Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Комплекс мероприятий для достижения намеченных итоговых результатов Подпрограммы
Для достижения намеченных целей и решения поставленных задач настоящей подпрограммы необходимо провести комплекс мероприятий, которые можно разделить на организационные, технические и экономические.
2.1. Организационные мероприятия по энергосбережению
Организационные мероприятия направлены на создание условий экономического стимулирования энергосбережения и внедрения энергосберегающих технологий.
Основные направления организационных мероприятий:
Разработка нормативно-методической документации;
Энергетическая паспортизация объектов, которая включает в себя мероприятия по первичному энергоаудиту, обследованию теплотехнических характеристик объектов, выявлению мест и причин сверхнормативных тепловых потерь, выдачу рекомендаций по снижению тепловых потерь;
Использование средств массовой информации для освещения проблем энергоресурсосбережения;
внедрение Положения об экономическом стимулировании энергосбережения в бюджетных организациях Республики Саха (Якутия);
Разработка на базе настоящей подпрограммы программ энергосбережения бюджетной сферы муниципальных образований.
При проектировании зданий согласно СНиП II-3-79 приведенное сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций принималось в соответствии с заданием на проектирование, но не менее требуемых значений, определяемых исходя из санитарно-гигиенических и комфортных условий.
Начиная с 1 сентября 1995 г. согласно изменению СНиП II-3-79* при определении приведенного сопротивления теплопередаче добавилось условие энергосбережения, которое, как показала практика, имеет большое значение, чем при санитарно-гигиенических и комфортных условиях.
В связи с этим для удовлетворения и вывода зданий, построенных до 1 июля 1996 г. на уровень минимального энергопотребления из условий энергосбережения необходимо проведение энергетической паспортизации объектов бюджетной сферы и жилого фонда. Это мероприятие позволит выявить фактическое потребление тепловой энергии, что позволит в дальнейшем прорабатывать адекватные энергосберегающие мероприятия с прогнозированием изменения объема теплопотребления.
Энергетический паспорт является документом, отражающим уровень теплозащиты и эксплуатационной энергоемкости объекта в целом, а также величины энергетических нагрузок на этот объект. По нему можно проверить правильность представления о том, что энергоэффективность запроектированного здания соответствует требованиям норм, и установить минимально необходимое теплопотребление здания за определенный период времени при соответствии фактических и проектных теплотехнических характеристик наружных ограждений или выявить их несоответствие в процессе натурных испытаний.
Энергетический паспорт здания должен содержать следующие расчетные проектные показатели и характеристики:
объемно-планировочные показатели;
расчетное количество людей в общественных зданиях исходя из расчетных показателей;
характеристики наружных ограждающих конструкций и уровень теплозащиты наружных ограждающих конструкций;
энергетические нагрузки на системы инженерного оборудования здания;
удельная тепловая эксплуатационная энергоемкость здания.
Требования к составлению энергетического паспорта зданий подробно отражены в ТСН 23-343-2002 Республики Саха (Якутия) "Теплозащита и энергопотребление жилых и общественных зданий".
"Рис. 2.1.1. График энергетической паспортизации объектов бюджетной сферы."
Составлению энергетического паспорта должен предшествовать энергоаудит здания, заключающийся в проведении натурных инструментальных измерений теплотехнических параметров здания и их анализ. Для составления перечня мероприятий по снижению энергопотребления необходимо провести обследование мест возможных утечек тепла и режимов работы системы отопления и горячего водоснабжения.
При этом важно, вовремя исправить недостатки в работе систем, так как энергосбережение связано с изъятием излишков тепла, при котором могут возникнуть локальные отклонения в обеспечении требуемых параметров, перекрываемые ранее завышением расхода тепла в целом на здание.
Планируемый объем проведения работ по энергетической паспортизации объектов бюджетной сферы на период до 2010 г. охватывает 1372 здания.
Для оценки и расчета экономического эффекта, полученного от проведения мероприятий по энергосбережению необходима разработка "Положение об экономическом стимулировании энергосбережения в бюджетных организациях Республики Саха (Якутия)". В данном Положении должен быть предложен механизм по использованию существующей затратной нормативной системы расчетов за энергоресурсы, который в свою очередь даст экономическую основу началу, а далее и дальнейшему развитию мероприятий энергосбережения в бюджетных организациях (первоначальный этап - установка приборов учета, а далее - внедрение различных мероприятий энергосбережения). В Положении должны быть учтены интересы всех участников - бюджетной организации, бюджета, инвесторов, сервисных организаций и персонала, непосредственно ответственного за рациональное и эффективное использование энергоресурсов.
Сэкономленные средства с учетом интересов разбиваются на долевые части (в %) и направляются в целевом порядке на возврат инвестиций, на дальнейшее развитие мероприятий по энергоресурсосбережению, на содержание приборов учета и энергосберегающего оборудования, на удовлетворение материальных нужд бюджетной организации и на материальное стимулирование персонала.
Итогом организационных мероприятий является внедрение механизма экономического стимулирования, достижение согласованной скоординированной работы, начиная от бюджетодателя и заканчивая прямыми получателями и пользователями средств бюджета.
2.2. Технические мероприятия
2.2.1. Малозатратные мероприятия по энергосбережению
Малозатратные мероприятия направлены на быстрый срок окупаемости при небольших капиталовложениях.
Основные мероприятия:
гидрохимическая промывка систем отопления зданий;
электрогидроимпульсная прочистка систем водоснабжения и радиаторов;
регулирования подачи тепла и воды в здания;
сокращение расходов горячей и холодной воды у потребителей (установка энергономичного оборудования);
установка теплоотражающих экранов;
внедрение инфракрасных излучателей;
обеспечение приборами учета тепловой энергии;
установка приборов учета холодной и горячей воды;
оснащение энергоэкономичными лампами освещения.
Одним из основных мероприятий является организация учета энергетических ресурсов и воды. Данное мероприятие позволит упорядочить расчеты за ресурсы на основе регистрации фактического их потребления. Приборы учета устанавливаются на выходе тепло- и водоисточников, на границах раздела сфер ответственности, на узле ввода здания.
Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергоресурсосбережению" и от 8 июля 1997 года N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" в первую очередь теплосчетчики и водосчетчики должны устанавливаться в бюджетных организациях.
"Рис. 2.2.1. Установка приборов учета тепловой энергии на объектах бюджетной сферы на период 2005-2010 г.г."
"Рис. 2.2.2. Установка приборов учета тепловой энергии на объектах жилого фонда на период 2005-2010 г.г."
"Рис. 2.2.3. Установка приборов учета горячей и холодной воды в бюджетной сфере"
Коммерческий учет на общественных зданиях с отопительной нагрузкой менее 0,1 Гкал/час может быть организован с использованием только водосчетчиков, что значительно удешевляет стоимость узла учета. Стоимость в данном случае комплекта из трех расходомеров, обеспечивающих учет по отоплению, горячему водоснабжению и холодной воде составляет порядка 30 тыс. рублей в ценах 2005 г.
Приборами учета и регулирования следует, в первую очередь, оснастить сравнительно крупные объекты, запитанные от источников с наиболее высокими тарифами, независимо от их ведомственной подчиненности. Затем приборами учета и регулирования следует оснастить сравнительно крупные объекты бюджетной сферы, снабжающиеся тепловой энергией от прочих источников. По мере аккумуляции экономического эффекта от установки приборов учета на объектах бюджетной сферы установить приборы учета на всех оставшихся объектах (на объектах с небольшими нагрузками достаточно установить расходомеры).
Узлами учета должны быть оснащены 60% объектов бюджетной сферы, а расходомерами - остальные 40%. Реализация такой стратегии заметно сократит затратную часть программы оснащения приборами учета тепловой энергии, практически не сократив ожидаемый эффект. В рамках реализации данной программы до 2010 г. планируется оснастить тепловыми счетчиками 655 объектов бюджетной сферы. Суммарный экономический эффект от внедрения приборов учета тепловой энергии на объектах бюджетной сферы составит 116 млн. рублей или экономии в 38 тыс.т.у.т. при капиталовложениях в размере 45,85 млн. рублей. В жилфонде планируется оснастить 1200 объектов приборами учета тепловой энергии.
Гидрохимическая промывка систем отопления. В результате отложений в стояках, разводках и самих отопительных приборов их пропускная способность снижается на 60 - 90%, тогда как величина коррозионного износа не превышает 10 - 20%. Возможность удаления отложений позволяет и далее эксплуатировать систему отопления в течение длительного времени. Для удаления отложений, состоящих преимущественно из оксидов железа, следует использовать комплексон (многокомпонентную ингибирующую добавку), который позволяет перевести в растворенное состояние до 20 - 24 кг отложений на 1м3 раствора.
Электрогидроимпульсная прочистка систем водоснабжения радиаторов отопления. Для удаления илистых и грязевых отложений рекомендуется применять метод электрогидроимпульсной прочистки с использованием метода "Зевс-технологии", который основан на использовании энергии высоковольтного электрического разряда в воде и обеспечивает высокое качество очистки, при этом не приводит к дополнительному износу труб, экологически чист.
Регулирование подачи тепла и воды в здание. Для поддержания требуемого температурного режима в системе отопления зданий необходимо устанавливать регуляторы на отопление с датчиком наружного воздуха. По соответствующей программе регулятор может осуществлять понижение температуры воздуха в помещениях в ночные часы и в выходные дни. При этом существенно сокращаются затраты на отопление. При комплексном применении системы регулирования расход тепловой энергии снижается на 10 - 20% от расчетного годового расхода. Срок окупаемости таких систем - 6 месяцев. Регулирование давления воды на вводах в здания рекомендуется осуществлять регуляторами давления прямого действия, либо редукционными клапанами.
Сокращение расходов горячей и холодной воды у потребителей. Одной из важнейших причин повышенного потребления воды является низкая надежность сантехнической арматуры и избыточное давление на внутренних сетях. Применение комплекса мероприятий по повышению надежности арматуры и снижению избыточного давления во внутренних трубопроводах холодного и горячего водоснабжения позволяет ликвидировать основные причины высокого водопотребления. Повышение надежности арматуры достигается рядом технических решений, в частности, заменой резиновых уплотнительных прокладок в вентильных головках на керамические шайбы со сроком службы порядка 20 лет без технического обслуживания. Регуляторы расхода воды обеспечивают снижения потребления холодного и горячего водоснабжения почти на 20% без снижения комфортности пользования водой. Срок окупаемости регуляторов менее одного года. Рекомендуется устанавливать регуляторы в любых точках холодного и горячего водоснабжения, где давление превышает 1,15 МПа.
В качестве энергономичного оборудования предлагается внедрение универсального встроенного смывного бачка с регулируемым смывом на 6-9 л. В зависимости от гидродинамических свойств формы чаши унитаза смыв осуществляется 6-ю или 9-ю л воды. Кроме того, подача воды при смыве может дозироваться вручную (система "старт-стоп"). При установке бачка соответствующая регулировка смывного клапана обеспечит постоянный резерв воды 3 л. В этом случае смыв будет производиться с сильным напором, что предпочтительно при недостаточной проходимости канализационных труб.
Внедрение инфракрасных излучателей позволит решить проблему обогрева подъездов путем установки на каждом этаже длинноволновых потолочных электрических обогревателей. В городе Мирном используется опыт технологии "ЭкоЛайн". По своим достоинствам длинноволновой обогреватель потолочного крепления превосходит все прочие современные системы обогрева помещений. Потолочный обогреватель выгодно отличается от конвективных источников тепла самим принципом действия: длинноволновые лучи мягко нагревают предметы, в том числе и пол, а не воздух, и это обеспечивает наиболее комфортный температурный режим. При этом энергии тратится на 30% меньше. Технология "Эко-Лайн" тем более оправдана там, где невозможна или нецелесообразна прокладка дорогостоящих подводок теплокоммуникаций. Обогреватели выпускаются в разновидностях Thermoplus - инфракрасные молдинги для установки над окнами (300-900 Вт), Thermocassette HP - потолочные кассеты (300 и 600 Вт), радиаторные термостаты, термостатические головки.
Установка энергоэкономичных ламп освещения. Существующие энергоэкономичные лампы позволяют сэкономить до 40% электрической энергии. На территории Республики Саха (Якутия) объектами бюджетной сферы потребляется 270,4 млн.кВт. электроэнергии. На цели освещения расходуется примерно 50% электроэнергии, то есть около 135,2 млн.кВт.ч. В основном используются лампы накаливания мощностью 40, 60 и 75 Вт. В среднем они работают 2000 часов в год. Лампа накаливания служит 1000 кВт.ч., а КЛЛ - 2000 часов, т.е. в год используется две лампы накаливания или одна лампа КЛЛ. В парке осветительных приборов объектов бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) насчитывается не менее 900 тысяч ламп накаливания.
Их можно заменить компактными люминисцентными лампами (КЛЛ) мощностью 9-11 Вт. Таким образом, технически на освещение при одной лампы накаливания за один год можно сэкономить 100 кВт.ч.
2.2.2. Среднезатратные мероприятия по энергосбережению
Среднезатратные мероприятия представляют собой капиталоемкие мероприятия со сроком окупаемости от 2 до 5 лет.
Основные мероприятия:
Утепление здания, в т.ч. чердачного перекрытия, стен, оконных проемов, цокольного перекрытия;
Внедрение автоматизированных ИТП в узлах ввода в здание;
Внедрение полипропиленовых и металлополимерных трубопроводов.
Рациональное использование энергетических ресурсов невозможно без обеспечения соответствующего уровня теплозащиты зданий с учетом эффективности систем теплоснабжения. С целью повышения теплозащитных свойств конструкций необходимо проводить утепление зданий с применением новых материалов и технологий, обеспечивающих высокую теплоизоляцию, большую огнестойкость и низкую стоимость. Кроме этого, утепление зданий имеет важное социальное значение, связанное с улучшением экологии жилья.
При проведении работ по утеплению зданий необходимо обратить внимание на тот факт, что определяющим должно быть не стремление удовлетворения норматива по величине сопротивления теплопередаче, а соотношение цены - качества и результата.
Например: если вдвое снизить толщину утеплителя (до 5 см), что все равно обеспечит повышение сопротивления теплопередаче стены почти в 2 раза, то возможно выполнять крепление утеплителя не на дорогом металлическом каркасе, а на деревянных или пластмассовых рейках толщиной 5 см.
В рамках реализации данной подпрограммы планируется провести комплексное утепление жилых зданий 139 серии.
Относительно утепления окон, то здесь предлагается не заменять существующие окна, а добавлять к ним одностекольную раму с форточкой, открывающейся наружу.
"Рис. 2.2.4. Внедрение ИТП на объектах бюджетной сферы на период 2005-2010 г.г."
Эта рама, нераскрывающаяся, расположена в плоскости наружной поверхности стены и крепится на деревянных рейках. Наружная поверхность стекла централизованно моется с люльки 1-2 раза в год, а внутренняя поверхность - по мере необходимости (существующие окна открываются во внутрь). Поскольку дополнительная оконная рама не открывается, она повышает сопротивление воздухопроницаемости оконного проема до уровня витража, что сокращает излишнюю инфильтрацию наружного воздуха через существующие окна.
Внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) обеспечивает регулирование теплопотребления за счет прерывистого графика работы подачи теплоносителя, особенно в осенне-весенний период. В результате значительно эффективнее происходит распределение теплоэнергии и достигается экономия затрат.
Целесообразно применение комплексной системы АИТП для работы отопления и горячего водоснабжения, который рассчитан для применения на существующих площадях теплового ввода в здание. Данная система полностью автоматизирована и не требует обслуживающего персонала, необходимо техническое сервисное обслуживание. Экономический эффект от внедрения АИТП может достигать до 20 - 25%, установки могут также применяться в деревянных домах. Монтаж систем АИТП может производиться круглогодично.
"Рис. 2.2.5. Внедрение ИТП на объектах жилого фонда на период 2005-2010 г.г."
Планируется установить на объектах бюджетной сферы 459 единиц АИТП, в жилом фонде - 620 единиц АИТП. Общая эффективность по прогнозам на объектах бюджетной сферы составляет 160,62 млн. руб., на объектах жилого фонда 213,9 млн. руб. за весь период реализации данной программы. при капиталовложениях в размере 137,7 и 186 млн. руб. соответственно.
Применение полипропиленовых и металлополимерных труб. Трубы и соединительные детали из полипропилена предназначены для монтажа внутренних систем холодного и горячего водоснабжения и технологических трубопроводов. Применение труб из полипропилена повышает скорость монтажа в 2 - 4 раза, снижает себестоимость трубопровода на 30%, позволяет повысить его надёжность и экологическую чистоту по сравнению с металлическими. В соответствии со СП 40-101-96, срок эксплуатации трубопроводов из полипропилена в системах холодного водоснабжения не менее 50 лет, а в системах горячего при температуре 75 С - не менее 25-30 лет.
Металлополимерные трубы применяются для систем отопления в новом строительстве, а также при текущем и капитальном ремонте, что ведет к увеличению срока службы, уменьшению эксплуатационных затрат, повышению надежности систем тепловодоснабжения.
2.2.3. Высокозатратные мероприятия
2.2.3.1. Оптимизация бюджетной сферы и жилого фонда
При изменении демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) за последние 10 лет становится актуальным проведение мероприятий по оптимизации социального и жилого фондов (далее фондов). Это обусловлено оттоком населения из ряда промышленных улусов, в связи с сокращением производственных мощностей.
Миграция населения за последние годы способствовала неравномерному высвобождению жилого фонда, в связи с чем отапливаются пустующие квартиры в жилом фонде, что ведет к дополнительным затратам на топливо, электроэнергию, на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт.
Ниже приведена таблица миграции населения в разрезе улусов за 2002 г, 2003 г. по данным Госкомстата РФ за январь-декабрь 2003 г., которая показывает, что особенно в промышленных улусах идет значительное снижение численности населения (кроме г. Якутска).
Таблица 2.2.1.
Улусы |
Миграционный прирост (+), убыль (-) |
Улусы |
Миграционный прирост (+), убыль (-) |
||
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
||
Абыйский |
-40 |
-89 |
Намский |
-66 |
-71 |
Алданский |
-328 |
-511 |
Нижнеколымский |
-242 |
-212 |
Аллайховский |
-127 |
-118 |
Нюрбинскеий |
-311 |
-420 |
Амгинский |
-342 |
-285 |
Оймяконский |
-407 |
-473 |
Анабарский |
8 |
-36 |
Олекминский |
-377 |
-418 |
Булунский |
-139 |
-138 |
Оленекский |
-40 |
-46 |
Верхневилюйский |
-330 |
-367 |
Среднеколымский |
-61 |
-6 |
Верхнеколымский |
-168 |
-171 |
Сунтарский |
-154 |
-191 |
Верхоянский |
-481 |
-461 |
Таттинский |
-154 |
-83 |
Вилюйский |
-43 |
135 |
Томпонский |
-79 |
53 |
Горный |
-71 |
-93 |
Усть-Алданский |
-381 |
-459 |
Жиганский |
-78 |
-54 |
Усть-Майский |
-89 |
119 |
Кобяйский |
-272 |
-274 |
Усть-Янский |
-336 |
-477 |
Ленский |
-15 |
-910 |
Хангаласский |
-101 |
26 |
Мегино-Кангаласский |
-207 |
242 |
Чурапчинский |
174 |
12 |
Мирнинский |
-925 |
-125 |
Эвено-Бытантайский |
-5 |
0 |
Момский |
-32 |
19 |
г. Нерюнгри |
-362 |
-741 |
|
|
|
г. Якутск |
1957 |
1289 |
Всего по республике |
|
|
|
-4624 |
-5818 |
На диаграмме ниже приведены данные полезного отпуска тепловой энергии на 1 человека, проживающих в домах с центральным отоплением в разрезе улусов.
"Рис. 2.2.7. Полезный отпуск тепла в год при расчете на 1 чел., проживающего в доме с центральным отоплением 2002 г."
В среднем по республике полезный отпуск тепла на 1 человека составляет 9,7 Гкал, рассчитанный согласно методическим указаниям по определению технических показателей при расчете тарифов на тепловую энергию, утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 17 сентября 2002 г N 465. Из диаграммы видно, в каких улусах этот показатель превышает средний показатель по республики. Поэтому в промышленных улусах, в связи с закрытием производств и миграцией населения, необходимо проведение работ по оптимизации системы теплоснабжения населенных пунктов, жилого фонда и социальной сферы.
В настоящей Программе на основании проведенного анализа указанных данных выбрано 11 улусов.
Таблица 2.2.2.
Улус, населенный пункт |
Численность, чел. |
Численность прожив. в ж.д. с ЦО, чел. |
Полезный отпуск Гкал на 1 м2 (норматив) |
Полезный отпуск Гкал на одного чел. До оптимиз. |
Полезный отпуск Гкал на одного чел. (норматив) |
Оймяконский улус |
|
|
|
|
|
п. Усть-Нера |
4836 |
3708 |
0,553 |
10,3 |
10,12 |
Кобяйский улус |
|
|
|
|
|
п. Сангар |
7121 |
2816 |
0,523 |
10,8 |
9,57 |
Абыйский улус |
|
|
|
|
|
п. Белая Гора |
2428 |
1569 |
0,523 |
11 |
9,57 |
Жиганский улус |
|
|
|
|
|
с. Жиганск |
4200 |
2782 |
0,523 |
11,2 |
9,57 |
Усть-Майский улус |
|
|
|
|
|
п. Усть-Мая |
3600 |
2718 |
0,479 |
12,2 |
8,77 |
Аллаиховский улус |
|
|
|
|
|
п. Чокурдах |
3047 |
2900 |
0,553 |
12,6 |
10,12 |
Нижнеколымский улус |
|
|
|
|
|
п. Черский |
3400 |
3234 |
0,553 |
14 |
9,6 |
Верхнеколымский улус |
|
|
|
|
|
п. Зырянка |
5507 |
3304 |
0,523 |
14,1 |
9,57 |
Усть-Янский улус |
|
|
|
|
|
п. Депутатский |
4080 |
3129 |
0,553 |
14,2 |
10,1 |
Томпонский улус |
|
|
|
|
|
п. Хандыга |
6577 |
5064 |
0,523 |
17,9 |
9,57 |
Верхоянский улус |
|
|
|
|
|
п. Батагай |
5148 |
3154 |
0,553 |
18,5 |
10,1 |
|
|
|
|
13,3 |
|
В приведенной таблице 2.2.2. видно, что средний показатель полезного отпуска тепла на 1 человека, сложившийся по центрам промышленных улусов, составляет 13,3 Гкал.
Согласно разработанной методике проведены расчеты по каждому выбранному населенному пункту, в которой учитывалось:
Общая оценка объемов сокращения жилого фонда и социальной сферы;
Необходимое количество источников, обеспечивающих оптимальное потребление тепловой энергии;
Приведение в соответствие с принятыми источниками теплоснабжения и сокращаемым объемом жилого и социального фондов длины инженерных коммуникаций, в том числе: тепло- водопроводные сети, сети электроснабжения.
Результаты расчетов капитальных затрат и эффективности по оптимизации систем теплоснабжения и жилого фонда в разрезе улусных центров приведены таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3.
Улус, населенный пункт |
Численность, чел. |
Численность прожив. в ж.д. с ЦО, чел. |
КВ на оптимизаци млн. руб. |
Экономия т.у.т./год после оптимизации |
Экономический эффект, млн. руб./год |
Оймяконский улус |
|
|
|
|
|
п. Усть-Нера |
4836 |
3708 |
69,96 |
12607,2 |
23,83 |
Кобяйский улус |
|
|
|
|
|
п. Сангар |
7121 |
2816 |
50,66 |
9574,4 |
9,57 |
Абыйский улус |
|
|
|
|
|
п. Белая Гора |
2428 |
1569 |
37,12 |
5334,6 |
19,62 |
Жиганский улус |
|
|
|
|
|
с. Жиганск |
4200 |
2782 |
49,67 |
9458,8 |
22,49 |
Усть-Майский улус |
|
|
|
|
|
п. Усть-Мая |
3600 |
2718 |
50,00 |
9241,2 |
16,06 |
Аллаиховский улус |
|
|
|
|
|
п. Чокурдах |
3047 |
2900 |
64,80 |
9860 |
37,12 |
Нижнеколымский улус |
|
|
|
|
|
п. Черский |
3400 |
3234 |
86,99 |
10995,6 |
34,43 |
Верхнеколымский улус |
|
|
|
|
|
п. Зырянка |
5507 |
3304 |
82,47 |
11233,6 |
9,81 |
Усть-Янский улус |
|
|
|
|
|
п. Депутатский |
4080 |
3129 |
67,80 |
10638,6 |
41,29 |
Томпонский улус |
|
|
|
|
|
п. Хандыга |
6577 |
5064 |
94,18 |
17217,6 |
22,25 |
Верхоянский улус |
|
|
|
|
|
п. Батагай |
5148 |
3154 |
81,92 |
10723,6 |
34,44 |
Итого: |
49944 |
34378 |
735,6 |
116885,2 |
270,9 |
Потребность в капитальных вложениях на оптимизацию вышеперечисленных улусных центров на период с 2005 по 2010 год составит -735,6 млн. рублей.
На примере п. Черский Нижнеколымского улуса с учетом расчетов по принятой методике и фактически проведенных работ рассмотрим динамику оптимизации за период 1999-2004 г.г. и перспективу до 2010 года.
Оптимизация теплоснабжения п. Черский.
По состоянию на 1999 год в п. Черский проживало в каменных и деревянных домах с центральным отоплением 4350 человек.
Объем отапливаемого жилого фонда составлял 103618 м2.
Количество котельных - 16 ед., из них 5 ед. на угле и 11 ед. - на нефтяном котельном топливе. Объем выработки тепла составлял - 115,343 тыс. Гкал/год. Полезный отпуск - 95,325 Гкал/год, в том числе на жилфонд - 68,089 тыс. Гкал/год. Протяженность тепловых сетей - 23,6 км. Годовой расход условного топлива 31,14 тыс. тонн. Затраты на топливо - 93,428 млн. рублей (в ценах 2004 г.).
Результаты оптимизации фондов за период с 1999 года по 2004 год и перспектива до 2010 года приведены в таблице 2.2.4.
Таблица 2.2.4.
Динамика оптимизации источников теплоснабжения, тепловых сетей и жилфонда п. Черский за 1999-2004. г.г. и прогноз до 2010 г.
Показатели |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2006 г. |
2010 г. |
Всего котельных, шт |
16 |
13 |
8 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
На угле |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
На дизтопливе |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
На нефти |
11 |
9 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Протяженность теплотрасс, км |
23,6 |
15,92 |
15,07 |
13,34 |
12,53 |
12,47 |
12,41 |
12,35 |
Выработка, Гкал |
115343 |
111334 |
107326 |
103317 |
99308,19 |
98132 |
97132 |
96132 |
в т.ч. жилфонд |
82388 |
79525 |
76661 |
73798 |
70934 |
70094 |
69380 |
68666 |
Полезный отпуск, Гкал |
95325 |
92012 |
88699 |
85386 |
82073 |
81101 |
80274 |
79448 |
в т. ч. жилфонд с ЦО |
68089 |
65723 |
63356 |
60990 |
58623 |
57929 |
57339 |
56748 |
Годовой расход топлива, т.у.т. |
31665 |
32412 |
30784 |
26124 |
26124 |
21930 |
|
|
Годовой расход топлива, т.у.т. |
31143 |
29170 |
26617 |
24899 |
23933 |
21982 |
20786 |
16342 |
Уголь, тн |
15450 |
13309 |
11309 |
6753 |
6753 |
3213 |
|
|
Дизтопливо, тн |
11552 |
1957 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
Нефть, тн |
1379,5 |
13398 |
15511 |
14913 |
14913 |
14030 |
|
|
в т. ч. жилфонд с ЦО, т.у.т. |
22245 |
20835 |
19012 |
17785 |
17095 |
15701 |
15541 |
15381 |
Затраты на топливо, млн. рублей (в ценах 2004 года) |
93,428 |
87,509 |
79,850 |
74,698 |
71,800 |
65,945 |
62,4 |
49,03 |
Затраты на топливо для отопления жилого фонда, млн. рублей (в ценах 2004 года) |
66,734 |
62,506 |
57,036 |
53,356 |
51,286 |
47,103 |
46,6 |
46,14 |
Удельный расход тонн условного топлива на 1 Гкал.вырабатываемого тепла |
0,27 |
0,262 |
0,248 |
0,241 |
0,241 |
0,224 |
0,214 |
0,170 |
Удельный расход тонн условного топлива на 1 Гкал.полезного отпуска на жилфонд с ЦО |
0,327 |
0,317 |
0,300 |
0,292 |
0,292 |
0,271 |
|
|
Расход эл.энергии, т. кВтч |
5288 |
5105 |
4921 |
4737 |
4553 |
4499,3 |
4453 |
4408 |
Расход эл.энергии на жилфонд, т. кВтч |
3777 |
3646 |
3515 |
3384 |
3252 |
3214 |
3181 |
3148 |
Отапливаемый объем, м3 |
932566 |
941027 |
906633 |
902355 |
800770 |
763117 |
|
|
Отапливаемый жилой фонд, м2 |
103618 |
99633 |
96078 |
101842 |
99168 |
98930 |
98690 |
97842 |
Численность населения, чел. |
6300 |
6248 |
6112 |
5932 |
5658 |
5393 |
|
|
Численность проживающих с центральным отоплением, чел. |
4350 |
4314 |
4221 |
4098 |
3392 |
3386 |
3340 |
3234 |
Расход топлива на 1 чел |
5,11 |
4,83 |
4,50 |
4,34 |
|
|
4,7 |
4,8 |
Полезный отпуск теплоэнергии, Гкал (на 1 м2 с ЦО) |
0,66 |
0,66 |
0,66 |
0,61 |
0,60 |
0,59 |
0,58 |
0,58 |
Полезный отпуск теплоэнергии, Гкал (на 1чел, прожив. в ж.д. с ЦО) |
15,7 |
15,2 |
15,0 |
14,9 |
17,28 |
17,11 |
13 |
10,6 |
Отапливаемый жилфонд на 1 чел. |
23,8 |
23,1 |
22,8 |
24,9 |
29,2 |
29,22 |
29,5479 |
30,2542 |
Капвложения на оптимизацию теплоснабжения на период 1999 - 2010 г. - 31, 773 млн. руб. |
8,221 |
4,318 |
2,513 |
5,36 |
3,661 |
0 |
3,5 |
4,2 |
Капвложения на оптимизацию жилого фонда 17,75 млн. рублей c 2004 г. до 2010 г. |
|
|
|
|
21,2 |
|
10 |
7,75 |
Эффективность КВ на оптимизацию теплоснабжения к 1999 году: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение расхода т.у.т. |
|
1973 |
4526 |
6243 |
7209 |
9161 |
10356 |
14800 |
Снижение затрат на топливо к 1999 г., млн. руб.(в ц. 2004 г.) |
|
5,919 |
13,58 |
18,73 |
21,63 |
27,48 |
31,07 |
44,40 |
Эффективность КВ на оптимизацию жилфонда к 1999 году: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение расхода т.у.т. |
|
1409 |
3233 |
4459 |
5150 |
6544 |
6704 |
6864 |
Снижение затрат на топливо к 1999 г., млн. руб. (в ц. 2004 г.) |
|
4,23 |
9,70 |
13,38 |
15,45 |
19,63 |
20,11 |
40,70 |
Всего капвложений за 1999-2010 г.г. 117,243 млн. рублей |
8,221 |
4,318 |
2,513 |
5,36 |
24,861 |
0 |
54,77 |
17,20 |
Всего эффективность за 1999-2010 г.г., млн. руб. |
|
10,147 |
23,28 |
32,11 |
37,08 |
47,11 |
51,18 |
85,10 |
Снижение условного топлива к 1999 г, тонн |
|
1973 |
4526 |
6243 |
7209 |
9161 |
10356 |
14800 |
Показатели оптимизации системы теплоснабжения и жилого фонда п. Черский за период 1999-2004 г.г. и прогноз до 2010 года приведены ниже на диаграммах 2.2.9.
При оптимизации системы теплоснабжения п. Черский: сократилось количество котельных с 15 ед. до 4 ед.
"Рис. 2.2.8. Динамика снижения котельных п. Черский"
Снизилась протяженность тепловых сетей на 11,13 км.
"Рис. 2.2.9. Динамика снижения протяженности тепловых сетей п. Черский."
Сократился удельный расход условного топлива на выработку 1 Гкал тепла.
"Рис. 2.2.10. Динамика снижения удельного расхода т.у.т. на 1 Гкал, вырабатываемого тепла в п.Черский за 1999-2004 г.г. и прогноз до 2010 г."
Снизился расход электроэнергии на 880 тыс. кВтч.
"Рис. 2.2.11. Динамика снижения расхода электроэнергии в п.Черский за 1999-2004 г.г. и прогноз до 2010 г."
Оптимизация жилого фонда п. Черский.
В связи с миграцией населения п. Черский за период 1999 г. по 2004 г. сократилась численность населения, проживающего в домах с центральным отоплением на 964 чел, сократился фонд с центральным отоплением на 4688 м2.
"Рис. 2.2.12. Динамика снижения численности проживающих с ЦО в п. Черский за 1999-2004 г.г. и прогноз до 2010 г."
При капитальных вложениях на оптимизацию системы теплоснабжения и жилого фонда п. Черский за период 1999-2004 г.г. и до 2010 года в объеме 117,243 млн. рублей экономический эффект составит - 85,1 млн. рублей в год.
"Рис. 2.2.13. Эффективность оптимизации системы теплоснабжения и оптимизации жилого фонда в п.Черский за 1999-2004 г.г. и прогноз до 2010 г."
В перспективе для приведения показателей полезного отпуска тепла на одного человека, проживающих в домах с центральным отоплением к нормативным, а также снижению топливно-энергетических ресурсов за период 2004-2006 и до 2010 года в п. Черский необходимо:
1. Завершить оптимизацию системы теплоснабжения и жилого фонда. Для этого необходимо завершить строительство 3-х 57-кв. жилых дома общей площадью 8,5 тыс. м2, куда переселить проживающих в 28 деревянных домах 70-х годов постройки.
2. Провести капитальный ремонт школы в каменном варианте в п. Черский-1 и перевести туда учащихся из ветхой школы п. Черского.
Пример оптимизации системы теплоснабжения, жилого и социального фондов п. Черского Нижнеколымского улуса подтверждает необходимость и эффективность проведения аналогичных мероприятий в целом по республике.
Мероприятия сводятся к следующему:
Реконструкция источников теплоснабжения с учетом топливно-энергетического баланса республики;
Оптимизация тепловых сетей с целью сокращения нерентабельных котельных, сокращения тепловых сетей, сокращения тепловых потерь в сетях и на собственные нужды;
Перевод объектов соцкультбыта на автономное отопление;
Для повышения эффективности используемых площадей в бюджетной сфере необходимо проведение компоновки объектов по видам деятельности, создание многофункциональных зданий в соответствии с требованиями нормативов.
Проведение оптимизации жилфонда и социальной сферы, в рассматриваемых улусных центрах, позволит:
Снизить среднее значение полезного отпуска тепловой энергии на одного человека, проживающих в домах с центральным отоплением и довести до нормативного (среднее значение для рассматриваемых улусов).
"Рис. 2.2.14. Снижение полезного отпуска на 1 чел."
Снизить объем условного топлива на 116,8 тыс. тонн.
Эффективность капитальных вложений за период 2005-2010 г.г. составит - 270 млн. рублей/год.
Таблица 2.2.5.
Окупаемость оптимизации жилого фонда
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Капитальные вложения |
122,6 |
122,6 |
122,6 |
122,6 |
122,6 |
0,0 |
0,0 |
Кап. вложения (нарастающим итогом) |
245,2 |
367,8 |
490,4 |
613,0 |
735,6 |
735,6 |
735,6 |
Эффект |
45,2 |
90,3 |
135,5 |
180,6 |
225,8 |
270,9 |
270,9 |
Эффект (нарастающим итогом) |
45,2 |
135,5 |
270,9 |
451,5 |
677,3 |
948,2 |
1219,2 |
Окупаемость капитальных вложений при их равномерном ежегодном выделении наступит в 2011 году.
"Рис. 2.2.15. Окупаемость оптимизации жилого фонда"
2.3. Экономические мероприятия
Экономические мероприятия включают в себя комплекс мер, направленных на реализацию подпрограммы.
Разработка нормативной базы экономического стимулирования:
Экономическое стимулирование бюджетных организаций;
Экономическое стимулирование исполнителей подпрограммы;
Экономическое стимулирование населения.
Привлечение внебюджетных средств и возврат средств инвесторов.
Экспертиза мероприятий по энергосбережению на экономическую эффективность.
Контроль за сохранением, распределением и целевым использованием сэкономленных средств за счет средств реализации мероприятий подпрограммы.
Нормативно-правовое обеспечение Подпрограммы
Закон РФ "Об энергосбережении", Закон Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", Постановления Правительства РФ от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергоресурсосбережению", от 8 июля 1997 года N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сфере".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.