В целях реализации Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 года N 474-РП "Об утверждении Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы":
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе правового образования и просвещения в Республике Саха (Якутия).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Президент Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
16 мая 2011 года
N 309-РП
Положение
о системе правового образования и просвещения в Республике Саха (Якутия)
(утв. распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2011 г. N 309-РП)
I. Общие положения
Система правового образования и просвещения населения Республики Саха (Якутия) представляет собой совокупность взаимосвязанных, целенаправленно осуществляемых форм работы по повышению правовой грамотности населения республики на основе взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общественных объединений и юридической общественности.
Функционирование системы является непрерывным.
Правовое просвещение населения заключается в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний, а именно: об основных правовых принципах и нормах права, об основах деятельности правоохранительных органов, о роли права в регулировании общественных процессов.
Цель организации и функционирования единой системы правового образования и просвещения - повышение уровня правовой грамотности, правового сознания, правовой культуры и социально-правовой активности населения Республики Саха (Якутия).
Задачи:
- определение принципов функционирования системы правового образования и просвещения населения;
- определение круга субъектов, осуществляющих деятельность по правовому образованию и просвещению населения, а также субъектов, на которых данная деятельность будет направлена;
- определение форм осуществления правового просвещения населения;
- разработка плана мероприятий по осуществлению правового просвещения населения;
- разработка информационных материалов и методик проведения работы по правовому просвещению;
- привлечение к работе по правовому просвещению населения негосударственных организаций;
Ожидаемые результаты:
- формирование качественного уровня правовой подготовки представителей различных категорий населения и профессиональных групп;
- привитие умений и навыков реализации права, защиты нарушенных субъективных прав;
- создание условий, позволяющих самостоятельно ориентироваться в основных, жизненно важных вопросах права;
- расширение доступа к официальной правовой информации социально незащищенных групп населения, жителей сельской местности;
- расширение доступа граждан к официальной правовой информации посредством использования электронных справочно-правовых систем;
- сохранение в республике стабильной социально-политической ситуации, обстановки гражданского согласия и сотрудничества, способствующих решению возникающих проблем правовыми методами;
- повышение уровня правовой культуры молодежи, утверждение навыков законопослушного поведения и уважения к законам, снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних;
- повышение уровня профессионализма лиц, обеспечивающих правовое воспитание населения;
- качественное улучшение взаимодействия государственных и муниципальных органов исполнительной власти, общественных организаций и объединений в работе по пропаганде юридических знаний;
- усиление роли органов местного самоуправления в работе по пропаганде юридических знаний, оказанию правовой помощи социально незащищенным группам населения;
- повышение уровня доверия граждан к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей в выборах.
II. Принципы организации системы правового образования и просвещения населения
Система правового образования и просвещения должна строиться на принципах научности, плановости, последовательности, дифференцированности, всеобщности, непрерывности и соответствия изменяющимся условиям жизни общества.
Принцип научности заключается в необходимости организации системы правового образования и просвещения в соответствии с последними научными разработками в различных сферах, прежде всего в юриспруденции, социологии, педагогике, психологии.
Принцип плановости предполагает систематизированное, всестороннее и детализированное планирование деятельности органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в осуществлении мероприятий по правовому просвещению населения, а также своевременную корректировку планов в соответствии с возможными организационными и общественными изменениями.
Принцип последовательности означает поэтапное, планомерное формирование системы правового образования и просвещения, постепенное включение в нее новых элементов, вовлечение новых субъектов как со стороны обучаемых, так и со стороны осуществляющих мероприятия по правовому просвещению.
Принцип дифференцированности предполагает разнообразие подходов к организации мероприятий по правовому просвещению по отношению к различным категориям населения, возрастным и профессиональным группам, социальным слоям общества и т.п.
Принцип всеобщности направлен на охват системой правового образования и просвещения всех социальных групп, осуществление соответствующих мероприятий в отношении максимально большего количества членов общества.
Соблюдение принципа соответствия изменяющимся условиям жизни общества призвано отражать социальные изменения и использовать новые возможности, предоставляемые благодаря развитию общественных институтов, а также техники и технологий.
III. Участники системы правового образования и просвещения
Участниками системы правового образования и просвещения, осуществляющими работу по правовому образованию и просвещению населения в рамках полномочий, определенных законодательством, являются:
1) органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
2) территориальные органы федеральных органов государственной власти Российской Федерации по Республики Саха (Якутия);
3) суды;
4) органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия);
5) Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия);
6) общественные организации и объединения;
7) адвокаты и адвокатские палата Республики Саха (Якутия);
8) нотариусы и нотариальная палата Республики Саха (Якутия);
9) образовательные учреждения;
10) средства массовой информации.
IV. Организация и проведение работы по правовому образованию и просвещению
Правовое просвещение осуществляется по следующим направлениям:
1. Общее правовое просвещение направлено на общество в целом. Правовое просвещение осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), общественными организациями, образовательными учреждениями на основе плана мероприятий по осуществлению правового просвещения населения, утверждаемого Координационным советом по вопросам повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Разработка научно-методических рекомендаций, пособий по правовому обучению, тематических планов и программ правового обучения и просвещения с учетом возрастных, профессиональных и других особенностей разных категорий граждан осуществляется республиканскими органами государственной власти, научными учреждениями, общественными организациями.
Работа по правовому просвещению предусматривает правовое обучение по следующим группам:
первая группа - руководители государственных органов Республики Саха (Якутия) и их структурных подразделений;
вторая группа - государственные гражданские служащие Республики Саха (Якутия);
третья группа - муниципальные служащие;
четвертая группа - лекторы, преподаватели учебных заведений;
пятая группа - работники предприятий, организаций, учреждений;
шестая группа - журналисты редакций газет, журналов, радио и телевидения;
седьмая группа - студенты, школьники, дети дошкольного возраста.
2. Специальное правовое просвещение осуществляется в отношении правонарушителей, лиц с девиантным поведением, осужденных. Работа с данными лицами должна осуществляться по возрастным группам с учетом особенностей совершенных правонарушений.
V. Формы проведения мероприятий по правовому образованию и просвещению населения
1. Проведение семинаров-совещаний руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей их структурных подразделений в целях обсуждения, уточнения и детализации планов мероприятий по организации правового образования и просвещения населения, определения целевых групп, на которые прежде всего, должно быть направлено функционирование системы.
2. Организация и проведение социологических исследований по вопросам правовой культуры граждан и отдельных социальных групп.
3. Лекционно-правовая работа с населением, на предприятиях и организациях, в органах государственной власти и местного самоуправления.
4. Обеспечение оперативного доступа граждан к официальной правовой информации.
5. Материально-техническое обеспечение (пополнение фондов библиотек юридической литературой, распространение электронных справочно-правовых систем).
6. Организация лекционно-пропагандистской работы в образовательных учреждениях, а также правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали.
7. Организация правовой пропаганды в средствах массовой информации, ведение постоянных рубрик, посвященных актуальным вопросам развития законодательства и правовой культуры общества, осуществляющих информационно-аналитические, культурно-просветительские, образовательные функции.
8. Оказание научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2011 г. N 309-РП "О системе правового образования и просвещения в Республике Саха (Якутия)"
Текст распоряжения опубликован в газетах "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 21 мая 2011 г. N 31, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 20 июля 2011 г. N 94-102