(Я) |
3 |
Постановление Правительства РС(Я) "Об утверждении Положения "Об экономическом стимулировании энергосбережения населения и предприятий, организаций бюджетной сферы" |
I квартал 2006 г. |
МинЖКХиЭ РС(Я) |
4 |
Положение "Об экономическом стимулировании энергосбережения населения и предприятий, организаций бюджетной сферы" |
II квартал 2006 г. |
МинЖКХиЭ РС(Я) |
5 |
Прочие документы, касающиеся вопросов энергосбережения |
I-II квартал 2006 г. |
|
Раздел III. Ресурсное обеспечение Программы
3.1. Инвестиционная деятельность в области энергосбережения
Стратегической задачей государственной инвестиционной политики и, в частности, в энергосбережении на долгосрочный период является обеспечение устойчивого экономического роста, стабильного технологического и социального развития республики, а также ее экономической безопасности.
При сохранении низкой эффективности использования энергоресурсов во всех звеньях "энергетической цепочки", при росте трудноизвлекаемых запасов в структуре сырьевой базы отраслей топливно-энергетического комплекса, инвестиции в энергопроизводство (в увеличение поставок первичной энергии) обеспечивают все меньшую отдачу по сравнению с инвестициями в повышение эффективности использования энергии (в уменьшение спроса на подведенную энергию), Поэтому энергосбережение является одной из движущих сил экономического развития республики в силу как прямых доходов бюджета от его деятельности, так и за счет создания им значительных косвенных, так называемых "мультипликативных эффектов" от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации инвестиционных энергетических проектов.
Необходимо признать, что сегодня топливно-энергетический комплекс работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая "запас прочности", обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий.
В условиях истощения производственного потенциала ТЭК, нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в его отраслях, на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и на этой основе содействие реализации инвестиционных Программ, важнейшими из которых являются энергоресурсосберегающие.
Рост объемов, привлекаемых на энергосбережение средств, предполагается осуществлять с применением следующих рыночных механизмов: выпуск целевых облигационных займов, товарно-энергетическое кредитование, банковское кредитование, создание республиканского паевого инвестиционного фонда, финансовый лизинг, перформанс- контракт, револьверный фонд, а также используя средства населения, в том числе на основе выпуска жилищных облигаций. При этом необходимо создать эффективный механизм защиты прав вкладчиков и акционеров, обеспечивающий доверие мелких инвесторов и населения к вложению средств на цели энергосбережения.
В 2005-2006 годах значительно возрастет роль государственной амортизационной политики в осуществлении инвестиционного развития предприятий и ускоренном обновлении их устаревшего производственного оборудования в направлении замены энергосберегающим. Например, основным источником капиталовложения в электроэнергетике будут оставаться амортизация и прибыль предприятий заемных средств. Введение инвестиционной составляющей в тариф возможно с одновременным увеличением доли государства или крупных потребителей, участвующих в инвестициях в электроэнергетику.
Необходимым условием активизации инвестиционной деятельности, модернизации производства выступает совершенствование механизмов организации лизинговой деятельности, в том числе предоставление государственных и негосударственных гарантий.
Большое внимание должно быть уделено созданию механизма жесткого контроля со стороны государства за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций, направленных на реализацию энергоресурсосберегающих Программ.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в экономику республики необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного климата, завершить формирование нормативно-правовой базы энергосбережения на республиканском уровне для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности и гарантий, включая защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для российских и иностранных инвесторов.
Процесс инвестирования связан с разработкой и реализацией инвестиционных энергосберегающих проектов. Перечень инвестиционных проектов энергосбережения, реализуемых с годовыми планами, формируется государственным заказчиком - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по предложениям разработчиков и исполнителей этих проектов и согласовывается с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия). Государственный заказчик проводит в установленном действующим законодательством порядке экспертизу и конкурсный отбор наиболее эффективных и значимых проектов и обеспечивает решение задач, связанных с их реализацией и финансированием.
Проекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:
иметь четко выраженную энергосберегающую направленность, предусматривать разработку и выпуск энергоэффективных технологий и оборудования, а также их внедрение на предприятиях и в организациях, осуществляющих добычу, производство, переработку и потребление энергоресурсов;
представляться финансово-устойчивыми рентабельными хозяйствующими субъектами, имеющими перспективу развития, себестоимость основной продукции которых может быть снижена при повышении эффективности использования энергии;
отражать энергосберегающую сущность создаваемого проекта, содержать обоснования его научно-технических преимуществ по сравнению с аналогами и экономическую целесообразность для потребителей;
базироваться на лучших отечественных и зарубежных разработках, быть проработаны в части организационного, финансового и ресурсного обеспечения, иметь социально-экономические, экологические и другие преимущества;
содержать обоснование экономической и коммерческой эффективности, окупаемости инвестиций и необходимых гарантий.
В качестве критериев при отборе проектов срок инвестиционного цикла должен быть ограничен на первом этапе в среднем - 1-1,5 годами, а сроки окупаемости - 1,5-2 годами.
Сводные показатели финансирования республиканской целевой Программы "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на период до 2010 года"
|
Наименование подпрограмм, годы |
Всего средств |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Другие источники |
|
РЦП "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на переспективу до 2010 года" |
10565,09 |
554,49 |
2666,71 |
537,12 |
6806,73 |
|
2005 |
0,00 |
|
|
|
|
|
2006 |
0,00 |
|
|
|
|
|
2007-2010 |
0,00 |
|
|
|
|
1 |
Подпрограмма "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" |
2838,56 |
258,80 |
1425,00 |
200,00 |
954,72 |
|
2005 |
300,30 |
5,00 |
155,00 |
0,00 |
140,30 |
|
2006 |
676,02 |
67,60 |
380,00 |
40,00 |
188,42 |
|
2007-2010 |
1862,20 |
186,20 |
890,00 |
160,00 |
626,00 |
2 |
Подпрограмма "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилом фонде" |
2213,73 |
180,69 |
737,72 |
265,55 |
1029,76 |
|
2005 |
176,03 |
0,00 |
15,00 |
48,73 |
112,3 |
|
2006 |
427,44 |
42,61 |
170,42 |
51,13 |
163,28 |
|
2007-2010 |
1610,25 |
138,08 |
552,30 |
165,69 |
754,18 |
3 |
Подпрограмма "Энергосбережение в электроэнергетике" |
3798,98 |
115 |
172,73 |
57,57 |
3453,69 |
|
2005 |
250,08 |
|
34,73 |
13,99 |
201,36 |
|
2006 |
1145,13 |
10 |
15 |
13,85 |
1106,28 |
|
2007-2010 |
2403,78 |
105 |
123 |
29,74 |
2146,04 |
4 |
Подпрограмма "Энергосбережение в строительном комплексе" |
725,21 |
|
191,26 |
|
533,94 |
|
2005 |
16,32 |
|
1,315 |
|
15 |
|
2006 |
40,12 |
|
25,93 |
|
14,185 |
|
2007-2010 |
668,78 |
|
164,02 |
|
504,76 |
5 |
Подпрограмма "Энергосбережение в промышленности" |
988,62 |
|
140 |
14,00 |
834,62 |
|
2005 |
366,55 |
|
|
|
366,55 |
|
2006 |
191,81 |
|
140 |
14 |
37,81 |
|
2007-2010 |
430,26 |
|
|
|
430,26 |
3.2. Финансово-экономические механизмы реализации и управление Программой
В современных условиях основным фактором, тормозящим проведение энергосберегающих работ в Республике Саха (Якутия), является отсутствие свободных финансовых средств как в республиканском и муниципальных бюджетах, так и у предприятий - потребителей энергии. В то же время в ряде регионов России уже используется целый набор механизмов, позволяющих профинансировать и реализовать энергосберегающие проекты на предприятиях и в организациях разных форм собственности и прежде всего на дотируемых из бюджета предприятиях и организациях. Положительный опыт других регионов можно и нужно применить в нашей республике.
Предлагаемые финансово-экономические механизмы реализации Программы энергосбережения Республики Саха (Якутия) следующие:
1. Использование собственных средств предприятий, организаций (кроме бюджетных организаций и сельскохозяйственных потребителей), отчисляемые в размере не менее 1% от стоимости потребленных ТЭР на целевое финансирование энергосберегающих Программ и мероприятий внутри организации.
2. Формирование возвратных схем финансирования энергосберегающих проектов и Программ, включающих:
механизм финансирования утвержденных республиканских Программ энергосбережения из республиканского и местных бюджетов;
привлечение кредитов банков с использованием средств целевого фонда энергосбережения;
привлечение средств населения и организаций бюджетной сферы путем введения энергосервисных услуг;
смешанные формы финансирования и создание энергосервисных компаний (ЭСКО).
3. Экономия средств за счет включения в тарифы экономически обоснованных затрат.
4. Средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий.
Для эффективного руководства и координации работ по выполнению Программы энергосбережения на республиканском уровне создается четкая структура управления энергосбережением. Основу составляют положения статьи Закона Республики Саха (Якутия) от 06.05.99 З N 90-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 6.05.99 следует читать как "З N 89-II"
На республиканском уровне управление энергосбережением осуществляют:
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) , которое:
рассматривает и принимает законодательные акты в области энергосбережения;
рассматривает и утверждает республиканскую Программу энергосбережения, изменения и дополнения, вносимые в нее;
утверждает и контролирует бюджетные ассигнования в сферу энергосбережения;
определяет установление льгот и порядок их предоставления.
Правительство Республики Саха (Якутия) :
разрабатывает и представляет законодательному органу власти на утверждение законодательные акты;
рассматривает и направляет в законодательный орган республиканскую Программу энергосбережения;
рассматривает и утверждает ежегодные отчеты о реализации республиканской Программы энергосбережения;
создает республиканские органы управления энергосбережением;
определяет порядок консолидации и расходования целевых средств и ресурсов для реализации энергосбережения, осуществляет контроль за их использованием;
формирует и вводит в действие финансово-экономический механизм энергосбережения.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) :
обеспечивает реализацию республиканского и федерального законодательства в области энергосбережения;
проводит на республиканском уровне государственную энергосберегающую политику;
является координатором и головным исполнителем в разработке и реализации Программ энергосбережения на территории Республики Саха (Якутия);
заключают договоры финансирования объектов по республиканской Программе энергосбережения за счет государственных денежных средств;
осуществляет общую координацию и текущий оперативный контроль за реализацией республиканской Программы энергосбережения.
В связи с высокой эффективностью энергосбережения целесообразно в составе республиканского бюджета предусмотреть средства для долевого участия государства в финансировании республиканской Программы энергосбережения, выделять отдельной строкой, относя их к защищенным статьям бюджета.
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) в рамках своих полномочий:
ведут учет объектов, финансируемых государством в едином реестре объектов капитальных вложений на территории Республики Саха (Якутия), в реестре объектов незавершенных строительством;
осуществляют контроль за целевым использованием государственных денежных ресурсов;
по мере ввода объектов в эксплуатацию в установленном порядке закрепляют права государственной собственности.
Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия)рассматривает и принимает решения о включении в тарифы экономически обоснованных затрат на энергосбережение.
Территориальные органы госнадзора (Госэнергонадзор, Госнефтеинспекция):
осуществляют надзор за рациональным использованием энергоресурсов;
осуществляют надзор за организацией учета производства и потребления топлива и энергии.
Республиканский внебюджетный фонд энергосбережения (ФЭС) :
обеспечивает практическую реализацию энергосберегающих проектов;
осуществляет научно-техническое и информационное обслуживание энергосберегающих мероприятий;
осуществляет целевое расходование финансовых средств, консолидируемых на специальном счете, открываемом Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в Национальном банке Республики Саха (Якутия);
оказывает содействие привлечению инвестиций в энергосбережение, включая иностранные.
Фонд энергосбережения Республики Саха (Якутия) создается Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным и республиканским законодательством в области энергосбережения (распоряжение Правительства РС(Я) от 18 августа 2003 года N 970-р). Порядок консолидации средств определяется Правительством Республики Саха (Якутия). Формирует ФЭС и является его распорядителем Правительство Республики Саха (Якутия).
Республиканский межведомственный Центр энергосбережения :
проводит на республиканском уровне государственную энергосберегающую политику за счет финансового, экономического, нормативно-правового и организационно-технического обеспечения энергосбережения;
является исполнителем разработки и реализации Программ энергосбережения на территории Республики Саха (Якутия);
взаимодействует с федеральными органами управления энергосбережением.
Центр энергосбережения Республики Саха (Якутия) создается Правительством Республики Саха (Якутия) в виде исполнительной дирекции. Свою деятельность Центр энергосбережения Республики Саха (Якутия) строит на принципе сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии.
Раздел IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
4.1. Показатели для оценки хода реализации Программы
Оценка хода реализации Программы производится по трем направлениям:
1. Количественные показатели (индикаторы), определяющие состояние процесса энергосбережения на момент оценки. Данные показатели подробно охарактеризованы в первом разделе настоящей Программы.
2. Показатели, определяющие социальную эффективность реализации Программы. Данные показатели включены в сводные по определению состояния энергосбережения, однако, с целью контроля выводятся как самостоятельная группа показателей. Обособление социальной эффективности Программы производится ввиду собственно особой социальной значимости Программы.
3. Показатели, определяющие сроки исполнения Программных мероприятий с указанием ответственных исполнителей.
4.2. Порядок внесения изменений и дополнений в Программу
Изменения и дополнения в Программу вносятся по следующим основаниям:
1. По решениям Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) на основании ежегодного уточнения объемов финансирования подпрограмм и программных мероприятий.
2. По решениям Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) на основании ежеквартального и ежегодного рассмотрения хода реализации Программы.
3. В связи с изменением законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по касающимся программным вопросам.
4. По решениям Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) на основании иных обстоятельств.
Порядок внесения изменений и дополнений в Программу определяется установленным порядком внесения проектов решений Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
4.3. Порядок и формы представления отчетности о ходе реализации Программы
По ходу исполнения Программы ответственными исполнителями представляется ежемесячная, ежеквартальная и ежегодная отчетность.
Формы отчетности, ответственные исполнители отчетов и сроки представления отчетности представлены в приложении.
Ход реализации Программы рассматривается Правительством Республики Саха (Якутия) - два раза в год, Президентом Республики Саха (Якутия) - ежегодно.
4.4. Индикаторы, определяющие состояние энергосбережения на определенный период времени
Важной первоначальной задачей Программы является обозначение итоговой цели в конкретных показателях, определяющих состояние энергосбережения в Республике Саха (Якутия) во всех аспектах деятельности и на каждый год выполнения Программы. Это позволит объективно оценивать ход реализации Программы, более качественно анализировать деятельность основных отраслей экономики, своевременно реагировать на возникновение нежелательных тенденций, эффективно проводить управленческую политику, а так же исключить субъективность и неконкретность выводов и оценок.
Основополагающими факторами, определяющими ход процесса энергосбережения, являются изменения количественных показателей (индикаторов) по всем направлениям деятельности в течение финансового года на протяжении всего срока реализации Программы. Данная динамика в течение рабочего месяца, рабочего квартала и полугодия позволит проводить объективный анализ деятельности отрасли и выявлять тенденции соответствия проделанной работы к намеченным результатам.
К основным показателям, характеризующим процесс энергосбережения в организационном аспекте относятся:
оснащенность процесса энергосбережения нормативно-методической документацией;
уровень сертификации и стандартизации энергосбережения;
состояние технико-энергетической паспортизации объектов энергопроизводства и энергопотребления;
уровень информированности потребителей по вопросам энергосбережения;
степень внедрения автоматизированных систем в управление процессом энергосбережения.
Все эти показатели служат для оценки создания условий проведения энергосберегающих мероприятий.
К показателям, служащим для оценки всего комплекса проведения энергосберегающих мероприятий относятся:
оснащенность приборами учета и регулирования энергоресурсов потребителей и поставщиков энергии;
степень технооснащенности объектов потребления энергии;
степень адекватности используемых видов топлива местным условиям;
наличие демонстрационных энергоэффективных зон;
уровень технического перевооружения котельных.
уровень технического перевооружения котельных.
Большинство рассмотренных показателей-индикаторов имеют относительную форму оценки, т.е. определяют качественные характеристики процесса энергосбережения. Например, показателем, определяющим состояние технико-энергетической паспортизации объектов ЖКХ является охват объектов жилого фонда (площадь обследуемых помещений), источников теплообеспечения, сетей тепловодоснабжения (длина данных сетей), прошедших обследования (обмеры, определение технического состояния, тепловизионные съемки для определения теплотехнических характеристик, расчеты и др.) в процентном отношении.
В таблице 1 приведены индикаторы оценки состояния жилищно-коммунального комплекса в области энергосбережения.
Таблица 1
N |
Индикаторы, определяющие процесс энергосбережения |
Един. изм. |
1 |
Оснащенность процесса энергосбережения нормативно-методической документацией |
% |
2 |
Уровень сертификации и стандартизации энергосбережения |
% |
3 |
Состояние технико-энергетической паспортизации объектов энергопроизводства и энергопотребления |
% |
4 |
Уровень информированности потребителей по вопросам энергосбережения |
% |
5 |
Степень внедрения автоматизированных систем в управление процессом энергосбережения |
% |
6 |
Оснащенность приборами учета и регулирования энергоресурсов потребителей и поставщиков энергии |
% |
7 |
Степень технооснащенности объектов потребления энергии |
% |
8 |
Уровень применения энергосберегающих материалов и технологий |
% |
9 |
Степень адекватности используемых видов топлива местным условиям |
баллы |
10 |
Наличие демонстрационных энергоэффективных зон |
Зона |
11 |
Уровень технического перевооружения котельных |
% |
4.5. Итоговые показатели Программы
Конечным результатом выполнения республиканской целевой Программы "Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2005-2006 годы и на перспективу до 2010 года" будет поэтапный перевод экономики республики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере развития экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс республики, высвободить ресурсы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения республики, способствовать успешному проведению жилищно-коммунальной реформы.
В процессе реализации Программы будут получены следующие конечные результаты:
1. Общая величина сэкономленных за период 2005-2006 годы и до 2010 года энергетических ресурсов достигнет 2568,25 тыс. т.у.т. На первом этапе, в 2005-2006 годы, экономия энергоресурсов составит 1540,95 тыс. т.у.т в год.
Будет развернуто оснащение потребителей приборами и системами учета и р Программы внедрения новых энергосберегающих технологий, применение энергетически эффективного оборудования, конструкций и материалов.
2. Сокращение потребности экономики и населения республики в топливе и энергии в результате реализации Программы позволит снизить энергоемкость ВВП к концу 2008 года на 5-8%. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода к концу реализации Программы до 10%.
3. Затраты на реализацию Программы энергосбережения оцениваются в период 2005-2006 годов в 8144,7 млн. рублей, без учета высокозатратных мероприятий по реконструкции основных фондов отрасли Электроэнергетики - 4328,5 млн. рублей.
Необходимые капитальные вложения формируются в основном за счет кредитных ресурсов и использования рыночных механизмов и основных фондов предприятий и организаций различных форм собственности. Государственная финансовая поддержка осуществляется в основном из внебюджетных ресурсов республики при участии в ряде случаев федерального бюджета. Доля республиканского бюджета в общем объеме затрат предусмотрена на уровне 66,4%.
4. Экономическая эффективность настоящей Программы определяется главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов, которая в ценах 2001 года за период 2005-2006 гг. и до 2010 г. составит 3,98 млрд. рублей, или в среднем 497,5 млн. рублей в год при среднегодовых затратах на реализацию Программы в 1018 млн. рублей. На каждый вложенный в Программу энергосбережения 1 рубль затрат ожидается прибыль в 0,5 рубля при сроке окупаемости инвестиционных среднесрочных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года и долгосрочных - 3-5 лет.
5. Приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для бюджетов всех уровней до 165 млн. рублей или 41,25 млн. рублей в год, а к концу срока реализации Программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 534,25 млн. рублей.
Указанные мероприятия увязаны по срокам с реформой жилищно-коммунального хозяйства и обеспечит, при сохранении тарифов для населения, сокращение бюджетных дотаций на 42%.Это позволит в период 2006-2008 годов почти полностью прекратить дотации на оплату тепла.
6. Предусмотренное Программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и регулирование расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности продукции республики позволит создать новые рабочие места и закрепить на местах кадры специалистов.
Для достижения этих результатов необходимо ввести в действие, начиная с 2006 года, ряд следующих нормативов и механизмов стимулирования энергосбережения:
органам исполнительной власти республики необходимо предусматривать при разработке проектов республиканского бюджета на 2005-2006 годы и до 2010 года выделение предусмотренных данной Программой средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
создание республиканской нормативно-правовой базы энергосбережения, системы консолидации внебюджетных средств и управление энергосбережением в республике;
усилить работу по сертификации топливо-энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, а также энергетических ресурсов;
предусматривать при формировании проектов республиканского бюджета выделение в состав затрат на содержание организаций, финансируемых из республиканского бюджета отдельной строкой средств на оплату потребляемых ими топливно-энергетических ресурсов, включая затраты на оснащение занимаемыми ими зданий и сооружений современными приборами и системами регулирования и учета потребляемой электрической и тепловой энергии, природного газа, горячей и холодной воды;
поручить Республиканской энергетической комиссии при установлении цен (тарифов) на энергоносители учитывать возможность их снижения за счет имеющегося потенциала энергосбережения в энергоснабжающих (энергопроизводящих) организациях;
установить, что затраты на энергосбережение относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат некапитального характера, связанных с совершенствованием технологий и организаций производства, а также с улучшением качества продукции, повышением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности, энергоэффективности и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного процесса;
определить, начиная с 2006 года величину и сроки трансфертов районам и городам с учетом соблюдения ими стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и результатов выполнения улусных и городских Программ энергосбережения, согласованных с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), имея ввиду, что величина этих трансфертов не должна снижаться в течении двух лет, если достигнутая экономия бюджетных средств образуется в результате реализации улусной, городской Программы энергосбережения, утвержденной и согласованной в установленном порядке. Результаты реализации улусных и городских Программ должны быть подтверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
при осуществлении мер селективной поддержки малообеспеченных групп населения при оплате ими потребляемых жилищно-коммунальных услуг предусматривать направление выделяемых на эти цели средств на замену неэкономичного и устаревшего санитарно-технического оборудования и на услуги по его ремонту, а также на услуги по утеплению жилого фонда и проведению других мероприятий по энергосбережению;
ускорить, в связи с возложением на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в республике, формирование системы такого надзора, возложив на него:
а) осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
б) проведение энергетических обследований организаций;
в) проведение энергетической экспертизы проектной документации для строительства;
г) лицензирование видов деятельности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса;
д) надзор за безопасной эксплуатацией энергетических установок.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) разработать и утвердить в первом квартале 2006 года графики проведения обязательных энергетических обследований предприятий и организаций на период 2005-2006 годов и до 2010 года во исполнение статьи 13 Закона Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии".
Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия):
организовать в течение 2005-2006 годов обучение руководителей и специалистов отрасли по специальной Программе в рамках задач реализации Программы энергосбережения;
проводить республиканские совещания "Энергосбережение: проблемы, решения" с периодичностью не реже 1 раза в год.
Сводные показатели финансирования республиканской целевой программы "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на период до 2010 года"
|
Наименование подпрограмм, годы |
Всего средств |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Другие источники |
|
РЦП "Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на период 2005-2006 годы и на переспективу до 2010 года" |
10565,09 |
554,49 |
2666,71 |
537,12 |
6806,73 |
|
2005 |
0,00 |
|
|
|
|
|
2006 |
0,00 |
|
|
|
|
|
2007-2010 |
0,00 |
|
|
|
|
1 |
Подпрограмма "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" |
2838,56 |
258,80 |
1425,00 |
200,00 |
954,72 |
|
2005 |
300,30 |
5,00 |
155,00 |
0,00 |
140,30 |
|
2006 |
676,02 |
67,60 |
380,00 |
40,00 |
188,42 |
|
2007-2010 |
1862,20 |
186,20 |
890,00 |
160,00 |
626,00 |
2 |
Подпрограмма "Энергосбережение в бюджетной сфере и жилом фонде" |
2213,73 |
180,69 |
737,72 |
265,55 |
1029,76 |
|
2005 |
176,03 |
0,00 |
15,00 |
48,73 |
112,3 |
|
2006 |
427,44 |
42,61 |
170,42 |
51,13 |
163,28 |
|
2007-2010 |
1610,25 |
138,08 |
552,30 |
165,69 |
754,18 |
3 |
Подпрограмма "Энергосбережение в электроэнергетике" |
3798,98 |
115 |
172,73 |
57,57 |
3453,69 |
|
2005 |
250,08 |
|
34,73 |
13,99 |
201,36 |
|
2006 |
1145,13 |
10 |
15 |
13,85 |
1106,28 |
|
2007-2010 |
2403,78 |
105 |
123 |
29,74 |
2146,04 |
4 |
Подпрограмма "Энергосбережение в строительном комплексе" |
725,21 |
|
191,26 |
|
533,94 |
|
2005 |
16,32 |
|
1,315 |
|
15 |
|
2006 |
40,12 |
|
25,93 |
|
14,185 |
|
2007-2010 |
668,78 |
|
164,02 |
|
504,76 |
5 |
Подпрограмма "Энергосбережение в промышленности" |
988,62 |
|
140 |
14,00 |
834,62 |
|
2005 |
366,55 |
|
|
|
366,55 |
|
2006 |
191,81 |
|
140 |
14 |
37,81 |
|
2007-2010 |
430,26 |
|
|
|
430,26 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2005 г. N 585 "Об утверждении республиканской целевой программы "Энергосбережение Республики Caxa (Якутия) на период 2005-2006 годы и перспективу до 2010 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2007 г. N 241 настоящее постановление признано утратившим силу