Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы муниципального
образования "Ленский район" РС (Я)
от "15" ноября 2011 г. N 12-03-001388/11-
Районная целевая программы
"Защита прав и интересов детей Ленского района" на 2012 - 2014 годы
22 октября 2012 г.
Паспорт
районной целевой программы "Защита прав и интересов детей Ленского района на 2012 - 2014 годы"
Наименование программы |
"Защита прав и интересов детей Ленского района на 2012 - 2014 годы" |
||||
Основание для разработки |
Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 года 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Закон РС (Я) от 25.04.06 г. 339-З N 695-III "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" |
||||
Заказчик |
Администрация муниципального образования "Ленский район" |
||||
Разработчик |
Управление социального развития муниципального образования "Ленский район" РС (Я) |
||||
Цели и задачи программы |
Цель - повышение качества жизни и здоровья детей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, обеспечение их прав и законных интересов. Задачи: - совершенствование нормативно-правовой базы в области воспитания подростков; - создание механизмов, обеспечивающих координацию действий по одательной# и ия# по делам несовершеннолетних и защите их прав профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - методическое обеспечение учреждений и общественных организаций по работе с детьми из семей "риска"; - обеспечение занятостью подростков и оздоровлением детей в летнее время; - создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - формирование эффективной комплексной системы социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с выделенным финансированием. |
||||
Сроки реализации программы |
2012 - 2014 годы |
||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ленского района на 2012-2014 гг.": Работа общественной приемной, РКДН и ЗП; Работа клуба "Дворовый вожатый"; Работа с несовершеннолетними детьми и их семьями; Проведение массовых детских и молодежных мероприятий; Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; Организация и проведение спортивных и познавательных форм отдыха (походы, экспедиции, палаточные лагеря и т.д.), физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий; Проведение летнего отдыха и оздоровления, детей состоящих на учете РКДН И ЗП; Проведение месячников "Психологическая безопасность обучающихся в образовательных учреждениях"; Проведение заседаний районной комиссии по делам несовершеннолетних; Оплата проезда родителей, нуждающихся в наркологической помощи; Переподготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с детьми "группы риска"; "Дети-сироты Ленского района на 2012-2014 гг.": Обеспечение жилыми помещениями; Оплата проезда студентам (абитуриентам); Материальная помощь (оплата проезда к месту отдыха, приобретение детских принадлежностей); Единовременная помощь выпускникам дошкольных и общеобразовательных учреждений; Оплата проезда родителей, нуждающихся в наркологической помощи; Оплата расходов при устройстве в реабилитационный центр и детские дома; Обучение и повышение квалификации специалистов опеки и попечительства. |
||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем - 57 450,0 тыс. руб. |
||||
Бюджеты |
|
Фед. |
Респ. |
Муницип. |
|
Всего |
|
26000,0 |
18000,0 |
13450,0 |
|
2012 г. |
16060,0 |
7000,0 |
5000,0 |
4060,0 |
|
2013 г. |
19420,0 |
9000,0 |
6000,0 |
4420,0 |
|
2014 г. |
21970,0 |
10000,0 |
7000,0 |
4970,0 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение уровня безнадзорности в районе, уменьшение правонарушений и преступлений, совершаемых подростками и в отношении подростков; - обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. |
||||
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы |
- число правонарушений и подростковой преступности; - число правонарушений, преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних; - количество семей, находящихся в социально-опасном положении; - количество родителей восстановленных в родительских правах; - количество оздоровленных детей; - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспеченных жильем; - число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи и другие формы устройств (в том числе временное помещение в учреждения, оказывающие социальные услуги, в медицинские учреждения) |
||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет управление социального развития администрации муниципального образования "Ленский район". Ежегодное рассмотрение и утверждение отчета об исполнении мероприятий и оценке эффективности реализации программы на Экономическом совете при главе муниципального образования "Ленский район". |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизнедеятельности в обществе.
В Программе определены основные направления государственной политики в области охраны прав и защиты интересов детей и комплексная система мер обеспечения социальных и правовых гарантий для детского населения всех категорий.
В Ленском районе проживает 39,7 тыс. жителей, из них детей и подростков от 0 до 18 лет - 10,5 тысяч, 2,3% составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По состоянию на 1 июля 2011 года количество таких детей составило 242 человека. Будущее района определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.
Несмотря на предпринимаемые меры, согласно ежегодным статистическим показателям, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в районе в последние годы остается на постоянном уровне. Этому способствует низкий уровень доходов значительной части населения, социальная нестабильность и безработица, рост алкоголизма, увеличение граждан, не имеющих жилья и средств к существованию, размывание нравственных устоев общества.
Количество детей, родители которых лишены родительских прав либо ограничены в них, стабильно сохраняет пятую часть от общей численности выявляемых детей-сирот. Более 80% от числа выявленных детей - дети, оставшиеся без родительского попечения по "социальным" причинам.
В работе с данной категорией детей органы опеки и попечительства МО "Ленский район" руководствуются заложенным в Семейном кодексе РФ принципом приоритетности семейных форм устройства детей-сирот. Более половины выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан - на усыновление, под опеку (попечительство), являющиеся приоритетными направлениями в решении проблем социального сиротства. Вместе с этим, в связи с отсутствием возможности определения детей на воспитание в семью, часть выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В среднем ежегодно специалистами по вопросам опеки и попечительства несовершеннолетних проводится работа по определению и сопровождению 5-9 детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие организации для дальнейшего жизнеустройства.
В системе здравоохранения и социальной защиты населения, с целью защиты прав и законных интересов ребенка в Ленском районе функционируют медицинские учреждения и учреждение, оказывающее социальные услуги, позволяющие оказывать профилактическую и реабилитационную помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, семьям с детьми - это ГУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" г. Ленска и детское отделение МУЗ "Ленская центральная районная больница".
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определенные под опеку (попечительство), временно помещенные в медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги испытывают потребность в материальной, медицинской, психологической поддержке.
В основном, проблема своевременного получения социально-психологической реабилитации затрагивает интересы детей, проживающих в отдаленных муниципальных образованиях района, в связи с чем требуются дополнительные затраты, необходимые для перевозки детей к месту реабилитации.
Так, за 2009 год были помещены на реабилитацию - 14 детей, за 2010 год - 12 детей, за 1 полугодие 2011 года - 5 детей.
Важнейшим фактором развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение достойного уровня жизни данной категории детей, предоставление им качественных государственных услуг на образование, развитие, соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.
Требует решения проблема по созданию условий для постинтернатной адаптации, профессионализации и подготовки к независимому проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированным правом бесплатного проезда к месту учебы и обратно к месту жительства, учитывая увеличение численности обучающихся в государственных образовательных учреждениях профессионального, среднего и высшего образования, расположенных на территории и за пределами РС (Я) необходимо предусмотреть соответствующие затраты на 10 студентов.
Одной из наиболее остро стоящих проблем является обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление надлежащего контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение периода нахождения детей под опекой (попечительством), приемных семьях, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.07.2011 года на учете по обеспечению жильем при администрации МО "Ленский район" РС (Я) состоит около 180 человек, из них 105 человек в возрасте до 18 лет, 40 человек, у которых право на получения жилья возникло и возникает в 2011 году. Однако проблема обеспечения жильем лиц этой категории решается крайне медленно (за счет государственного и муниципального бюджетов в 2008 году - 0; 2009 г. - 3; 2010 г. - 7).
В мероприятия по обеспечению сохранности закрепленного жилья входит оплата коммунальных услуг, затраты, связанные с организацией текущего и косметического ремонта, до передачи жилья по договору социального найма на имя лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Регулярно, в летних оздоровительных лагерях, санаториях организуется отдых детей данной категории, оказывается финансовая поддержка детям, выезжающим на лечение или обследование, согласно медицинским показаниям.
За 2009 год оздоровлено - 19 детей, за 2010 год - 14 детей, за 8 месяцев 2011 года - 26 детей.
Необходимость принятия программы обусловлена постоянным ростом числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства.
Динамика выявления сиротства (в т.ч. социального) приведена в таблице N 1:
Таблица N 1.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Число детей, находящихся под опекой |
228 |
226 |
236 |
244 |
Число детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав |
32 |
33 |
50 |
35 |
Число детей-сирот |
52 |
40 |
35 |
32 |
Основными причинами увеличившегося числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является падение престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий рост числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Вопросы работы с подростками, создание условий для их занятости, духовного совершенствования, укрепления физического и нравственного здоровья стоят в центре внимания администрации МО "Ленский район".
Так, в учебных заведениях района работает 81 спортивных секций и кружков, которые посещают 1698; 68 секций ведут тренеры внешкольных организаций (спортивный комплекс "Карат", Детский дом творчества и т.д.), объединяющие 1258 детей и подростков. В школах работают кружки разных направлений:
1) прикладного творчества (танцевальные, вокальные, хоровые, театральные)
- художественно-творческого (540 чел.)
- художественно-эстетического (1036 чел.)
2) технического (129 чел.), туризма и краеведенья (164 чел.)
3) биолого-экологический (685 чел.), предметные (992 чел.). Их работа ориентирована на удовлетворение разных интересов подростков.
В летний период (2011 г.) при активном участии Районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, спорткомитета МО "Город Ленск", инспекции по делам несовершеннолетних ОВД Ленского района МВД РС(Я), общественности проведены городские соревнования дворовых команд. Проведение таких состязаний планируется 2 раза в год.
Ежегодно весной проходит слет детских общественных объединений. На базе учебных заведений района функционируют - 15 объединений связанных с организацией воспитательной работы с детьми и их семьями с охватом 1573 детей и подростков.
В летнее время 72% детей и подростков были охвачены организованными видами труда и отдыха (что составило - 4302 учащихся, от общей численности школьников района, это на 14% больше прошлогодних показателей). Используется базы школ, внешкольных учреждений. Получило развитие "волонтерское" движение, но его надо совершенствовать, предлагать виды работы, связанные с творчеством.
Несмотря на определенные положительные моменты по работе с подростками, есть серьезные проблемы.
Анализ криминогенной обстановки свидетельствует о том, что в сложных современных условиях серьезно стоят проблемы социальной дезадаптации подростков. Неблагоприятные социальные условия явились основной причиной роста неблагополучных семей (на учете в КДН - 289 родителя). Несмотря на то, что за 2011 год преступность среди несовершеннолетних снизилась на 7 %. Сократилось число краж, изнасилований, убийств, хищения оружия, угонов, грабежей, а также сократилось число групповых преступлений, преступлений совершенных ранее судимыми и в состоянии алкогольного опьянения. Произошел рост разбоев, увеличилось число лиц, совершивших преступления. На учете в наркологическом кабинете состоит 10 чел., злоупотребляющих алкоголем. Есть случаи суицида среди подростков. В районе пока не создано единого центра по координации работы с подростками по всем направлениям.
Вызывает особую обеспокоенность проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях. Продолжающийся экономический кризис, нравственные потрясения в обществе обусловили развитие следующих тенденций:
- рост числа неполных семей;
- снижение воспитательного потенциала семьи;
- увеличение численности социально уязвимой группы детей;
- рост детской безнадзорности;
- случаи насилия в семье - физического, сексуального, психологического.
В условиях постоянного нарастания кризисных явлений не только обостряется социально-демографическая ситуация в стране, но идет фактическое разрушение института семьи. Семья перестает выполнять свои основные функции по обеспечению рождения и воспитания детей; идет утрата нравственных ценностей в этой сфере. Значительные нарушения в функционировании семьи объективно ведут к разрушительным процессам в детской среде в виде социально-психологической дезадаптации, безнадзорности, социального сиротства. Вследствие этого растет криминальная активность несовершеннолетних.
Назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к профилактическому и реабилитационному процессу, что позволит обеспечить непрерывность в работе с социально-дезадаптированными детьми. Комплексный подход должен обеспечить в полной мере достаточный уровень эффективности проводимой работы с подростками.
В современных социально-экономических условиях развития района, республики важным фактором становится социальное воспитание, цель которого - развитие социальных, жизненных сил личности, способности к адаптации в любых условиях жизни. Составными компонентами социального воспитания являются семейное воспитание, воспитание в образовательных учреждениях, общественных детских и молодежных объединениях. Содержание воспитания должно быть ориентировано:
1. На личность, ее интересы и потребности;
2. На духовно-нравственное развитие личности;
3. На укрепление воспитательного потенциала семьи.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Основные цели и задачи, сроки реализации программы.
Цель программы: Повышение качества жизни и здоровья детей, создание благоприятных условий жизнедеятельности, обеспечение их прав и законных интересов.
Программа рассчитана на 2012 - 2014 годы и предполагает решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области воспитания подростков;
- создание механизмов, обеспечивающих координацию действий по одательной# и ия# по делам несовершеннолетних и защите их прав профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- методическое обеспечение учреждений и общественных организаций по работе с детьми из семей "риска";
- создание успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование эффективной комплексной системы социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- улучшение жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с выделенным финансированием.
3. Перечень основных мероприятий программы.
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия в рамках 2 подпрограмм, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы (Приложение N 1).
4. Ресурсное обеспечение реализации программы
Срок реализации Программы - 2012-2014 годы. Предполагаемый объем финансирования программы за весь период реализации составит - 57 450,0 тыс. руб. (Таблица N 2)
Таблица 2.
Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Сроки |
Источники финансирования (тыс. руб.) |
|||
Всего |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Бюджет МО "Ленский район" |
|
|
57 450,0 |
26 000,0 |
18 000,0 |
13 450,0 |
2012 год |
16 060,0 |
7 000,0 |
5 000,0 |
4 060,0 |
2013 год |
19 420,0 |
9 000,0 |
6 000,0 |
4 420,0 |
2014 год |
21 970,0 |
10 000,0 |
7 000,0 |
4 970,0 |
Объемы финансирования программы уточняются ежегодно при формировании местного бюджета на соответствующий год.
Допускается перераспределение средств внутри подпрограмм на усмотрение исполнителей по согласованию с главой МО "Ленский район" в размере 30%.
5. Механизм реализации
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодных рабочих документов:
1. Составление ежеквартальных планов работы;
2. Сбор отчетов у исполнителей программных мероприятий;
3. Ежеквартальное предоставление отчетов об исполнении пунктов программы;
4. Ежегодный анализ по реализации программных мероприятий;
5. Уточнение перечня работ по подготовке и проведению программных мероприятий с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования.
Реализацию Программы обеспечивают:
- районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- управление социального развития администрации муниципального образования "Ленский район".
Ежегодное рассмотрение и утверждение отчета об исполнении мероприятий и оценке эффективности реализации программы на Экономическом совете при главе муниципального образования "Ленский район".
6. Оценка социально-экономической эффективности и результативности программы
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы будет осуществляться на основании целевых индикаторов и показателей программы. (Приложение N 2)
Социально-экономическая эффективность реализации Программы будет заключаться в сокращение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, из числа детей и семей, состоящих на учете в РКДН и ЗП, в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, в обеспечении жильем.
Ожидаемыми результатами реализации Программы заявлены:
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2012-2014 гг.
1. Формирование гражданственности и патриотического сознания подрастающего поколения.
2. Развитие самостоятельности и ответственности, позитивной социальной активности детей и подростков.
3. Создание эффективно действующей системы социальной помощи несовершеннолетним и семьям, координация работы всех социальных структур по предупреждению безнадзорности.
4. Формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых подростками.
5. Профессиональное самоопределение.
Подпрограмма "Дети-сироты Ленского района" на 2012-2014 гг.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить социальную защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать наиболее благоприятные условия для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, их безболезненной адаптации в социальной среде.
Социально-экономическим эффектом реализации подпрограммы является:
- обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, государственные учреждения;
- повышение квалификации кадров, осуществляющих деятельность по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, работающих с гражданами - кандидатами в приемные родители, опекуны (попечители), усыновители.
Перечень критериев со значениями весовых коэффициентов приведен в таблице N 4.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 4.
Критерии оценки эффективности реализации программ
N п/п |
Критерий (К) |
Весовой коэффициент критерия (Gi) |
1. |
Индекс результативности |
0,55 |
2. |
Уровень фактического финансового обеспечения программы с начала реализации |
0,15 |
3. |
Уровень фактического финансирования программы в отчетном году |
0,15 |
4. |
Доля полученных средств на мероприятия программы из прочих (за исключением средств бюджета МО) источников |
0,15 |
|
Итого |
1,0 |
Каждому критерию (К) соответствует весовой коэффициент (Gi), определяющий уровень значимости критерия в итоговой оценке.
Система для расчета результирующего оценочного показателя программы указана в приложении N 2.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в приложении N 3"
Результативность мероприятий Программы определяется исходя из оценки социально-экономической эффективности реализации Программы по каждому целевому индикатору Программы и показателю Программы с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в районе.
Оценка эффективности программы (Э) основана на балльном принципе, отражает степень соответствия программы критериям достижения запланированных результатов программы, является результирующим оценочным показателем (Экач.) и имеет следующий алгоритм расчета:
Основой оценки Программы служат 7 критериев оценки, приведенные в таблице N 1 ().
Каждому из критериев соответствует весовой коэффициент значимости (), сумма которых равна 1
().
Каждый критерий имеет несколько параметров оценки (W), выраженных в процентах (%), максимальное значение которого (100%) присваивается показателю с наибольшими результатами эффективности, минимальное - с наименьшими.
Производится расчет каждого критерия () путем умножения его весового коэффициента на соответствующую итогам реализации программы количественную оценку параметра, характеризующую критерий
().
Рассчитывается количественная интегральная (итоговая) оценка эффективности программы () путем сложения всех расчетных значений критериев, утвержденных настоящими Порядком
().
Качественная интегральная (итоговая) оценка эффективности Программы (.) определяется в зависимости от количественной интегральной (итоговой) оценки эффективности программы и подразделяется на:
=> эффективную - при 80 <= <= 100;
=> умеренно эффективную - при 60 <= <= 80;
=> недостаточно эффективную - при 40 <= <= 60;
=> неэффективную - при < 40.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Главы муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2011 г. N 12-03-001388/11-... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.