Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущей ситуации
Сельскохозяйственное производство в Республике Саха (Якутия) функционирует в суровых природно-климатических условиях, на территориях со слаборазвитой инфраструктурой, особенно транспортной и энергетической. Также значительна удаленность от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (концентрированных кормов, семян, удобрений, сельскохозяйственной техники и т.д.), ограничена доступность этих территорий, разбросанность производителей сельскохозяйственной продукции на большой территории республики.
В республике сельскохозяйственным производством занимаются 374 сельскохозяйственные организации и 275 родовых общин, свыше 4 300 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Более 87 тысяч личных подсобных хозяйств производят значительную долю мяса, молока картофеля и овощей.
Агропромышленное производство играет важную роль в обеспечении населения республики продуктами питания и жизнеобеспечении сельского населения. Присутствие местной сельскохозяйственной продукции на региональном продовольственном рынке препятствует монополизации локальных рынков отдельными поставщиками продукции и является серьёзным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, завозимую из других регионов и государств.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Республики Саха (Якутия) относится к числу стратегически важных отраслей, определяющих обеспечение населения продуктами питания. Отрасль включает направления, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания для населения, такие как мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, макаронная, ликеро-водочная, пивоваренная, безалкогольная, плодоовощная. Долгосрочные стратегические интересы республики диктуют необходимость увеличения производства местной пищевой продукции не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и для обеспечения межрегиональных и экспортных поставок отдельных видов продукции в перспективе.
В пищевой и перерабатывающей промышленности республики насчитывается свыше 313 предприятий различных форм собственности с общей численностью работников около 4,5 тысяч человек. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 6% в объеме обрабатывающих производств республики.
Таблица 1
Динамика показателей пищевой и перерабатывающей промышленности
|
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2008 |
Цельномолочная продукция |
тонн |
36 159 |
39 845 |
37 599 |
40 261 |
39194 |
108,4 |
Масло сливочное |
тонн |
3 023 |
2 617 |
2 564 |
2 575 |
2 182 |
72,2 |
Сыр и сырные продукты |
тонн |
274,1 |
224,0 |
195,3 |
182,9 |
109,2 |
39,8 |
Мясо и субпродукты убойных животных и домашней птицы |
тонн |
1 113 |
2 597 |
4 402 |
4 401 |
4 566 |
410,2 |
Мясные полуфабрикаты |
тонн |
2 462 |
3 552 |
3 894 |
3 596 |
3 288 |
133,5 |
Колбасные изделия |
тонн |
8 156 |
12 826 |
13 321 |
14212 |
13 236 |
162,3 |
Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные |
тонн |
5 384 |
5 111 |
5 578 |
5 725 |
5 949 |
110,5 |
Плодоовощная продукция |
тыс. усл. банок |
53 |
114 |
218 |
59 |
51 |
96,2 |
Причиной сдерживания роста производства и низкого процента использования мощностей является их износ, дефицит оборотных средств, сельскохозяйственного сырья и высокая конкуренция на рынке. В условиях рыночных отношений обеспечение стабильного роста производства возможно при технической и технологической модернизации производств, внедрения инновационных технологий, новых видов продукции, создания товаров с качественно новыми потребительскими свойствами.
Основным источником инвестиций в пищевой и перерабатывающей промышленности являются собственные и заемные средства организаций. Государственная поддержка инвестиционной деятельности из республиканского бюджета осуществляется в виде возмещения части банковских процентов и составила 6% от общего объема инвестиций, что не позволило в полной мере реализовать проекты в мясной, молочной, кондитерской, плодоовощной и хлебопекарной отраслях. Износ основных фондов опережает обновление, в целом по отрасли составляет 70%.
Развитие переработки продукции животноводства и растениеводства и создание системы гарантированного сбыта продукции в Республике Саха (Якутия) связано с развитием системы кооперации в соответствии с государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы".
В республике в настоящее время действует и развивается двухуровневая система кооперации: I уровень - поселенческая и улусная (районная), II уровень - республиканская.
По состоянию на 01 января 2012 года по данным Саха (Якутия) стата в республике зарегистрировано 838 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе снабженческо-сбытовых - 18, перерабатывающих - 82.
Сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие кооперативы, созданные на улусном (районном) уровне призваны выполнить задачи по эффективному использованию сырья, трудовых, финансовых ресурсов, имущества, технологического оборудования. В связи с этим строительство крупных перерабатывающих объектов по переработке молока, мяса в Республике Саха (Якутия) осуществляется через так называемых единых улусных заготовителей - сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих кооперативов районного уровня. На период 2013-2016 годы планируется реализация инвестиционных проектов:
- инвестиционный проект по строительству пищекомбината в с. Ытык-Кюель Таттинского улуса. Инициатор - СПК "Таатта";
- инвестиционный проект по реконструкции пищекомбината в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. Инициатор - СпоК "Манчаары";
- инвестиционный проект по строительству пищекомбината в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса. Инициатор - СППК "Чолбон";
- ряд других инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению производственных объектов переработки сельскохозяйственной продукции в районах и городах республики.
В целях расширения рынка сбыта и создания системы гарантированного сбыта и реализации продукции местного производства, снабжения комплектующими и вспомогательными материалами для производства продовольственных товаров в Республике Саха (Якутия) созданы и в настоящее время действуют два кооператива второго (республиканского) уровня: РСХПССК "Сахаагропродукт" и РСХППК "Рыба Арктики".
Республиканский сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Сахаагропродукт" создан в 2008 году по инициативе руководителей 7 улусных кооперативов при поддержке Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). По состоянию на 01 января 2013 года членами кооператива II уровня РСХПССК "Сахаагропродукт" являются 12 крупных перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов I уровня (районного), которые объединяют в себе общее количество участников-пайщиков более 2900 юридических и физических лиц с 12 крупных сельскохозяйственных улусов республики.
Таблица 2
Финансово-экономические показатели РСХПССК "Сахаагропродукт"
|
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество участников (пайщков#) |
ед. |
7 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Паевой фонд |
млн. руб. |
1,4 |
30,3 |
30,3 |
30,3 |
30,3 |
Выручка от реализации, работ и услуг, всего |
млн. руб. |
56,9 |
72 |
70 |
119,4 |
153,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
продукция членов кооператива |
млн. руб. |
48,3 |
59,5 |
62,8 |
104,7 |
127,7 |
прочие поставщики |
млн. руб. |
8,6 |
12,5 |
7,2 |
14,7 |
20,2 |
работ и услуг |
млн. руб. |
|
|
|
1 |
5,9 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
28,2 |
60,9 |
55,4 |
89,1 |
117,4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
млн. руб. |
26,5 |
-3,0 |
-3,0 |
7,4 |
8,0 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
0,04 |
0,12 |
1,70 |
0,02 |
0,15 |
Среднегодовая численность работников |
чел. |
20 |
29 |
35 |
48 |
53 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
14 945 |
18 839 |
18 309 |
17 144 |
22 308 |
Таблица 3
Финансово-экономические показатели участников-пайщиков
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество участников |
5 176 |
4 652 |
4 198 |
3 788 |
2 930 |
Паевой фонд |
6 188 |
87 950 |
98 672 |
131 877 |
156 394 |
Добавочный капитал |
43 251 |
16 699 |
16 699 |
16 699 |
217 |
Резервный капитал |
31 382 |
41 869 |
49 176 |
76 815 |
101 900 |
Основные средства по остаточной стоимости |
170 446 |
426 578 |
528 394 |
752 972 |
961415 |
Объем выручки от реализации продукции, услуг, работ |
335 946 |
628 166 |
778 650 |
1015 504 |
984 504 |
Себестоимость реализованной продукции |
811 643 |
1743 936 |
1786 064 |
2242 827 |
1846 053 |
Прибыль (убыток) от продаж |
-475697 |
-1115770 |
-1007414 |
-1227323 |
-861 549 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
22 544 |
16314 |
47 371 |
52 733 |
100 162 |
Среднегодовая численность работников |
591 |
1 006 |
1 072 |
1 159 |
1 050 |
Фонд оплаты труда |
58 645 |
111 526 |
149 212 |
173 513 |
180 839 |
Среднемесячная заработная плата |
8 269,2 |
9 238,4 |
11599,2 |
12 475,8 |
14 352,3 |
Деятельность кооператива направлена на расширение сбыта продукции местного производства, укрепление материально-технической базы, формирование покупательского спроса и удовлетворение потребности населения в продукции местного производства.
В настоящее время перед снабженческо-сбытовым кооперативом "Сахаагропродукт" стоит задача создания инфраструктуры по заготовке, переработке и реализации продукции посредством реализации инвестиционных проектов:
1. Организация Республиканского Единого логистического центра по сбыту сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия) в г. Якутске с общей проектной стоимостью 170,8 млн. рублей.
2. Строительство мясокомбината в п. Нижний-Бестях с производственной мощностью 10 тонн в смену.
3. Строительство и технологическое оснащение кооперативных рынков в городах и районах республики.
Республиканский сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Рыба Арктики" создан 23 апреля 2012 года по инициативе 53 рыболовецких хозяйств (сельскохозяйственные кооперативы, родовые общины, рыболовецкие артели, муниципальные унитарные предприятия) и рыбоперерабатывающих предприятий в целях организации единой политики по руководству и координации деятельности всех участников производственного цикла рыбохозяйственного комплекса, начиная с вылова рыбы на промысловом участке, транспортировки рыбы до пунктов сдачи, переработки и реализации рыбы и рыбной продукции. По состоянию на 01 января 2013 года в состав кооператива входят 40 членов и 13 ассоциированных членов.
Таблица 4
Финансово-экономические показатели РСХППК "Рыба Арктики"
|
Ед. изм. |
2012 |
Количество участников (пайщиков) |
ед. |
53 |
Паевой фонд |
млн. руб. |
0,35 |
Объем закупа продукции членов кооператива |
млн. руб. |
109,34 |
Выручка от реализации, работ и услуг, всего |
млн. руб. |
59,59 |
в том числе: |
|
|
продукция членов кооператива |
млн. руб. |
55,80 |
прочие поставщики |
млн. руб. |
0,22 |
работ и услуг |
млн. руб. |
3,56 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
48,70 |
Прибыль (убыток) от продаж |
млн. руб. |
-11,72 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
-1,06 |
Среднегодовая численность работников |
чел. |
8,00 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
37665 |
В настоящее время перед РСХППК "Рыба Арктики" стоят следующие задачи: создание гарантированной системы закупа и сбыта рыбы и рыбной продукции, организация транспортной схемы по перевозке рыбы от отдаленных участков ловли рыбы до пунктов сдачи рыбы, организация и внедрение первичной переработки сырья на местах вылова отвечающей требованиям правил международной торговли, налаживание технологии безотходного производства в производстве рыбной продукции путем реализации инвестиционного проекта "Строительство рыбоперерабатывающего завода в г. Якутске с производительностью 3000 тонн готовой продукции в год" с общей проектной стоимостью 435 млн. рублей.
Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) завершается разработка Схемы размещения производственных мощностей, которая разработана в разрезе муниципальных поселений Республики Саха (Якутия) на период 2012-2020 годы по видам отраслей и объектов.
Целю разработки является:
рациональное использование экономического потенциала АПК Республики Саха (Якутия);
определение направлений и масштабов развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей;
сохранение и увеличение достигнутых объемов сельскохозяйственного производства;
обеспечение продовольственной безопасности Республики Саха (Якутия);
обеспечение занятости сельского населения;
доведение объемов инвестиций в строительство и реконструкцию производственных объектов агропромышленного комплекса до уровня требуемых объемов;
сохранение и увеличение доли отрасли АПК в общем объеме ВРП;
обеспечение растущих объемов потребности в сельскохозяйственной продукции в ходе развития промышленно-сырьевых направлений экономики, реализации мегапроектов в Республике Саха (Якутия).
Схема размещения производственных мощностей состоит из следующих частей:
1. Современное состояние размещения производственных и обслуживающих мощностей АПК Республики Саха (Якутия):
материально-техническая база АПК в разрезе населенных пунктов и наслегов: животноводческие комплексы, свиноводческие комплексы, птицефабрики, конебазы, летние фермы, овоще- и картофелехранилища, ледники, пищеперерабатывающие комплексы, убойные пункты с указанием:
производственная мощность;
вид строительства;
год ввода объекта в действие;
наличие газификации на объекте;
наличие поголовья сельскохозяйственных животных;
наличие и распределение земель сельскохозяйственного назначения по категориям: пашни, залежи, сенокосы, пастбища).
2. План разработан в "трех измерениях" в соотношении факторов:
территориальный;
временной;
приоритетный;
и является долгосрочным планом строительства и реконструкции объектов производства, хранения, переработки, сбыта продукции АПК (животноводческие комплексы, коровники, пищекомбинаты, молокоперерабатывающие пункты, летние фермы, конебазы, убойные пункты, овощехранилища, ледники, объекты по сбыту) в разрезе отраслей и в разрезе наслегов во временном определении, а также в дифференциации по приоритетам.
Кроме указанных трех факторов применен фактор "инфраструктурный". Данный фактор применен в части учета наличия, протяженности и типа межпоселковых дорог в разрезе муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Основными критериями при расстановке объектов строительства являлись:
1. Численность населения - рассматривается как фактор наличия рабочей силы, рынка сбыта, фактора роста производства.
2. Площадь сельскохозяйственных угодий, скотоемкость -рассматривается как фактор имеющегося резерва дальнейшего роста сельхозпроизводства.
3. Численность скота в головах и на душу населения - рассматривается как фактор потребности в производственных мощностях и вовлеченность населения в сельхозпроизводство.
4. Наличие производственных объектов - рассматривается как фактор потребности в производственных мощностях и вовлеченность населения в сельхозпроизводство и потенциал по производству основных видов продукции.
5. Транспортная доступность - рассматривается при определении специализации планируемых объектов с учетом географических особенностей.
6. Наличие объектов пищевой и перерабатывающей промышленности -рассматривается при расстановке производственных объектов с целью обеспечения первичной и более глубоких стадий переработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.