Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущей ситуации, на решение которой направлена Программа
Необходимость развития специализированного мясного скотоводства является на сегодняшний день одной из значимых задач для сельского хозяйства республики. В последние годы объем производства говядины по всей России имеет тенденцию к снижению и в настоящее время составляет менее 3 млн. тонн в живой массе, тогда как в 1990 году сельскохозяйственные предприятия производили 6,3 млн тонн скота в живой массе. Произошло резкое снижение производства крупного рогатого скота на убой, за последние 10 лет этот показатель остается на уровне чуть более 3 млн. тонн в живой массе.
В настоящее время специализированное мясное скотоводство в Якутии практически отсутствует.
Таблица 1
Динамика поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород в Республике Саха (Якутия)
|
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Поголовье коров мясного направления |
голов |
81 550 |
78 909 |
72 333 |
71 730 |
в т.ч. специализированных мясных пород |
голов |
- |
100 |
200 |
314 |
мясо-молочных пород (симментальская порода)*) |
голов |
81 550 |
78 809 |
72 133 |
71 416 |
*) данные приведены с учетом районирования пород крупного рогатого скота в Республике Саха (Якутия)
Производство говядины традиционно базируется на использовании откормочного контингента из молочных стад. Ранее существующая технология производства говядины сводилась к интенсивному выращиванию и откорму сверхремонтного молодняка и реализации его на мясо в возрасте 14-15 месяцев с живой массой 340-380 кг, достаточно высока доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров.
В большинстве хозяйств выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала и устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, слабая кормовая база откорма, короткий пастбищный период и длинное стойловое содержание, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
В период реализации Программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в качестве ключевого фактора, не имеющего альтернативы в животноводстве в обеспечении населения республики этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.
Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства будет выполнять практически заново сформированная племенная база за счет привлечения лучших отечественных племенных ресурсов. Эта племенная база по количеству и качеству коров и быков должна отвечать современным требованиям разведения наиболее перспективных мясных пород.
Реализация Программы предусматривает значительно более полное и сбалансирование использование имеющихся в республике ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Однако для кардинального изменения ситуации в подотрасли необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота в долгосрочной перспективе.
Роль специализированного мясного скотоводства, по мере роста благосостояния населения, как источника производства высококачественного "красного мяса", будет возрастать, гарантом чему являются огромные естественные кормовые угодья, апробированная малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства, обнадеживающие сдвиги по созданию племенной базы, привлечение дополнительных инвестиций в проекты по разведению мясного скота и строительству новых современных откормочных площадок.
Программа разработана в соответствии со Стратегией развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 августа 2011 г. N 267.
Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) завершается разработка Плана строительства объектов в разрезе муниципальных поселений Республики Саха (Якутия) на период 2012-2020 годы по видам отраслей и объектов.
Целями разработки являются:
рациональное использование экономического потенциала агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия);
определение направлений и масштабов развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей;
сохранение и увеличение достигнутых объемов сельскохозяйственного производства;
обеспечение продовольственной безопасности Республики Саха (Якутия);
обеспечение занятости сельского населения;
доведение объемов инвестиций в строительство и реконструкцию производственных объектов Агропромышленного комплекса до уровня требуемых объемов;
обеспечение растущих объемов потребности в сельскохозяйственной продукции в ходе развития промышленно-сырьевых направлений экономики, реализации мегапроектов в Республике Саха (Якутия).
План строительства объектов состоит из следующих частей:
1. Современное состояние размещения производственных и обслуживающих мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия):
материально-техническая база в разрезе населенных пунктов и наслегов:
животноводческие, свиноводческие комплексы, птицефабрики, конебазы, летние фермы, овоще- и картофелехранилища, ледники, пищеперерабатывающие комплексы, убойные пункты с указанием:
производственной мощности;
вида строительства;
года ввода объекта в действие;
наличия газификации на объекте;
наличия поголовья сельскохозяйственных животных;
наличия и распределения земель сельскохозяйственного назначения по категориям: пашни, залежи, сенокосы, пастбища.
2. План разработан в "трех измерениях" в соотношении факторов:
территориального;
временного;
приоритетного;
и является долгосрочным планом строительства и реконструкции объектов производства, хранения, переработки, сбыта продукции агропромышленного комплекса (животноводческие комплексы, коровники, пищекомбинаты, молокоперерабатывающие пункты, летние фермы, конебазы, убойные пункты, овощехранилища, ледники, объекты по сбыту) в разрезе отраслей и в разрезе наслегов во временном определении, а также в дифференциации по приоритетам.
1. Территориальный фактор определяется инвестиционной емкостью отраслей АПК в разрезе улусов, наслегов и в разрезе отраслей и учитывает:
1.1. Общий производственный потенциал (комплексная предпосылка, обусловленная всеми действующими факторами - земельные ресурсы, трудовые ресурсы и т.д.). Из общего производственного потенциала - фактически используемый и неиспользуемый.
1.2. Фактическая обеспеченность существующего производства объектами капитального характера.
1.3. Потребность существующего производства в строительстве новых объектов.
1.4. Потребность в строительстве объектов для реализации неиспользуемого производственного потенциала территории.
1.5. Определение уровня обеспеченности фактически имеющегося производства капитальными объектами.
1.6. Определение уровня использования производственного потенциала.
В последующем разработанный план в части территориальной составляющей предполагает корректировку по итогам:
внедрения в практику разработки муниципальными образованиями карт инвестиционной емкости агропромышленного комплекса улуса в разрезе наслегов и отраслей и ее защиты наслегами на уровне улуса и общей по улусу на республиканском уровне;
установление требования наличия карты инвестиционной емкости агропромышленного комплекса улуса как основного требования для включения улуса при формировании Схемы рационального размещения производственных и обслуживающих мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия).
2. Временной. Очередность строительства объектов определяется исходя из комплексного действия факторов и целей: производственная необходимость, уровень продовольственной безопасности, рынки сбыта, выравнивание уровня обеспеченности капитальными объектами между улусами, выравнивание уровня использования производственного потенциала, обеспечение непрерывности или баланса технологической цепочки "производство-переработка-хранение-сбыт".
В первоочередном порядке включаются территории с наименьшим уровнем обеспеченности фактически имеющегося производства.
3. Приоритетный. Данный фактор применяется для соотнесения запланированных объектов и объемов фактически предусматриваемых на конкретный календарный год финансовых средств на строительство объектов.
Обоснование иерархии приоритетов:
3.1. Уровни приоритетов:
первая степень
вторая степень
третья степень
3.2. По направлениям инвестиций определить следующие приоритеты:
например:
первая степень: строительство производственных объектов, строительство объектов переработки;
вторая степень: строительство объектов для хранения продукции;
третья степень: строительство объектов сбытовой деятельности.
3.3. По отраслевым приоритетам:
например:
первая степень: животноводство, коневодство, пищевая и перерабатывающая промышленность;
вторая степень: оленеводство, птицеводство;
третья степень: растениеводство, свиноводство, звероводство.
Измерение "приоритетный фактор" является основой для дальнейшей систематизации и градации уровней государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Например, уровень государственной поддержки приоритета 1 степени - в размере 100%, 2 степени - 80%, 3 степени - 50%.
Кроме указанных трех факторов применен фактор "инфраструктурный". Данный фактор применен в части учета наличия, протяженности и типа межпоселковых дорог в разрезе муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Основные критерии при расстановке объектов строительства:
1. Численность населения рассматривается как фактор наличия рабочей силы, рынка сбыта, фактора роста производства.
2. Площадь сельскохозяйственных угодий, скотоемкость рассматривается как фактор имеющегося резерва дальнейшего роста сельхозпроизводства.
3. Численность скота в гол. и на душу населения рассматривается как фактор потребности в производственных мощностях и вовлеченность населения в сельскохозяйственное производство.
4. Наличие производственных объектов рассматривается как рассматривается как фактор потребности в производственных мощностях и вовлеченность населения в сельскохозяйственное производство и потенциал по производству основных видов продукции.
5. Транспортная доступность рассматривается при определении специализации планируемых объектов, с учетом географических особенностей.
6. Наличие объектов пищевой и перерабатывающей промышленности рассматривается при расстановке производственных объектов с целью обеспечения первичной и более глубоких стадий переработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.