Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2017 г. N 337-РГ настоящий Указ снят с контроля
В целях повышения качества жизни пожилых граждан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком - координатором программы "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы" Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики |
Е. Борисов |
г. Якутск
23 мая 2011 года
N 687
Программа
"Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"
(утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2011 г. N 687)
Паспорт
программы "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"
Наименование программы |
"Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы" |
Статус программы |
Проектная программа |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения |
Поручение Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС |
Государственный заказчик - координатор программы |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
Основные исполнители программы |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления |
Цели и задачи программы |
Цель: повышение качества жизни пожилых людей на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности социальных, медицинских, юридических, психологических, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества Задачи: - модернизация и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных и социально ориентированных услуг, строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания; - создание новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; - принятие мер по улучшению медицинского обслуживания, улучшение схемы лекарственного обеспечения пожилых граждан, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; - подготовка и повышение квалификации, профессионального мастерства социальных работников, специалистов сферы социального обслуживания, принятие мер материального стимулирования социальных работников, укрепление кадрами учреждений социального обслуживания; - обеспечение научно-методического и информационного сопровождения программы |
Сроки и этапы реализации программы |
2011-2013 годы |
Перечень основных мероприятий |
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение к Программе). Перечень мероприятий состоит из 5 основных разделов: 1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей. 2. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей. 3. Меры по укреплению здоровья пожилых людей. 4. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов учреждений социального обслуживания. 5. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и энергосбережению на объектах социального обслуживания населения. На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышение информированности пожилых людей о своих правах направлено проведение систематизации нормативной правовой базы в области социальной поддержки граждан старшего поколения. Намечено продолжить на качественно новом уровне закупки и поставки оборудования и автотранспортных средств для учреждений медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста. В частности, предусматривается укрепить их материально-техническую базу за счет поставки технологического оборудования для оказания социально-бытовых услуг в стационарных, полустационарных и надомных условиях. Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых людей. Включенные в перечень мероприятий республиканские конкурсы профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания, курсы повышения квалификации социальных работников направлены на совершенствование их профессиональной деятельности, повышение общественной значимости труда работников социальной сферы. Скоординированное проведение республиканских научно-практических конференций и семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития профильных научных исследований и обменов в этой области. |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 1981501,20 тыс. руб. из республиканского бюджета, в том числе: на капитальные вложения - 822877,3 тыс. р; на прочие расходы - 1158623,9 тыс. р. В том числе: 2011 год - 421644,00 тыс. р., в том числе: на капитальные вложения - 85000,0 тыс. р.; на прочие расходы - 336644,0 тыс. р. 2012 год - 835721,81 тыс. р., в том числе: на капитальные вложения - 431000,0 тыс. р.; на прочие расходы - 404721,81 тыс. р. 2013 год - 724135,38 тыс. р., в том числе: на капитальные вложения - 306877,3 тыс. р.; на прочие расходы - 417258,38 тыс. р. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: - создать комфортные условия для жизнедеятельности пожилых людей за счет принятия дополнительных мер социальной поддержки, модернизации и переориентации учреждений социального обслуживания, внедрения новых технологий (социальных, медицинских, информационных); - достичь максимально возможного улучшения состояния здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста путем поддержания жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера, приобщения пожилых людей к частичной занятости, облегченному труду, культуре и спорту с привлечением учреждений социальной сферы, организаций и предприятий, общественных объединений; - поднять престиж социального работника, создавая условия труда и жизни, стимулируя материально и способствуя повышению профессионального мастерства. К числу конечных результатов реализации Программы относятся: - повышение качества жизни пожилых людей; - повышение профессионального престижа социальных работников. |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы |
К индикаторам эффективности мероприятий относятся: - увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан; - увеличение удельного веса зданий социального обслуживания, соответствующих санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности; - увеличение охвата граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому; - создание мобильных бригад (количество); - создание приемных семей (количество); - создание пунктов проката современных технических средств и предметов ухода за пожилыми людьми (количество); - удельный вес больных, охваченных всеми видами медицинской помощи; - увеличение численности пожилых граждан, обучившихся компьютерной грамоте; - увеличение удельного веса персонала учреждений социального обслуживания, повысивших профессиональную квалификацию. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном Правительством Республики Саха (Якутия) порядке совместно с Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия). Министерства - сполнители# разделов согласно установленному порядку представляют ежемесячные, квартальные и годовой отчеты в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Сводные ежемесячные, квартальные, годовые отчеты Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) представляет в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия). |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Процесс старения населения в целом по России, в том числе в республике Саха (Якутия) сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. По состоянию на 1 января 2010 года каждый пятый житель России (30,7 млн. чел.) находится в возрасте старше трудоспособного.
В предстоящем десятилетии ожидается, что рост численности населения старше трудоспособного возраста и его доли в общей численности населения продолжится, причем опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.
При такой объективной ситуации необходимо усиление государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и реабилитации людей пожилого возраста, создания им необходимых условий для адаптации в обществе, обеспечения уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей. При этом забота о здоровье пожилых людей, их лекарственном обеспечении является приоритетной составляющей социальной политики.
Создавшаяся проблема требует совершенствования всей системы социального обслуживания, социальных и медицинских услуг.
Необходимость принятия неотложных мер в отношении пожилых людей озвучена в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в 2010 году, в соответствии с которым даны поручения о принятии целевых программ в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста, удовлетворение их жизненных потребностей является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Социально-демографическая категория "граждане пожилого возраста" справедливо характеризуется как уязвимая, требующая постоянного внимания и формирующая возрастающий спрос на социальные услуги различного характера и меры социальной поддержки со стороны государства.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для окружающих их людей. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Рост спроса на социальное обслуживание, социальные и медицинские услуги и другие меры социальной поддержки среди пожилого населения республики обусловлен процессом старения населения в Российской Федерации, в том числе в республике.
По классификациям ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте с 65 лет и старше превышает 7 процентов. На начало 2010 года в России лица в возрасте 65 лет и старше составляли 12,9% (на начало 1991 года -10,2%), а в республике - 5,7%.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - в возрасте 75-89 лет, к долгожителям - люди в возрасте 90 лет и старше.
В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран - 65 лет (в России - 55 и 60 лет, в Республике Саха (Якутия) - 50 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).
Анализ социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) за последние годы показывает, что в республике, как и в России в целом, отмечается устойчивая тенденция к увеличению численности лиц пожилого возраста, что связано со старением населения. В частности, старение населения республики оказалось обусловленным длительным спадом рождаемости при сохранении высокой смертности граждан трудоспособного возраста.
Численность населения Республики Саха (Якутия) по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 958,3 тыс. человек, в том числе в возрасте 50 лет и старше 217 736 человек:
Динамика роста числа пожилых людей (пенсионного возраста) в Республике Саха (Якутия)
(на начало года, человек) | ||||
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего пожилых людей (пенсионного возраста), человек |
196 659 |
204 177 |
201 652 |
217 736 |
в том числе: |
|
|
|
|
50-59 лет |
118 849 |
123 427 |
127 371 |
130 167 |
60-64 лет |
21049 |
24 229 |
28 315 |
33 289 |
65-69лет |
23 826 |
21 858 |
18 744 |
16517 |
70 лет и более |
32 935 |
34 663 |
36 222 |
37 763 |
Согласно методологии Росстата из общей численности постоянного населения выделяются следующие основные возрастные группы: моложе трудоспособного возраста (0-15 лет), трудоспособного возраста - женщины 16-54 лет, мужчины - 16-59 лет, старше трудоспособного возраста - женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше.
На 1 января 2011 года в республике проживают 119 479 человек старше трудоспособного возраста, в том числе по возрастным категориям:
Численность населения старше трудоспособного возраста в Республике Саха (Якутия)
(на начало года, человек) | ||||
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Численность населения старше трудоспособного возраста, человек |
104 518 |
109 555 |
113 762 |
119 479 |
в том числе в возрасте, лет: |
|
|
|
|
55-59 (женщины) |
26 708 |
28 805 |
30 481 |
31910 |
60-64 |
21049 |
24 229 |
28 315 |
33 289 |
65-69 |
23 826 |
21 858 |
18 744 |
16517 |
70 лет и более |
32 935 |
34 663 |
36 222 |
37 763* |
Положение пожилых в России, в том числе в республике, связано с проблемами со здоровьем, недостаточным доходом и часто тяжелыми социально-бытовыми условиями жизни, недостаточным развитием сети социальных и медицинских услуг.
Обеспечение пожилым гражданам республики достойной комфортной жизни, обеспечение их эффективными социальными и медицинскими услугами, также модернизация всей сети социального обслуживания, коренное улучшение обеспечения пожилых людей медицинскими услугами, лекарственными препаратами, привлечение их к облегченному труду, занятиям культурной и спортивной жизнью являются первостепенными задачами в социальной политике. Реализация данных задач требует вложения дополнительных финансовых средств из бюджетов всех уровней, участия благотворительных организаций и частного капитала.
Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и другими министерствами и ведомствами проводится планомерная работа по социальной поддержке пожилых людей.
Повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи, способствующих обеспечению нормальной жизнедеятельности, остаются одними из основных целей государственной социальной политики.
Основные положения государственной политики Российской Федерации в отношении пожилых людей закреплены в основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, федеральных и республиканских законах: "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи", "О социальном обслуживании населения в Республике Саха (Якутия)". По социальной поддержке в санаторном лечении ветеранов тыла и ветеранов труда также приняты и действуют ряд правительственных постановлений по мерам социальной поддержки пожилых людей.
В результате реализации законов и постановлений в республике созданы условия для развития социальных и медицинских услуг, принимаются меры по улучшению жилищных условий пожилых людей, разработаны меры по улучшению лекарственного обеспечения.
Показатели
по социальному и медицинскому обслуживанию пожилых людей
Показатели |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Обеспечение стационарными учреждениями |
чел. |
2464 |
2464 |
2464 |
Обеспечение социальным обслуживанием на дому |
чел. |
4378 |
4141 |
4781 |
Обеспечение лечением пожилых граждан в Гериатрическом центре |
чел. |
2163 |
2293 |
2376 |
Обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими средствами |
тыс. руб. |
28014,7 |
37951,4 |
36988,6 |
Обеспечение санаторным лечением ветеранов тыла и труда |
чел. |
2024 |
1526 |
1584 |
Количество учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) |
кол-во |
118 |
108 |
106 |
В Республике Саха (Якутия) сегодня функционируют 23 дома-интерната для пожилых граждан и инвалидов (общего типа - 17, психоневрологические - 5, для девиантной группы - 1), 4 комплексных центра для социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), 2 центра социально-бытового обслуживания (далее - ЦСБО), 38 отделений социального обслуживания на дому, в 2010 году введено в эксплуатацию учреждение нового типа-72-квартирный специальный дом для социального обслуживания населения в г. Якутске.
Динамика развития сети учреждений
социального обслуживания для граждан пожилого возраста
N |
Тип учреждения |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
Дом-интернат общего типа |
25 (1102 к/м) |
25 (1102 к/м) |
16 (1107 к/м) |
17 (1172 к/м) |
2 |
Дом-интернат психоневрологического типа |
4 (986 к/м) |
4 (986 к/м) |
5 (1076 к/м) |
5 (1076 к/м) |
3 |
Дом-интернат специального типа |
1 (105 к/м) |
1 (105 к/м) |
1 (105 к/м) |
1 (105 к/м) |
4 |
Центры социально-бытового обслуживания |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
Комплексные центры социального обслуживания |
3 |
3 |
4 |
4 |
6 |
Отделения социального обслуживания на дому при Управлениях социальной защиты населения, КЦСОН и ЦСБО |
38 |
38 |
38 |
38 |
Ежегодно в республике социальные услуги получают более 30 тысяч нуждающихся жителей республики, главным образом пожилых. Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают около 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16 процентов от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 79 одиноких престарелых граждан. В настоящее время сохраняется очередность на надомное социальное обслуживание, которая в 2009 и 2010 годах составляла около 700 человек.
В течение последних лет в республике, как и в России в целом, наблюдается рост потребности пожилого населения республики в социальном обслуживании, качественных медицинских услугах, своевременном лекарственном обеспечении, что обусловлено недостаточностью сети по уходу на дому нуждающихся пожилых граждан, отсутствием инновационных форм учреждений социального обслуживания, неэффективностью действующих форм, схем льготного лекарственного обеспечения, также ростом численности пожилого населения.
Динамика роста очередности на получение социального обслуживания
(на начало года, чел.) | ||||||
N |
Тип учреждения |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
Психоневрологический дом-интернат |
175 |
285 |
285 |
270 |
259 |
2 |
Дом-интернат для престарелых и инвалидов |
193 |
135 |
254 |
160 |
201 |
3 |
Отделения социального обслуживания на дому |
1139 |
842 |
909 |
735 |
687 |
|
Итого |
1507 |
1262 |
1448 |
1165 |
1147 |
Если в республике на начало 2010 года очередность на поступление в дома-интернаты составляла 430 человек, то на начало 2011 года - 460 человек, что подтверждает рост потребности населения в стационарном социальном обслуживании.
Содержание государственных учреждений социального обслуживания финансируется из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Проводимый анализ финансовой обеспеченности бюджетных средств, предусмотренных на содержание учреждений социального обслуживания, подтверждает их несоответствие утвержденным нормативам.
Следует отметить, что содержание учреждений осуществляется не только из республиканского бюджета. По домам-интернатам основным источником внебюджетных доходов являются доходы от платы по договорам за стационарное обслуживание и доходы от деятельности подсобных хозяйств, по прочим учреждениям - платные медицинские и социальные услуги.
Огромной проблемой является материально-техническая база учреждений, которая не соответствует требуемым нормативам Государственного пожарного надзора и Управления Росздравнадзора. 80% зданий - деревянные, постройки 60-80-х годов, 5-ой степени огнестойкости, степень износа некоторых зданий составляет 90 - 100%. Сами здания нетиповые, количество их не соответствует потребностям, в результате отмечается большая скученность проживающих: на 1 человека приходится 5 кв.м площади вместо требуемых по санитарно-гигиеническим нормам - 6-8 кв. м.
Стационарные учреждения социального обслуживания открывались в период 1990-2000 годов с учетом региональных, географических и демографических аспектов в целях предоставления возможности одиноким гражданам старшего поколения, ветеранам, инвалидам, нуждающимся в социальном обслуживании, проживать на родной земле, в кругу близких и знакомых людей, сохранять привычный образ жизни и традиции.
Количество учреждений социального обслуживания, здания которых находятся в аварийном состоянии - 13, в том числе 3 дома-интерната общего типа, 3 психоневрологических дома-интерната.
В течение последних лет предпринимались меры по обеспечению комплексной безопасности учреждений, по укреплению материально-технической базы.
Действующая сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности и не соответствует федеральным нормативам обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р, и составляет 82,6% от нормативной.
Обеспеченность населения стационарными учреждениями социального обслуживания
Тип учреждения |
Численность населения, (тыс. человек на 1 октября 2010) |
Действующая сеть на 01.01.2011 |
Федеральные нормативы |
Отклонение от федеральных нормативов по кол-ву коек |
||
Кол-во учр. |
Кол-во коек |
Норматив |
Кол-во коек по нормативу |
|||
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов |
949,2 (население) |
23 |
2353 |
30 коек на 10000 населения |
2849 |
-496 |
Обеспеченность транспортными средствами в учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 152 единицы, из них с годом выпуска 2002-2005 гг. - 68 ед. с износом 65-70% или 44,7% автопарка.
Показатели обеспеченности необходимым количеством автотранспорта и транспортных средств специального назначения (коммунальной техники, тракторов, и др.) для выполнения уставной деятельности учреждений не соответствуют установленным нормам и требованиям, в связи с чем необходимо в кратчайшие сроки провести реновацию транспортных средств для обеспечения безопасности, повышения качества предоставляемых социальных услуг в учреждениях социального обслуживания.
Кроме того для организации работы мобильных бригад в отдаленных поселениях, особенно в северных районах, существует необходимость в приобретении специальных транспортных средств, в том числе автомашины УАЗ (охотник) для перевозки продуктов питания, лекарственных средств, средств реабилитации и другого необходимого оборудования и бытовой техники, а также снегоходов и мотолодок в условиях бездорожья и труднодоступности населенных пунктов.
В последние годы сеть домов-интернатов подверглась реформированию: в 12 улусах (районах) закрылись дома-интернаты, находящиеся в деревянных зданиях, созданы 5 межулусных домов-интернатов в улусах (районах) и в г. Якутске. Это привело к возникновению проблем по переводу престарелых из улусных домов-интернатов в другие города и улусы (районы), по сути, обеспечиваемые были оторваны из привычных условий проживания, питания, общения, из родных мест, что, несомненно, повлияло на психологическое здоровье пожилых граждан. В свою очередь, сохраненные дома-интернаты, расположенные в каменных построениях, оказались перенаселенными.
В современных условиях необходима модернизация сети социальных учреждений путем переориентации, внедрения новых технологий в социальном обслуживании пожилых людей: создание института приемной семьи для пожилых, строительство специальных домов для людей пожилого возраста и инвалидов, расширение сети социального обслуживания пожилых граждан на дому и др.
Гуманизация подхода к социальному обслуживанию побуждает к модернизации и переориентации типов учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги пожилым гражданам и другим льготным категориям.
Социальные, медицинские и реабилитационные услуги во всех сферах должны учитывать интересы и возможности пожилого населения республики и способствовать их адаптации в обществе.
Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Кроме традиционных, существующих десятки лет домов-интернатов, должны получить опережающее развитие следующие виды и типы социального обслуживания пожилых:
расширение сети надомного обслуживания нуждающихся пожилых граждан как приоритетного направления;
создание Домов (отделений) милосердия;
создание Специальных домов системы социального обслуживания населения для пожилых граждан и инвалидов;
переход на малокомплектные дома-интернаты.
В связи с увеличением численности зависимых пожилых людей, остронуждающихся в медицинской и социальной помощи вследствие наличия хронических заболеваний, тяжело протекающих на фоне возрастных изменений, становится актуальной организация длительного ухода за ними, оказание социальной поддержки нуждающимся пожилым гражданам (не имеющим группы инвалидности) в протезно-ортопедических изделиях, расширение возможностей санаторного и восстановительного лечения.
В системе социального обслуживания населения республики трудятся более 2676 работников, которые помогают нуждающимся пожилым людям и другим социальным категориям населения. В деятельности самих социальных работников имеется ряд нерешенных проблем: невысокая оплата труда, недостаточное техническое обеспечение, неудовлетворительная транспортная доступность к местам проживания подопечных граждан, особенно в сельских местностях, непрестижность профессии, что является отрицательным фактором в формировании качественного кадрового потенциала.
Необходимо принять все меры, обеспечивающие социальным работникам нормальные условия труда и жизни, разработать меры поддержки и морального стимулирования их труда.
Одной из мер поднятия престижа труда социальных работников может стать смотр профессионального мастерства - ежегодный республиканский конкурс "Лучший социальный работник".
2. Цель и задачи программы
Цель Программы - повышение качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, социальных, юридических, психологических, культурно- досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
1. Модернизация и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных и социально ориентированных услуг, строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания.
2. Создание новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества.
3. Принятие мер по улучшению медицинского обслуживания, улучшение схемы лекарственного обеспечения пожилых граждан, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера.
4. Подготовка и повышение квалификации, профессионального мастерства социальных работников, специалистов сферы социального обслуживания, принятие мер материального стимулирования социальных работников, укрупнение кадрами учреждений социального обслуживания.
5. Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения программы.
Реализацию Программы планируется осуществить в течение 2011-2013 годов.
3. Перечень программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на модернизацию, переориентацию сети социального обслуживания, принятие мер социальной поддержи пожилых людей, решение проблем социально-медицинского обслуживания, привлечения пожилых к труду, культуре и спорту (приложение к Программе).
Перечень мероприятий Программы формировался на основе приоритетности и необходимости тех или иных мероприятий, с учетом финансовых затрат на их реализацию. Перечень мероприятий состоит из 5 основных разделов:
1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей.
2. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей.
3. Меры по укреплению здоровья пожилых людей.
4. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов учреждений социального обслуживания.
5. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и энергосбережению на объектах социального обслуживания населения.
Для устойчивого функционирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышения информированности пожилых людей о своих правах будет проводиться систематизация нормативной правовой базы в области социальной поддержки граждан старшего поколения. Намечено продолжить на качественно новом уровне закупки и поставки оборудования и автотранспортных средств для учреждений медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста. В частности, предусматривается укрепить их материально-техническую базу за счет поставки технологического оборудования для оказания социально-бытовых услуг в стационарных, полустационарных и надомных условиях.
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых людей.
Включенные в перечень мероприятий республиканские конкурсы профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания, курсы повышения квалификации социальных работников направлены на совершенствование их профессиональной деятельности, повышение общественной значимости труда работников социальной сферы.
Скоординированное проведение республиканских научно-практических конференций и семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития профильных научных исследований и обменов в этой области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Затраты на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета на 2011-2013 годы составляют 1981501,20 тыс. руб. Объемы и источники финансирования приведены в приложении к настоящей Программе.
Объемы финансирования за счет республиканского бюджета ежегодно корректируются с учетом возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
5. Механизм реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном Правительством Республики Саха (Якутия) порядке совместно с Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Государственный заказчик-координатор Программы:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодный доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
осуществляет координацию деятельности исполнителей разделов по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств республиканского бюджета;
представляет ежемесячно до 10 числа информацию о реализации Программы в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия);
представляет ежегодно до 1 марта текущего года годовой отчет о ходе работы по Программе, эффективности реализации Программы и аналитическую записку по установленной форме.
Министерства - исполнители разделов согласно установленному порядку представляют ежемесячные, квартальные и годовые отчеты в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Сводные ежемесячные, квартальные, годовые отчеты Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) представляет в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия).
К реализации программных мероприятий привлекаются общественные и некоммерческие организации. Рекомендуется принятие муниципальными образованиями комплексных улусных (районных), городских программ "Забота о гражданах пожилого возраста". Ход реализации программных мероприятий освещается в средствах массовой информации.
6. Оценка эффективности программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
создать комфортные условия для жизнедеятельности пожилых граждан за счет принятия дополнительных мер социальной поддержки, модернизации и переориентации учреждений социального обслуживания, внедрения новых технологий (социальных, медицинских, информационных;
качественно улучшить социально-медицинское обслуживание населения;
повысить социальную активность пожилых граждан - их участие в трудовой, культурной, спортивной деятельности, общественной работе;
поднять престиж социального работника созданием для них условий труда и жизни, материального стимулирования, повышением профессионального мастерства.
К числу конечных результатов реализации Программы относятся:
повышение качества жизни пожилых граждан;
повышение профессионального престижа социальных работников.
Поставленные цели и задачи Программы будут достигнуты при реализации программных мероприятий на 80%.
Приложение
к Программе "Забота о гражданах
пожилого возраста в Республике
Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"
Перечень
мероприятий Программы "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа принята с целью повышение качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, социальных, юридических, психологических, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 1981501,20 тыс. рублей.
К числу конечных результатов реализации Программы относятся: повышение качества жизни пожилых людей, повышение профессионального престижа социальных работников.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2011 г. N 687 "О программе "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в газетах "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 28 мая 2011 г. N 33, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 20 июля 2011 г. N 94-102
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Настоящий документ снят с контроля