Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
от 21 февраля 2012 года ГС N 1255-IV
Рекомендации
парламентских слушаний на тему "О ходе реализации концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года"
г. Якутск |
21 декабря 2011 года |
Заслушав и обсудив доклад первого заместителя руководителя Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Л.С. Ивановой, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.
В целях реализации Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Концепция) на первом этапе утвержден План действий по реализации Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2011 года (далее - План).
В рамках реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Комфортное и доступное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса" органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) проводится комплекс мероприятий по социально-экономическому развитию арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы, устанавливающей правовые основы гарантий самобытного социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Законодательством закреплен традиционный вид хозяйственной деятельности малочисленных народов - северное домашнее оленеводство.
В целях комплексного решения проблем по обеспечению населения и учреждений социальной сферы арктических и северных улусов (районов) Республики Саха (Якутия) (далее - арктические и северные улусы) потребительскими товарами, создания эффективного механизма обеспечения населения и насыщения потребительского рынка Арктики утверждена и реализована республиканская целевая программа "Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных улусов (районов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами на 2006-2010 годы". Общий объем ее финансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и иных источников составил 1 002,1 млн. рублей. В результате принятых мер достигнуты цели указанной программы.
Общий объем финансирования расходов, связанных с обеспечением функционирования автомобильных дорог в арктических и северных улусах, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2010 году составил 210,6 млн. рублей, в 2011 году - 181,7 млн. рублей. На финансирование расходов, связанных с проведением ремонта мостовых переходов на участке "Усть-Куйга - Депутатский" автомобильной дороги "Яна", направлено 25,1 млн. рублей.
В результате реализации республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" в арктических и северных улусах получила развитие информационно-коммуникационная инфраструктура отраслей электросвязи, телевидения, радиовещания, подвижной связи. По состоянию на 1 января 2011 года в указанных улусах установлено 79 цифровых автоматических телефонных станций. К завершающему этапу подходит подключение к широкополосному доступу к сети Интернет. Сотовой связью охвачены муниципальный район "Абыйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальное образование "Аллаиховский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальное образование "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)", муниципальное образование "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальное образование "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), муниципальный район "Жиганский национальный эвенкийский район" Республики Саха (Якутия), муниципальный район "Момский район" Республики Саха (Якутия), муниципальный район "Нижнеколымский район", муниципальный район "Оленекский эвенкийский национальный район" Республики Саха (Якутия), муниципальное образование "Среднеколымский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальный район "Томпонский район" Республики Саха (Якутия), муниципальное образование "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальное образование "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)" Республики Саха (Якутия).
По состоянию на 1 июля 2011 года в арктических улусах функционируют 73 отделения почтовой связи, предоставляющие все виды почтовых услуг и обслуживающие 89 населенных пунктов. Населенные пункты расположены на расстоянии 3-175 километров друг от друга, что превышает среднюю протяженность почтовых маршрутов в среднем по Республике Саха (Якутия) в три раза.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Государственная поддержка местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" осуществлены мероприятия по формированию условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территориях арктических улусов.
Во исполнение Соглашения между Республикой Саха (Якутия) и Министерством регионального развития Российской Федерации от 21 сентября 2009 года "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по поддержке экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" сумма средств, предоставленных в 2009-2011 годах из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия) в виде субсидий, составила 174,81 млн. рублей, в том числе в 2009 году -120 млн. рублей, в 2010 году - 24 млн. рублей, в 2011 году - 30,810 млн. рублей. Указанные средства направлены на строительство школы, общежития для медицинских работников, оленеводческих баз и убойного пункта оленей, приобретение оборудования для шоковой заморозки и пакетирования рыбной продукции, капитальный ремонт сельских домов и центров культуры, межевание и проведение землеустроительных работ по закреплению территорий традиционного природопользования кочевых родовых общин, организацию и обеспечение работы кабинетов эвенского, эвенкийского и юкагирского языков, оказание выездной практической помощи населению бригадами врачей, техническое оснащение этнокультурных центров народов Севера, проведение республиканского конкурса этнокультурных центров народов Севера Якутии, закуп оленей.
Несмотря на принимаемые меры показатели социально-экономического развития арктических улусов значительно отстают от аналогичных показателей других улусов (районов) Республики Саха (Якутия). Причинами отставания являются слабое развитие энергетики, коммунального хозяйства, связи и информатизации, повышенная степень износа объектов социальной инфраструктуры.
В период с 2008 по 2011 год в Республике Саха (Якутия) введены в эксплуатацию 43 образовательных учреждения, из них 13 - в арктических и северных улусах.
Существуют проблемы в сфере организации кочевых школ, обусловленные введением общеобразовательных стандартов, переходом на нормативную систему оплаты труда учителей, особенностями кочевого образа жизни. Кочевые школы испытывают недостаток учебно-методической литературы, пособий для внеклассного чтения, в том числе на языках малочисленных народов. Особенно острой является проблема обучения родному языку.
Не решены вопросы создания единой транспортной системы Севера, восстановления арктической транспортной коммуникации - Северного морского пути. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог является фактором, снижающим развитие арктических и северных улусов.
Остаются нерешенными некоторые вопросы сохранения национальной культуры, традиций и обычаев.
Остается нерешенным на федеральном уровне вопрос о правовом регулировании сбора ископаемых остатков мамонтовой фауны.
Не возмещаются убытки, причиненные объединениям малочисленных народов в результате хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
На основании изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (В.Н. Басыгысов) разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы следующие проекты федеральных законов:
1) о северном домашнем оленеводстве;
2) о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части определения правового статуса ископаемых остатков мамонтовой фауны как особого геокриогенного минерального ресурса Крайнего Севера Российской Федерации и установления особых стандартов (правил, норм) пользования этим ресурсом, в том числе для малочисленных народов);
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Г.И. Данчикова):
1) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Концепцию в целях приведения ее в соответствие с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р;
2) разработать и утвердить План действий по реализации Концепции на 2012-2016 годы с учетом следующих мероприятий:
разработка и реализация мер по обеспечению приоритетного права малочисленных народов на предоставление земель, других природных ресурсов, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного природопользования;
совершенствование практики предоставления льгот общинам малочисленных народов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
реализация мер по расширению перечня товаров, необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов арктических и северных улусов, повышению их качества и увеличению объема завоза;
укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, расположенных на территориях арктических улусов и в местах компактного проживания малочисленных народов, оснащение их современным диагностическим оборудованием и обеспечение квалифицированными кадрами;
расширение сети экстренной и мобильной педиатрической помощи на территориях арктических улусов и в местах компактного проживания малочисленных народов;
организация медицинского обслуживания представителей малочисленных народов на местах их производственной деятельности и по месту обращения;
повышение качества образования детей малочисленных народов в арктических улусах и местах компактного проживания этих народов;
финансирование расходов, связанных с участием исполнителей и творческих коллективов, пропагандирующих культуру малочисленных народов, в международных, российских фестивалях и форумах;
организация и финансовое обеспечение функционирования кочевых школ, формирование моделей образовательных учреждений, ориентированных на этнонациональную специфику;
осуществление мер по созданию локальной энергетики, строительство источников энергоснабжения малой мощности для обеспечения качественного энергоснабжения в арктических улусах и местах компактного проживания малочисленных народов;
осуществление мер по обеспечению централизованным теплоснабжением населенных пунктов арктических улусов;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры, создание культурно-этнографических центров в арктических улусах и местах компактного проживания малочисленных народов;
совершенствование мер государственной поддержки развития северного домашнего оленеводства;
обустройство производственно-бытовых комплексов оленеводческих бригад на местах их кочевий;
возмещение убытков, причиненных объединениям малочисленных народов в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в соответствии с методикой исчисления размера этих убытков, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 года N 565;
реализация мер по развитию системы хранения, переработки и сбыта продукции оленеводства, рыболовства, охоты и других традиционных промыслов.
3. Главам муниципальных образований, расположенных на территориях арктических улусов, и главам поселений, являющихся местами компактного проживания малочисленных народов:
1) обеспечить разработку муниципальных программ социально-экономического развития указанных территорий на 2012-2016 годы с учетом основных положений Концепции;
2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в уставы муниципальных образований в части обеспечения взаимодействия с хозяйствующими субъектами в области охраны окружающей среды.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2012 г. ГС N 1255-IV "О рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.