Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 27 ноября 2009 г. N 3-50/09
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Дудайти А.Ш., с участием прокурора Надеиной Л.В., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 27 ноября 2009 года
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей (в части) части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 120-З N 239-III "Об охране общественной нравственности", суд
установил:
Законом Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 120-З N 239-III "Об охране общественной нравственности" урегулированы отношения в области охраны общественной нравственности с целью сохранения духовного и физического развития подрастающего поколения Республики Саха (Якутия).
Текст документа опубликован в издании "Якутия", N 47, 16.03.2004 г.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия решения суда части 1 статьи 7 (в части) указанного Закона РС(Я), ссылаясь на то, что в соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления вправе устанавливать специальные места демонстрации и распространения продукции эротического характера без наделения их государственными полномочиями. Кроме этого, органы местного самоуправления не вправе определять места реализации продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости.
В судебном заседании прокурор Надеина Л.В. требование поддержала в полном объеме.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов В.Н. с заявлением согласился, суду пояснил, что в настоящее время рассматривается проект Закона о внесении изменений в Закон PC (Я) "Об охране общественной нравственности", которым статья 7 оспариваемого закона PC (Я) подлежит исключению.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 ч. 1 п.п. "б", "ж", "е" Конституции РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" полномочия по защите детства, общие вопросы воспитания, культуры находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Прокурором PC (Я) заявлено о несоответствии федеральному законодательству части 1 статьи 7 Закона PC (Я) "Об охране общественной нравственности" в части предоставления органам местного самоуправления права устанавливать специальные места демонстрации и распространения продукции эротического характера при условии их наделения отдельными государственными полномочиями, а также в части установления мест распространения продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости.
Указанное положение затрагивает сферу массовой информации, а именно меры, направленные на противодействие злоупотреблениям свободой массовой информации, среди которых в том числе запрет на распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и ограничения по распространению эротических изданий.
На уровне федерального законодательства такие меры устанавливаются Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Так, статьей 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" запрещено распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Кроме того, Закон РФ "О средствах массовой информации" определяет полномочия местной администрации в указанной сфере. В соответствии со ст. 37 Закона РФ "О средствах массовой информации" розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
Исходя из этого, органы местного самоуправления вправе устанавливать специальные места демонстрации и распространения продукции эротического характера и без наделения их государственными полномочиями, как того требует ч. 1 ст. 7 Закона РС(Я) "Об охране общественной нравственности".
При этом органы местного самоуправления не вправе определять места реализации продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости, т.к. ее распространение запрещено федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании вышеизложенного, требования заявителя о несоответствии федеральному законодательству части 1 статьи 7 Закона PC (Я) "Об охране общественной нравственности" в оспариваемой части обоснованы. Государственное Собрание (Ил Тумэн) PC (Я) заявленные прокурором требования признали.
Однако в силу ч. 3 ст. 252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно, в связи с чем, заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,
решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить в полном объеме.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению со дня принятия решения суда части 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 120-3 N 239-III "Об охране общественной нравственности" в части предоставления органам местного самоуправления права устанавливать специальные места демонстрации и распространения продукции эротического характера при условии их наделения отдельными государственными полномочиями, а также в части установления мест распространения продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пуховой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2009 г. N 3-50/09
Текст решения официально опубликован не был