Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия)
от 10 мая 2011 г. N 413-р
"Об утверждении Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы"
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2017 г. N 1397-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях развития системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить Концепцию развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Владимиров А.С.) при разработке и осуществлении мероприятий, касающихся вопросов развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия), руководствоваться положениями Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Концепция
развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 г. N 413-р)
Введение
Российская практика и исследования, проведенные в разных странах мира, показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных, экономических и образовательных эффектов.
Концепция развития дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия) в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Законом Республики Саха (Якутия) от 23 мая 1995 года З N 59-I "Об образовании", Законом Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 года 666-З N 215-IV "О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования Республики Саха (Якутия)", Указами Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", от 09 октября 2007 года N 1351 "О Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р "Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года", от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.
Разработка Концепции развития системы дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований, происходящих в республике, такими как:
увеличение рождаемости детей;
увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольного образования для детей до достижения ими 3-летнего возраста;
возрастание потребностей населения в получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного образования;
развитием компетентности и ее предпосылок у детей дошкольного возраста;
потребность в услугах дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями.
Раздел 1. Современное состояние дошкольного образования Республики Саха (Якутия)
1.1. Дошкольное образование: ресурсы и проблемы
Система дошкольного образования республики в 2010 году представлена 721 дошкольным образовательным учреждением и образовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые посещают 53015 детей.
Тенденция устойчивого роста рождаемости населения связана прежде всего с демографической политикой государства. Принятые меры по демографической политике и поддержке семьи способствовали сохранению положительного естественного прироста населения, снижению младенческой смертности (приложение N 1 к настоящей Концепции).
Учитывая данную тенденцию, должны приниматься меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (для 100% охвата детей необходимы строительство, выкуп, возврат и реконструкция 135 объектов дошкольных образовательных учреждений на 25000 мест).
Всего по республике на 48805 мест приходится 53015 ребенка, в том числе в городах и районных центрах 18630 детей нуждаются в дошкольных образовательных услугах (приложение N 2 к настоящей Концепции).
На 100 мест в дошкольных учреждениях приходится 109 детей, в городах и поселках городского типа - 118. По величине показателя республика занимает предпоследнее место в Дальневосточном федеральном округе, опережая только Сахалинскую область (118).
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет) в 2010 году составил 64,9%, что ниже чем в прошлом году на 0,9%. В сельской местности показатель равен 69,4%, в городах и поселках городского типа 62,1%, в том числе в г. Якутске - 50,2%. В Дальневосточном федеральном округе республика занимает 4 место, уступая Чукотскому автономному округу (88,9%), Магаданской области (79,7%) и Камчатскому краю (71,3%).
В настоящее время 90,3% детей старшего дошкольного возраста (с 5 лет) охвачены различными формами предшкольной подготовки в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 29 общеобразовательных учреждениях функционируют дошкольные группы. Для детей, - не посещающих детские сады, в 26 учреждениях открыты группы кратковременного пребывания. Вводятся в практику гувернерская служба, семейные детские сады.
Воспитание и обучение детей осуществляют 4 829 воспитателей. Укомплектованность штатов дошкольных образовательных учреждений в 2010 году составляет 96,3%. В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов.
Сегодня в системе дошкольного образования республики выделяется ряд существенных проблем, среди которых:
остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования. Доля детей, получивших путевки в общей численности детей, состоящих на учете, составляет лишь 56,3 процента;
57,5% детей от 1,5 до 3 лет не получают услуг раннего развития;
недостаточность объемов финансирования деятельности учреждений дошкольного образования; средства, выделяемые системе дошкольного образования муниципалитетами, в настоящее время не позволяют полностью покрывать расходы по социально защищенным статьям, по затратам на текущее содержание, а также капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение оборудования). Финансовое обеспечение позволяет лишь поддерживать в функционирующем состоянии имеющуюся базу;
высокая доля износа зданий дошкольных образовательных учреждений, не соответствующая требованиям безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (приложение N 3 к настоящей Концепции). Для ремонта ветхих зданий и нового строительства необходимы значительные инвестиции;
отсутствие конкуренции на рынке дошкольных образовательных услуг; качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают запросам родителей; 93% предложений услуг представлено муниципальным сектором, слабо развит сектор частных услуг;
низкая заработная плата работников дошкольных учреждений. Средняя заработная плата педагогического персонала в системе дошкольного образования составляла в 2010 году 14 339 рублей, что в 2 раза меньше средне республиканского уровня (28296,8 рубля);
переподготовка и повышение квалификации руководителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях внедрения новых федеральных государственных требований;
существующая система оценки качества дошкольного образования не соответствует современным требованиям. Для перехода на современную систему оценки качества требуются пересмотр процедур оценки качества и подготовка персонала как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в службах по надзору и контролю в области образования.
1.2. Основные характеристики инновационного развития дошкольного образования
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском новых подходов управления региональной системой дошкольного образования. "Традиции - инновации - институции" - концептуальная схема, отражающая инновационные процессы в дошкольном образовании, позволяет подчеркнуть их взаимозависимость в превращении инноваций в социально признанные нормы и ценности, т.е. в некие институции. Одна из очевидных характеристик современного дошкольного образования - развитие разнообразных моделей дошкольных образовательных учреждений, их целей, образовательных программ, технологий, форм организации и управления, внешних и внутренних факторов ее развития.
При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного региона необходимо сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов.
Условиями современного развития дошкольного образования становятся:
повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов - интеллектуальных, материальных, финансовых и других, привлечение бизнеса и предпринимателей в сферу дошкольного образования и поддержка инициатив по развитию сети;
эффективное взаимодействие с различными социальными институтами, министерствами и ведомствами;
строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, реконструкция зданий функционирующих детских садов с целью увеличения их мощности, передача системе дошкольного образования зданий бывших детских садов, ныне используемых не по целевому назначению;
создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;
формирование и повышение качественного потенциала педагогических кадров, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.
Раздел 2. Целевые ориентиры Концепции развития дошкольного образования
2.1. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - развитие и совершенствование системы дошкольного образования, обеспечение доступности в получении качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:
Задача 1. Разработка и реализация комплекса мер по созданию гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов.
Задача 2. Развитие новых организационно-экономических механизмов.
Задача 3. Создание институциональных механизмов диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и тендерных особенностей.
Задача 4. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.
2.2. Основные направления развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия)
1. Разработка и реализация комплекса мер по созданию гибкой сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов.
Направления деятельности:
разработка нормативно-правовых и организационных механизмов новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;
увеличение количества мест для организации дошкольного образования за счет строительства, реконструкции, оптимального использования имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений;
реформирование дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, нацеленное на инклюзивное образование;
существенное расширение и нормативно-правовое обеспечение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования, в том числе центров игровой поддержки ребенка, библиотек игрушек, лекотек и др.
2. Развитие новых организационно-экономических механизмов.
Направления деятельности:
введение нормативного финансирования дошкольного образования с учетом видов учреждений;
внедрение новых принципов долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений;
создание благоприятных условий (льготные кредиты, местные налоги, арендная плата) для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес структурами, частными лицами;
формирование конкурентной среды при предоставлении услуг дошкольного образования базой, для развития которой выступает механизм формирования и размещения задания (заказа) на образовательные услуги (любое учреждение, имеющее лицензию на право реализации программ дошкольного образования, имеет возможность участвовать в конкурсе на размещение бюджетного заказа).
3. Создание институциональных механизмов диагностики и постоянного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и тендерных особенностей.
Направления деятельности:
внедрение адаптивных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;
внедрение инновационных технологий развития и сопровождения ребенка, разработка и внедрение дистанционных форм домашнего образования и родительского просвещения.
4. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.
Направления деятельности:
внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;
формирование банка программно-методического обеспечения "коротких" образовательных программ для разных категорий детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение (общеразвивающие, подготовка к школе, спортивно-оздоровительные, коррекционные, по развитию творческих наклонностей в музыке, хореографии, рисовании и т.д.)
обновление этнокультурного содержания дошкольного образования;
создание единого образовательного пространства преемственности дошкольного и начального общего образования, единых требований детского сада и школы к уровню функциональной готовности детей к школьному обучению;
разработка и реализация программы базовой подготовки и переподготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию, работе с детьми с особыми потребностями, реализации "коротких" образовательных программ;
создание механизмов общественного участия в управлении системой и формирования гражданского заказа на услуги дошкольного образования.
2.3. Механизмы финансирования реализации Концепции
Финансовая поддержка осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов Республики Саха (Якутия), средств хозяйствующих субъектов.
2.4. Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
повышение качества и доступности дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, в первую очередь для потребителей услуг дошкольного образования г. Якутска и арктических районов;
увеличение охвата детей услугами дошкольного образования за счет строительства, реконструкции, оптимального использования имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений;
совершенствование системы дошкольного образования, на основе типового и видового многообразия учреждений;
внедрение современных технологий и моделей образования для обеспечения полноценного личностного развития ребенка в дошкольном возрасте и оптимальных условий для гармоничной социализации ребенка в школе и последующей жизни;
определение новых подходов к финансовому обеспечению развития системы дошкольного образования;
повышение образовательного уровня и социального статуса педагогических и руководящих кадров системы дошкольного образования;
развитие общественно-государственной системы управления и мониторинга за качеством дошкольного образования.
2.5. Этапы реализации Концепции
I этап (2011 год):
разработка плана реализации Концепции;
разработка и утверждение мероприятий по реконструкции старых и строительству новых детских садов;
разработка методики проведения оценки материальной и предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений;
разработка методических рекомендаций по организации детских садов семейного вида;
разработка плана поэтапного перехода по реализации федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования в республике.
II этап (2012-2014 годы):
реализация плана Концепции и мероприятий по реконструкции старых и строительству новых детских садов;
разработка и введение в действие новых механизмов комплексной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями;
разработка и реализация программы базовой подготовки и переподготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предшкольному образованию, работе с детьми с особыми потребностями, реализации "коротких" образовательных программ.
III этап (2015-2016 годы):
создание нормативной базы и единого информационного пространства дошкольного образования;
реализации мероприятий по строительству новых детских садов;
корректировка плана мероприятий с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и социально-экономических условий в республике;
определение основных направлений развития дошкольного образования на следующий период.
Заключение
Становление и развитие разнообразных моделей дошкольных учреждений обусловлено социокультурными и историческими ситуациями, с изменением запроса, поиском обогащения содержания и форм образования детей дошкольного возраста. Развитие вариативности и разветвленности сети дошкольных образовательных учреждений сегодня требует поддержки и консолидации усилий всех сфер жизнедеятельности республики. Развитие дошкольного образования региона способствует:
перспективе успешного освоения ребенком в последующем образовательных программ следующих ступеней образования;
полноценному участию в трудовой деятельности родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
разрешению демографической проблемы, наличию возможности беспрепятственно обеспечивать ребенку дошкольное образование в образовательных учреждениях, как один из способствующих факторов при планировании семьи и улучшению демографической ситуации.
Приложение N 1
к Концепции развития дошкольного
образования Республики Саха (Якутия)
на 2011-2016 годы, утвержденной
постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года N 413-р
Прогноз
численности детей, нуждающихся в устройстве в учреждения дошкольного образования, на 2011-2015 годы
|
2010 фактически |
2011 прогноз |
2012 прогноз |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
Численность детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет), человек |
114148 |
115124 |
116980 |
121388 |
124505 |
127576 |
в том числе в возрасте: |
|
|
|
|
|
|
от 0 до 2 лет |
31031 |
31945 |
32300 |
32500 |
32700 |
32900 |
от 2 до 5 лет |
41757 |
41757 |
43660 |
47131 |
48145 |
48600 |
от 5 до 7 лет |
41360 |
41422 |
41020 |
41757 |
43660 |
46076 |
Посещают дошкольные учреждения, человек |
53015 |
42130 |
43365 |
46289 |
51876 |
51431 |
Численность детей, неохваченных детскими дошкольными учреждениями, единиц |
61133 |
72994 |
73615 |
75099 |
72629 |
76145 |
в том числе в возрасте (лет) |
|
|
|
|
|
|
от 0 до 2 лет |
23167 |
30362 |
21271 |
20494 |
21816 |
23251 |
от 2 до 5 лет |
21224 |
24245 |
34214 |
33381 |
23527 |
14681 |
от 5 до 7 лет |
16742 |
18387 |
18130 |
21224 |
27286 |
38213 |
Приложение N 2
к Концепции развития дошкольного
образования Республики Саха (Якутия)
на 2011-2016 годы, утвержденной
постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года N 413-р
Потребность
населения в услугах дошкольного образования в разрезе муниципальных районов и городских округов на 01 января 2011 года
|
Муниципальные районы, городские округа |
Количество дошкольных учреждений |
Число мест в дошкольных учреждениях |
Численность детей, посещающих дошкольные учреждения |
Количество очередников в возрасте 1-6 лет |
Число детей, нуждающихся в устройстве в детские сады в городах и райцентрах |
1 |
Абыйский |
8 |
459 |
365 |
24 |
24 |
2 |
Алданский |
26 |
1860 |
2250 |
977 |
637 |
3 |
Аллаиховский |
3 |
255 |
247 |
81 |
81 |
4 |
Амгинский |
20 |
1170 |
1161 |
403 |
256 |
5 |
Анабарский |
3 |
210 |
210 |
157 |
102 |
6 |
Булунский |
8 |
670 |
606 |
168 |
70 |
7 |
Верхневилюйский |
33 |
1428 |
1261 |
965 |
606 |
8 |
Верхнеколымский |
7 |
360 |
293 |
96 |
96 |
9 |
Верхоянский |
25 |
1332 |
1052 |
268 |
263 |
10 |
Вилюйский |
34 |
1764 |
1855 |
875 |
295 |
11 |
Горный |
17 |
805 |
870 |
515 |
408 |
12 |
Жиганский |
7 |
330 |
417 |
104 |
104 |
13 |
Кобяйский |
22 |
870 |
852 |
588 |
91 |
14 |
Ленский |
21 |
1786 |
2006 |
996 |
636 |
15 |
Мегино-Кангаласский |
35 |
1757 |
1630 |
1023 |
304 |
16 |
Мирнинский |
32 |
4096 |
4028 |
778 |
778 |
17 |
Момский |
10 |
505 |
438 |
63 |
33 |
18 |
Намский |
31 |
1165 |
1219 |
635 |
403 |
19 |
Нерюнгринский |
28 |
4520 |
4382 |
1302 |
697 |
20 |
Нижнеколымский |
6 |
470 |
407 |
44 |
44 |
21 |
Нюрбинский |
30 |
1467 |
1538 |
870 |
398 |
22 |
Оймяконский |
И |
740 |
605 |
18 |
18 |
23 |
Олекминский |
32 |
1410 |
1526 |
300 |
279 |
24 |
Оленекский |
5 |
263 |
268 |
100 |
43 |
25 |
Среднеколымский |
12 |
600 |
626 |
283 |
160 |
26 |
Сунтарский |
37 |
1651 |
1645 |
716 |
460 |
27 |
Таттинский |
21 |
1119 |
1150 |
585 |
176 |
28 |
Томпонский |
14 |
826 |
788 |
140 |
140 |
29 |
Усть-Алданский |
39 |
1374 |
1391 |
1021 |
210 |
30 |
Усть-Майский |
13 |
581 |
515 |
70 |
40 |
31 |
Усть-Янский |
9 |
595 |
506 |
0 |
0 |
32 |
Хангаласский |
27 |
1653 |
2062 |
504 |
286 |
33 |
Чурапчинский |
32 |
1520 |
1517 |
300 |
150 |
34 |
Эвено-Бытантайский |
3 |
245 |
247 |
40 |
40 |
35 |
Город Якутск |
60 |
8949 |
13082 |
10719 |
10719 |
36 |
Жатай |
3 |
560 |
587 |
151 |
151 |
|
Всего |
721 |
4880S |
53015 |
25879 |
18630 |
Приложение N 3
к Концепции развития дошкольного
образования Республики Саха (Якутия)
на 2011-2016 годы, утвержденной
постановлением Правительства Республики
Саха (Якутия) от 10 мая 2011 года N 413-р
Техническое состояние и благоустройство
зданий дошкольных образовательных учреждений
(Сведения собираются в конце года 1 раз в 2 года без учета учреждений, находящихся на капремонте)
|
Всего |
Города и поселки городского типа |
Сельская местность |
|||
2007 |
2009 |
2007 |
2009 |
2007 |
2009 |
|
Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, в % от общего числа учреждений |
65,6 |
63,6 |
58,2 |
53,2 |
69,0 |
68,5 |
Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, в % от общего числа учреждений |
19,8 |
14,3 |
12,9 |
6,1 |
22,9 |
18,2 |
Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, в % от общего числа учреждений |
31,4 |
33.1 |
82,3 |
85,7 |
8,1 |
8,2 |
Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, не имеющих водопровода, в % от общего числа учреждений |
63,2 |
63,8 |
13,8 |
13,4 |
85,8 |
87,5 |
Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, не имеющих центрального отопления, в % от общего числа учреждений |
14,1 |
9,9 |
4,3 |
2,6 |
18,5 |
13,3 |
Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, не имеющих канализацию, в % от общего числа учреждений |
65,1 |
64,2 |
12,5 |
10,4 |
89,2 |
89,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2011 г. N 413-р "Об утверждении Концепции развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Якутия" от 12 мая 2011 г. N 82
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2017 г. N 1397-р настоящее распоряжение признано утратившим силу