Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 23 декабря 2010 г. N 3-38/10
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Пуховой Е.В.,
при секретаре Дудайти А.Ш.,
с участием прокурора Птицыной М.Е.,
представителя Правительства РС(Я) Кузьмина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
"23" декабря 2010 года
дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2.4 - 2.5, 2.6.1, 2.6.3, 3, 5 и абз. 2 пункта 7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2010 г. N 451 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2006 г. N 435 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", суд
установил:
Постановлением Правительства РС(Я) от 30.09.2010 N 451 внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2006 N 435 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", в том числе утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (Приложение N 4).
Документ опубликован в газете "Якутские ведомости" N 66 от 09.10.2010 г.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту - Порядок) регулирует отношения по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами при оформлении прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
И.о. прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2.4 - 2.5, 2.6.1, 2.6.3, 3, 5 и абз. 2 пункта 7.1 Порядка, указывая на то, что оспариваемые положения Порядка устанавливают дополнительные требования для лиц, обращающихся с заявлениями о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения зависит от испрашиваемого права (в собственность или в аренду), основных направлений использования сельскохозяйственных земель и категории граждан и юридических лиц, соответственно, перечень предоставляемых документов зависит от испрашиваемого права и порядка предоставления земельных участков (на торгах или без проведения торгов), установленных вышеуказанными Федеральными законами и Земельным кодексом РФ, и самостоятельно субъектом РФ устанавливаться не может.
В судебном заседании прокурор Птицына М.Е. заявление поддержала.
Представитель Правительства РС(Я) Кузьмин А.А. с заявлением не согласился, суду пояснил, что оспариваемое постановление Правительства РС(Я) от 30.09.2010 N 451 не может быть проверено на соответствие постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808, поскольку эти постановления приняты в соответствии с разными статьями Земельного кодекса РФ и регулируют разные правоотношения. Кроме того, документы, указанные в пунктах 2.3.-2.5. приложения N 4 к постановлению Правительства PC (Я) от 30.09.2010 N 451, подаются как приложения к заявлению, излагающие сведения, которые необходимо указать в заявлении согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, а именно: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, пункты 2.6.1. и 2.6.3. Порядка не противоречат законодательству, так как они касаются процедуры предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, а не земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему. Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением земель сельскохозяйственного назначения, находится в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2. ст. 76 Конституции РФ по, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 5 ст. 76).
Предоставление земель сельскохозяйственного назначения зависит от испрашиваемого права (в собственность или в аренду), основных направлений использования сельскохозяйственных земель и категорий граждан и юридических лиц.
Соответственно, и перечень предоставляемых документов зависит от испрашиваемого права (в собственность или в аренду) и порядка предоставления земельных участков (на торгах или без проведения торгов), установленных Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Земельным кодексом РФ.
Особенности порядка предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В собственность такие земельные участки предоставляются гражданам и юридических лицам на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев приобретения участка в собственность арендатором.
Пункт 3 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков отсылает к статье 38 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
В части перечня документов, которые должны быть предоставлены претендентом для участия в торгах, пункт 10 указанных Правил относит к ним заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Порядок передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ. В аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения передаются гражданам для целей, не связанных со строительством, на основании заявления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ Правительство РС(Я) постановлением от 30.09.2010 N 451 утвердило Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В пунктах 2.1 - 2.6.3 указанного Порядка указываются документы, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду из земель сельскохозяйственного назначения. К ним относятся: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки на территории Республики Саха (Якутия) либо об отсутствии записей о них (п. 2.3), технико-экономическое обоснование целесообразности предоставления земельных участков под заявленную цель (п. 2.4), чертеж-схема испрашиваемого земельного участка (п. 2.5). Тем самым Правительством РС(Я) были установлены дополнительные требования для лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, что противоречит федеральному законодательству, которым предусматривается лишь обязательное предоставление заявления о предоставлении земельного участка в случае, если земельный участок оформляется в аренду; заявления и платежного документа - в случае, если земельный участок оформляется в собственность. Требование о предоставлении иных документов определяется при проведении торгов, а их перечень опубликовывается в извещении о проведении торгов.
В целом перечень документов оспариваемого прокурором Порядка предусмотрен вне зависимости от испрашиваемого права (в собственность или в аренду) и категории граждан и юридических лиц, обращающихся с заявлениями. Так, исходя из Преамбулы оспариваемого Порядка во взаимосвязи с пунктами 2.1-2.5 земли сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей в собственность или в аренду. Однако в соответствии со ст. 82 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 10 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Таким образом, указанные земельные участки предоставляются юридическим лицам вышеуказанной категории гражданам только в аренду.
Поскольку Правительство РС(Я) не вправе устанавливать дополнительные требования к документам, представляемым при оформлении земельных участков, без учета испрашиваемого права (в собственность или в аренду) и категории граждан и юридических лиц, обращающихся с заявлениями, суд считает п.п. 2.4 - 2.5 Порядка противоречащими федеральному законодательству.
По вышеуказанным основаниям противоречит земельному законодательству абзац 2 пункта 7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому к заявлениям, которые поданы в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения (о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду), применяются положения пункта 2 Порядка.
Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ указанные граждане представляют заявление о предоставлении им земельных участков и соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 74-ФЗ.
Однако Правительство РС(Я) в пунктах 2.6.1, 2.6.3 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установило, что к заявлению граждан, заинтересованных в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, должны прилагаться: копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.6.1); бизнес-план крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.6.3).
Пункты 2.6.1, 2.6.3 Порядка подлежат признанию несоответствующими федеральное законодательству, поскольку Федеральное законодательство не позволяет субъекту РФ самостоятельно устанавливать такие дополнительные требования в части предоставляемых документов.
По общему правилу с заявлением о предоставлении земельного участка обращаются граждане для создания фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Федерального закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ, в связи с чем предоставление копии свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства до разрешения вопроса о предоставлении земельного участка невозможно.
Во взаимосвязи с пунктами 2.3-2.5, 2.6.1 и 2.6.3 Порядка являются незаконными пункт 3 Порядка, согласно которому несоответствие заявления и прилагаемых к нему документов положениям пункта 2 Порядка является снованием для их возвращения заявителю; пункт 5 Порядка, согласно которому для принятия необходимых мер по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в ней сведений приостанавливается рассмотрение документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативны! правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия решения суда пункты 2.4-2.5, 2.6.1, 2.6.3, 3, 5 и абзац 2 пункта 7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2010 г N 451 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2006 г. N 435 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункты 2.4-2.5, 2.6.1, 2.6.3 и абзац 2 подпункта 7.1"
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2010 г. N 3-38/10
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 мая 2010 г. N 29