Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(Приложение N 1)
Концепция
перехода муниципального образования "Нерюнгринский район" на программный бюджет
(утв. постановлением Нерюнгринской Районной администрации от 30.12.2011 г. N 2776)
Концепция перехода муниципального образования "Нерюнгринский район" на программный бюджет разработана в рамках реализации "Программы повышения эффективности бюджетных расходов Нерюнгринского района на 2011- 2012 г.г." и содержит общие принципы и подходы к организации процесса перехода Нерюнгринского района на программно-целевое финансирование расходов муниципального бюджета в рамках проводимого реформирования бюджетного процесса и внедрения в практику деятельности органов местного самоуправления инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
1. Основные понятия и термины
В настоящем документе используются следующие понятия и термины:
- муниципальная целевая программа Нерюнгринского района (далее - МЦП, программа) - документ, содержащий увязанный по ресурсам и срокам комплекс мероприятий, направленных на достижение стратегических целей и решение тактических задач ответственного исполнителя программы, утверждаемый Нерюнгринской районной администрацией и являющийся неотъемлемой частью муниципального бюджета;
- основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
- подпрограмма (стратегическое направление) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
- целевой индикатор - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи программы;
- непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации программы;
- конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации программы (подпрограммы);
- ответственный исполнитель - орган местного самоуправления (структурное подразделение Нерюнгринской районной администрации), являющийся координатором программы и ответственным за формирование и реализацию программы в целом.
- соисполнители программы - органы местного самоуправления (структурные подразделения Нерюнгринской районной администрации), участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности программы и определенные в качестве исполнителей отдельных подпрограмм или мероприятий программы.
- цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального образования посредством реализации муниципальной целевой программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
- задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели (целей) реализации программы (подпрограммы);
- мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
- ожидаемый результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития Нерюнгринского района, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
- общепрограммная деятельность - осуществляемая на регулярной основе органом местного самоуправления (структурным подразделением администрации) деятельность, направленная на обеспечение правовых, организационно-технических и/или иных возможностей для работы органа местного самоуправления и/или структурных подразделений данного органа и имеющая целью поддержание стабильного состояния в соответствующей сфере, для которого не требуется принятия мер программного характера;
- эффективность - соотношение результата с затратами на его достижение;
- факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на ход реализации муниципальной программы (подпрограммы);
- мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия и термины используются в значениях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами Нерюнгринского района.
2. Описание текущей ситуации
В настоящее время в систему управления Нерюнгринского района внедряется практика использования программно-целевых методов. Так, стратегические задачи социально-экономического развития, стоящие перед муниципальным районом, решаются с применением программного подхода в рамках программы социально-экономического развития муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и основных направлений на 2015, 2020 годы (решение Нерюнгринского районного Совета от 15.06.2007 г. N 7-33).
В Положении о бюджетном процессе в Нерюнгринском районе предусмотрена возможность разработки долгосрочных целевых программ.
Для выполнения целей и задач бюджетной политики в 2010-2012 годах, (утверждены постановлением Нерюнгринской районной администрации от 13.11.2009 г. N 1144), органами местного самоуправления планируется принять меры по пересмотру подходов к использованию в бюджетном процессе ведомственных целевых программ, которые должны ориентировать текущую деятельность местной администрации, ее органов (структурных подразделений) на достижение конкретных результатов.
В целях усиления координации работ по подготовке и защите муниципальных программ утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования "Нерюнгринский район" (Постановление Нерюнгринской районной администрации от 08.12.2010 г. N 2728). Порядок регулирует процесс разработки, рассмотрения, утверждения и реализации Программ развития по отраслям экономики и социальному блоку.
В соответствии с Порядком, долгосрочная целевая программа - это увязанный по задачам, ресурсам, срокам осуществления комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком, рассчитанных на срок от 3-х лет и обеспечивающих эффективное решение задач в области муниципальной политики в установленных сферах деятельности.
Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Методическое руководство и координацию исполнения Программ осуществляет Управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации.
В 2010 году на территории района реализовывалось 22 целевые программы, большая часть которых являлась долгосрочными программами (с горизонтом планирования от 3-х до 10 лет), в 2011 году реализуется 15 программ, при этом 13 из них завершают в 2011 году свое действие.
Проведенный анализ действующих целевых программ показал, что на момент подготовки Программы практика использования программно-целевых методов управления при расходовании бюджетных средств ориентирована в основном на развитие человеческого капитала.
Распределение целевых программ по приоритетам социально-экономического развития района в 2011 году следующее:
- развитие человеческого капитала - 40,5% (6 из 15);
- комплексное развитие территории, т.е. программы, направлены на создание благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности - 53% от общего количества программ (8 из 15);
- повышение качества управления финансами - 6,5% (1из 22).
Помимо долгосрочных целевых программ, на территории муниципального образования также реализуются ведомственные целевые программы, представляющие собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем бюджетных средств по выполнению муниципальных услуг населению и измеряемой целевыми показателями.
Порядок разработки и реализации указанных программ утвержден Постановлением Нерюнгринской районной администрации от 25.11.2010 г. N 2581
Таким образом, в муниципальном районе внедрены основные элементы программно-целевого планирования расходных обязательств через механизм разработки и реализации целевых программ. Но действующей системе программно-целевого управления присущ ряд недостатков, снижающих эффективность использования программно-целевого метода:
- действующая программа социально-экономического развития Нерюнгринского района завершает свое действие в 2011 году, и в настоящее время новая программа не разработана;
- не всегда четко прослеживается связь целей и задач, сформулированных в целевых программах, с конечными общественно значимыми результатами, определенными в программе социально-экономического развития муниципального образования;
- не налажен учет показателей достижения целей и задач долгосрочных целевых программ при формировании местного бюджета на очередной финансовый год;
- отсутствуют механизмы конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств по целевым программам;
- отсутствуют механизмы оценки бюджетной и социальной эффективности осуществляемых бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в разрезе объектов;
- муниципальные правовые акты, регламентирующие процесс разработки, утверждения и реализации целевых программ, требуют корректировки;
- действующие автоматизированные системы планирования и исполнения бюджета требуют совершенствования в части обеспечения реализации механизмов программного бюджетирования и оценки эффективности реализации программ.
Все это не позволяет в полной мере использовать целевые программы как реальный управленческий механизм, который обеспечивает взаимосвязь объемов финансирования местной администрации (ее органов и структурных подразделений) и подведомственных отраслей с достигнутыми результатами. Кроме того, с принятием Правительством Российской Федерации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. N 1101-р) наступил новый этап в развитии бюджетной реформы, предполагающий переход к программно-целевой структуре бюджета.
Приоритетом бюджетной политики на федеральном уровне в настоящий момент является переход на формирование программного бюджета, в рамках которого практически все расходы бюджета финансируются по программам с четко установленными целями, задачами, показателями. Для внедрения системы программ в бюджетный процесс будут внесены изменения в Бюджетную классификацию РФ.
В связи с этим становится необходимым усовершенствование используемых в муниципальном образовании инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, создание системы бюджетного планирования, при которой объемы бюджетных ассигнований будут определяться результативностью деятельности органов власти, важностью решаемых ими задач для достижения целей социально-экономического развития района. Решением данной задачи может стать переход к формированию бюджета на программной основе.
3. Основные принципы формирования программного бюджета.
При переходе к программному бюджету в Нерюнгринском районе должны быть соблюдены следующие принципы:
1) Принцип формирования муниципальных программ, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей их достижения.
Слабая увязка стратегического и бюджетного планирования является одной из основных проблем, на решение которых направлено внедрение программного бюджетирования. Необходимость обеспечения взаимосвязи и взаимозависимости бюджетных расходов с целями стратегического развития продиктована как потребностью в повышении эффективности использования бюджетных средств, так и продекларированной на федеральном уровне необходимостью достижения целей в различных сферах социально-экономического развития.
Реализация данного принципа требует также изменения подходов к формированию основных стратегических документов развития муниципального образования в целом и отдельных отраслей, которые помимо декларативных положений должны содержать перечни конкретных целей, задач и индикаторов развития, достижимых в срок реализации стратегии (программы СЭР), которые в дальнейшем должны лечь в основу муниципальных программ.
Ключевыми условиями реализации данного принципа являются:
- разработка и принятие Стратегии развития Нерюнгринского района и (или) Программы социально-экономического развития Нерюнгринского района;
- формирование долгосрочного прогноза основных показателей социально-экономического развития Нерюнгринского района;
- формирование перечня муниципальных программ, исходя из целей и задач социально-экономического развития Нерюнгринского района;
- учет в стратегических документах муниципального образования положений Стратегии и Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
2) Принцип максимально полного охвата муниципальными программами сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований местного бюджета.
При реализации данного принципа основу бюджета должны составлять муниципальные целевые программы, охватывающие основные сферы деятельности районной администрации и учитывающие основные направления социально-экономического развития муниципального образования. При этом основой для выделения программы должен являться отраслевой принцип и направленность мероприятий программы на достижение единой цели.
3) Принцип интеграции регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ.
Программа должна охватывать все возможные инструменты регулирования социально-экономического развития в сфере реализации муниципальной программы. В состав программы должны включаться как расходы на мероприятия и бюджетные инвестиции, так и на текущую деятельность ответственного исполнителя и подведомственных ему учреждений. Различные виды расходов могут быть разделены на подпрограммы в зависимости от целей и задач, которые планируется решить с их помощью. В состав программы должны быть включены действующие ведомственные программы, а также долгосрочные целевые программы, направленные на решение задач в сфере реализации муниципальной программы. Кроме того, в состав программы должны включаться разделы (подпрограммы), направленные на обеспечение нормативно-правового, налогового, тарифного регулирования в сфере реализации программы.
4) Принцип индивидуальной ответственности ответственных исполнителей и соисполнителей программы, их структурных подразделений и должностных лиц за реализацию программ, подпрограмм и мероприятии (достижение конечных результатов).
Каждый орган местного самоуправления (подразделение Нерюнгринской районной администрации), осуществляющий полномочия по решению вопросов местного значения в какой-либо сфере, должен отвечать, по крайней мере, за одну программу. При этом руководитель органа (подразделения) несет персональную ответственность за достижение установленных целей, задач и показателей программы (программ).
Несколько программ рекомендуется разрабатывать в случаях, если:
- орган осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в нескольких сферах;
- помимо ведомственных целей (которые могут быть решены в рамках одного ведомства) могут быть межведомственные цели и задачи, достижение которых должно быть вынесено в отдельную программу.
В случае, если орган отвечает за несколько муниципальных программ, его структура должна обеспечивать безусловное разделение ответственности за реализацию программ (подпрограмм) между структурными подразделениями. При этом сферы ответственности между структурными подразделениями не должны пересекаться. Аналогичным образом должна быть установлена персональная ответственность за реализацию отдельных мероприятий программы (на уровне структурных подразделений и должностных лиц).
5) Принцип конкурентного характера распределения бюджетных средств между ответственными исполнителями на реализацию интенсивного варианта программы. Данный принцип является ключевым для создания системы мотивации органов власти к повышению эффективности бюджетных расходов.
Ключевым элементом создания системы мотивации к повышению эффективности расходов должно стать внедрение конкуренции между распорядителями бюджетных средств за средства бюджета, направляемые на реализацию интенсивного варианта программы, то есть мероприятий, направленных на развитие сферы реализации программы, не относящихся к текущему финансированию. Размер средств бюджета, передаваемых ответственным исполнителям на реализацию интенсивного варианта, будет зависеть от качества представленных обоснований и доказанности потребности в дополнительных ресурсах. При определении объема заявок на финансирование может использоваться как принцип установления предельных объемов ассигнований для конкретного органа (на первом этапе), так и принцип свободного формирования объема заявки с дальнейшим конкурсным распределением ассигнований.
Аналогичным образом, на конкурентной основе, могут распределяться незапланированные дополнительные доходы бюджета.
Принцип конкурсного распределения средств может также использоваться при проведении секвестра бюджета в случае сокращения доходной части вследствие неблагоприятных экономических обстоятельств.
6) Принцип обоснованности муниципальных программ.
Муниципальные программы, являясь сложным инструментом бюджетного планирования, требуют тщательной проработки и высококвалифицированной оценки их содержания как на этапе разработки и утверждения, так и на этапе оценки достигнутых результатов. Кроме того, важность решаемых задач и объем распределяемого финансирования требуют, чтобы принимающий программы орган имел высокий административный статус, а также мог обеспечить открытость и прозрачность процесса распределения бюджетных средств между программами.
Реализация данного принципа возможна при соблюдении следующих условий:
- обязательная экспертиза проектов программ, включая использование инструментов независимой и общественной экспертизы;
- утверждение программ коллегиальным координационным органом, на который также должны быть возложены функции по контролю и оценке результатов программ.
7) Принцип включенности муниципальных программ в бюджетный процесс на этапах принятия и исполнения решения о бюджете.
При переходе к программному бюджету изменения, вносимые в бюджетный процесс, должны обеспечивать следующие результаты:
- распределение бюджетных ассигнований с учетом не только сложившегося уровня расходов, но и результативности деятельности различных субъектов бюджетного планирования;
- использование результатов оценки деятельности ответственного исполнителя, как информационного ресурса при принятии решений о распределении бюджетных ассигнований;
- учет при принятии решений о распределении бюджетных ассигнований интересов различных заинтересованных сторон, обеспечение баланса интересов в данном процессе.
Процесс формирования, согласования и утверждения муниципальных программ должен стать неотъемлемой частью процесса формирования муниципального бюджета, который после завершения переходного периода будет состоять из совокупности муниципальных программ, а также минимальной по объему непрограммной части.
При этом в переходный период должна быть обеспечена преемственность с существующей структурой бюджета, для чего необходимо формировать бюджет, как в разрезе программ, так и в традиционном функциональном и ведомственном представлении.
В рамках бюджетного процесса утверждение муниципальных программ должно быть полномочием Нерюнгринской районной администрации, а утверждение Решения о бюджете, включающего все муниципальные программы в целом - полномочием Совета депутатов. Таким образом, обеспечивается должный баланс ответственности между исполнительной и законодательной властью.
Для полного и эффективного внедрения программного бюджета необходимо обеспечить программное представление бюджета не только на этапе планирования, но и на этапе исполнения бюджета. При этом на переходном этапе возможно параллельное сосуществование действующего и программного представления для обеспечения преемственности и плавного перехода от действующей бюджетной классификации к классификации в разрезе программ и видов расходов.
8) Принцип открытости и прозрачности механизмов разработки и утверждения муниципальных программ.
Одной из целей внедрения программного бюджета является создание понятного и открытого механизма формирования и представления бюджета, которые будут достигаться с помощью утверждения бюджета в разрезе программ по видам расходов, а также использованием процедур публичного представления и обсуждения проектов муниципальных программ (публикация проектов на интернет-сайтах, проведение публичных слушаний, привлечение независимых экспертов к оценке проектов программ).
4. Основные цели и задачи перехода к программному бюджету.
Основными целями перехода к программному бюджету являются:
- обеспечение ориентации деятельности органов местного самоуправления на достижение целей и задач социально-экономического развития муниципального образования;
- создание системы планирования и исполнения муниципального бюджета, которая обеспечивает увязку объемов финансирования отраслей общественного сектора с полученными результатами;
- повышение эффективности расходов муниципального бюджета;
- создание прозрачной и понятной для населения и депутатов Совета депутатов системы представления бюджета, в которой четко определяются объемы финансирования конкретных направлений и ожидаемые результаты;
- реализация установленных на федеральном и республиканском уровне новых принципов формирования бюджета.
Основными задачами перехода к программному бюджету являются:
- разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей переход к программному бюджету, совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих применение отдельных инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, с целью включения их в единую систему планирования и исполнения бюджета;
- повышение уровня ответственности муниципальных служащих за результаты деятельности;
- создание организационных механизмов, обеспечивающих связь объемов бюджетного финансирования с показателями результатов деятельности ответственных исполнителей муниципальных программ;
- организация мониторинга исполнения бюджета, при котором будет оцениваться не только эффективность, обоснованность, целевое использование бюджетных средств, но и достижение установленных показателей результатов.
5. Структура муниципальных программ.
Муниципальная программа должна состоять из подпрограмм, нацеленных на решение отдельных программных задач. На первом этапе в качестве подпрограмм могут рассматриваться действующие долгосрочные целевые программы в соответствующей сфере (до окончания срока их реализации). Действующие ведомственные целевые программы могут включать в состав подпрограмм в качестве основных мероприятий.
В случае если муниципальная программа носит локальный характер (например, вследствие ограниченности сферы, регулируемой ответственным исполнителем программы), такая программа может состоять из перечня мероприятий без деления на подпрограммы.
Принятие решение о судьбе действующих долгосрочных целевых программ зависит от уровня межведомственного взаимодействия, необходимого для реализации данных программ. В случае, если программа носит локальный характер и не требует сложного межведомственного взаимодействия, такая программа может быть включена в муниципальную программу на уровне подпрограммы.
Программы, требующие сложного межведомственного взаимодействия, могут быть утверждены в качестве отдельных муниципальных программ. При этом в документе об утверждении такой программы должен быть указан ответственный исполнитель программы, а также перечень органов - соисполнителей программы. К программе также должен прилагаться регламент межведомственного взаимодействия в рамках реализации такой программы, устанавливающий ответственность органов-соисполнителей перед ответственным исполнителем программы за достижение результатов в сфере своей ответственности.
Муниципальная программа может также включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы, в которую включаются расходы на содержание органов местного самоуправления - ответственных исполнителей и соисполнителей программы.
Муниципальная программа должна иметь следующую структуру:
1) паспорт муниципальной программы, содержащий основные параметры программы (по аналогии с целевыми программами);
2) текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
а) характеристика текущего состояния сферы реализации программы (перечень основных проблем, результаты SWOT-анализа);
б) цели и задачи программы;
в) ресурсное обеспечение программы;
г) подпрограммы (основные направления), реализуемые в составе муниципальной программы, с указанием основных мероприятий;
д) перечень целевых индикаторов и показателей;
е) организация управления программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы;
ж) методика оценки достижения конечных результатов программы.
3) приложения к текстовой части муниципальной программы, содержащие информацию о планируемых расходах, а также необходимые данные, расшифровывающие отдельные разделы текстовой части;
4) подпрограммы муниципальной программы. Муниципальные программы разрабатываются в двух вариантах - базовом и интенсивном:
- базовый вариант формирования программы определяет основные параметры развития отрасли при объемах финансирования, необходимых для обеспечения возложенных на ответственного исполнителя функций с учетом возможностей местного бюджета.
- интенсивный вариант формирования программы определяет параметры развития отрасли при финансировании, обеспечивающем достижение стратегических целей, улучшение состояния отрасли, существенное снижение негативных факторов, сдерживающих эффективное развитие отрасли. Интенсивный вариант предусматривает расходы на развитие и модернизацию отрасли.
При этом мероприятия, определяющие интенсивный вариант реализации программы, включаются в программу в качестве отдельной подпрограммы.
Таким образом, система подпрограмм включает в себя:
- подпрограммы, определяющие базовый вариант реализации программы (исходя из имеющихся функций органов местного самоуправления, текущего финансирования и действующих ведомственных целевых программ);
- подпрограммы, содержащие действующие долгосрочные целевые программы (на срок их реализации);
- подпрограмма, направленная на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы (содержание органов местного самоуправления - ответственного исполнителя и соисполнителей программы);
- подпрограмма, определяющая интенсивный вариант реализации программы (мероприятия, направленные на развитие сферы реализации программы, выходящие за рамки текущего финансирования).
6. Требования к содержанию муниципальной программы.
В разделе "Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы" должна содержаться развернутая постановка проблемы, включая SWOT-анализ текущего состояния с указанием объективных показателей, прогноз развития сферы реализации программы, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития муниципального образования, сопоставление ситуации в рассматриваемой сфере по сравнению с другими схожими муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия) и Российской Федерацией в целом (при возможности проведения такого сравнения).
В разделе "Цели и стратегические направления программы" должны быть представлены развернутые формулировки основной цели и стратегических направлений программы.
Основная цель программы должна отражать конечные результаты реализации программы, при этом задачи должны быть направлены на достижение основной цели программы.
Цель программы - стратегическая цель деятельности ответственного исполнителя программы, соответствующая приоритетам развития муниципального образования и направлениям развития подведомственной отрасли. Цели устанавливаются на весь срок действия программы (5 лет). Целью являются показатели конечного социально-значимого результата. За достижение целей несет ответственность орган местного самоуправления - ответственный исполнитель программы (персональная ответственность - руководитель органа).
Цель должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Задачи - тактические задачи, необходимые для достижения цели ответственного исполнителя программы. Задачи могут носить как среднесрочный характер (5 лет), так и устанавливаться на краткосрочную перспективу (до 3 лет). Набор задач должен быть необходимым и достаточным для достижения цели. Показателями задач могут быть как показатели конечного, так и непосредственного результата.
Подпрограммы должны формироваться таким образом, чтобы обеспечивать решение задач программы (одной или нескольких). Систему целеполагания и систему подпрограмм целесообразно формировать таким образом, чтобы целями подпрограмм были задачи муниципальной программы, при этом подпрограммы не должны пересекаться (не должно быть двух различных подпрограмм, направленных на достижение одной задачи программы).
Подпрограммы будут состоять из перечня мероприятий, необходимых для достижения задач программы. По каждому мероприятию будет установлен показатель, характеризующий результат реализации мероприятия. Результаты выполнения мероприятий подпрограммы должны измеряться показателями непосредственных результатов.
Целевые индикаторы программы, количественно характеризующие ход ее реализации, решение определенных стратегических направлений и достижение цели муниципальной программы, должны:
а) отражать специфику развития конкретной отрасли, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
б) иметь количественное значение, измеряемое или рассчитываемое по утвержденным методикам;
в) непосредственно зависеть от решения основных стратегических направлений реализации муниципальной программы.
Данный раздел должен включать непосредственные и конечные результаты на период реализации программы, а также значения целевых индикаторов долгосрочной программы социально-экономического развития муниципального образования. Программы должны предусматривать вариантное планирование значений целевых показателей в зависимости от объема бюджетных ассигнований. Для реализации данного положения на этапе бюджетного планирования ответственные исполнители должны провести обоснование их системы и объемов их финансирования. При этом целесообразно представить не менее двух вариантов решения выявленных проблем с различными объемами финансирования. В зависимости от объема финансирования подпрограммы могут быть представлены различные значения показателей, характеризующих достижение целей и задач муниципальной программы в целом.
Наравне с показателями конечных и непосредственных результатов программами должны быть предусмотрены показатели эффективности бюджетных расходов в их общепринятом понимании, а именно показателей удельных расходов бюджетных средств на достижение единицы непосредственного и конечного результата. При этом необходимо определить такие показатели по каждой из задач программы, ограничив их число.
Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам и определяться на основе данных федерального либо регионального статистического наблюдения.
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
Раздел "Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы" должен содержать:
- сведения об ответственных исполнителях, соисполнителях программы, осуществляющих управление программой;
- информацию об исполнителях (соисполнителях), ответственных за подготовку и предоставление оперативной (или годовой) отчетности и информационных данных, сроки представления и т.д.;
- механизмы управления программой в целях повышения эффективности ее реализации.
Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривает:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- качественную, и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
Раздел "Методика оценки достижения конечных результатов программы" разрабатывается ответственными исполнителями с учетом специфики программы.
Методика оценки достижения конечных результатов программы представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации программы.
При проведении оценки достижения конечных результатов программы должны учитываться фактические достижения целевых индикаторов с учетом объема ресурсов, направляемых на их достижение.
Методика оценки эффективности муниципальной программы (подпрограммы) должна учитывать необходимость проведения оценок:
- степени достижения целей и решения задач программы;
- степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета;
- степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
В разделе "Ресурсное обеспечение программы" должны быть указаны параметры финансирования на весь период реализации программы с разбивкой по годам с учетом средств федерального, республиканского, местного бюджетов, привлекаемых внебюджетных источников, средств хозяйствующих субъектов по базовому и интенсивному вариантам. Объем бюджетных ассигнований указывается в ценах планируемых лет.
Предельный объем расходов муниципального бюджета на реализацию муниципальной программы при ее формировании должен определяться решением Нерюнгринской районной администрации. При этом Решением о бюджете будет определяться объем финансирования на текущий финансовый год и плановый период. Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов муниципального бюджета на реализацию муниципальной программы будет определяться Порядком составления проекта бюджета Нерюнгринского района на очередной финансовый год и плановый период.
7. Общие требования к порядку разработки, согласования и утверждения муниципальной программы.
Разработка муниципальной программы осуществляется на основании перечня муниципальных целевых программ Нерюнгринского района, формируемого Нерюнгринской районной администрацией и утверждаемого главой муниципального образования.
Непосредственным исполнителем подготовки Перечня муниципальных программ является Управление экономического развития и муниципального заказа Нерюнгринской районной администрации.
Перечень программ определяется на основании:
- долгосрочной программы социально-экономического развития Нерюнгринского района;
- полномочий муниципального образования, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Не допускается разработка и утверждение программы в случае, если данная программа не включена в перечень муниципальных программ.
Перечень муниципальных программ должен содержать:
- наименование программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- наименование соисполнителей программы;
- наименование подпрограмм.
Муниципальные программы разрабатываются на срок пять лет в целях реализации долгосрочной программы социально-экономического развития Нерюнгринского района, во взаимосвязи с программами, принятыми на республиканском уровне.
Муниципальные программы разрабатываются ответственным исполнителем в соответствии с методическими рекомендациями по разработке муниципальных программ, которые утверждаются Нерюнгринской районной администрацией по согласованию с финансовым органом муниципального образования (далее - методические рекомендации).
Работа с муниципальными программами должна включать следующие последовательные этапы:
1) Аналитический этап:
Данный этап предполагает проведение Управлением экономического развития и муниципального заказа анализа действующих стратегических документов Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия), а также действующих концепций и программ развития отраслей экономики и социальной сферы. В случае отсутствия документов, определяющих стратегию социально-экономического развития муниципального образования, должна быть обеспечена их разработка и принятие. Результатом анализа должен стать перечень сфер реализации муниципальных программ с указанием органов местного самоуправления (их структурных подразделений), ответственных за реализацию муниципальных программ в указанных сферах. Данный перечень подлежит утверждению на заседании Бюджетной комиссии.
2) Направление финансовым органом ответственным исполнителям программ информации о предельных объемах бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в рамках базового варианта.
3) Направление финансовым органом ответственным исполнителям программ информации о предельных объемах бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в рамках интенсивного варианта (если лимитирование заявок установлено положением о программах).
Следует отметить, что конкурсный характер распределения ассигнований должен внедряться постепенно. На первоначальных этапах внедрения программного бюджета до ответственных исполнителей должен доводиться ориентировочный уровень предельных ассигнований на реализацию интенсивного варианта программы. Вопрос изначального распределения ассигнований должен рассматриваться на заседании Бюджетной комиссии с участием всех заинтересованных сторон.
Часть подпрограмм (мероприятий), предложенных ответственными исполнителями программ сверх предельных объемов бюджетных ассигнований и признанных Бюджетной комиссией целесообразными, могут быть отложены и профинансированы за счет дополнительных доходов бюджета.
В дальнейшем при отработке системы целеполагания, а также механизмов распределения бюджетных ассигнований в зависимости от достигнутых результатов и муниципальных приоритетов бюджетной политики в планируемом периоде может быть рассмотрена возможность изменения подходов к распределению бюджета на реализацию программ развития (интенсивного варианта). В частности, может быть рассмотрена возможность прекращения установления предельных объемов ассигнований для каждого ответственного исполнителя с тем, чтобы исходный размер заявки на ассигнования из бюджета ничем не ограничивался. Преимуществом данного подхода является высокая степень свободы ответственных исполнителей в демонстрации возможностей достижения результативности при различных уровнях финансирования, что может привести к выявлению не очевидных заранее резервов деятельности. Вместе с тем, при использовании такого подхода появляется вероятность того, что размер бюджетных заявок превысит объем бюджета, что сделает их анализ более трудоемким и осложнит принятие окончательного решения.
4) Составление проекта программы, включая проекты подпрограмм.
Разработка проекта муниципальной программы должна осуществляться ответственным исполнителем программы.
Внутренний порядок разработки проекта программы должен определяться:
- для органов местного самоуправления (структурных подразделений администрации), имеющих статус юридического лица - приказом (распоряжением) руководителя органа;
- для структурных подразделений администрации, не имеющих статуса юридического лица - распоряжением главы администрации.
В рамках разработки проекта программы ответственный исполнитель должен осуществить следующие действия:
- определить перечень и состав подпрограмм (включая ведомственные и долгосрочные целевые программы), подлежащих включению в п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.