Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 16 апреля 2009 г. N 3-13/09
Определением Верховного Суда РФ от 8 июля 2009 г. N 74-Г09-13 настоящее решение отменено
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием прокурора Птицыной М.Е., представителя Управления ФАС по РС (Я) Михеевой Т.В., представителей Государственного комитета по ценовой политике РЭК РС (Я) Саввиной Л.Н., Винокуровой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске дело по заявлению прокурора РС (Я) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 Постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) "О розничных ценах на газ природный (сетевой), поставляемый ОАО "Сахатранснефтегаз" населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды" от 24.12.2008 N 221 и приложения к нему, суд
установил:
Пунктом 1 постановления Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 24.12.2008 N 221 утверждены розничные цены на газ природный, поставляемый ОАО "Сахатранснефтегаз" населению на коммунально-бытовые нужды, на 2009 год, согласно приложению.
Текст постановления опубликован в газете "Якутия" от 27 декабря 2008 г. N 242.
Прокурор РС (Я) обратился в суд, указывая на то, что ГКЦ-РЭК РС (Я) установили розничные цены на природный газ по направлениям потребления газа с нарушением требований действующего законодательства, просит признать пункт 1 постановления Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 24.12.2008 N 221 противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
На судебном заседании прокурор Птицына М.Е. требование поддержала, суду пояснила, что направления потребления газа, указанные в приложении к постановлению ГКЦ - РЭК РС (Я), не соответствуют направлениям потребления газа, перечисленным в Методических указаниях, утв. Приказом ФСТ от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12. Кроме этого, считает, что ГКЦ- РЭК РС (Я) при расчете розничных цен на газ были применены коэффициенты дифференциации не соответствующие коэффициентам, приведенным в Приложении к Методическим указаниям.
Представитель Государственного комитета по ценовой политике РЭК РС (Я) Саввина Л.Н. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что прокурор оставляет без внимания экономическое обоснование регулирования цен. Руководящим органом для ГКЦ является Федеральная служба по тарифам, которой указанный порядок регулирования цен признается законным и обоснованным. Просит в заявлении прокурора отказать.
Представитель Государственного комитета по ценовой политике РЭК РС (Я) Винокурова А.Б. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что проверка в судебном порядке расчетов цен на газ означает оценку экономических факторов, влияющих на ценообразование. Исходя из определенных экономических факторов, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Представитель Управления ФАС по РС (Я) Михеева Т.В. суду пояснила, что цена должна быть одинаковой по всем направлениям. Считает, что методические указания обязательны для применения ГКЦ-РЭК РС (Я). Коэффициенты дифференциации - это не набор случайных значений, по которым можно дифференцировать цену на газ. В то время как ГКЦ - РЭК РС (Я) при расчете розничных цен на газ по направлениям потребления газа установили значение коэффициентов (индексов) дифференциации, не соблюдая рекомендованные индексы дифференциации по направлениям потребления газа населением.
Представитель Отдела законодательства субъектов РФ, федерального регистра и регистрации уставов, муниципальных образований Управления Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу в суд не явился, был извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В ходе предварительного судебного заседания представитель Отдела законодательства Эверстов К.Е. суду представил экспертное заключение, в соответствии с которым оспариваемое постановление Правления ГКЦ - РЭК РС (Я) принято в пределах их полномочий и не содержит противоречащих федеральному законодательству положений.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О газоснабжении в РФ" от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ.
Указанным Федеральным законом N 69-ФЗ в статье 8 принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения.
В соответствии с указанным порядком разграничения полномочий Правительством РФ 29 декабря 2000 г. в постановлении N 1021 были утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ.
Пунктом 10 Основных положений установлено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Во исполнение указанного пункта Основных положений Федеральной службой по тарифам были разработаны и утверждены приказом от 23 ноября 2004 г. N 194-3/12 Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению.
Для определения розничных цен Федеральной службой по тарифам в пункте 6 Методических указаний были сформированы три направления потребления газа, среди которых, во-первых, приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); во-вторых, отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учета расхода газа (в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены); в третьих, прочие цели.
Между тем, ГКЦ-РЭК РС (Я) в постановлении Правления от 24.12.2008 N 221 направления потребления газа населением были сформированы иначе, а именно ГКЦ-РЭК РС (Я) было выделено пять видов потребления газа, не соответствующих, по мнению прокурора, направлениям, установленным Методическим указаниям. Прокурор полагает, что это несоответствие приводит к установлению разных цен на газ, в то время как согласно методическим рекомендациям эти цены не могут выходить за рамки трех направлений, и в пределах одного направления должны быть одинаковыми.
Другим основанием для обращения прокурора с заявлением с суд послужил несоответствующий Методическим рекомендациям порядок расчета розничных цен на газ, утвержденный ГКЦ-РЭК РС (Я). Так, в частности, ГКЦ-РЭК РС (Я) при расчете розничных цен на газ по пяти видам потребления газа применяют коэффициенты дифференциации, которые не соответствуют коэффициентам дифференциации, приведенным в приложении к Методическим указаниям.
С такими выводами прокурора нельзя согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим необходимо, в первую очередь, установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В данном случае нормативный правовой акт, на соответствие которому проверяется пункт 1 постановления Правления ГКЦ-РЭК РС (Я) от 24.12.2008 N 221, имеющий большую юридическую силу, представлен в виде указаний.
Рекомендательный характер этого нормативного акта не отменяет необходимость его обязательного соблюдения, как и любого нормативного акта, рассчитанного на неоднократное применение и неограниченный круг лиц. Тем не менее, эти Методические указания устанавливают общие правила, общие ориентиры, применяемые в совокупности с другими нормативными актами, что обусловлено определенными экономическими факторами.
Так, любое ценообразование имеет конкретное экономическое обоснование и зависит от разных экономических факторов, поэтому его нормативное регулирование не может быть ограничено одним нормативным актом, содержащим строго императивные правила, отклонение от которых с неизбежностью будет означать нарушение прав и свобод граждан.
В этой связи выявление противоречий регионального постановления федеральному в данном случае не может быть осуществлено на основании лишь буквального и формального толкования текста одного нормативного акта. Следует учитывать еще и другие нормативные акты и федерального уровня, и республиканского, а также финансово-экономическое обоснование механизма ценообразования, при том, что оценка последнего в компетенцию суда не входит.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" в п. 33 и постановлением Правительства РС (Я) от 22.11.1999 г. N 630 "О введении норм потребления газа населением в квартирах (домах) на приготовление пищи, горячей воды и отопление при отсутствии приборов учета расхода газа" установлены направления потребления газа по разным видам потребления, также внешне не соответствующим Методическим указаниям.
Исходя из анализа указанных норм, следует вывод, что направление потребления - это более общее понятие, которое конкретизируется указанием на вид потребления. В этом плане Методические рекомендации воплощают в себе более общие правила. Из пункта 2 Методических указаний следует, что они определяют основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен.
Положение пункта 6 Методических указаний, на соответствие которому проверяется оспариваемое приложение к постановлению Правления ГКЦ - РЭК РС (Я), включено в раздел III Методических указаний "Принципы формирования розничных цен на природный газ, реализуемый населению".
Таким образом, общие принципы, устанавливаемые Методическими указаниями, позволяют компетентным органам самостоятельно принимать положения в пределах, обозначенных этими общими принципами.
Коэффициенты дифференциации региональной составляющей розничных цен по направлениям потребления газа также сформулированы в Методических указаниях в качестве рекомендательных.
В отношении несоответствия коэффициентов дифференциации следует отметить, что оспариваемое постановление Правления ГКЦ - РЭК РС (Я) не содержит в своем тексте указания на те или иные коэффициенты. Вывод о наличии противоречий в этой части прокурор делает исходя из самостоятельно произведенных расчетов. В обоснование достоверности указанных расчетов Управлением ФАС по РС (Я) были представлены пояснения.
Однако, учитывая определенным образом установленную процессуальным законодательством компетенцию суда по проверке нормативных актов, а также общий и рекомендательных характер Методических указаний, суд не проверяет правильность финансовых расчетов цен на газ. В рамках своей компетенции суд ограничивается установлением общего рекомендательного характер Методических указаний, что неизбежно следует из их смысла и практики применения. По этому поводу Федеральной службой по тарифам было дано разъяснение в письме от 20.03.2009 г. N СН-1593/9. Тем самым орган, принявший нормативный акт, на соответствие которому проверяется оспариваемый пункт постановления Правления ГКЦ - РЭК РС (Я), указал еще раз на рекомендательный характер этих указаний и подтвердил возможность отступления от Методических указаний в установленных ими пределах. Таким образом, несоответствие видов потребления, указанных в постановлении Правления ГКЦ - РЭК РС (Я), направлениям, перечисленным в Методических указаниях, не является основанием для удовлетворения требований прокурора также, как разница в коэффициентах. Такое несоответствие обусловлено экономическими факторами, вызвано разными значениями, вкладываемыми в понятия направления и вида потребления.
Что касается полномочий ГКЦ - РЭК РС (Я), как компетентного органа в области ценообразования на соответствующие товары, работы, услуги, то они закреплены в п. 3.3 Положения о Государственном комитете по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия), утв. Постановлением Правительства РС (Я) от 22.11.2007 N 468.
Положение пункта 3.3 относит к ведению ГКЦ - РЭК РС (Я) ценообразование на товары, работы, услуги, которые отданы в ведение ГКЦ федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами Президента Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).
Такими актами являются, в частности, постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 332 (ред. от 12.06.2008) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", пунктом 2 которого утверждение розничных цен на газ, реализуемый населению, отнесено к ведению органов исполнительный власти субъекта РФ. Данное положение свидетельствует о том, что в области ценообразования на газ ГКЦ - РЭК РС (Я) в пределах, обозначенных общими положениями Методических указаний, вправе действовать самостоятельно.
Доводы прокурора, полагавшего дифференциацию цен на газ нарушающей права граждан, подлежат отклонению в связи с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации N 1782 от 28.12.96 "О повышении надежности обеспечения газом потребителей Российской Федерации". Данным Указом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано дифференцировать розничные цены по видам коммунально-бытовых нужд населения.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания пункта 1 постановления Правления ГКЦ - РЭК РС (Я) противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления прокурора РС (Я) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 Постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) "О розничных ценах на газ природный (сетевой), поставляемый ОАО "Сахатранснефтегаз" населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды" от 24.12.2008 N 221 и приложения к нему, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 г. N 3-13/09
Текст решения официально опубликован не был
Определением Верховного Суда РФ от 8 июля 2009 г. N 74-Г09-13 настоящее решение отменено