Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Комплекс мероприятий для достижения намеченных итоговых результатов Подпрограммы
2. Мероприятия, направленные на реализацию целей Подпрограммы
Для достижения намеченных целей и решения поставленных задач настоящей подпрограммы необходимо провести комплекс мероприятий, которые условно можно разделить на организационные, технические и экономические. Технические, по объему ресурсопотребления и временному фактору классифицируются на малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 1-2 лет; среднезатратные мероприятия со сроком окупаемости от 2-х до 5 лет и высокозатратные мероприятия, требующие значительных капитальных затрат со сроком окупаемости более 5 лет.
Стратегия энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должна состоять из комплекса долгосрочных высокозатратных, среднезатратных и первоочередных малозатратных мероприятий.
2.1. Организационные мероприятия по энергосбережению
Организационные мероприятия направлены на стимулирование процесса энергосбережения, создание необходимых условий для внедрения энергосберегающих технологий.
Основные направления организационных мероприятий:
разработка территориальных нормативно-методических документов по проблемам энергосбережения;
техническая инвентаризация объектов жилищно-коммунального хозяйства;
энергетическая паспортизация источников тепловодоснабжения, топливно-энергетических ресурсов, тепловых и водоканализационных сетей и объектов тепловодопотребления;
создание передвижной лаборатории для проведения энергетического и экологического аудита;
создание сети сервисных предприятий по обслуживанию и поверке оборудования и приборов регулирования и учета энергоресурсов;
создание испытательного центра теплоэнергетического оборудования;
использование средств массовой информации для освещения проблем энергосбережения и распространения передового опыта.
Итоговым организационным мероприятием является создание единой Автоматизированной информационной системы, обобщающей всю информацию необходимую для проведения мероприятий по энергосбережению.
Разработка строительных территориальных нормативных документов по проблемам энергосбережения направлена на уточнение нормативов по теплозащите и энергопотреблению зданий жилищно-гражданского назначения с учетом климатических и строительных особенностей Республики Саха (Якутия). Территориальные строительные нормы должны содержать критерии по теплозащите зданий в целом, исходя из основных потребительских требований - нормативного значения удельного энергопотребления на отопление здания за отопительный период и учета комплексных климатических показателей, воздействующих на здание. Кроме этого территориальные строительные нормы должны предусмотреть фактическое потребление тепловой энергии и водоснабжения. Необходимо пересмотреть ТСН РС(Я) "Тепловые сети", ТСН РС(Я) "Отопление и вентиляция и кондиционирование", ТСН РС(Я) "Теплозащита и энергопотребление жилых и общественных зданий", ТСН РС(Я) "Водоснабжение и канализация", Нормативные документы по энергосбережению.
Для оценки эффективности системы теплоснабжения необходимо разработать типовые Методические указания на основе критериальной оценки степени энергоэффективности системы. Основное требование к Методике - адекватная научно-математическая основа, удобство и простота использования.
Основой для разработки и реализации конкретных программ энергоресурсосбережения должен быть энергоаудит объектов ЖКХ, включающий энергетические обследования, оценку имеющихся резервов экономии и определение технико-экономической эффективности предложенных мероприятий по энергоресурсосбережению. Энергоаудит проводится в целях определения путей быстрого и эффективного снижения издержек на энергоресурсы и избежания неоправданных затрат на проведение мероприятий энергосбережения.
По результатам энергоаудита руководство предприятия должно получить:
Оценку текущего энергопотребления с достоверными данными по объемам потребления всех ресурсов и суммам средств, затрачиваемым на них, по предприятию в целом, по отдельным участкам, и их удельные величины на каждый вид продукции.
Программу мероприятий по энергосбережению, содержащую систему мер организационного, правового и технического характера, направленных на постоянное и планомерное снижение издержек, при улучшении производственных, экономических и экологических показателей предприятия, и условий труда его персонала.
Важнейшим условием энергосбережения является создание системы энергоменеджмента - системы управления энергоресурсами. Построив и наладив работу качественной системы энергоменеджмента, предприятие получает уникальные возможности своевременно проводить наиболее эффективные мероприятия энергосбережения с уверенностью, что вкладываемые средства не будут потрачены зря. Постоянно получать отдачу от этих вложений и знать фактическую её величину.
Организационная структура процесса энергосбережения
/--------------------------\ /---------------------------------\
| ПРАВИТЕЛЬСТВО | |- Принятие Законов |
| Республики |--------|- нормативные документы |
| Саха (Якутия) | |- экономическое регулирование |
| | |- стратегия развития отрасли |
\--------------------------/ \---------------------------------/
|
|
/--------------------------\ /---------------------------------\
| | |- Методическое обеспечение |
| КООРДИНАТОР |--------|- координация участников |
| Министерство ЖКХ и Э | |- мониторинг программ |
| | |- ресурсное обеспечение |
\--------------------------/ \---------------------------------/
|
|
/--------------------------\ /---------------------------------\
| | |- Создание управлений по |
| | | энергосбережению |
| МИНИСТЕРСТВА |--------|- назначение координаторов |
| | | программы |
| | |- реализация мероприятий |
| | | подпрограмм |
\--------------------------/ \---------------------------------/
|
|
/--------------------------\ /---------------------------------\
| | |- Постоянно действующие |
| КОМИССИИ |--------|- Ответственность за исполнение |
| в районах РС(Я) | | мероприятий программы |
| | |- оперативное управление |
\--------------------------/ \---------------------------------/
|
|
/--------------------------\ /---------------------------------\
| | |- выбираются на основе конкурса |
| ИСПОЛНИТЕЛИ |--------|- проведение специализированных |
| специализированные | | обследований |
| предприятия | |- сервисное обслуживание |
\--------------------------/ \---------------------------------/
Техническая инвентаризация объектов жилищно-коммунального хозяйства необходима для получения достоверной информации о наличии и состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства. Обязательной инвентаризации подлежат следующие объекты: источники энергоснабжения, коммуникационные сети, энергосистемы, транспортные сети, хозяйствующие субъекты ЖКХ, энергооборудование, машины и механизмы, потребители услуг ЖКХ. После проведения основного этапа инвентаризации необходимо осуществлять мониторинг изменений параметров объектов.
Энергетическая паспортизация источников тепловодоснабжения, топливно-энергетических ресурсов, тепловых и водоканализационных сетей и объектов тепловодопотребления проводится с целью выявления фактической выработки тепловой энергии предприятиями тепловодоснабжения и определения фактического энергопотребления объектами потребителями. Это позволит прорабатывать адекватные энергосберегающие мероприятия, и в дальнейшем прогнозировать изменения объема теплопроизводства и теплопотребления, что позволит снизить энергопотребление на 15-20%.
Энергетический паспорт является документом, отражающим уровень теплозащиты и эксплуатационной энергоемкости объекта в целом, а также величины энергетических нагрузок на этот объект. По нему можно проверить правильность представления о том, что энергоэффективность запроектированного здания соответствует требованиям норм, и установить минимально необходимое теплопотребление здания за определенный период времени при соответствии фактических и проектных теплотехнических характеристик наружных ограждений или выявить их несоответствие в процессе натурных испытаний.
Энергетический паспорт здания должен содержать следующие расчетные проектные показатели и характеристики:
объемно-планировочные показатели;
расчетное количество жителей в жилых зданиях, расчетное количество людей в общественных зданиях исходя из расчетных показателей;
характеристики наружных ограждающих конструкций и уровень теплозащиты наружных ограждающих конструкций;
энергетические нагрузки на системы инженерного оборудования здания;
удельная тепловая эксплуатационная энергоемкость здания.
Составлению энергетического паспорта должен предшествовать энергоаудит здания, заключающийся в проведении натурных инструментальных измерений теплотехнических параметров здания и их анализе. Для составления перечня мероприятий по снижению энергопотребления необходимо провести обследование как мест возможных утечек тепла, так и режима работы системы отопления и горячего водоснабжения.
При этом важно вовремя исправить недостатки в работе систем, так как энергосбережение связано с изъятием излишков тепла, при котором могут возникнуть локальные отклонения в обеспечении требуемых параметров, перекрываемые ранее завышением расхода тепла в целом на здание.
В составе энергетического паспорта системы теплоснабжения района должны входить следующие данные:
генплан населенного пункта с нанесением источников теплоснабжения, тепловых сетей, объектов теплопотребления, коммуникации;
экологическая карта местности с характеристикой атмосферных, почвенных и водных загрязнений;
характеристика топливно-энергетических ресурсов;
характеристика тепловых источников;
характеристика тепловых сетей;
характеристика объектов теплопотребления;
топливно-энергетический баланс района, включающий динамические характеристики теплопроизводства, теплопотребления;
отчет о бюджетных инвестиционных показателях, включая показатели рентабельности, объема дотаций и неплатежей, характеристику тарифов на тепловую энергию;
характеристика системы платежей за тепловую энергию;
структура системы управления и эксплуатации районной системы теплоснабжения.
В г. Якутске с 2004 года проводится энергетическая паспортизация жилых зданий, результатом которой является полная и достоверная информация о жилых домах в энергопотребляющем аспекте. Разработана методика проведения данных работ в условиях Крайнего Севера. К данному направлению деятельности подключены Якутский государственный университет, институт физико-технических проблем Севера и другие научные учреждения.
Создание и оснащение передвижной лаборатории для проведения энергетического и экологического аудита. Ввиду большой территориальной разбросанности объектов ЖКХ, подлежащих энергетической паспортизации в специализированных предприятиях предусматривается наличие передвижных лабораторий "Энергоаудит", оснащенных современным оборудованием для проведения натурных измерений энерготехнических характеристик объектов. Наличие таких лабораторий позволит оперативно получать необходимую информацию.
Создание сети сервисных предприятий по обслуживанию и поверке теплоэнергетического оборудования направлено на поддержание технического состояния, надежности и точности работы приборов учета расхода тепла, горячей и холодной воды. Запланировано создание четырех поверочно-сервисных центров в крупных городах Республики Саха (Якутия).
Создание испытательного центра теплоэнергетического оборудования позволит определить наиболее энергоэффективное оборудование, материалы и выявить энергосберегающие технологии.
Использование средств массовой информации для освещения проблем энергосбережения и распространения передового опыта. Организационными мероприятиями предусмотрено повышение технической грамотности населения, пропаганда необходимости экономии тепла, воды и других ресурсов, освещение вопросов энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе. В рамках рекламных мероприятий необходимо создать магазины-павильоны площадью до 100м2 в крупных районных центрах (Якутск, Мирный, Нерюнгри, Ленск). К задачам выставочных павильонов относятся рекламирование поквартирных малогабаритных энергосберегающих приборов и систем индивидуального пользования для населения, их реализация, сервисная установка и обслуживание.
2.2. Технические мероприятия энергосбережения
2.2.1. Малозатратные мероприятия
Малозатратные мероприятия включают широкий комплекс работ и характеризуются быстротой внедрения и небольшим сроком окупаемости (до 1-2 лет). Они позволяют повысить надежность и эффективность работы источников тепла и тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, снизить расходы теплоносителя, горячей и холодной воды при относительно небольших затратах.
К малозатратным мероприятиям по энергосбережению:
комплексонная обработка воды и деаэрация;
применение вакуумно-атмосферных деаэраторов в котельных свыше 5 Гкал/час;
гидрохимическая промывка и электрогидроимпульсная прочистка котлов;
внедрение частотного регулируемого электропривода насосов;
применение энергоэффективных насосов по КПД и энергопотреблению и насосов нового поколения без механизма привода;
применение новых видов запорных арматур (шаровые, дисковые поворотные);
режимно-наладочные работы на котельных;
внедрение контрольно-поисковых систем эксплуатации тепловых сетей;
диспетчеризация работы тепловых сетей;
применение автоматически регулирующих клапанов в тепловых камерах для гидравлической регулировки тепловых сетей;
утепление тепловых сетей с применением новых теплоизоляционных материалов;
защита электродвигателей от падения напряжения;
установка приборов учета тепла и воды у источника и на границах раздела;
монтаж контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Водоподготовка. Для обеспечения требуемого качества подпиточной и сетевой воды необходимо обеспечить правильное проведение водоподготовки на источниках тепла. Для умягчения воды с исходной жесткостью не выше 6 мг-экв/л целесообразно применять комплексонную обработку воды. Дозирование комплексона обеспечивает установка, работающая в автоматическом режиме. Установка компактна и не требует расхода воды на собственные нужды. Расход комплексона зависит от жесткости воды и обычно не превышает 1 г на 1 м3 подпиточной воды.
Основными преимуществами комплексонной технологии перед всеми другими известными технологиями водоподготовки являются: полная совместимость и возможность одновременного применения с традиционными водоумягчительными фильтрами; снижение затрат и занятости персонала на обслуживание системы подготовки воды; исключение всех затрат, связанных с использованием поваренной соли для водоподготовки; допустимость кратковременных нарушений регламента дозирования без необратимых последствий; отсутствие загрязняющих стоков при регенерации фильтров; продление ресурса агрегатов и запорной арматуры; снижение коррозии внутренних поверхностей металла агрегатов и трубопроводов; экономия топлива.
Важной частью водоподготовки является деаэрация воды, без которой невозможно обеспечить отсутствие отложений и коррозий в котлах, тепловых сетях и инженерных системах зданий. Для качественной деаэрации рекомендуется применять новые типы деаэраторов: вакуумно-атмосферные деаэраторы. Примером вакуумно-атмосферных деаэраторов являются деаэраторы типа "АВАКС", которые имеют следующие конструктивные особенности: деаэрация происходит без подвода греющего пара; деаэрация воды происходит при температуре от 60 до 95°С; давление деаэрированной воды на выходе из деаэраторапревышает атмосферное, несмотря на то, что выпар удаляется эжектором. В традиционных деаэраторах осуществляется только термическая струйная и барботажная деаэрация, в вакуумно-атмосферных деаэраторах "АВАКС" кроме термической деаэрации используются процессы дросселирования, кавитации, турбулентной диффузии, центробежной сепарации, что позволяет значительно увеличить скорость деаэрации. Это дает возможность уменьшить объем деаэратора в 250 раз, рабочую массу - в 30 раз, "сухую" массу - в 20 раз по сравнению с вакуумными деаэраторами типа ДВ (масса "АВАКС" составляет 30-40 кг). Малые габариты деаэратора обуславливают высокую точность его изготовления и сборки в заводских условиях, обеспечивают возможность полного контроля и управления деаэрацией, гарантируют получение стабильно высоких ( < 20 мкг/дм3) результатов деаэрации. Затраты на монтаж деаэратора ориентировочно в 100 раз меньше, чем для других вакуумных деаэраторов, т.к. не требуется монтаж вышки и прокладки внешних коммуникаций.
Гидрохимическая промывка и электрогидроимпульсная прочистка котлов. Наличие отложений на поверхности теплообмена в котлах значительно ухудшают характеристики котельного оборудования. Так, отложения в 1 мм увеличивают расход топлива примерно на 12%. В случае некачественной водоподготовки или при ее отсутствии толщина отложений может быть значительно выше. Для гидрохимической промывки применяется новый ингибитор коррозии, разработанный АКХ и Институтом физической химии РАН. Для удаления больших отложений применяется метод электрогидроимпульсной прочистки с использованием аппаратов "Искра-М", разработанный научно-исследовательским институтом Высоких напряжений г. Томска. Метод электрогидроимпульсной прочистки основан на использовании энергии высоковольтного электрического разряда в воде. Ударная волна и гидродинамические потоки, образующиеся при электрическом разряде, разрушают отложения на внутренней поверхности труб. Данный метод обеспечивает высокое качество очистки труб, не приводит к их дополнительному износу, экологически чист.
Внедрение частотного регулируемого электропривода насосов. При этом достигается существенная экономия электроэнергии за счет снижения избыточных напоров на выходе насосных агрегатов, а также повышения их КПД. При использовании аппаратуры преобразователей частоты повышается ресурс технологического оборудования, уменьшается износ коммутационной аппаратуры, повышается надежность защиты от аварийных режимов. Аппаратура регулируемого привода оптимизирует работу группы насосных агрегатов. Однако экономия электроэнергии при регулировании достигает до 20-30%, вследствие чего затраты на аппаратуру окупаются за срок не более 2 лет.
Режимно-наладочные работы энергетического оборудования направлены на оптимизацию процессов горения и расходования энергоресурсов при минимальных затратах. Режимно-наладочные испытания включают в себя комплекс работ, целью которых является наладка режима работы котла с достижением максимального коэффициента полезного действия при нескольких эксплуатационных нагрузках и проектных параметрах. Проведение данных работ позволит привести сверхнормативные потери тепловой энергии к нормативным.
Установка приборов учета тепла и воды. Создание систем приборного учета расхода тепла и воды является одним из важных путей энергоресурсосбережения, позволяет упорядочить расчеты за ресурсы на основе регистрации фактического их потребления. Приборы устанавливаются на выходе тепло- и водоисточников, на границах раздела сфер ответственности.
Выбор приборов производится с учетом факторов технической эффективности и стоимости. Выбор конкретных приборов должен основываться на технико-экономическом обосновании с учетом цены изделия, возможности и стоимости его поверки, ремонта, сервисного обслуживания, монтажных и наладочных работ. При выборе средств учета и регулирования расхода энергоресурсов необходимо обратить внимание на опыт других регионов Российской Федерации по внедрению данных технологий; сделать акцент на унификацию оборудования и средств энергосберегающей электротехники.
В рамках реализации данной подпрограммы планируется установить 640 комплектов приборов учета тепла и воды у источника и на границах раздела. Ожидаемый ежегодный экономический эффект составляет 21,4 млн. руб.
2.2.2. Среднезатратные мероприятия по энергосбережению
Среднезатратные мероприятия характеризуются среднесрочным процессом внедрения и получением существенного экономического эффекта. Они позволяют модернизировать источники тепла и тепловые сети, повысить степень энергосбережения потребителей, увеличить эффективность работы котельных.
К среднезатратным относятся следующие мероприятия:
оптимизация режимов функционирования тепловых сетей4
перевод котельных на электрокотлы;
перевод котельных на двухконтурную систему;
перевод котельных на газовое топливо;
перевод котельных на угольное топливо;
перевод котельных на мазут;
применение водотрубных котлах трех кодовой горизонтальной аэродинамической схемы движения газов в котельных работающих на жидком и газовом топливе;
применение новых технологий сжигания твердого топлива свыше 10 Гкал;
внедрение центральных автоматических тепловых пунктов;
оптимизация режима работы тягодутьевых механизмов в котельных;
установка высокоэффективных автоматизированных блочных, модульных котельных, работающих на жидком и газовом топливе;
замена кожухотрубных теплообменников на пластинчатые;
замена физически и морально устаревших котлов;
применение новых систем топливоподготовки;
применение энергоэффективных горелок;
перевод на автономное отопление комплекса объектов Птицефабрики г. Якутска.
Оптимизация режимов функционирования тепловых сетей. Задача организации оптимальных гидравлических и тепловых режимов функционирования тепловых сетей является одним из важнейших мероприятий по энергосбережению. Тепловые сети из-за их низкой гидравлической устойчивости, подвержены разрегулировке при различных изменениях их системы, нагрузки и т.д. Это ведет к снижению эффективности энергоснабжения потребителей и удорожанию тепловой энергии. Для повышения гидравлической устойчивости тепловых сетей с присоединенными системами теплопотребления следует избыточную часть располагаемого напора дросселировать в гидравлических сопротивлениях постоянного или переменного сечения на тепловых пунктах у каждого потребителя. Каждая система теплопотребления должна быть поставлена в условия, одинаковые по сравнению с остальными системами, т.е. должна стать гидравлически равноудаленной от источника теплоснабжения. Таким образом, сущность наладки тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения заключается в резком повышении гидравлической устойчивости систем теплоснабжения путем повышения гидравлического сопротивления систем теплопотребления относительно гидравлического сопротивления тепловых сетей. Регулировать системы теплоснабжения можно только после выполнения разработанных мероприятий, обеспечивающих осуществление оптимальных гидравлических и тепловых режимов функционирования тепловых сетей.
Контроль за работой тепловых сетей. В целях повышения оперативности контроля за транспортировкой теплоносителя от источников к потребителям целесообразно организовать систему дистанционного диспетчерского контроля основных параметров теплоносителя. Для этого на тепломагистралях устанавливаются датчики расхода, давления и температуры, а также аппаратура передачи этих данных по линиям связи на центральный диспетчерский пункт. Создание такой системы позволит значительно повысить оперативность контроля, сократить число аварий и продолжительность их устранения. Остаточный ресурс тепловых сетей определяется при помощи компьютерной программы "Ресурс-2" как время до наступления предаварийного состояния, предразрушения с целью определения необходимости замены труб.
Перевод котельных на газовое топливо. Перевод котельных на газовое топливо проводится в рамках реализации государственной программы "Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на период 2002-2006 г.г. и перспектива до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2002 года N 320.
Согласно Программе планируется перевод 451 котельных на газовое топливо в 8 районах.
Ежегодно перечень котельных уточняется. Так в 2005 году согласно утвержденному плану перевода котельных на газовое топливо Заместителем Председателя Правительства РС(Я) Грабцевичем В.Б. будет проводится реконструкция и строительство новых котельных на газовом топливе в количестве 41 шт, в том числе в Вилюйском районе 7 котельных, в Кобяйском районе 12 котельных, в Мегино-Кангаласском районе 9 котельных, в Намском районе - 8 котельных, в Верхневилюйском районе - 1 котельная, в Якутске - 2 котельных, в Хангаласском районе - 2 котельных
Ожидаемый экономический эффект от замещения топлива на газ по котельным ГУП "ЖКХ РС(Я) составит - 76,04 млн. рублей (в ценах 2005 года) При этом сокращение потребления угля на 14463,6 тонн, нефти - на 9655,3 тонн, газоконденсата - на 2910,8 тонн, дизельного топлиза - 76,0 тоннн. Объем потребления газа увеличится на 20437 тыс. м3.
За период реализации программы газификации, за счет реконструкции котельных и установки энергоэффективного оборудования с 2005 по 2010 год планируется снизить объем потребления нефтяного котельного топлива на 41 тыс. тн., угля на 128 тыс. тн. Ожидаемый экономический эффект от замещения топлива составит - 208,8 млн. рублей/год, потребность в капитальных вложениях на реконструкцию и строительство 479 котельных - 1124,6 млн. рублей (в ценах 2005 года).
Ниже на диаграммах приведена динамика изменения потребления условного топлива, эффективность и объемы капвложений при газификации котельных.
"Рис 2.1. Динамика снижения объёма потребляемого топлива при газификации котельных."
"Рис. 2.2. Снижение затрат на топливо при газификации котельных."
"Рис. 2.3. Экономический эффект перевода котельных на газовое топливо за период 2004-2010 г.г. (нарастающим итогом)"
Основные преимущества газового топлива, по сравнению с твердым и жидким следующие:
высокая теплотворная способность газового топлива;
удобство сжигания газового топлива в котельных по отношению к твердому и жидкому топливу;
уменьшение расходов на доставку и хранение топлива;
улучшение экологической обстановки в поселках;
улучшение условий труда работников котельных;
поддержание стабильного температурного режима жилых зданий и объектов соцкультбыта, здравоохранения, образования;
экономия бюджетных средств.
Перевод котельных на уголь (газоконденсат). Значительные затраты в стоимости тепловой энергии - топливная составляющая. Поэтому на сегодняшний день актуален вопрос перевода котельных на более экономичное топливо.
По предварительным расчетам замещение нефтяного котельного топлива на уголь экономически целесообразно проводить в Жиганском, Кобяйском, Нижнеколымском, Среднеколымском, Таттинском, Томпонском районах, а в Абыйскои и Аллайховском районах экономически нецелесообразен перевод на уголь, поэтому в этих районах рассмотрен вариант замещения нефтяного топлива на газоконденсат. В Момском районе перевод котельных с НКТ gланируется в два этапа: 1 этап - с НКТ на газоконденсат, 2 этап - с газоконденсата на уголь.
На данный момент не решен окончательно вопрос о возможности использования угля Тихонского месторождения в качестве котельного топлива, т.к. до конца не отработана технология его сжигания. Предлагается на 1 этапе перевести котельные с. Хонуу с дорогостоящего дизельного топлива на более дешевое и технологически совместимое газоконденсатное котельное топливо. При стоимости мероприятий по переводу в 3,15 млн. руб., годовой экономический эффект составит 38,4 млн. рублей.
На втором этапе, реконструкция котельных с. Хонуу с переводом их с газоконденсатного топлива на уголь при объеме инвестиций в 15,9 млн. руб. годовой экономический эффект от замещения жидкого топлива составит 10,3 млн. рублей.
При замещении нефтяного котельного топлива на котельных г. Среднеколымска. Высвобождается 7989 тн. нефти с экономическим эффектом 15,55 млн. руб./год при вложениях на модернизацию/реконструкцию 30 млн. рублей. Большой объем вложений, объясняется необходимостью строительства новой квартальной котельной мощностью не менее 12 мВт, в связи с понижением удельной мощности котельных при переводе на твердое топливо и возможности увеличения их мощности на существующих площадях.
В Таттинском районе пять котельных работают на нефтяном котельном топливе. Общий объем выработки тепловой энергии данных котельных составляет 39 904 Гкал/ год. Объем потребления нефтяного котельного топлива - 5 399 тонн в год. Завоз нефтяного котельного топлива осуществляется водным фрахтом с Талаканского месторождения, хранение - на нефтебазе с. Усть-Татта Таттинского района, доставка до котельных - автомобильным транспортом. При переводе котельных на уголь Харбалахского угольного разреза необходима реконструкция и строительство механизированных котельных.
Перевод пяти котельных Таттинского района с нефтяного котельного топлива на уголь при капитальных затратах на строительство, реконструкцию котельных - 85,9 млн. рублей, позволит:
снизить затраты на топливо на сумму - 11,2 млн. рублей, в том числе:
затраты на закуп топлива - 5,74 млн. рублей
транспортные затраты - 4,26 млн. рублей
затраты на хранение - 3,0 млн. рублей
При этом увеличивается численность персонала на котельных, работающих на угле на 19 человек, ФОТ увеличивается на 1,4 млн. рублей.
Общий экономический эффект составит - 18,37 млн. рублей.
Перевод котельных на уголь и на газоконденсат при капитальных затратах на строительство и реконструкцию котельных - 128 млн. рублей (в ценах 2004 г.), позволит:
снизить затраты на топливо на сумму - 98 млн. рублей в год,
в том числе:
затраты на закуп топлива - 115 млн. рублей
затраты на хранение - 19 млн. рублей
При этом увеличивается численность персонала на котельных, работающих на угле на 251 человек, ФОТ увеличивается на 34,939 млн. рублей, транспортные затраты уменьшаются на 3,1 млн. рублей.
Ежегодные капитальные затраты и эффективность замещения нефтяного котельного топлива приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Ежегодные капитальные затраты и эффективность замещения нефтяного котельного топлива
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Затраты |
0 |
17 |
28 |
47 |
13 |
12 |
0 |
Нарастающим итогом |
0 |
29 |
57 |
104 |
116 |
128 |
128 |
Эффект |
0 |
40 |
1 |
24 |
11 |
5 |
18 |
Эффект нарастающим итогом |
0 |
40 |
41 |
65 |
75 |
80 |
98 |
Эффект суммарный |
0 |
40 |
80 |
145 |
220 |
300 |
399 |
Ниже на диаграмме приведена окупаемость капитальных вложений на строительство и реконструкцию котельных при переводе на уголь (газоконденсат) за период 2005-2006 г.г. и до 2010 года.
"Рис. 2.4. Окупаемость капитальных вложений в перевод котельных с НКТ и ДТ на другие виды топлива"
Перевод котельных на мазутное топливо. Нефтеперерабатывающими предприятиями РС(Я) производится мазут марки 100 (тяжелое топливо) по ГОСТ 10585-75.
Основным преимуществом использования мазута марки 100, в качестве котельного топлива является высокая теплотворная способность перед нефтяным топливом. (9680 ккал/кг против 9590 ккал/кг). При этом объем потребления снижается на 1,2%, и снижение себестоимости 1 Гкал тепла на 0,58 руб (по данным Целевой республиканской Программы "Перевод муниципальных котельных Ленского и Сунтарского районов Республики Саха (Якутия) на сжигание мазута в 2001-2003 годы" ОАО "Сахагазпроект").
Министерство ЖКХ РС(Я) предлагает перевод котельных Ленского и Олекминского районов с нефтяного топлива на мазутное. В связи со строительством ЛЭП - 220 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба", по Сунтарскому району перевод котельных на мазутное топливо не предусматривается.
При переводе котельных на мазутное топливо по Ленскому и Олекминскому району планируется достичь следующий годовой экономический эффект.
Таблица 2.2.
Перевод котельных на мазутное топливо в Ленском районе
Объем замещаемой нефти, т.н. |
Годовая нагрузка тепла, Гкал/год |
Экономический эффект за 1 год на 26 котельных, тыс. руб. |
||
Нефть |
Мазут |
Нефть |
Мазут |
1424,2 |
52133,3 |
51643,3 |
203950 |
205990 |
Таблица 2.3.
Перевод котельных на мазутное топливо в Олекминском районе
Объем замещаемой нефти, т.н. |
Годовая нагрузка тепла, Гкал/год |
Экономический эффект за 1 год на 26 котельных, тыс. руб. |
||
Нефть |
Мазут |
Нефть |
Мазут |
915,79 |
33520,6 |
33205,5 |
117442,5 |
118617 |
Перевод на электроснабжение. Министерство ЖКХ и Э РС(Я) предлагает внедрение энерготеплоснабжения в районах, расположенных вне зоны газификации, охваченных централизованным электроснабжением.
В первую очередь к ним относятся Сунтарский и Нюрбинский раойны в связи с завершением строительства ВЛ - 220 кВ "Мирный - Сунтар - Нюрба" в 2005 - 2010 гг.
Для энерготеплоснабжения выбрана схема теплоснабжения потребителей от центральной котельной с установкой электродных котлов в существующих котельных, работавших на угольном топливе.
По данным расчетов Департамента энергетики МЖКХ и Э РС(Я) годовая экономия средств от электроснабжения Сунтарского и Нюрбинского районов составит 177,7 млн. руб.
Условная годовая экономия рассчитана, исходя из разницы тарифов на тепловую энергию, утвержденную Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) на 2002 год, отпускаемую при действующих видах топлива и тарифа на тепловую энергию, отпускаемую для потребителей (включая население) от электрокотлов по Айхальскому узлу:
Таблица 2.4.
Перевод на электроснабжение Нюрбинского и Сунтарского районов
Улус |
Суще-ствующая годовая выработка тепловой энергии (тыс.Гкал) |
Утвержден-ный дей-ствующий тариф на тепловую энергию (руб/Гкал) |
Утвержденный действующий тариф на тепловую энергию от электрокотлов по Айхальскому узлу, руб/Гкал |
Разница действующих тарифов на тепловую энергию гр.4-гр.5, руб/Гкал. |
Условная годовая экономия в действующих условиях и тарифах гр.5 х гр.2, млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нюрбинский |
135461 |
1411 |
889 |
522 |
70,710 |
Сунтарский |
125156 |
1744 |
889 |
855 |
107,008 |
Итого: |
|
|
|
|
177,718 |
2.2.3. Высокозатратные мероприятия по энергосбережению
Долгосрочные мероприятия направлены на постепенное внедрение дорогостоящих мероприятий с долгим сроком эффективности:
реконструкция сетей на ППУ;
применение полимерных труб;
создание демонстрационных энергоэффективных зон;
использование нетрадиционных источников энергии;
создание единой Геоинформционной системы ЖКХ Республики Саха (Якутия);
внедрение автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления (АСКДУ) в ЖКХ;
Реконструкция сетей на ППУ (пенополиуретановая заливка). К новым энергосберегающим технологиям и материалам относятся металлические теплогидроизолированные (ТГИ) трубы для тепловых сетей с температурой теплоносителя до +130 С. и трубы из полипропилена с готовой теплоизоляцией из пенополиуретана для прокладки наружных систем холодного и горячего водоснабжения с температурой теплоносителя до 75 С и рабочим давлением 7.5 атм. Они позволяют обеспечить безаварийное и эффективное теплоснабжение. Отличительные особенности ТГИ трубопровода - бесканальная прокладка, снижение потерь тепла в 3-4 раза по сравнению с применением традиционных теплоизоляционных материалов, длительный срок службы - до 30 лет, снижение трудоемкости при монтаже до 25%.
"Рис. 2.5. Трубопроводы металлические теплогидроизолированные с пенополиуретановой заливкой."
1 - стальная труба; 2 - минеральная вата; 3 - пенополиуретановая изоляция;
4 - полиэтиленовая оболочка; 5 - оболочка из оцинковки
Стальная труба с теплоизоляцией из пенополиуретана (ППУ) снаружи надёжно защищена от влаги оболочкой из тонкостенной полиэтиленовой трубы. При надземной прокладке применяется оболочка из оцинкованной стали. Места стыков труб изолируются либо готовыми пенополиуретановыми скорлупами, которые покрываются затем термоусаживающимися манжетами, в плоскости которых на месте монтажа трубопровода заливаются ППУ.
Использование нетрадиционных источников энергии. Современное направление энергосбережения предусматривает применение новой техники и технологий, поиск других (нетрадиционных) источников энергии, например, применение биореакторов, использование ветровой и низкопотенциальной энергии.
В 1784 г. Джеймс Уатт, владелец мастерской по изготовлению и ремонту точных приборов, получил патент на первую универсальную паровую машину. С этих пор человечество смогло использовать как биоэнергию (например, древесину), так и невозобновляемую энергию (например, уголь) для совершения работы. Изобретение Уатта сыграло решающую роль в переходе от ручного труда к машинному. В современном технически развитом обществе (см. рисунок 2.6.) использование невозобновляемой энергии очень велико и непрерывно растет.
"Рис. 2.6. Потребляемая энергия в расчёте на одного человека в день на разной ступени развития цивилизации."
"Рис. 2.7. Потенциал нетрадиционных источников энергии"
Мы рассмотрим только наиболее разработанные и перспективные источники. Ветряные электростанции (с горизонтальной осью) обычно состоят из башни, ветровой турбины с лопастями и электрического генератора.
Возобновляемые энергоисточники можно сгруппировать в пять категорий: солнечные, ветряные, водные, геотермальные и биомасса. Категория "водные" включает энергию, получаемую от рек и океанов. Все эти источники энергии, кроме геотермальных, существуют благодаря энергии Солнца. Биомасса состоит из растительного вещества, которое накопило свою энергию от солнечной путем фотосинтеза. Реки питаются дождями, которые возникают из-за испарения океанов и озер под действием солнечного тепла. Ветер дует над поверхностью земли вследствие неравномерного нагревания поверхности Земли Солнцем. Геотермальная энергия - это энергия подземного тепла.
Машинные отделения могут поворачиваться в зависимости от направления ветра, используя электрический мотор или сам ветер. Ветряные электростанции с вертикальной осью могут работать независимо от направления ветра и не имеют вращающегося машинного отделения. Поэтому машинное отделение может находиться на уровне земли. Это дает некоторые преимущества - проще монтаж тяжелого оборудования - генератора, редуктора, нет башни, обслуживание на земле также упрощается. Тем не менее, этот тип ветряных электростанций не так распространен, как электростанции с горизонтальной осью. Ветровая турбина с вертикальной осью требует для нормальной работы значительно более высоких средних скоростей ветра, её нужно раскручивать внешним источником до рабочей скорости и она, в силу того, что лопасти, "собирающие" вращающий момент от ветра, начинаются практически от уровня земли, находятся в зоне более низких скоростей ветра, чем ветротурбина с горизонтальной осью вращения, поэтому менее энергоэффективна.
"Рис. 2.8. Ветряная электростация."
Ветровая энергия широко используется в странах, имеющих благоприятный ветровой климат, плоский рельеф и испытывающих недостаток в других природных энергетических ресурсах, таких, как нефть, газ, уголь. К числу передовых стран по использованию ветровой энергии относятся, прежде всего, Германия, Дания, Испания, США. Мировым лидером является Германия, в которой отказались в 90-х годах от строительства атомных электростанций и за короткое время построили более 7000 МВт ветроэлектрических агрегатов, выработка которых равна выработке атомной электростанции в 3000 МВт. Серийная единичная мощность ветроэлектрических агрегатов увеличилась за последнее время с 400 кВт до 1 - 1,5 МВт. В число ведущих стран по использованию энергии ветра вошла Индия, где на настоящее время построено столько же ветротурбин, сколько и в Дании. Производство ветряных электростанций стало важной частью экспорта Дании и Германии. В России за последние 5 лет построено и пущено в эксплуатацию несколько новых ветроэнергетических установок. В Башкирии установлены 4 агрегата по 550 кВт, в Калининградской области, на берегу моря стоит уже шесть установок, из них 5 по 225 кВт, а одна - 600 кВт, на Командорских островах возведены две ветротурбины по 250 кВт каждая, в Мурманске вошла в строй одна ветроустановка мощностью 200 кВт. Общая установленная мощность ветроагрегатов в России составила на 2002 г. 7,2 МВт. В республике Саха (Якутия) на данный момент разработана ветряная станция мощностью 300 кВт, которая планируется внедрятся в п.Тикси.
Биореактор использует в качестве источника энергии биогаз, получаемый в результате сбраживания органического удобрения. В процессе сброжения отходов сельско-хозяйственного производства (навоз, птичий помет, отходы кормов зеленая масса) получается биогаз и перебродившая полужидкая масса, которые являются ценным газовым топливом и органическим удобрением. С другой стороны применение биогазовых установок предитвращает загрязнение воздушного, водного и почвенного пространства благодаря утилизации навозныз стоков.
ИФТПС СО РАН разработана базовая установка биореактора с технической документацией для обогрева зданий в сельской местности. По рекомендации ИФТПС СО РАН ООО "Северная трасса" изготовила и провела испытание биореактора в селе Павловск Мегино-Кангаласского района в 1999 году. Результат показал работоспособность и эффективность установки.
Арктическое побережье и тундровая зона Якутии характеризуются наличием сильных ветров, энергию которых целесообразно преобразовывать в другие виды энергии, в частности электрическую. В настоящее время разработкой и изготовлением ветроэлектро установок (ВЭУ) заняты многие российские предприятия, такие как "Арсенал", "Авиаэлектрик", "Ветроэнергетика". Ими разработан типоразмерный ряд ВЭУ мощностью 1, 8, 10, 30, 60, 200, 250 и 1000 кВт.
Низкопотенциальная энергетика основана на использовании свойства газов и химических соединений - низкокипящих жидкостей превращаться в пар при низких температурах с последующим извлечением и использованием потенциального тепла. Температура низкокипящих веществ в жидком состоянии значительно ниже температуры воды в естественных водоемах. Если указанные вещества поместить в такой водоем, то за счет перепада температур тепло от воды начнет передаваться в объем занятый низкокипящей жидкостью, при этом она начинает кипеть, превращаясь в пар. Этот процесс сопровождается поглощением из окружающей воды скрытой теплоты фазового периода. В результате теплообмена с водой полученный пар имеет потенциальную энергию существенно выше, чем у исходной жидкости. При последующей конденсации пара на месте потребления тепло, отнятое у воды, передается конденсирующей среде и может быть использовано. Полученный пар может совершать механическую работу, вращая рабочее колесо турбогенератора, вырабатывающего электроэнергию. Совершая работу, пар частично охлаждается. Далее пар поступает в конденсатор, где отдает оставшееся тепло и конденсируется, после чего, в виде жидкости снова направляется в испаритель. На данном принципе построены и используются для отопления зданий устройства, получившие название - тепловые насосы. С помощью них удается утилизировать остаточное тепло различных производств, что дает значительный экономический и социальный эффект. Для реальных тепловых насосов на 1 кВт затраченной электрической энергии получается 3-4 кВт тепловой. Кроме функций аккумулирования и передачи тепловой энергии тепловые насосы могут использоваться в качестве источника электроэнергии. Так, начиная с 1992 года, Московским энергетическим институтом в районе порта Диксон была сооружена плавучая арктическая теплонасосная электростанция (ТНЭС) мощностью 500 кВт.
Создание демонстрационных энергоэффективных зон служит для демонстрации наиболее передовых энергосберегающих технологий, выработки экономических принципов их функционирования и внедрения положительного опыта в других местах. Демонстрационные зоны создаются в целях:
повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на всех стадиях их производства и потребления;
снижения расходов потребителей, в т.ч. финансируемых из областного и местных бюджетов, на оплату топливно-энергетических ресурсов;
пропаганды передового опыта энергосбережения.
Реализация поставленных целей достигается на основе:
проведения энергоаудитов;
разработки и выполнения энергосберегающих проектов;
развития производства и внедрения энергоэффективного оборудования;
развития услуг энергосервиса;
введения энергетического менеджмента;
развития нетрадиционных видов энергетики и малой энергетики;
внедрения и отработки новых технико-экономических механизмов энергосбережения как у производителей, так и у потребителей энергоресурсов;
организации подготовки и переподготовки специалистов в области энергосбережения;
Планируется создание демонстрационных энергосберегающих зон в с. Магарасс Горного района и с. Намцы Намского района, а также создание энергоэффективной усадьбы в сельской местности с использованием нетрадиционных источников энергии и энергосберегающих технологий.
Основными задачами создания автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления (АСДКУ) в масштабе Республики являются оперативный контроль текущих параметров производства и потребления ресурсов, а также анализ режимов эксплуатации, оптимальное управление и регулирование объектами тепловодоснабжения. Для этих целей необходимо создание единой АСДКУ с центральным пультом сбора данных, связанной с Геоинформационной системой. Необходимой частью работ по энергосбережению на теплоисточниках является автоматизация контроля за работой оборудования, производством и отпуском тепловой энергии и воды. В целях обеспечения централизованного контроля за производством и подачей тепла целесообразно подключение котельных к автоматизированной системе диспетчерского контроля и управления (АСДКУ). Для этих целей объекты оснащаются датчиками и управляемыми исполнительными механизмами, а также аппаратурой сбора и передачи данных от контролируемых объектов на диспетчерский пункт, оснащенный компьютером с соответствующими программными средствами. В АСДКУ теплоснабжения контролируется расход, температура и давление теплоносителя на выходе котельной, расход подпиточной воды, состояние котлов и насосов, расход топлива.
Объекты управления оснащаются датчиками и управляемыми исполнительными механизмами, а также аппаратурой сбора и передачи данных от контролируемых объектов на диспетчерский пункт, оснащенный компьютером с соответствующими программными средствами. Виды и количество датчиков и исполнительных механизмов зависят от состава и технических характеристик объектов. Разработка Географической информационной системы. Геоинформационная система (ГИС) представляет собой научно-технический комплекс автоматизированного сбора, систематизации, переработки и представления (выдачи) географически определенных данных (геоинформации) в новом качестве с условием прироста знаний об исследуемых пространственных системах. Географические данные содержат четыре интегрированных компонента: местоположение объекта, его свойства и характеристики, пространственные отношения и время. По сути, ГИС - это электронная модель, отображающая в масштабируемом виде географическую карту на которую нанесены объекты жилищно-коммунального хозяйства: котельные, тепловые пункты производственные объекты, жилые и административные здания, тепловые и энергосети, транспортные коммуникации и т.д. Создание ГИС позволит оперативно единовременно владеть наиболее полной информацией об объекте, вносить необходимые коррективы данных.
2.3. Структурные преобразования в жилищно-коммунальном в 2005 - 2006 г.г. и на перспективу до 2010 г.
Основные цели и задачи
Последовательные, согласно Программе реформирования сферы ЖКХ Республики Саха (Якутия), структурные преобразования жилищно-коммунального комплекса
Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества
Повышение надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг и снижение их стоимости путем использование энергосберегающих технологий, дальнейшего формирования в жилищно-коммунальном комплексе республики рыночной системы хозяйствования, которая включает в себя как развитие конкурентных отношений так и эффективное регулирование естественных монополий, а так же максимальное развитие частной инициативы собственников жилищного фонда;
Снижение расходов на управление, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда;
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:
Внедрять организационно-экономические механизмы, направленные на снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг, не снижая качество их предоставления;
Передать жилищный фонд в органы местного самоуправления, для внедрения договорных отношений "заказчик-подрядчик" между муниципальными образованиями республики и подрядчиками;
Учитывая сложную транспортную схему поставки топливно-энергетических ресурсов, товаров производственно-технического назначения (из-за пределов республики), для снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг, путем централизации закупа топливно-энергетических ресурсов, ПТН, сокращения управленческого персонала создание единого ГУП ЖКХ РС (Я) с филиалами в улусах республики, как генерального подрядчика по поставке тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения в улусах республики.
В городах республики города Мирный, Нерюнгри, Ленск создать дирекции единого заказчика (ДЕЗ), в городе Якутске Департамента ЖКХ, в улусах республики службы заказчика для исполнения функции муниципального заказчика.
Конкурсный отбор подрядных организаций на основе открытого тендера, для выполнения жилищных услуг (техническое обслуживание, уборка дворовой территории, лестничных клеток).
Ликвидировать недействующие, отсутствующие предприятия ЖКХ по республике;
Ответственные
Администрации органов местного самоуправления улусов и городов Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
Состояние структуры жилищно-коммунального комплекса на начало реализации Программы и проведенные мероприятия по структурному преобразованию
В 1997 году в Республике Саха (Якутия) функционировало 220 предприятий ЖКХ. В 1998 году, согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 1998 года N 172, проведена реструктуризация предприятий ЖКХ.
В течение 2002 года во исполнение программы реформирования и развития ЖКХ в структуре ЖКХ были созданы новые государственные унитарные предприятия не являющиеся правопреемниками старых предприятий ЖКХ.
В начале 2003 года действуют:
предприятий ЖКХ, в т.ч. в улусах 145 предприятий.
По видам собственности:
86 государственных унитарных предприятий, в т.ч. улусах 77;
17 государственных учреждений в т.ч.улусах 17;
7 муниципальных учреждений в т.ч. улусах 6;
84 муниципальных унитарных предприятий в т.ч. улусах 45;
8 акционерных, частных фирм;
Согласно постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 января 2003 года N 19 "О создании ГУП ЖКХ РС(Я)" было создано государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" и начал свою работу с 1 апреля 2003 года.
Основные средства (котельное хозяйство, теплосети, канализационные сети, водопроводные сети, водоочистные сооружения, канализационно-очистные сооружения, водозабор, автотракторный и автотранспортный парк) жилищно-коммунального комплекса переданы на баланс ГУП "ЖКХ РС(Я)", жилищный фонд, бытовые и ритуальные цеха, кладбища, свалки, гостиницы, внутрипоселковые дороги переданы на баланс муниципальных образований.
Наравне с этими преобразованиями проводились работы по упорядочении структуры жилищно-коммунального комплекса Республики, путем выявления и ликвидации отсутствующих предприятий ЖКХ, банкротства несостоятельных предприятий, ликвидации недействующих предприятий и реорганизации государственных учреждений ЖКХ на государственные унитарные предприятия.
В результате проведенных работ на 1 полугодие 2004 года:
действуют 146 предприятий ЖКХ, в т.ч. в улусах 67 предприятий., т.е сократилось на 56 предприятий, в т.ч. в улусах на 78 предприятий. Тут необходимо учесть, что в городах произошло увеличение количества предприятий ЖКХ за счет перевода на частный сектор жилищных услуг;
реорганизовано в государственные унитарные предприятия 5 государственных учреждений из 17;
введены процедуры банкротства на 30 предприятиях ЖКХ, из них ликвидировано 11 недействующих предприятий ЖКХ;
всего ликвидировано 55 предприятий, из них 33 государственных унитарных предприятий ЖКХ, 1 государственное предприятие, 1 дочернее предприятие, 20 муниципальных предприятий.
Программные структурные преобразования жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия)
Реализация программы предусматривает следующий порядок структурных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе:
Механизм и последовательность структурных преобразований жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) с учетом местного самоуправления;
Ликвидация всех недействующих и отсутствующих предприятий ЖКХ;
Окончание передачи жилого фонда, бани, прачечных, гостиниц, свалок, ритуальных цехов, кладбищ;
Внедрение договорных отношений между "заказчиком и подрядчиком", в улусах республики "службы заказчика - ГУП ЖКХ РС(Я)", в городах республики "ДЕЗ (ДЖКХ) - Подрядчики";
Исключение посредников по поставке тепловой энергии, горячей и холодной водоснабжении, вывозке жидких нечистот, твердых бытовых отходов и сухого мусора, путем ликвидации предприятий - посредников;
Создание конкурентной среды по оказании жилищных услуг (уборка лестничных клеток, дворовой территории, техническое обслуживание жилого фонда, техническое обслуживание электрооборудования).
Итоги структурных преобразований
По окончании структурных преобразований должен быть следующая структура ЖКХ в республике:
Министерство ЖКХ осуществляет оперативное управление жилищно-коммунальным комплексом Республики Саха (Якутия).
Для размещения муниципальных заказов по жилищно-коммунальному хозяйству городов, в городах республики будут работать: в г. Якутске - департамент ЖКХ, городах Нерюнгри, Мирный, Ленск - дирекции единого заказчика (ДЕЗ).
Муниципальные образования улусов республики будут иметь службы заказчика для размещения муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству улусов.
ГУП ЖКХ РС(Я) будет генеральным подрядчиком для исполнения муниципальных заказов улусов республики по поставке тепловой энергии, холодной и горячей воды, вывозке ТБО и ЖБО, обслуживанию канализационных сетей и канализационно-очистных сооружений.
Для организации конкурентной среды по техническому обслуживанию жилого фонда, техническому обслуживанию электрообрудования жилого фонда, по уборке дворовых территорий, лестничных клеток привлекаются на тендерной основе предприятия и организации не зависимо от формы собственности имеющие лицензии и сертификат на жилищно-коммунальные услуги.
Сбор оплаты жилищно-коммунальных услуг осуществляется через расчетно-кассовые центры и направляются непосредственно исполнителям согласно факта исполнения работ, услуг. Субсидии для населения направляются через РКЦ.
Поставщики и подрядчики по жилищно-коммунальным услугам работают с Департаментом ЖКХ г. Якутска, ДЕЗ г.г. Нерюнгри, Мирный, Ленск и службами заказчика МО улусов республики на договорной основе.
В результате решения поставленных задач реформирования к 2006 году будет обеспечено:
потребители жилищно-коммунальных услуг, будут покупать жилищно-коммунальные услуги (тепловая энергия, холодная и горячая вода, услуги канализации, услуги по вывозке ТБО и ЖБО) непосредственно у поставщиков, без посредников.
Снижение издержек производителя услуг и совершенствование тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
Совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей защиты населения и системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств;
Восстановление и модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, путем внедрения энергосберегающих технологий (см. подпрограмму "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве):
дополнительное утепление наружных стен с отделкой фасадов современными эстетическими материалами;
замена заполнения окон на эффективные стеклопакеты с высоким термическим сопротивлением;
надстройка мансардных этажей, повышение энергоэффективности;
реконструкция систем отопления с применением полипропиленовых металлопластиковых труб и эффективных нагревательных приборов с местными регуляторами температуры и контроллерами;
применение поквартирных систем отопления от централизованных источников с регулированием и учетом тепло (п. 2.2.1.подограммы "Энергосбережение в бюджетной сфере и в жилом фонде);
реконструкция узлов ввода с внедрением автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов;
повышение уровня технической эксплуатации и обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
принятие мер по стимулированию предприятий к повышению качества предоставляемых услуг, сокращению затрат, привлечению инвестиций (п. 2.4.2. подпрограммы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве").
I. Структура жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) до начала реформирования ЖКХ.
/-----------------------\ /----------------------\
|Потребитель (население)| |Республиканский бюджет|
\-----------------------/ /-----------+----------------------/
| /------------/ | |
| | | |
/---------------------\ /---------------------\ /-----------------------\
|Улусные предприятия | | Дирекция единого за-| |Городские жилищно-|
|ЖКХ | |казчика городов | |эксплуатационные |
| (146 предприятий) | |Якутск, Нерюнгри, | |участки |
| | |Мирный, ленск. | | (39 предприятий) |
| | |(4 предприятия) | | |
\---------------------/ \---------------------/ \-----------------------/
| | |
| | |
| | |
| | |
/---------------------\ /---------------------\ /-----------------------\
| Прочие подрядчики | | Подрядчики по | |Поставщики коммунальных|
|оказывающие жилищно-| |кап.ремонту жилищного| |услуг |
|коммунальные услуги | |фонда и благоустрой- | | |
| | |ства городов. | | |
\---------------------/ \---------------------/ \-----------------------/
---- Финансовые потоки
Рис. 2.9
II. Структура жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) в начальном этапе реформирования ЖКХ.
/-----------------------\ /----------------------\
|Потребитель (население)| |Республиканский бюджет|
\-----------------------/ |----------------------/
| | || |
| | || |
| /-------------+---------------------/| |
| | | | |
/-------------\ /-----------\ /----------------\ /-------------------\
|ГУП ЖКХ РС(Я)| |ЕРКЦ | |Административные| |Департамент ЖКХ |
| | | | |округа г. Якутск| |г.Якутска, Дирекции|
| | | | | | |единого заказчика в|
| | | | | | |г.г.Нерюнгри, |
| | | | | | |Мирный, Ленск |
\-------------/ \-----------/ \----------------/ \-------------------/
| | | | |
| | \-----------\ | |
/-------------\ /--------------\ /--------------\ /------------------\
|Прчие подряд-| |Поставщики | |Подрядчики жи-| |Подрядчики по |
|чики оказыва-| |(теплоэнергии,| |лищных услуг | |кап.ремонту |
|ющие жилищно-| |водоснабжения,| |(ОАО, ООО, ЧП,| |жилищного фонда и |
|коммунальные | |водоотведения,| |ИП и т.д.) | |благоустройства |
|услуги | |вывозки тбо, | | | |городов. |
| | |жбо, сухого | | | | |
| | |мусора) | | | | |
\-------------/ \--------------/ \--------------/ \------------------|
|
---- Финансовые потоки
Рис. 2.10
III. Структура жилищно-коммунального Республики Саха(Якутия) комплекса в итоге реформирования ЖКХ.
/-----------------------\ /----------------------\
|Потребитель (население)|-----------------|Республиканский бюджет|
\-----------------------/ \----------------------/
|
|
|
|
Управляющие компании, товарищества собственников жилья |
| | |
| | |
/---------------------\ /---------------------\ /----------------------\
|Поставщики коммуналь-| |Подрядчики по жилищно| |Подрядчики по |
|ных услуг (ОАО "ЖКХ | |коммунальным услугам | |кап.ремонту жилищного |
|РС(Я)", АК "Якутск-| | | |фонда |
|энерго", и т.д. | | | | |
\---------------------/ \---------------------/ \----------------------/
---- Финансовые потоки
Рис. 2.11
2.4. Внедрение новых форм экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе Республики Саха (Якутия)
Современные требования жилищно-коммунальной реформы вызывают необходимость определения и формулирования стратегически направленной цели республиканской жилищной политики по внедрению новых форм экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе республики. Внедрение новых форм экономических взаимоотношений также, должно способствовать развитию комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования в энергосбережении, снижении расходов республиканского и местных бюджетов на энергообеспечение за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоносителей, повышению эффективности использования энергоресурсов, контроль за ее реализацией, улучшению экологии в регионе.
Сравнительно новыми формами экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе являются:
внедрение некоммерческих организаций жителей: ассоциаций, союзов, объединений, товариществ собственников, нанимателей и арендаторов (далее товарищества собственников жилья);
внедрение адресного финансирования квартиросъемщиков, собственников и арендаторов жилья и их расчетов с поставщиками услуг.
Основные цели создания некоммерческих организаций жителей:
обеспечение эффективного совместного управления и использования общего имущества, входящего в состав кондоминиума;
выход из под монополии муниципальных эксплуатационных организаций, развитие конкурентных отношений как в сфере управления жилищным фондом, так и в его техническом обслуживании;
поддержание рыночного уровня стоимости недвижимости и, по мере возможности, его повышение;
минимизация затрат на обслуживание и коммунальные услуги;
получение дополнительного финансирования за счет хозяйственной деятельности;
проведение кредитной и инвестиционной политики на цели содержания кондоминиума в интересах членов товарищества;
контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг, за соблюдением норм общежития, сохранности имущества;
проведение комплекса ресурсосберегающих мероприятий, позволяющий уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов.
Основные принципы внедрения новых форм экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе республики
самостоятельность граждан при создании товариществ собственников жилья, выборе способа управления недвижимостью и при внедрении адресного финансирования квартиросъемщиков, собственников и арендаторов жилья;
добровольное волеизъявление домовладельцев при вступлении в члены товарищества и при внедрении адресного финансирования квартиросъемщиков, собственников и арендаторов жилья;
организационно-методическая помощь при создании, регистрации товариществ собственников жилья и при внедрении адресного финансирования квартиросъемщиков, собственников и арендаторов жилья;
совершенствование нормативно-правовой базы товариществ собственников жилья, адресного финансирования;
гарантия товариществам собственников жилья, квартиросъемщикам, собственникам и арендаторам жилья при адресном финансировании права на бюджетные дотации;
гарантия малообеспеченным членам товариществ собственников жилья, квартиросъемщикам, собственникам и арендаторам жилья при адресном финансировании права на субсидии;
беспрепятственная передача на баланс товариществ собственников жилья жилых зданий, нежилых помещений, инженерных помещений;
бесплатный порядок оформления земельных участков, входящих в состав кондоминиумов в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах, гарантированных законом;
Порядок образования, внедрения и функционирования новых форм экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе республики, товариществ собственников жилья и внедрения адресного финансирования квартиросъемщиков, собственников и арендаторов жилья производится на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2004 года N 62 "Об утверждении порядка передачи в управление и собственность товариществам собственников жилья объектов жилищного фонда, нежилых помещений, земельных участков и взаимодействия с муниципальными органами в вопросах содержания и ремонта жилищного фонда в Республике Саха (Якутия) для образования кондоминиумов"; Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2004 года N 299 "О принятии органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) программ перспективного развития товариществ собственников жилья, других объединений жителей и взаимодействии с застройщиками в вопросах создания товариществ собственников жилья в домах-новостройках"; Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 января 2003 года N 76-р "О проведении на территории Республики Саха (Якутия) (г. Якутск) эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов"; Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2004 года N 137 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Эксперимент по внедрению кондоминиумов, товариществ собственников жилья
На 2004 год создано:
В г. Якутске - 24 ТСЖ в 26 домах; территориальных общественных самоуправлений (ТОС) - 6. Всего 30 объединений собственников.
Внедрена система адресного финансирования квартиросъемщиков. Образовано МУП "ЕРКЦ".
В г. Нерюнгри - 2 ТСЖ;
В г. Мирный - 3 ТСЖ;
В г. Ленск - 1 территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Всего по республике 36 объединений собственников.
Система программных мероприятий
1 этап. Создание товариществ собственников жилья.
Планируется создать до 2010 года объединения собственников жилья (см. табл. 2.5.)
Табл. 2.5.
Название улуса |
2005 г. |
2006 г. |
До 2010 г. |
г. Якутск |
60 |
80 |
150 |
г. Мирный |
10 |
15 |
30 |
г. Нерюнгри |
10 |
15 |
30 |
г. Ленск |
3 |
5 |
10 |
2 этап. Ресурсосберегающие мероприятия, проводимые в домах товариществ собственников жилья.
Оснащение потребителей средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, оборудованием и средствами энергосберегающей электротехники.
Данное мероприятие позволит определить эффективность учета энергоносителей в жилом фонде и постепенный переход на оплату энергоресурсов в соответствии с затратами на их производство.
Для этих целей планируется оснащение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов; внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, приборов поквартального учета водоснабжения, что позволит регулированию теплопотребления за счет прерывистого графика работы подачи теплоносителя, в результате чего произойдет значительно эффективное распределение теплоэнергии.
Основные пути снижения потребления горячей и холодной воды и тепла:
организация учета и обеспечение возможности регулирования потребления ресурсов - установка приборов учета воды, тепла;
исключение утечек воды через неисправную арматуру и санитарно-техническое оборудование, внедрение полипропиленовых и металлополимерных труб;
утепление квартир и ликвидация непроизводительных потерь тепла коммуникациями;
утепление окон и дверей;
утепление наружных стен теплоизоляционными материалами.
внедрение автоматизированных ИТП;
внедрение поквартирных систем отопления и горячего водоснабжения.
Утепление здания, упорядочение воздушного режима дома, совершенствование системы инженерного обеспечения и другие ресурсосберегающие мероприятия могут дать экономию затрат до 30% (По данным ГУП Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).
Экономический и социальный эффект предлагаемых мероприятий
Реализация программных мероприятий предусматривает достижение социального эффекта, прямого экономического эффекта и косвенного (отсроченного) эффекта.
Социальный эффект Программы выражается в повышении качества оказываемых услуг, увеличении степени благоустроенности жилищного фонда, снижением расходов населения на платежи за содержание домохозяйств путем перехода на новые экономические формы взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе и развития конкурентной среды в сфере жилищного обслуживания и ремонтных работ в городах республики, увеличением спектра услуг в улусах республики. Повышение надежности работы производственных систем жилищно-коммунального комплекса позволит снизить до минимума связанные с авариями экстремальные ситуации для населения, что также обозначает социальную значимость Программы.
Экономическая эффективность Программы заключается в снижении издержек на единицу продукции в отрасли ЖКХ и, соответственно, экономии финансовых ресурсов для населения, бюджетной сферы и промышленных предприятий, потребляющих коммунальные услуги. Общий экономический эффект Программы, после реализации всех программных мероприятий, оценивается в 57,786 млн. руб.
Косвенный или отсроченный эффект Программы заключается в реализации мероприятий, эффективность которых имеет длительный период ожидания, либо не поддается прямому математическому счету.
Экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий приведен в табл. 2.6. В качестве расчетных показателей принята проектируемая площадь 759,3 тыс.кв.м.
Табл. 2.6
|
На 1 кв.м. |
Всего |
Потенциал экономии |
Потребление воды |
6,687 куб.м. |
5077,439 тыс. куб.м. |
761,616 тыс. куб.м. |
Потребление теплоэнергии |
0,490 Гкал |
372,057 тыс. Гкал |
93,014 тыс.Гкал |
Потребление электроэнергии |
78,190 тыс.квт.ч. |
59825,247 тыс. квт.ч. |
5,922 млн.квт.ч. |
Табл. 2.7
Эффективность мероприятий по годам.
Сроки, год |
Общая площадь, тыс.кв.м. |
Эффективность, млн. руб. |
2004 г. |
126 |
0,37 |
2005 г. |
290,5 |
1,85 |
2006 г. |
402,5 |
4,06 |
2007-2010 г.г. |
759,3 |
51,50 |
Всего: |
|
57,79 |
Обеспечение финансовой поддержки внедрения новых форм экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе республики.
На организацию товариществ собственников жилья, регистрационные мероприятия, подготовку документов объем финансирования:
2005 год - 14,100 млн. руб.
2006 год - 23,700 млн. руб.
2010 год - 55,200 млн. руб.
2.5. Система мероприятий Подпрограммы
Полный перечень подпрограммных мероприятий по энергосбережению и размер капитальных затрат приведен в приложении N 1 к Подпрограмме.
2.6. Экономические мероприятия энергосбережения
2.6.1. Экономический анализ снижения себестоимости производства тепловой продукции
Основу тарифа на тепловую энергию составляет себестоимость. Себестоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на их производство и реализацию.
Планирование себестоимости услуг осуществляется на основе данных, характеризующих эффективное использование основных средств, материальных, энергетических и трудовых ресурсов и при обеспечении государственных минимальных социальных стандартов предоставления услуг, а также качества, надежности и экологической безопасности обслуживания.
"Рис. 2.13. Анализ тарифов на тепловую энергию в 2003 г."
В состав себестоимости конкретной услуги, оказываемой организацией ЖКХ, включаются затраты на комплекс работ, за который в соответствии с договором несет ответственность организация. При отсутствии договора с заказчиком по решению органов, регулирующих тарифы на ЖКУ, для организации может устанавливаться стоимость конкретных услуг, исходя из всего технологического цикла от производства услуги до ее реализации непосредственно потребителям. В себестоимость включаются и те виды работ, которые по договорам субподряда выполняются сторонними организациями.
2.6.2. Экономические рычаги энергосбережения
Целью учета затрат и калькулирования себестоимости услуг является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию услуг в документах о финансово-хозяйственной деятельности, а также контроль за эффективностью использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Калькулирование себестоимости единицы услуги необходимо для обоснования уровня тарифов, определения прибыли и исчисления налогов, а также оценки эффективности технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производственно-экономической деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
/---------------------------------------------------\
| Приведение себестоимости до нормативного уровня |
\---------------------------------------------------/
/--------------------\ /--------------------\ /--------------------\
| | | | | |
| Восстановление | | Обновление | | Проведение |
| взноса | | основных фондов | | программных |
| | | | | мероприятий |
| | | | | |
\--------------------/ \--------------------/ \--------------------/
| | |
| | |
| | |
| | |
/------------------\ /------------------\ /------------------\
/------------------\| /------------------\| /------------------\|
/------------------\|| /------------------\|| /------------------\||
| ||| |Капитальный ремонт||| | |||
| Амортизация ||| |Инвестиционная ||| | Использование |||
| Текущий ремонт ||| |Программа ||| | |||
| ||| |Целевые ||| | |||
| ||| |федеральные ||| | Экономия |||
| ||| |программы ||| | |||
| ||| | ||| | |||
| ||/ | ||/ | ||/
| |/ | |/ | |/
\------------------/ \------------------/ \------------------/
"Рис.2.14. Структура себестоимости производства тепловой энергии (средние значения по РС (Я))"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.