Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 13 декабря 2010 г. N 3-33/10
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Пуховой Е.В.,
с участием прокурора Пантюхиной Е.Л.,
представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Павловой Т.В.,
при секретаре Дудайти А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"13" декабря 2010 года
дело по заявлению заместителя прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)", суд
установил:
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV), указывая на то, что в соответствии с федеральным законодательством информация о деятельности суда может размещаться на сайте суда, сайте органа Судебного департамента. При этом, субъектами, которые непосредственно подготавливают информацию, являются суды, Судебный департамент и органы судейского сообщества. Просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению часть 3 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV в части возможности установления законодательством Республики Саха (Якутия) случаев предоставления информации о деятельности судов на возмездной основе; часть 3 статьи 7 Закона РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV в части размещения информации о кадровом обеспечении мировых судей, сведений о размещении заказов на официальном сайте органа, обеспечивающего деятельность мировых судей; пункты 3, 4 части 2 статьи 1; статью 2; пункт 4 статьи 3; часть 4 статьи 4; части 1, 2 статьи 5; статью 6; статью 8 Закона РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV в части регулирования отношений, связанных с информированием о деятельности органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.
В судебном заседании прокурор Пантюхина Е.Л. заявление поддержала, суду пояснила, что Закон PC (Я) ограничивает мировых судей в размещении информации о своей деятельности, тем, что предусматривает размещение этой информации только на сайте Центрального аппарата, в то время когда Федеральный закон требует размещения информации на одном из трех сайтов: сайте суда, судебного департамента или органа судейского сообщества.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Павлова Т.В. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что размещение информации о кадровом обеспечении и размещении заказов, не является полномочием мирового судьи. Обеспечение порядка деятельности мирового судьи, в том числе его аппарата, является полномочием субъекта РФ. В соответствии с этим, закон PC (Я) регулирует полномочия и функции Центрального аппарата. Просит в заявлении прокурора отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, находятся в сфере правового регулирования Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 262-ФЗ).
Статья 2 Федерального закона N 262-ФЗ допускает возможность приоритетного применения законодательства субъекта Российской Федерации, устанавливающего полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации и мировых судей, в случае, если этим законодательством субъекта РФ предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены Федеральным законом.
Исходя из того, что обеспечение доступа к информации о деятельности мировых судей является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, особенности обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)".
В соответствии с ч. 2. ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 5 ст. 76).
По отношению к федеральному приоритетное применение имеет лишь то законодательство субъекта РФ, которое устанавливает полномочия и порядок деятельности мировых судей, и содержит отличные от федерального требования к предоставлению информации.
Оспариваемый Закон РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV полномочия и порядок деятельности мировых судей не регулирует и применяется лишь в части, неурегулированной Федеральным законом N 262-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Система федеральных сборов, устанавливаемая Налоговым кодексом РФ, не допускает возможности взимания федеральных сборов законодательством субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ч. 3 ст. 5 Закона PC (Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV, устанавливающая, что информация о деятельности мировых судей предоставляется пользователям информации бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или законодательством Республики Саха (Якутия), противоречит федеральному закону N 262-ФЗ. Органы государственной власти РС(Я) не вправе устанавливать случаи предоставления информации о деятельности судов на возмездной основе, а федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления субъектами РФ случаев предоставления информации о деятельности судов на платной основе.
Другие доводы прокурора основаны на том, что оспариваемый Закон РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV позволяет размещать на сайте Центрального аппарата информацию, которая по требования федерального законодательства должна размещаться судебными органами, а не иными государственными органами, к которым относится центральный аппарат.
Частью 3 статьи 7 Закона РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV определен перечень информации, размещаемой на официальном сайте органа, обеспечивающего деятельность мировых судей - Центрального аппарата по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия).
В указанный перечень, в частности, включена следующая информация:
информация о кадровом обеспечении деятельности мировых судей и органа, обеспечивающего деятельность мировых судей (порядок наделения полномочиями мировых судей, требования к кандидатам на должность мирового судьи; постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о назначении мировых судей; сведения о вакантной должности мирового судьи, вакантных должностях государственной службы в аппарате мирового судьи, а также в аппарате органа, обеспечивающего деятельность мировых судей и т.д.);
сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для обеспечения деятельности мировых судей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 10, пунктами 5, 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 262-ФЗ информация о кадровом обеспечении суда, сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов подлежат размещению в сети Интернет на сайте суда, а в случае, если мировой судья не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд общей юрисдикции.
Таким образом, прокуратура не оспаривает возможности размещения информации о кадровом обеспечении суда, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов на сайте Центрального аппарата.
Данная информация может быть размещена на сайте Центрального аппарата в рамках законодательства республики об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, а не о деятельности судов.
Согласно п. 1.1 Положения о Центральном аппарате по организационному обеспечению деятельности мировых судей в РС(Я), утв. постановлением Правительства PC (Я) от 27.12.2007 N 536, центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в PC (Я) является государственным органом РС(Я), осуществляющим организационное обеспечение (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера) деятельности мировых судей, работники аппарата и обслуживающий персонал являются государственными гражданскими служащими республики, обеспечение деятельности аппаратов мировых судей является расходным обязательством государственного бюджета республики.
Центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия) не может являться субъектом, который подготавливает информацию о деятельности судов, поскольку в силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" под информацией о деятельности судов понимается информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов.
Поскольку Центральный аппарат не относится к органам судебной власти, органам Судебного департамента и органам судейского сообщества, на отношения, связанные с освещением его деятельности, распространяется законодательство об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, а не о деятельности судов.
По указанному основанию вступают в противоречие с федеральным законодательством положения п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 1; ст. 2; п. 4 ст. 3; ч. 4 ст. 4; ч.ч. 1, 2 ст. 5; ст. 6; ч. 3 ст. 7; ст. 8 Закона РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV в части регулирования отношений, связанных с информированием о деятельности органа, обеспечивающего деятельность мировых судей..
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежат
удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) -удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда:
часть 3 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)" в части возможности установления законодательством Республики Саха (Якутия) случаев предоставления информации о деятельности судов на возмездной основе;
часть 3 статьи 7 Закона РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)" в части размещения информации о кадровом обеспечении мировых судей, сведений о размещении заказов на официальном сайте органа, обеспечивающего деятельность мировых судей;
пункты 3, 4 части 2 статьи 1; статью 2; пункт 4 статьи 3; часть 4 статьи 4; части 1, 2 статьи 5; статью 6; статью 8 Закона РС(Я) от 26.05.2010 г. 823-3 N 563-IV "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)" в части регулирования отношений, связанных с информированием о деятельности органа, обеспечивающего деятельность мировых судей.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пухова. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2010 г. N 3-33/10
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 мая 2010 г. N 29