Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние жилищно-коммунального комплекса на конец 2004 года
1.1. Анализ итогов работы по энергосбережению в отрасли ЖКХ Республики Саха (Якутия) на конец 2004 года
Энергосбережение является одним из приоритетных направлений Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей республике. На конец 2004 года состояние жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) в области энергосбережения оценивается следующими показателями:
оснащенность процесса энергосбережения нормативно-методической документацией характеризуется низкой степенью - 25-40%, а также отсутствием единообразной методологии расчета основных параметров и нормативной базы учитывающей специфику местных условий;
уровень технико-энергетической паспортизации источников тепла, тепловых и водоканализационных сетей и объектов тепловодопотребления характеризуется физическими объемами измерения объектов, прошедших энергоаудиторские обследования и составляет 0,5% от общего количества объектов, что показывает крайне низкий уровень проведения данной работы;
наличие сервисных предприятий по обслуживанию и поверке теплоэнергетического оборудования характеризуется их отсутствием, либо разрозненностью, а также низкой степенью технической оснащенности;
степень внедрения автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов и диспетчеризации (АСКУД) для эффективного управления процессом энергосбережения характеризуется начальной фазой с хорошим потенциалом;
оснащенность приборами учета и регулирования энергоресурсов составляет: по теплоснабжению - 1,2%, по холодному и горячему водоснабжению - 2,6%, а оснащенность объектов ЖКХ индивидуальными тепловыми пунктами - 0,52%, что является весьма низкими показателями;
степень автономности систем отопления и горячего водоснабжения на объектах жилого фонда составляет - 1,65%, на административно-промышленных - 1,8%;
уровень теплоподготовки зданий оценивается в пределах 5 - 8%;
уровень использования нетрадиционных источников энергии характеризуется крайне низким показателем;
наличие демонстрационных энергоэффективных зон - отсутствием;
уровень технического перевооружения котельных составляет 15-20%.
Важным направлением энергосбережения является проведение энергетических обследований и аудитов, что позволяет проанализировать текущее состояние энергообеспечения и определить перечень мероприятий, направленных на снижение энергопотребления и экономию бюджетных средств и средств потребителей. На сегодня в Республике действуют специализированные предприятия, проводящие энергетические обследования и аудиты объектов жилищно-коммунального хозяйства. В целях снижения расходов местных бюджетов на дотирование теплоснабжения и платежей за тепловую энергию, потребляемую бюджетными организациями ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" утвержден план проведения энергетических обследований на 2005 год. В первую очередь планируется провести энергетические аудиты административных центров и объектов, имеющих важное производственно-стратегическое значение.
В целях организации подготовки инженерных кадров в области энергосбережения в Якутском госуниверситете на кафедре "Теплогазоснабжение и вентиляция" введена специализация "Энергосбережение и энергоаудит", по которой студенты получают образовательные основы по энергосбережению.
Однако темпы проведения энергосберегающих мероприятий остаются низкими и недостаточными для политики эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом. Прослеживаются результаты энергосберегающей политики прошлых лет: низкий уровень технической инвентаризации и паспортизации объектов жилищно-коммунального комплекса, что в дальнейшем недопустимо, ввиду неполной и недостоверной информации об объектах в энергосберегающем аспекте; крайне низкая степень оснащенности объектов ЖКХ новыми энергосберегающими технологиями; низкая обеспеченность техническими средствами учета и регулирования энергоресурсов, что значительно влияет на качество и оплату предоставляемых услуг, ввиду нерационального использования энергоресурсов.
Выходом на новый уровень управления ЖКХ должно стать введение в практику принципов и реализация мероприятий намечаемых в данной программе.
1.2. Цели и задачи Подпрограммы
Обеспечить перевод жилищно-коммунального хозяйства республики на энергосберегающий путь развития при улучшении социально-бытовых условий населения путем выполнения комплекса мероприятий по энергосбережению на основе использования новейших технологий и передового опыта.
Использовать комплекс рыночных механизмов и мер государственного регулирования в процессе энергосбережения, снизить расходы республиканского и местных бюджетов на энергообеспечение за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоносителей при повсеместном введении их учета и регулирования расхода. Повысить эффективность использования энергоресурсов и установить контроль над системой энергообеспечения. Способствовать улучшению экологической обстановки в регионе.
1.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Программу энергосбережения предусматривается реализовать в два этапа, сопряженных во времени с проводимой в республике жилищно-коммунальной реформой: первый этап - 2005-2006 годы, второй этап - 2007-2010 годы.
На первом этапе, в 2005-2006 годах, предусматрены:
организационные меры, подразумевающие создание структур управления энергосбережением, энергосервисных фирм;
принятие необходимых нормативно-правовых документов для проведения энергосберегающей политики;
совершенствование системы цен и тарифов на топливо и энергию (тарифное регулирование);
проведение обязательных энергетических обследований, с последующей паспортизацией бюджетных потребителей;
составление программ энергосбережения на местном уровне, на уровне отдельных ведомств;
внедрение в действие рыночных механизмов мобилизации средств, в том числе населения, а также механизмов, обеспечивающих привлечение заемных средств инвесторов;
модернизация энергогенерирующего и энергопотребляющего оборудования.
Этот период характеризуется необходимостью оказания интенсивной государственной финансовой поддержки, предусматриваемой программой в объеме 28% от общей потребности в финансовых ресурсах, когда преимущественно будут реализовываться эффективные энергосберегающие проекты с инвестиционным циклом не более 1,5 лет и окупаемостью до 1,5-2 лет.
На втором этапе, в 2007-2010 годах, прогнозируется улучшение экономической ситуации, ликвидация неплатежей, улучшение инвестиционного климата, появление экономической заинтересованности в энергосбережении. На этом этапе будут реализовываться мероприятия, требующие больших инвестиций, но и обеспечивающие долгосрочный и существенный энергосберегающий эффект.
Основными направлениями работ на этом этапе будут:
дальнейшее совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию, тарифов на природный газ для потребителей;
оказание финансовой поддержки энергосбережению за счет целевых бюджетных ассигнований и внебюджетных целевых средств, с целью инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих проектов и программ;
освоение принципиально новых малоэнергоемких технологий, высокоэффективных в энергетическом отношении видов оборудования, технических средств и материалов;
реализация крупных инвестиционных проектов по созданию новых производств (по выпуску энергоэффективных строительных материалов, по переработке местного нефтяного и газового сырья, по изготовлению футерованных труб и т.д.);
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.