Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(Приложение N 1)
Социально-экономическое положение
муниципального образования "Нерюнгринский район", оценка 2010 года и прогноз на 2011-2013 годы.
(утв. постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2010 г. N 2168)
Прогноз социально-экономического развития Нерюнгринского района на 2011 год и на период до 2013 года разработан во исполнение Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 525-З N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2010 года N 543-р "Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы".
Оценка социально-экономического развития Нерюнгринского района за 2010 год, показатели прогноза социально-экономического развития Нерюнгринского района на 2011-2013 годы разработаны на основе анализа социально-экономического развития района за предшествующий период.
В 2010 году развитие экономики района определялось в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Планом действий органов МСУ МО "Нерюнгринский район" по дальнейшему развитию местного самоуправления в Нерюнгринском районе на 2008-2015 годы, постановлением Нерюнгринской районной администрации" N 810 от 09.04.10 г. "О доведении заданий Правительства PC (Я) по производству важнейших видов продукции и услуг на 2010 год по МО "Нерюнгринский район".
1. Исходное состояние и оценка развития экономики района в 2010 году.
В целом в начале 2010 года продолжилась тенденция восстановления экономики, начавшаяся с конца прошлого года.
Преимущественно за счет роста добычи угля промышленное производство по итогам I полугодия увеличилось в 2,2 раза, в том числе по отрасли добыча и обогащение каменного угля - в 3 раза. Активизация в транспортном комплексе и связи (на 21,8%), торговле (на 44,2%), оказании платных услуг населению (на 2,6%), рост реальных доходов населения (на 0,6%) создают предпосылки для дальнейшего роста экономики.
Растущий спрос на внешних рынках, благоприятная макроэкономическая конъюнктура дают основания для дальнейшего уверенного роста в экономике района.
С восстановлением спроса на угольную продукцию как на внутреннем рынке, так и за пределами страны, впервые с четвертого квартала 2009 года отмечено увеличение объемов угледобывающих предприятий.
В связи со значительным увеличением уровня добычи на разрезе "Нерюнгринский" ОАО ХК "Якутуголь" (почти в 2 раза) по оценке объем добычи угля в 2010 году в целом составит 10465,1 тыс. тонн.
По Нерюнгринскому району по производству важнейших видов продукции за январь-август 2010 года выполнено задание по 13 показателям, не выполнено задание по 4 показателям.
По итогам 2010 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами ожидается на уровне 41,5 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2009 года.
В 2010 году добыча угля в целом по Нерюнгринскому району ожидается в объеме 10465,1 тыс. тн., с ростом к уровню прошлого года на 68,3%. Нерюнгринским разрезом ОАО ХК "Якутуголь" добыча ожидается в объеме 8609 тыс. тонн угля, что выше уровня 2009 года на 70,4%, малыми угледобывающими предприятиями - 1856,1 тыс. тонн (на 59,1% выше уровня 2009 года).
По итогам 8 месяцев 2010 года из пяти угледобывающих предприятий, которым были доведены задания на январь-август, только одно предприятие задание не выполнило -это ОАО "Шахта Дежневская". Причин несколько: простой добычного комбайна ДБТ в марте-апреле текущего года в связи с завалом, не укомплектованность подземных участков квалифицированными рабочими, отсутствие профессионального опыта ИТР участков.
Выполнение годового задания по добыче угля в целом по району ожидается на уровне 111,1%.
Объем добычи золота по итогам промывочного сезона 2010 года ожидается в количестве 1690 кг, что на 16,8% меньше, чем в 2009 году. Годовое задание будет выполнено на 109,0%. Из 4 золотодобывающих предприятий ожидается, что только одно не выполнит задание - ООО "Нирунган" - 97,0%, причин невыполнения несколько. Технология добычи золота требует зимней вскрыши и подготовки участка к промывочному сезону, что в условиях зимы не делается. Поэтому вместо добычи золота в начале промывочного сезона начинается работа по вскрыше. Техника морально и физически устарела. Отсутствуют свободные финансовые средства на приобретение новой техники и запасных частей к уже имеющейся.
Анализ экономических показателей развития промышленности Нерюнгринского района в 2010 году показывает, что экономический кризис глобально не отразился на основных направлениях развития промышленности района.
Промышленные предприятия сохранили трудовой потенциал, восстанавливают договорные связи по сбыту продукции и по поставкам материальных ресурсов, и в 2010 году ожидается полное восстановление производства по всем видам деятельности.
Выпуск продукции сельского хозяйства в 2010 году ожидается на 45,6% выше, чем в 2009 году, в основном за счет ввода в эксплуатацию цехов по выращиванию бройлеров.
Потребительский рынок характеризуется сохранением объема оборота розничной торговли, ростом платных услуг населению. Ожидается, что объем розничного товарооборота в действующих ценах вырастет на 6,0%, объем платных услуг населению в действующих ценах вырастет на 10,3% по сравнению с 2009 годом.
Производство потребительских товаров в действующих ценах ожидается с ростом к 2009 году на 32,7%. Благодаря слаженной работе предпринимателей Нерюнгринского района потребительский рынок развивается стабильно, ассортимент товаров не уменьшается. Ежедекадно проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания.
По итогам текущего года финансовое состояние предприятий и организаций района значительно улучшится, ожидается, что будет получена прибыль в 14,2 млрд. рублей, что в 5,4 раза выше, чем в 2009 году.
Развитие социальной сферы находится в прямой зависимости от динамики производственных показателей.
Основная цель государственной политики занятости на 2010 год - сдерживание негативных процессов на рынке труда вследствие финансового кризиса.
В целях снижения негативных последствий увольнения работников и предупреждению роста безработицы принята Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Нерюнгринском районе на 2010 год, подписано соответствующее Соглашение о реализации Программы между Нерюнгринской районной администрацией и Комитетом занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости PC (Я). Реализация мероприятий Программы в 2010 году позволит не допустить роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,6%.
К концу 2010 года ожидается, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по району составит 32,97 тыс. рублей с ростом на 9,8% к уровню 2009 года.
2. Прогноз социально-экономического развития Нерюнгринского района на 2011-2013 годы разработан во исполнение Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Саха Якутия от 26 декабря 2007 года 525-З N 1095-III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2010 года N 543-р "Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы".
Прогноз социально-экономического развития Нерюнгринского района на 2011-2013 годы разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике района в 2010 году, предложений предприятий и организаций и методических рекомендаций Минэкономразвития PC (Я). Прогноз социально-экономического развития PC (Я) на 2011-2013 годы утвержден постановлением Правительства PC (Я) N 367 от 10.08.2010 года "О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на период до 2013 года".
Среднегодовой индекс потребительских цен к 2013 году прогнозируется на уровне 105,5%. На прогнозируемый период 2011-2013 годы в Российской Федерации предполагается некоторое понижение курса рубля с 30,0 рублей в 2010 году до 27,9 рублей за 1 доллар в 2013 году.
В области развития реального сектора экономики и потребительского рынка:
В 2010 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий составит 41,5 млрд. рублей, к 2013 году прогнозируется рост на 34,1%, объем достигнет 55,7 млрд. руб.
Добыча угля.
В настоящее время предприятия угледобывающей промышленности Нерюнгринского района восстанавливают объемы добычи угля до кризисного уровня, также налаживается сбыт продукции за пределы республики, в том числе на экспорт.
Объем добычи угля в 2010 году составит 10465,1 тыс. тонн с увеличением на 68,3% к 2009 году в связи со значительным увеличением объема добычи на разрезе "Нерюнгринский" ОАО ХК "Якутуголь" (8609 тыс. тонн против 5053 тыс. тонн в 2009 году). До 2013 года рост объемов добычи угля в целом по району (до 16830 тыс. тонн) будет обеспечиваться за счет добычи угля с Эльгинского месторождения, также планируется выход на проектную мощность шахты "Дежневская" (1000 тыс. тонн).
У всех угледобывающих предприятий Нерюнгринского района наблюдаются стабильные объемы добычи в течение прогнозируемого периода. Наращивание объемов до 15000 тыс. тонн ожидается у ОАО ХК "Якутуголь" в связи с увеличением объемов по Эльгинскому месторождению с 2012-2013 гг.
Добыча золота. Добыча золота к 2013 году прогнозируется со снижением объемов до 910 кг., что к уровню 2010 года составит всего 53,8%. С отработкой россыпных месторождений на территории Нерюнгринского района прекращается деятельность артели старателей "Новая", снижаются объемы добычи в артели старателей "Пламя". Снижение добычи золота из россыпей, обусловленное истощением минерально-сырьевой базы.
Сельское хозяйство. Развитие агрокомплекса Республики Саха (Якутия), в том числе и Нерюнгринского района в 20-11-2013 годы будет осуществляться на принципиально новых подходах в аграрной политике и регулировании агропромышленного комплекса.
Финансовое обеспечение мероприятий будет ориентировано на повышение уровня товарности и модернизацию сельскохозяйственного производства.
Выпуск продукции сельского хозяйства прогнозируется с ростом на 17,5% к 2013 году, против ожидаемого в 2010 году.
Прогнозируется, что в 2013 году объем производства скота и птицы в живом весе останется на уровне 2010 года (4223 тонны), производство яиц вырастет на 2,2% и составит 40965 тыс. штук. Прогнозируется также рост поголовья оленей на 5,1% (с 6800 голов до 7150), свиней - на 4,2% (с 3550 голов до 3700), коров - на 7,7% (с 65 голов до 70). Поголовье птицы в 2013 году прогнозируется со снижением на 2,3% (с 442720 голов до 432596).
Потребительский рынок. Основными задачами потребительского рынка района на прогнозируемый период являются - совершенствование технологического процесса, расширение ассортимента и улучшение качества продукции, выявление и использование внутренних резервов, комплексное решение проблем рационализации производства и управления, совершенствование организационно - экономических отношений, применение ресурсосберегающих технологий.
Прогнозируется, что в 2013 году производство потребительских товаров вырастет на 23,6% по сравнению с 2010 годом и составит 802 млн. руб.
Производство хлебобулочных изделий на весь прогнозный период прогнозируется на уровне 2010 года в количестве 3100 тонн. Основной производитель хлеба ООО "Хлеб" не планирует увеличение выпуска хлеба и хлебобулочных изделий в связи с уменьшением потребления данного вида продукции.
К 2013 году планируется увеличение производства колбасных изделий на 33,3%. Это будет возможно в связи с открытием на территории Нерюнгринского района нового колбасного цеха предприятием МПЦ "Скиф", а также в связи с расширением производства действующего колбасного модуля "Айгуль", за счет внедрения новейших технологий.
Развитию производства товаров внутреннего рынка будут способствовать становление благоприятного предпринимательского климата в районе в связи с принятием муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" на 2009 - 2011 годы". В 2010-2013 годах продолжится поддержка развития предпринимательства путем расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, содействию роста конкурентоспособности и продвижению продукции, организации новых производств, подготовки кадров для малого бизнеса.
Позитивный рост благосостояния и реальных денежных доходов населения обеспечат ежегодный прирост розничного товарооборота на 6% до 2013 года. Прогнозируется к 2013 году увеличение оборота розничной торговли до 10,5 млрд. рублей, что на 19,1% выше ожидаемого в 2010 году. Торговые сети района показывают относительно устойчивые показатели деятельности благодаря стабильному спросу на продукты питания, а также за счет гибкости в отношении ассортиментной и ценовой политики. Удержание стабильного спроса и стимулирование продаж - один из основных факторов роста оборота розничной торговли.
В 2013 году объем платных услуг населению прогнозируется в сумме 6826,7 млн. руб., что на 33,2% больше ожидаемого в 2010 году.
В связи с ростом цен и тарифов на услуги ЖКХ, связи в 2011 году доля "обязательных услуг" в общем объеме платных услуг населению вырастет до 74,6%. Данная тенденция на рынке платных услуг сохранится до 2013 года.
Начиная с 2011 года рынок платных услуг социальной сферы (культура, образование и здравоохранение) претерпит существенные изменения в связи с реализацией программы реформирования муниципальных финансов и повышения эффективности бюджетных расходов для стимулирования системных преобразований учреждений социальной сферы. Переход муниципальных учреждений образования на хозрасчетную систему будет способствовать укреплению их материально-технической базы и росту объема платных услуг образования.
Функционирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) и в том числе Нерюнгринского района в 2011-2013 годах будет осуществляться в соответствии с государственной целевой программой "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года", а также муниципальными адресными программами.
В соответствии с Концепцией тарифной политики Республики Саха (Якутия) предусмотрен опережающий рост тарифов для населения над тарифами для предприятий, что обеспечивает рост установленной окупаемости жилищно-коммунальных услуг с 48,1% в 2009 году до 48,87% в 2013 году по первому варианту и 52,58% по второму варианту.
В прогнозный период особое внимание будет обращено вопросам адресной поддержки уязвимых групп населения. С этой целью будет проводиться разъяснительная работа по порядку предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, усилена работа по оформлению технических паспортов на жилые дома.
Для недопущения роста задолженности за коммунальные услуги, которая по состоянию на 1 сентября 2010 года достигла 580,5 млн. рублей и создает угрозу дестабилизации деятельности жилищно-коммунального комплекса, будет усилена работа с должниками вплоть до исполнения судебных решений.
Одним из важнейших элементов жилищно-коммунальной реформы является энергосбережение в ЖКХ.
Организация достоверного учета путем установки счетчиков холодной и горячей воды, тепловой энергии на вводах в жилые здания позволит выявить фактические потери в магистральных сетях, уменьшить дотации бюджета и в меньшей степени увеличить расходы населения на оплату коммунальных услуг.
Инвестиционная деятельность.
По прогнозным данным инвестиции за счет всех источников финансирования по Нерюнгринскому району в 2013 году составят 31,4 млрд. рублей, что на 29% ниже, чем в 2010 году.
Предусмотрена реализация комплексного инвестиционного проекта с использованием механизма государственно-частного партнерства:
инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". Проект утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 302-р.
В прогнозном периоде продолжится строительство железной дороги Улак-Эльга, освоение Эльгинского каменноугольного месторождения (ОАО "Мечел"),
Финансовый результат деятельности организаций в 20-13 году прогнозируется в размере 18761,5 млн. руб. (прибыли). Это на 32% больше, чем в 2010 году. Значительный рост планируется в основном за счет прибыли предприятий по добыче полезных ископаемых, которые в 2010 году будут формировать более 80% балансовой прибыли.
Из них наибольший рост балансовой прибыли в сравнении с уровнем 2009 года ожидается получить по предприятиям угледобывающей отрасли (в 6 раз от уровня 2009 года) за счет значительного увеличения объемов добычи угля разреза "Нерюнгринский" ОАО ХК "Якутуголь, также высокий рост балансовой прибыли ожидается по ОАО "Нерюнгрибанк" (в 2 раза).
Налоговые доходы по всем уровням в 2013 году вырастут до 2923,2 млн. руб., что на 14,3% выше ожидаемого в 2010 году. Налоговые доходы местного бюджета вырастут на 21,7% и составят 958,5 млн. руб. Прогнозируется, что расходы местного бюджета в 2013 году вырастут на 9,0% к 2010 году и составят 3291,0 млн. руб. Дотации в местном бюджете будут составлять 68,5% против 65,0% в 2010 году.
Социальное развитие и уровень жизни населения.
В 2011-2013 годах продолжится тенденция снижения численности населения района, которая по прогнозным данным составит в 2013 году 80,4 тыс. чел. против 84,7 в 2010 году. Снижение численности населения происходит за счет отрицательного сальдо миграции.
Основными задачами демографической политики в Республике Саха (Якутия) и в том числе в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" являются укрепление роли семьи в обществе, улучшение демографической ситуации и положения детей.
Численность безработных граждан к 2013 году снизится незначительно (на 3,4%) по отношению к 2010 году и составит 850 человек. Основная цель государственной политики занятости на прогнозируемый период - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в районе.
Несмотря на уменьшение возможностей для трудоустройства граждан, связанное с сокращением количества введенных рабочих мест в организациях, напряженность на рынке труда в 2011-2013 годах будет ниже, чем в предыдущем году. Это обусловлено принятием мер по обеспечению граждан временными рабочими местами, прежде всего, в ходе реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год, а также уменьшением интенсивности увольнений в связи с ликвидацией организаций или сокращением штатной численности работников.
Программа дополнительных мер направлена на создание временных рабочих мест для проведения общественных работ, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников предприятий специальностям, востребованным на рынке труда, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных, организацию стажировки выпускников учреждений профессионального образования, содействие трудоустройству инвалидов, переезд в другую местность для замещения рабочих мест.
Кроме того, в рамках реализации дополнительных мероприятий по содействию занятости населения (сверх Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на 2010 год) в целях организации общественных работ на территории сельских поселений в 2010 году утвержден дополнительный Перечень общественных работ на территории сельских поселений.
В целях недопущения негативных социально-экономических последствий увольнения работников и уменьшения безработицы в области занятости населения предстоит организовать работу по следующим направлениям:
принятие действенных мер по снижению возникающей локальной напряженности на рынке труда, в том числе путем вовлечения увольняемых работников в мероприятия Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда;
поддержка системообразующих предприятий в целях сохранения их кадрового потенциала;
содействие занятости населения в монопрофильных населенных пунктах;
планомерное усиление финансовой и организационной поддержки малых предприятий в целях вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность;
содействие созданию организаций малого и среднего бизнеса в зоне протяжения железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск;
дальнейшее сокращение квоты на привлечение иностранных работников и замещение их местными трудовыми ресурсами;
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, в том числе путем организации производственной практики, стажировок, наставничества в целях закрепления молодых специалистов на рабочем месте;
стимулирование внутренней трудовой миграции, включая привлечение местных квалифицированных специалистов в районы нового освоения для замещения вакантных рабочих мест.
Численность занятого населения Нерюнгринского района в отраслях экономики на 2013 год прогнозируется на уровне 43,6 тыс. человек (на уровне 2010 года), из них 29,2 тыс. человек будет занято на предприятиях и организациях всех форм собственности. Структура занятости существенно не изменится: доля занятых в производственных отраслях составит около 63%, в непроизводственной сфере - 37%.
Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников предприятий и организаций района в 2013 году прогнозируется на уровне 40811 рублей, что на 23,8% выше, чем в 2010 году. Наибольший рост среднемесячной заработной платы прогнозируется по видам деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Финансовая деятельность", "Операции с недвижимым имуществом".
Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 году по прогнозам составят 31255 рублей, против 24750 рублей (рост 126,3%). Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, государство последовательно проводит политику социальной поддержки населения, выполняя свои обязательства по увеличению социальных и трудовых пенсий. Согласно параметрам основных показателей пенсионного обеспечения в 2011 году продолжится индексация трудовой пенсии 1 февраля, 1 апреля на 10% и 0,5%; социальной пенсии - 1 апреля, 1 июля на 10,10% и 2,9% соответственно - прогнозируемый рост пенсии в 2011 году составит 1247 рублей.
В 2012 году предусматривается индексация трудовой пенсии по старости с 1 февраля на 8%, социальной пенсии - с 1 апреля - 8%, с 1 июля - 3%. Увеличение среднего размера пенсии за 2012 год прогнозируется в сумме 1088 рублей.
В результате предпринимаемых мер, соотношение среднего размера пенсии и заработной платы увеличится с 35% в 2010 до 40% в 2013 году.
По прогнозу Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в 2010 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 951 рубль и составит 9493 рубля. Опережение темпа роста среднедушевых денежных доходов населения, над темпом индекса потребительских цен, а также введение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума к пенсии неработающим пенсионерам позволит сократить уровень бедности в 2010 году, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составит 19% процентов. Снизится соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в 2013 году - 2,3 раза против 2,5 в 2009 году.
Основная цель социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" - это:
- создание эффективной экономики, обеспечивающей повышение уровня жизни населения;
- поступление бюджетных доходов в объемах, покрывающих основную часть расходов территории;
- последовательное и планомерное решение социальных проблем.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:
- создание в поселениях новых производств - "точек роста" экономики;
- развитие малого предпринимательства;
- привлечение инвестиций для создания новых инновационных производств;
- развития платных услуг населению;
- рост реальных доходов населения;
- снижение уровня безработицы;
- расширение налогооблагаемой базы, обеспечение роста собственных доходов.
Управляющий делами |
П.В. Ковальчук |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2010 г. N 2168 "Об основных параметрах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.