Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 15 сентября 2011 г. N 3-32/11
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Дмитриевой Л.А. при секретаре Черепановой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части пункта 5.2 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 года N 276 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 г. N 222) "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия)"
установил:
29 июня 2007 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 276 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Правила), опубликованное в печатных изданиях "Якутия", N 130, 17.07.2007, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 38, 21.09.2007.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 года N 222, опубликованном в печатных изданиях Якутские ведомости", N 35, 04.06.2011, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 142-145, 26.08.2011, пункт 5.2 Правил изложен в следующей редакции:
"Организации, эксплуатирующие ледовые переправы, перед предъявлением их Государственной комиссии, должны получить заключения на эксплуатацию от органов Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Государственного пожарного надзора по Республике Саха (Якутия), Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД по Республике Саха (Якутия) в части согласования схем организации движения, ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия), Отдела Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Саха (Якутия), Ленского ГБУВПиС, администраций муниципальных образований."
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 5.2 Правил в части, устанавливающей обязанности лиц, эксплуатирующих ледовые переправы, получать перед предъявлением их Государственной комиссии заключения на эксплуатацию от органов Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Государственного пожарного надзора по Республике Саха (Якутия), ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия), Отдела Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Саха (Якутия), Ленского ГБУВПиС, администраций муниципальных образований.
В обоснование заявления указано, что оспариваемые положения Правил вступают в противоречие со статьей 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой Правительство Российской Федерации, в частности, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти. Также, по мнению прокурора, оспариваемые положения Правил противоречат ряду нормативно-правовых актов, которыми утверждены положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в том числе Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральном агентстве водных ресурсов, Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, поскольку названные федеральные органы исполнительной власти не наделены в установленном порядке полномочиями по проведению согласования в какой-либо форме лицам, эксплуатирующим ледовые переправы, перед предъявлением их Государственной комиссии. Также в заявлении указано на то, что такие полномочия отсутствуют и у Федерального бюджетного учреждения "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", устав которого не предусматривает возложения на юридическое лицо контрольных функций за эксплуатацией ледовых переправ и выдачу заключений на их эксплуатацию перед предъявлением переправ Государственной комиссии. По мнению прокурора, возложение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения дополнительных функций и полномочий, не предусмотренных федеральным законодательством, противоречит закону.
Кроме того, в заявлении указывается на то, что оспариваемые положения Правил являются коррупциогенным фактором в части возложения на администрации муниципальных образований обязанности по выдаче заключений лицам, эксплуатирующим ледовые переправы. При этом прокурор полагает, что отсутствие в Правилах сроков, условий и оснований принятия решения по даче заключений, отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий по даче заключений лицам, эксплуатирующим ледовые переправы, указывают на установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил, что, в свою очередь, является коррупциогенным фактором.
В судебном заседании прокурор Днепровский М.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 29.08.2011 г. N 813-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, полагает, что оспариваемые положения Правил приняты органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах его полномочий в соответствии с подпунктом "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ, пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса РФ, статьей 16 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З N 51-I "О Правительстве Республики Саха (Якутия)", так как водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а высший исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) наделен полномочиями по утверждению правил охраны жизни людей на водных объектах, осуществлению нормативного регулирования сферы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Полагает, что оспариваемые положения нормативно-правового акта не противоречат пункту 6.8 Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ. ОДН 218.010-98 (утв. Приказом Федеральной дорожной службы РФ от 26.08.1998 г. N 228), согласно которому сдача ледовой переправы в эксплуатацию и все испытания ледовой переправы должны проводиться под руководством дорожного мастера в присутствии комиссии, назначенной заказчиком из представителей проектной, строительной, эксплуатирующей организаций, областной ГИБДД, местной (областной, городской или районной) администрации, территориального комитета по водному хозяйству Министерства природных ресурсов Российской Федерации под председательством представителя заказчика.
Также указывает на то, что участие федеральных органов исполнительной власти в выдаче заключений на эксплуатацию ледовых переправ согласуется с предоставленными данным органам в установленном законом порядке полномочиями. В частности, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции могут провести проверку ледовых переправ на предмет соблюдения правил пожарной безопасности в служебных помещениях; территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полномочны провести проверку ледовых переправ на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации производственных, общественных зданий, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также к условиям труда; Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет техническое освидетельствование ледовых переправ в силу п. 5.1 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 (ред. от 05.04.2010). Кроме того, по мнению представителя заинтересованного лица, при эксплуатации ледовых переправ должны соблюдаться нормы об охране водных объектов, а осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья согласно пункту 26 статьи 14, пункта 24 части 1 статьи 15, пункту 32 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа, в силу чего администрации муниципальных образований могут провести проверку ледовых переправ в качестве мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. При этом ссылается на часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Полагает, что Правительство Республики Саха (Якутия) не может устанавливать порядок, сроки, условия и основания принятия решения органами местного самоуправления, поскольку указанные положения при осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья должны быть установлены органами местного самоуправления самостоятельно. В связи с этим не согласен с доводами прокурора о наличии коррупциогенного фактора в оспариваемых положениях нормативно-правового акта. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) Леверьев А.Е., действующий на основании доверенности от 01.01.2011 г., в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, не усматривает оснований для признания оспариваемых положений Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 года N 276 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 г. N 222) противоречащими действующему федеральному законодательству. Ссылается при этом на п. 5.4 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. N 501), предполагающий комиссионное согласование сдачи ледовой переправы в эксплуатацию с участием перечисленных в заявлении прокурора федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов санитарно-эпидемического надзора, пожарного надзора и других уполномоченных надзорных органов.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
29 июня 2007 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 276 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия)", опубликованное в печатных изданиях "Якутия", N 130, 17.07.2007,"Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 38, 21.09.2007.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 года N 222, опубликованном в печатных изданиях Якутские ведомости", N 35, 04.06.2011, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 142-145, 26.08.2011, пункт 5.2 Правил изложен в следующей редакции:
"Организации, эксплуатирующие ледовые переправы, перед предъявлением их Государственной комиссии, должны получить заключения на эксплуатацию от органов Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Государственного пожарного надзора по Республике Саха (Якутия), Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД по Республике Саха (Якутия) в части согласования схем организации движения, ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия), Отдела Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Саха (Якутия), Ленского ГБУВПиС, администраций муниципальных образований."
Согласно подп. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Также согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
При этом часть 6 статьи 2 Водного кодекса РФ предусматривает, что на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
Таким образом, утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами) и законами субъекта Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению только Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за их деятельностью, распределение функций между федеральными органами исполнительной власти, утверждение положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установление порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации,
Согласно Указу Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 649 от 20.05.2004 федеральные службы входят в систему федеральных органов власти, функции которых устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З N 51-I (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З N 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
В силу частей 1 и 2 ст. 3 названного закона Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
Частью 1 ст. 25 того же закона предусмотрено, что Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции принимает постановления, издает распоряжения и иные акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории Республики Саха (Якутия). При этом согласно части 2 ст. 25 названного закона решения, имеющие нормативный характер, принимаются и оформляются в виде постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
В данном случае, осуществляя полномочие по утверждению правил охраны жизни людей на водных объектах, Правительство Республики Саха (Якутия) неправомерно установило обязанности для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность на основании федерального законодательства, так как возложило на них функции по даче заключений лицам, эксплуатирующим ледовые переправы, перед предъявлением таких переправ Государственной комиссии.
Доводы заинтересованного лица о том, что Правила в оспариваемой части воспроизводят компетенцию федеральных органов исполнительной власти, установленную Правительством Российской Федерации, являются необоснованным. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации не наделены правом возлагать обязанность по контролю за соблюдением принимаемых ими в рамках своей компетенции нормативных правовых актов на федеральные органы исполнительной власти.
Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что оспариваемая часть Правил согласуется с пунктом 5.1 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (утв. Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. N 501), не может быть признана судом состоятельной. Согласно пункту 5.1 Правил технического надзора_ ГИМС МЧС России осуществляет техническое освидетельствование переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ, а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации. Пункт 5.3 Правил технического надзора_ предусматривает, что техническое освидетельствование ледовых переправ производится как перед их вводом в пользование, так и перед окончанием пользования.
Вместе с тем, из содержания пункта 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. N 835) усматривается, что названная государственная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы). В соответствии с пунктом 5 вышеназванного Положения государственная инспекция осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами. В силу пункта 2 того же Положения государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также названным Положением. Следовательно, указание в нормативном правовом акте органа исполнительной власти субъекта РФ на механизм реализации предоставленных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий функций, является недопустимым.
Ссылка третьего лица на п. 5.4 Правил технического надзора_, предполагающий комиссионное согласование сдачи ледовой переправы в эксплуатацию с участием перечисленных в заявлении прокурора федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов санитарно-эпидемического надзора, пожарного надзора и других уполномоченных надзорных органов, полностью необоснованна, так как редакция п. 5.4 Правил технического надзора_, предусматривающая одновременное проведение проверки при техническом освидетельствовании переправ наличия актов с заключениями вышеупомянутых органов исполнительной власти, утратила силу с момента издания Приказа МЧС России от 05.04.2010 г. N 151, излагающего названный пункт в иной редакции.
Кроме того, при принятии оспариваемых положений нормативного правового акта Правительством Республики Саха (Якутия) не были учтены нормы части 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Вопреки вышеприведенным нормам закона п. 5.2 Правил возлагает на юридическое лицо - Федеральное бюджетное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" функции по даче заключений лицам, эксплуатирующим ледовые переправы, перед предъявлением таких переправ Государственной комиссии, хотя устав названного учреждения не предусматривает подобных видов деятельности. Принимая во внимание то обстоятельство, что Федеральное бюджетное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) не является и к иным органам государственной власти, образуемым в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), не относится, суд считает, что Правительство Республики Саха (Якутия) при издании нормативного правового акта было не вправе устанавливать для названного юридического лица обязанность осуществлять отдельные виды деятельности и возлагать на него осуществление каких-либо функций по контролю за соблюдением принимаемых Правительством РС (Я) в рамках своей компетенции нормативных правовых актов.
Также суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица о соответствии оспариваемого п. 5.2 Правил положениям пункта 6.8 Инструкции по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ. ОДН 218.010-98 (утв. Приказом Федеральной дорожной службы РФ от 26.08.1998 г. N 228), согласно которому сдача ледовой переправы в эксплуатацию проводится в присутствии комиссии, в состав которой входят и представители местной (областной, городской или районной) администрации. Данное положение предполагает присутствие представителей местной (областной, городской или районной) администрации в составе комиссии при непосредственной сдаче ледовой переправы в эксплуатацию, тогда как п. 5.2 Правил указывает на необходимость выдачи администрациями муниципальных образований соответствующих заключений перед предъявлением ледовых переправ Государственной комиссии, т.е. регламентирует отношения, не связанные собственно с комиссионным принятием ледовой переправы в смысле п. 6.8 вышеназванной Инструкции. При этом также нарушается и принцип, установленный подп. "з" п. 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о самостоятельном осуществлении своих полномочий органами местного самоуправления. Поскольку вопросы осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья отнесены статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, органы местного самоуправления (администрации муниципальных образований, в частности), вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок реализации соответствующих полномочий, а, значит, и определять необходимость участия представителей администраций муниципальных образований в выдаче заключений лицам, эксплуатирующим ледовые переправы, до предъявления переправ Государственной комиссии. Данные основания позволяют суду сделать вывод о превышении органом исполнительной власти субъекта РФ предоставленных ему полномочий при издании нормативного правового акта, в связи с чем исследования других обстоятельств в данной части, в том числе наличия коррупциогенных факторов, не требуется.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено Правительством Республики Саха (Якутия) с нарушением компетенции и действующего законодательства в сфере утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 5.2 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 года N 276 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 г. N 222) "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории Республики Саха (Якутия)" в части, устанавливающей обязанности лиц, эксплуатирующих ледовые переправы, получать перед предъявлением их Государственной комиссии заключения на эксплуатацию от органов Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), Государственного пожарного надзора по Республике Саха (Якутия), ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия), Отдела Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Саха (Якутия), Ленского ГБУВПиС, администраций муниципальных образований со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2011 г. N 3-32/11
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 7 февраля 2012 г. N 10