Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего В.Т. Филиппова, судей А.С. Антонова, Д.Н. Миронова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева с участием ходатайствующей стороны - Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Ф.Н. Захаровой, представителя Якутской городской Думы А.В. Васильева, представителя Окружной администрации города Якутска Н.Н. Попова, представителей МУ "Департамент жилищных отношений города Якутска" А.Н. Александровой и Е.А. Задорожной, представителя Президента Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Неустроевой, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Е.Л. Пантюхиной, рассмотрел на открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1 постановления Городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Ф.Н. Захаровой.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности пункта 1 постановления Городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" (в редакции решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года N РЯГД-15-1).
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.С. Антонова, объяснения сторон, выступление других участников заседания, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Саха(Якутия)
установил:
1. Постановлением Городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" (в редакции решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года N РЯГД-15-1) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 квадратных метров.
Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) обратилась в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности указанного в постановлении Городского Собрания депутатов города Якутска положения. Норма предоставления, установленная данным постановлением, была применена в отношении гражданки А.У. Черепановой.
Ходатайствующая сторона усматривает неопределенность правовой нормы, устанавливающей нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Заявитель считает, что норма предоставления, установленная в размере 12 квадратных метров, меньше республиканской нормы (18 кв. метров на одного человека и 32 кв. метров на одиноко проживающего человека). Заявитель полагает, что величина нормы предоставления не позволяет учитывать размер вспомогательных площадей для хозяйственно-бытовых нужд.
По мнению заявителя, норма предоставления в размере 12 квадратных метров, толкуемая в правоприменительной практике органов местного самоуправления как императивное установление, ограничивает конституционное право граждан на жилье, закрепленное в статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу является положение пункта 1 постановления Городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" (в редакции решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года N РЯГД-15-1) об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
2. Российская Федерация как социальное государство определяет социальные обязательства субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере жилищных прав граждан. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации обеспечение социальной защиты малоимущих и иных граждан, нуждающихся в жилище - социально.-правовая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Правовое регулирование жилищных правоотношений осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия). Органы местного самоуправления могут принимать нормативные акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.
Порядок предоставления жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в жилом помещении, устанавливается Жилищным кодексом Российской Федерации. К компетенции органов местного самоуправления относятся учет муниципального жилья, предоставление малоимущим гражданам жилых помещений муниципального фонда, контроль за его использованием и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального фонда непригодным для проживания. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
2.1. В ходатайстве утверждается, что норма предоставления, определенная Городским Собранием депутатов города Якутска, не учитывает республиканскую норму.
Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года N 368-З N 751-III "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" (в редакции от 14 июня 2007 года) устанавливает норму предоставления на одного человека 18 квадратных метров общей площади, на одиноко проживающего гражданина - 32 квадратных метра.
Республиканская норма предоставления установлена в рамках полномочий республики как собственника государственного жилищного фонда и выполняет поощрительно-компенсационную функцию. Норма, введенная данным законом, распространяется только на определенные группы граждан: внесших особый вклад в развитие республики; воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет, не относящихся к малоимущим; лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера; реабилитированных и на членов их семей.
Указанным категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются с применением иных норм предоставления по сравнению с нормами, установленными Городским Собранием депутатов города Якутска. Такие нормы, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут быть введены только законом республики. При этом с учетом характера выполняемой функции норма предоставления может отличаться и превышать общую норму предоставления, установленную органом местного самоуправления для данной местности. Из этого следует, что органы местного самоуправления не вправе принять иные нормы предоставления жилой площади отдельным категориям граждан.
Таким образом, норма предоставления площади жилого помещения, установленная Городским Собранием депутатов города Якутска, может не соответствовать норме, установленной законодательным органом.
2.2. В ходатайстве указывается на невозможность определения в установленной норме предоставления той ее части, которая приходится на жилую площадь, а какая - на вспомогательные помещения (кухня, прихожая; коридор, ванная и пр.).
Норма предоставления, установленная органом местного самоуправления, основывается на Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на Жилищном кодексе Российской Федерации. Содержательная характеристика понятия "норма предоставления" приводится в части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Норма предоставления площади применяется в жилищном фонде социального использования при заключении договора социального найма. Величина социальной нормы площади жилья эквивалентна минимальному размеру площади на одного человека, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения.
Жилое помещение - это дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната. В соответствии с жилищным законодательством общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования.
В части 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено правило, согласно которому норма предоставления устанавливается в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями по договорам социального найма. При расчете нормы предоставления по приведенной формуле были взяты данные по городу Якутску. К моменту подготовки постановления в муниципальной собственности под социальным наймом числилось 578,6 тысяч квадратных метров жилой площади. Учитывались площадь, подлежащая сносу, и количество регистрированных граждан. Исходя из указанных конкретных факторов, норма предоставления площади по договору социального найма была установлена в размере 12 квадратных метров. В ней отражаются социальные обязательства Городского округа "Город Якутск", основанные на законодательных положениях.
Итак, отсутствие в норме предоставления той ее части, которая приходится на жилую площадь и на вспомогательные помещения, не может быть рассмотрено как основание для признания ее противоречащей Конституции Республики Саха (Якутия). По своему конституционно-правовому смыслу она предназначена для расчета общей площади, предоставляемой малоимущим гражданам, нуждающимся в жилом помещении.
2.3. В ходе судебного заседания ходатайствующей стороной подчеркнуто, что норма предоставления, определенная в размере 12 квадратных метров, может ограничивать право граждан на жилье. Как полагает заявитель, это может быть связано с тем, что органы местного самоуправления, призванные способствовать реализации права граждан на жилье, по сути, исходят из признания императивности установления Городского Собрания депутатов города Якутска, придавая ему чрезмерную универсальность. Это означало бы преднамеренно узкое толкование нормы предоставления.
Случай с гражданкой А.У. Черепановой на заседании был представлен как подтверждение использования императивности нормы предоставления для ограничения права гражданина на жилье.
Порядок определения нормы предоставления установлен законодательством в форме разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. В силу указанного является обязательной и модель расчета нормы предоставления. Норма предоставления, определенная рассматриваемым постановлением, выражает обязательство муниципального образования по обеспечению жильем малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении. Значит, размер нормы предоставления выражает меру упорядоченности тех распределительных отношений, которые связаны с бесплатным предоставлением жилого помещения гражданам, входящим в соответствии с законодательством в определенную социальную группу. Итак, норма предоставления, установленная постановлением Городского Собрания депутатов города Якутска как обязательная мера расчета, предназначена для поддержания режима справедливости в определении размера общей площади предоставляемого жилья семье, состоящей из нескольких человек.
Таким образом, норма предоставления жилой площади в размере 12 квадратных метров, установленная постановлением Городского Собрания депутатов города Якутска, как минимальная норма не противоречит статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку она направлена на обеспечение прав малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. В рассматриваемом постановлении Городского Собрания депутатов города Якутска установлена одна общая норма предоставления - в размере 12 квадратных метров. Как установлено на заседании суда, органы местного самоуправления Городского округа "Город Якутск" обеспечивают жилым помещением бесплатно малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, в пределах минимальной нормы предоставления в размере не менее 12 квадратных метров, когда общая площадь жилья рассчитывается на всех членов семьи.
Как установлено на заседании Конституционного суда, такая же норма применяется и в отношении одиноко проживающего гражданина. В результате такие граждане оказались под угрозой частичного или полного лишения возможностей в удовлетворении жилищных потребностей, свойственных постоянному проживанию. Юридическое состояние одиноко проживающего гражданина, как и в случае семьи, должно отразиться в норме предоставления площади жилого помещения. В системе правового регулирования жилищных отношений в отдельных случаях одиноко проживающие граждане выделяются в качестве самостоятельного субъекта права, например, для расчета единовременной субсидии. Для таких граждан устанавливается отдельный норматив общей площади жилья. Исходным фактором для определения нормы предоставления, кроме общего уровня обеспеченности жильем, могло служить состояние одиноко проживающего человека.
В постановлении Городского Собрания депутатов города Якутска не установлена норма предоставления жилья одиноко проживающему малоимущему гражданину, нуждающемуся в жилом помещении. В постановлении отсутствует регулирование порядка предоставления жилого помещения по договору социального найма, превышающего норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
Улучшение жилищных условий малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется на условиях доступной платы. Соответствующие правила содержатся в различных нормативных источниках. Однако эти правила применительно к условиям города Якутска пока не адаптированы и не систематизированы. Нет положения (регламента) о порядке предоставления дополнительной площади, превышающей минимальный размер предоставления малоимущему гражданину, нуждающемуся в жилом помещении, который не в состоянии приобрести ее даже за доступную плату.
В целях надлежащей реализации конституционного права граждан на жилище Якутской городской Думе следует восполнить пробегов правовом регулировании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86-93, 97-102 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положение пункта 1 постановления Городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" (в редакции решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года N РЯГД-15-1), которым устанавливается норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12 квадратных метров на одного человека, соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Якутской городской Думе следует дополнить постановление "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" положением об установлении нормы предоставления, учитывающей жилищные потребности одиноко проживающих малоимущих граждан, исходя из которых определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда |
Д.Н. Миронов |
Судья-секретарь Конституционного суда |
В.Т. Филиппов |
г. Якутск,
24 июня 2011 г.
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2011 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 постановления Городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения" (в редакции решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года N РЯГД-15-1)"
Текст постановления опубликован в парламентской газете "Ил Тумэн" от 1 июля 2011 г. N 25, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 9 июля 2011 г. N 44