Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II Система управления муниципальной собственностью муниципального образования "Нерюнгринский район"
1. Управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями
1.1. Муниципальное унитарное предприятие (далее по тексту - предприятие) - юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и осуществляющее свою деятельность на базе муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
1.2. Муниципальное учреждение (далее по тексту - учреждение) - некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
1.3. Имущество предприятий (учреждений) является муниципальной собственностью.
Закрепление муниципального имущества за предприятиями (учреждениями) осуществляется на основании правовых актов Нерюнгринской районной администрации, путем заключения соответствующих договоров:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления;
- безвозмездного пользования;
- аренды;
- доверительного управления.
1.4. Решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий (учреждений) принимаются в соответствии с Порядком принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений муниципального образования "Нерюнгринский район".
1.5. Учет предприятий и учреждений ведется КЗиИО в соответствующем Реестре.
1.6. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) КЗиИО разрабатывает проекты договоров хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, концессионного соглашения.
1.7. Управление предприятиями (учреждениями) осуществляется главой района через заместителей главы районной администрации, курирующих соответствующую сферу деятельности, а также через соответствующие отраслевые (функциональные) органы районной администрации. Перечень предприятий (учреждений), закрепленных за соответствующими отраслевыми (функциональными) органами районной администрации, утверждается главой района.
1.8. Компетенция субъектов управления предприятиями (учреждениями).
1.8.1 КЗиИО:
- обеспечивает учет имущества предприятий (учреждений) в Реестре муниципальной собственности;
- утверждает Уставы предприятий и согласовывает уставы учреждений;
- осуществляет оформление необходимых документов о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- осуществляет оформление договоров безвозмездного пользования, доверительного управления, аренды муниципального имущества;
- осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества предприятий (учреждений);
- обеспечивает оформление решений районной администрации о реорганизации и ликвидации предприятий;
- оформляет проекты правовых актов районной администрации на предоставление предприятиям (учреждениям) согласия по распоряжению муниципальным имуществом;
- осуществляет подготовку документов к проведению балансовой комиссии;
- осуществляет иные полномочия по управлению предприятиями (учреждениями), определяемые законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами органов местного самоуправления.
1.8.2. Заместители главы районной администрации и подчиненные им отраслевые (функциональные) органы районной администрации:
- осуществляют оперативное управление предприятиями (учреждениями) соответствующей отрасли;
- при создании предприятий (учреждений), либо при внесении изменений в их Уставы подают в КЗиИО предложения, определяющие предмет и виды деятельности данного предприятия (учреждения), дают заключение о целесообразности расширения видов деятельности предприятия (учреждения);
- при подготовке предложений главе района о реорганизации предприятий (учреждений) вносят предложения по реорганизации, технико-экономические обоснования по распределению имущества, готовят предложения по погашению кредиторской задолженности, разрабатывают другие вопросы, вытекающие из процесса реорганизации;
- разрабатывают совместно с предприятиями (учреждениями) нормативы численности работников предприятия(учреждения), а также норматив фонда оплаты труда;
- участвуют в балансовых комиссиях, в подготовке анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (учреждений) и вносят предложения по результатам балансовых комиссий на рассмотрение главе района;
- определяют финансово-хозяйственную политику основной деятельности предприятий (учреждений), согласовывают программы развития и инвестиционные программы;
- осуществляют иные полномочия по управлению предприятиями (учреждениями), определяемые действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правовыми актами органов местного самоуправления.
1.9. Руководители предприятий (учреждений) назначаются главой района.
Заключение и расторжение контракта с руководителями предприятий (учреждений) осуществляются только при наличии акта приема-передачи имущества (основных средств) предприятия (учреждения).
В целях установления соответствия руководителей предприятий (учреждений) занимаемой должности, улучшения подбора и расстановки руководящих кадров, повышения ответственности за результаты принимаемых ими решений, совершенствования деятельности предприятий (учреждений) проводится аттестация руководителей предприятий (учреждений).
1.10. Руководители предприятий (учреждений) обязаны представлять в КЗиИО ежегодный отчет о деятельности предприятия (учреждения) и копию годового бухгалтерского баланса. КЗиИО на основании отчетов предприятий проводит анализ эффективности использования муниципального имущества.
Руководители предприятий и учреждений обязаны отчитываться на балансовых комиссиях при районной администрации.
Состав балансовой комиссии утверждается правовым актом районной администрации. Председателем балансовой комиссии является заместитель главы районной администрации по экономике, финансам, торговле.
Балансовая комиссия на основании отчетов предприятий проводит анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
Глава района в случае неудовлетворительной структуры баланса предприятия может принять решение о реализации следующих мероприятий:
- передача в аренду предприятия как имущественного комплекса;
- реорганизация и реструктуризация предприятия;
- смена руководителя предприятия;
- для социально значимых предприятий разработка специальных программ оздоровления;
- изменение формы собственности (приватизация);
- добровольная ликвидация предприятия.
В случае, если данные мероприятия проводить экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата, КЗиИО в установленном действующим законодательством порядке обращается в Арбитражный суд.
1.11. Приватизация предприятий осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
1.12. В случаях предусмотренных федеральным законодательством КЗиИО организует проведение открытого конкурса по отбору аудитора (или аудиторской организации).
По результатам конкурса заключается муниципальный контракт с аудитором (или аудиторской организацией), в котором отражается перечень муниципальных унитарных предприятий, подлежащих проверке.
Оплата аудитору (или аудиторской организации) проводится либо КЗиИО, либо предприятием самостоятельно (определяется договором).
Один экземпляр отчета в обязательном порядке предоставляется КЗиИО.
1.13. Муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения закрепляется за предприятием решением районной администрации. Пределы права хозяйственного ведения устанавливаются договором между КЗиИО и предприятием в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
1.14. Порядок приобретения права хозяйственного ведения на имущество.
1.14.1. Передача имущества предприятию осуществляется после заключения соответствующего договора по передаточному акту.
1.14.2. Предприятие обязано произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.
1.15. Порядок распоряжения имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения:
1.15.1. Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами и иными правовыми актами, а также настоящим Порядком.
1.15.2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия КЗиИО, которое оформляется в форме распоряжения.
1.15.3. Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены Уставом такого предприятия.
1.15.4. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством.
1.15.5. Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, на основании решения балансовой комиссии перечисляется в местный бюджет муниципального образования "Нерюнгринский район".
1.15.6. Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
1.15.7. Изъятие имущества у предприятия осуществляется путем издания правового акта районной администрации в установленном законом порядке.
1.15.8. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляет КЗиИО.
1.16. Муниципальное имущество на праве оперативного управления за учреждением закрепляется правовыми актами районной администрацией. Пределы права оперативного управления устанавливаются договором между КЗиИО и учреждением в соответствии с Гражданским кодексом РФ и настоящим Порядком.
1.17. Порядок приобретения права оперативного управления на имущество:
1.17.1. Передача имущества учреждению осуществляется после заключения соответствующего договора по передаточному акту.
1.17.2. В случае, если инициатором приобретения права оперативного управления является учреждение, то оно подает заявление, подписанное руководителем, главе района. В заявлении должно быть указано наименование имущества, для какой цели и как оно будет использоваться учреждением в соответствии с его уставной деятельностью.
1.17.3. Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации учреждением в соответствии с действующим законодательством.
1.18. Порядок распоряжения имуществом, закрепленным на праве оперативного управления.
1.18.1. Учреждение, которому имущество принадлежит на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, а также настоящим Порядком.
1.18.2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
1.18.3. Если в соответствии с учредительными документами бюджетному, автономному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (оказывать платные услуги), доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного, автономного учреждения.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в бюджет Нерюнгринского района.
1.18.4. Порядок предоставления в распоряжение особо ценного движимого имущества или приобретенного за счет средств выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, осуществляется на основании обращения учреждения и правового акта районной администрации, в соответствии с утвержденным Порядком Нерюнгринской районной администрацией.
1.18.5. Право оперативного управления прекращается по основаниям и в порядке, предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
1.18.6. Изъятие имущества у учреждения из оперативного управления осуществляется на основании правового акта районной администрации в установленном законом порядке.
1.18.7. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, осуществляет КЗиИО.
1.19. Виды особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений муниципального образования "Нерюнгринского район" определяются в соответствии с Порядком определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений муниципального образования "Нерюнгринский район" с учетом порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества по представлению главных распорядителей бюджетных средств в отрасли образования, культуры, физической культуры и спорта, а также в иных отраслях.
1.19.1. Правовой акт об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества (исключении имущества из категории особо ценного движимого имущества) оформляется в виде перечня имущества и утверждается районной администрацией.
1.19.2. Районная администрация по мере создания автономного или бюджетного учреждения принимает решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества, на основании видов особо ценного движимого имущества.
1.19.3. Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным и автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета муниципальных учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
2. Муниципальная казна
2.1. Средства местного бюджета и иное имущество района, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют казну муниципального образования "Нерюнгринский район", которая служит средством обеспечения обязательств района, в том числе по заимствованиям.
2.2. К имуществу, составляющему муниципальную казну района, составляют объекты муниципальной собственности:
- земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности района;
- здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной собственности района;
- пакеты акций;
- иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет средств бюджета района;
- находящееся на территории района бесхозяйное имущество в установленном законом порядке, включенное в состав муниципальной собственности.
2.3. Право распоряжения собственностью, учтенной в казне, принадлежит районной администрации и осуществляется посредством КЗиИО.
Передачу имущества казны муниципальным учреждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ от имени муниципального образования "Нерюнгринский район" осуществляет КЗиИО, в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район".
2.4. Субъектами управления имущественной частью муниципальной казны являются:
- Нерюнгринский районный Совет депутатов;
- Нерюнгринская районная администрация;
- Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.
2.5. Финансовое обеспечение по формированию и содержанию имущества, составляющего муниципальную казну района, осуществляется за счет средств местного бюджета и источников, не противоречащих действующему законодательству.
2.6. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременении, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
2.7. Оборот объектов казны осуществляется в следующем порядке:
2.7.1. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне является:- создание новых объектов;
- приобретение объектов от третьих лиц;
- изъятие объектов из имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
- приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи;
- имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
2.7.2. Исключение из казны объектов муниципального имущества происходит:
- путем передачи объектов по решению районной администрации в имущественные комплексы предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
- путем передачи объектов в собственность Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
- в рамках гражданско-правовых сделок (приватизация, мена и др.);
- при исполнении судебных решений;
- при гибели объектов;
- при уничтожении объектов.
Объекты недвижимости, созданные за счет казны, подлежат государственной регистрации и зачислению в казну, в случае, если они не подлежат передаче муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.