В целях профилактики насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними в республике, для участия в программе "Защитим детей от насилия" федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Комплексную программу Республики Саха (Якутия) "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерствам и ведомствам - исполнителям Программы обеспечить исполнение и финансирование мероприятий за счет текущего финансирования.
3. Определить Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Сергучев А.Е.) координатором Программы и уполномоченным от Правительства Республики Саха (Якутия) для представления программы в Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Комплексная программа
Республики Саха (Якутия) "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2011 г. N 155)
Паспорт
комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы Республика Саха (Якутия)
Основание для разработки программы (для программ, планируемых к реализации) |
Распоряжение Вице-президента Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2010 года N 34-ВП "О рабочей группе по разработке проекта Комплексной программы Республики Саха (Якутия) по защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения" |
|||
Орган управления программой |
Правительство Республики Саха (Якутия) |
|||
Координатор программы |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) |
|||
Основные разработчики и исполнители программы |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) Республиканская (межведомственная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия) Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) Министерство образования Республики Саха (Якутия) Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Международный детский фонд "Дети Саха-Азия" Якутское республиканское общественное движение "Воспитание всем обществом" Союз женских организаций Республики Саха (Якутия) Лига отцов Республики Саха (Якутия) Якутская городская общественная молодежная организация "Подросток" Детская общественная организация Клуб "Фемида" |
|||
Срок реализации программы |
2011-2013 годы |
|||
Цель программы |
Развитие социального партнерства и организация системной межведомственной работы по профилактике жестокого обращения с детьми, реабилитации детей, пострадавших от насилия. |
|||
Задачи программы |
- Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, пропаганда общечеловеческих и семейных ценностей, ценности жизни и личности. - формирование навыков безопасного и толерантного поведения детей; - обеспечение медико-социального сопровождения и реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств; - повышение квалификации и методическое сопровождение специалистов. |
|||
Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе (количественные и качественные показатели) |
Семьи в социально опасном положении - 7056 семей, в которых проживают 14850 детей (учет Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей - 3492 чел. (учет Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Дети, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств - 1015 несовершеннолетних (учет Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия). Специалисты, работающие с детьми, в т.ч. в учреждениях для детей - 630 чел. |
|||
Перечень основных мероприятий программы |
- Внедрение технологии работы "Воспитание добром"; - организация работы школ для родителей "Я -родитель, основатель рода"; - организация работы Детского правозащитного университета; - внедрение технологии работы Школьных служб примирения; - организация мобильной кризисной службы; - организация медико-социального сопровождения детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, по месту жительства; - внедрение технологии реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств; - проведение обучающих семинаров, практических занятий по медико-социальной, психологической реабилитации и сопровождению детей, пострадавших от насилия, с привлечением специалистов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации; - переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в городах Российской Федерации. |
|||
Объем и источники финансирования программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования программы) |
Общий объем Программы - 122233,7 тыс. руб., в т.ч.: |
|||
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Собственные средства Заявителя |
28616,4 |
28616,4 |
28616,4 |
|
Привлеченные средства |
2400,0 |
2400,0 |
2400,0 |
|
Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
9627,0 |
9840,5 |
9717,0 |
|
Итого по годам |
40643,4 |
40856,9 |
40733,4 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Создание эффективной межведомственной системы работы по раннему выявлению насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними. 2. Привлечение общественности к противодействию насилию и жестокому обращению с детьми, организация общественного движения "Воспитание добром" с охватом 3000 чел. 3. Выявление и 100% охват медико-социальным сопровождением и реабилитационными программами несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения. 4. Снижение числа несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности до 20%. |
|||
|
5. Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики - участников Программы. 6. Повышение квалификации, овладение новыми технологиями работы со случаями насилия и жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним - 630 чел. |
I. Содержание проблемы жестокого обращения с детьми и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств, является одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики Республики Саха (Якутия).
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
По данным Прокуратуры Республики Саха (Якутия) в 2009 году в отношении несовершеннолетних совершено 1018 преступлений (в 2008 году -1063).
Общее число преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних и фактов жестокого обращения с детьми в Республике Саха (Якутия) (абс. число)
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего преступлений в отношении несовершеннолетних, в т.ч.: |
756 |
1254 |
1331 |
1063 |
1018 |
- убийства с покушением, ст. 105 УК РФ |
12 |
4 |
6 |
4 |
3 |
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 111 УК РФ |
19 |
18 |
22 |
18 |
21 |
- изнасилования, ст. 131 УК РФ |
14 |
34 |
25 |
25 |
22 |
насильственные действия сексуального характера, ст. 132 УК РФ |
18 |
21 |
8 |
15 |
25 |
- жестокое обращение, ст. 156 УК РФ |
22 |
59 |
37 |
72 |
78 |
Оценивая динамику преступных посягательств в отношении несовершеннолетних за последние 3 года можно отметить:
снижение общего числа преступлений в отношении несовершеннолетних на 24%, в том числе убийств с покушением на 50%;
рост числа преступлений сексуального характера на 35% (ст. 131, 132, 134, 135).
рост числа фактов жестокого обращения с детьми на 210%, а также рост численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, на 15%.
Последние показатели отражают не только рост числа жестокого обращения с детьми, но и улучшение работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и учету семей и детей, находящихся в социально опасном положении. О чем свидетельствует анализ деятельности органов внутренних дел, учреждений образования и социального обслуживания.
По профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, в республике приняты и реализуются:
республиканская целевая программа "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2009-2011 годы;
Комплексная программа Республики Саха (Якутия) "Семья для ребенка" на 2009-2011 годы с долевым финансированием из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Российской Федерации;
республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия)" на 2009-2011 годы;
республиканская целевая программа "Укрепление правопорядка в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы";
Комплексная программа Республики Саха (Якутия) по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, социальному сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на 2010-2012 годы с долевым финансированием из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Российской Федерации.
Основным направлением профилактики насилия и жестокого обращения с детьми является формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям и повышение ответственности родителей.
С целью формирования в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям в средствах массовой информации регулярно выходят рубрики в газете "Имею право", "Кыым", приложение "Саха ыала" (Семья) в газете "Саха сирэ" (Якутия). Национальная вещательная компания "Саха" выпускает телепередачи "Социум", "Правовед", радиопередачи "Моя среда", "Алапа" (Родной дом), "Эр бэрдэ" (Отец.Отцовство.Отечество).
Общероссийская информационная кампания по противодействию насилию и жестокому обращению с детьми привлекла внимание общественности к данной проблеме. В продолжение работы с учетом национальных особенностей коренных народов и традиций мультикультурных сообществ на местах планируется провести акции "Воспитание добром", возродить проекты "Народная педагогика", "Воспитание всем обществом", "Народная взаимовыручка для образования молодежи" и т.д. В муниципальных образованиях, где были реализованы эти проекты, улучшились социально-демографические показатели (рождаемости, брачности), снизились показатели правонарушений.
В целях раннего выявления семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми силами общественных объединений в муниципальных образованиях по месту жительства созданы и работают общественно-консультационные центры "Семья", правозащитная общественная организация "Правозащита", общественное движение "Воспитание всем обществом", 664 родительских комитета, 215 Советов отцов, 224 женских совета и другие общественные формирования. Силами общественности организуется контроль за общественным порядком на местах. Например, молодежный отряд "Правопорядок" организует дежурства на территории и в общежитиях студенческого городка "Сергелях", силами юных помощников милиции и старшеклассников обеспечивается порядок на школьных мероприятиях.
Значительное внимание уделяют пропаганде правовых знаний Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия), Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), Окружная администрация г. Якутска, Республиканское Общество "Знание", Якутское республиканское общественное движение по поддержке гражданских инициатив в воспитании и дополнительном образовании детей "Воспитание всем обществом" (Якутское республиканское общественное движение "Воспитание всем обществом"), правозащитная общественная организация "Правозащита", Детская Общественная Организация "Клуб "Фемида"" г. Якутска и другие.
Северо-Восточным Федеральным университетом им. М.К. Аммосова при поддержке Молодежного парламента Республики Саха (Якутия), Ассоциации юристов Республики Саха (Якутия) с 2010 года начата реализация проекта "Студенческая Академия права". Цель проекта - повышение правовой культуры молодежи. Студенты юридического факультета в течение учебного года проводят лекции по основам права в школах, трудовых коллективах, оказывают бесплатные консультации населению по юридическим вопросам. С 2011 года проект планируется продолжить, в т.ч. с выездом в муниципальные образования республики.
В Республике Саха (Якутия) формируется сеть государственных и негосударственных учреждений, оказывающих помощь, в т.ч. юридическую, и поддержку детям и их семьям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения,
На 01 января 2010 года в систему учреждений социального обслуживания семей и детей входит 31 государственное учреждение, в т.ч. 12 центров социальной помощи семье и детям, 18 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
В данных учреждениях на учете состоят 7056 семей, находящихся в социально опасном положении (в 2009 году - 7814), в которых проживают 14850 детей (в 2009 году - 17130). В целях предотвращения ухода детей из семьи, профилактики насилия и жестокого обращения специалистами осуществляется социальное сопровождение 12585 неблагополучных семей, в которых воспитываются 16513 детей. Учреждениями социального обслуживания используются различные формы и технологии реабилитационной и профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В 2009 году оказано более 156 428 социально медицинских, психологических, юридических услуг (в 2008 году - 130 543).
Наряду с государственными социальными учреждениями бесплатную помощь оказывают общественные и коммерческие структуры.
Психологические консультации для остро нуждающихся многодетных семей регулярно оказывают в Якутской городской общественной молодежной организации "Подросток", "Социальной гостиной", Международный детский фонд "Дети Саха-Азия", Центре интеллектуального, творческого и личностного развития (Индивидуальный предприниматель Ушницкая А.Е.).
Ежегодно растет потребность населения в юридической помощи. Бесплатную юридическую помощь для незащищенных слоев населения оказывают в Якутской городской общественной молодежной организации "Подросток", клубе многодетных семей г. Якутска. При содействии Ассоциации юристов Республики Саха (Якутия) индивидуальные предприниматели, работающие в данной сфере, 1 раз в месяц проводят Дни открытых дверей и оказывают бесплатные консультации.
Несмотря на проводимую работу, остаются актуальными вопросы раннего выявления насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, не определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия всех субъектов профилактики, недостаточен уровень подготовки специалистов и отсутствует методическая база, индивидуальные программы медико-социального сопровождения, нет единой базы учета несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения, учета и контроля за лицами, совершившими преступления в отношении несовершеннолетних.
Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям и повышение ответственности родителей - долгосрочная кропотливая работа, направленная на изменение поведенческой модели общества через формирование и распространение позитивных общественных явлений и процессов, провозглашение общечеловеческих ценностей. Идеологическая работа всегда требовала значительных финансовых затрат. В 1952 г. Эйзенхауер сказал: "Каждый доллар, потраченный на информационную кампанию, равен пяти, потраченным на вооружение". Поэтому приоритетным направлением нашей работы должны стать широкомасштабные информационно-просветительские кампании, в т.ч. по пропаганде общечеловеческих и семейных ценностей, ценности жизни и личности, мероприятия по преодолению правового нигилизма и повышению правовой культуры, формированию ответственного родительства.
На решение вышеуказанных задач направлены мероприятия Комплексной программы "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы, которая является частью целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" и Плана действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.12.2009 года N 573.
II. Цель, задачи, сроки реализации региональной программы
Цель: Развитие социального партнерства и организация системной межведомственной работы по профилактике жестокого обращения с детьми, реабилитации детей, пострадавших от насилия.
Задачи:
- Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, пропаганда общечеловеческих и семейных ценностей, ценности жизни и личности;
- формирование навыков безопасного и толерантного поведения детей;
- обеспечение медико-социального сопровождения и реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств;
- повышение квалификации и методическое сопровождение специалистов.
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Перечень мероприятий Комплексной программы "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы приведен в приложении N 1 к программе.
1. Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, пропаганда общечеловеческих и семейных ценностей, ценности жизни и личности
1.1. Внедрение технологии работы "Воспитание добром"
Исполнители: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Якутское республиканское общественное движение "Воспитание всем обществом", Союз женских организаций РС(Я), Лига отцов РС(Я), Якутский филиал Национального общественного комитета "Российская семья".
Проект "Воспитание добром" направлен на формирование общественного движения и пропаганду семейных ценностей через средства массовой информации, проведение акций в районах, рекламу. Планируется проводить родительские всеобучи, семинары по вопросам воспитания, родительско-детских отношений, выхода из кризисных ситуаций. Из числа общественников (членов родительских комитетов, женсоветов, советов отцов) будут подготовлены волонтеры по выявлению и оказанию профилактической помощи нуждающимся семьям. В качестве кураторов для семей в сложной жизненной ситуации (конфликты, насилие в семье) будут привлечены многодетные уважаемые семьи, вырастившие своих детей.
Социальный эффект - повышение престижа семейного образа жизни, пропаганда лучших семей, положительного опыта воспитания детей. Формирование в республике общественного движения "Воспитание добром", члены которого откажутся от физического наказания детей. За 3 года планируется привлечь в движение 3000 членов.
1.2. Организация школ для родителей "Я - родитель, основатель рода"
Исполнители: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Якутское республиканское общественное движение "Воспитание всем обществом"
Проект "Я - родитель, основатель рода" направлен на повышение родительской компетенции в воспитании детей, формирование навыков правильного поведения и выстраивания доброжелательных взаимоотношений с ребенком, ответственности за действия, направленные против детей. Проект будет реализовываться через Центры поддержки семьи и детей, Школы для родителей, созданные в образовательных учреждениях, общественные центры "Семья" в муниципальных образованиях. Основные формы работы: социально-психологические и правовые лекции для молодых родителей в общественно-консультативных центрах "Семья", организация летних лагерей для проблемных семей с целью оказания практической помощи в разрешении детско-родительских конфликтов, приобретения навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций. Летние лагеря будут организованы за пределами населенных пунктов, в походных условиях. Совместное пребывание родителей и детей на природе (смена обстановки, экстремальные условия, новые впечатления) и помощь специалистов помогут членам семьи сплотиться и разрешить сложную ситуацию в семье. Проект апробирован в Чурапчинском улусе. В течение недели несколько семей (не более 5-7 дней) провели в походных условиях. В результате и родители и дети отметили, что впервые в жизни близко узнали друг друга, положительные впечатления, совместные мероприятия, тренинги и консультации психолога помогли изменить ситуацию в семье.
За 3 года реализации программы по проекту "Я - родитель, основатель рода" пройдут обучение 60 специалистов по работе с семьями, психологическими практикумами и консультациями будут охвачены 54 семьи, находящиеся в социально опасном положении.
2. Формирование навыков безопасного и толерантного поведения детей
2.1. Организация работы Детского правозащитного университета
Исполнители: Министерство образования РС(Я), ГОУ "Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей", ЯГОМО "Подросток", Детская Общественная Организация "Клуб "Фемида""
Основная цель проекта - содействие развитию творческого, конкурентоспособного и самостоятельного ребенка в общественной жизни. В современном мире социализация детей осуществляется функциями родителей, школьным образованием с современным взглядом на культуру сверстниками ребенка. Дети многому учатся друг у друга. Проект "Детский правозащитный университет" объединяет учащихся школ и направлен на их правовое просвещение, формирование навыков безопасного поведения.
По программе планируется создание и сопровождение сайта "Республиканский детский портал", на котором будут размещены методическая и справочная информация для детей и подростков, советы юристов, психологов, специалистов по работе с несовершеннолетними. Сайт станет площадкой для проведения социальных конкурсов "Мой добрый папа", "Безопасная дорога" и т.д.
Создание сайта "Республиканский детский портал" повысит информированность школьников по правовым, социально-педагогическим вопросам.
2.2. Внедрение технологии работы "Школьные Службы примирения"
Исполнители: Министерство образования РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), МОУ "Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков г. Якутска", Детская Общественная Организация "Клуб "Фемида"", Якутская городская общественная молодежная организация "Подросток"
Одним из важных направлений в профилактике противоправного поведения несовершеннолетних является процесс формирования ответственного поведения, умения разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. В регионах России (Тюмень, Москва, Самара, Новосибирск, Казань, Пермский край, Волгоградская область) успешно апробируются модели Школьных служб примирения. Внедрение примирительных программ стало эффективным способом формирования ответственного поведения, навыка взаимопонимания подростков. По проекту запланированы выезды групп в регионы РФ по изучению опыта Школьных служб примирения, подготовка медиаторов и внедрение данного проекта в 50 образовательных учреждениях республики. Ежегодно будут проводиться семинары для руководителей, медиаторов Служб примирения.
За три года школьные Службы примирения будут организованы в 50 образовательных учреждениях. Внедрение примирительных технологий в образовательных учреждениях позволит снизить число административных правонарушений среди несовершеннолетних, в т.ч. применение насилия среди сверстников в данных школах на 15%.
3. Обеспечение медико-социального сопровождения и реабилитации детей и их семей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств
3.1. Организация мобильной кризисной службы
Исполнители: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), ГОУ "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения", ГУ "Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я)", органы местного самоуправления
Специфика преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков предполагает оказание специализированной помощи психотерапевта, психолога, подросткового гинеколога, андролога и т.д. По причине малочисленности детского населения в центральных районных больницах не предусмотрено содержание штатных единиц врачей вышеуказанных специальностей. Жертвы преступных посягательств, в том числе сексуального насилия, не имеют возможности получить своевременную квалифицированную помощь, вследствие чего, в отдаленных районах растет уровень алкоголизма и суицидов. В целях оказания квалифицированной помощи жертвам насилия на базе ГУ "Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я)" будет организована мобильная кризисная служба для выездов в отдаленные арктические районы. ГУ "Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я)" имеет отдел социально-психологической психологии, где организована работа экстренной психологической помощи "Телефон доверия". В центре работают специалисты: психологи-педагоги. Нет психотерапевта, клинического психолога. В связи с отсутствием квалифицированных специалистов планируется привлечь за счет программных средств. Для выезда по оказанию помощи пострадавшим от насилия детям и их семьям в зависимости от ситуации в состав бригад будут привлечены подростковый гинеколог (проктолог, андролог). Таким образом, в состав мобильной кризисной бригады войдут: психолог-педагог, клинический психолог, психотерапевт и/или психиатр, врач узкой специальности. Охват за 3 года составит несовершеннолетних и их семей, проживающих в отдаленных районах республики - 60 чел.
3.2. Организация медико-социального сопровождения детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, по месту жительства
Исполнители: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), ГУ "Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я)", ГОУ "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения", МОУ "Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков г. Якутска", органы местного самоуправления
Организация работы и оснащение действующих кабинетов медико-социальной помощи в лечебно-профилактических учреждениях г. Якутск и центральных районных больницах республики, кабинетов медико-социальной-психологической помощи несовершеннолетним ГУ "Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я)", ГОУ "Республиканский центр психолого-педагогического-медико-социального сопровождения", МОУ "Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков г. Якутска". В медико-социальных кабинетах работают врачи педиатры, клинические психологи, психологи-педагоги и социальные педагоги. В кабинетах ведется учет социально неблагополучных семей, также под наблюдение специалистов будут взяты дети, пострадавшие от насилия, и их семьи. Программы реабилитации будут формироваться индивидуально. За 3 года по программе планируется повысить эффективность реабилитации несовершеннолетних за счет оснащения медико-социальных кабинетов реабилитационным оборудованием для психологической разгрузки, психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми. Все эти учреждения будут объединены в сеть учреждений по оказанию практической помощи жертвам насилия по месту жительства. По программе предполагается оснащение компьютерами с видеокамерами, что позволит оказывать консультации, проводить видеоконференции, обмениваться опытом работы в системе он-лайн. Внедрение современных Интернет-технологий позволит повысить качество работы.
Всего будут оснащены 15 кабинетов медико-социально-психологической помощи несовершеннолетним и охвачены 300 несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения.
3.3. Внедрение технологии реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств
Исполнители: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство образования РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я), Международный детский фонд "Дети Саха-Азия", органы местного самоуправления
Организация летнего отдыха и оздоровления детей, пострадавших от жестокого обращения, в санаторно-оздоровительных лагерях, санаториях республики, в том числе организация специализированных сезонов с реабилитационными программами в Центре комплексного развития детей "Усадьба Булуус" (Хангаласский улус), санатории "Чэбдик" (г. Якутск), детских лагерях "Алмаз" (г. Ленск), "Кэскил" (г. Якутск) и т.д.
Ежегодно будет охвачено 60 детей, пострадавших от преступных посягательств, нуждающихся в восстановлении здоровья, коррекции и реабилитации психоэмоционального состояния.
4. Повышение квалификации и методическое сопровождение специалистов
4.1. Проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для психологов, социальных педагогов по психологической реабилитации и сопровождению детей, пострадавших от насилия, с привлечением специалистов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации
Исполнитель: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Министерство образования РС(Я), органы местного самоуправления
За 3 года реализации программы будет организовано обучение и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и семьями обучающими семинарами с приглашением специалистов из городов Российской Федерации - 370 чел.
4.2. Повышение квалификации детских психиатров, психотерапевтов, клинических психологов по реабилитации и сопровождению детей, пострадавших от насилия, с привлечением специалистов кафедры клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета (г. Новосибирск)
Исполнитель: Министерство здравоохранения РС(Я), органы местного самоуправления
За 3 года реализации программы будут обучены 60 детских психиатров и психотерапевтов, клинических психологов по реабилитации и сопровождению детей, пострадавших от насилия.
4.3. Переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в городах РФ.
Исполнители: Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я), Министерство образования РС(Я), органы местного самоуправления.
Планируется обучение специалистов с выездом за пределы республики и организация республиканских семинаров по группам районов для трансляции полученных знаний специалистам на местах. Обучение специалистов предполагает 2-х ступенчатый уровень подготовки и дистантное консультирование, супервизорскую поддержку. В течение 3 лет будет организовано обучение 15 специалистов за пределами республики и охвачено семинарами-тренингами 90 чел.
IV. Управление региональной программой и контроль за ходом ее реализации
Управление программой осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия).
Координатор Программы - Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). Ответственный за координацию программы - Алексеева Наталья Геннадьевна, заместитель начальника отдела семьи и детства, демографической политики Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
Функции Координатора Программы:
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
осуществляет координацию деятельности исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств Программы;
предоставляет информацию о ходе реализации Программы в СМИ;
обеспечивает информационное взаимодействие между ведомствами и службами;
предоставляет квартальные, полугодовые, годовые отчеты о ходе работы по Программе и эффективности использования финансовых средств по установленной форме.
Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств Фонда, осуществляется координатором Программы по акту приема-передачи между координатором Программы, поставщиком (исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг). К реализации программных мероприятий привлекаются муниципальные учреждения и некоммерческие организации. Ход реализации программных мероприятий освещается в СМИ.
Исполнители мероприятий программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое использование выделяемых на их реализацию средств.
V. Ресурсное обеспечение программы
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет всего 122233,7 тыс. руб., в том числе:
из средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 29184,5 тыс. руб. (23,9%);
из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 85849,2 руб. (70,2%);
из привлеченных средств исполнителей мероприятий - 7200,0 тыс. руб. (5,9%).
Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрены в Законе Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год", в республиканской целевой программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы", в Плане действий по реализации Концепции семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 годы, что является гарантирующим фактором, минимизирующим возможные финансовые риски. Привлеченные средства - это собственные средства Международного детского фонда "Дети Саха - Азия" - исполнителя программных мероприятий.
Дальнейшее развитие данной Программы после прекращения периода финансирования будет возможным за счет включения мероприятий в следующую республиканскую целевую программу "Семейная политика и демографическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", так как она является одной из приоритетных в Программе социального развития Республики Саха (Якутия).
Объем средств за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) ежегодно корректируется с учетом возможности доходной части государственного бюджета.
Финансовые и имущественные взаимоотношения участников республиканской программы регулируются соглашениями и договорами о совместной деятельности по реализации данной Программы.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации региональной программы
Оценка показателей будет производиться на основании статистических данных и отчетности исполнителей Программы, а также по итогам мониторинга эффективности мероприятий.
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей индикаторов:
N п/п |
Индикаторы |
Единица измерения |
2009 (базовый) |
2011 |
2012 |
2013 |
Показатели эффективности за 3 года реализации программы |
1. |
Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей |
чел. |
89 |
90 |
85 |
70 |
Снижение на 20% |
2. |
Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестким обращением с детьми |
чел. |
36 |
40 |
35 |
30 |
Снижение на 25% |
3. |
Численность несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств |
чел. |
1018 |
100 0 |
905 |
815 |
Снижение на 20% |
4. |
Охват детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, реабилитационными программами от общего числа пострадавших детей |
% |
10 |
60 |
80 |
100 |
100% охват |
Программа является инновационной для республики в том плане, что впервые в решении поставленной проблемы привлекаются ресурсы общественных объединений и средств массовой информации. Программа подкреплена мероприятиями Плана защиты несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения в Республике Саха (Якутия) на 2010-2012 годы, утвержденного в 2010 году. План в основном направлен на совершенствование и повышение эффективности деятельности государственных, муниципальных органов власти по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних. Мероприятия Программы нацелены на формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, пропаганду семейных ценностей, ценностей жизни и личности; формирование навыков безопасного поведения детей; повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств. Таким образом, Программа "Кэскил" и План защиты несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения в Республике Саха (Якутия) на 2010-2012 годы представляют собой единый комплекс мер по развитию социального партнерства и организации системной межведомственной работы по профилактике жестокого обращения с детьми, реабилитации детей, пострадавших от насилия.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит совершенствовать работу, направленную на профилактику преступлений против жизни и здоровья детей и подростков, реабилитацию несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий. Произойдет качественное улучшение социально-психологической помощи несовершеннолетним и их семьям. Будут созданы ресурсный центр с командой тренеров и будет организована работа мобильной кризисной службы (психотерапевт, психолог, социальный работник, юрист) в отдаленных районах республики.
Объединений усилий органов внутренних дел и общественных объединений правозащитников, родителей, отцов, самих подростков повысит воспитательный эффект и результативность мероприятий.
Основными препятствиями в реализации программы могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране, возникновение крупных техногенных или экологических катастроф и вооруженных конфликтов.
Принятие Программы в уменьшенном объеме финансирования (от 20% до 40% от заявленного объема финансирования) сохраняет основные направления решения проблемных вопросов, но повлечет за собой снижение эффективности мероприятий.
Утверждение финансирования Программы в полном объеме позволит достичь запланированных целевых индикаторов в течение срока реализации 2011-2013 годы.
VII. Механизм получения средств Фонда
По итогам Конкурса при получении права на финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подписывается Соглашение о выделении гранта между Фондом и Правительством Республики Саха (Якутия).
Средства перечисляются на расчетный счет Международного детского фонда "Дети Саха-Азия" - грантополучателя средств Фонда РФ. Выделенные средства, в соответствии с описанной ниже процедурой, распределяются между Исполнителями мероприятий программы на реализацию конкретных мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на основании заключаемых Соглашений о целевом финансировании между Комитетом по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) - координатором, Международным детским фондом "Дети Саха-Азия" - грантополучателем и Исполнителями отдельных мероприятий. Средства перечисляются на внебюджетные или расчетные счета Исполнителей на основании представленных соответствующих документов. Реализуя мероприятия, исполнитель заключает от своего имени соответствующие договоры с третьими лицами на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ или выполняет работу собственными силами.
Приложение
к комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Кэскил"
по профилактике насилия и жестокого обращения
с несовершеннолетними на 2011-2013 годы, утвержденной
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 12 апреля 2011 года N 155
Перечень
основных мероприятии региональной программы Комплексная программа Республики саха (Якутия) "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы
|
Мероприятие |
Ожидаемые результаты |
Исполнители* |
Сроки реализации |
Объем финансирования |
Источник |
|||
(тыс. рублей) | |||||||||
с указанием источников финансирования** | |||||||||
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Раздел 1. Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям насилия по отношению к детям, пропаганда общечеловеческих и семейных ценностей, ценности жизни и личности |
||||||||
1.1 |
Проведение обучающих семинаров для родителей "Воспитание добром" |
За 3 года будет проведено 30 кустовых семинаров по вопросам воспитания для родителей, активистов движения "Воспитание добром". Охват участников мероприятиями 15000 человек. Будет привлечено 3000 родителей. |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Якутское республиканское общественное движение "Воспитание - всем обществом", Союз женских организаций РС(Я), Лига отцов РС(Я), Якутский филиал Национального Общественного Комитета "Российская семья" |
2011-2013 гг. |
1392,0 |
464,0 |
464,0 |
464,0 |
РФ |
10860,0 |
3620,0 |
3620,0 |
3620,0 |
РС(Я): РЦП "Семья и дети" подпрограмма "Семья" раздел 1.2 - 3160,0 тыс. руб, раздел 3 п. 3.1.1 - 460,0 тыс. руб. |
|||||
1.2 |
Проект "Я - родитель, основатель рода". Организация летних лагерей для родителей и детей улусах |
За 3 года реализации программы по проекту "Я -родитель, основатель рода" пройдут обучение 300 семей. В летний период будет организована работа летних лагерей в районах, где будут проходить программу по регулированию детско-родительских конфликтов семьи с детьми. Всего будет охвачено 54 семьи. |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Якутское республиканское общественное движение "Воспитание - всем обществом", органы местного самоуправления. |
2011-2013 гг. |
2457,0 |
819,0 |
819,0 |
819,0 |
РФ |
5880,0 |
1960,0 |
1960,0 |
1960,0 |
РС(Я): РЦП "Семья и дети" подпрограмма "Организация летнего отдыха и оздоровления детей" п. 4.3 - 1960,0 тыс руб. |
|||||
|
Раздел 2. Формирование навыков безопасного поведения детей |
||||||||
2.1 |
Проект "Детский правозащитный университет" |
Создание сайта "Республиканский детский портал" повысит информированность школьников по правовым, социально-педагогическим вопросам. |
Министерство образования РС(Я), ГОУ "Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей", Детская общественная организация "Клуб "Фемида"" |
2011-2013 гг. |
411,0 |
170,0 |
103,0 |
138,0 |
РФ |
2100,0 |
700,0 |
700,0 |
700,0 |
РС(Я): тек.фин-е ГОУ "Республиканский центр дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей" |
|||||
2.2 |
Организация школьных Служб примирения в общеобразовательных школах, интернатных учреждениях |
За три года школьные Службы примирения будут организованы в 50 образовательных учреждениях. Внедрение примирительных технологий в образовательных учреждениях позволит снизить число административных правонарушения среди несовершеннолетних, в т.ч. применение насилия среди сверстников, в данных школах на 15%. |
Министерство образования РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), МОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков"(г. Якутск), Якутская городская общественная молодежная организация "Подросток", Детская общественная организация "Клуб "Фемида"" |
2011-2013 гг. |
1928,5 |
522,5 |
562,0 |
844,0 |
РФ |
3300,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
РС(Я): тек.фин-е МОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков" (г. Якутск) - 1100,0 тыс. руб |
|||||
|
Раздел 3. Обеспечение медико-социального сопровождения и реабилитации детей и их семей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств |
||||||||
3.1 |
Организация мобильной кризисной службы при ГУ "Центр социально-психологической поддержки молодежи" |
Выездной работой мобильной кризисной службы в отдаленные улусы и арктические районы будет оказана помощь несовершеннолетним и их семьям, пострадавшим от насилия - 60 чел. |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), ГУ "Республиканский центр социально-психологической поддержки молодежи", ГОУ "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения", органы местного самоуправления |
2011-2013 гг. |
3302,0 |
1214,0 |
1044,0 |
1044,0 |
РФ |
17508,3 |
5836,1 |
5836,1 |
5836,1 |
РС(Я): тек. фин-е ГУ "Республиканский центр социально-психологической поддержки молодежи" - 2365,9 тыс. руб, РЦП "Семья и дети" раздел 1.3. "Профилактика жестокого обращения с детьми, семейного насилия и соц.сиротства" - 3100,0 тыс. руб, подпрограмма "Дети Арктики" п. 5.8 ,5.9 - 370,2 тыс. руб |
|||||
3.2 |
Организация медико-социального сопровождения детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств по месту жительства |
За 3 года по программе будут оснащены 15 кабинетов медико-социальной-психологической помощи несовершеннолетним и охвачены 300 несовершеннолетних, постастрадавших от насилия и жестокого обращения |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), ГУ "Республиканский центр социально-психологической поддержки молодежи", ГОУ Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения", МОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков"(г. Якутск), органы местного самоуправления |
2011-2013 гг. |
9957,5 |
3372,5 |
3372,5 |
3212,5 |
РФ |
34035,3 |
11345,1 |
11345,1 |
11345,1 |
РС(Я): тек.фин-е МУ"Детская городская больница" - 3980,5 тыс. руб, МОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков" (г. Якутск) - 7364,6 тыс. руб |
|||||
3.3 |
Внедрение технологии реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств |
Ежегодно реабилитационной программой в летний период будет охвачено 60 детей, пострадавших от преступных посягательств. |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство образования РС(Я), Международный детский фонд "Дети Саха- Азия", органы местного самоуправления. |
2011-2013 гг. |
7140,0 |
2380,0 |
2380,0 |
2380,0 |
РФ |
16200,0 |
5400,0 |
5400,0 |
5400,0 |
РС(Я): РЦП "Семья и дети" подпрограмма "Организация летнего отдыха и оздоровления детей" п. 4.1 - 3000,0 тыс. руб.; Международный детский фонд "Дети Саха-Азия" - 2400,0 тыс. руб |
|||||
|
Раздел 4. Повышение квалификации и методическое сопровождение специалистов |
||||||||
4.1 |
Проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для психологов, социальный педагогов, детских психиаторов, психотерапевтов, клинических психологов по реабилитации и сопровождению детей, пострадавших от насилия, с привлечением специалистов Республики Саха (Якутия) и из других субъектов Российской Федерации. |
За 3 года реализации программы будет организовано обучение и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и семьями обучающими семинарами с приглашением специалистов из городов РФ в РС(Я) - 600 чел. |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Министерство образования РС(Я),органы местного самоуправления. |
2011-2013 гг. |
1456,0 |
317,0 |
598,0 |
541,0 |
РФ |
2310,6 |
770,2 |
770,2 |
770,2 |
РС(Я): тек.фин-е ГУ "Республиканский центр социально-психологической поддержки молодежи" - 370,2 тыс. руб., Министерство здравоохранения РС(Я) - 400,0 тыс. руб |
|||||
4.2 |
Переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми |
По профилатике# насилия и жестокого обращения с детьми будет обучено и пройдут повышение квалификации за пределами республики 15 специалистов. |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство образования РС(Я), органы местного самоуправления. |
2011-2013 гг. |
1140,5 |
368,0 |
498,0 |
274,5 |
РФ |
855,0 |
285,0 |
285,0 |
285,0 |
РС(Я):РЦП "Семья и дети" подпрограмма "Семья" п. 4.1.6, 4.4.7 - 285,00 тыс. руб. |
|||||
|
Итого: |
|
|
|
122233,7 |
40643,4 |
40856,9 |
40733,4 |
|
|
|
|
|
|
29184,5 |
9627,0 |
9840,5 |
9717,0 |
в том числе РФ |
|
|
|
|
|
93049,2 |
31016,4 |
31016,4 |
31016,4 |
в том числе РС(Я) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2011 г. N 155 "О Комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Кэскил" по профилактике насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газетах "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 4 мая 2011 г. N 26, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 16 июля 2011 г. N 86-93
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 г. N 306
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2011 г. N 651
Настоящий документ снят с контроля