Постановление Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия)
от 18 октября 2011 г. N 2120
"Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы"
26 сентября 2012 г.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2012 г. N 2511 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Нерюнгринской районной администрации от 08 декабря 2010 N 2728 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования "Нерюнгринский район", в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования конкурентной среды в экономике муниципального образования "Нерюнгринский район" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Нерюнгринская районная администрация
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 24.07.2007 г. следует читать как "209-ФЗ"
постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Нерюнгринской районной администрации и ее структурным подразделениям обеспечить выполнение плана программных мероприятий в установленные сроки.
3. Обязанности по координации деятельности структурных подразделений Нерюнгринской районной администрации и организации управления муниципальной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" возложить на заместителя главы Нерюнгринской районной администрации по экономике, финансам и торговле Пиляй С.Г.
4. Настоящее постановление опубликовать в "Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района" и разместить на сайте МО "Нерюнгринский район".
5. Постановление вступает в силу со дня опубликования в "Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района".
6. Контроль по исполнению настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. главы района |
Г.И. Ленц |
Муниципальная целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы"
(утв. постановлением Нерюнгринской районной администрации от 18 октября 2011 г. N 2120)
26 сентября 2012 г.
I. Паспорт муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" |
|||||||||
Основания для разработки Программы |
- Федеральный Закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Федеральный Закон от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 года 645-3 N 179-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия); - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2010 года N 594 "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 годы и Плане мероприятий по реализации Стратегии в 2011-2012 годах"; - Государственная программа "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"; - Постановление Нерюнгринской районной администрации от 08 декабря 2010 N 2728 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования"Нерюнгринский район"; - Распоряжение Нерюнгринской районной администрации от 14.02.2011 г. N 23-р "О создании рабочей группы по разработке Программы социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" на период с 2012 года по 2016 год и стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" на период до 2020 года"; - Постановление Нерюнгринской районной администрации от 19.08.2011 г. N 1663 "Об утверждении Положения об оценке эффективности долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ муниципального образования "Нерюнгринский район" |
|||||||||
Заказчик-координатор Программы |
Нерюнгринская районная администрация |
|||||||||
Основной разработчик Программы |
Управление потребительского рынка и развития предпринимательства Нерюнгринской районной администрации |
|||||||||
Основная цель Программы |
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства как: - средства занятости и самозанятости жителей; - улучшения качества предоставляемых товаров и услуг населению; - источника пополнения бюджета района. |
|||||||||
Основные задачи Программы |
1. Формирование условий, обеспечивающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и вовлечение незанятого населения в сферу малого бизнеса: 1.1. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой и имущественной поддержке. 1.2. Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных, информационных и образовательных услугах. 1.3. Содействие в развитии производственной и технологической базы субъектов малого и среднего предпринимательства. 1.4. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки. 1.5. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства. 1.6. Содействие развитию молодежного предпринимательства. 1.7. Укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности. 2. Развитие сети инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 3. Развитие системы коммуникаций "бизнес - власть - общество". |
|||||||||
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2016 годы |
|||||||||
Перечень основных программных мероприятий |
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. |
|||||||||
Исполнители Программы |
1) Нерюнгринская районная администрация; 2) НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район". |
|||||||||
Соисполнители Программы |
1) ГБУ РС(Я) "Центр поддержки предпринимательства РС(Я)" Обособленное подразделение "Бизнес - инкубатор" г. Нерюнгри; 2) Общественные организации предпринимателей. |
|||||||||
Объем и источники финансирования |
|
|||||||||
|
Годы |
Всего, тыс. руб. |
в том числе по источникам: |
|
||||||
РБ |
Бюджет МО |
Внебюджетные источники |
||||||||
Всего |
35000 |
7500 |
7500 |
20000 |
||||||
в том числе по годам: | ||||||||||
2012 |
6400 |
1500 |
1500 |
3400 |
||||||
2013 |
7000 |
1500 |
1500 |
4000 |
||||||
2014 |
7100 |
1500 |
1500 |
4100 |
||||||
2015 |
7200 |
1500 |
1500 |
4200 |
||||||
2016 |
7300 |
1500 |
1500 |
4300 |
||||||
| ||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
|||||||||
|
Индикаторы |
2010 (факт) |
2011 (оценка) |
2016 (план) |
|
|||||
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.) |
3930 |
3935 |
4000 |
|||||||
Увеличение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий (чел.) |
6046 |
6200 |
7600 |
|||||||
Рост оборота малых предприятий (млн. руб.) |
11509,4 |
13811 |
18400 |
|||||||
Рост объема налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальный бюджет (млн. руб.) |
242 |
245 |
256 |
|||||||
| ||||||||||
Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы |
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения; - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий; - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; - отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малых предприятий; - оборот малых предприятий; - инвестиции в основной капитал малых предприятий; - объем налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в доходную часть районного бюджета; - доля заказов, переданных малым предприятиям в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от общего объема размещения заказов; - количество созданных рабочих мест на субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку. |
|||||||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
1. Нерюнгринская районная администрация. 2. Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). 3. Нерюнгринский районный Совет депутатов. |
Введение
Одним из приоритетов политики муниципального образования "Нерюнгринский район" является поддержка малого и среднего бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство Нерюнгринского района является динамично развивающимся и важнейшим элементом рыночной экономики. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Целенаправленная работа по развитию предпринимательства позволила достичь положительной динамики развития малого и среднего бизнеса.
Сегодня в районе общее количество субъектов малого предпринимательства 3930 человек. В их числе 3407 индивидуальных предпринимателей и 523 малых предприятия. Количество малых предприятий в 2010 году выросло на 5,9% по сравнению с 2009 годом. Доходы районного бюджета от малого бизнеса в 2010 году составили 242 млн. рублей, или 102,1% по отношению к 2009 году.
По итогам 2010 года муниципальное образование "Нерюнгринский район" по отношению числа малых предприятий к числу крупных и средних предприятий занимает второе место в республике после городского округа "Город Якутск", а по числу малых предприятий на 1 тысячу населения и по среднему обороту одного предприятия - входит в пятерку лидеров в Республике Саха (Якутия).
Сегодня малый бизнес это не только сфера торговли, как было в основном еще 10 лет назад, но и производство. Малый бизнес динамично развивается во всех сферах экономической деятельности. Наряду с традиционным строительством и транспортной сферой, предприниматели постепенно внедряются в деятельность обрабатывающих производств. Вклад малого бизнеса наиболее заметен в обеспечении внутреннего рынка Нерюнгринского района такими видами товаров, как хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, пищевая рыбная продукция, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, а также полиграфическая продукция, швейные и трикотажные изделия, корпусная и мягкая мебель, ювелирные изделия, изделия из камнецветов, сувенирные изделия из меха и кости. Малое предпринимательство внедряется в сферу туристических, спортивных, консалтинговых, медицинских и образовательных услуг.
Наибольшее количество малых предприятий занято в оптовой и розничной торговле - 33,8%, в строительстве - 16%, транспорте и связи - 12,8%, в обрабатывающих производствах - 6,3%, в сельском хозяйстве - 1,2%, в других видах деятельности - 29,9%.
Структура малых предприятий по отраслям
Структура индивидуальных предпринимателей по видам деятельности
Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей занято в розничной и оптовой торговле - 39,1%, в транспортной деятельности - 22,7%, строительстве - 4,4%, в обрабатывающих производствах - 4,1%, в сельском хозяйстве - 0,9%, в других видах деятельности - 28,8%, в т.ч. занятых предоставлением персональных услуг - 8,2%.
Динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства
Индикаторы |
2009 (факт) |
2010 (факт) |
2010 г. к 2009 г., % |
2011 (оценка) |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.) |
3929 |
3930 |
100,0 |
3935 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (ед.) |
461 |
464 |
100,7 |
465 |
Количество индивидуальных предпринимателей (ед.) |
3435 |
3407 |
99,2 |
3410 |
Количество малых предприятий (ед.) |
494 |
523 |
105,9 |
525 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий (чел.) |
5000 |
6046 |
120,9 |
6200 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) |
15,95 |
20,4 |
127,9 |
19,55 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий (млн. руб.) |
4217,2 |
7668,5 |
181,8 |
8816,0 |
Оборот малых предприятий (млн. руб.), в том числе: |
7514,0 |
11509,4 |
153,2 |
13811,0 |
- оборот розничной торговли (млн. руб.) |
2435,7 |
2568,2 |
105,4 |
3082,0 |
- оборот общественного питания (млн. руб.) |
87,9 |
75,1 |
85,4 |
90,0 |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (млн. руб.) |
89,4 |
132,6 |
148,3 |
159,0 |
Объем налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в доходную часть муниципального бюджета (млн. руб.) |
237 |
242 |
102,1 |
245 |
Удельный вес доходов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в общих доходах муниципального бюджета (%) |
5,92 |
8,13 |
137,3 |
8,23 |
(Источники: статистические данные, данные ИФНС по Нерюнгринскому району)
Развивать предпринимательство важно не только для увеличения доходной части районного бюджета, но и для решения социальных проблем. Малое и среднее предпринимательство способствует обеспечению занятости населения. Общая численность занятых в малом и среднем бизнесе района в 2010 году составила 12500 человек.
Для целей реализации комплексной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в МО "Нерюнгринский район" с 2009 года успешно реализуется муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2009-2011 годы".
На реализацию мероприятий Программы из бюджета района выделено 7657,8 тыс. руб, из республиканского бюджета - 5129,0 тыс. руб.
За период с 2009 по 2011 год финансовая поддержка будет оказана на сумму 12629,0 тыс. руб. 64 субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе по видам поддержки:
- гранты (субсидии) в сумме 5412,1 тыс. руб. будут предоставлены не менее 34 субъектам малого предпринимательства, начинающим собственное дело;
- микрокредиты в сумме 13590,0 тыс. руб. будут предоставлены не менее 27 субъектам малого предпринимательства;
- субсидии в сумме 200,0 тыс. руб. предоставлены 2 субъектам малого предпринимательства, оказывающим социально-значимые услуги в сельской местности;
- субсидии на затраты по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях в сумме 160,9 тыс. руб. будут предоставлены не менее 2 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Приоритетное направление в реализации Программы уделено информационно - консультационной и образовательной работе с субъектами малого и среднего бизнеса. Для 75 субъектов организованы семинары-тренинги по повышению профессиональной деятельности, для 20 субъектов - семинар "Основы предпринимательской деятельности", 17 муниципальных служащих, занятых в сфере поддержки предпринимательства, приняли участие в семинаре по инновационной деятельности и управлению проектами. С целью использования муниципального имущества в качестве инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства разработан и утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения Перечня муниципального имущества муниципального образования "Нерюнгринский район", предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства имущественной и консультационно-информационной поддержкой в 2009 году введен в эксплуатацию Бизнес-инкубатор в г. Нерюнгри. Здание Бизнес-инкубатора, площадью 2311 кв. м., построено за счет средств республиканского и федерального бюджетов. Это второй по счету институт поддержки начинающих предпринимателей в республике. 26 резидентов Бизнес-инкубатора занимаются производством корпусной и мягкой мебели, швейной, трикотажной, сувенирной и полиграфической продукции, предоставлением спортивных, туристических, консалтинговых, образовательных услуг, в том числе и по дошкольному образованию, услуг по организации праздников.
Бизнес-инкубатор выполняет функции центра развития бизнеса на территории Нерюнгринского района. Любому предпринимателю, обратившемуся в Бизнес-инкубатор, оказывается комплекс образовательных, информационных и консультационных услуг.
Во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия), в целях реализации Комплекса мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" начата совместная работа с Министерством по делам предпринимательства по реализации проекта строительства Технопарка. Под строительство Технопарка Нерюнгринской районной администрацией выделено недостроенное здание роддома по ул. Лужников общей площадью 5700 кв. м. и общей площадью участка 13000 кв. м. Срок ввода в эксплуатацию намечен на август 2012 года.
Создание Технопарка является необходимым и своевременным, так как позволит создать источник инновационных разработок, исследовательских и научно - прикладных
работ, потребность в которых по мере реализации крупных инвестиционных проектов в рамках Схемы - 2020 будет стремительно расти.
В Технопарке будет создано более 300 рабочих мест, а учитывая кластерное развитие, при содействии Технопарка в Южной Якутии будет создано более 1000 рабочих мест.
Возникающие вопросы в районе решаются объединенными усилиями и согласованными действиями органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей и организаций, образующих инфраструктуру субъектов малого предпринимательства.
Организационная структура развития предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" представлена Совещательным комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Нерюнгринского района, общественной организацией "Союз предпринимателей Нерюнгринского района", некоммерческой организацией "Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район", ГБУ "Центр поддержки предпринимательства РС(Я)" ОП "Бизнес-инкубатор" г. Нерюнгри. Созданы рабочие группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при прокуратуре г. Нерюнгри и Отделе МВД России по Нерюнгринскому району.
Немаловажное значение в положительной динамике развития малого и среднего предпринимательства района оказали меры государственной поддержки, принятые на федеральном уровне: отменены нормы, обязывающие применение контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности; внедрен уведомительный порядок начала многих видов предпринимательской деятельности; на нормативно-правовом уровне снижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения; урегулированы процедуры проведения проверок со стороны контролирующих органов и т.д.
В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами и создания условий для их продвижения в Нерюнгринском районе проводятся межрегиональные южно-якутские выставки-ярмарки: "Урожай года", "Праздник солений", "Февральский сюрприз", "Школьная ярмарка", "Рождественский базар". Они проходят с участием местных товаропроизводителей, предпринимателей из Амурской области, Хабаровского края, улусов Республики Саха (Якутия).
Возобновил работу производственный модуль ИП Габбасовой Ф.М. по производству колбасных изделий и мясных деликатесов, открыт цех по производству пищевых полуфабрикатов ООО "Олимпия", мясо-перерабатывающий цех "Скиф". Открыты новые объекты торговли: супермаркет "Парадиз", торговый центр "Каскад". Пользуется спросом у населения торговый центр "Айгуль", который оказывает широкий спектр услуг: общественное питание - кафе "Тау", комната для организации детского досуга, услуги фото-кабинки, кинотеатр формата 4-D.
Предпринимательство сегодня - это занятость и качество жизни населения, обеспечение необходимыми товарами и услугами.
II. Нормативно-правовое обеспечение Программы
В соответствии с Федеральным законом от 06.10. 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы содействия развитию малого предпринимательства.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 года 645-З N 179-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)".
Программа разработана с учетом Государственной программы "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 гг." и постановления Правительства РС(Я) от 28 декабря 2010 года N 594 "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) на 2011-2020 годы и Плане мероприятий по реализации Стратегии в 2011-2012 годах".
Программа учитывает специфику социально-экономического развития Нерюнгринского района и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства.
Долгосрочная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегический документ, в котором определяется перечень мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего бизнеса и результативности деятельности органов местного самоуправления.
Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства позволит повысить эффективность управления социально-экономическим развитием Нерюнгринского района, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства.
Равный доступ к получению поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется через информирование об инструментах и методах поддержки в средствах массовой информации и через интернет-сайт Нерюнгринской районной администрации, при отсутствии условий по которым поддержка не может быть оказана и при наличии постоянного контроля со стороны органа местного самоуправления по реализации программных мероприятий.
Разработка Программы базируется на анализе состояния развития сферы малого и среднего бизнеса в Нерюнгринском районе в настоящее время.
Цели и задачи настоящей Программы предусматривают реализацию комплекса мероприятий для эффективного решения задач в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Нерюнгринского района.
Программа определяет перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственных за реализацию мероприятий, основные показатели результативности развития малого и среднего предпринимательства.
На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства, в том числе:
1. Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
2. Из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район".
3. Из внебюджетных источников (прогнозируются как возможные источники финансирования), в том числе:
- средства НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район";
- собственные средства предприятий;
- средства кредитных учреждений и инвесторов и др.
Срок реализации Программы рассчитан на 2012-2016 годы.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что там крупное производство не противопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким образом сформировалась принципиально новая структура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны следующие факторы: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении: отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.
В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:
а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством;
д) банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
е) лизинг технологического оборудования также малодоступен, в связи с неспособностью лизингополучателей выплатить первый взнос;
ж) масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
з) действующие механизмы приобретения муниципальной собственности не обеспечивают равных условий для наделения собственностью малых компаний в сравнении с крупными участниками рынка.
Для определения комплекса проблем, подлежащих программному решению, проведен анализ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района.
Анализ отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства Нерюнгринского района свидетельствует о ее непропорциональности, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса в производственной сфере. На это влияют различные факторы, в том числе:
- неразвитая кооперация крупного и малого бизнеса;
- недостаток финансовых ресурсов, ограничение доступа к банковским кредитам из-за сложной залоговой системы, высоких процентных ставок, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит для субъектов малого и среднего предпринимательства; ограничение доступа к лизинговым услугам;
- высокая себестоимость и низкая конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства в силу ограниченности доступа к производственным мощностям и достаточно высокого износа основных средств в сфере производства, сельском хозяйстве;
- остаются низкими показатели, характеризующие процессы модернизации действующего производства и внедрения новых, в том числе энергосберегающих технологий;
- остаются проблемы в приобретении помещений, в высокой стоимости аренды;
- недостаток квалифицированных кадров.
Кроме того, у субъектов малого предпринимательства возникают проблемы в получении доступных качественных информационных, маркетинговых, консультационных, юридических услуг, в том числе, и из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к сети Интернет. В то же время, отсутствие аналитической информации о потребностях муниципального образования в товарах и услугах сужает сферу бизнеса.
Несмотря на принимаемые государством меры по снижению налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, в данном направлении по-прежнему остается ряд проблем. В частности, предусмотренный переход к страховым принципам формирования государственных внебюджетных фондов приведет к значительному снижению количества официально зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, прозрачности их деятельности и окажет дестимулирующее воздействие на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
При проведении анализа основных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе, использованы результаты опросов представителей малого и среднего бизнеса Нерюнгринского района, итоги совещаний, встреч, заседаний Совещательного комитета по предпринимательству при главе района, Союза предпринимателей Нерюнгринского района.
Основная доля проблемных вопросов распределяется следующим образом:
1) отсутствие финансово-кредитных средств, несовершенство законодательной базы, административные барьеры - 60-70%;
2) отсутствие помещений, высокая арендная плата, недостаток квалифицированных кадров - 30-40%;
3) высокая плата за электроносители, недостаток технологического оборудования, недостаток информации - 10-20%.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
Данная Программа сформирована с учетом позитивных сдвигов в районе нормативно-правовой, информационной, финансово-кредитной и других направлений поддержки малого и среднего бизнеса. Это комплекс конкретных и реальных в выполнении целевых мероприятий, направленных на решение существующих проблем и создание условий для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Нерюнгринском районе.
IV. Основные цели и задачи Программы
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" реализуется с целью развития субъектов малого и среднего предпринимательства как средства занятости и самозанятости жителей, улучшения качества предоставляемых товаров и услуг населению, источника пополнения бюджета района.
Программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы" принимается для решения следующих задач, связанных с осуществлением полномочий органов местного самоуправления в сфере муниципальной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства:
1. Формирование условий, обеспечивающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и вовлечение незанятого населения в сферу малого бизнеса:
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой и имущественной поддержке;
- обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства в комплексных консультационных, информационных и образовательных услугах;
- содействие в развитии производственной и технологической базы субъектов малого и среднего бизнеса;
- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и межрегиональные рынки;
- содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства;
- содействие развитию молодежного предпринимательства;
- укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности.
2. Развитие сети инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Развитие системы коммуникаций "бизнес - власть - общество".
V. Система программных мероприятий
Система мероприятий представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для развития предпринимательства, оказанию муниципальной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и опирается на созданную инфраструктуру в области предпринимательства.
Мероприятия Программы в соответствии с их содержанием и направленностью сформированы по следующим разделам:
Раздел I. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Раздел II. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Раздел III. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Раздел IV. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Раздел V. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного раздела, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация программных мероприятий по следующим направлениям:
- мероприятия по упрощению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым средствам:
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2012 г. N 1924 пункт 1.1 раздела V настоящей муниципальной целевой программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня опубликования названного постановления
1.1. Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства.
1.2. Предоставление микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства;
- мероприятия по продвижению товаров на региональные и межрегиональные рынки продукции:
1.3. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, экономических и тематических форумах, проведению презентации продукции;
- мероприятия по поддержке технологической модернизации:
1.4. субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию производственного (технологического) оборудования, связанного с производством товаров (работ, услуг).
2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного раздела, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация программных мероприятий по следующему направлению:
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к муниципальному имуществу:
2.1. Формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие в приобретении объектов недвижимости путем преимущественного права.
2.2. Содействие в размещении начинающих предпринимателей в помещениях Бизнес-инкубатора.
2.3. Содействие в обеспечении деятельности Технопарка.
3. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках данного раздела, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация программных мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к образовательной поддержке на основе применения современных методов обучения:
3.1. Организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса (семинары, тренинги, курсы повышения квалификации).
3.2. Организация обучения субъектов малого и среднего предпринимательства по курсу "Основы предпринимательской деятельности";
- привлечение молодежи к предпринимательской деятельности:
3.3. Развитие предпринимательских навыков и компетенций у детей и подростков в школах (участие в конкурсах молодежных бизнес-проектов, содействие работе класса "Юный предприниматель"),
3.4. Образование, развитие предпринимательских компетенций у молодежи (массовое обучение, проведение семинаров и мастер-классов);
- повышение квалификации специалистов сферы развития предпринимательства и муниципальных служащих в вопросах развития и поддержки предпринимательства:
3.5. Организация обучения специалистов сферы развития предпринимательства и муниципальных служащих по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного раздела, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация программных мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение снижения рисков при организации и ведении бизнеса, организации новых рабочих мест:
4.1. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам ведения бизнеса, в том числе, по правовым, финансовым вопросам и вопросам трудовых отношений;
- совершенствование системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства:
4.2. Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам развития предпринимательства через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет-сайт);
4.3. Обеспечение ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки:
- обеспечение аналитических исследований развития малого и среднего бизнеса:
4.4. Проведение мониторинга состояния, проблем и тенденций развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
5. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
В рамках данного раздела, исходя из цели и поставленных задач программы, предусмотрена реализация программных мероприятий по следующим направлениям:
- содействие в устранении административных барьеров:
5.1. Деятельность Совещательного комитета по развитию предпринимательства при главе МО "Нерюнгринский район";
- совершенствование информационно-правового обеспечения предпринимательской деятельности:
5.2. Разработка и издание информационно-методических материалов по малому и среднему предпринимательству (брошюры, баннеры, листовки);
- укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности:
5.3. Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню предпринимателя.
5.4. Присуждение Премии главы МО "Нерюнгринский район" победителям районного конкурса за достижения в области малого и среднего предпринимательства (по номинациям).
Условия и требования оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО "Нерюнгринский район", определяются в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. Порядки (положения) предоставления муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район".
Настоящая Программа рассчитана на период с 2012-2016 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии со сроками согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств, в том числе:
1) государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район";
3) внебюджетных источников (прогнозируются как возможные источники финансирования), в том числе средства некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район".
Бюджетные источники:
- государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - средства, предоставляемые на конкурсной основе муниципальным образованиям РС(Я) на реализацию мероприятий муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами и на условиях софинансирования;
- бюджет муниципального образования "Нерюнгринский район" - средства, предусмотренные в бюджете муниципального образования "Нерюнгринский район" на реализацию мероприятий Программы.
Внебюджетные источники (прогнозируются как возможные источники финансирования):
- средства некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район";
- собственные средства предприятий и организаций;
- средства кредитных учреждений и инвесторов и др.
НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляет реализацию мероприятий по предоставлению микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с соглашениями между Нерюнгринской районной администрацией и НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" на основании постановления Нерюнгринской районной администрации от 09.10.2009 г. N 867 "Об определении уполномоченной организации по реализации мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район на 2009-2011 годы". Некоммерческой организацией "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район" с учетом оборачиваемости кредитных средств будут профинансированы мероприятия по предоставлению микрокредитов на общую сумму 20 000,0 тыс. рублей.
Реализация других программных мероприятий, требующих привлечения сторонних исполнителей, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Общий объем финансирования мероприятий программы на 2012-2016 годы составит 35 000,0 тыс. руб. С учетом возможных изменений в Законе РС(Я) о государственном бюджете на соответствующий год и плановый период, а также в соответствии с уточнениями и возможностями бюджета Нерюнгринского района или изменениями в социально-экономическом развитии Нерюнгринского района, мероприятия и объемы финансирования Программы могут быть скорректированы в установленном порядке.
Ресурсное обеспечение Программы
Годы |
Всего финансовых средств (тыс. руб.) |
в том числе по источникам, тыс. руб.: |
||
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Внебюджетные источники |
||
Всего |
35000 |
7500 |
7500 |
20000 |
в том числе по годам: |
|
|
|
|
2012 |
6400 |
1500 |
1500 |
3400 |
2013 |
7000 |
1500 |
1500 |
4000 |
2014 |
7100 |
1500 |
1500 |
4100 |
2015 |
7200 |
1500 |
1500 |
4200 |
2016 |
7300 |
1500 |
1500 |
4300 |
VII. Механизм реализации Программы
Заказчиком-координатором Программы является Нерюнгринская районная администрация.
Исполнителями Программы являются: структурные подразделения Нерюнгринской районной администрации - Управление потребительского рынка и развития предпринимательства и Комитет земельных и имущественных отношений, организация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - НО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Нерюнгринский район". Соисполнителями Программы являются: организация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - ГБУ "Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)" ОП "Бизнес-инкубатор" г. Нерюнгри, общественные организации предпринимателей МО "Нерюнгринский район".
Распорядителем средств муниципального бюджета МО "Нерюнгринский район" и субсидий государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на финансирование реализации мероприятий Программы, является Нерюнгринская районная администрация.
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие заказчика-координатора Программы с субъектами двух уровней бюджетного процесса:
1) на республиканском уровне предусматриваются заключения соглашений с Министерством по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальному бюджету МО "Нерюнгринский район" на муниципальную поддержку малого и среднего предпринимательства; также предусматривается участие в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере развития предпринимательства;
2) на муниципальном уровне осуществляются финансирование программных мероприятий из средств муниципального бюджета МО "Нерюнгринский район".
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования "Нерюнгринский район".
Получателями средств муниципального бюджета МО "Нерюнгринский район" и субсидий государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках Программы являются:
- индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие критериям Программы;
- организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы заказчик-координатор Программы ежегодно в установленном порядке подготавливает отчет о ходе ее реализации. На основе аналитических данных мероприятия и объемы финансирования мероприятий Программы могут корректироваться.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности
В ходе выполнения мероприятий Программы предполагается достичь следующих результатов:
1. Предоставить финансовую поддержку не менее 60 субъектам малого и среднего предпринимательства, что позволит:
- вовлечь в предпринимательскую деятельность незанятое население района;
- улучшить производственно-технологическую базу субъектов малого и среднего бизнеса;
- пополнить оборотные средства.
2. Предоставить образовательную поддержку не менее 275 субъектам малого и среднего предпринимательства, что позволит повысит уровень образования предпринимателей, снизит риски по организации и ведению бизнеса.
3. Охватить в программах массового обучения молодежи не менее 250 человек, что позволит развить предпринимательские компетенции и навыки у молодых людей и вовлечь их в предпринимательскую деятельность.
4. Разработать и издать не менее 3 информационно-методических брошюр по нормативно-правовой базе малого и среднего бизнеса общим тиражом 400 экземпляров.
5. Провести 5 районных конкурсов по достижениям в области малого и среднего предпринимательства по различным номинациям с награждением победителей.
Реализация цели Программы приведет к росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышению конкурентоспособности производимых товаров (услуг), увеличению налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местный бюджет, повышению уровня информированности населения района.
Цель Программы оценивают по следующим индикаторам эффективности:
Индикаторы эффективности Программы
Индикаторы |
2010 (факт) |
2011 (оценка) |
2016 (план) |
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.) |
3930 |
3935 |
4000 |
Увеличение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий (чел.) |
6046 |
6200 |
7600 |
Рост оборота малых предприятий (млн. руб.) |
11509,4 |
13811 |
18400 |
Рост объема налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальный бюджет (млн. руб.) |
242 |
245 |
256 |
Содержащиеся в Программе индикаторы эффективности отвечают следующим требованиям:
- наблюдаемости значений показателей в течение срока выполнения Программы;
- минимизации числа показателей;
- достоверности (показатели рассчитываются на основе статистических наблюдений, отчетов субъектов малого и среднего предпринимательства, социально-экономического прогноза Нерюнгринского района);
- экономичности (получение данных от субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется без дополнительных финансовых затрат);
- реалистичности, т.е. достижимости в установленный период времени;
- сопоставимости;
- системности (обеспечение интеграции различных направлений государственной поддержки малого предпринимательства);
- своевременности и регулярности (отчетные данные поступают ежеквартально, ежегодно);
- имеются в наличии базовые значения, единицы измерения, методики расчета показателей.
Показатели социально-экономической эффективности от реализации Программы
Индикаторы |
Показатели |
||||||
факт 2010 |
оценка 2011 |
план |
|||||
|
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
1. Показатели экономической эффективности (источник информации - ТО ФСГС) | |||||||
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.) |
3930 |
3935 |
3948 |
3961 |
3974 |
3987 |
4000 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения (ед.) |
464 |
465 |
466 |
467 |
469 |
470 |
472 |
Количество индивидуальных предпринимателей (ед.) |
3407 |
3410 |
3418 |
3421 |
3424 |
3427 |
3430 |
Количество малых предприятий (ед.) |
523 |
525 |
530 |
540 |
550 |
560 |
570 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий (млн. руб.) |
7668,5 |
8816,0 |
9015,0 |
9345,0 |
9560,0 |
9750,5 |
9989,0 |
Оборот малых предприятий (млн. руб.), в том числе: |
11509,4 |
13811 |
14200 |
16100 |
17200 |
17500 |
18400 |
- оборот розничной торговли (млн. руб.) |
2568,2 |
3082,0 |
3250,5 |
3560,0 |
3610,0 |
3890,0 |
3980,0 |
- оборот общественного питания (млн. руб.) |
75,1 |
90,0 |
92,5 |
95,1 |
97,3 |
99,1 |
102,3 |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (млн. руб.) |
132,6 |
|
161,0 |
165,8 |
172,4 |
184,1 |
|
2. Показатели социальной эффективности (источник информации - ТО ФСГС) | |||||||
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий (чел.) |
6046 |
|
6480 |
6760 |
7040 |
7320 |
|
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) |
20,4 |
19,55 |
22,51 |
26,36 |
27,50 |
27,95 |
28,40 |
Количество вновь созданных рабочих мест на субъектах малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку |
21 |
|
20 |
20 |
20 |
20 |
|
3. Показатели бюджетной эффективности (источник информации - УМНС) | |||||||
Объем налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальный бюджет (млн. руб.) |
242 |
|
248 |
250 |
252 |
255 |
|
Удельный вес доходов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в общих доходах муниципального бюджета (%) |
8,13 |
|
8,31 |
9,15 |
9,30 |
9,35 |
|
Достигнутые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства получат и качественные социальные результаты:
- развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
- гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства с муниципальными органами власти, предпринимателями и наемными работниками;
- укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
IX. Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно за отчетный год и за весь период реализации с 2012 по 2016 год.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется заказчиком-координатором путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями либо значениями на момент начала реализации Программы.
I. Расчет фактического выполнения целей Программы:
, где:
i факт - фактическое значение индикатора;
i план - плановое значение индикатора.
II. Расчет выполнения задач Программы:
1 шаг: Фактическое выполнение задач Программы:
, где
i факт - фактическое значение показателя;
i план - плановое значение показателя.
2 шаг: Среднее значение выполнения задач Программы
, где:
i задача - значение выполнения задачи Программы;
n - количество задач.
III. Сравнение среднего значения выполнения цели Программы со средним значением выполнения задач Программы В случае, если разница между средним значением выполнения цели Программы () и средним значением выполнения задач Программы () составляет не более 10%, то показатели задач в полной мере способствуют достижению цели Программы.
В случае, если разница между средним значением выполнения цели Программы () и средним значением выполнения задач Программы () составляет свыше 10%, то показатели задач не способствуют достижению цели Программы.
X. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль исполнения Программы, а также достижение поставленных целей и задач осуществляет:
1. Нерюнгринская районная администрация (заместитель главы по экономике, финансам и торговле).
2. Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия).
3. Нерюнгринский районный Совет депутатов.
Для осуществления контроля исполнения Программы Нерюнгринская районная администрация:
- обеспечивает своевременное предоставление отчетности в Министерство по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я) о расходах бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район", источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме и в порядке, установленными Министерством;
- предоставляет отчеты в управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку годовой информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета Республики
Саха (Якутия) и бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район", выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
- готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и ежегодно размещает их на сайте Нерюнгринской районной администрации.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2012 г. N 1924 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного постановления
Приложение N 1
к муниципальной целевой программе
"Развитие субъектов малого и среднего
предпринимательства в муниципальном образовании
"Нерюнгринский район"
Система
программных мероприятий
26 сентября 2012 г.
N |
Мероприятия |
Годы |
Всего фин. средств |
в том числе по источникам: |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
||
Бюджет РС(Я) |
Бюджет МО |
Внебюдж. ср-ва |
||||||
Всего по программе: |
Итого |
35000 |
7500 |
7500 |
20000 |
|
|
|
|
|
2012 |
6400 |
1500 |
1500 |
3400 |
||
2013 |
7000 |
1500 |
1500 |
4000 |
||||
2014 |
7100 |
1500 |
1500 |
4100 |
||||
2015 |
7200 |
1500 |
1500 |
4200 |
||||
2016 |
7300 |
1500 |
1500 |
4300 |
||||
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
|
Всего по разделу: |
Итого |
29000 |
4500 |
4500 |
20000 |
|
|
2012 |
5200 |
900 |
900 |
3400 |
||||
2013 |
5800 |
900 |
900 |
4000 |
||||
2014 |
5900 |
900 |
900 |
4100 |
||||
2015 |
6000 |
900 |
900 |
4200 |
||||
2016 |
6100 |
900 |
900 |
4300 |
||||
1.1. |
Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства |
Итого |
6000 |
3000 |
3000 |
0 |
НРА* |
Увеличение числа субъектов МСП***, вовлечение незанятого населения в предпринимательскую деятельность, содействие в реализации бизнес-проектов начинающим субъектам МСП. |
2012 |
1200 |
600 |
600 |
0 |
||||
2013 |
1200 |
600 |
600 |
0 |
||||
2014 |
1200 |
600 |
600 |
0 |
||||
2015 |
1200 |
600 |
600 |
0 |
||||
2016 |
1200 |
600 |
600 |
0 |
||||
1.2. |
Предоставление микрокредитов субъектам малого и среднего предпринимательства |
Итого |
20000 |
0 |
0 |
20000 |
НО "ФПМиСП"** |
Обеспечение доступа субъектов МСП к льготным кредитным ресурсам, содействие в развитии технической базы, увеличению оборотных средств субъектам МСП. |
2012 |
3400 |
0 |
0 |
3400 |
||||
2013 |
4000 |
0 |
0 |
4000 |
||||
2014 |
4100 |
0 |
0 |
4100 |
||||
2015 |
4200 |
0 |
0 |
4200 |
||||
2016 |
4300 |
0 |
0 |
4300 |
||||
1.3. |
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, экономических и тематических форумах, проведению презентации продукции |
Итого |
500 |
250 |
250 |
0 |
НРА |
Содействие субъектам МСП в продвижении продукции на региональные и межрегиональные рынки сбыта, в развитии межрегиональных и международных деловых связей. |
2012 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2013 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2014 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2015 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2016 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
1.4. |
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию производственного (технологического) оборудования, связанного с производством товаров (работ, услуг) |
Итого |
2500 |
1250 |
1250 |
0 |
НРА |
Содействие в развитии производственной и технологической базы субъектов МСП, повышении конкурентоспособности производимой и реализуемой продукции. |
2012 |
500 |
250 |
250 |
0 |
||||
2013 |
500 |
250 |
250 |
0 |
||||
2014 |
500 |
250 |
250 |
0 |
||||
2015 |
500 |
250 |
250 |
0 |
||||
2016 |
500 |
250 |
250 |
0 |
||||
2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
|
Всего по разделу: |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2.1. |
Формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие в приобретении объектов недвижимости путем преимущественного права |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
НРА |
Повышение информированности субъектам МСП о возможностях ведения бизнеса; взаимодействие органов власти с предпринимателями. |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2.2. |
Содействие в размещении начинающих предпринимателей в помещениях Бизнес-инкубатора |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
НРА |
Обеспечение начинающих субъектов МСП помещениями, льготной арендной платой и комплексом дополнительных услуг. |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2.3. |
Содействие в обеспечении деятельности Технопарка |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
НРА |
Развитие инновационного потенциала субъектов МСП, содействие внедрению научных разработок в реализуемые проекты Южной Якутии; создание инновационной инфраструктуры. |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
3. Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
|
Всего по разделу: |
Итого |
3000 |
1500 |
1500 |
0 |
|
|
2012 |
600 |
300 |
300 |
0 |
||||
2013 |
600 |
300 |
300 |
0 |
||||
2014 |
600 |
300 |
300 |
0 |
||||
2015 |
600 |
300 |
300 |
0 |
||||
2016 |
600 |
300 |
300 |
0 |
||||
3.1. |
Организация подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса (семинары, тренинги, курсы повышения квалификации) |
Итого |
1300 |
650 |
650 |
0 |
НРА |
Повышение уровня образования предпринимательских кадров на основе применения современных методов обучения. |
2012 |
260 |
130 |
130 |
0 |
||||
2013 |
260 |
130 |
130 |
0 |
||||
2014 |
260 |
130 |
130 |
0 |
||||
2015 |
260 |
130 |
130 |
0 |
||||
2016 |
260 |
130 |
130 |
0 |
||||
3.2. |
Организация обучения субъектов малого и среднего предпринимательства по курсу "Основы предпринимательской деятельности" |
Итого |
100 |
50 |
50 |
0 |
НРА |
Повышение квалификации предпринимателей, стимулирование незанятого населения к предпринимательской деятельности. |
2012 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2013 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2014 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2015 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2016 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
3.3. |
Развитие предпринимательских навыков и компетенции у детей и подростков в школах (участие в конкурсах молодежных бизнес-проектов, содействие работе класса "Юный предприниматель") |
Итого |
100 |
50 |
50 |
0 |
НРА |
Популяризация предпринимательской деятельности у молодых людей. |
2012 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2013 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2014 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2015 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2016 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
3.4. |
Образование, развитие предпринимательских компетенции у молодежи (массовое обучение, проведение семинаров и мастер-классов) |
Итого |
110 |
550 |
550 |
0 |
НРА |
Создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства, содействие реализации предпринимательских инициатив молодых людей в создании собственного дела. |
2012 |
220 |
ПО |
ПО |
0 |
||||
2013 |
220 |
по |
по |
0 |
||||
2014 |
220 |
по |
по |
0 |
||||
2015 |
220 |
по |
по |
0 |
||||
2016 |
220 |
по |
по |
0 |
||||
3.5. |
Организация обучения специалистов сферы развития предпринимательства и муниципальных служащих по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Итого |
400 |
200 |
200 |
0 |
НРА |
Повышение квалификации специалистов сферы развития предпринимательства и муниципальных служащих в вопросах развития и поддержки предпринимательства. |
2012 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2013 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2014 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2015 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2016 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
4. Консультационно-информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
|
Всего по разделу: |
Итого |
2000 |
1000 |
1000 |
0 |
|
|
2012 |
400 |
200 |
200 |
0 |
||||
2013 |
400 |
200 |
200 |
0 |
||||
2014 |
400 |
200 |
200 |
0 |
||||
2015 |
400 |
200 |
200 |
0 |
||||
2016 |
400 |
200 |
200 |
0 |
||||
4.1. |
Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам ведения бизнеса, в том числе, по правовым, финансовым вопросам и вопросам трудовых отношений |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
НРА |
Снижение рисков при организации и ведении бизнеса, организации новых рабочих мест. Содействие в устранении административных барьеров. |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
4.2. |
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам развития предпринимательства через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет-сайт) |
Итого |
1500 |
750 |
750 |
0 |
НРА |
Освещение развития субъектов МСП и их достижений. Пропаганда социальной ценности предпринимательской инициативы. |
2012 |
300 |
150 |
150 |
0 |
||||
2013 |
300 |
150 |
150 |
0 |
||||
2014 |
300 |
150 |
150 |
0 |
||||
2015 |
300 |
150 |
150 |
0 |
||||
2016 |
300 |
150 |
150 |
0 |
||||
4.3. |
Обеспечение ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
НРА |
Соблюдение законодательства РФ в области развития субъектов МСП. |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
4.4. |
Проведение мониторинга состояния, проблем и тенденций развития в сфере малого и среднего предпринимательства |
Итого |
500 |
250 |
250 |
0 |
НРА |
Оценка состояния сферы предпринимательства, выявление приоритетных видов предпринимательской деятельности. Исследование потребности населения в товарах и услугах. |
2012 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2013 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2014 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2015 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2016 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
5. Организационно-методическая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||||
|
Всего по разделу: |
Итого |
1000 |
500 |
500 |
0 |
|
|
2012 |
200 |
100 |
100 |
0 |
||||
2013 |
200 |
100 |
100 |
0 |
||||
2014 |
200 |
100 |
100 |
0 |
||||
2015 |
200 |
100 |
100 |
0 |
||||
2016 |
200 |
100 |
100 |
0 |
||||
5.1. |
Деятельность Совещательного комитета по развитию предпринимательства при главе МО "Нерюнгринский район" |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
НРА |
Содействие в устранении административных барьеров, выработка рекомендательных решений по вопросам предпринимательской деятельности, в том числе о внесении изменений в нормативно-правовую базу. |
2012 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2015 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
5.2. |
Разработка и издание информационно-методических материалов по малому и среднему предпринимательству (брошюры, баннеры, листовки) |
Итого |
400 |
200 |
200 |
0 |
НРА |
Совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности. Пропаганда предпринимательской деятельности. |
2012 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2013 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2014 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2015 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
2016 |
80 |
40 |
40 |
0 |
||||
5.3. |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню предпринимателя |
Итого |
100 |
50 |
50 |
0 |
НРА |
Укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности. |
2012 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2013 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2014 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2015 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
2016 |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
5.4. |
Присуждение Премии главы МО "Нерюнгринский район" победителям районного конкурса за достижения в области малого и среднего предпринимательства (по номинациям) |
Итого |
500 |
250 |
250 |
0 |
НРА |
Укрепление социального статуса, повышение престижности предпринимательской деятельности. |
2012 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2013 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2014 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2015 |
100 |
50 |
50 |
0 |
||||
2016 |
100 |
50 |
50 |
0 |
*НРА - Нерюнгринская районная администрация;
**НО "ФПМиСП" - некоммерческая организация "Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
***субъекты МСП - субъекты малого и среднего предпринимательства.
Управляющий делами Нерюнгринской районной администрации |
П.В. Ковальчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2011 г. N 2120 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" на 2012-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования в "Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района"
Текст постановления опубликован в "Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района" от 27 октября 2011 г. N 42
Постановлением Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2012 г. N 2511 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2012 г. N 1924
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного постановления