Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы муниципального
образования "Ленский район"
от 27 октября 2011 г. N 12-03-001255/11-
Районная целевая программа
"Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы на 2012-2014 годы" муниципального образования "Ленский район"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Районная целевая программа муниципального образования "Ленский район" "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы жильем на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
||||
Основание для разработки, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФЗК и от 30.12.2008 N 7-ФЗК); Республиканская целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента РС (Я) от 16.02.2011 г. N 493; Постановление Правительства РС (Я) от 21.04.2011 г. N 164 "О механизме реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" республиканской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"; протокол планерного совещания при главе МО "Ленский район" от 03.10.2011 г. |
||||
Заказчик - координатор Программы |
Администрация муниципального образования "Ленский район" |
||||
Основные разработчики Программы |
Управление социального развития администрации муниципального образования "Ленский район" |
||||
Исполнители Программы |
Управление социального развития администрации муниципального образования "Ленский район" |
||||
Цели Программы |
Основная цель Программы - разработка и внедрение мероприятий, способствующих обеспечению доступности благоустроенного жилья для граждан, относящихся к категории работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих. |
||||
Задачи Программы |
Основными задачами являются: 1. Создание условий для развития долгосрочного кредитования, направленного на приобретение жилья, пиломатериалов и строительство индивидуального жилого дома для работников муниципальной бюджетной сферы. 2. Обеспечение условий доступа граждан - работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих к приобретению жилья, пиломатериалов и строительству индивидуального жилого дома, их платежеспособности, состава семьи. 3. Создание условий для адресной помощи гражданам - работникам муниципальной бюджетной сферы и муниципальным служащим со стороны муниципального образования |
||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Программа включает следующие основные мероприятия: - увеличение объемов жилищного строительства - увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования - повышение доступности жилья и развитие адресности осуществляемой муниципальным образованием "Ленский район" |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
||||
Объем и источники финансирования |
Ежегодное утверждение объема финансирования Мероприятия Программы реализуются за счет районного бюджета, с возможным привлечением средств республиканского бюджета Объем финансирования: |
||||
Наименование |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
|
Всего финансированных средств |
44,2 млн. |
45,8 млн. |
51,7 млн. |
141,7 млн. |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет муниципального образования "Ленский район" |
9 млн. |
10 млн. |
11 млн. |
30,0 млн. |
|
Собственные средства населения |
10,2 млн. |
10, 8 млн. |
13,8 |
34,8 млн. |
|
Кредиты банков |
25 млн. |
25 млн. |
26,9 млн. |
76,9 млн. |
|
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2012 г. следующих показателей (по сравнению с 2005 г.): улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих (рост жилищной обеспеченности с 13 кв. м. на человека до 16,5; создание условий для закрепления кадров в организациях, финансирующихся за счет муниципального бюджета; улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы; оказание финансовой помощи работникам муниципальной бюджетной сферы для приобретения (строительства) жилья. |
||||
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы |
Всего - 108 семей, в том числе: 2012 г. - 33 семей, 2013 г. - 36 семьи, 2014 г. - 39 семей; Квадратных метров в 2012 г. - 14,9 кв. м., в 2013 г. - 15,6 кв. м., в 2014 г. - 16,5 кв. м. |
||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Исполнитель программных мероприятий анализирует и представляет раз в месяц отчет о ходе реализации мероприятий и объемах освоенных средств в Министерство архитектуры и строительного комплекса РС (Я) и экономическое управление МО "Ленский район", рассмотрение отчета об исполнении мероприятий и оценке эффективности реализации программы на Экономическом совете. |
||||
|
|
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа муниципального образования "Ленский район" "Обеспечение работников муниципальной бюджетной сферы жильем на 2012-2014 годы" (далее по тексту - "Муниципальная программа", "Программа") направлена на улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы*, как наиболее социально слабо защищенную часть населения Ленского района. В связи с развитием нефтяной отрасли в районе прогнозируется рост стоимости жилой недвижимости, а значит и возрастает и актуальность особого подхода к представителям бюджетных муниципальных учреждений при рассмотрении "жилищного вопроса".
При разработке Муниципальной программы учитывались особенности Ленского района как в части демографической ситуации, так и в части уровня развития рыночных отношений в жилищной сфере. В настоящее время можно констатировать факт законодательной обеспеченности взаимоотношений, складывающихся на жилищном рынке. Это, прежде всего, связано с пакетом законодательных актов, принятых с 2004 по 2011 год.
В Ленском районе ввод нового жилья более связан с государственной программой по ликвидации последствий паводка, чем с рыночными отношениями.
С развитием нефтяной отрасли в районе должно быть обеспечено и развитие учреждений муниципальной бюджетной сферы, как сопутствующие промышленному развитию. Следовательно, количество населения, занятое в сопутствующей сфере должно увеличиться, но с ростом указанной категории населения неизменно будет актуализироваться вопрос об обеспечении его комфортабельным жильем. Традиционно работники бюджетной сферы относятся к категории малообеспеченной части граждан. Именно на них должны распространяться программы государственной или муниципальной помощи. Но должны быть разработаны такие механизмы ее оказания, которые позволили бы максимально учесть имущественное состояние работников муниципальной бюджетной сферы, перспективы решения жилищной проблемы, возможности, предоставляемые этой категории граждан другими программами. В противном случае будет нарушаться принцип социальной справедливости.
Острота существующих проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Ленского района в частности и в целом для Республики Саха (Якутия) требует реализации комплекса мер, направленных на формирование функционирующей на практике модели обеспечения жильем основных групп населения, в результате чего должны быть достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан.
С учетом выше изложенного настоящая Муниципальная программа, направленная на решение жилищной проблемы отдельно взятой категории населения, позволит в некоторой степени выработать подходы и для других категорий граждан, приобрести опыт финансирования социальных программ в условиях рыночных отношений.
Как уже отмечалось, работники муниципальной бюджетной сферы, как правило, относятся к категории малообеспеченной части населения. Именно для них приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов практически не доступен.
В целях повышения доступности жилья для работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих необходимо обеспечить условия для развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Ленском районе.
Для повышения адресности помощи, оказываемой со стороны муниципального образования, следует учитывать совокупный семейный доход и место работы членов семьи, имеющееся имущество, в том числе и объекты недвижимости, принадлежащие работнику муниципальной бюджетной сферы и членам его семьи на праве собственности.
Также следует понимать и проблему, связанную с доступом граждан к долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию. На рынке недвижимости в связи с кредитованием появляются дополнительные денежные средства, что в условиях ограниченного предложения строящегося жилья или даже его отсутствия неизменно приводит к росту стоимости жилых помещений на вторичном рынке. В Ленском районе при фактическом отсутствии жилищного строительства увеличение объемов кредитования без увеличения предложения может привести к скачкообразному росту цен, что негативно скажется на потенциальных приобретателях жилья. Следовательно, необходимо принимать меры по стимулированию жилищного строительства в районе, а для этого предусмотреть мероприятия, ускоряющие решение вопросов выделения земельных участков под застройку и подготовки необходимой исходно - разрешительной документации. Земельные участки должны быть снабжены необходимой коммунальной инфраструктурой, что не только ускорит процедуру ввода жилого объекта, но и позитивно скажется на ценообразовании. Однако инфраструктурные вопросы - это предмет рассмотрения отдельной программы.
Исходя из выше изложенного, результативность выполнения настоящей Программы зависит от уровня комплексного подхода вообще к проблеме жилищного строительства. Поэтому должны быть приняты и другие программы, направленные на решение жилищной проблемы.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы в Ленском районе определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования республиканских целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для эффективного функционирования рынка жилья;
носят комплексный характер и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
* С целью исключения разночтений в определении понятия "работник муниципальной бюджетной сферы" в Программе этот термин применяется к гражданам, имеющим постоянную занятость в учреждениях, финансируемых за счет муниципального бюджета и осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, культуры и искусства. Все остальные сферы деятельности граждан в целях настоящей Программы не будут квалифицировать граждан в качестве работника муниципальной бюджетной сферы и муниципальные служащие.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основная цель Программы - разработка и внедрение мероприятий, способствующих обеспечению доступности благоустроенного жилья для граждан, относящихся к категории работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих.
Основными задачами являются:
1. Создание условий для развития долгосрочного кредитования, направленного на приобретение (строительство) жилья для работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих.
2. Обеспечение условий доступа граждан - работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих к приобретению (строительству) жилья с учетом их платежеспособности.
3. Создание условий для адресной помощи гражданам-работникам муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих со стороны муниципального образования.
Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, в том числе:
через применение двухуровневой системы долгосрочного ипотечного кредитования по Стандартам кредитных организаций;
через порядок направления средств для оказания помощи работникам муниципальной бюджетной сферы и муниципальным служащим;
через создание предпосылок для развития жилищного строительства в Ленском районе.
Для развития ипотечного жилищного кредитования работников муниципальной бюджетной сферы будет оказываться бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов через выдачу социальных выплат для внесения в качестве первоначального взноса (части), погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.
В части разработки нормативных документов, способствующих и регулирующих взаимоотношения между кредитором, Администрацией Ленского района и заемщиком - работником муниципальной бюджетной сферы будет принят Порядок направления средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район". В нем будет указан механизм отбора граждан для участия в Муниципальной программе, четко определены критерии предварительной оценки имущественной обеспеченности гражданина и его платежеспособности. Такой строгий подход необходим для исключения таких потенциальных заемщиков, которые в силу семейного состава могут самостоятельно решать собственную жилищную проблему (например, супруг или супруга потенциального заемщика имеют доходы, позволяющие без участия в Программе получить ипотечный кредит или заем).
Основные меры для развития жилищного строительства направлены на:
обеспечение земельных участков для жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
разработку комплекса мер по обеспечению новой комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки.
Для увеличения объемов кредитования, стимулирования строительства в Ленском районе помимо мер нормативно - правового характера необходимо принять меры, способствующие стабилизации муниципальных финансов в части, направляемой на субсидирование. При принятии решения о выделении бюджетных средств на первоначальные взносы при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, необходимые суммы должны отражаться отдельной статьей в бюджете муниципального образования и перечисляться на указанные цели.
3. Перечень основных мероприятий Программы
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативно - правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию части расходов заемщиков - работников муниципальной бюджетной сферы за счет средств местного бюджета. В качестве критериев успешности решения поставленных задач используются целевые индикаторы, которые представляют собой количественные показатели и качественные характеристики.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении N 1.
3.1 Развитие жилищного строительства
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативно-правовой базы, наиболее важными являются:
отражение в решении Районного Совета о бюджете муниципального образования отдельной статьи, посвященной выделению работникам муниципальной бюджетной сферы социальных выплат при приобретении (строительстве) жилья, в том числе долевом. Это, в свою очередь, будет стимулировать жилищное строительство, т.к. часть бюджетных средств будет направляться на предоставление социальных выплат участникам долевого строительства. Кроме того, существенным является необходимость в принятии Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012 - 2014 годы.
В указанном документе полностью должен быть описан процесс отбора работников муниципальной бюджетной сферы для участия в Муниципальной программе, порядок формирования учетных дел, полномочия комиссии
Организационные мероприятия будут направлены на создание условий для внедрения механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Финансирование направления будет связано с выдачей социальных выплат дольщикам - работникам муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих. Суммы свыше размера социальной выплаты будут формироваться за счет собственных средств дольщиков и привлеченных от кредиторов.
3.2 Развитие ипотечного жилищного кредитования работников муниципальной бюджетной сферы и муниципальных служащих
Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы наиболее важными являются разработка и принятие Порядка направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012 - 2014 годы. Как уже отмечалось выше, Порядок будет использоваться сразу по двум программным направлениям.
В рамках проведения организационных мероприятий предусматривается организация информационного обеспечения внедрения двухуровневой системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Среди населения будет проводиться популяризация возможностей, предоставляемых населению района, и, в частности, работникам муниципальной бюджетной сферы, долгосрочным ипотечным жилищным кредитованием.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств будут реализовываться в форме предоставления муниципальных бюджетных социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы после соответствующего отбора согласно Порядку направления средств на реализацию программы "Обеспечение жильем работников муниципальной бюджетной сферы", предусмотренных в бюджете муниципального образования "Ленский район" на 2012 - 2014 годы.
Предусмотрена реализация следующих мер по обеспечению бюджетной поддержки при улучшении жилищных условий данной категории граждан:
- предоставление работникам муниципальной бюджетной сферы и муниципальным служащим социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, в том числе:
1) на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита или займа на приобретение жилья, долевое строительство жилья или строительство индивидуального жилого дома;
2) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья, долевое строительство жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займа не допускается.
Выдача социальных выплат работникам муниципальной бюджетной сферы и муниципальным служащим будет производиться в размере 300 000 (триста тысяч) рублей на семью. При этом предполагается, что остальная часть стоимости приобретаемого жилого помещения будет профинансирована за счет средств ипотечных кредитов (займов) и собственных средств получателей социальной выплаты.
4. Механизм реализации
Текущее управление и оперативный контроль реализации Программы обеспечивается заказчиком - координатором - Администрацией МО "Ленский район". Реализация данной программы будет происходить в соответствии с принятыми нормативно - правовыми актами муниципального образования "Ленский район".
Используя индикативный подход, а также учитывая текущую рыночную ситуацию, заказчик - координатор осуществляет подготовку сводного квартального отчета и при необходимости формирует с привлечением других участников Муниципальной программы мероприятия корректирующего характера.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы в 2012 - 2014 г.г. за счет средств муниципального бюджета составит 30 000 000 рублей, в том числе в 2012 году - 9 000 000 рублей.
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в Приложении N 1.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств муниципального бюджета будут уточняться исходя из возможностей муниципального бюджета на соответствующий год.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Успешная реализация Программы к 2015 году позволит обеспечить:
увеличением объемов строительства жилья с участием в качестве дольщиков работников муниципальной бюджетной сферы, и, следовательно, количество участников программы в финансируемом году;
улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы (рост жилищной обеспеченности с 13 кв. м. на человека до 16,5 кв. м.) (Приложение N 2).
совершенствование нормативной базы, направленной на повышение адресности и доступности жилья для работников муниципальной бюджетной сферы.
Начальник управления социального развития |
А.Э. Макушев |
Текст приложений к настоящему порядку будет представлен в следующих версиях справочной правовой системы ГАРАНТ
Начальник управления социального развития |
А.Э. Макушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.