Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Якутской городской Думы
от 20 апреля 2011 г. РЯГД-33-8
Концепция
по управлению муниципальным имуществом Городского округа "город Якутск"
1. Общие положения
Настоящая концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики Окружной администрации города Якутска в сфере управления муниципальным имуществом Городского округа "Город Якутск", а также имущественных прав Окружной администрации города Якутска, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях.
Концепция рассматривает цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные на обеспечение эффективности управления муниципальным имуществом, повышения доходов от его использования.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Цели и задачи управления муниципальным имуществом
В связи с совершенствованием федерального законодательства, изменением структуры Окружной администрации города Якутска, а также структуры муниципального имущества, возникла необходимость пересмотра приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования со стороны Департамента имущественных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) - как органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества Городского округа "Город Якутск".
Усиление роли органов местного самоуправления в регулировании муниципального сектора экономики, в том числе по решению имущественных вопросов, следует понимать как политику упорядочивания системы взаимосвязей между субъектами сектора экономики, их регулирование через механизмы экономических и правовых взаимоотношений.
Необходимо создать стройную, экономически и логически выверенную систему критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля.
В этой связи существует необходимость перманентного анализа структуры муниципальной собственности и построение на его основе системы принципов и приоритетов в области распоряжения муниципальным имуществом.
Политика Окружной администрации города Якутска в отношении управления муниципальным имуществом осуществляется в соответствии с настоящей Концепцией и преследует следующие цели:
- увеличение доходов бюджета Городского округа "Город Якутск" за счет эффективного и рационального управления муниципальной собственностью;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
Достижение указанных целей достигается путем решения следующих задач:
- совершенствование системы учета и оформления прав на объекты муниципального имущества, в том числе путем введения автоматизированной системы учета муниципального имущества, проведения полной инвентаризации объектов муниципального имущества в целях выявления неучтенного имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;
- организация максимально возможного возмездного пользования муниципальным имуществом;
- определение цели управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- сокращение расходов Городского округа "Город Якутск" на управление муниципальным имуществом путем своевременного и обоснованного списания изношенных основных фондов;
- проведение мероприятий по подготовке аукционов, конкурсов, тендеров и т.д. в целях получения дополнительных доходов и минимизации расходов муниципального бюджета;
- оптимизация количества муниципальных унитарных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ с долей муниципалитета;
- ведение постоянного мониторинга эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, учреждений и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию;
- обеспечение контроля за деятельностью руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
- обеспечение прав Городского округа "Город Якутск" как участника (акционера) в коммерческих организациях, повышение эффективности управления в акционерных обществах и иных предприятиях смешанных форм собственности с тем, чтобы обеспечить наибольшее поступление дивидендов (доходов) в местный бюджет;
- своевременная разработка и принятие правовой базы с учетом изменений федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия);
3. Управление муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, в том числе автономными.
3.1. Муниципальные унитарные предприятия
На 1 марта 2011 года в муниципальной собственности Городского округа "Город Якутск" находится 11 муниципальных унитарных предприятий. Из них, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в отношении МУП "Комфорт" введена процедура банкротства - наблюдение сроком на шесть месяцев; в отношении МУП "Мичээр" решается вопрос о добровольной подаче заявления в суд для признания предприятия банкротом и введения конкурсного производства; МУП ОРО "Горснаб" в настоящее время не осуществляет финансово-хозяйственной деятельности, приносящей доходы.
Окружная администрация города Якутска на данное время считает целесообразным сохранить в муниципальной собственности 8 муниципальных унитарных предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, в том числе:
N |
Наименование предприятия |
Размер уставного капитала, руб. |
Доля ГО "Город Якутск" в уставном капитале, % |
1 |
МУП "ЖКХ поселка Тулагино" |
93 000 |
100 |
2 |
МУП "Теплоэнергия" |
84 000 |
100 |
3 |
МУП "Земельная служба" |
432 870 |
100 |
4 |
ПМУП "Горсвет" |
228 439,70 |
100 |
5 |
МУП "Аптеки Якутска" |
3 402 517,34 |
100 |
6 |
МУП "Агентство по развитию территорий" |
5 000 000 |
100 |
7 |
МУП "Эхо столицы" |
100 000 |
100 |
8 |
МУП "Якутская пассажирская автотранспортная компания" |
100 185,67 |
100 |
По действующему законодательству Департамент наделен правом внесения предложений о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий. Департамент наделяет унитарные предприятия уставным фондом, в соответствии с действующим законодательством, в том числе: движимым, недвижимым имуществом, денежными средствами, ценными бумагами и пакетами акций и т.д., относящимся к муниципальной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет реестр объектов недвижимого имущества, решает вопросы реорганизации предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Департамент утверждает и вносит изменения в уставы унитарных предприятий, согласовывает назначение на должность и освобождение от должности их руководителей, главных бухгалтеров, согласовывает крупные сделки, а также налагает дисциплинарные взыскания на руководителя и главного бухгалтера.
Согласно Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" решения руководителей унитарных предприятий в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения, должны в обязательном порядке проходить согласование с собственником имущества, учредителем (ст. 18). Кроме того, определенные законом полномочия позволяют собственнику согласовывать планирование хозяйственной деятельности предприятий, контролировать и утверждать отчетность руководителей предприятий, требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, определять эти показатели.
Также руководители и главные бухгалтеры (руководители экономических служб) в полной мере несут ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности вверенных им предприятий. Трудовое законодательство дает учредителю возможность применения к руководителям мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
Для унитарных предприятий в соответствии с действующим законодательством (Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности") предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок.
Департаментом ведется аналитическая работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности, об основных фондах и находится в процессе постоянного движения.
Концепция направлена на ужесточение контроля со стороны Департамента в отношении:
а) финансовых потоков унитарных предприятий;
б) заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
в) достоверности информации о финансово-хозяйственном положении унитарных предприятий;
г) минимизации негативных последствий, возникающих в связи с неквалифицированной или противоправной деятельностью руководителей.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации практикуется получение собственником части прибыли унитарного предприятия.
Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет Городского округа "Город Якутск" часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, установленные муниципальным правовым актом.
При этом деятельность Департамента должна быть направлена на:
а) обновление реестра имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, вследствие движения имущества;
б) совершенствование системы управления унитарными предприятиями в целях получения дополнительных доходов в муниципальный бюджет;
в) исключение возможности деятельности предприятий, не способствующей получению доходов и не обеспечивающей интересов Городского округа "Город Якутск";
г) выработку четких критериев, в соответствии с которыми должны создаваться и функционировать унитарные предприятия;
д) создание условий для роста инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий, увеличения рентабельности предприятий.
3.2. Муниципальные учреждения
На 1 марта 2011 года в муниципальной собственности Городского округа "Город Якутск" находится 193 муниципальных учреждения, в том числе 5 автономных учреждений. Состав и тип учреждений приведены в приложении к настоящей Концепции.
Все муниципальные учреждения соответствуют требованиям действующего законодательства и должны быть сохранены в муниципальной собственности Городского округа "Город Якутск".
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" до 2012 года все муниципальные учреждения должны быть отнесены к одному из типов: казенное, бюджетное, автономное с обязательным указанием типа учреждения в их уставах.
По действующему законодательству Департамент наделен правом внесения предложений о создании, реорганизации и ликвидации учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств бюджета Городского округа "Город Якутск".
Сегодняшнее время требует от Департамента принятия быстрых, стратегических и гибких решений при рассмотрении вопросов использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями. Руководители муниципальных учреждений, в том числе автономных, должны понимать, что в целях минимизации расходов, ежегодно затрачиваемых на содержание учреждения, необходимо эффективно и рационально использовать не только основные фонды учреждения, но и активно применять энергосберегающие технологии, максимально использовать приборы учета. При этом Окружной администрации города Якутска нельзя допускать снижение финансирования муниципальных автономных учреждений на содержание.
3.3. Цели и задачи управления муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, в том числе автономными.
Цели и задачи управления муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, включая автономные, заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
б) оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
в) ужесточении контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также контроля за сохранностью муниципального имущества, закрепленного за ними;
г) снижении расходов на содержание муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
д) рациональном использовании ресурсов и обновлении основных фондов.
Достижение поставленных целей и решение задач управления муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, осуществляющими эффективную деятельность в интересах собственника, так и с качеством управления собственником соответствующим муниципальным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц; по определению предмета и целей их деятельности, соответствующей целям муниципального образования; о приватизации муниципального имущества; по согласованию предложений по распоряжению муниципальным имуществом; об осуществлении контроля за использованием имущества по назначению и за его сохранностью, по изъятию неэффективно используемого имущества, а также иные решения, в соответствии с полномочиями собственника. Также на основании распорядительных документов Главы Окружной администрации города Якутска и оценки деятельности бюджетных учреждений возможно принятие решений о переводе бюджетных учреждений в иную организационно-правовую форму. Реализация системы управления предполагает:
а) определение круга и количества муниципальных унитарных предприятий, необходимых для выполнения муниципальных функций.
Для оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
Необходимо проводить оценку деятельности всех муниципальных унитарных предприятий, исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а именно необходимостью:
- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);
- осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для муниципальных унитарных предприятий.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений определенным задачам, осуществляется:
- преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества, либо в муниципальные учреждения,
- реорганизация муниципальных унитарных предприятий;
- ликвидация муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
б) определение цели Департамента применительно к каждому муниципальному унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующих мероприятиях, которые проводятся по согласованию с отраслевыми комитетами и управлениями Окружной администрации города Якутска:
- установление обязательных требований к представлению руководителями муниципальных унитарных предприятий и учреждений предложений о способе достижения целей, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки, отчетности руководителей;
- установление требований к показателям деятельности муниципальных унитарных предприятий, а также к порядку их оценки;
- проведение аттестации руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий;
- установление порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям муниципальных унитарных предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления муниципальными унитарными предприятиями и за несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным, в установленном порядке основным экономическим показателям;
- утверждение целей деятельности муниципального унитарного предприятия (учреждения), программ (плана, бизнес-плана) их деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между Окружной администрацией города Якутска и руководителем, управляющим муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;
в) установление порядка отчетности руководителей муниципальных унитарных предприятии и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядок рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана);
г) установление порядка принятия управленческих решений при невыполнении программы (плана, бизнес-плана).
При обосновании невозможности достижения цели выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о финансовом оздоровлении, реорганизации, ликвидации муниципального унитарного предприятия или учреждения, о приватизации муниципального имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае отраслевыми комитетами и управлениями Окружной администрации города Якутска применяются меры ответственности к руководителям муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе.
д) ужесточение контроля над деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и самих муниципальных унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:
- осуществлять учет уставов муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в Департаменте в рамках ведения реестра муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- проводить проверки учредительных документов муниципальных унитарных предприятий и учреждений и требовать их приведения в соответствие с действующим законодательством;
- поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- устанавливать, по согласованию с Комитетом экономики, прогнозирования и ценообразования Окружной администрации города Якутска, основные экономические и иные качественные показатели работы муниципальных унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;
- проводить, по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов, анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки;
3.4. Банкротство предприятий
Особое место в управлении муниципальным имуществом занимает вопрос банкротства предприятий.
Именно при процедурах банкротства происходит освобождение от непрофильных производств, потерявших конкурирующие позиции вследствие неэффективного управления и неуклонно движущихся к банкротству. Санация производства, создание новых структурных элементов в рамках приватизации муниципальной собственности должна происходить при крайней необходимости и с привлечением достаточных на то средств.
Участие Окружной администрации города Якутска, как конкурсного кредитора, в процедурах банкротства необходимо для возврата средств в бюджет, вызванных недобросовестным исполнением дебиторами своих обязательств, так как вводимые процедуры банкротства служат стимулом для оплаты долгов. В результате реализуются как краткосрочные, так и долгосрочные задачи по привлечению финансовых ресурсов в бюджет Городского округа "Город Якутск". Под краткосрочными задачами понимается введение процедуры банкротства дебитора и немедленное получение требуемых денежных средств. Под долгосрочными - введение процедуры внешнего управления дебитора и получение контрольного пакета акций, либо получения имущества с целью дальнейшего использования. В результате возможно привлечение дополнительных денежных средств республиканского, федерального и местного бюджетов для ликвидации юридических лиц, зарегистрированных на территории Городского округа "Город Якутск". Это приведет к разгрузке реестра налогоплательщиков и уменьшению недоимки по налоговым платежам в местный бюджет. Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы муниципального образования, которым должны служить результаты процесса превращения Окружной администрации города Якутска в эффективного администратора. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволит осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что должно привести к оздоровлению предприятий и стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.
Именно при процедурах банкротства предприятий происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство, в первую очередь, должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.
Кроме того, банкротство - один из способов финансового оздоровления предприятий. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный.
Исходя из вышеизложенного, участие Окружной администрации города Якутска как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление процедур оздоровления предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач.
Необходимо определить ответственность отраслевых комитетов и управлений, в ведении которых находятся предприятия - потенциальные банкроты.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы муниципального образования, которым должны служить результаты процесса превращения Окружной администрации города Якутска в эффективного собственника.
3.5. Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями
Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
- поступлению дополнительных доходов в местный бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;
- сокращению количества муниципальных унитарных предприятии и учреждений;
- снижению расходов бюджета на содержание;
- снижению издержек производства;
- улучшению финансово-экономических результатов деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
4. Управление акциями (долями, паями) Городского округа "Город Якутск" в уставных капиталах хозяйствующих субъектов
4.1. Оценка состояния
На 1 марта 2011 года Городской округ "Город Якутск" владеет пакетом акций (долей, паев) в 20 хозяйствующих обществах (таблицы 1, 2, 3).
Таблица 1. Городской округ "Город Якутск" как единственный акционер
N п/п |
Наименование ОАО |
Размер уставного капитала |
Количество акций ГО "Город Якутск", % |
Количество акций ГО "Город Якутск", штук |
Номинал акции, рублей |
1. |
ОАО "Якутдорстрой" |
44 814 000 |
100 |
44 814 |
1 000 |
2. |
ОАО "Сигнал" |
3 812 000 |
100 |
38 120 |
100 |
3. |
ОАО "Сигма" |
101 000 |
100 |
1 010 |
100 |
4. |
ОАО "Поликлиника профилактического осмотра" |
6 748 700 |
100 |
67 487 |
100 |
5. |
ОАО "Банно-прачечный трест" |
19 465 000 |
100 |
19 465 |
1 000 |
6. |
ОАО "Якутская городская транспортная компания" |
57 808 000 |
100 |
57 808 |
1 000 |
7. |
ОАО Кинотеатр "Центральный" |
2 771 000 |
100 |
27 710 |
100 |
8. |
ОАО "Управление производственно -технической комплектации (сокращенно УПТК)" |
161 000 |
100 |
1 610 |
100 |
Итого по ОАО: |
135 680 700 |
|
258024 |
|
Общества, в которых Городской округ "Город Якутск" является единственным акционером, находящиеся в стадии ликвидации и банкротства:
- ОАО "ЦАДС - 05" - банкротство;
- ОАО "Жилсервис поселка Марха" - банкротство;
- ОАО "Дирекция по инфраструктурным объектам" - процедура банкротства - наблюдение.
- ОАО "ЕРКЦ" - банкротство;
- ОАО "Жилкомсервис" - ликвидация;
- ОАО "Центр культуры и досуга "Лена" - ликвидация.
Таблица 2. Доля Городского округа "Город Якутск" в других ОАО
N п/п |
Наименование ОАО |
Уставный капитал, рублей |
Доля ГО "Город Якутск", штук |
Доля ГО "Город Якутск", % |
Номинал акции, рублей |
1. |
ОАО АК "Алмазэргиэнбанк" |
769 943 446 |
21 253 598 |
2,8 |
1 |
2. |
ОАО "Якутуглестрой" |
217 603 000 |
8 900 |
0,9 |
200 |
3. |
ОАО "Якутптицепром" |
444 393 000 |
560 918 |
12,62 |
100 |
4. |
ОАО "Сбербанк России" |
67 760 844 000 |
215 000 |
0,000952 |
3 |
Итого по ОАО: |
69 192 783 446 |
22 038 416 |
|
|
Общества, в которые Городской округ "Город Якутск" является не единственным акционером, находящиеся в стадии ликвидации и банкротства:
- ОАО "Финансово-расчетный центр" - ликвидация.
Таблица 3. Доля ГО "Город Якутск" в ООО
N п/п |
Наименование ООО |
Уставный капитал, рублей |
Доля ГО "Город Якутск", рублей |
Доля ГО "Город Якутск",% |
1. |
ООО Страховая аптека "Сахамедстрах" |
16 362 |
7 362,9 |
45 |
Итого по ООО: |
16 362 |
7 362,9 |
|
Анализ системы управления хозяйствующих обществ Городского округа "Город Якутск" показывает, что необходимо ее совершенствование для рационализации и интенсификации управленческой деятельности. В качестве приоритетных стратегических направлений по обеспечению благоприятных тенденций развития хозяйственных обществ с учетом возможностей и угроз, сильных и слабых сторон определены:
- оптимизация локальной нормативной базы хозяйственного регулирования;
- увеличение рентабельности предприятий традиционных отраслей промышленности и развитие новых видов деятельности;
- рост производства потребительских товаров;
- приоритетная поддержка инвестиций в инновационные производства;
- активное экономическое взаимодействие с улусами и городами Республики Саха (Якутия), регионами Российской Федерации, странами СНГ и др. как способ, дающий возможность увеличения притока инвестиций в город, способствующий развитию конкуренции.
- включение в план приватизации пакетов акций и долей, принадлежащих Городскому округу "Город Якутск".
4.2. Цели и задачи управления акциями (долями)
Целями управления акциями (долями) являются:
- увеличение неналоговых доходов бюджета;
- обеспечение выполнения хозяйствующими обществами функций муниципалитета (социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией;
- стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций;
- оптимизация управленческих затрат (оптимизация количества хозяйствующих обществ, в уставном капитале которых имеется доля Городского округа "Город Якутск", сокращение расходов, связанных с управлением).
Среднесрочными задачами управления акциями (долями, паями), находящимися в муниципальной собственности через созданный институт представителей, являются:
1) Разработка механизмов управления акциями (долями) хозяйствующих обществ в соответствии с классификацией.
2) Координация работы отраслевых подразделений Окружной администрации города Якутска в процессе управления акциями.
3) Увеличение поступлений дивидендов от результатов деятельности обществ.
4) Планирование стратегии участия муниципалитета в непосредственном управлении ОАО.
5) Участие ОАО в выработке решений, существенно влияющих на удешевление и оптимизацию расходов, финансируемых из местного бюджета Городской округ "Город Якутск".
6) Формирование оптимальной структуры муниципальных пакетов акций, системы учета и контроля муниципальных долей.
7) Внедрение системы мониторинга организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию.
8) Разработка и утверждение системы критериев для сохранения муниципальных долей в уставных капиталах хозяйствующих субъектов на основе оценки эффективности.
4.3. Механизм управления акциями (долями, паями)
Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Городскому округу "Город Якутск" аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям.
Механизм управления акциями предполагает осуществление мероприятий:
- классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение групп акций по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления. Механизм управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйствующих обществ определяется нормативными правовыми актами по вопросам представления интересов Городского округа "Город Якутск":
- выполнения программ социально-экономического развития;
- назначения конкретных лиц в органы управления и контроля (члены Совета Директоров);
- оптимизация управленческих затрат, в том числе путем продажи мелких неликвидных пакетов акций.
4.4. Контроль эффективности управления акциями
Осуществление контроля эффективности управления связано с оценкой:
- динамики увеличения доходов от управления акциями и долями, поступающих в местный бюджет;
- количества закрепленных в муниципальной собственности пакетов акций и долей;
- полноты реестра пакетов акций и долей;
- сокращения числа неликвидных пакетов и долей, находящихся в муниципальной собственности, включая их в план приватизации.
5. Управление муниципальной недвижимостью
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства и др.
Имущественный комплекс Городского округа "Город Якутск" составляет:
- имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями;
- имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями;
- имущество, закрепленное за структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска;
- имущество, переданное во временное пользование, владение по основаниям, предусмотренным действующим гражданским законодательством, а также правовыми актами Окружной администрации города Якутска и/или учитываемое такими юридическими лицами на самостоятельном балансе;
- иное имущество, в отношении которого Городской округ "Город Якутск" или муниципальные предприятия и учреждения имеют права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами Городского округа "Город Якутск".
5.1 Управление земельными участками, находящимися на территории Городского округа "Город Якутск"
Городской округ "Город Якутск" состоит из 8 административных территорий.
Управление земельными участками на территории Городского округа "Город Якутск" основывается на принципах земельного законодательства.
Объектами управления являются земельные участки, в границах Городского округа "Город Якутск" и находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, находящиеся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
В настоящее время территория Городского округа "Город Якутск" составляет 358 438 га, из них:
В черте г. Якутска - 12 193 га
N |
Категория земель |
Площадь, га |
Площадь, % |
1 |
Земли сельскохозяйственного назначения |
61 485 |
17,15 |
2 |
Земли населенных пунктов (в том числе г. Якутска) |
21 993 |
6,15 |
3 |
Земли промышленности |
1 931 |
0,53 |
4 |
Земли лесного фонда |
255 002 |
71,14 |
5 |
Земли водного фонда |
12 803 |
3,57 |
6 |
Земли запаса |
5 159 |
1,43 |
7 |
Земли особо охраняемых территорий |
65 |
0,02 |
Поскольку земельная реформа в части, касающейся формирования государственной, частной и муниципальной собственности на землю, не завершена, проведение разграничения государственной собственности на землю является основополагающим направлением деятельности органов местного самоуправления, как способа возникновения муниципальной собственности на землю.
Окружная администрация города Якутска осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельные участки, находящиеся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
В настоящее время по данным Комитета по земельным отношениям Окружной администрации города Якутска:
- 13 797 земельных участков площадью 11 936 073,10 квадратных метра находятся на праве аренды физических лиц (годовое начисление арендной платы составляет 21 092 817,75 рублей);
- 3 296 земельных участков общей площадью 14 261 125,07 квадратных метра находятся на праве аренды либо в безвозмездном срочном пользовании юридических лиц (годовое начисление арендной платы составляет 259 558 483 рубля);
- на 4 127 участках расположены многоквартирные жилые дома;
- 161 земельный участок числится как самовольно занятый.
За 2009 год на 3 292 земельных участка общей площадью 2 935 215,87 квадратных метра оформлены договора купли-продажи.
5.1.1 Цели и задачи управления земельными ресурсами
Основными целями управления земельными участками являются:
- охрана земли как основного компонента окружающей среды, обеспечение рационального использования земли способами, не наносящими ущерб окружающей среде;
- обеспечение прав граждан и юридических лиц на владение, пользование и распоряжение принадлежащих им земельных участков;
- обеспечение рационального и эффективного использования собственниками, землепользователями, землевладельцами принадлежащих им земельных участков;
- соблюдение целевого назначения и вида разрешенного использования земельных участков;
- развитие территорий в соответствии с градостроительной документацией о правилах землепользования и застройки, зонирования территорий;
- развитие рынка земельных участков;
- становление института частной собственности на землю;
- развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- открытость процедуры предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности;
- обеспечение прозрачности деятельности Комитета земельных отношений Окружной администрации города Якутска;
- переход на аукционный и конкурсный принцип предоставления земельных участков для строительства.
Реализация поставленных целей достигается путем решения следующих задач:
- своевременная разработка и принятие нормативных правовых актов местного самоуправления, регламентирующих земельные отношения;
- принятие мер по обеспечению своевременного проведения собственниками, землепользователями, землевладельцами земельных участков мероприятий по охране нарушенных земель и обеспечению улучшения и восстановления земель;
- создание условий для максимально упрощенного и доступного для граждан и юридических лиц оформления правоустанавливающих документов на земельные участки;
- осуществление надлежащего муниципального контроля за использованием земель;
- своевременное выявление нарушений земельного законодательства и принятие мер по их устранению;
- обеспечение полного реестра землевладельцев и землепользователей;
- проведение инвентаризации земельных участков;
- постановка земельных участков на кадастровый учет.
5.1.2. Механизм управления земельными ресурсами.
Основными направлениями дальнейшей работы Окружной администрации города Якутска в области земельных отношений являются:
1) сокращение сроков оформления прав на земельные участки;
2) проведение информационной политики среди населения Городского округа "Город Якутск" о правах и обязанностях участников рынка земли;
3) повышение собираемости земельных платежей: арендной платы на земельные участки, земельного налога, поступлений от продажи земельных участков;
4) активизация процесса обеспечения правоустанавливающими документами на землю юридических и физических лиц;
5) разработка проектов межеваний территорий по всему городу до 2011 года для получения налогооблагаемой базы по земельному налогу с собственников помещений в многоквартирных домах;
6) усиление роли муниципального земельного контроля в области использования земельных участков.
Реализация данных направлений позволит провести целый ряд комплексных мероприятий в сфере регулирования земельных отношений. Эффективное проведение мероприятий позволит обеспечить:
- формирование муниципальной собственности Городского округа "Город Якутск" на земельные участки;
- увеличение оборота земельных участков;
- оценку экономического потенциала земельных ресурсов в городе Якутске;
- эффективный экономический механизм пользования земельными участками;
- эффективное взаимодействие между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления города Якутска в сфере регулирования земельных отношений, а также соблюдение прав и законных интересов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и Городского округа "Город Якутск", юридических и физических лиц;
- увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей от использования земельных участков на территории Городского округа "Город Якутск" в бюджеты всех уровней;
- совершенствование правовых основ регулирования земельных отношений.
5.2. Управление иными объектами недвижимого имущества.
На 1 марта 2011 года в Реестре муниципального имущества Городского округа "Город Якутск" зарегистрировано всего 55 628 объектов. Из них:
- 57 619 объектов движимого имущества;
- 5 136 объекта недвижимого имущества.
Недвижимое имущество представлено:
- жилым фондом - 3 473 жилых домов;
- нежилым фондом 824 объекта, в том числе 5 объектов незавершенного строительства;
- объектами инженерной инфраструктуры - 1228 объекта.
Из муниципального нежилого фонда:
- 62 725 кв. м. общей площади закреплено на праве хозяйственного ведения за хозяйствующими субъектами;
- 562 478,79 кв. м. - закреплено на праве оперативного управления;
- 6 966,41 кв.м. - передано в аренду.
На 1 марта 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществлена государственная регистрация прав муниципальной собственности Городского округа "Город Якутск" на 346 объектов недвижимости, что составляет 18% от общего количества.
5.2.1. Цели и задачи управления объектами недвижимости
Основными целями и задачами управления объектами недвижимого имущества являются
1. Создание правовой базы, необходимой для повышения эффективности управления объектами недвижимого имущества Городской округ "Город Якутск".
2. Максимально возможное повышение доходности от использования объектов недвижимого имущества.
3. Выполнение муниципалитетом социальных функций путем рационального распределения муниципального имущества.
4. Стимулирование развития реального муниципального сектора экономики за счет недвижимости, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости.
5. Вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов.
6. Совершенствование процедуры содержания и эксплуатации недвижимого имущества.
7. Снижение рисков путем внедрения системы страхования муниципального имущества, мониторинга механизма внедрения страхования муниципального имущества.
5.2.2. Механизм управления объектами недвижимости
Департаментом создана база систематического учета муниципального имущества, т.е. Реестр объектов муниципальной собственности. Результатом создания такого Реестра является возможность получения оперативной информации, позволяющей провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости, а также проведение инвентаризации.
Программа по ведению реестра муниципальной собственности Городского округа "Город Якутск" (SAUMI) позволяет осуществлять следующие действия:
1) обеспечить тотальный учет муниципального имущества (объекты недвижимости, машины и оборудование, инвентарь и др.);
2) автоматизировать оформление принятия имущества в муниципальную собственность, передачу на баланс муниципальных юридических лиц, а также по договорам аренды, безвозмездное пользование, обслуживание и учет, а также по иным основаниям в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;
3) обеспечить контроль по выполнению обязательств по договорам, заключаемым Департаментом в отношении муниципального имущества в установленные сроки;
4) автоматизировать создание документов на подготовленных шаблонах.
5) выдавать заявителям выписки из реестра муниципальной собственности.
С учетом данных Реестра муниципальной собственности, Городской округ "Город Якутск" производит государственную регистрацию прав на объекты недвижимости в органах федеральной регистрационной службы. Для подготовки пакета документов, необходимых для регистрации права муниципальной собственности, требуется изготовление (обновление) технической документации на все объекты, в целях чего Департаментом планово проводится техническая инвентаризация объектов недвижимости.
Одним из приоритетных направлений по управлению муниципальной недвижимостью является вовлечение в оборот бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Реализация данной задачи требует в первую очередь регламентирования процедуры придания указанным объектам статуса муниципальной недвижимости в соответствии требованиями действующего законодательства, а также процедуры определения адресов объектов, их технических характеристик, ведения реестра бесхозяйных объектов и их закрепления на обслуживание специализированным организациям.
Система содержания недвижимости города должна быть направлена на воспроизводство объектов недвижимости и осуществляться посредством реконструкции и модернизации, а также проведения капитального и текущего ремонта. В целях минимизации расходов, ежегодно затрачиваемых на содержание объектов недвижимости, необходимо активно применять энергосберегающие технологии, максимально использовать приборы учета энергоресурсов.
Систему эксплуатации недвижимости необходимо строить на основе разделении функций собственника недвижимости, управляющего объектом и подрядных организаций, обеспечивающих производство необходимых работ и предоставление соответствующих услуг. Основные функции собственника - контроль по соблюдению требований к содержанию и использованию недвижимости, обеспечение (в необходимых случаях) финансирования соответствующих работ, сохранение и улучшение недвижимости и объектов инженерной инфраструктуры. Функции управляющего - рациональное распределение ограниченных финансовых ресурсов между различными видами работ (услуг) по содержанию объектов недвижимости, организации конкурсного отбора подрядных организаций, обеспечению текущей деятельности по эксплуатации недвижимости.
Страхование недвижимости должно быть направлено на создание системы управления рисками, возникающими в процессе эксплуатации объектов. Основной принцип, лежащий в основе системы страхования недвижимости города, заключается в распределении рисков между различными участниками процесса управления недвижимым имуществом. Риски, не связанные со стихийными бедствиями, подлежат страхованию организациями, которым переданы права управления (пользования) объектами недвижимости.
Важным шагом должно стать совершенствование единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности. Они должны основываться на следующих принципах:
- безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
- использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
- предоставление объектов недвижимости в аренду исключительно по результатам проведенных конкурсов (аукционов).
- прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц.
- запрещение права субаренды арендаторам, в целях жесткого контроля за поступлением доходов в бюджет от арендной платы;
- продажа незавершенных строительством объектов на инвестиционных условиях, исходя из их рыночной стоимости согласно действующему законодательству.
Основными мерами реализации при этом должны являться: своевременное проведение конкурсов или аукционов с целью недопущения не использования муниципальных площадей и получения стабильных доходов от арендной платы, совершенствование методики расчета арендной платы, для чего должен своевременно проводиться мониторинг рыночной стоимости аренды и учитываться экономическая ситуация в стране. С учетом требований Бюджетного кодекса РФ в целях оптимизации использования объектов муниципального нежилого фонда предполагается уменьшение количества договоров безвозмездного пользования данными объектами. С общественными объединениями, а также органами и организациями республиканского и федерального подчинения, занимающими муниципальные помещения безвозмездно, предполагается заключение договоров аренды недвижимого имущества с установлением ставок арендной платы с понижающим коэффициентом.
Изложенные принципы должны быть реализованы в соответствующих нормативных актах муниципального образования.
5.3. Контроль эффективности управления объектами недвижимости
Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям:
- увеличение доходов бюджета от использования муниципального имущества;
- своевременная разработка и принятие соответствующей нормативной правовой базы;
- обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.
6. Приватизация муниципального имущества
6.1. Цели, задачи, принципы и политика Городского округа "Город Якутск" в области приватизации
Целью приватизации муниципального имущества Городского округа "Город Якутск" является повышение эффективности управления муниципальным имуществом.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
а) привлечение инвестиций в развитие местной промышленности;
б) создание условий для развития рынка недвижимости, конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;
в) оптимизация муниципального имущества Городского округа "Город Якутск";
г) осуществление приватизации муниципального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач Городского округа "Город Якутск";
д) пополнение доходной части бюджета Городского округа "Город Якутск" путем приватизации муниципального имущества;
е) оптимизация бюджетных расходов на управление муниципальной собственностью;
ж) разработка необходимой нормативно-правовой базы.
Приватизация муниципального имущества основывается на следующих основных принципах:
а) приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности Городского округа "Город Якутск";
б) муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе;
в) доходы от приватизации отражаются в местном бюджете Городского округа "Город Якутск";
г) приватизация имущества осуществляется Городским округом "Город Якутск" самостоятельно, на основании внесенных Департаментом предложений о целесообразности приватизации муниципального имущества.
6.2. Методы реализации целей приватизации
Методы реализации политики Городского округа "Город Якутск" в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида муниципального имущества.
В отношении унитарных предприятий необходимо:
установить дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия подлежат приватизации исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в местный бюджет от продажи предприятий с учетом их реальной оценочной стоимости. Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется, в основном, путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач);
учитывать региональный опыт приватизации, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта и с послепродажным контролем за сохранением видов деятельности физических и юридических лиц.
В отношении пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности:
расширение инструментария приватизации:
а) выпуск ценных бумаг, обеспеченных муниципальным имуществом;
б) проведение повторного аукциона в случае признания первоначального аукциона (конкурса) несостоявшимся;
ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном соответствии этих интересов интересам Городского округа "Город Якутск";
сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов Городского округа "Город Якутск" при приватизации.
В отношении недвижимости:
провести приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений;
принятие решений о приватизации на основе тщательного анализа, представленного Департаментом и отраслевыми подразделениями Окружной администрации города Якутска.
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой политики Городского округа "Город Якутск" по управлению муниципальным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения местного рынка товарами и услугами местных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народнохозяйственного комплекса.
Способы, методы и инструментарии приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев населения, включая социально незащищенные слои. При принятии решений о приватизации муниципального имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.
7. Финансирование расходов на реализацию Концепции по управлению муниципальным имуществом Городского округа "Город Якутск"
Финансирование расходов на реализацию Концепции по управлению муниципальным имуществом Городского округа "Город Якутск" производится за счет средств местного бюджета Городского округа "Город Якутск" на соответствующий финансовый год и плановый период.
Заключение
Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления Городским округом "Город Якутск" полномочий собственника муниципального имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов в муниципальном секторе экономики.
Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться принятием ряда нормативных правовых актов, конкретизирующих положения Концепции по каждому направлении.
Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы города, которым должны служить результаты процесса превращения его в эффективного собственника.
Руководитель аппарата Якутской городской Думы |
Р.П. Неустроев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.